Актуальность,цели и задачи настоящей курсовой работы будут определены следующимиположениями. В последние два десятилетия Италия присоединилась к ряду наиболееразвитых стран. Резко по сравнению с национальным производством возрос экспортитальянских товаров. Доля Италии в мировом экспорте достигла в 1996 году 7 %, ав 1960 году она составляла 3,2 %. По темпу роста доли мирового экспорта средиведущих стран Италия уступает лишь Японии. По росту производительности труда идохода на душу населения страна уступает Японии и Корее.
ОпытИталии особенно интересен по нескольким причинам. Компании этой страны лишь вредких случаях имеют конкурентные преимущества в нескольких отраслях. Странаболее известна хаосом в правительстве, низким качеством телефонной связи идругих общественных услуг, неэффективными государственными предприятиями ипостоянными субсидиями. Италия — одна из стран, которой в наследство досталосьочень мало выгодных факторов производства. Ей приходится импортироватьзначительную часть энергоресурсов и сырья, она даже является чистым импортеромпродовольствия.
Темне менее Италия достигла заметного результата в динамизме и способности поднятьсвои конкурентные преимущества в промышленности. В первые послевоенные годыИталия была страной, где единственным преимуществом в большинстве отраслейпромышленности была низкая заработная плата. К началу 80-х годов многие отраслидостигли успеха за счет сегментации, дифференциации и процесса нововведений.Опыт Италии, как и Японии, свидетельствует о силе растущего выравниваниянациональных условий и влияния стандартов глобальной конкуренции.
1. Влияние структуры экономики Италии наразвитие ее внешней торговли
Внастоящий период экономического развития цивилизации Италия входит в числоведущих промышленно развитых стран. При населении в 57 млн чел. она производит4,3% совокупного ВВП мира и около 18% ВВП стран ЕС. В прошедшее десятилетие онасократила разрыв в уровне экономического развития, показателем которогоявляется ВВП в расчете на душу населения со странами Западной Европы. В 80-90-егг. итальянская экономика проявила динамизм, превосходя по темпам роста ведущиестраны Западной Европы. В 1966 г. Италия, опередив Великобританию по объемуВВП, вышла на пятое место в числе промышленно развитых стран. По объемупромышленного производства опережает Францию.
Качественноизменилась производственная база. В частности, по применению роботов,распространению гибких производственных систем страна входит в число ведущих.Упрочилось ее положение в мировом станкостроении — доля страны составляет 8,8%.По экспорту станков Италия занимает второе место в ЕС и четвертое в миреуступая Японии, ФРГ и США. Крупнейшей станкостроительной компанией является«Комау», контролируемая группой «Фиат». Она выступает одним из крупнейшихмировых поставщиков гибких производственных систем. Итальянские фирмы занимаютвторое место в Западной Европе по производству промышленных роботов после ФРГ.На долю Италии приходится 4,2% мирового производства легковых автомобилей.
Вместес тем, в сравнении с другими ведущими странами итальянская экономика отличаетсязначительными структурными диспропорциями. В промышленности видное местозанимают традиционные производства, которые сталкиваются с возрастающейконкуренцией со стороны НИС и других развивающихся стран. Но именно наибольшиесдвиги были достигнуты в производстве продукции традиционных отраслей. Италиязанимает твердые позиции на мировом рынке швейных и текстильных изделий. Вотличие от других индустриальных стран Запада она увеличила производство в этихотраслях в 70-80-е гг. Сохраняются достаточно большие различия в уровнеэкономического развития между северными и южными районами страны. Доход на душунаселения составляет там лишь 56,1% соответствующего показателя на Севере. НаЮге сосредоточено 36% населения, но он дает всего 1/4 часть ВВП страны. Уровеньбезработицы на Юге в три раза выше, чем на Севере. Эта старая для страныпроблема осложняет экономическое и социальное развитие страны.
Имеетсвои особенности социально-экономическая структура хозяйства. В обрабатывающейпромышленности преобладают мелкие (до 100 чел.) предприятия, на которыхсосредоточено 58,8% всех занятых. Отставая в уровне концентрации средствпроизводства от Германии, Франции, Великобритании и ряда других стран, Италияне уступает им в уровне централизации. Ограниченное число крупнейших компаний,которые составляют долю процента от общего числа в той или иной сферехозяйства, занимают внушительные позиции в экономике страны — от 18%производства в промышленности до 74% на транспорте и в связи. В горнодобывающейпромышленности господствует «Финсидер» и «ЭНИ», в химической промышленности — «ЭНИ» и «Монтэдиссон», «Пирелли» и «Сниавискоза», в автомобильнойпромышленности — «фиат», который после поглощения ряда компаний сталпрактически монополистом в своей отрасли.
Посвоей экономической мощи промышленные группы уступают соединениям других стран.В списке 500 крупнейших промышленных компаний мира в начале 90-х гг. числилосьтолько 7 итальянских объединений (1983 г. — 14). В банковской сфере позицииитальянского капитала более внушительны. Среди 500 крупнейших банков мира 42итальянских (ФРГ — 40, Британия — 16, Франция — 12), в том числе «Институтебанкарио Сан Паоло ди Турине» (27-е место) и «Банко национале дель лаворо»(43-е место).
Важнейшимагентом внешнеэкономических отношений выступает государство, которое не толькоопосредствует хозяйственные отношения через финансы, законодательство, но выступаеткрупным собственником средств производства. Развитие государственного сектораисторически было обусловлено слабостью частного предпринимательства, котороеоказывалось не в состоянии решать сложные проблемы экономического развитиястраны. Широкие мероприятия государства по спасению от банкротства иоздоровлению частных компаний и банков привели к созданию и расширениюгосударственного сектора. В случаях, когда компании, получив от государствафинансовую помощь, оказывались не в состоянии погасить свою задолженность, онипереходили под контроль государства. В результате «ползучей» национализации подгосударственный контроль перешли такие крупные группы, как «Иноченти», СИР,«Ликуикимика», «Оникс» и другие.
Государственныйсектор расширялся за счет нового строительства как на национальном, так имуниципальном уровне, а также в результате национализации, в частности,электроэнергетических предприятий и покупки контрольного пакета акций. Врезультате в конце 80-х гг. государственные предприятия производили свыше 30%ВВП, что значительно превышало соответствующие показатели в других ведущихстранах. В ряде отраслей государственные предприятия производят основную массупродукции: в горнодобывающей промышленности — около 90%, вэлектроэнергетической — 98%, в химической — 45%, машиностроении — 30-32%, влегкой промышленности — 20%, па железнодорожном транспорте — 99%, в морскомтранспорте — свыше 70%, авиационном — 85%, в строительстве — 36-38%. Как видно,государственный сектор образует ядро всего комплекса, представляющего Италию вовнешней торговле.
Особоеместо во внешней торговле Италии занимает предпринимательская мафия, являющаясясоставной частью традиционной мафии. В этом секторе сочетаются методы насилия,внеэкономической эксплуатации с элементами рыночных отношений. Мафиози все ширевнедряются во внешнюю торговлю и промышленность не только на юге, но и в другихрайонах. Они стремятся к широкому сотрудничеству с крупным капиталом,проявлением чего явилась деятельность Банко Амброзиано в 80-х гг. Длительноевремя стоявшие у власти партии христианских демократов и социалистов в обходорганов государства создали особый инструментарий, который стал орудием ихэкономического и политического влияния. С его помощью они широко использовалифинансовые средства государства в своих интересах. Эта система строится насвязях и зависимостях группы людей от влиятельных деятелей фирм,государственных органов и различных организаций.
Итальянскаяэкономика активно участвует в международном разделении труда, хотя ее экспортнаяи импортная квоты несколько ниже соответствующих показателей других ведущихстран ЕС (19-25%). На долю Италии приходится 5% мирового объема экспорта (1980г. 4%), Несмотря на повышение доли экспорта в 90-е гг., темпы его прироста вотличии от прошлых десятилетий были ниже средних показателей стран ЕС. Успехиитальянских экспортеров в значительной мере связаны с легкой промышленностью,доля продукции которой в общем объеме экспорта возросла с 10% в 1980 г. до 18%в 1990 г. Значительное место в этой группе товаров занимает обувь (50% экспортавсех западных стран) и изделия из кожи. Однако, основу экспорта составляетобщее машиностроение, продукция которого характеризуется высокойконкурентоспособностью. Сюда относится металлообрабатывающее оборудование, оборудованиедля легкой и автомобильной промышленности. Сильные позиции итальянскиепроизводители занимают на рынке сельскохозяйственной техники, автомобилей.Вместе с тем, удельный вес высоко технологичных товаров в экспорте Италиименьше, чем в среднем по ЕС (5,9%).
Укреплениепозиций итальянских экспортеров на мировых рынках базировалось на значительномросте производительности труда в обрабатывающей промышленности. По егопоказателям Италия опережала все ведущие страны за исключением Японии иВеликобритании. Однако по уровню производительности труда она значительноотстает от Германии и Франции (соответственно 74 и 81,3%). Сдерживающимфактором во внешнеторговой экспансии был быстрый рост стоимости рабочей силы,который превышал соответствующие показатели ведущих европейских стран. В 1991г. по уровню издержек на рабочую силу Италия уступала только ФРГ. Их повышениеспособствовало увеличению стоимости экспортной продукции.
Углублениемеждународного разделения труда, зависимость страны от внешних поставок сырьяобуславливает большие масштабы импорта. Италия в большой мере зависит от ввозаминерального сырья. За счет импорта она покрывает 80% своих энергетическихпотребностей — вдвое больше, чем в среднем по Западной Европе. Послереферендума 1987 г. в стране было приостановлено строительство АЭС. Крупныепозиции в структуре импорта занимают сельскохозяйственные и химические товары,продовольствие.
Вгеографическом отношении внешнеторговые связи Италии концентрируются на странахЕС, в которые направляется около 60% итальянского экспорта. Главными торговымипартнерами являются Германия, на долю которой приходится 17%, и Франция — 16%экспорта. Большой удельный вес в торговом обороте занимают США — 8,6% экспорта,и доля их быстро увеличивалась (1996 г. — 4,9%).
Развивающиесястраны являются традиционными поставщиками на итальянский рынок топлива ипромышленного сырья. Основные поставки осуществляются из стран Африки, Ближнегои Среднего Востока. Их доля сократилась, в том числе доля африканских стран с10,2 до 4,8%.
Италия- активный участник международного обмена технологическими достижениями,выступая в нем как чистый импортер. Наибольшие платежи связаны с импортомлицензий и использованием «ноу-хау» из США. По количеству закупаемых тампатентов и лицензий она занимает одно из ведущих мест в Западной Европе.Основная часть приобретаемых лицензий приходится на общее машиностроение,электротехнику и химическую промышленность. Итальянские компании участвуют восуществлении проектов в рамках «Эврика» и СОИ.
Длительноевремя в области НИОКР страна ориентировалась в основном на прикладныеисследования и разработки, основанные на заимствовании зарубежного опыта. Посравнению с другими странами в Италии менее развита база НИОКР, что находитотражение в производственной специализации страны. Для обрабатывающейпромышленности характерно производство продукции малой и средней наукоемкости ипреобладание в производстве трудоемких и капиталоемких товаров. Переход нановую технологическую базу промышленного производства и усиление конкуренции намировых рынках способствовал активизации собственных НИОКР. В 80-е-90-е гг.темпы роста расходов на НИОКР опережали динамику ВВП, в связи с чем их доля вваловом продукте непрерывно росла. В 1980 г. она составляла 0,75% ВВП, а в 1995г. поднялась до 1,5 %. Однако до сих пор Италия значительно отстает поотносительной величине расходов на эти цели от других стран. Основные расходына НИОКР несут государство и государственные компании. Одной из особенностейструктуры выделяемых средств является их раздробленность по многимнаправлениям.
Вывозкапитала из Италии долгое время сдерживался такими обстоятельствами, какнапряженность кредитной системы и существование валютных ограничений. Поразмерам экспортированного капитала она значительно уступает не только крупным,но и некоторым малым странам Западной Европы — Швейцарии, Нидерландам, Бельгии.В 80-е гг. итальянские компании резко увеличили свои капиталовложения заграницей. В 1982 г. общая сумма итальянских прямых инвестиций превысила объеминостранных вложений в стране. Большое значение сохраняется за инвестициями вразвивающихся странах, на долю которых приходится до 2/5 объема прямыхкапиталовложений. В Западной Европе значительная часть итальянских инвестицийсосредоточена в Швейцарии и Лихтенштейне.
Досередины 50-х гг. в силу существовавших законодательных ограничений участиеиностранного капитала в итальянской экономике было скромным. Послелиберализации условий ввоза прямые иностранные вложения непрерывно росли. Поразмерам ввезенного капитала выделяются компании Швейцарии и Лихтенштейна. Этосвязано с тем, что в эти страны в больших размерах идет итальянский капитал,который обычно возвращается обратно в виде иностранного. На долю Швейцарии иЛихтенштейна приходится свыше 30% всех иностранных инвестиций в Италии.
Навтором месте по объему капитала находятся американские корпорации. Они особенноактивны в наукоемких отраслях. Дочерние компании американских ТНК занимаютведущее место в электротехнике, в производстве ЭВМ, средств связи, приборостроении.Последние контролируют 30% выпуска электротехнических товаров и, в частности,80% производства ЭВМ. В этом секторе лидирует «ИБМ Италия». Высока доляиностранного капитала в торговле, химической, пищевой промышленности и вмашиностроении. В крупных компаниях этих отраслей он занимает преобладающиепозиции, что обеспечивает ему широкое влияяие в итальянской экономике.
Внешнеэкономическиерасчеты страны хронически сводятся с отрицательным сальдо. В его основе лежитдефицит внешнеторгового баланса. Он образуется за счет таких товаров кактопливо и химические товары, транспортные средства и продовольствие. Дисбалансв торговле наполовину обусловлен превышением импорта из ФРГ. Крупные средствапереводятся из страны в форме процентов и дивидендов. Долговременный характердефицита платежного баланса предопределяет неустойчивое положение лиры навалютных рынках. Важным фактором в этом процессе выступает инфляция.
Существующаямодель экономики с активным участием государства в предпринимательской сфереобеспечила Италии наиболее высокие темпы экономического роста в ЕС за последниедва десятилетия. В последние годы она подвергается большому давлению извне, таккак не способствует целям интеграционных процессов, направленных на созданиеэкономического и валютного союза в Западной Европе.
2. Традиционная структура, ее причины иследствия во внешней торговле Италии
Сдревнейших времен Италия как была, так и осталась страной контрастов. Еенациональные показатели представляют во многих отраслях впечатляющие успехи, ав других -провалы. Дальнейшее развитие итальянской экономики начинаетнаталкиваться на такие ограничители, которые будет нелегко преодолеть. Таблица1 представляет 50 ведущих отраслей Италии на 1985 год по доле в мировомэкспорте. Присутствие в списке виноделия, обуви и шерстяной одежды, быть может,и удивительно. Более интересным представляется выпуск бытового оборудования иряда машиностроительных изделий. На долю этих 50 видов производств приходится27 % итальянского экспорта, что ниже, чем в других странах (то же самоехарактерно и для доли всего экспорта, приходящегося на 50 ведущих видовэкспортной продукции, что отображено в табл.
Таблица1. 50 ведущих итальянских отраслей по удельному весу в мировом экспорте, 1995г.Отрасли Доля в мировом экспорте (в%) Стоимость экспорта (в тыс. долл.) Стоимость импорта (в тыс. долл.) Доля в итальян- ском экспорте (в%)
Овсяная крупа, пшено и другие крупы 69,5 159 765 3631 0,20
Обработанный строительный камень 62,2 701208 5319 0,89
Виноградные вина (аперитив) 58,1 75754 513 0,10
Глазурованная керамическая плитка 56,6 866 879 16437 1,10
Ювелирные изделия 49,6 2 288 256 19978 2,90
Замороженные фрукты 45,5 247 385 10159 0,31
Резиновая и пластиковая обувь 41,9 452 469 20402 0,57
Чесаные шерстяные ткани 41,8 278 003 34861 0,35
Стиральные машины 38,2 396 595 32123 0,50
Стальные трубы высокого давления 35,9 319193 11271 0,40
Свитеры из синтетических тканей 34,0 631213 5419 0,80
Сумки 33,7 343 408 3978 0,43
Шерстяные свитеры 33,1 499 221 55 460 0,63
Кожанаяяобувь 32,8 3 285 427 178156 4,16
Текстильные изделия 32,3 510145 48634 0,65
Шелковые ткани 31,7 215 629 53632 0,27
Цемент, искусственные стройматериалы 31,2 124 617 4224 0,16
Стулья и др. 30,6 686124 29894 0,87
Фурнитура для готовой одежды 27,8 251618 24303 0,32
Свежий виноград 27,8 235 494 7105 0,30
Морозильники 26,8 80738 3379 0,10
Женская верхняя одежда 26,2 491478 50159 0,62
Холодильники 26,1 314 900 16353 0,40
Мебель деревянная 25,5 1026 911 40390 1,30
Деревообрабатывающие и керамико-обрабатывающие станки 24,7 485 500 35141 0,61
Кожа 24,6 452 233 266 542 0,57
Прочие свитеры, пуловеры 24,5 641799 16830 0,81
Лигнитовый кокс и шихта 24,2 323 1159 0,00
Неотбеленная целлюлоза 23,3 20576 36907 0,03
Обувная фурнитура 23,0 198 785 11270 0,25
Оливковое масло 22,4 131742 283 534 0,17
Мебель и фурнитура 22,3 186 395 14522 0,24
Мужские костюмы 22,2 145 837 17341 0,18
Оправа для очков 22,2 164124 30899 0,21
Фурнитура для вязаной одежды 22,2 186 366 25954 0,24
Металлическая мебель 21,5 5174 076 11804 0,22
Сухие вина 20,7 803 915 75121 1,02
Антибиотики 20,5 321442 228 622 0,41
Керамическая декорировка 20,3 114451 23432 0,14
Пряжа с полиамидом бесцветная 20,3 97,411 64949 0,12
Расфасовочные и разливочные
машины 19,8 464 507 55063 0,59
Пальто мужские 19,8 435 710 99379 0,55
Раковины, унитазы 19,5 77117 3781 0,10
Бытовые плиты, кухонные принадлежности 19,5 199 544 27309 0,25
Саженцы, материалы для прививки
и др. 19,3 26045 2750 0,03
Осветительная арматура 19,1 275 239 26915 0,35 Швейные станки для изделий из кожи 18,6 425 736 100 203 0,54
Двуокись натрия 18,3 35690 1711 0,05
Ткани из синтетического волокна 18,1 753 426 189 393 0,95
Итого 27,16
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Бросаетсяв глаза большое количество экспортеров и то, что нельзя выделить явных лидеров.Однако все наиболее успешные отрасли организованы по приоритетному признаку.Наиболее важный приоритет для внешней торговли Италии связан с текстилем ипредметами обихода (например, обувь, одежда, сумки, дорожные принадлежности, атакже необходимые специализированные поставки и соответствующее оборудование).Следующим важным приоритетом является производство домашнего оборудования, втом числе различной техники, мебели, светильников, керамических изделий,раковин и ванн, посуды, изделий из натуральных и искусственных камней, а такженеобходимых сырья и машин. Далее следует приоритет, связанный с производствомпищи и напитков, в том числе вина, оливкового масла, макаронных изделий,переработанных овощей (в частности, томатов), хотя Италия и является чистымимпортером продовольствия, особенно непереработанных продуктов. Позиции Италиив пищевой промышленности сильны, как и в производстве оборудования и машин(например, для виноделия, в виде небольших сельскохозяйственных приспособлений),а также в выпуске готовой продукции.
Другимважным приоритетом является выпуск предметов индивидуального пользования, вчастности украшений, а также оправ для очков и пишущих ручек. Италия имеетсильные позиции в ряде относительно специализированных металлических изделий испецифических материалов и связанного с ними оборудования. Позиции Италии частослишком узки по ряду категорий, которые даже невозможно отразить в статистике вкачестве отдельной строки.
Италиязанимает довольно скромные и все слабеющие позиции в транспортном секторе, хотяее наибольшие успехи приходятся на машины и компоненты (например, компания«Пирелли»), а также на специальные автомобили («Феррари»,«Ламборджини», «Мазерати»). Основная сила ФИАТа состоит впроизводстве маленьких компактных автомобилей — единственной категории, покоторой его удельный вес не сводится к нескольким процентам на европейскомрынке. ФИАТ защищен от японской конкуренции на национальном рынке, где егопозиции являются доминирующими .
Приоритетынаиболее успешных производств итальянской экономики концентрируются на выпускеготовых потребительских товаров, находящихся на нижней строчке приоритетнойсхемы. На конкурентоспособные отрасли потребительских товаров приходятся 47,5 %всего итальянского экспорта. Италия являятся ведущим мировым экспортеромтекстильной продукции и одежды, домашней утвари, товаров личного потребления, атакже стоит третьей в ряду рассматриваемых нами стран по выпускупродовольствияяи напитков.
Приоритетыв Италии носят очень глубокий характер. Большинство включают конечный продукт(например, одежду), конкурентоспособные производства промежуточных товаров(ткань, дубленую кожу), другое необходимое сырье (синтетические волокна),специальное оборудование, необходимое для данной производственной цепи (машиныпо переработке кожи, прядильные машины), а также вспомогательные услуги,особенно в области дизайна. Многие итальянские фирмы являются лидерами ввыпуске станков или компонентов, относящихся к этому приоритету, которыеслишком специализированы, чтобы иметь отдельную торговую классификацию. Поэтомув стране много тесно взаимосвязанных групп компаний (кожаная обувь, лыжныеботинки, сменная обувь после лыжных ботинок).
Междунекоторыми важнейшими видами итальянского экспорта существуют связи.Текстильно-одежная, жилищно-строительная и бытовая продукция, товары личногопользования — все близко связано с модой, стилем, дизайном. Некоторыенаправления в этих секторах самоусиливаются и распространяются на некоторыеподдерживающие отрасли.
Пользующиесяяуспехомна мировом рынке итальяяские отрасли, как правило, образуют средние и мелкиефирмы, которые конкурируют в основном в экспорте при ограниченных вложенияхиностранных прямых инвестиций. Отдельные фирмы, как правило, специализируютсяна производстве узкой номенклатуры товаров “. Крупные компании (некоторыеиз них перестроились в последние годы) обладают незначительной долей в общемобъеме итальянской торговли. Среди ведущих итальянских компаний по объемамэкспорта только одна из пяти ведущих и пять из двадцати включают крупные фирмы”. Хотя в стране есть примеры успешной деятельности крупных компаний,однако они отсутствуют в тех отраслях, где страна добилась наибольших успехов.
Другойбросающейся в глаза особенностью является географическая концентрация наиболеепреуспевающих фирм и отраслей. Многие из них (счет может идти на сотни)расположены в одном городе. Но существуют многие секторы, в которых итальянскиекомпании имеют немного или не имеют вообще относительных преимуществ. В стране почтинет выпуска полупроводников и компьютеров, средств телекоммуникации, оборонныхотраслей, лесного производства. Бросается в глаза неразвитость производствапотребительских электронных товаров и продукции для здравоохранения. Сильныепозиции страны в производстве антибиотиков выявляют тот факт, что до недавнеговремени Италия не признавала патентов на фармацевтическую продукцию иконкурировала благодаря низким ценам. Так что место страны отражает скорееисторическую тенденцию, чем действительно национальное преимущество.
Слабывозможности Италии в производстве и передаче энергии, конторском оборудовании(исключение составляют некоторые виды производства, которые освоила компания«Оливетти»). Количество отраслей, где у итальянских фирм сильныепозиции, очень мало по сравнению с другими ведущими державами, и эти отраслисвязаны в основном с химической промышленностью и производством материалов иполуфабрикатов. Большие субсидии искажают чисто статистические данные торговли.Химическая компания ЭНИХЕМ и сталелитейная «Финсидер» — это чистогосударственные компании, несущие постоянные потери и в лучшем случае дающиеочень незначительную прибыль. В Италии предпринимательство в капиталоемкихотраслях часто осуществляется через государственные фирмы (государственныепредприятия, многие из которых входят в группу ИРИ, занимающую значительноеместо в итальянской экономике). Лишь немногие компании обладают конкурентнымипреимуществами на международном уровне.
УИталии традиционно слабы позиции в сфере услуг. Исключение составляют услуги,связанные с дизайном. Мировыми лидерами в этой сфере являются«Мемфис» и «Артемид» (мебель), «Сотсасс» и«Бонетто» (промышленный дизайн), «Пининфарина»,«Бертоне», «Италдизайн» (автомобильный дизайн),«Армани», «Валентине», «Версачч» и «Беллини»(мода). Такого рода компании, как правило, стоят рядом с экспортными отраслями(пошив одежды, производство мебели, ювелирных украшений, специальныхавтомобилей). По некоторым оценкам, доходы от услуг в сфере дизайна приносятИталии ежегодно около 10 млрд. долл.
Прочные,хотя и не ведущие международные позиции занимают фирмы в области строительстваи проектно-конструкторских работ. На долю итальянских компаний в этой области в1994 году пришлось 10,4 % мировых заказов. Значительные суммы Италия получаетот туризма. В других же секторах сферы услуг национальные компанииориентированы на местный рынок и не обладают какими-либо конструктивнымипреимуществами по сравнению с иностранными компаниями. Особенно отстают вмировой конкурентной борьбе банки и страховые компании.
С1978 года итальянский экспорт стал все больше отклоняться в сторону наиболеепреуспевающих приоритетов. Продолжалось углубление этих приоритетов, особенно встанкостроении и в некоторых специализированных производствах.
3. Факторы, способствующие развитиювнешней торговли Италии
УИталии сравнительно мало унаследованных или социально созданных преимуществ. Встране исключительно мало природных богатств (мрамор является исключением).Постепенно возрастает роль ряда товаров для экспорта, связанных с сельскимхозяйством (например, вина, макаронные изделия), хотя страна лишь наполовинуможет покрывать свои потребности в продовольствии из-за ограниченностиплощадей, пригодных для обработки.
ВИталии — большой резерв работников со средним образованием. В послевоенныйпериод преимущество создавалось благодаря низкой заработной плате. Однако после1969 года произошёл скачок в сторону ее роста. Примерно в то же времяяначалосуществляться ряд мероприятий, регулирующих продолжительность рабочего дня,условий труда, существенно осложнилась процедура увольнений. В Италии самыевысокие среди всех стран ОЭСР издержки на социальные выплаты по отношению кзарплате (86%). Некоторые исследователи считают, ччо по расходам на оплатутруда Италия примерно сравнялась с другими ведущими странами Европы. Онинамного превышают расходы в новых индустриальных странах и менее развитыхстранах Европы (например, Испании, Португалии), которые составляют конкуренциюитальянским компаниям во многих отраслях.
Традиционноо трудящихся Италии судят по мощным профсоюзам и слабой трудовой этике. Хотяэто и справедливо по отношению к очень крупным (как правило, государственным)компаниям, оба эти представления не ведут к пониманию успеха Италии на мировомрынке. Профсоюзное движение имеет меньшее влияние в средних и мелких компаниях,а активность самих работников, являющихся членами профсоюзов, в этих фирмахразительно отличается от крупных. Мелкие компании (менее 15 работников) неподпадают к тому же под трудовое законодательство “. Итальянцы не любятработать в акционерных компаниях и предпочитают себя чувствовать частьюсемейной организации, в которой их все знают. Если они принадлежат к такойорганизации, они работают с полной отдачей, а продолжительность их рабочего дняне уступает японской. Известные на международном уровне итальянские компаниизачастую поддерживают дух большой семьи; во главе компании стоит основатель(или его наследник). Эти черты оказывают сильное влияние на природу техпроизводств, в которых итальянские компании добились заметных успехов.
Неблагоприятнымфактором был и остается фактор капитала. И проблема заключается не столько вотсутствии капитала (итальянцы в 1989 г. «сложили в кубышку» 19,6 %доходов, в то время как японцы -16, а американцы -7,32 %), сколько в огромномгосударственном долге и слаборазвитых механизмах размещения капитала. Большойдефицит госбюджета поглотил большую часть накоплений и на длительный периодподнял реальные процентные ставки, особенно для небольших компаний. Прибезналоговом режиме в отношении доходов по государственным облигациям иказначейским ценным бумагам, превышающим 14 %, у инвесторов нет стремлениявкладывать средства в рискованные предприятия “.
Рынокгосударственного акционерного капитала до недавнего времени практиччски несуществовал вследствие регламентаций, отсутствия пенсионных фондов иликонцентрации других институциональных инвесторов. Рынок этот очень мал, скудени неэффективен. В списке содержится лишь несколько компаний, а количествопродаваемых акций относительно невелико. Высока степень нестабильности, авпечатляющие провалы отпугивают инвесторов. Нехватка национальных торговыхзаконов и условия для оказания сильного влияния на рынке со стороны несколькихкрупных инвесторов делают его слабым средством для финансирования растущихкомпаний. Семейные фирмы в большинстве случаев не желают продавать акции из-забоязни рынка и желания сохранять контроль. Правда, надо отметить, что в 90-хгодах ситуация несколько изменилась.
Состояниерынков капитала указывает на то, что итальянские фирмы очень редко преуспеваютв капиталоемких отраслях. Львиная доля наиболее успешных производств, таких кактекстильное, обувное, ювелирное, керамическое, специализированное оборудование,приборы, не требует больших капиталовложений для выхода на рынок. Вкапиталоемких отраслях итальянские участники часто представленыгосударственными (по существу, национальными) монополиями, которыеконтролируются большими финансовыми группами, имеющими доступ к капиталу.Только некоторые из них имеют конкурентные преимущества на мировом уровне.
Относительнослабо в стране развито проведение исследовательской работы как в университетах,так и в государственных лабораториях и компаниях. Итальянские университетыиспытывают недостаток программ по подготовке докторов, которые, как правило,являются сердцевиной многих университетских исследований. Финансированиеуниверситетских исследований и государственных лабораторий очень скудное.Конечно, есть и успешные научные разработки, но их результаты распространяютсялишь на небольшой круг отраслей. Исследования внутри компаний тяготеют кнебольшим, специализированным программам, тесно связанным с основнымпроизводством “”. Итальянские фирмы редко появляются на переднихрубежах технологии или в производстве новой продукции.
Темне менее было бы ошибочным полагать, что итальянские фирмы слабытехнологически. Наоборот, во многих отраслях они мастерски адаптируютиностранные технологии и приспосабливают их к определенной работе.Технологическое мастерство распространяется не только на продукцию, но и напроцессы. Достижение международного признания в ряде отраслей связано спрорывом в технологиях производства и приложения современных гибкихпроизводственных линий выпуска традиционных товаров.
Итальянскиекомпании с большим желанием ищут и используют иностранные технологии. Благодаряпостоянным поискам и разветвленной сети личных отношений итальянским менеджерамудается чувствовать пульс технологических изменений.
Географическаяконцентрация фирм ведет к быстрой аккумуляции и распространению знаний.Функционирование экономики является предметом постоянных споров, а конкуренцияведет к быстрому использованию хороших идей и постоянному поиску новыхконкурентных рубежей. Национальные технические школы и университеты часто приспосабливаютсвои занятия и исследования к нуждам местной промышленности и чрезвычайносильно развивают соответствующие области. Компании вносят свой вклад впромышленные ассоциации, которые играют более важную роль, нежели в большинстведругих стран, что связано с весьма скромными размерами итальянскихфирм-экспортеров. Ассоциации являются спонсорами технических институтов,собирают и распространяют информацию, содействуют экспорту, стимулируютразвитие инфраструктуры, взаимодействуют с правительством.
Последствиянекоторых неблагоприятных факторов. Быстрые нововведения и их адаптация нафирмах частично обусловлены действием некоторых неблагоприятных факторов. Впроизводстве шерстяных изделий, например, итальянские фирмы сталкиваются снеблагоприятными ценами и низким качеством получаемого сырья, то естьнеблагоприятными факторами, которые отсутствуют в странах, производящих шерсть(в Великобритании и США). Фирмы из района Прато первыми начали использоватьпереработанную из вторичного сырья шерсть, ввели ряд других новшеств, напримерсмешивая такую шерсть с искусственным волокном (в этой области у Италии прочныемеждународные позиции). Другой пример — электробытовое оборудование.Требования, связанные с рабочей силой, привели к необходимости создания мелкихзаводов, выпускающих одну-единственную модель. Во многих отраслях такаяспецифика часто способствовала автоматизации и достижению максимальнойпроизводительности, опережая менее специализированные иностранные заводы. Дажев автомобилестроении условия рынка труда привели к тому, что в Италииавтозаводы стали самыми автоматизированными в мире.
Сложныеусловия для предпринимательства с плохо развитой сферой услуг и запутаннойсистемой законов странным образом создали некое преимущество. Итальянские фирмычрезвычайно практичны, умеют обходить все преграды и легко идут на адаптацию иимпровизацию. Как правило, трудности отступают перед их напором. Многиеисследователи связывают успехи в деятельности итальянцев на рынке Африки,Ближнего и Среднего Востока и других развивающихся стран с навыками,приобретенными в длительной борьбе с бюрократической системой Италии.
4. Влияние специфического спроса наособенности внешней торговли Италии
Еслиунаследованные и социально созданные факторные условия относятся к числу наибольшихслабостей итальянской экономики, то условия спроса -одна из сильнейших еесторон. Фактически во всех отраслях потребительских товаров, имеющихнациональные конкурентные преимущества, местные потребители наиболеетребовательны (это относится к бытовому оборудованию, обуви, ювелирнымизделиям, мебели, осветительным приборам, керамике, продовольствию, винам ит.д.). К некоторым этим товарам итальянцы испытывают известную слабость.
Итальянскиепотребители имеют высший уровень вкуса и моды. Необычайный интерес к дизайну ивсем видам искусства многие связывают с тем, что вся страна живет в окружениишедевров. Итальянцы очень чутко улавливают новые тенденции и в числе первыхиспользуют новейшие дизайн и характеристики. В расчете на душу населенияитальянцы больше других тратят на одежду, аксессуары, обувь. Руководители этихотраслей заявляют, что итальянцы покупают меньше заказных изделий, но больше — высококачественных по сравнению с покупателями из других стран.Требовательность и постоянство спроса на предметы домашнего оборудованияотражают и тот факт, что в Италии самый высокий процент домовладения посравнению с большинством европейских стран “.
Искушенностьитальянских потребителей в одежде, обуви, керамике, мебели усиливается наличиемразвитой системы сбыта товаров по всей Италии. Розничная торговля в Италиипочти повсеместно мельче и более специализирована на определенной продукции,чем за границей. Местные продавцы очень хорошо знакомы со своей сферой иявляются очень знающими и требовательными посредниками в сбыте новой продукциииностранных государств. Итальянские фирмы должны постоянно иметь новые моделипродукции, чтобы сохранить свое место на рынке. В результате этого в Италииимеется огромное количество модификаций продукции. Например, в торговле мебельюсуществует обилие великолепных магазинов, многие из которых специализируютсяисключительно на одном виде мебели: для ванных комнат, кухонь, офисов. Они,таким образом, являются важными промежуточными покупателями встроенногооборудования, керамической плитки, светильников, предметов меблировки контор.Италия — прекрасный пример того, какое значение имеют для развитиятребовательные потребители, торговые посредники и компании-производители,находящиеся в постоянном контакте друг с другом.
Внекоторых отраслях сегментарная структура спроса положительно сказалась наитальянской экономике. ФИАТ наибольшего успеха достиг в производстве малых,экономичных машин. Как на местном, так и на мировом рынках пользуются спросомкомпактные домашние электроприборы итальянского производства. Совсем недавноИталия стала завоевывать позиции в области встроенного оборудования и приборов,которые комплектуются с мебелью. Активный спрос отражает сильную склонностьитальянцев обновлять свои дома и квартиры (новое строительство в связи сзаконодательством существенно осложнено).
И,наконец, необычные местные условия делают потребление в Италии необычайновысоким в ряде международно признанных производств. Примерами могут служитьиспользование камня и черепицы (благодаря привязанностям и климату), макаронныеизделия, кофеварки «эспрессо» (из-за очень большого количества баров,готовящих такой кофе), светильники для танц-клубов (это связано с традициями).
Промышленнаяпродукция, которая пользуется успехом на международном рынке, почти повсеместнопредставлена полуфабрикатами и оборудованием, которые продаются национальнымпроизводителям потребительских товаров, что отражает глубину концентрации вИталии. Примерами могут служить оборудование для дубления кож, изготовленияобувных заготовок, для работы с кожей, станки для текстильной промышленности имножество другого специализированного оборудования. В этих отраслях итальянскиеизготовители конечной продукции являются самыми требовательными покупателямизавозной продукции. Конкуренцию ведут на основе постоянных изменений ввыпускаемых товарах, стараясь всегда быть на передовых рубежах моды итехнологии. Конкуренты из новых индустриальных стран заставили итальянскиекомпании снизить цены и ускорить обновление, что, в свою очередь, привело кдавлению со стороны итальянских фирм на своих национальных поставщиков. Поаналогичным причинам в Италии находятся и многие ведущие мировые дизайнерскиефирмы.
Стратегиии организационные структуры компаний во многих отраслях создают уникальную сегментарнуюструктуру спроса на ресурсы и оборудование. Сотни компаний, стремящихсяпостоянными изменениями в своей продукции опередить конкурентов, заинтересованыиметь такие поставки и оборудование, которые наилучшим образом учитывали бы ихинтересы. В сельскохозяйственном машиностроении, например, у Италии нет проблемс той продукцией, которая предназначена для небольших компаний и связана стакими видами сельскохозяйственного производства, в которых Италия занимаетведущие позиции.
Италиядобилась международного успеха в ряде отраслей, в которых покупателипромышленной продукции имеют особо жесткий либо интенсивный спрос.Геологические условия делают Италию сложным местом для строительства, чтопомогло ей завоевать успех в проектировании инфраструктурных объектов.Итальянская техника строительства делает упор на бетонные сооружения, а не наметаллические. Частные стальные компании в Италии, наоборот, высококонкурентоспособны в мире в производстве арматурного проката и ряде другихвидов арматуры. Законы о труде во многом препяяствуют увольнениям и сокращениюрабочих мест с высокой оплатой. Итальянские машиностроительные фирмы и другиепоставщики изготовляют продукцию с учетом таких высоких и многостороннихзапросов. Автоматизированное заводское оборудование, например, превратилось водну из основных отраслей внешней торговли страны.
Итальянскаяэкономика, как и японская, получила некоторые преимущества от позднего (посравнению с другими европейскими странами) начала подъема, что позволило ейразвиваться более быстрыми темпами. Это подкрепило широкомасштабное вливаниеинвестиций в новые предприятия. Успехи итальянского экспорта во многих отрасляхначались, когда местный рынок был насыщен. Итальянские изготовителиэлектробытового оборудованияя например, предприняли экспортную экспансию послетого, как в 1963- 1964 годах утих послевоенныы бум капиталовложений. Экспортобуви начался в 60-х годах, а строительно-инженерные услуги заявили о себе вмире с падением местных заказов на строительство инфраструктуры в начале 70-хгодов.
Успехуитальянского экспорта содействовала и интернационализация итальянского вкуса истиля. Этому помогли как итальянские, так и зарубежные журналы мод и дизайна,дизайнерские фирмы и «сквозной эффект» родственных отраслей.Мебельщики помогли развитию производства осветительных приборов, а изготовителиодежды подхлестнули ювелиров. Интернационализация спроса происходит и черезтуризм, поскольку многие зарубежные гости Италии, попадая в благоприятнуюсреду, оказываются под влиянием местной моды. По оценке одного из специалистовпо спросу, около 10 % обуви в Италии покупают туристы. Это не фиксируется внациональной статистике, ччо снижает данные о доле страны на рынке.
СлабостиИталии также являются отражением условий спроса. Итальянские компаниипоразительно беспомощны на международной арене в тех отраслях, где основнымпокупателем продукции является государство. Яркий пример — телекоммуникации,производство и передача энергии, здравоохранение, значительная частьтранспортного оборудования и многие виды услуг.
Редкоудается добитьсяяуспеха тем компаниям, которые продают свою продукциюнеконкурентоспособным компаниям. Невелики успехи и многих таких производств,продукция которых предназначена широкому кругу других отраслей. Сплетениеотраслей в Италии довольно необычно, в связи с чем итальянским компаниям вотдельности тяжело конкурировать с многопрофильными гигантами Германии,Швейцарии, Японии, США, Великобритании.
Приоритетычасто привлекают инвестиции на создание фактора производства, а такжеинвестиции в совместные проекты, нередко осуществляемые с помощью промышленныхассоциаций. В Италии хорошо развита система торговых яямарок во многих ведущихотраслях. К примеру, в области Римини, где процветают танцклубы и,соответственно, производства, связанные с их оснащением, ежегодно проводитсявыставка СИБ/МАГИС, на которой выставляется клубное оборудование, что являетсяважным международным событием для всех компаний, занятых таким бизнесом.
Итальянскиежурналы «Амика», «Грация», «Домус» и «Каса белла»распространяются во многих странах мира и несут в себе информацию об основныхвеяниях в моде, обустройстве помещений и о других сферах, в которых Италияпользуется заслуженным авторитетом. Местные модельеры и дизайнерские фирмызанимают ведущие позиции в сфере моды, обувной и мебельной промышленности,проектировании промышленных объектов и даже автомобильном дизайне.
Отсутствиеважных поддерживающих и родственных отраслей является причиной слабости Италиив некоторых сферах. Пример — бытовая электроника. Главная причина заключается вотсутствии приоритета в области электроники, а это ставит потенциально сильныхместных производителей в невыгодное положение по отношению к их иностраннымконкурентам. Успех «Оливетти» в некоторых связанных с электроникой отраслях- не более чем изолированное исключение. Международного признания«Оливетти» добилась благодаря своим механическим машинкам, впроизводстве которых компания была во многом пионером и основнымрационализатором. Это помогло ей создать себе громкое имя и эффективнуюторговую систему, а потом уже заняться и электронной продукцией.
Падениев последнее время внутреннего спроса частично компенсируется расширениемэкспорта, который может «вытянуть» итальянскую экономику в 1997-1998гг. Рост экспорта — единственный фактор, стимулировавший экономическуюактивность в стране, явился следствием девальвации лиры, проведенной в сентябре1992 г. Фактически эта мера означала снижение цен на итальянскую продукцию зарубежом и следовательно повышение ее конкурентоспособности (по оценке БанкаИталии — на 18%), что способствовало улучшению состояния торгового баланса. Ееоборотной стороной является удорожание импорта и соответственно ростпотребительских цен.
Кпримеру, экспорт товаров и услуг увеличился в 1994 г. более чем на 10% приснижении импорта на 1,3%.Такая динамика внешней торговли существенно улучшилавнешнеторговые счета: торговый баланс был сведен в 1993 г. с положительнымсальдо, составившим 1,8% ВВП, а текущий счет платежного баланса — сположительным сальдо в 0,8% ВВП. Весной 1994 г. закончился уругвайский раундпереговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Помнению своих экспертов, Италия оказалась в числе стран, получивших наибольшиевыгоды от согласованного в рамках ГАТТ снижения мировых пошлин. Согласно ихоценкам, в ближайшие 8 лет оно обеспечит Италии 2%-ный прирост ВВП (аналогичныйпоказатель по Европе составит в среднем 1,4%). В значительной степени этотвыигрыш основывается на экспортной ориентации крупной части национальногопроизводства.
5. Стратегия итальянских фирм восуществлении внешних экономических связях
Большинствоитальянских фирм, уверенно чувствующих себя в условиях международной торговли,- это средние и мелкие по международным стандартам компании. Многие из крупныхфирм, особенно в капиталоемких отраслях, принадлежат государству иориентированы на местный рынок. Крупные частные фирмы также главным образомстараются доминировать на местном рынке. И только некоторые из них выходят намеждународную арену, такие как «Пирелли», «Оливетти», ФИАТи «Монтэдисон». Однако им принадлежит скромная доля на мировом рынке.И наоборот, отрасли, в которых множество мелких и средних компаний, частозанимают ведущие позиции в мире.
Этотфеномен объясняется рядом причин. Одна из них — это слабое развитие рынковкапитала. Другой причиной являются стиль управления и организационный подход,характерные для Италии. Итальянцы не любят работать в системе иерархическогоподчинения, а отдают предпочтение собственным либо связанным дружественно-родственнымиотношениями компаниям. Часто несколько различных фирм управляются однимруководителем. Нижние уровни управления находятся в постоянном движении, неимеют устойчивой структуры и, можно сказать, весьма хаотичны. Исключениемявляются некоторые крупные компании, но элементы хаотичности включаются и вних. Управляющие предпочитают иметь самостоятельность и отвечать за свойучасток, а не работать в группе. В отличие, например, от Швеции и Японии, витальянских фирмах идет конкуренция между отдельными сотрудниками. Необходимыедля крупных компаний системы и структуры профессионального менеджмента почти невстречаются. Менеджеры полагаются на богатые импровизационные качества испособность быстро реагировать на изменения, обходить сложности и приспосабливатьсяк новым правилам игры.
Итальянскиефирмы отличаются узкой специализацией и конкурируют на международном рынкепостоянно с помощью внесения изменений в выпускаемые изделия и нововведений. Ввыпуске промышленной продукции, станков и специализированных компонентовитальянские фирмы работают рука об руку со своими покупателями, чтобымаксимально удовлетворить запросы заказчика и обеспечить наибольшуюэффективность изделия, изготавливаемого для определенного вида работ, хотя сточки зрения технологической сложности эти изделия могут уступать немецким илишвейцарским. Итальянские фирмы совершают сделки на основе семейных либо личныхсвязей. Типично итальянская обувная компания, например, производит только одинтип обуви (скажем, для детей) и продает ее в одну-две страны через каналы,давно существующие благодаря связям владельца предприятия.
Итальянскиефирмы не часто добиваются успеха там, где требуются стандартизация,крупномасштабное производство, значительные инвестиции в фундаментальныеисследования.
Крупныепредприятия в Италии должны противостоять мощным профсоюзам, общественнойструктуре, которая не приемлет крупные, дисциплинированные организации, а рынкикапиталов очень болезненно идут на финансирование капиталоемкого бизнеса, заисключением узкого круга финансовых групп. Крупные компании серьезно связаны сгосударством. Они могут рассчитывать на субсидии и протекционизм, нополитические маневры ослабляют и отвлекают от деятельности по завоеваниюмеждународного успеха. Нововведения подавляются.
Хотяпреуспевающие итальянские фирмы прилагают большие усилия на международнойарене, прямые инвестиции за рубежом осуществляются сравнительно редко. Позициистраны на мировом рынке достигнуты главным образом благодаря экспорту. Каналысбыта за рубеж зависят от личных связей. Такая система означает, чтонаправления экспорта могут существенно изменяться со сменой приоритетовпредпринимателей. Это является как причиной, так и следствием специфики техотраслей, в которых Италия ведет успешную конкурентную борьбу. Там, где длямеждународного успеха необходимо зарубежное производство, итальянские фирмыредко бывают достойными конкурентами. К тому же до недавнего временисуществовал строгий государственный валютный контроль, что затруднялоиностранные инвестиции. Сейчас объем иностранных инвестиций растет, часто вответ на барьеры, усложняющие доступ товаров на рынок, поскольку позиции Италиистали намного прочнее.
Настоящимдвигателем успеха в Италии (как и в Японии) во многих отраслях являетсяисключительно высокий уровень конкуренции. Почти во всех признанных отрасляхсуществует несколько (а то и сотня) национальных конкурентов. Часто онинаходятся в одном или двух городах. Ведется очень эмоциональная борьба наличностном уровне. Конкуренция между отдельными лицами, широко распространеннаяв стране, поддерживает общую конкуренцию.
Результатомэтой конкуренции являются постоянная рационализация и специализация. Различныенововведения и идеи распространяются с удивительной скоростью. Сетьпоставщиков, обычно расположенных рядом, еще больше раздувает пламя. Позиции нарынке меняются часто. В то же время существуют местные ассоциации, чтобыосуществлять ограниченную совместную деятельность, например содействоватьэкспорту.
Там,где отсутствует местная конкуренция, итальянские фирмы редко ждет международныйуспех… Это справедливо для большинства государственных компаний, и этопомогает объяснить, почему многие крупные частные фирмы также не сильны намировом рынке. С помощью финансового кнута и политического влияния онидобиваются доминирующих позиций на местном рынке и зачастую очень прибыльны.Тем не менее слишком часто им не хватает того динамизма, который необходим длядостижения настоящей конкурентоспособности на зарубежных рынках.
Итальянскиефирмы редко добиваются международного признания, если основным покупателем либопоставщиком является правительство. Правительственные инвестиции в созданиефакторов невелики и плохо используются. Помощь в исследованиях также невелика.Значительная часть правительственной помощи разошлась не на развитиепроизводственных факторов, а на спасение убыточных предприятий, субсидии и насоздание условий для развития Юга.
Однаиз немногих областей, где итальянское правительство сыграло положительную роль,связана с использованием помощи развивающимся странам, что помогает продвижениюитальянских товаров. У Италии сложились очень хорошие отношения сразвивающимися странами, и она играет роль моста между ними и развитым миром.Большинство созидательных государственных программ направлено на минимизациюотрицательного воздействия других программ. Например, таковой является«касса интеграционе», представляющая собой систему компенсаций, спомощью которых правительство оплачивает уволенным работникам 80-90% ихнормального заработка, чтобы преодолеть установленные законодательствомограничения на увольнения.
Структураотрасли, в которую входят динамичные, географически сконцентрированные группыкомпаний-конкурентов, получила в стране общее признание. Однако многиеитальянцы не понимают того, что преуспевающие на международной арене компании вкаждой стране опираются на это же, хотя и без такого количества конкурентов.
Надоподчеркнуть, что успешно развиваются не только традиционные отрасли.Преуспевание распространяется и на сложное оборудование, часто связанное страдиционными потребительскими секторами, на которые приходится около 10 %всего итальянского экспорта. Италия также завоевывает преимущество в ряде новыхотраслей, например в производстве автоматизированного оборудования для фабрик испециализированных материалов. Любое представление об Италии как производителетолько обуви и мебели не соответствует действительности.
Италиявоспользовалась рядом важных тенденций в мировой экономике. Одна из них — переход от серийного массового производства к более качественным товарам,отличающимся высоким стилем и рассчитанным на конкретного покупателя. Другаятенденция — перемещение производственной технологии от негибких процессов всторону более гибких производств, которые легко трансформируются для выпусканебольших партий продукции. Было бы серьезной ошибкой относить успехиитальянской внешней торговли лишь на счет изящества дизайнерской работы. Вомногих отраслях стиль совмещался с крупными инвестициями в современнейшеепроизводственное оборудование.
Расширенияв доле мирового экспорта в период 1984 — 1996 годов показывают тенденцииразвития всей итальянской экономики. За эти годы в среднем доля экспортавозросла на 15% и выше в большем числе отраслей, чем число теряющих своипозиции. Превосходство первых над вторыми особенно ярко видно в наиболеесильных приоритетах, связанных с производством продовольствия и напитков,строительством и оснащением домов, текстильным производством и пошивом одежды.Италия повысила долю в 28 отраслях машиностроения (для сравнения: Япония — в29), а потери имели место только в двух, что подтверждает процессдиверсификации групп. Совершенствование экономики отличается также значительнымприростом в сложном бизнесе.
Крупныесферы итальянской экономики испытывают нехватку преимуществ на международномуровне из-за деятельности правительства, природы финансовых рынков, отсутствиявнутренней конкуренции, отношений «труд -управление», и это лишьнекоторые из проблем. Италия потеряла часть своих позиций в таких областях, какпроизводство электроэнергии, конторского оборудования, химическаяпромышленность, в которой у нее сохранились некоторые исторические позиции.Нестабильно положение в выпуске продукции, связанной с транспортом, заисключением машинного оборудования. Италия добилась успеха в тех экспортныхотраслях, которые развиваются относительно медленно, а потери связаны синтенсивно развивающимися отраслями.
6. Характерный пример продвиженияпроизвольно выбранного вида итальянской продукции на мировом рынке
Приведемпример продвижения одного из ведущих итальянских товаров, керамической плитки,на мировые рынки. На первых порах, в 60-х годах сего века, итальянскиекоммивояжеры переезжали из страны в страну с чемоданом образцов плитки, чтобызаинтересовать будущих покупателей (в основном оптовых торговцевстройматериалами). Итальянские фирмы также прибегали к услугам агентов попродаже и оптовиков за рубежом.
К1980 годам спрос на внутреннем итальянском рынке застопорился. Стагнирующийвнутренний рынок вынудил итальянские фирмы активизировать свои усилия намеждународном. Инновации в технологии производства позволили повыситьпроизводительность, но одновременно привели к перепроизводству, стимулируя веще большей степени продажу за рубеж. Экспорт по отношению к уровню производствавырос с 21,7% в 1971 году до 54% в 1979 году. Стремление к увеличению экспортастимулировалось наличием родственных и поддерживающих итальянских отраслей.Производители плиток развернули рекламу в итальянских и зарубежных журналах,посвященных архитектуре и домашнему интерьеру. Итальянские журналы попроектированию и декорированию жилых домов получили широкое распространение вовсем мире среди архитекторов, дизайнеров и покупателей. Это повысило веру внадежность и эстетические ценности итальянских облицовочно-декоративныхизделий.
Уитальянских мебели, драпировочных тканей и оформления интерьера также былопрочное положение на мировом рынке, что превысило репутацию итальянскойкерамики. Италия стала ведущим или одним из ведущих мировых экспортеров в такихродственных отраслях, как мраморные изделия, строительный камень, сантехника,мебель, интерьерная фурнитура, лампы и другие предметы домашнего быта.
Ключевымсобытием в середине 80-х годов стали попытки широкого проникновения нанеохваченные рынки, такие как, например, американский, при сохранении или дажеувеличении своей доли на европейских рынках. При экспорте в США итальянскимпредпринимателям приходилось уплачивать 19-процентную таможенную пошлину плюснести значительные транспортные расходы. Некоторые итальянские предпринимателистремились избавиться от этих издержек путем прямых вложений в предприятия вСША. Так, например, в 1982 году была создана фирма «Марацци Ю-Эс-Эй»,разместившая свое производство в Техасе. В 1987 году она вышла на четвертое местов США по производству керамических изделий.
Поддержкусвоим усилиям расширить экспорт итальянские фирмы по производству керамикиполучали от ИКЭ, правительственной организации, созданной для содействияторговле между Италией и остальным миром. Однако эта помощь была довольноограниченной как по охвату отраслей, так и в долларовом выражении. Решающаяфинансовая и организационная поддержка в расширении экспорта исходила отпромышленности.
Ассоциация«Ассопиастрелле» учредила представительства по содействию торговле вСША (1987 г., Нью-Йорк), в Германии (1988 г., Дюссельдорф) и во Франции (1987г., Париж). Она сумела провести впечатляющие торгово-промышленные выставки отБолоньи в Италии до Майами во Флориде, организовать отличную рекламу. За периодс 1987 по 1991 год «Ассспиастрелле» израсходовала около 18 млн. долл.для продвижения итальянской керамики на американский рынок. Предпринималиськоллективные усилия по рекламе и повышению престижа итальянской керамики,подчеркивались ее превосходные физические и эстетические достоинства. Такогорода совместные усилия по содействию экспорту не имели прецедента в итальянскойпромышленности. Италия стала также организатором крупнейшей выставкикерамических изделий, ежегодно проводимой в Болонье и считающейся самым выдающимсяпромышленным событием в мире среди как покупателей, так и изготовителей. В 1988году она привлекла почти всех итальянских и около 90 иностранных изготовителейкерамики.
Постоянноеобновление производства и продукции в 80-е годы позволило Италии сохранить идаже укрепить положение на мировом рынке. Вторым крупнейшим в мире экспортеромкерамических плиток в 1986 году была Испания (11% мирового экспорта). В 1988году у итальянских промышленников возникли опасения, что экспорт итальянскогооборудования по производству керамических изделий создает постоянныхконкурентов. В середине 80-х годов в Таиланде и Корее появились новыеконкуренты, использовавшие итальянское оборудование. Тем не менее ни однастрана не могла еще сравниться с Италией ни по технологии изготовления, ни покачеству керамических изделий во всем их многообразии.
Изготовлениекерамических плиток подтолкнуло к созданию промышленности по производствуоборудования для этой цели, которая вскоре вышла на ведущие позиции в мире.Здесь же появились поставщики и поддерживающие производства. Ассоциация фирмотрасли взяла на себя некоторые полезные функции по созданию и развитиюинфраструктуры. Географическая близость фирм и поставщиков привела к остромуличному соперничеству, быстрому распространению опыта и к стремлению создатьисследовательскую инфраструктуру.
Специфическиеитальянские условия превратили спрос на местном рынке в крупнейший и наиболеетребовательный на мировом рынке. Влиятельные и опытные розничные торговцыусилили и без того большое давление на производителей, неустанно требуя от нихновых технологий и продукции. Магазины-салоны розничных торговцев связывали водно целое производство керамики с другими динамичными отраслями Италии, такимикак производство мебели, предметов интерьера, кухонного оборудования, что велок дальнейшим инновациям.
Остраяконкуренция стимулировала непрерывное и существенное обновление отрасли. Впотоке новых идей самыми важными стали идеи первых однообжиговых и первыхнепрерывных производственных процессов в керамической отрасли. Инновации витальянском производственном процессе стимулировались и очевидными сложностямив факторном обеспечении. Под давлением конкуренции фирмы рано начали и упорнуюборьбу с местными проблемами, которая предопределила перспективные направленияинноваций.
Циклическиеколебания внутреннего спроса в начале 70-х годов и его выравнивание в 80-хусилили внимание итальянских производителей к внешним рынкам. В 80-е годы онизаняли свое место среди ведущих изготовителей и экспортеров керамики. К началу80-х годов перепроизводство заставило итальянские фирмы еще более агрессивнобороться за внешние рынки. Они развернули за рубежом широкомасштабные и шумныекампании по сбыту итальянской керамической плитки самых утонченных исовременных дизайна и технологии. Мощь итальянских родственных и поддерживающихотраслей (услуги дизайна и другие отрасли по выпуску фурнитуры, родственныепроизводства) способствовала дальнейшему обновлению, а также стимулироваламеждународный маркетинг.
Многиеиз этих выгод и преимуществ, способствовавших первоначальному успехуитальянской керамической отрасли, продержались недолго. Традиционные основыданного производства не могут быть долговременной основой для капиталоемкого итехнологически насыщенного производства, каким стал выпуск керамической плитки.Глина была широко доступна внутри страны либо ее легко можно было приобрести зарубежом. Италия импортировала большую часть необходимого ей природного газа.Даже разработанная самими итальянцами технология производства широкораспространялась через производителей оборудования или при посредничествеконсультантов и торговых изданий.
Устойчивоеконкурентное положение Италии на рынке керамической плитки выросло отнюдь не изкакого-либо статического или исторического преимущества, оно явилось следствиемдинамизма и происходящих перемен. Постоянное подталкивание производства на путьобновления исходило от привередливых и требовательных местных покупателей,широких и сильных каналов торговли, интенсивной конкуренции между местнымифирмами. Частный характер владения фирмами и верность их местному сообществупорождали у владельцев стремление делать вложения в эту индустрию.
Быстромуросту познаний способствовало непрерывное экспериментирование. Наличие широкоразвитой сети поставщиков, вспомогательных отраслей, услуг и инфраструктурыблагоприятствовало производителям керамических изделий. Наличие в Италииродственных отраслей мирового класса укрепляло позиции керамическойпромышленности. Наконец, географическая концентрация всего кластераобеспечивала мощную подзарядку всему процессу. Производством керамическойплитки наполнена сама атмосфера района Сассуоло. Сложное взаимодействие средидетерминантов, происходящее внутри самого крупного, опытного и изысканногорынка керамических изделий, дало фирмам внутри и вокруг Сассуоло уникальныепреимущества перед их зарубежными конкурентами. Иностранным фирмам приходитсяконкурировать не с отдельной компанией и даже не с группой компаний, а со всейсубкультурой этого района. Органический характер этой системы исключительнотрудно воспроизвести, и это является наиболее долговечным преимуществом фирм вСассуоло.
7.Заключение, библиография
Итальянскиефирмы не спасовали перед некоторыми неблагоприятными факторами, а добивалисьпреуспевания, используя другие благоприятные условия в конкурентном«ромбе», в частности современный спрос, высокий уровень мотивации,сильную внешнюю и национальную конкуренцию. К середине 90-х годов итальянскаявнешняя торговля существенно повысила свои преимущества. Некоторыенеблагоприятные условия в основных факторах мировых рыночных отношенийзаставили Италию взойти на новую ступень развития.
Списоклитературы
1. William J., and Hayes, Robert H. Managing Our Way to EconomicDecline, Harvard Business Review, July-August 1996, 67-77.
2. Advertising Age. «Feeding Italians’ Hunger forFashion,» Volume 56, Number 26, April 4, 1997, 22-25.
3. Agmon, Tamir, and Kindleberger, Charles P. MultinationalsFrom Small Countries. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995.
4. Alexander, Albert N. «Services Exports: Brightening the80’s, » Business Amer-ica, October 20, 1996, 25-26.
5. Dalum, Bent; and Villumsen, Gert. International Specializationand the Home Market: An Empirical Analysis. Institut for Produktion, AalborgUniversitetscenter, Denmark, December 1996.
6.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1.-2.
7.Родионова В. М. Стратегия ТПК. М.: Наука. 1993. Гл. 3.
8.Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19.
9.Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 28, 29.
10.Р.И.Хасбулатов. Мировая экономика. Москва. Инсан. 1994.