Содержание
Введение
I. Глава 1. Сущность внутреннегоаудита
1.1. Необходимостьвозникновения аудита
1.2. Различия внешнего ивнутреннего аудита
II. Глава 2. Организация службывнутреннего аудита
2.1. Структура и составслужбы внутреннего аудита
2.2. Разработкаметодологии внутреннего аудита
III. Глава 3.Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита всоответствии с международными и российскими стандартами аудита
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Внутренний аудит для российской практикипонятие новое, в то же время за рубежом он активно применяется уже с конца XIX векана средних и крупных предприятиях промышленности, строительства,на предприятиях и в организациях транспорта и связи и другихсфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру.
Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересахего собственников и регламентированная его внутренними документами системаконтроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета инадежности функционирования системы внутреннего контроля.
В настоящее время организаций со сложнойвнутренней структурой достаточно много. Это крупные и средниепредприятия различных сфер деятельности, организации, имеющиебольшое количество структурных подразделений, сложные образования типа холдингов.
Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности отчетностии не решает многих проблем,связанных с совершенствованием системы управления.
Актуальность работы проявляется в том, что внутреннийаудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о еефинансово-хозяйственной деятельности, повышает эффективность системы внутреннегоконтроля, препятствующей возникновениюнарушений, и подтверждает достоверностьотчетов ее обособленных структурных подразделений.
Целью курсовой работы является рассмотрениеорганизации внутреннего аудита.
Дляэтого поставлены следующие задачи:
1. Раскрытьназначение внутреннего аудита
2. Изучить структуруслужбы внутреннего аудита
3. Рассмотретьметодологию внутреннего контроля
Предметомисследования является внутренний аудит.
В данной работе использовались такие методы познания, какмассовое наблюдение, метод группировки, монографический метод,экономико-математический, абстрактно-логический, табличный.
Теоретической базой для данной курсовой работы являются трудыроссийских учёных Барышникова Н.П., Макальской А.К., Мельника М.В.
Курсовая работа изложена на 29 страницахмашинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, спискаиспользованной литературы, включает одну таблицу.
Глава 1. Сущность внутреннего аудита
1.1 Необходимостьвозникновения аудита
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий»)имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще вXIX в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, ктонепосредственно занимается управлением предприятием (администрация,менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на туфинансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные имбухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман состороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционерыхотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность,представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовоеположение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации иподтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди — аудиторы,которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями,предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнениябухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошаяпрофессиональная подготовка аудитора.[1]
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудиторасовмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря ипрокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугахбухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качествуаудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребностьв такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинаютвводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовыхотчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудитстановится мощным оружием против мошенничества.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации(собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьмазначительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки еекачества.[2]
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребностив услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку,квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверностьфинансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективностьфункционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозироватьпоследствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверкидаже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеетважное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующиесубъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежныхсредств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этихотношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделокполучать и использовать финансовую информацию. Достоверность информацииподтверждается независимым аудитором.
Собственники, и прежде всего коллективные собственники — акционеры,пайщики, — а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться втом, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятиязаконны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступак учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугахаудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельностипредприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству дляпринятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам иследователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовойотчетности.
Правильные данные нужны непосредственным инвесторам или акционерам, атакже кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов.Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погаситькредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность ирентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости,получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано винформации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговыемеры.
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними итеми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликтинтересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый рядпреимуществ:
— возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях сосложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счетаподвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;
— упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаряпредоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состояниикомпании;
— упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаряпредставлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;
— упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенныеаудитором счета вызывают большее доверие;
— возможность получить квалифицированную помощь в решении различныхпроблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разбореспецифических спорных вопросов между партнерами.
1.2. Различия внешнего и внутреннего аудита
Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроляорганизации; он может быть и независимым, т. е. непосредственно подчиняться неисполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерациидается следующее определение:
Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересахего собственников и регламентированная его внутренними документами системаконтроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета инадежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностьюдеятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственниковэкономического субъекта информационное и консультационное значение, посколькупризвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта ивыполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях всвязи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролемдеятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудитдает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсови осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самимэкономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, взависимости от:
-содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
-объемов показателей финансово-экономической деятельности экономическогосубъекта;
-сложившейся системы управления экономического субъекта;
-состояния внутреннего контроля.
-Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы илиотдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионныекомиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонниеорганизации и (или) внешние аудиторы.[3]
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорскиегруппы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеруили финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинги разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизусредств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификациитакой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальноеизучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций,остатков по бухгалтерским счетам;
3) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а такжетребований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или)собственников;
4) проверка деятельности различных звеньев управления;
5) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение иоценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделенияхэкономического субъекта;
6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имуществаэкономического субъекта;
7) работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементамиструктуры внутреннего контроля;
8) оценка используемого экономическим субъектом программногообеспечения;
9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений взлоупотреблениях;
10) разработка и представление предложений по устранению выявленныхнедостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самойорганизации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетовменеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятияможет оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутрипредприятия.
Внешний аудит проводитсянезависимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации никаких интересов.Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности,оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельностипредприятия и пр.
Внешний аудит может бытьдобровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии сзаконодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также порешению суда или следственных органов. Основные отличия внутреннего аудита отвнешнего приведены в таблице
Таблица 1
Различия внутреннего ивнешнего аудита
Критерии различия
Внешний аудит
Внутренний аудит 1 2 3 Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учёта и представляемой руководству учётной информации Объекты Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство Субъекты Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства Сотрудники, подчинённые руководству организации и находящиеся в штате организации Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации Правовое регулирование В основном гражданское право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право Управленческие связи Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчёт перед ним Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации 1 2 3 Практические задачи Улучшение финансового положения организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной информации, помощь в консультировании Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчёт и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учёта, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям Оплата услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключённому с проверяемой организацией Статус Внешний аудитор- независимый эксперт Внутренний аудитор-сотрудник организации
Таким образом, можно сделать выводы, что потребность в услугах аудиторавозникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации)в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками,инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьмазначительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки еекачества.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самойорганизации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров.Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия можетоперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Глава 2. Организацияслужбы внутреннего аудита
2.1. Структура исостав службы внутреннего аудита
Структура службывнутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины иконкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений,укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющихинформационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющихсоответствующее материально-техническое и информационное обеспечение иподчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Для изложенияорганизационных аспектов управления экономическим субъектом по созданиюподразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Подслужбой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себяработника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элементорганизационной структуры управления (структурное подразделение) испециализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.
Основным объектомдеятельности службы внутреннего аудита является финансово-хозяйственнаядеятельность организации. Целесообразно сохранить в отдельных случаях прежнийпорядок, сформировавшийся при функционировании контрольно-ревизионной службы, ипри необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя службывнутреннего аудита[4].
Однако служба внутреннегоаудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба.Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверкефинансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (поналогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющихинформационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющихсоответствующее материально-техническое и информационное обеспечение иподчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Несомненно, сотрудникислужбы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее характеруих деятельности. Целесообразно в составе службы внутреннего аудитапредусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационныйаттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которыебазируются на оценке существенности и аудиторского риска.
Рассмотрим примерныйсостав службы внутреннего аудита и свойственные её членам функциональныеобязанности:
1. Руководительслужбы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист,обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководствусамый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор видеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии,налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции,маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственноаудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленныевысшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива,внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в областикомпьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции руководителя:
— составляет план-графикапроверок;
— определяет составгруппы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторскихпроцедур;
— может взять на себяпроведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;
— проводит консультациипо отдельным вопросам;
— контролирует выполнениеприказов и распоряжений руководителя головной организации пофинансово-хозяйственным вопросам;
— составляет общий отчето проделанной службой внутреннего аудита работе;
— может разрабатыватьметодический материал по повышению профессионального уровня работниковбухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требованийналогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие вразработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).
2. Специалист порасчетам с головной организацией:
— проводит анализфинансовых потоков между филиалами и головной организацией;
— консультирует пофинансовым вопросам;
— участвует в составленииобщего плана и программы внутреннего аудита;
— участвует в текущемконтроле за финансовой деятельностью филиалов;
— составляет отчет порезультатам внутреннего аудита.
3. Специалист покамеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:
— составляет план-графикпроверок;
— комплектует выезднуюгруппу;
— организует иосуществляет текущий контроль работы с филиалом;
— составляет общий план ипрограмму внутреннего аудита;
— доводит до сведенияруководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять насодержание и выводы отчета о внутреннем аудите;
— участвует в подготовкеи непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторскихпроцедур;
— составляет отчет порезультатам внутреннего аудита;
— организует иконтролирует работу участников выездных аудиторов;
— проводит консультации,проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организациипо финансово-хозяйственным вопросам.
4. Специалисты поналогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
5. Специалиствладеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологическихнаправлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующиеподразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входногоконтроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционированиекомпьютерных систем и т.д.)
Специалисты поналогообложению, правовым вопросам и финансовому анализу могут не состоять вштате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.
Применяя отдельныеположения аудиторского правила (стандарта) «Использование работы эксперта»служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекатьк работе экспертов — не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточныезнания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличнойот бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемусяк этой области.
Сведения о службевнутреннего аудита, о порядке её образования и полномочиях должны бытьзафиксированы соответствующим распоряжением по головной организации.Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации должны бытьзафиксированы в должностных инструкциях.
2.2. Разработка методологии внутреннегоаудита
Методология внутреннего аудита представляетсобой совокупностьметодов, определяющих проведение внутреннего аудита начиная от подготовительной работы и заканчивая принятием управленческих решений[5].
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использованопо меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использованиеопыта ревизий, второй — использование цельныхметодических приемов внешнего аудита.
Накопленный в течение десятилетий опыт ревизионных проверок использован приразработке методологии внутреннего аудита в части,относящейся к контрольным функциям этой службы.
Методика, разработанная на примере внешнего аудита, включает в себя трираздела:
1. Планированиевнутреннего аудита и другая подготовительная работа.
2. Основные направленияаудиторской проверки, что составляет непосредственное решение задач попроверке: операций с наличными денежными средствами; операций на счетах вбанках; операций внешних расчетов; расчетов по заработной плате; операций сосновными средствами; операций с НМА; учета производственных запасов;финансовых вложений; затрат; финансовых результатов, фондов, резервов, кредитови займов; правильности исчисления и уплаты налогов.
3. Порядок составленияотчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.
Направленную надостижение целей при решении задач внутреннего аудита методику необходимопроанализировать в разных аспектах, которым присущи: вертикальный, горизонтальный,трендовый анализ отдельных статей баланса, а также расчет и оценкукоэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, финансовойнезависимости и определения его влияния на стратегии управления). Необходимаядля определения этих коэффициентов информационная база готовится на основебухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского учета.При разработке этой части методики может быть использован аудиторский стандарт:«Аналитические процедуры».
В зависимости отспецифики проверяемого сегмента анализ может, проводится по следующимнаправлениям:
— анализ финансовогосостояния по данным баланса, при этом производится вертикальный анализ (анализудельного веса отдельной статьи баланса в его общем итоге), горизонтальный(анализ темпов роста или снижения сумм по статьям баланса в отчетном периоде посравнению с предыдущим), трендовый (анализ определяется среднегодовым темпомприроста по статьям баланса и рассчитывается его прогнозное значение, хотя приэтом и присутствует недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переноседанных тенденции на будущее);
— расчет и оценкакоэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности, коэффициентамиабсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечения собственнымисредствами, коэффициентом восстановления или утраты платежеспособности (стоитзаметить, что в России это основной коэффициент характеризующийжизнедеятельность предприятия);
— расчет и оценкафинансовой устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость,неустойчивое финансовое состояние, кризисное состояние.
— оценка деловойактивности, расчет и анализ финансового цикла;
— факторный анализприбыли от реализации;
— анализ рентабельностиорганизации, расчет коэффициента финансовой независимости, его влияние на выборстратегии управления;
— анализ движениясобственного капитала, расчет чистых активов.
— анализ движенияденежных средств, оценка достаточности денежных средств.
— анализ движения заемныхсредств;
— анализ дебиторской икредиторской задолженности;
— анализ амортизируемогоимущества (объем, динамика, структура, эффективность);
— анализ движения средствфинансирования долгосрочных финансовых вложений.
Стоит отметить, что приоценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятыепоказатели, а их различные комбинации и зависимости.
Задачи, стоящие передвнутренним аудитором, можно сформулировать следующим образом:
1) Периодический контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью головной организации и еефилиалов.
2) Анализ финансовой и хозяйственной деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов,экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля головной организации и ее филиалов. Решение этой задачи позволяетповысить эффективность деятельностиотдельных обособленных подразделенийи всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнитьосновную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита.
3) Проведение семинаров, повышениеквалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе вподборе и тестировании бухгалтерского персонала головнойорганизации и ее
4) Научная разработка, издание методическихпособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению,анализу
финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному
праву,информационное обслуживание головной организации и ее
филиалов.
5) Консультирование по вопросам финансового, налогового,
банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционнойдеятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения,регистрации, реорганизации и ликвидации пред
приятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может по-
требоваться профессиональная помощь при необычных или редко
встречающихся экономических ситуациях, а также при существенныхизменениях законодательства.
6) Компьютеризациябухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению,анализа хозяйственной деятельности, аудита ит.д.
7) Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями
налоговых органов и других контролирующих органов.
Структура службывнутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины иконкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений.
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использованопо меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использованиеопыта ревизий, второй — использование цельныхметодических приемов внешнего аудита.
Глава 3. Использование результатов работы внутренних аудиторовв ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскимистандартами аудита.
Аудит, проводящий внешнюю аудиторскуюпроверку, должен проанализировать работу внутреннего аудита иоценить ее влияние на аудит. Объем и задачивнутреннего аудита в разных организациях могут отличаться, что обусловливается разными размерами и особенностями структуры субъекта, а также требованиямируководства. Как правило, внутренний аудит включает:
— мониторинг внутреннегоконтроля;
— анализ финансовой информации, а именнообзорные проверки источников, порядка измерения, классификации и составленияотчетов по этой информации, детальное тестирование отдельных операций,счетов и процедур;
— проверку эффективности совершаемыхопераций, в том числе нефинансовый контроль за деятельностьюорганизации;
— обзорные проверки соблюдения требованийзаконодательства, а также выполнения решений руководства.
Задачи внутреннего аудита определяютсяруководством организации, их перечень может быть обширен.Внешний аудитор имеет цель определить, содержит ли финансоваяотчетность существенные искажения. Тем не менее внутренние и внешниеаудиторы могут прибегать к одним и тем же методам проверки, и некоторые результаты работы внутренних аудиторов могут бытьполезны для внешнего.
Эффективность внутреннего аудита можетоказаться важным фактором при оценке аудиторской организациейаудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократитьобъем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации, хотяисключить необходимость проведения таких процедур полностью неможет. Именно поэтому аудиторская организация должнасформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планированияпредстоящей проверки.
Аудитор должен составить программу оценкивнутреннего аудитаи отразить в своей рабочей документациивыводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита, которая былапротестирована,изучена и оценена.
Внешний аудитор должен достичь пониманияработы внутреннего аудита, чтобы оценить риск существенных искажений иразработать дальнейшие аудиторские процедуры. Кроме того, аудитор должен оценитьработу внутреннего аудита, если он полагает, что она может повлиятьна аудит. При этом во внимание должны приниматься[6]:
• организационный статус службы внутреннего аудита. В идеальномварианте служба внутреннего аудита должна быть подотчетна только высшему руководству.Любые ограничения, налагаемые на внутреннихаудиторов руководством, должны бытьтщательно проанализированы. В частности, внутренние аудиторы должны иметь право свободно общаться с внешним аудитором;
• функции службы внутреннего аудита. Внешнему аудитору также следует выяснить,выполняются ли руководством рекомендациивнутренних аудиторов и есть ли тому подтверждение;
• техническая компетентность, т.е. обладают ливнутренние аудиторы необходимыми техническими навыками и профессионализмом.Внешний аудитор может ознакомиться с порядком найма внутренних аудиторов,проведения повышения их квалификации;
• профессиональнаятщательность. Внешний аудитор должен
проверять, должным ли образом планируется,контролируется и документируетсявнутренний аудит.
После оценки деятельности внутреннего аудитана стадии планированияаудиторская организация должна решить: может ли работа внутреннего аудита быть использована для целей внешнего аудита.
Если внешний аудитор намерен использоватьрезультаты конкретной работы внутреннего аудита, ему следуетоценить эту работу и выполнить аудиторские процедуры дляподтверждения ее надлежащего характера для целей внешнего аудита. Приэтом, как правило, выясняется:
а) выполнялась ли работалицами, обладающими необходимымитехническими навыками и уровнем профессионализма, контролировалась лидолжным образом работа ассистентов;
б) получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства, на основе которых можно сделать выводы;
в) соответствуют ли сделанные выводы сложившимся обстоятельствам, основаны ли подготовленные отчеты насделанных выводах;
г) должным ли образом внутренними аудиторамираскрыты
все необычные факты.
Аудиторская организация должна иметь правосвободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.
Поскольку задачи внутреннего аудитаопределяются руководством и (или) собственниками экономическогосубъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместес тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним ивнутренним аудитом, могут в ряде случаевсовпадать и быть использованы приопределении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур.
Если в результате предварительной оценкивнутреннего аудита сторонами достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов,аудиторская организация должна найти дополнительные доказательстваэффективности этой работы, применяяописанные выше процедуры.
Для эффективного использования работывнутреннего аудита аудиторской организации следует:
— рассмотреть план работы службы внутреннегоаудита за интересующий период и обсудить его на возможноболее ранней стадии аудита;
— определить порядок встреч с сотрудникамислужбы внутреннего аудита;
— заранее договориться о сроках проведенияработ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методахопределения выборки и порядке документального оформления выполненнойработы, которая будет проведена внутренними аудиторами.
При использовании работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиятьвыполнение следующих действий:
а) взаимнаякоординация планов аудиторской проверки;
б) обмен отчетами;
в) регулярные рабочие встречи;
г) свободный иоткрытый взаимный доступ к рабочей документации;
д) совместное представление отчетов руководству и(или) собственникам экономического субъекта;
е) общийпорядок документирования аудита.
Аудиторская организация должна иметь доступ кинтересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована полюбому важномувопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может повлиять на работуаудиторской организации.
Аудиторская организация информирует руководствои (или) собственников экономического субъекта и, возможно,руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных фактах, способных повыситьэффективность и результативность работы внутреннегоаудита в будущем.
Аудиторская организация в ходе своей проверкине должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов.Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, ужепроверенных внутренними аудиторами. Если эти проверки даютсходные (сопоставимые) результаты, коррективов в намеченной работе не требуется.В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры,например, изменить содержание или увеличить объемаудиторских процедур.
Аудиторская организация несет полнуюответственность за выдачу аудиторского заключения, письменнойинформации аудитора руководству экономического субъекта порезультатам проведения аудита, а также за определение содержания,сроков и объема аудиторских процедур. Не уменьшается эта ответственность итогда, когда используются какие-либо результаты работывнутреннего аудита.
Заключение
Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностьюдеятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственниковэкономического субъекта информационное и консультационное значение, посколькупризвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта ивыполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях всвязи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролемдеятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудитдает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсови осуществления необходимых изменений внутри организации.
Примерный состав службы внутреннего аудита:
— Руководитель службы (аттестованный аудитор)
— Специалист по расчетам с головной организацией
— Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетностифилиалов
— Специалисты поналогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
— Специалист владеющий навыками контроля в соответствующихтехнико-технологических направлениях
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использованопо меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использованиеопыта ревизий, второй — использование цельныхметодических приемов внешнего аудита.
Эффективность внутреннего аудита можетоказаться важным фактором при оценке аудиторской организациейаудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократитьобъем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации.
Аудиторская организация должнасформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планированияпредстоящей проверки.
Литература
1. Положение поведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н(в ред. от 18.09.2006 № 116н)
2. Трудовой кодексРФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (с изм. от 30.12.2006)
3. Федеральный закон«О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ
4. Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федеральногозакона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).
5. ПостановлениеПравительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторскойдеятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.
6. Ковалёва О.ВКонстантинов Ю.П. Аудит: организация аудиторской деятельности: Учебноепособие.- М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000
7. Ковалёва О.ВКонстантинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие.- М.: издательство ПРИОР, 2002
8. Лабынцев Н.Т.Стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие – Ростов-на-Дону, 1999
9. Лабынцев Н.Т.Управленческий учёт и аудит в условиях рыночной экономики- Ростов, 2001
10. Макальская А.К.Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд… перераб. и доп.-М.:Дело и сервис, 2001
11. Путко Г.М. аудити ревизия: Учебное пособие, Интерпрессервис, 2003
12. Риполь-СарагосиФ.Б. Основы финансового и управленческого анализа: Учебное пособие.-М.: Книга-сервис, 2002
13. СотниковаЛ.В.Внутренний контроль и аудит: Учебник- М. «Финстатинформ», 2000
14. Стандартыаудиторской деятельности: Учебное пособие.-2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2002
15. Суйц В.П. Аудит:общий, банковский, страховой: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2000