Внутренний и внешний аудит

Курсовая работа
«Внутренний и внешний аудит»

Введение
Внешний аудитпредставляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетностиклиента с целью установления ее достоверности и соответствия осуществляемыхфинансово-хозяйственных операций российскому законодательству; выявленияпричин, препятствующих реализации потенциальных возможностей компании иразработке рекомендаций по их устранению.
Цельювнешнего аудита является не только непосредственный аудит финансовой отчетности,но и выработка комплекса мер, позволяющих клиенту максимально эффективноиспользовать имеющиеся ресурсы в рамках действующего законодательстваРоссийской Федерации.
Внутреннийаудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке иоценке ее работы в интересах руководителей.
Цельвнутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять своифункции.
Основнымизадачами являются:
–       раскрытьэкономическую сущность внешнего и внутреннего аудита;
–       проанализироватьособенности данного аудита;
–       выявитьвзаимосвязь и отличие внутреннего и внешнего аудита.
Актуальностьи значимость этих вопросов и повлияли на выбор темы.
Длядостижения целей была поставлена следующая задача: изучить теоретическиеаспекты внешнего и внутреннего аудита (нормативно-правовое регулирование,основы организации);
–       рассмотретьпрактическую постановку учета на предприятии;
Информационнойбазой исследования является нормативная документация, публикации экономическихжурналов и газет, материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету,финансовой отчетности полный перечень которых дан в списке использованнойлитературы, которые использовались для получения наиболее свежей информации.

1. Экономическаясущность внутреннего и внешнего аудита
 
1.1Внутренний аудит
Внутреннийаудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке иоценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочьсотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудитпроводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольшихорганизациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведениевнутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме надоговорных началах.
Вэкономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое жепристальное внимание, как и внешнему.
Международныйинститут внутренних аудиторов определяет внутренний аудит как независимуюдеятельность по проверке и оценке работы организации в ее интересах. В перечнетерминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторскойдеятельности одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при ПрезидентеРФ, внутренний аудит трактуется как организованная на экономическом субъекте винтересах его собственников и регламентированная его внутренними документамисистема контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерскогоучета и надежность функционирования системы внутреннего аудита.
Необходимостьвнутреннего аудита вытекает из проблем связанных с так называемым эффектоммасштаба. В экономике понятие «эффект масштаба» означает: во-первых, по мерероста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счетдействия ряда факторов – это положительный эффект масштаба; во-вторых,параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается вопределенных управленческих трудностях, связанных с координацией иконтролированием деятельности крупной организации.
Особенноважен внутренний аудит в том случае, если организация имеет географическиразбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимаетсамостоятельные решения.
Цельвнутреннего аудита – помощь органам управления организации в осуществленииэффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннегоаудита.
Под главнойзадачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворенияпотребностей органов управления в части предоставления контрольной информациипо различным интересующим их вопросам.
Под общейфункцией внутренних аудиторов следует понимать:
–    оценкуадекватности систем контроля, то есть осуществление проверок звеньев управления(контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленныхнедостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
–    оценкуэффективности деятельности, то есть осуществление экспертных оценок различныхсторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложенийпо их совершенствованию.
Деятельностьвнутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное иконсультационное значение.
Администрацияразрабатывает политику и процедуры контроля организации. Однако персонал можетне всегда их понимать или не всегда их выполнять. Менеджеры не имеют достаточноговремени проверить уровень этого выполнения и своевременно обнаружитьнедостатки. Помощь внутренних аудиторов состоит в обеспечении защиты от ошибоки злоупотреблений, определений «зон риска» и возможностей устранения будущихнедостатков. Внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабыеместа в системах управления, а также найти нарушенные принципы управления. Всеэти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управленияорганизацией, с тем чтобы определить процедуры внутреннего аудита. Такимобразом, органы управления организацией пользуются услугами внутреннихаудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять своифункции.
Зарубежныеспециалисты используют различные термины для обозначения отдельных направленийвнутреннего аудита.
Наибольшеераспространение получило выделение трех видов внутреннего аудита: операционныйаудит (управленческий аудит), аудит на соответствие, аудит финансовойотчетности. При этом аудит финансовой отчетности, как правило, проводитсявнешними аудиторами, тем не менее, финансовая отчетность может проверяться ивнутренними аудиторами по заказу администрации.
Приведеннаяклассификация довольно упрощена. Если рассматривать внутренний аудит болеедеятельно, можно выделить следующие его виды:
–    функциональный(межфункциональный) аудит систем управления;
–    организационно-технологическийаудит систем управления;
–    всестороннийаудит системы управления организацией;
–    аудитвидов деятельности;
–    аудитна соответствие.
В аудите насоответствие могут быть выделены аудит на предмет соответствия каким-либоконкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общейцелесообразности.
Функциональныйаудит систем управления проводится для оценки производительности иэффективности в любом функциональном разрезе. К нему относятся, например,аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением(должностным лицом) в разрезе своих функций. При межфункциональном внутреннемаудите качество исполнения различных функций (например, функций производства иреализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.
Организационно-технологическийаудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контрольразнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или)технологической (то есть в плане оценки совокупности применяемых способов,приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности(рациональности).
Аудит видовдеятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализопределенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес – проектов с цельювыявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.
Кроме того,внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации,который выражается в совокупности организационно-технологического ифункционального аудита системы управления, аудита видов деятельности, а такжеаудитов элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой,например системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей.Здесь определяются все сильный и слабые стороны деятельности организации,оцениваются устойчивость ее положения в социальных системах более высокогопорядка, а также перспективы ее развития. такие контрольные мероприятия,осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системыуправления организацией.
Аудит насоответствие предписаниям выражает процедура аудиторского контроля на предметсоблюдения:
–    установленныхвнешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил,методик);
–    предписанныхорганами управления формальных правил, заданий.
Аудит насоответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контролядеятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности(рациональности, разумности, обоснованности).
1.2Внешний аудит
Внешний аудитпроводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальнымиаудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовойотчетности хозяйствующего субъекта.
На этапепредварительного планирования внешнего аудита аудитор должен ознакомиться сфинансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующуюинформацию:
–    овнешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономическогосубъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и еёотраслевой особенности;
–    овнутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономическогосубъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Кроме того,аудитор ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономическогосубъекта; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемойпродукции; структурой капитала; уровнем рентабельности; организованнойэкономическим субъектом системой внутреннего контроля.
Предприятия иорганизации имеют право выбора аудиторской организации для проведенияобязательной аудиторской проверке или аудитора-предпринимателя для проведенияинициативных аудиторских проверок или оказания других услуг, сопутствующихаудиту.
Однако выбораудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудитав организациях, в установленных (складочных) капиталах которых долягосударственной собственности субъекта РФ составляет не менее 25%. В этомслучае выбирать следует из аудиторских организаций – победителей открытогоконкурса на право проведения аудиторских проверок указанных организаций.Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.
Аудиторскаяорганизация также имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет лиона заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительногопланирования аудиторской проверки.
Письмо-обязательствоаудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее –письмо-обязательство) – это документ, который составляет аудиторскаяорганизация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.
Письмо-обязательствонаправляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскуюфирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначениеэтого документа – объяснить руководителю организации особенности оказания такихуслуг, как аудиторские.
Письмо-обязательстводолжно включать:
–    условияаудиторской проверки;
–    обязательствааудиторской организации;
–    обязательствапроверяемой организации.
Договор напроведение аудиторской проверки заключается в соответствии с нормамиГражданского кодекса Российской Федерации, в частности гл. 39 «Договор возмездногооказания услуг», и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядокзаключения договоров на оказание аудиторских услуг».
Договорсчитается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнутосоглашение по всем существенным условиям договора.
В текстедоговора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенныеусловия, такие как:
–    предметдоговора на оказание аудиторских услуг;
–    условияоказания аудиторских услуг;
–    праваи обязанности аудиторской организации;
–    праваи обязанности экономического субъекта;
–    ответственностьсторон и порядок разрешения споров.
Наряду с этимв договор могут быть включены другие важные для сторон положения.
Планирование,являясь начальным этапом проведения внешнего аудита, включает в себя разработкуаудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема,графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторскойорганизацией аудиторской программы, определяющей объем, виды ипоследовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формированияаудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерскойотчетности организации.
Аудиторскаяорганизация и индивидуальные аудиторы обязаны планировать свою работу так,чтобы проверка была проведена эффективно.
Планированиевнешнего аудита проводится аудиторской организацией в соответствии с Правилом(стандартом) аудиторской деятельности «Планирования аудита», с общимипринципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частнымипринципами:
–    комплексностьпланирования;
–    непрерывностьпланирования;
–    оптимальностьпланирования.
Принципкомплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязи исогласованности всех этапов планирования – от предварительного планирование досоставления общего плана и программы аудита.
Принципоптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантностипланирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана ипрограммы аудита на основании критерия, определенных самой аудиторскойорганизацией.
Планированиевнешнего аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:
–    предварительноепланирование внешнего аудита;
–    подготовкаи составление общего плана внешнего аудита;
–    подготовкаи составление программы внешнего аудита.
На этапепредварительного планирования аудиторская организация оценивает возможностьпроведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможнымповедение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита изаключает договор с экономическим субъектом.
Припланировании состава аудиторской группы аудиторская организация должнаучитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного,основного и заключительного); предлагаемые сроки работы группы; количественныйсостав группы; должностной и квалификационный уровень членов группы.
В процессепредварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовуюстабильность клиента; положение клиента в экономической среде; отношения спредыдущей аудиторской фирмой.
Обзордеятельности предприятия должен включить в себя:
–    глубокоепонимание предпринимательской деятельности клиента, мотивы поведенияпредпринимательской деятельности клиента, мотивы поведения старшегоуправленческого персонала для оценки риска представления ложной информации;
–    предварительныеаналитические обзоры для оценки текущего финансового состояния предприятия,чтобы выделить необычные и неожиданные сальдо;
–    пониманиеособенностей учетной политики;
–    оценкууровня и существенности.
Начиная разработкуобщего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использоватьпредварительные знания об экономическом субъекте, а также результатыпроведенных аналитических процедур. С помощью аналитических процедураудиторская организация должна выявить области, значимые для аудитора.
В процессеподготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оцениваетэффективность системы внутреннего контроля (СВК), которой располагаетэкономический субъект, и оценивает ее риск. СВК может считаться эффективной,если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, атакже выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность СВК,аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторскихдоказательств.
Общий пландолжен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем планеаудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита исоставить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: реальныетрудозатраты; расчет затрат времени в предыдущем периоде и его связь с текущеерасчетом; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита.
В общем планеаудиторской организации определяют способ проведения аудита на основаниирезультатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннегоаудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть: формирование аудиторскойгруппы, численности и квалификации аудиторов; распределение аудиторов всоответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями поконкретным участкам аудита; инструктирование всех членов команды об ихобязанностях; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работыассистентов аудитора, за ведение ими рабочей документации и надлежащимоформлением результатов аудита; разъяснением руководителями аудиторской группыметодических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторскихпроцедур.
Программааудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальныйперечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практическойреализации плана аудита. Аудитору следует документально оформить программуаудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру,чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочихдокументах. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестовсредств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Выводыаудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные врабочих документах, являются фактическим материалом для составленияаудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием дляформирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта.
По окончаниипроцесса планирования общий план и программа аудита должны быть оформленыдокументально и завизированы в установленном порядке.
Приподготовке общего плана и программы внешнего аудита аудитору следует установитьприемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющийсчитать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Понятиесущественности является основной для решения многих вопросов в аудите.Существенность формирует логическую последовательность и взаимосвязь междуэтапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатовсобранных аудиторских доказательств и фирмой аудиторского заключения. Онаопределяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составленияаудиторского заключения.
Существенность– это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяютопределить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить ихвлияние на принятие соответствующих решений ее пользователям. Величинасущественности С может быть выражена соотношением 0
Под уровнемсущественности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерскойотчетности, начиная с которой ее пользователь с большей степенью вероятности несможет на ее основе делать правильные выводы и принимать соответствующиерешения.
Принахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен приниматьза основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетностиэкономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовымипоказателями бухгалтерской отчетности.
Аудиторскиеорганизации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахожденияуровня существенности, которые должны быть оформлены документально иприменяться на постоянной основе.
Аудиторскиеорганизации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю откаких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета,статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могутиспользоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненныепоказатели текущего и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры,которые могут быть формализованы.
Аудиторобязан принимать во внимание уровень существенности:
–    наэтапе планирования при определении содержания, затрат времени и объемаприменяемых аудиторских процедур;
–    входе выполнения конкретных аудиторских процедур;
–    наэтапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженнымиискажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.
Главной цельюаудиторской проверки в ходе обязательного аудита является формированиеобъективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.
В соответствиисо ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторскоезаключение – это официальный документ, предназначенный для пользователейфинансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленные всоответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности исодержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации илииндивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учетазаконодательству РФ.
Аудиторскоезаключение датируется числом, когда был завершен аудит, так как данноеобстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учелвлияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторскоезаключение события и операции, известные аудитору и возникшие до этой даты.
Аудиторскоезаключение подписывает руководитель аудитора или уполномоченное руководителемлицо и лицо, проводившее аудит (лицо, возглавлявшее проверку), с указаниемномера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должныбыть скреплены печатью.
Порезультатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этойотчетности в форме безоговорочно положительного, модифицированного аудиторскогозаключения или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
Безоговорочноположительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит кзаключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверноепредставление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственнойдеятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами иметодами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской)отчетности в Российской Федерации.
Модифицированнымаудиторское заключение считается в том случае, если возникли:
–    факторы,не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении сцелью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся уаудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
–    факторы,влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой,отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Приопределенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицированопосредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей нафинансовую (бухгалтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях кфинансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудитор можетрассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредствомвключения части, указывающей на значительную неопределенность (иную, нежелисоблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснений которой зависит отбудущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую)отчетность, а также посредством включения (после части с выражением мнения)части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей влияния на финансовую(бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор можетоказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, еслисуществует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждениемаудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияниена достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:
–    имеетсяограничение объема работы аудитора;
–    имеетсяразногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетнойполитики, метода ее применения или адекватности раскрытия информации вфинансовой (бухгалтерской) отчетности.
Обстоятельства,указанные в первом пункте, могут привести к выражению мнения с оговоркой или котказу от выражения мнения.
Обстоятельства,указанные во втором пункте, могут привести к выражению мнения с оговоркой или котрицательному мнению.
Мнение соговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу отом, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияниеразногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолькосущественно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться отвыражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «заисключением влияния обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относитсяоговорка).
Отказ отвыражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудитанастолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточныедоказательства и следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверностифинансовой (бухгалтерской) отчетности.
Отрицательномнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия сруководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности,что аудитор приходит к выводы, что внесение оговорки в аудиторское заключениене является адекватным для того чтобы раскрыть вводящий в заблуждение илинеполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудитор можетиметь разногласия с руководством аудируемого лица по таким вопросам, какдопустимость выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватностьраскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если такиеразногласия являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности,аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.
Отказаудиторской организации от выражения своего мнения о достоверностибухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключенииозначает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не можетвыразить такое мнение.
Заключениеаудиторской фирмы по результатам проверки годовой отчетности являетсяобязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий,которые подлежат в соответствии с законодательством РФ аудита. Это заключениетакже носит юридический статус.
Аудиторскоезаключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.
Вводная частьвключает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающемсамостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются юридический адрес ителефоны, сведения о лицензии на право аудиторской деятельности (номерлицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действиялицензии); фамилия, имена и отчества аудиторов, принимавших участие впроведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматьсяаудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно,указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; датавыдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторскойдеятельности, а также срок действия лицензии, номер квалификационного аттестатааудитора.
Аналитическаячасть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту обобщих результатах проверки состояния внутреннего аудита, бухгалтерского учета иотчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектомзаконодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическаячасть должна быть адресована администрации экономического субъекта.
Итоговаячасть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерскойотчетности экономического субъекта. Она должна включать: название данной части;наименование адресата итоговой части; наименование экономического субъекта;объекта аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствоватьбухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъектаи аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание нанормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложениесущественных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения вформе, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении,если это возможно, влияние обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономическогосубъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта; дату аудиторского заключения.
Итоговаячасть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта.
Экономическийсубъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую частьаудиторского заключения. В этой связи аналитическая и итоговая часть могутподписываться и скрепляться печатью отдельно. Что касается первой и второйчастей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласияэкономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмытакже не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьимлицам для использования в предпринимательской деятельности.

2. Взаимодействияи различия внутреннего и внешнего аудита
 
2.1Взаимодействие внешнего и внутреннего аудита
Качествоработы внутреннего аудита оказывает определенное влияние и на проведениеаудиторских проверок внешними аудиторами.
Эффективнаяработа отдела внутреннего аудита позволяет внешним аудиторам не проводитьдетальную проверку, так как внешний аудитор может в определенной мере доверятьвнутренним аудиторам в раскрытии ошибок и нарушений. При этом существенноснижаются затраты времени на проверку в связи с сокращением объема независимыхпроцедур. Однако в данной ситуации нельзя считать, что ответственность внешнегоаудитора за выражаемое им мнение по финансовой (бухгалтерской) отчетностипредприятия будет уменьшена или разделена с внутренними аудиторами.
В своюочередь для внутренних аудиторов доверие со стороны внешнего аудитора служитодним из профессиональных ориентиров и стимулирует их деятельность в рамкахдействующей на предприятии системы контроля, необходимой для эффективного ведениябизнеса, сохранности активов и достижения максимально возможной полноты иточности учетных записей.
В настоящеевремя порядок взаимодействия внешних и внутренних аудиторов регулируетсяПравилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и использование работывнутреннего аудита».
Взаимодействиевнешнего и внутреннего аудиторов со стороны внутреннего аудита должно бытьосновано на позиции максимального содействия независимому аудитору, со сторонывнешнего аудитора – на концепции беспристрастного подхода к оценке степенидоверия, оказываемой внутреннему аудитору. Данное положение отражено в Правиле(стандарте) аудиторской деятельности, которое предоставляет аудиторскойорганизацией право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами,иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и возможностьполучения информации по любому важному вопросу, который может повлиять на ееработу.
Мнение одеятельности внутреннего аудита формируется аудиторской организацией уже настадии планирования предстоящей проверки. При этом учитываются:
–    организационныйстатус: положение службы внутреннего аудита в системе управления проверяемогопредприятия, ее возможности и способности соблюдать объективность инезависимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающихфакторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственникамипредприятия на внутренний аудит;
–    компетентность:профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма,обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита,степень понимания ими стоящих задач и проблем;
–    профессиональныйуровень: состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннегоаудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту,рабочих программ и рабочей документации;
–    функциональныерамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
–    уровеньзначимости: рассмотрение и принятие к исполнению руководством и (или)собственниками предприятия рекомендаций внутреннего аудита.
Еслиаудиторской организацией принято решение об использовании работы внутреннегоаудита, ей придется продолжить изучение работы внутреннего аудита, ознакомитьсяс рабочими документами и убедиться в том, что:
–    программыи объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита;
–    работавнутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
–    выводы(заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими даннымии соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов,подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненнойими работы;
–    зоныповышенных рисков, известные специалистам предприятия, учитываются припланировании работ и проверяются внутренним аудитом;
–    отношениеруководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам,поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.
Выводы, ккоторым независимый аудитор пришел в процессе изучения системы внутреннегоаудита проверяемого предприятия, он должен отразить в своей рабочейдокументации.
Независимыеаудиторы могут привлекать к своей работе внутренних аудиторов проверяемогопредприятия. Объем и виды этих работ должны быть определены заранее всоответствующей программе, разработанной внешним аудитором при планированиисвоей работы, и согласованы с руководителем отдела внутреннего аудита, так какназванные работы будут являться дополнительными для работников отделавнутреннего аудита.
Тесноевзаимодействие внешних и внутренних аудиторов в процессе проведения аудиторскойпроверки предприятия ни в коей мере не уменьшает ответственность аудиторскойорганизации за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитораруководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а такжеза определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур.
2.2Различия внутреннего и внешнего аудита
Внутренний аудит – неотъемлемаячасть управленческого контроля организации; он может быть и независимым, т.е.непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешнимучредителям.
В Правилах (стандартах)аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:
Внутренний аудит – организованнаяна экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированнаяего внутренними документами система контроля над соблюдением установленногопорядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системывнутреннего контроля.
Внутренний аудит – одиниз способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структурыэкономического субъекта.
Проведение внутреннегоаудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъектаинформационное и консультационное значение, поскольку призвано содействоватьоптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей егоруководства.
Потребность во внутреннемаудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководствоне занимается повседневным контролем деятельности организации и низшихуправленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельностии подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходимглавным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимыхизменений внутри предприятия.
Организация, роль ифункции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. егоруководством и (или) собственниками, в зависимости от:
– содержания и спецификидеятельности экономического субъекта;
– объемов показателейфинансово-экономической деятельности экономического субъекта;
– сложившейся системыуправления экономического субъекта;
– состояния внутреннегоконтроля.
– Функции внутреннегоаудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие вштате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемыедля целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.[1]
В определенной мерефункции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтерияхкрупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору,однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциямвнутреннего аудита относятся:
1) проверка систембухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработкарекомендаций по улучшению этих систем;
2) проверка бухгалтерскойи оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых дляидентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ееоснове отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности,включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3) проверка соблюдениязаконов и других нормативных актов, а также требований учетной политики,инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
4) проверка деятельностиразличных звеньев управления;
5) оценка эффективностимеханизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок вфилиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
6) проверка наличия,состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
7) работа надспециальными проектами и контроль за отдельными элементами структурывнутреннего контроля;
8) оценка используемогоэкономическим субъектом программного обеспечения;
9) специальныерасследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
10) разработка ипредставление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендацийпо повышению эффективности управления.
Внутренний аудит нетолько дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждаетправильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информациювнутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременноосуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Внешний аудитпроводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации никакихинтересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учетаотчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, целидеятельности предприятия и пр.
Внешний аудитможет быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (всоответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может бытьорганизован также по решению суда или следственных органов. Основные отличиявнутреннего аудита от внешнего приведены в таблице (см. таблицу 1)

Таблица 1. Различиявнутреннего и внешнего аудита
№ п/п
Критерии различия
Внешний аудит
Внутренний аудит 1 Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учёта и представляемой руководству учётной информации 2 Объекты Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство 3 Субъекты Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства Сотрудники, подчинённые руководству организации и находящиеся в штате организации 4 Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации 5 Правовое регулирование В основном гражданское право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право 6 Управленческие связи Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчёт перед ним Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации 7 Практические задачи Улучшение финансового положения организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной информации, помощь в консультировании 8 Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчёт и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учёта, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям 9 Оплата услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключённому с проверяемой организацией 10 Статус Внешний аудитор – независимый эксперт Внутренний аудитор-сотрудник организации
Таким образом, можносделать выводы, что потребность в услугах аудитора возникла в связи соследующими обстоятельствами:
1) возможностьнеобъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случаеконфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками,инвесторами, кредиторами);
2) зависимостьпоследствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) откачества информации;
3) необходимостьспециальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие упользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Внутренний аудит нетолько дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждаетправильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информациювнутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременноосуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Заключение
В даннойкурсовой работе рассмотрена сущность внутреннего и внешнего аудита, а такжедана характеристика внешнего и внутреннего аудита.
Внутреннийаудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке иоценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочьсотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
Внешний аудитпроводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальнымиаудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета ифинансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
В курсовой работе подробно рассмотрены цели и задачи, понятиявнутреннего и внешнего аудита, а также методика аудиторской проверки работ всфере финансово-хозяйственной деятельности.
Также рассмотрены общие функции внутренних аудиторов, то естьоценка адекватности систем контроля и оценка эффективности деятельности.
Подробнорассмотрена подготовка и осуществление внешнего аудита, то есть ознакомление,планирование, проведение и составление аудиторского заключения. При подготовкеобщего плана и программы внешнего аудита аудитору следует установить приемлемыедля нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющий считатьбухгалтерскую отчетность достоверной.
Понятиесущественности является основной для решения многих вопросов в аудите.Существенность формирует логическую последовательность и взаимосвязь междуэтапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатовсобранных аудиторских доказательств и фирмой аудиторского заключения. Онаопределяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составленияаудиторского заключения.
Рассмотреновзаимодействие и различия внутреннего и внешнего аудита. Взаимодействиевнешнего и внутреннего аудиторов со стороны внутреннего аудита должно бытьосновано на позиции максимального содействия независимому аудитору, со сторонывнешнего аудитора – на концепции беспристрастного подхода к оценке степенидоверия, оказываемой внутреннему аудитору. Различия между внутренним и внешнимаудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы.Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационныхматериалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия дляруководства, то главная задача внешнего аудита – подготовка соответствующегозаключения для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов,налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т.д.

Список использованной литературы
 
1   Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» 30.12.2008 №307-ФЗ
2   Федеральныйзакон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 №129-Ф3
3   ПостановлениеПравительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторскойдеятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.
4   Федеральныйзакон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 №129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 №183-ФЗ
5    Климова М.А. «Бухгалтерскоедело» – М.: ИНФРА-М, 2004 г.
6    Гиляровская Л.Т. «Бухгалтерскоедело» – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
7    Гончарова Г.Н, Елисеева Н.А., Лапп В.П. «Теория бухгалтерскогоучета» 2006 г.
8    Макальская А.К.«Внутренний аудит», 2006 г.
9    Аудиторские стандарты:
·   Стандарт№3 Планирование аудита
·   Стандарт№6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
·   Стандарт№12 Согласование условий проведения аудита
·   Стандарт№28 Использование результатов работы другого аудитора
·   Стандарт№29 Рассмотрение работы внутреннего аудита
10  Сотникова Л.В. Внутреннийконтроль и аудит: Учебник – М. «Финстатинформ», 2007
11  Андреев В.Д., Томских С.А.,Черемшанов С.В. Международные стандарты аудита: учебно-практическоепособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.-292 с.
12  Внутренний аудит: Учебноепособие / Под ред. В.И. Подольского. 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 494 с.