Курсовая работа на тему:
«Внеурочнаядеятельность школьников по географии»
Москва 2010
Содержание
Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочнойдеятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников погеографии
1.2.1 Научные исследовательскиегеографические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературыВведение
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только впроцессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразныхформах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательногопроцесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное времяпри организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентированана расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательногоинтереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельностишкольников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работыбольше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.
Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развитияинтересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении,практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочнаяработа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметомучащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманнуюсистему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа былаважным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимостьвнеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии — как одну из форм внеурочнойдеятельности
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях,которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляетсовокупность элементов, образующих цельную единую структуру и служащую достижениюцелей обучения.
В традиционной системе обучения главную роль играет преподавание,деятельность учителя. В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводитьсяучению — деятельности ребенка. Современная дидактическая система исходит из того,что обе стороны — преподавание и учение — составляют процесс обучения. Структуруобучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение (1).
Изучение курса географии нужно строить не как преподнесение,
заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие.Структура
процесса обучения должна включать «педагогику действия».Школьникам в
возрасте 11-12 лет трудно длительное время находиться без действияи слушать только учителя. При изучении географии есть возможность разнообразитьформы деятельности ребенка, как на уроке, так и во внеучебное время: работа с картами,выполнение практических работ, составление таблиц, делать замеры выпадение осадков,изменение температуры окружающей среды, ориентирование на местности и т.д. Передучителем стоит проблема (особенно в начальной стадии изучения курса «география»)- научить детей работать со справочной литературой, сформировать проблему и найтипути ее решения. Что дает возможность формировать и развивать исследовательскоемышление, навыки самостоятельной деятельности учащихся, но при этом обязательнонадо учитывать способности и возможности каждого ученика исходя из уровня развитияи способности в приобретении знаний. Дети в подростковом возрасте очень любопытны;вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитиюпознавательного интереса к предмету в целом (8).1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
В настоящие время внеурочная деятельность по географии являетсясоставной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решениюважных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовыватьих досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативныенавыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведениявнеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой,с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашейстране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые непредставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочныхзанятий по географии — удовлетворить интересы школьников, помочь им всестороннепознать многообразие и богатство родной природы.
Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием,организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные целивнеурочной работы — расширить географический кругозор и углубить знания школьниковв области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географииумения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятиявнепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокогонаучного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельнопополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и докладыпо дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуютумения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждениятеоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях ив походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки:учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемыпути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразнаятематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашустрану (19).1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьниковпо географии
Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся,методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуютсяпараллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географииприобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольномучастке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике, на территорииприлегающих к школе парков, заказников, региональных и государственных национальныхпарков и заповедников. Организация наблюдений и практических работ на местности- особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляетпроцессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свойжизненный опыт; у них формируются конкретно — образное, а затем и абстрактное мышлениекак основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).
Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вестипри изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологическиенаблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюденийиспользуются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфереи биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивание графиковхода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур ит.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности,сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениямислужат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того,они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специальногостенда в школьном краеведческом музее (6).
Система практических работ на местности — необходимое условиеобучения географии. Назначение этих работ — закрепление теоретических знаний и формированиегеографических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшегоплана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показашкольникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизничеловека.
Особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованиюэкологической тропы в близлежащем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинаетсяс выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразныеприродные объекты, но маршрут экологической тропы должен обходить (исключать) местаобитания редких видов растений и животных. Среди учащихся целесообразно провестиконкурс на проекты экологических знаков, текста информационных досок, проекты искусственныхсооружений на тропе, тексты бесед с посетителями тропы во время экологических экскурсий.Наибольшую сложность представляет разработка маршрута экологической тропы, ее подробноеописание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяетсямежду несколькими классами и ведется довольно продолжительное время (5).
Можно рассмотреть несколько форм проведения внеурочной работы:научные исследовательские географические общества, географические конференции игеографические вечера, экскурсии и, наконец, неделя географии (14).
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
Научные исследовательские географические общества — одна из основныхформ внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: «Научные исследовательскиегеографические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобывытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы».
Цель научных исследовательских географических обществ — удовлетворитьпознавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. Научные исследовательскиегеографические общества имеют постоянный состав и могут объединять как учащихсяодного возраста, так и школьников разных классов. Наиболее приемлемое число учащихсяв научно-исследовательском географическом обществе 15-20 человек. При большем количествешкольников учителю трудно уделить должное внимание каждому из них.
Организации научно-исследовательского географического обществаможет предшествовать проведение какого-либо географического мероприятия, котороедолжно повысить интерес к географии, например экскурсия в природу, посещение краеведческогомузея, географический вечер, КВН и т.д. Если же на уроках учащиеся проявили повышенныйинтерес географии, то при организации научно-исследовательского географическогообщества учитель может опереться на них.
На первом организационном заседании избирают председателя, советнаучно-исследовательского географического общества, разрабатывают устав. Успех работынаучно-исследовательского общества зависит во многом от тщательной разработки егоплана, который составляют на четверть, полугодие, год. В нем должны найти отражениевсе виды деятельности научно-исследовательского географического общества. При составленияплана учитель учитывает интересы учащихся, их подготовленность и местные условия,т.е. прежде всего местоположение школы в городе или в селе. Для выявления интересови умений школьников целесообразно провести анкетирование.
Анкеты содержат перечень вопросов и проблем географической науки,предлагаемых для изучения в научно-исследовательском географическом обществе, атакже вопросы по выявлению умений учащихся рисовать, чертить, фотографировать ит.д. Школьники подчеркивают в анкете вопросы и проблемы, заинтересовавшие их, темсамым, помогая определить содержание тематики работы научно-исследовательского географическогообщества. Тематика работы научно-исследовательского общества может иметь различныенаправления, а может быть посвящена изучению одной географической проблемы. В первомслучае в кружке выделяют секции, например: история географических открытий, изучениестран и народов мира, занимательная география, туристско-краеведческая, охраны природы,геологическая метеорологическая и т.д. Если научно-исследовательское географическоеобщество работает над какой-либо одной проблемой, учащиеся имеют возможность изучитьее наиболее глубоко и целенаправленно. Начинающему учителю не следует увлекатьсяодновременно многими географическими проблемами, так как это вызовет затрудненияпри подготовке занятий научно-исследовательского географического общества.
В методической литературе разработаны примерные планы занятийнаучно-исследовательского географического общества, его устав, распределение обязанностеймежду его членами, предлагается тематика однопрофильных и многосекционных научно-исследовательскихгеографических обществ для разных классов. Но, какова бы ни была тематика научно-исследовательскогогеографического общества, в ней обязательно предусматривается общественно полезнаяработа школьников, как в самой школе, так и вне ее. Поэтому в план работы учительвключает выполнение школьниками поручений по оформлению географического кабинета,изготовлению и ремонту наглядных учебных пособий, оказание помощи школьной библиотекев организации выставок географической литературы, в составлении библиографии и аннотацийпо книгам географического содержания. К общественно полезной работе относится такжеподготовка учащихся-лаборантов, которые отбирают средства обучения к каждому уроку,заказывают и привозят из фильмотеки учебные кинофильмы и т.д. (12).
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
Следующий этап в развитии интереса школьников к географическойлитературе — географическая конференция, которая может проводиться по какой — либогеографической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги, а большого числалитературных источников.
К конференции готовят доклады, стенды, аудиовизуальные средства,выставку географической литературы, призы за лучший доклад. Подготовка географическойконференции осуществляется в течение 2-3 недель. Об ее проведении учащихся оповещаютчерез объявление, в котором называют тему и сроки ее проведения, предлагают списоклитературы и вопросы викторины. Докладчиком может быть каждый школьник, выразившийжелание принять активное участие в конференции. Учитель географии назначает дниконсультаций для докладчиков, помогает им отобрать и логически построить географическийматериал, рекомендует использовать наглядные пособия и т.д. Содержание конференцийможет быть различно и зависит в первую очередь от подготовленности и возраста учащихся.Если цель читательских конференций в VI — VII классах — приобщить школьников к чтениюгеографической литературы, то в старших — глубокое изучение отдельных географическихпроблем и профориентация учащихся. Как показывает опыт, старшеклассников особенноинтересуют конференции, тематика которых отражает современные экономико-политическиесобытия в нашей стране и за рубежом, подводит итоги краеведческой работы школьников,касается проблем взаимодействия человека и природы (13).
Географические вечера — наиболее массовые мероприятия внекласснойработы. В отличие от географических конференций, ставящих главным образом познавательныецели, географические вечера имеют и развлекательное значение. Поэтому в настоящеевремя в связи с переходом многих школ на полный продленный день именно эта формавнеурочной работы помогает решать проблему разумной организации отдыха учащихся.
Для географических вечеров характерно сочетание многих форм внекласснойработы: доклады, выпуск стенгазеты, викторины, КВН, показ кинофильмов географическогосодержания, встреча с интересными людьми, художественная самодеятельность и т.д.Такое разнообразие форм внеклассной работы позволяет использовать в процессе подготовкигеографического вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитываяинтересы каждого школьника, и сделать это мероприятие массовым.
Тематика вечеров чрезвычайно разнообразна. В ней можно выделитьвечера, посвященные экономико-географическим достижениям, культуре и быту населенияотдельных республик нашей страны и других социалистических стран, краеведческимтемам, выдающимся путешественникам — исследователям, капиталистическим странам,занимательной географии, КВН и т.д. Трудно переоценить значение вечеров в идейно- политическом, патриотическом и интернациональном воспитании школьников. Особонужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программувходят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставкитворческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовкувключаются учителя других предметов: музыки, рисование, литературы, истории и д.р.
1.2.3 Экскурсия
Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическаяработа. К ней привлекаются, как правило, старшеклассники (15).
Существует несколько определений понятия «экскурсия».Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина: «экскурсияот лат. ехсursіо — поездка — коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательныхмест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями». Впедагогической практике — форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядностьобучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюденияявлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическоеотношение к действительности (18).
По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные;по целям — на учебные, производственные, краеведческие и пр.
Экскурсия способствует распространению политических, философских,научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды,каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положеныпринципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость иубедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить вней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи другс другом.
В практике используется немало различных методов познания: индуктивный,дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования,обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются припроведении экскурсий.
Экскурсионный метод построен на примере (преобладании, первенствующемзначении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказеэкскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередкорассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.
Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебнойцелью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времении когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за городна геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника,и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).
Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы,близка к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия — тот же урок,но урок, в непривычной обстановке класса, а в условиях экскурсионного объекта (геологическогообнажения, леса, реки и т.д.).
На уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальныхпособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами природы.
Экскурсии в природу можно использовать для решения разнообразныхдидактических задач. Например, предварительные, или вводные, экскурсии проводятперед изучением нового материала. В задачи этих экскурсий входит: расширение жизненногоопыта, накопление наблюдений и сбор материала, который будет использован на последующихзанятиях.
Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением учебногоматериала. Их основная цель — обогатить знаниями учащихся при изучении законов,явлений, понятий; дать возможность узнавать изучаемые явления в их естественномпроявлении. (10)
Во время экскурсий происходит накопление у школьников образныхи содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях,что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географическихпонятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснениямногих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важнаяроль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения (15).
С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможностьпутешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результатысвоих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проектына компьютере.
В последнее время появилось очень много различных пособий, разработокпо изучению родного края, достопримечательностей родного города. Так, в Москве разработаныкультурологические программы, выделяются бесплатные автобусы для проведения экскурсийшкольников. И в тоже время проведение внеурочных мероприятий связано с опасностьюдля жизни, так как за последние время ухудшилось состояние памятников зодчества.При выезде в парки, скверы и в целом «на природу» можно столкнуться снеформальными объединениями подростков, что тоже не безопасно (10).
внеурочный школьник география урок
1.2.4 Неделя географии
«Неделя географии» — форма внеклассной работы, предусматривающаяпроведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятияпо географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.
Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечениибольшого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в географических конференциях,школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение,наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работыпозволяет привлечь все классы, где изучаются природоведение и география, способствуетразвитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста.
Проведение недели географии в школе начинается с подготовительногоэтапа (7).
1.2.5 Игры на уроках географии
Эффективность учебно-воспитательного процесса так же определяетактивность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета.Эта проблема актуальна и для учителей, работающих в старших классах. Одной из активныхформ обучения, способствующей развитию мышления учащихся, стали уроки-игры. Игровоймомент способствует возникновению интересов, восстанавливает эмоциональную уравновешенностьи обеспечивает социальную ориентацию.
Игры бывают деловые и имитационные.
Имитационные игры позволяют строить обучение таким образом, чтобыученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность,учиться соотносить собственные интересы с интересами природы и всего общества вцелом. Понятие «имитационные» игры появилось в педагогической литературев 60-80 годы ХХ века, и означал предоставление ученикам возможности «проживания»реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования,которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должнаиметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой,в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаютсяпо точкам зрения.
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий деятельностиметодом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра позволяет найти решениесложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческойактивности учеников (20).
II. Проведение недели географии в школе2.1 Подготовительный период
Как и многие формы проведения внеурочной работы по географиив школе начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственностьлежит на педагога по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставкивикторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут в них приниматьучастия, время и место проведения. Желательно за несколько недель на одном из уроковгеографии сообщить ученикам о времени проведения недели географии в школе и о техмероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Неплохозаранее рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли готовитьсяк конкурсам.
Для проведения недели географии создается организационная группа:ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегияи другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении неделигеографии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.
За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии,чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности моглиприйти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей.
За неделю до начала предметной недели, в школе вывешивается объявлениес планом проведение недели географии. Можно записать в дневниках, когда и что проводится.
В отдельной тетради отмечайте, кто из учеников принял активноеучастие в подготовке к неделе географии. Каждому из них, как и их родителям, будетприятно прочитать свою фамилию в геофотогазете.
2.2 Проведение недели географии
В неделе географии участвуют 6-10 классы. Из-за разного уровнязнаний и особенности мышления, лучше объединить 6-8 и 9-10 классы.
Ниже представлена примерная программа проведения недели географии(табл. 1)
Таблица 1
Программа проведениянедели географии в школе (составлено автором) День недели классы мероприятие Время проведения Понедельник 6-10
1. Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий
2. Конкурс стенд газеты на тему «Земля — наш дом» После уроков Вторник 6-8 1. Интелектуальная игра: «Что? Где? Когда?» На 5 — 6 уроке 9-10 2. Фотоконкурс на тему «Есть в природе чудеса После уроков Среда 6-10 1. „Викторина для настоящих географов“ После уроов 9-10 2. Иди туда не зная куда, найди то не зная чего (в лесу ориентирование по карте) На последних уроках Четверг 6-8 1. КВН На первых 2 уроках Активные участники мероприятий 2. Экскурсия в музей После уроков Пятница 6-10
1. Представление от класса (страна)
2. Подведение итогов
После уроков
Выступление от класса около 7 минут
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Во всех видах деятельности должна учитываться не только оценказнаний, но и творческие способности ученика. Его активность и дисциплина в выполнениезаданий.
Каждое мероприятие оценивается по бальной системе, максимальноеколичество — 10 баллов, минимальное 1 балл.
В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитываетсяобщее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваютсяотдельно. Максимальное количество баллов за все конкурсы недели географии составляет50 баллов.
После подведения итогов, классы занявшие первые места награждаютсяпризами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы.
III Интеллектуальная игра: „Что? Где? Когда?“
Цель проведения игры:
В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявитьнаходчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников визучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии; способствоватьукреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживанияза свою команду.
Ход игры
От каждого класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются:название, эмблема, девиз и т.д.
I Тур
Разминка
Представители от каждой команды получают одинаковое задание(вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают вписьменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание — 3 балла№ Вопрос Ответ 1 На каком материке нет рек? Антарктида 2 Назовите четыре „цветных“ моря Черное, Белое, Красное, Желтое 3 Где изобрели арабские цифры? в Индии 4 Самая полноводная река на Земле Амазонка 5 Гигантские волны цунами 6 Воздушная оболочка Земли атмосфера 7 Вершина Гималаев Эверест 8 Священное животное Индии корова
II Тур
Конкурс-пантомима
Командам раздаются задания географической тематики.
С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представитьна суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившаязадание. Максимальная оценка за задание — 4 балла.
Задания для команд:
1. Водопад
2. Извержение вулкана
3. Рассвет и закат
4. Луное затмение
5. Туман
6. Сильный ветер
III Тур
Разминка самые, самые, самые
Первая команда ответившая правильнона вопрос, получает балл.
· Самое маленькое море, омывающий берег России
· Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли
· Самыс молодые горы в России
· Самое саленное озеро в мире
· Какой город считается полюсом холода в России
· Самое глубокое озеро мира
· Самый большой материк
· Самые древние горы в России
· Самой толстое дерево
· Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)
· Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая
· Самая длинная река в мире
· Смый теплый океан
IV Тур
Конкурс знатоков
Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можнобольше фамилий путешественников, географов, первооткрывателей.
Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри, которое подводититог. Максимальная оценка за задание — 3 балла.
V Тур
Конкурс „Путешествня по карте“
Ведущий читает маршрут движения путешествий,а участники конкурса
должны нанести его на контурные карты,не пользуясь атласами.
Оценивается точность выполнения задания.Усложнить, его можно добавив
несколько географических ошибок, которыеучастникам необходимо
определить. Максимальная оценка за задание- 5 баллов.
VI Тур
Конкурс » Составить названиегорода”
Участникам нужно как можно быстрее составитьназвание городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига),Куба (Баку).
Жюри в конце подводит итоги и награждаетпобедителей Максимальная оценка за задание — 2 балла (5).
Подведение итогов
Максимальное количество — 30 баллов. Команды, набравшие большееколичество баллов награждаются.
Заключение
Главной проблемой образования являетсяослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитиюстремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для когоне секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке.Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формируеткоммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолеватьбарьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочнойдеятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать,анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируетсяновое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникампредстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми,творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочнойдеятельности.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся,но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанниковобщественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организациии развития внеурочной работы по географии — это специальная подготовка педагогов.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловаякнига, 1999. — 476 с.
2. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский- М., 1980. — С. 120-121
3. Герасимова Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии:6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. — М: Просвещение, 1991. — С. 45-48
4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географическихнаук / Е.М. Гурвич // География в школе. — № 4. — 2002. — С. 49-50
5. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова.- М., 1996. — С. 174-176
6. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. — М.: Советский спорт, 2000.- С. 10 — 11
7. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. — № 4. — 1998.- С. 76-78
8. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. — М.: Советская энциклопедия,1964. — С. 339 — 340
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1997. — 140 с.
10. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я.Ланина, В.П. Сломин. — Спб., 1998. — С. 24-25
11. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства/ Е.Н. Нестеров. — Спб., СПБТТУ, 2000 — С. 31-38
12. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География вшколе. — №6. — 2002. — С. 37-43
13. Методика обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. — М.: Просвещение,1969. — С. 372-379
14. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентовпод. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. — М.: Просвещение, 1983. — С.172-192
15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М: Академия, 1998. — 347с.
16. Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н.Петрова. — М: Дрофа, 1998. — С. 6-17
17. Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы. — М: Просвещение,1998. — С. 85-93, 202-208
18. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. — С. 170-172
19. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / Географияв школе. — №6. — М., 2000. — 80 с.
20. Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман,И.Ю. Кулагины. — М.: Просвещение, 1991. — С. 128-134.