Внутренняя экономика Японии

–PAGE_BREAK–1.2. Население[2]
По численности населения (123 млн. чел.) Япония входит в первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства. По прогнозам Японских демографов численность населения стабилизируется к 2010 году на уровне 130 млн. чел. Крупной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли лиц, старше 65 лет. Продолжительность жизни в этой стране самая высокая в мире (76 лет – для мужчин, 82 года – для женщин). Население Японии отличается национальной однородностью (более 95% составляют японцы). Из других народностей значительна численность проживающих корейцев и китайцев.

Население размещено по территории неравномерно. При высокой средней плотности (более 330 млн. чел. на 1 км2) некоторые районы по этому показателю с самыми густонаселёнными районами мира (это прибрежные районы тихоокеанского побережья, где проживает 2/3 населения страны).

Почти 4/5 населения Японии – городские жители. 11 городов имеют население свыше 1 млн. человек. Крупнейшая городская агломерация – Кэхин (Токио – Иокогама), где сосредоточенно более 25 млн. человек в 150 населённых пунктах. Вместе с двумя другими крупнейшими агломерациями Хансин и Тюке, а также с расположенными между ними городами, агломерация Кэйхин сливаются в единую систему – Токийский мегаполис (Токайдо). Общая численность его населения – более 60 млн. человек.

Мегаполис Токайдо протянулся вдоль побережья на 600 – 700 км. Средняя плотность населения в его пределах составляет 800 – 1000 чел. на 1 км2. Близость моря и извилистая линия побережья создают благоприятные условия для развития морского транспорта и строительства портов.

2. Этапы развития японской экономики[3]
В период после Второй мировой войны Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими темпами прироста производства и производительности труда. За 50—80-е годы она превосходила их в два раза. Японский ВВП на душу населения увеличился в 19,5 раза. Среднегодовой темп прироста равнялся 7,7%, или был в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раза выше, чем в Британии. Японская экономика только дважды — в 1975 и 1993гг. испытала сокращение производства валового продукта, обычно в низшей фазе экономических циклов происходило лишь снижение темпов его роста. Важной причиной устойчивых темпов экономического роста выступала своевременная структурная перестройка экономики, которая обусловливала нивелировку процесса перенакопления капитала. Длительное превосходство в темпах роста связано с большими масштабами обновления производственного аппарата. Данные процессы сопровождались глубокими сдвигами в социально-экономической структуре. Валовой внутренний продукт Японии составлял более 7,8% общемирового и в 2000 г. достиг 4,6 трлн. долл.

Экономическое развитие Японии в послевоенный период делится на ряд этапов.

Iэтап (1945-1960 гг.). Полная реконструкция экономики, господство США в мировой экономики. Среднегодовые темпы роста японской экономики в 50-е гг. составляли 9,2%. Была характерна экстенсивная модель роста, основанная на комплексной переработке импортного сырья, далее – все стадии производства и выпуск готовой продукции для экспорта в высокоразвитые страны.

В условиях отсутствия собственной научно-технической базы Япония активно импортировала передовые технологии, далее совершенствуя и приспосабливая их к своим условиям производства. Государство занимало активные позиции, т.е. основные приоритеты промышленной политики, структурную и банковскую сферы контролировало государство.

Экстенсивной модели Японии были характерны очень высокие темпы роста (к 70 гг. они достигли 14%) – в основном за счёт бурного развития базовых отраслей экономики (металлургия, машиностроение, химическая промышленность) через модернизацию производства и интенсивное развитие инвестиционного процесса. К этому времени начали говорить о «японском экономическом чуде».

Обеспечение быстрых темпов экономического роста требовало высокого уровня накопления. Оно почти полностью обеспечивалось внутренними сбережениями, каждый компонент которых был крупным по международным стандартам. В связи с этим реальные учетные ставки были ниже, чем в других странах, что создавало условия для роста инвестиций.

Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно развитых стран в 39% в первой половине 70-х годов (1985г. — 28,5%, 1995г. — 28,7%). Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5—2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16—19, 4% ВВП.

Высокая норма накопления отражала гигантский размах нового строительства и переоборудования существовавшего производственного аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования — на уровне 5,5-6 лет поддерживался его средний возраст (США — 9 лет). Организация серийного производства обеспечивала высокую эффективность капитальных вложений. В короткие сроки в стране были созданы развитые комплексы отраслей обрабатывающей промышленности.

За 1953—1971гг. производство в обрабатывающей промышленности выросло в 10,6 раза, наибольшими темпами увеличивался выпуск продукции машиностроения (24,9 раза), нефтепродуктов и каменного угля (19,3 раза), химии (12 раз), стали (10,6 раза). Хотя казалось, что капиталоемкое направление развития противоречит теории конкурентных преимуществ, оно создало потенциал для быстрых технологических преобразований, обеспечения занятости и повышения уровня жизни.

Параллельно развивались трудоемкие отрасли промышленности, такие, как хлопчатобумажная, радиотехническая, автомобильная.

Хозяйственное развитие Японии в 50— 60-е годы отмечалось особенностями в инновационной политике, которая основывалась на заимствовании научных достижений других стран, на создании товаров, содержащих в себе незначительные технологические усовершенствования. Это позволило ей создать широкий набор производств, как в традиционных, так и в современных отраслях, сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы и обеспечить большой выигрыш во времени.

IIэтап (70-е гг.). В экономике Японии осуществлены серьезные структурные изменения, в результате которых к концу 70-х г. Япония превратилась по экономической мощи во вторую после США державу мира. Это прежде всего:

• интенсификация производства через снижение энергоматериалоемкости. Полная зависимость от импорта топливных ресурсов и другого сырья не давала желаемых результатов;

• совершенствование отраслевой структуры через усиление наукоемких отраслей, электроники, телекоммуникаций;

• развитие собственной сферы НИОКР[4] с полным пакетом прикладных программ;

• измёнение роли государства в сторону ослабления командных и усиления косвенных методов регулирования (инфляция, создание рыночных механизмов);

• изменения в области внешнеэкономической деятельности. Япония осуществляет крупномасштабные инвестиции за рубёжом, что разгружает собственное производство от ориентации на экспорт.

IIIэтап (80-е гг.) Высокая эффективность экономики на основе интенсивной модели развития, лидерство прикладных НИОКР налоговая реформа.

Внешнеэкономическим успехам Японии способствовали такие факторы как:

·                   повышение эффективности на основе широкого использования результатов НТП;

• государственное стимулирование концентрации и централизации производства

• болёе высокие по сравнению с Западной Европой и США темпы накопления капитала;

• приспособляемость японского менеджмента к условиям сильной зависимости экономики страны от внешнеэкономических связей. Одно из таких направлении — ориентация ряда производств на дешевую рабочую силу.

• сравнительно низкие расходы на оборону и вооружение;

• государственная политика перераспределения национального дохода.

В результате этого за короткое время Японии удалось захватить рынки государств Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3. Экономическая модель Японии[5] 3.1. Особенности структуры частного предпринимательства
 Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом[6] современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. На фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.

Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает всю систему деловых отношений в стране. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кейрецу), которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компания не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок-предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия).

Нередко крупные компании имеют несколько групп, когда сочетаются производственные и распределительные функции. В этом случае торговые компании располагаются между головной фирмой и сетью магазинов розничной торговли. Они обычно являются ее дочерними компаниями и занимаются организацией сбыта продукции головной компании. Головные фирмы поддерживают магазины ресурсами через торговые компании и поощряют их за поддержание цен на продукцию головной компании.

Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок наличных товаров. Здесь ниже степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы. Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы между крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях.

В связи с процессами глобализации производства крупнейших компаний кэйрэцу переживают период существенной организационной перестройки с появлением в их составе новых звеньев. Эти изменения преследуют цель найти оптимальное, насколько это возможно, сочетание нерыночных по своему характеру взаимоотношений между компаниями внутри группы со свободой действия сгруппированных фирм для обеспечения эффективного функционирования группы как единого целого.

Переплетение капитала, производственная вертикальная интеграция в форме кэйрэцу привели к созданию финансовых групп, которые заняли в хозяйстве господствующие  позиции. Они, как правило, управляются крупными банками, универсальными торговыми и промышленными компаниями. Некоторые из финансовых групп выросли из довоенных дзайбацу. Это «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фуе», а также «Данити Канге», «Санва».

Для группировок финансового капитала характерно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний. Например, финансовые учреждения могут владеть не более 5%, а компании по страхованию жизни — не более 10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. В результате происходит ясно выраженный переход контроля над компаниями от физических лиц к юридическим (1960г. — 70%, 1986г. — 76,1% акций). Роль индивидуального капитала в социальной структуре промышленности и кредитной сферы снизилась. На индивидуальную собственность в форме акции приходится лишь 1% функционирующего капитала. По отношению к сумме чистой прибыли корпораций доля дивидендов сократилась с 60% в 1936г. до 10,5% в 1990г. По сути дела в Японии проявилась четкая тенденция формирования модели экономического самоуправления без соединения ее с акционерной собственностью.

Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Переплетение интересов, иерархичность отношений между частниками приводят к тому, что на рынках группировка выступает единым фронтом. Этому способствует специфическая система кредитования компаний, которая была создана еще на первом этапе послевоенного развития.

Данная система финансирования позволила компаниям, в частности крупным экспортным фирмам, получить необходимые денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширить масштабы и эффективность производства. Суть этой системы состояла в том, что под гарантии министерства финансов и банка Японии коммерческие банки предоставляли максимальные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно стабильные условия предпринимательской деятельности компаний в финансовом отношении. Система взаимного держания акций почти полностью выводит компании из-под влияния колебаний на фондовой бирже и внешней скупки акций.

Такая система косвенного финансирования понижает необходимость выброса своих средств на рынок капитала. При прямом финансировании через кредитный рынок структура производства и управления должна обеспечивать высокий уровень прибылей, чтобы привлекать инвесторов. Кроме того, взаимное владение акциями предполагает взаиморасчет, а отсюда высокие дивиденды лишаются смысла. В интересах развития предприятия важнее наращивать внутренние резервы и капиталовложения, увеличивать доходы от роста стоимости акций.

Японская система управления и кредитования и ситуация на кредитных рынках способствовали компаниям эффективно использовать прибыль, понижать дивиденды и таким образом увеличивать свои внутренние резервы. С другой стороны, это облегчало свободное осуществление долгосрочных капиталовложений за счет получения крупных банковских ссуд.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3.2. Трудовые отношения
Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте.

В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой ставке.

Трудовые отношения строятся на философии «фирма — наш общий дом». Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала».  В ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним рабочим. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п. В результате укрепления технологических операций брак понизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо «расходный материал». Женщины обычно используются как поденщицы и почасовики. Женщины-поденщицы чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний. В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные пока­затели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.

Более продолжительная рабочая неделя в значительной степени определяется системой оплаты труда, которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная. Базовая ставка обычно устанавливается на возможно низком уровне, а сверхурочные и премии, которые можно менять более свободно, используются в виде «буферной оплаты». Они увеличиваются в период хорошей хозяйственной обстановки и понижаются во время спадов, когда затягиваются пояса. Эта система оплаты очень эффективна для избежания банкротств. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.

4. Бюджет центрального правительства Японии[7]  4.1. Бюджетный процесс
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы — на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. [11; с.332]

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем — на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

    продолжение
–PAGE_BREAK–4.2. Доходы государственного бюджета
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Таблица 1

Доходы государственного бюджета Японии

в 1960-1991 г.г., %

1960/61

1970/71

1978/79

1990/91*

Налоги

90,1

91,4

64,6

83,8

Неналоговые поступления

9,9

8,6

35,4

16,2

в т.ч. доходы от государственных предприятий и имуществ

2,0

0,2

0,1

займы

4,6

32,0

прочие доходы

7,9

3,8

3,3

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0

* Рассчитано по: Черник Д.Г. Налоги Японии // Финансы.- 1992.- №12.- С.56
Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Таблица 2

Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%

Налоги

1960/61*

1970/71*

1778/79*

1990/91**

1997/98**

Прямые

54,3

66,0

69,2

73,7

63,8

в т.ч подоходный налог

21,7

31,2

35,6

налог на

юридических лиц

31,8

33,0

32,0

29,3

24,3

Косвенные

45,7

34,0

30,8

26,3

36,2

в т.ч. налог на потребление

7,4

16,5

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

* Финансы капиталистических государств: Учебник / Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1980.-С.328

** Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии // Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.69
Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась с 73,7 до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.

К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог на прибыль в размере 40% от суммы прибыли, с 1990/91 года по настоящее время ставка составляет 37,5% [2; с.8]. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5%  [9; с.4].

Мелкие и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году — 28% [2; с.9]. Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок — 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.[12; с.57]

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%.  В 1997 году налог на потребление повышен с 3  до  5% “с  целью пополнения  доходов государственного бюджета” [8; с.44].

Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).

К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году [1; с.69].

В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.[8; с.44]

    продолжение
–PAGE_BREAK–4.3. Расходы государственного бюджета[8]
“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.”[10; с.87]

С 1966 года по 1991 год расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).

Таблица 3

Удельный вес расходов центрального правительства

Японии в ВНП в 1966-1991 г.г. [10; с.204-205]

Год

ВНП, 1000 млн иен

Расходы центрального правительства, 100 млн иен

Доля расходов в ВНП, %

1966

384186

23659

6,2

1971

827258

48923

5,9

1976

1711525

139146

8,2

1981

2603343

273723

10,5

1986

3396853

335332

9,9

1991

4596000

428275

9,3

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них — пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).
Таблица 4

Структура расходов центрального правительства

Японии в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели

по пятилетним периодам), % [3; с.32]

1971-1975

1976-1980

1981-1985

1986-1990

Капиталовложения

21,2

20,1

18,1

14,0

Текущие расходы

78,8

79,9

81,9

86,0

    в т.ч.

·     военные

2,5

2,9

3,2

3,5

·     госаппарат и полиция

7,1

9,2

10,0

10,8

·     %% и выплаты по госдолгу

6,8

8,1

8,6

9,1

·     социальные расходы

48,4

50,9

51,1

52,6

   из них: образование

14,0

12,8

11,7

11,6

здравоохранение

1,7

1,3

1,2

1,2

прочие соц. услуги

4,3

4,6

4,7

4,8

денежные выплаты населению

28,4

32,2

33,5

35,0

в т.ч. пенсии по старости и инвалидности

21,5

24,9

27,5

29,0

·     другие текущие расходы

14,0

8,8

9,0

10,0

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0

Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 году [6; с.97]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии [6; с.96]. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят.[6; с.97] К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% — из бюджетов местных органов власти.[6; с.97]

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.[1; с.64]

В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% — на естественные и технические.[1; с.64] В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.5)

В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%. [1; с.70]

Таблица 5

Военные расходы Японии, в % к ВВП [1; с.70]

Год

Япония

США

Англия

Германия

Франция

1990

1,0

5,5

4,0

2,3

3,5

1996

1,0

3,5

2,8

1,4

3,1

 
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%. [1; с.68]

В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.

Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 годом: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники — на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам — на 10%, дотации органам местного самоуправления — на 27%. [8; с.44]

    продолжение
–PAGE_BREAK–             4.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии[9]
Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.[1; с.68]

Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит покрывается с помощью государственных займов.

В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.

В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. [1; с.68] В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате  в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. [1; с.68] Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны. [5; с.121]

Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% [1; с.68]  и 43,6% согласно другому [5; с.121]

Японские власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с нормативами Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. [1; с.68]  Кроме того, предполагается “за тот же период  свести  к  нулю  выпуск новых займов на покрытие финансового дефицита”.[8; с.44]

5. Бюджеты местных органов власти[10]
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. [10; с.56]

Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений (см. рис.1).

В 1990 году общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,- это неналоговые поступления, включая займы. [12; с.58]

Рис. 1  Структура доходов местных органов власти

Японии в 1990 году[11]

Данная диаграмма свидетельствует о том. что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от северо-американской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов.[7; с.296]

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

В местных налогах решающая роль  принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% [9; с.334]; в 1990 году — 87,5% [7; с.297]

Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%. [12; с.57] 

Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год. [12; с.57]

 К прямым налогам относятся и  некоторые местные имущественные налоги.

Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.
Таблица 6

Доходы  и расходы местных органов власти

Японии в 1978-1990 г.г., трлн иен [10; с.59]

1978г

1980г

1983г

1985г

1988г

1990г

Доходы

39,13

46,80

53,46

57,47

68,01

80,41

в т.ч. за счет местных налогов

12,24

15,89

19,84

23,32

30,12

33,45

Расходы

38,35

45,78

52,31

56,29

66,40

78,47

Баланс (доходы минус расходы)

0,78

1,02

1,15

1,18

1,61

1,94

Остаток от предыдущего года

0,35

0,41

0,35

0,32

0,56

0,82

Реальный баланс данного года

0,43

0,61

0,80

0,86

1,05

1,12

Данные таблицы 6 свидетельствуют о постоянном росте и доходной, и расходной части местных бюджетов  Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты  в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.
Таблица 7

Удельный вес государственных расходов Японии

в ВНП в 1966-1991 г.г, % [10; с.204-205]

1966г

1971г

1976г

1981г

1986г

1991г

Расходы центрального правительства

6,2

5,9

8,2

10,5

9,9

9,3

Расходы местных органов власти

13,0

14,4

16,9

18,9

17,2

15,4

Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства ( см. табл. 7).

    продолжение
–PAGE_BREAK–6. Специальные счета Японии 6.1. Специальные фонды[12]
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. [11; с.333] К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы — сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. [6; с.96] На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц. [6; с.96]

Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов). [6; с.96]

Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов. [6; с.96]

6.2. Финансы государственных предприятий[13]
В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного — в производственную сферу, государственного — в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”. [4; с.102]

По данным на март 1993 года в государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала. [4; с.102]

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) — единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3% [4; с.103]

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 — казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы.[4; с.103] Остальные — акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

По данным на 1990 год все государственное имущество составило 15,8% национального богатства Японии. [4; 103]

Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования — не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий есть общий верховный хозяин — парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии — министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс — министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.

При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.

На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий.

    продолжение
–PAGE_BREAK–7. Япония в международных экономических отношениях 7.1 Развитие и структура внешней торговли
За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.

В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано, прежде всего, с характером организации производства. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями без дефектности.

Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности — производительности труда. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в этом показателе сократился (1975г. — 50%), но остается значительным. Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий.

Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной металлургии, химической промышленности, где он значительно превышает американские показатели. Во всех других отраслях отмечается отставание.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. В результате ослабления ценового фактора она опустилась на третье место в 1993г. после Сингапура и США.

В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре японского экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9 и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7 и 4,5% за 1980— 1995гг.).

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.

Структура импортаотражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

На первых этапах экономического развития структура производства предопределила большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 29% японского экспорта и обеспечивается 22% импорта. В свою очередь на Японию приходится свыше 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции.

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, для Малайзии — 26% ее импорта и 16% экспорта, для Сингапура — 21% его импорта и 17% экспорта, для Южной Кореи — 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР (15-16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое возросло в 6 раз за 1981—1995гг. и превысило 130 млрд. долл. 40% его объема образуется в товарообороте с США.

Товарные группы

1960

1980

1997

Продовольствие

12,2

12,1

13,8

Текстиль

17,6

3,3

0,5

Руда металлов

15,0

5,0

2,5

Другие материалы

16,5

9,9

5,7

Минеральное топливо

16,5

41,3

18,4

Химические товары

5,9

6,5

7,0

Машины и оборудование

9,0

7,2

28,0

Другие товары

7,3

7,2

24,3

    продолжение
–PAGE_BREAK–