Внутренняя миграция в Алматы в 2009 году

Внутренняя миграция в Алматы в 2009 году: большинство прибывших – молодые женщины казашки Такой «среднестатистический» вывод можно сделать, проанализировав данные о межрегиональной (внутренней) миграции, приведенные на сайте Департамента статистики г. Алматы. Массовый приток внутренних мигрантов в главный мегаполис продолжается. Так, с января по декабрь 2009 года в южную столицу прибыло 39 537 переселенцев из других населенных пунктов Казахстана, убыло – 24930 человек, остались в Алматы 14607 внутренних мигрантов. Женщины стали мобильнее мужчин Из общего числа прибывших в Алматы внутренних переселенцев мужчин – 15936, выбывших – 11385, положительное сальдо – 4551. Женщин: прибывших – 23601, выбывших – 13545, сальдо положительное – 10056. Факт: женщин по внутренней миграции в Алматы прибыло больше, чем мужчин, в полтора раза, в итоге положительное сальдо женщин более чем в два раза выше положительного сальдо мужчин, то есть женщины задерживаются в городе чаще, чем мужчины. Вывод: похоже, что мнение о мобильности и оперативности мужчин, большей, чем у женщин, в скором времени кардинально поменяется. Женщины более решительны в вопросе перемены места жительства и (или) работы. Замечено, что среди торговцев на рынках большинство составляют женщины. Во внутренней миграции количество женщин значительно больше, чем мужчин. Вывод-подозрение, который, надеюсь, беспочвенный: не связан ли столь большой поток женщин с популярными улицами Саина и Сейфуллина? Казахов, русских, уйгуров стало больше, молдаван, калмыков, лезгинов – меньше, а китайцев в Алматы – нет! По национальному составу среди прибывающих в Алматы граждан преобладают казахи. Прибыло – выбыло – сальдо внутренней миграции: казахи – 32 919, 20 744, 12 175; русские – 3 142, 2 481, 661; уйгуры – 1 033, 515, 518; корейцы – 503, 240, 263; татары – 351, 206, 145; узбеки – 249, 80, 169; украинцы – 221, 167, 54; немцы – 165, 111, 54; кыргызы – 76, 33, 43; курды – 64, 26, 38; турки – 52, 29, 23; таджики – 47, 8, 39; чеченцы – 40, 18, 22; белорусы – 31, 23, 8; ингушы – 24, 9, 15; поляки – 20, 14, 6; каракалпаки – 20, 7, 13; армяне – 17, 9, 8; башкиры – 12, 7, 5. Количество прибывших в Алматы внутренних мигрантов других, неназванных 34 национальностей – по 10 и менее человек, все составили положительное сальдо. Факт: Алматы притягателен для граждан вне зависимости от языка, разреза глаз и цвета кожи – внутренние мигранты практически всех национальностей составляют положительное сальдо. Исключение, то есть составляющие отрицательное сальдо, – выбывшие 1 кубинец, 1 венгр, 1 афганец, 1 горский еврей, 1 ненец, 1 саха (2 прибыли), 1 коми, 1 кумык, 2 бурята (1 прибыл), 3 лезгина, 4 калмыка (1 прибыл), 8 молдаван, (6 прибыло). Вывод: причины внутренней миграции не связаны в настоящий момент с дискриминацией либо ущемлением на национальной или языковой почве, так как граждане всех национальностей свободно приезжают и уезжают из самого крупного города страны. Возникает вопрос: а где же китайцы? Неужели они оказались среди тех 126 прибывших, не указавших своей национальности и никуда не выбывших? Варианты ответа: или китайцы указывают другую национальность; или их просто не учитывают в органах статистики; а может быть, среди внутренних мигрантов их просто нет, так как в 2009 году китайцы решили взять тайм-аут, не приезжали в Алматы а направились в сторону Алаколя – осваивать рапс. Алматы – город молодых Внутренняя миграция населения по возрастам: почти по всем возрастам положительное сальдо. Прибывших детей в возрасте до 15 лет – от 98 (9-летних) до 202 (2-летних), положительное сальдо – 17 до 79 человек; затем «скачок» – 386 16-летних прибывших с положительным сальдо 208 человек. Количество прибывших внутренних мигрантов в возрасте от 17 до 21 года еще больше, также как и большое положительное сальдо: 17 лет – сальдо 2 621, 2 943 прибывших, 322 выбывших; 18 лет – сальдо 3 795, 4 506 прибывших, 711 выбывших; 19 лет – сальдо 1 449, 2 193 прибывших, 744 выбывших; 20 лет – сальдо 1 004, 1 968 прибывших, 964 выбывших; 21 год – сальдо минус 145, 2 086 прибывших, 2 231 выбывших (21-летних больше выбывших из Алматы, чем прибывших, видимо, это связано с окончанием вуза, после которого трудно найти работу без «дяденьки» и связей). Активна еще межрегиональная миграция среди граждан в возрасте от 21 до 27 лет – прибывших и выбывших в пределах 1 тысячи человек. Количество внутренних мигрантов старше 27 лет медленно, но верно идет на убыль: чем старше человек, тем меньше их приезжает в южную столицу, хотя все также с положительным сальдо. Исключение составили 45-летние – 408 прибывших, 454 выбывших, сальдо – минус 46; 56-летние – 113 прибывших, 121 выбывших, сальдо минус 8; 83-летние – 11 прибывших, 15 выбывших, сальдо минус 4; два 93-летних выбывших и один прибывший с сальдо минус 1; один 95-летний выбывший из Алматы. Интересно, куда это в таком преклонном выбыли 95- и 93-летние аксакалы? Кстати, судя по статданным, выбывшие 95- и 93-летние – именно аксакалы, а не ажешки, так как указан их мужской пол. Факт: в Алматы едут люди абсолютно всех возрастов (самый пожилой внутренний мигрант, прибывший в 2009 году в Алматы – 94-летний чей-то, видимо, прапрапрадедушка. Но особенно активно перемещается молодежь. Видимо, это связано с поступлением в высшие и среднеспециальные учебные заведения: возраст 17-21 лет – это возраст абитуриентов, студентов и выпускников. Вывод: основная причина, толкающая людей мигрировать внутри страны – получение среднеспециального и высшего образования. Или – или… Общий вывод: в Алматы, независимо от национальности, возраста, пола, внутренних мигрантов прибывает больше, чем убывает. В случае бездействия центральных и местных властей, при отсутствии механизма регулирования внутренней миграции и обеспечения переселенцев необходимыми доступными благами, в связи с отсутствием нормального жилья и работы у большинства из них, а также маргинализацией и криминализацией последних, дальнейший рост количества внутренних мигрантов неизбежно приведет к большому социальному конфликту, возможно даже более серьезному, чем «шаныракские» события 2006 года. Выход из ситуации: использование сложившихся и создание новых механизмов предотвращения и разрешения соцконфликтов; привлечение к этому процессу широкой общественности; внесение изменений в миграционное законодательство РК. Махамбет АБЖАН 4