ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему: «Внимание и его психологическаяхарактеристика»
Выполнила: студент гр. 3412
Шевченко С.А.
Проверила: ст.преподаватель
Мартюгина Г.А.
г. Набережные Челны
2007г.СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава I.Явление и определение внимания. Его характерные
особенности. 4
1.1.Свойства внимания. 4
1.2.Функции и виды внимания. 7
Глава II. Способы развития внимания. 9Заключение. 14
Список использованной литературы. 16
Приложение. 17Введение.
Внимание – одиниз тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права насамостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия,несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученыеутверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, чтооно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологическогопроцесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляетсобой вполне независимое психическое состояние человека, специфическийвнутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикамдругих познавательных процессов.
Действительно, всистеме психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оновключено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимыймомент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде непредставляется возможным.
АКТУАЛЬНОСТЬ темы,выбранной мной,- внимание очень важно в повседневной жизни человека, даже чащевсего бывает жизнеспасающей, а сознание помогает чувствовать осмысленностьсвоей жизни и анализировать различные ситуации. Поэтому актуально рассмотретьчто такое внимание, как ее можно улучшить и увидеть как сознание помогаетчеловеку осознавать духовные ценности и чувствовать себя полезным для общества.
ОБЪЕКТОМ исследованиеявляется внимание и сознание человека.
ПРЕДМЕТ исследования –человеческая личность.
ЦЕЛЬЮ является узнать,рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека.
ЗАДАЧА – увидеть каксознание помогает человеку делать осмысленные поступки, ценить духовные вещи ибыть полезному обществу, а внимание – в повседневной жизни.
Глава I. Явление и определение внимания. Егохарактерные особенности.
Одной из самыххарактерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясьпод постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаемлишь самую малую, ничтожную их часть.[1]Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашимвниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становится содержаниемразмышлений.
Внимание можно определитькак психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамическиеособенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенностина мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые наданный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себепсихические и физические силы человека в течение определенного периода времени.Внимание — это процесс сознательного или бессознательного(полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, иигнорирование другой.
1.1. Свойства и видывнимания.
Внимание человекаобладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью,переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности втечение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте,предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивостьвнимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны синдивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности сосвойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени;другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса кпредмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешнимиобстоятельствами осуществления деятельности.
Люди со слабой нервнойсистемой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становитьсяимпульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически,также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интересак предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив,наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течениедлительного периода времени. При обстановке, которая характеризуетсяотсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым.При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется,становится остаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивостивнимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
Сосредоточенностьвнимания (противоположноекачество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степениконцентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудьинтересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечалничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может бытьсконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложенииили слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенностьвнимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваютсякак синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод содного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Даннаяхарактеристика человеческого внимания проявляется в скорости, которой он можетпереводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод можетбыть как непроизвольным так и произвольным. В первом случае индивид невольнопереводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, аво втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться накаком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемостьвнимания, если она происходит на непроизвольной основе, можетсвидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда естьоснование рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствуетвременному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлениюработоспособности нервной системы и организма в целом.
С переключаемостьювнимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение иотвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключаетвнимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, какосуществляется процесс отвлечения внимания.
Все три обсуждаемыехарактеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойстваминервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение.Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качествавнимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать восновном как природно обусловленные.
Распределение внимания— его следующаяхарактеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание назначительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельностиили совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет ораспределении внимания между разными видами деятельности, это не всегдаозначает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такоебывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человекабыстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращатьсяк продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, что память напрерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. Втечение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжениюпрерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределениявнимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.
Распределение вниманиязависит от психологического и физиологического состояния человека. Приутомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующихповышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
Объемвнимания — это такая егохарактеристика, которая определяется количеством информации, одновременноспособной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации. Она обычноустанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткоевремя предъявляются большое количество информации. То, что он за это времяуспевает заметить, и характеризует его объем внимания. Посколькуэкспериментальное определение объема внимания связано с кратковременнымзапоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом. 1.2. Функции и виды внимания.
Внимание в жизни идеятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизируетнужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологическиепроцессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей ворганизм информации в соответствии с его актуальными потребностями,обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психическойактивности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связанынаправленность и избирательность познавательных процессов. Их настройканепосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляетсянаиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманиемопределяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти,направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество ирезультаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивныхпроцессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различатьдетали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор,способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти,как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилищадолговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный факторправильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношенийвнимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу,предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Овнимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном иделикатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнееобучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Рассмотрим основные видывнимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание,непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольноевнимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения ввиде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние иливнутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основноймеханизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочнымрефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторовновизны.
Социальнообусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано сволевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием наобъекты.
Непосредственное вниманиене управляетсяничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствуетактуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируетсяс помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков,предметов.
Непроизвольноевнимание не связанос участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию.Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и втечение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольноеобладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие отнепроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличиемсильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человекже в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляетодин из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать чувственноеи интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано сэмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — ссосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центресознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном вниманииобъектом интереса является мысль. Глава II. Способы развитиявнимания.
Внимание, как и всеостальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первыепредставлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственноевнимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развитиявнимания, как и многих других психических Функций, пытался проследить Л. С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Онписал, что история внимания ребенка есть история развития организованности егодоведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри,а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает изтого, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средствнаправлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своейвласти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых онвпоследствии и сам овладевает своим вниманием».[2]Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослогоребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредствомкоторых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастомвнимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного вниманияидет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натуральноговнимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, которыйхарактеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное вниманиепостепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем этапоследняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех еговидов.
Различия вхарактеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают начиная сдошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновьобнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем,что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание,из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л. С. Выготский пишет,что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде,включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствамиприковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека,произносимые им слова, которые первоначально выступают в ролистимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом,с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказываетсянаправляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепеннымовладением активной речью ребенок начинает управлять и первичнымпроцессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей,ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, азатем – и в отношении самого себя.
Общая последовательностькультурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначалалюди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействиес окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конценачинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словамина окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественныестимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании исам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е.обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».[3]
Слово, которым пользуетсявзрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя,выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего еговнимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется всторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактныхпонятий. Л. С. Выготский считал, что употребление языка как средстванаправления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогикиогромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферумежличностного общения, где открывается простор для личностного развития.Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого,являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чемсаморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманиемпо отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е.к произвольному вниманию.
Попытаемся теперь в видесвоеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основныхэтапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по даннымсоответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцыжизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденногопризнака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого годажизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средствабудущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго годажизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевыхинструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий годжизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формыпроизвольного внимания.
5. Четыре с половиной –пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложнойинструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет.Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влияниемсамоинструкции (с опорой на внешние вспомогательный средства).
7. Школьный возраст.Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включаяволевое.
Существуют различные тесты навнимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать приобучении детей, потому что они какинтересны, так и полезны для общего развития ребенка[4].
Заключение.
Итак,можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения?Работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. И чтобы избавиться от ненужныхотвлечений необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.
Во-первых,нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация вниманиясопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однакодлительное поддержание возбуждения невозможно — наступает утомление. Поэтому, вряде случаев, отвлечения оправданы — когда они носят характер кратковременногоотдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 — 10 минут каждого часаумственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физическихупражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).
Во-вторых,необходимо создать соответствующую характеру работы обстановку. Некоторые людимогут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важнывнешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение,удобная поза и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именнов этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке.Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. Люди с ярким, образныммышлением могут попробовать такой прием. Представим, что в нашей головенаходится огромный шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафусоответствует определенный ящик. Перед началом серьезной работы, требующейглубокой сосредоточенности, максимально отчетливо нужно вообразить, как мывыдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные плотнозадвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся,как известно, огромной работоспособностью.
В-третьих,необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольшихпобочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшойзвуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы.Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места длячитателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточеннаяработа невозможна.
В-четвертых,нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды втечение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активностиприходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижениемаксимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важнане только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительногоподдержания. Способность к длительной концентрации внимания можнотренировать (см. Приложение №1). Целый ряд специальных упражнений предложенйогой, современными системами аутотренинга. Любая однообразность утомляет. Длятренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу,ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное.Поэтому условия длительной устойчивости внимания — те же, что и для обеспеченияего концентрации. Главное из них — активность выполняемой работы.
Наше внимание также требует к себевнимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видовдеятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 — 10 минут вдень, и результаты не замедлят сказаться.
Список использованной литературы.
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В6 т. — Т. 3. — М-, 1983. (Овладение вниманием: 205-239.)
2.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. (История и современноесостояние психологии внимания: 5-16. Развитие внимания: 17-32, 39-87.)
3.Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., МешковаТ.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)
4.Иванов М. М. Техника эффективногозапоминания.
5.Леонтьев А.Н. Хрестоматия повниманию.
6.ЛурияА.Р. Внимание и память. — М.,1975. (Внимание: 4-41.)
7.Немов Р.С. Психология.
8.Петровский А.В. Введение впсихологию.
9.Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека.
10.Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.(Сознание и внимание (В.Вундт): 3-25. Внимание (Э.Б.Титченер): 26-46. Внимание(У.Джемс): 50-65. Психология внимания (Т.Рибо): 66-102. Внимание (H-Н.Ланге):107-144. О теории и воспитании внимания (Н.Ф.Добрынин): 243-259. Установка учеловека (Д.Н.Узнадзе): 260-270.)
Приложение№1
Психологическиеупражнения по развитию внимания
Развить внимание можно с помощьюследующих психологических упражнений:
1. «Игры индейцев» для развитияобъема внимания: — двум или нескольким соревнующимся в течениекороткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье,что он видел, стараясь перечислить иподробно описать возможно большее числопредметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40предметов.
2.«Печатная машинка» — это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждомучеловеку дается 1-2 буквы из алфавита,преподаватель называет слово и участникидолжны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тотчеловек, с чьей буквы начинается слово,затем хлопок учителя — вторая буква, хлопокученика и т. д.
3. «Кто быстрее?» Людямпредлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонкелюбого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или«е». Успешность выполнения теста оценивается по времениего выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чемменьше величина этих показателей, тем выше успешность. При этомнадо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Для тренировки переключения и распределениявнимания задачу следует изменить: предлагается зачеркиватьодну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или посигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиваниемдругой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну буквузачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такойтренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется взависимости от возраста (мл.школьники — до 15мин., подростки — до 30мин.).
4. «Корректура». Ведущий пишет налисте бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв внекоторых словах.
Человекуразрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаетлист второму ученику, который исправляет оставленные, ошибки карандашомдругого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
[1] См.: Титченер Э.Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
[2] Выготский Л. С. Развитиевысших форм внимания в детском возрасте// Хрестоматия по вниманию.— М., 1976,—С. 186.
[3] Выготский Л. С.Развитие высших форм внимания в детском возраста. Хрестоматия по вниманию.— М.,1976.— С. 205.
[4] См. Приложение 1