Внутренние угрозы экономической безопасности

Реферат

«Внутренние угрозыэкономической безопасности»
Санкт-Петербург 2006

1. Умышленное«инициативное» нанесение ущерба экономической безопасности (ЭБ) организации
Наиболеесерьёзную угрозу представляет в этом случае инициативная корыстная деятельностьтех членов организации, которые по своему должностному положению контролируют,распоряжаются, владеют, работают (хранят, транспортируют, выдают) свалютно-денежными средствами, с документацией, управляющими денежными потокамии имуществом организации. Это высшие руководители (генеральный директор, егозаместитель, главный бухгалтер, главный экономист, бухгалтер по учётуматериальных средств, программисты и операторы ЭВМ бухгалтерии, плановогоотдела (и им подобным подразделениям), кассиры, заведующие складом готовойпродукции или иных дорогостоящих материальных ценностей, сотрудники собственнойслужбы безопасности (СБ) организации, отвечающие за охрану и безопасностьденежных и иных высоколиквидных ценностей организации (служба инкассаторов,денежная часть СБ). Разумеется, что в первый круг таких персон входят те, ктоимеет право подписи финансовых документов и материальных пропусков, кто держитв руках деньги или охраняет их. Во второй круг – обладающие исчерпывающейинформацией о финансах организации (т.е. контролирует особую интеллектуальнуюсобственность организации и кто контролирует материальные ценности организации).
Замечу, чтоздесь не рассматриваются случаи поджогов, способы «выведения из строя»руководителей организации и т.п.
Типичнымиспособами и приёмами инициативных действий являются следующие.
Изготовление(сфабрикование) «липовых» финансовых документов, подложных контрактов, договорна приобретение дорогостоящих вещей, оборудования и т.п. В этом обычноучаствуют бухгалтера и заместители высшего руководителя (или сам высшийруководитель), имеющие доступ к печати организации и обладающие правом подписиподобных документов. После разграбления организации таким способом, руководствообъявляет клиентам, партнёрам, властям о финансовой несостоятельностиорганизации, о её банкротстве.
Значительныйущерб организации могут нанести «инициативники», хорошо знающие слабые места вфинансовой системе организации. Вот несколько типичных приёмов этих случаев:
v подделкаподписей клиентов, партнёров;
v занижениесумм денежных сборов и ссудных процентов;
v продлениесроков платежей и увеличение размеров комиссий, не оплаченных клиентами, без ихведома и записи счетов ссуд с погашением в рассрочку в отчёты о невыплаченныхсуммах;
v организация«футбола» (так называется этот приём) между фирмами, руководители которыхнаходятся в сговоре и хорошо разбираются в финансовых операциях. Суть приёмасостоит в том, что ответственный банковский работник находит организацию, укоторой на счету имеется солидная сумма. По подложным документам эти деньгипереводятся в одну из фирм. «Футбол» длится 3–4 дня, а затем изъятая суммавозвращается в банк. Подложные документы в самом банке и в этой фирмеуничтожаются. Этот банковский ответственный работник получает обычно 50-70% отприбыли, полученной фирмами в ходе «футбола»;
v руководителисреднего звена управления 2-3 организаций договариваются о проведении приёма«пас в сторону с откатом». Суть его в том, что первая организация поставляеттовар (представляет услуги) второй организации по завышенной цене (о чём высшееруководство второй организации не знает или знает и «входит в долю»). Получивоплату своего товара (услуг) переводом на банковский счёт, первая организациязаключает фиктивный договор с третьей организацией на поставку товаров(оказания услуг) на ту часть цены, которая была завышена. Задача третьейорганизации «обналичить деньги», поступавшие на её счёт от первой. За эторуководитель третье организации получает от первой организации 2,5-5% (и более)от суммы обналиченных им денег, а остаток (т.е. большую часть) он долженвернуть наличными деньгами одному из руководящих работников, главномубухгалтеру, бухгалтеру (тем, кто знает об этой операции) первой организации.Первая организация оставляет у себя 20-30% (и более) неучтённой наличности, аостальные деньги передает тому руководителю среднего звена управления второйорганизации, который сумел подписать договор с завышенной ценой оплаты товаров(услуг), получаемых второй организацией от первой.
Обычно признакомтого, что то или иное руководящее лицо в курсе всех этих «футболов» и «пасов»(и участвует в «деле») является отказ этого руководителя от услуг независимыхаудиторов и стимулирование им бездействия собственной ревизионной комиссии.
Обобщаяимеющиеся данные можно привести перечень наиболее частых случаеввнутрифирменного мошенничества:
v присвоениеналичных денег из кассы;
v расходованиеналичных денег не по назначению;
v фальсификациясумм, находящихся на банковских счетах;
v фальсификациянакладных;
v хищениеоборудования, продукции;
v самостоятельноепревышение установленных продажных цен;
v использованиеподставных фирм, использование подставных мелкооптовых покупателей;
v фальсификациязаписей и подписей в счетах, платёжных поручениях, бухгалтерских книгах;
v фальсификациясверхурочных рабочих часов;
v оплататруда «работников-подснежников»;
v оплатаработ сторонних фирм, которые не выполнились;
v мнимо-халатноеотношение к доверенным ценностям;
v инициативнаяпередача конфиденциальной информации конкурентам, преступным сообществам;
v компьютерныепреступления.
2. Выявлениемошенничества персонала и руководящих работников организации
Выявлениеэтого мошенничества означает проведение СБ и другими подразделениями(специалистами) предприятия, имеющими контрольные функции, комплексаадминистративных и оперативных мероприятий для определения признаковнеправомерных действий.
Контрразведывательноеподразделение СБ исходит из того, что если мошенничество произошло, то это неможет быть скрыто бесследно. Хотя есть такие предприятия, учёт и контроль накоторых поставлен так, что «это» может быть скрыто почти бесследно. Если же ворганизации всё обстоит более-менее нормально, то наверняка должно быть что-то,за что можно зацепиться.
Каналыполучения информации о фактах готовящегося или совершённого мошенничества:
v сотрудникпредприятия может рассказать об имеющихся у него подозрениях непосредственномуруководителю, который эту информацию передаст в СБ;
v сотрудникможет сообщить о своих подозрениях напрямую в СБ;
v руководительСБ, контрразведчики могут узнать необходимую информацию из отчётов проведенияинвентаризационных, ревизионных, аудиторских и прочих контрольных и проверочныхмероприятий;
v изсведений действующей линии для приёма сообщений, так называемой «горячейлинии». При этом используется автоответчик, абонентский или почтовый ящик, ящикдля писем на территории предприятия, приём сообщений на пейджер тому подобныеспособы приёма анонимных и, может быть, авторизованных сообщений;
v в СБможет поступить информация из внешних источников, так или иначе замешанных всовершении действий против собственности предприятия;
v руководительили другой сотрудник СБ сами обнаружат признаки мошенничества при выполнениисвоих обязанностей.
Правило:ни при каких обстоятельствах сотрудники и менеджеры, узнавшие о противозаконныхдействиях своих коллег, не имеют права самостоятельно беседовать сподозреваемыми в совершении мошенничества, все действия ведутся только черезСБ.
Критерииважности информации 1:
a) признакисовершения мошенничества;
b) способовсокрытия;
c) реализациипохищенного (присвоенного);
d) последствийсовершения.
С совершениеми последствиями мошенничества многое понятно, но следует остановиться насокрытии. Мошенничество отличается от грабежа или кражи, тем что мошенники (аособенно «собственные») скрывают свои действия. А что касается реализациипохищенного, то здесь существует закономерность: если сотрудник разбогател наденьги своих работодателей, то по его изменившемуся образу жизни это скоро будетвидно.
Признакисовершения мошенничества. Классификация. Итак, тем или иным образом СБ узнало омошенничестве. Ни в коем разе нельзя идти напролом в поисках круга виновныхлиц, а по признакам сразу, с известной долей вероятности, определить такназываемый «уровень причастности»:
1. уровеньнаёмных работников предприятия;
2. уровеньлиц, принимаемых решения (ЛПР), т.е. высшее и среднее звено менеджеровпредприятия;
3. уровеньвнешний, т.е. сторонние организации (сообщники, а то и инициаторы, могут бытьизвне, более того, чаще всего так и бывает).
Разнесениепризнаков по уровням, разумеется, достаточно условное.
1. Уровеньнаёмных работников. Признаки совершения действий, инициаторами и / илиисполнителями которых они являются:
a) Отклонениев первичном бухгалтерском учёте:
v просроченныепроводки, двойные оплаты;
v совпадениеплатёжных реквизитов заказчиков и получателей платежей;
v непредставляющие смысла последовательности документов;
v сомнительныенадписи на документах от руки;
v представлениекопий, а не оригиналов документов;
v слишкоммного дебиторских или кредиторских напоминаний;
v недостачиили превышение по кассе;
v осуществлениеплатежей с существенным запаздыванием;
v другиепризнаки, возможность разобраться в которых лучше представить квалифицированнымаудиторам.
b) Отклонениеот средних (нормальных) значений величин каких-либо показателей:
v неожиданныенедостатки или излишки;
v увеличениеостатков;
v отклонениеот спецификации;
v непонятныерасхождения в физических характеристиках;
v избыточныезакупки;
v многиедругие признаки, относящиеся или к несоответствию данных в учетных документахпо сравнению с фактическим положением, или к каким-либо нестандартнымтенденциям.
2. УровеньЛПР:
a) Отклонениякаких-либо итоговых финансовых показателей от средних (нормальных) величин(тенденций):
v увеличениедоходов при уменьшении материально-производственных запасов;
v увеличениедоходов при уменьшении оборота по кассе;
v увеличениезапасов при уменьшении кредиторской задолженности;
v увеличениечисла продаж при увеличении цены за единицу продукции;
v увеличениеоборота при сокращении остатков;
v увеличениезапасов при уменьшении затрат на обслуживание складов;
v необъяснимыеизменения в балансовой отчётности;
v ухудшениекачества прибыли (по эффективности);
v недостаточностьосновного капитала;
v высокаязадолженность, большой удельный вес накладных расходов;
v болеебыстрый рост расходов по сравнению с ростом доходов;
v трудностиво взимании дебиторской задолженности и прочие проблемы, связанные с движениемфинансов;
v многиедругие, связанные с отслеживанием динамики итоговых величин, как правило,сторонними аудиторскими бюро.
б) Необъяснимые отклонения(аномалии) в деятельности предприятия:
v работана грани кризиса;
v необычныеили крупные якобы выгодные сделки в конце отчётного периода;
v зависимостьот производства, продажи лишь одного – двух изделий (услуг);
v участиепредприятия в крупных судебных делах;
v излишнеусложненная структура предприятия;
v отсутствиеподразделения внутрифирменного аудита;
v приверженностьк высоко-рискованным операциям;
v частыеизменения в рядах высшего управленческого звена и среди членов Советадиректоров;
v крупныесделки с родственными партнерами;
v многиедругие признаки проблем, решение которых зависит от определенных лиц.
в) Признакимошенничества ЛПР с инвестициями:
при анализепринципиально не выявляются, так как данная информация не всегда доступна дажеруководителями СБ. Имеет практический характер в случае, если руководитель СБ,например, какого-то холдинга, ставит под контроль использование инвестиций вфилиале или отделении. Тогда:
v использованиеинвестиций для сферы предпринимательства, новой и необычной для даннойместности, рынка;
v действияс инвестициями, ранее сопровождавшихся скандалами или банкротствами;
v подозрительныеи рискованные проекты;
v отсутствиечёткой обоснованности данного способа разрешения инвестиций;
v шикарныйобраз жизни руководителей, указывающей на «инвестиционный след» источникадохода и другие.
3.Мошеннические действия при обслуживании оборудования
1. Мошенничествосо сроками эксплуатации механизмов и оборудования:
v завышениесроков для списания с целью присвоения или реализации;
v завышениесроков для снижения цены при распродаже б/у оборудования с целью получениявознаграждения от покупателя;
v завышениесроков для подмены рабочего оборудования списанным с целью присвоения рабочегоили покупки его в личных целях при распродаже б/у или присвоения денежныхсредств, выделение для закупки аналогичных механизмов.
2. Мошенничествос нормами расхода:
v увеличениенорм с целью закупки «необходимого» количества материалов в личных целях илиприсвоение денежных средств, выделенных на эти нужды;
v присвоениерасходных материалов, якобы использованных в результате умышленного, несоответствующего реальным условиям, завышения норм.
3. Использованиерасходных материалов в личных корыстных целях.
4. Мошенничествопри техническом обслуживании и ремонте (ТОиР) оборудования:
v оплатанеосуществлённого ТОиР или завышение оплаты;
v сговорс представителями обслуживающих организаций для оформления фиктивногогарантийного обслуживания или оплаты несуществующего вызова специалистов.
мошенничествоущерб оборудование транспортный
4.Мошенничество при представлении транспортных услуг, при отгрузке и доставкетовара заказчикам
1. Мошенничествопри эксплуатации своего или арендованного автотранспорта.
a. мошенничествос учётом, т.е. с документальным отражением определённых физических илифинансовых показателей:
v приписки,т.е. завышение исполнителя или должностными лицами реальных данныхотработанного времени и пробега;
v завышениесроков эксплуатации и норм расхода;
b. использованиетранспорта в личных целях или с целью наживы;
c. мошенничествопри ТОиР.
2. Мошенничествопри пользовании услугами сторонних транспортных организаций:
v завышениедолжностным лицом предприятия в сговоре с представителямитранспортно-экспедиционной организации оплаты за предоставляемые услуги с цельюприсвоения разницы денежных средств или получения вознаграждения;
v организацияили учреждение «своих» фирм, предоставляющих транспортные услуги. Постоянное кним обращение (как правило, вместе с завышением стоимости услуг);
v оплатане оказанных или полная оплата недосказанных (оказанных некачественно) услуг;
v мошенничествопри оплате аренды транспорта раздельно от оплаты затраченного временииспользования или затраченного топлива;
v мошенничествосо страхованием грузов.

Заключение
Проблемыиспользования полученной информации, содержащей признаки способов сокрытиямошенничества. Одним из направлений деятельности СБ должна быть постояннаякропотливая работа, связанная с поиском подделанных и исправленных документовили фактов умышленного изменения состояния каких-либо материальных активовименно с целью своевременного нахождения таковых. Для этого постоянноорганизуются различного рода проверки и контрольные мероприятия. При любыхтаких проверках в составе комиссий должны быть специалисты из СБ. При полученииискомой информации данный факт заверяется соответствующим актом, при необходимостичленам комиссии даётся указание сохранять конфиденциальность происшедшего наопределённое время. Дальнейшие действия СБ по разработке данной информации, тоесть определении причин сокрытия, являются уже расследованием.