Пояснительная записка
В школе, где я преподаю физику уже 30 лет, еще нет профильной подготовки учащихся. Но не за горами и этот аспект образования учащихся, поэтому пора задуматься, какой она будет и как ее осуществлять.
Одним из факторов успешного ее внедрения будет организация предпро-фильной подготовки, которая должна подготовить учащихся к сознательному выбору и успешному освоению тех направлений науки, которые в дальнейшем послужат основой в будущей профессии. оборудование для, оборудование для общепита.
Предлагаемый мной курс «Вода вокруг нас» является интегрированным и многоцелевым. Он отражает материал не входящий, или входящий частично, в учебную программу по физике, химии, географии и биологии, но имеет жизненно важное значение, ибо без воды не было бы жизни на Земле. С помощью данного курса предполагается решить воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Курс предназначен для учащихся 8 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 14 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся о главном жизненном факторе – воде. Одной из главных задач курса является создание ориентационной и мотивационной основы для выбора естественнонауч-ного профиля обучения. Курс позволяет учащимся осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих физике и сделать осознанный выбор профильного обучения. В курс включены вопросы и занимательного характера, что делает его привлекательным даже для тех учеников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне.
Задачи курса.
1. Создать ориентационную и мотивационную основу для выбора
естественнонаучного профиля обучения.
2. Удовлетворить познавательный интерес учащихся.
3. Научить ученика оценивать свои возможности и способности.
4. Привить коммуникативные навыки.
5. Дать возможность понять учащимся необходимость в самостоятельной,
познавательной деятельности.
Цели курса.
1. Научить учащихся владеть приемами анализа процессов, происходящих в
исследуемой среде и явлении.
2. Продолжить формирование навыка анализа различных источников
информации, закрепить и расширить ранее изученный материал.
3. Продолжить формирование навыков совместной деятельности в группе.
4. Научить учащихся творчески усваивать знания.
В результате изучения курса будут оцениваться:
а) участие в дискуссиях и диалогах
б) участие в совместной деятельности при проведении практических
занятий.
в) умение представлять результаты работы в форме короткого сообщения,
графиков, таблиц.
г) умение работать с учебной и дополнительной литературой.
Программа курса.
Вода как химическое, физическое и биологическое тело. Строение воды. Свойства воды.
Значение воды (начальное) на Земле. Понятие пресной и соленой воды.
Добыча воды. Питьевая вода.
Физические явления, связанные с водой и их применение человеком (смачиваемость и несмачиваемость, поверхностное натяжение, капиллярные явления, испарение, кипение, влажность).
Память воды.
Запасы пресной воды на Земле и забота о сохранении и рачительном её использовании.
Поурочно – тематическое планирование.
№ занятия
Тема занятия
Кол-во час.
Формы проведения
Формы контроля
1.
Что мы знаем о воде?
1
Диалог. Входное тестирование
Анализ тестов
2.
Что и почему может вода?
Практ.раб. «Выяснение свойств воды»
1
Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
3.
Вода пресная или солёная?
Практ.раб. «Выяснение различий пресной и солёной воды»
1
Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
4.
Все ли тела могут быть мокрыми?
1
Эксперимент. Работа с литературой. Мультмедиа.
Диалог. Сам.творч.раб.
Обсуждение творческих работ.
5.
Плёнка из воды.
Практ.раб. «Выяснение причины различной прочности поверхностной плёнки»
1
Эксперимент. Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
6.
Водяные трубочки.
Практ.раб. «Наблюдение действий воды в капиллярах»
1
Эксперимент. Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
7.
Капилляры полезные или вредные?
1
Диалог. Мультмедиа.
Сам.творч.раб.
Обсуждение творческих работ.
8.
Куда исчезает вода из луж?
Практ.раб. «Наблюдение за испарением воды»
1
Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент.
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
9.
Звуки созданные водой.
Практ.раб. «Наблюдение за кипением воды»
1
Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент.
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
10.
Какую воду мы пьём?
Практ.раб. «Наблюдение в микроскоп капли воды»
1
Диалог. Создание графических образов. Фронтальный эксперимент.
Обсуждение граф.образов и результ.эксперим
11
Добыча воды. Экскурсия на водозабор
1
Погружение в тему.
Созерцание и осмысление.
Творческие отчёты
12.
Экскурсия на очистные сооружения.
1
Погружение в тему.
Созерцание и осмысление.
Творческие отчёты
13.
Что теперь мы знаем о воде?
Практическая конференция.
1
Выступления, защита проектов на общешкольной тематической конференции
14.
Подведение итогов курса.
Итоговое тестирование.
1
Диалог. Тестирование.
Анализ результатов тестов.
Тест №1
(Прочитав вопрос теста, проставьте слева, возле каждого из четырёх предложенных ответов одну из оценок (2; 3; 4; 5). Нужно чтобы оценки не повторялись, а высшая оценка стояла бы возле самого правильного, на ваш взгляд, ответа, 4-возле менее, 3-ещё менее значимого. Оценку 2 ставьте возле самого слабого варианта ответа)
1. В каком школьном кабинете вы сможете больше узнать о воде?
а) химии
б) географии
в) физики
г) литературы
2. Умеете ли вы плавать?
а) да
б) нет
в) нет и не хочу
г) нет, но хочу научиться
3. Какая вода более полезна?
а) чистая
б) сладкая
в) солёная
г) минеральная
4. Какую воду вы пьёте?
а) из под крана
б) кипячёную
в) любую
г) минеральную
5. Воду в наши дома подают добывая
а) из под Земли по артезианским скважинам
б) из близлежащего водоёма
в) при помощи колодцев
г) при помощи всевозможных опреснителей
6. Для чего утки и гуси чистят перья перебирая их клювами?
а) чтобы быть красивыми
б) чтобы смазать жиром
в) чтобы посчитать перья
г) не могут это сделать лапками
7. От чего зависит долговременность жизни мыльного пузыря?
а) от температуры
б) от атмосферного давления
в) от свойств жидкости
г) от давления внутри пузыря
8. В нашей местности роса появляется
а) только утром
б) только вечером
в) утром и вечером
г) это явление у нас не наблюдается
9. Вода в лужах высыхает
а) в жаркую погоду
б) в холодную погоду
в) в любую погоду
г) вообще не высыхает
10. Если вода шумит то она
а) движется
б) возмущается
в) в ней происходят внутренние процессы
г) я не наблюдал явления шума у воды
11. Какой воды на Земле больше?
а) пресной
б) солёной
в) минеральной
г) затрудняюсь ответить
12. Водяной жук-водомерка бегает по поверхности воды. Что ему в
этом помогает?
а) лёгкий вес
б) упругость поверхностного слоя воды
в) особое строение лапок
г) жизненная необходимость
13. Обладает ли вода памятью?
а) да
б) нет
в) не слышал об этом
г) этого явления не должно быть
14. Где находятся основные запасы воды на Земле?
а) в атмосфере
б) в озёрах и реках
в) на полюсах Земли
г) в глубине Земли
15. Может ли дождь быть
а) солёным
б) пресным
в) цветным
г) сухим
16. Может ли роса быть
а) только утром
б) только вечером
в) утром и вечером
г) это явление у нас не наблюдается
Разработки уроков.
Занятие № 9. Тема: «Звуки созданные водой»
I. Учебные задачи.
а) образовательные: Выявить уровень жизненного опыта, степени наблюдательности и способности анализировать свои ощущения. Актуализировать знания по рассматриваемой проблеме, помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей практической работы.
б) воспитательные: Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке.
в) развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать изученный материал, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей учебной деятельности
II. Учебный текст.
1.Структурная форма.
Вводный эксперимент:
Слушаем звуки созданные водой
предметная предметная
задача задача
2. Текстовая форма.
Занятие начинается с прослушивания аудиозаписей различных звуков издаваемых водой (капает, льётся, морской прибой, журчит ручей, закипает).
Вопрос: какие действия воды объясняются данными звуками?
Вывод: Вода может издавать звуки благодаря водному трению и процессам происходящим внутри воды.
Визуальные эксперименты: а) падение капли, капель, б) льётся струя.
Вывод: Вода может издавать звуки соответствующие определённым действиям.
Вопрос: какие действия мы не видели, хотя слышали их звуки?
Вывод: Прибой, закипание, ручей.
Предлагается выполнить фронтальную творческую работу по наблюдению за процессами нагревания, закипания и кипения воды. По её окончании должна быть заполнена таблица.
Прим. В колонки видим, слышим – ставим (+) или (-)
Таблица имеет вид:
Прошло
времени
Темпе-ратура
Видим
Слышим
ничего
Маленькие пузырьки
Много маленьких пузырьков
Мало больших пузырьков
Много больших пузырьков
Пузырьки не двигаются
Пузырьки двига-ются хаотически
Пузырьки двига-ются вверх
Треск
Свист
Шум
Дребезжание
30с
60с
90с
120с
150с
180с
Сделайте вывод 1 о времени появления звука в эксперименте.
Сделайте вывод 2 о состоянии позырьков при появления звука в
эксперименте.
Сделайте вывод 3 о температуре при появления звука в эксперименте и
температуре кипения.
Сделайте вывод 4 о процессе кипения,
Создайте графический образ эксперимента и его выводов.
III. Подведение итогов занятия.
О каких новых явлениях связанных с водой мы узнали?
Занятие № 11. Тема: «Добыча воды»
I. Учебные задачи.
а) образовательные: Выявлять уровень жизненного опыта, при нахождении вне стен учебного заведения, степени наблюдательности и способности анализировать свои ощущения. Актуализировать знания по рассматриваемой проблеме, помочь учащимся определиться с планом подготовки к созданию проблемных рефератов на общешкольную конференцию по теме «Вода….»
б) воспитательные: Приучать детей к доброжелательному общению с людьми, выполняющие отличные от образовательных, действия.
в) развивающие: Развивать у учащихся умение слушать, задавать вопросы, анализировать, выделять главное из массы полученной информации, обобщать изученный материал, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей учебной деятельности
II. Учебный текст.
1.Структурная форма.
2.Текстовый вариант.
Перед проведением экскурсии ставим перед учащимся проблему о добыче воды. Опираемся на их сведения и опыт.
Примерные вопросы: Как и откуда поступает вода в нашу водопроводную сеть? А как могло бы быть, если наш посёлок находился бы возле крупной реки, озера, …
Объявляем цель экскурсии: Увидеть как добывают воду в нашем населённом пункте и поставляют в водопроводную сеть.
Диалог о правилах поведения во время экскурсии.
Экскурсия.
Итоги: Предлагаем дома составить графический образ увиденного
процесса добычи воды.
Использованная литература.
1. М.С.Атаманская. Возможности конструирования содержания образования
учителями физики. Ростов-на-Дону. Изд-во РО ИПК и
ПРО 2006г.
2. М.С.Атаманская. Технология графических образов. Ростов-на-Дону.
Изд- во РОИПК и ПРО 2006г.
3. Книга для чтения по физике. М.Просвещение.1986г.
4. Ф.Рабиза. Простые опыты.М. Детская литература.2000г.
5. Я.И.Перельман. Занимательная физика. М. Триада-литература. 1994г.
6. В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов.
Фронтальные экспериментальные задания по физике 8,9 класс.
Пособие для учителя. М.Просвещение 1986г.
7.А.В.Пёрышкин. Физика 8 класс. М.Просвещение 2003г.
8.В.А.Касьянов. Физика 10 класс. Дрофа 2000г.