Введение
Вооруженные Силы Россииявляются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферынашего общества, находится в процессе реформирования. Успех этого сложнейшегопроцесса и функционирование армейского механизма непосредственно зависят отэффективности каждого его элемента. Все, от Верховного Главнокомандующего и доконкретного солдата (матроса), имеют свои полномочия и обязанности в сфереобороны Отечества. Успешная деятельность государственных и военных органовуправления, должностных лиц и военнослужащих является вкладом в дело укрепленияобороноспособности Отечества и развитие реформы Вооруженных Сил России.
В целях защиты Отечества,обороны страны государство осуществляет систему различного рода мероприятийполитического, экономического, социального, военного и правового характера.Однако защита Отечества – это дело и самих граждан, всего народа.
В современных условияхзащита Отечества – одна из важнейших конституционных обязанностей всех гражданРоссии. «Защита Отечества, – записано в статье 59 Конституции, – являетсядолгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В соответствии сКонституцией в целях обеспечения надежной защиты Отечества, обороны страныФедеральным законом «Об обороне» закрепляется создание Вооруженных Сил, а такжеустановлена воинская обязанность граждан.
Военная служба – важнейшийвид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества.В силу значимости военной службы государство законодательно определяет основныевопросы ее содержания и порядка прохождения, права, обязанности иответственность военнослужащих.
Основной функциейвооруженных сил всегда являлась оборона страны от нападения извне. Человек ввоенной форме – привычная фигура в каждой стране.
Военнослужащимв Российской Федерации признается гражданин, проходящий военную службу вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешнейразведки, федеральных органах безопасности, иных государственных воинскихформированиях.
Военная службазаключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешнейразведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях иорганах. В Вооруженных Силах – это непосредственное участие в боевых действиях,повседневная боевая подготовка, постоянное совершенствование каждымвоеннослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевойслужбы), гарнизонной и внутренней службы, соблюдение воинской дисциплины и вседругие виды подготовки и обучения.
Актуальность данной курсовой работыобусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в настоящеевремя, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур,происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чеговозникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихсяпорядка прохождения военнослужащими военной службы.
Во-вторых, знаниеофицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военнойслужбы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности егопрактической деятельности.
В-третьих, исследованиеданных вопросов представляет большой научный и практический интерес.
Таким образом,актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темыкурсовой работы.
Проблема воинскойобязанности и военной службы является достаточно изученной в научнойлитературе. Кроме этого, вопросы, связанные с порядком прохождения военнойслужбы уже давно стали одним из приоритетных направлений законотворческойработы законодательных органов власти.
Однако, как показываетпрактика по реализации правовых норм, регламентирующих порядок прохождениявоенной службы, многие из них уже в недостаточной степени отвечают условиямразвития нашего общества и объективным изменениям, происходящим в Вооруженныхсилах и других силовых структурах. Данное противоречие привело к необходимостиизменения отдельных положений военного законодательства.
Объектом исследования в рамках данной курсовойработы является – военная служба, как один из видов государственной службы,имеющая свои особенности, в силу специфики выполняемых военнослужащими задач.
Предметом исследования является порядокпрохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту.
Выявление особенностейвоенной службы и исследование правовых норм, регламентирующих порядок еёпрохождения военнослужащими по призыву и по контракту, является целью даннойкурсовой работы.
Для реализации целикурсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучитьправовые источники и учебную литературу, раскрывающие порядок прохождениявоеннослужащими военной службы по призыву и по контракту.
2. Ознакомитьсяс новыми законодательными актами по вопросам прохождения военной службы.
3. Осуществитьсравнительный анализ правовых норм, действующих в настоящее время ирегламентирующих порядок прохождения гражданами военной службы с правовыминормами, вступающими в силу с 1 января 2005 года.
Курсовая работаподготовлена с учетом изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом от 22августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации».
Решение этих задач обеспечиваетнаучную и практическую значимость курсовой работы.
Во-первых, это позволитболее глубоко изучить правовые нормы, регламентирующие процесс комплектования ипрохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту.
Во-вторых, выявить ипроанализировать изменения в военном законодательстве, касающиеся правовыхоснов прохождения военной службы.
В-третьих, на основеэтого анализа, даст возможность представить перспективы своей практическойдеятельности в качестве военного юриста.
Положения, выносимые назащиту:
1. Военная службаявляется особым видом государственной службы, имеющим свои принципы построенияи особенности осуществления.
2. Статус военнослужащего– это его положение в обществе, определяемое местом в структуре общественных отношенийи важностью военной службы для обеспечения безопасности государства.
3. Статус военнослужащегообеспечивается предоставлением ему особых прав и гарантий, а также возложениена него обязанностей и ответственности.
4. Статусвоеннослужащего, определяющий его положение в обществе, является одновременно июридическим статусом, имеющим юридическую силу.
5. Порядок прохождениягражданами военной службы зависит от оснований зачисления их на военную службу.
6. Основными критериямиотличия военной службы по призыву и по контракту являются:
– порядокпоступления граждан на военную службу;
– определениедолжностного положения военнослужащих;
– присвоениеи лишение их воинских званий, снижение и восстановление в воинских званиях;
– военно-профессиональноеобучение и подготовка;
– исполнениевоеннослужащими обязанностей военной службы, определение и предоставление имвремени отдыха;
– аттестациявоеннослужащих;
– увольнениевоеннослужащих с военной службы;
– выполнениевоеннослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения,военного положения и в условиях вооруженных конфликтов.
1. Правовые итеоретические основы прохождения военной службы
1.1 Правовыеосновы и особенности прохождения военной службы
Военная служба – особый вид федеральнойгосударственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерствавнутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другиевойска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированияхпри федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования),Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службыбезопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральныхорганах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационнойподготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы),воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное времяспециальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных СилахРоссийской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах1.
Правовойосновой прохождения военной службы является Конституция Российской Федерации,Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральныезаконы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны,воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а такжемеждународные договоры.2
КонституцияРоссийской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства.
Правовойосновой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента РоссийскойФедерации «О создании Вооруженных Сил РФ»
В указеподчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил являетсясоздание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетаниявоенной службы по призыву с военной службой по контракту.
ПрезидентРоссийской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными СиламиРФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу,военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РоссийскойФедерации, проходящих военную службу по призыву.
В пределахсвоих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы,обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскимиформированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба.
В соответствиис Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации должноосуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочийответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск,воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призывена военную службу, подготовке граждан к военной службе.
ГражданинРоссийской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищатьОтечество – Российскую Федерацию. Статья 12 Закона РФ «Об обороне»1гласит, что комплектование ВС РФ осуществляется в добровольном порядке – поконтракту, а также на основании призыва граждан РФ на военную службу поэкстерриториальному принципу.
Защита Отечества являетсядолгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу всоответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениямили вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иныхустановленных федеральным законом случаях имеет право на замену ееальтернативной гражданской службой.
Законодательствооб обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условияпрохождения военной службы, а также устанавливает сроки военной службывоеннослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящийили обязанный состоять на военном учете, не имеющий права на освобождение илиотсрочку от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу.
Гражданин,проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение,определяемое федеральным законом.
Содержание и порядокпрохождения военной службы в мирное время определяется Федеральным Законом «Овоинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождениявоенной службы и воинскими уставами.
УказомПрезидента РФ от 14 декабря 1993 года «Об утверждении общевоинских уставов ВСРФ»2,утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1994 года Устав внутренней службы ВСРФ, Дисциплинарный устав ВС РФ и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.Министру обороны РФ поручено утвердить и ввести в действие Строевой устав ВСРФ.
Особенность правовогорегулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы ВСРФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств РФ,закрепили изменение, которые произошли в войсках, требования по повышению ихбоевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнениислужебного долга.
Выполнениеобязанностей военной службы, предусмотренное и осуществляемое в составегосударственных военных организаций, есть выполнение государственныхобязанностей. Другими словами, военная служба – есть служба государственная совсеми присущими ей основными чертами и принципами государственной службы вРоссийской Федерации.
Вчисле первых основных принципов государственной службы (закрепленных взаконодательстве) назван принцип законности, означающий организацию иосуществление государственной службы на основе и в соответствии с действующим вгосударстве законодательством, что присуще и военной службе.
Квоенной службе относятся и другие принципы государственной службы вРоссийской Федерации и, в частности, такие как:
– обязательностьрешений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов идолжностных лиц для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;
– подконтрольностьи подчиненность государственных органов и государственных служащих;
– внепартийностьгосударственной службы. В государственных органах не создаются структурыполитических партий и движений. Государственные служащие руководствуютсязаконодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностейрешениями партий, политических движений и иных общественных объединений;
– равныйдоступ граждан Российской Федерации к государственной службе в соответствии сосвоими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либодискриминации;
– ответственностьгосударственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своихобязанностей;
– социальнаязащищенность государственных служащих и стабильность государственной службы.
Вместес тем, военная служба, основываясь на основных принципах государственнойслужбы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил, другихгосударственных военных организаций, характера обязанностей военнослужащих (вконечном итоге – вооруженная защита государства), имеет существенные отличияили особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Этиотличия дают основания называть военную службу особым видом государственнойслужбы.
Особенностивоенной службы представляют собойустановления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияютна характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития ипрекращения военно-служебных отношений. К ним относятся:
– принятие военнослужащими военной присяги;
– наличия у военнослужащих воинских званий;
– обязательный характер военной службы для отдельныхкатегорий граждан;
– деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;
– беспрекословность воинского повиновения;
– особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;
– право на хранение, ношение, применение и использованияоружия;
– специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных,политических и социально-экономических правах.
Граждан,впервые поступивших на военную службу или не проходившие военной службы ивпервые призваны на военные сборы, приводятся к военной присяге на верностьсвоему народу, своей Родине – Российской Федерации.
Факт приведенияк присяге имеет не только моральные, но и существенные правовые значения. Этот торжественный акт – принятие присяги – характерентолько для военной службы.
Только с приведением кприсяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полныйобъем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебныеобязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (кучастию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы,караульной службы).
Строгое соблюдениетребований военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью.Нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.
Отказ от привлечения кВоенной присяге не допускается, поскольку в силу статьи 59 КонституцииРоссийской Федерации, гражданин Российской Федерации при поступлении на военнуюслужбу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несениевоенной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеетправо на замену ее альтернативной гражданской службой.1
Послепривлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащийне вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность,прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характераслужебных обязанностей, условий их выполнения.
За не должноевыполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностейпредусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушенияобязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностейгосударственным служащим, он может быть уволен по инициативе руководителягосударственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состававоинских преступлений, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерациивлекут уголовную ответственность военнослужащих.
Детальность правовогорегулирования военно-служебных отношений также является особенностью военнойслужбы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детальнорегламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации,другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью,обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашегообщества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причемво многих случаях с оружием в руках.
Кгражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу предъявляютсяопределенные, как правило, повышенные требования к состоянию здоровья(физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональнойподготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативовфизической подготовки.
Беспрекословностьслужебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащихтребованиям командиров (начальников) – также одна из характерных особенностейвоенной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военнойприсяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Силустанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноватьсяприказу командира (начальника).
Длявоенной службы характерно более существенное влияние воинских званийвоеннослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов(специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.
Тольков условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как подолжности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские званияот специальных званий других государственных служащих.
Для военнослужащих устанавливаются необходимые виды и формыодежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.При этом различные виды военной формы одежды могут иметь знаки различия повоинскому званию, персонифицированные, а также по принадлежности к ВооруженнымСилам, другим войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск (служб), различнымкомандованием, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формыодежды и знаков различия устанавливаются Министром обороны или руководителемтого ведомства, в котором предусмотрена военная служба.
Военнослужащиев соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение,применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личноеоружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.
Военная службасвязана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которыедопустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РоссийскойФедерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «Остатусе военнослужащих».
Установленныеуказанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным длягосударственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебнуюдеятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствиявозможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимостислужебной деятельности.
Целью воинскойобязанности и военной службы является оборона. Для её обеспечения создаютсяВооруженные Силы РФ. В Федеральном законе «Об обороне» определен порядоккомплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.
Согласноуказанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу поэкстерриториальному принципу, то есть воинские части укомплектовываются гражданами,проживающими вне места дислокации этих воинских частей.
КромеВооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках,воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Такимобразом, правовой основой прохождениявоенной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Овоинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иныенормативно – правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинскойобязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.Они определяют основы обороны и безопасности государства, принципы военнойслужбы как разновидности государственной службы, цели, задачи и особенности еёосуществления.
1.2 Правовойстатус военнослужащих
Статус военнослужащих есть совокупность прав,свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственностивоеннослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»,федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладаютправами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями,связанными с особенностями их службы.
На военнослужащихвозлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защитаРоссийской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословноговыполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, импредоставляются социальные гарантии и компенсации[1].
Таким образом, статусвоеннослужащего включает:
– права, свободы,определенные Конституцией РФ и законом «О статусе военнослужащих»;
– обязанности иответственность, установленные законами и иными нормативными актами;
– социальныегарантии и компенсации, предоставляемые государством.
Граждане (иностранныеграждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы иутрачивают его с окончанием военной службы.
Для военнослужащихнастоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой исоциальной защиты. Правовая и социальная защита военнослужащих, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства ипредусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав,социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальнойзащиты, а также правовой механизм их реализации.
Никто не вправеограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей в правах и свободах.
Правовыми основамистатусавоеннослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы,федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, атакже нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Права и свободывоеннослужащих определены Конституцией РФ и российским законодательством. Ониопределяют1:
1.Защиту свободы,чести и достоинства военнослужащих. Военнослужащие находятся под защитойгосударства. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия,посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, аравно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи сисполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность всоответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
2.Право насвободу передвижения и выбор места жительства. Оно связано с определеннымиограничениями и реализуется с учетом необходимости поддержания ими боевойготовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к местувоенной службы.
Военнослужащие,проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военнойслужбы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии сзаключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы,состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключениявоенно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением опорядке прохождения военной службы (ст. 6).
3. Право на свободуслова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространениюинформации участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетировании. Однако, военнослужащие, реализуя это право, не вправе разглашатьгосударственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира (ст. 7).
4. Свободу совести ивероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправеучаствовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В то жевремя, военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военнойслужбы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия дляпропаганды того или иного отношения к религии (ст. 8).
5. Право на участие вуправлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащиеимеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органыместного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формахосуществления местного самоуправления (ст. 9).
6. Право на труд, котороереализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контрактуназначение на высшие воинские должности, повышение квалификации с учетоминтересов военной службы и их собственного выбора, увеличение количествасоциальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученнойквалификацией и со сроком военной службы. Время нахождения граждан на военнойслужбе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж (ст. 10).
Закон «О статусевоеннослужащих» кроме прав, определяет и ограничения, связанные с исполнениемслужебных обязанностей. Военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческойдеятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействиефизическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательскойдеятельности, используя свое служебное положение; использовать в целях, несвязанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства иимущество воинской части, а также другое государственное имущество, получатьгонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностейвоенной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения,связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценныхподарков, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения всоответствии с общевоинскими уставами и др;
7. Право на отдых. Общаяпродолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящихвоенную службу по контракту, (за исключением боевого дежурства, учений, походовкораблей и другие мероприятия), не должна превышать нормальную продолжительностьеженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащихк исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительностиеженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется в соответствии стребованиями закона «О статусе военнослужащих».
Порядок учета служебноговремени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением опорядке прохождения военной службы.
Перечень мероприятий,которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительностиеженедельного служебного времени приводится в Приказе ФСБ РФ от 26 декабря 2001 г.№685, Приказе Федеральной службы охраны РФ от 18 июня 1999 г. №197, ПриказеМинобороны РФ от 10 ноября 1998 г. №492
Для отдыха военнослужащимразличных категорий, предоставляется: ежегодный основной отпуск, учебныеотпуска для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительныхэкзаменов, каникулярные отпуска во время перерывов в учебных занятиях, творческиеотпуска, отпуска по болезни, отпуск по личным обстоятельствам. Военнослужащим-женщинампредоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу заребенком (ст. 11).
8. Денежное довольствие,которое заключается в выплате определенного денежного вознаграждения каждомувоеннослужащему за выполнение служебных обязанностей по военной службе.
Денежное довольствиевоеннослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинскойдолжностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием,которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих,месячных и иных дополнительных выплат.
Военнослужащим,проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, выплачиваетсяежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военнойслужбы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны РоссийскойФедерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в которомфедеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада повоинской должности1.
9.Продовольственноеи вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих.Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и всроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке,определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральныморганом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотренавоенная служба), в одной из следующих форм:
– организацияпитания по месту военной службы
– выдача продовольственногопайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту врайонах Крайнего Севера;
– выплата военнослужащим,проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящимвоенную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использованияотпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка(питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
– выплатапродовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу попризыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения впунктах командировок.
10. Право на жилище. Государствогарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Предоставление жилыхпомещений военнослужащим осуществляется в соответствии с Законом «О статусевоеннослужащих» и жилищным законодательством РФ.
При этом необходимоучитывать, что в порядок предоставления военнослужащим жилых помещений,существенно изменился, в результате принятия новых нормативных актов. Срединих, особое значение имеют: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ«О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (вступающийв силу с 1 января 2005 года), Федеральный закон от 20 июля 2004 г. №71-ФЗ,Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. №80, Федеральный закон от22 августа 2004 г. №122-ФЗ (вступающие в силу с 1 января 2005 г.).
В зависимости от условий,указанных в Законе «О статусе военнослужащих», в настоящее время военнослужащимпредоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения на общихоснованиях (ст. 15).
11. Право на охрануздоровья и медицинскую помощь. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеютправо на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонтзубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и другихдорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиямимедицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинскихподразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти,в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинскиеучреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительствавоеннослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений вних либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаяхмедицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальнойсистем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения пооказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военныесборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации.
Члены семей офицеров(супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами додостижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся вобразовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиесяна их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскуюпомощь в военно-медицинских учреждениях, в порядке установленном ПравительствомРФ[2].
12. Страховые гарантиивоеннослужащим. Право на возмещение вреда. Военнослужащие и граждане,призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личномустрахованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядокобязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих играждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации. (ст. 18).
13. Право на образованиеи права в области культуры. Военнослужащие – граждане имеют право на обучение ввоенных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числена получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки,переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих.
Порядок приемавоеннослужащих в указанные образовательные учреждения и обучения в нихопределяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Офицеры, проходящиевоенную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданскихобразовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования ина подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений сосвоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формеобучения (ст. 19).
14. Проезд на транспортеи почтовые отправления. Эти права военнослужащих, в связи с принятием новыхправовых норм, с 1 января 2005 года, будут существенно изменены.
Так, например, военнослужащие имеют правона проезд на безвозмездной основе:
– железнодорожным,воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом вслужебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, кместам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год),дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительствапри увольнении с военной службы;
– на грузовыхмашинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспеченияорганизованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно1.
Что касается остальныхправ военнослужащих на транспорт, то они, в основном сохранены, за исключениемтого, что «бесплатный проезд» заменён на «проезд на безвозмездной основе» (ст. 20).
15. Право военнослужащегона обжалование неправомерных действий.
Военнослужащие имеютправо на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд впорядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации.
Военнослужащие,проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственнойпошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военнойслужбы.
Неправомерные решения идействия (бездействие) органов военного управления и командиров могут бытьобжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскимиуставами.
Таким образом, подводя итогвышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Изменения взаконодательстве, затрагивают, прежде всего, льготы и социальные гарантиивоеннослужащих.
2. Эти изменения несмогут коренным образом повлиять на правовой статус и социальную защищенностьвоеннослужащих, если своевременно будут приняты меры компенсационногохарактера.
Законодательством навоеннослужащих возлагаются и определённые служебные обязанности. По своемусодержанию они подразделяются на:
– общие;
– должностные;
– специальные.
Общие обязанностираспространяются на всех военнослужащих, независимо от их должностногоположения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск, воинскомуформированию. Они изложены в статье 26 Закона «О статусе военнослужащих» и вобщевоинских уставах Вооруженных Сил РФ. В них выражается существо воинскогодолга, который обязывает военнослужащих быть:
– быть вернымиВоенной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно иумело защищать Российскую Федерацию;
– строго соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требованияобщевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
– дорожить воинскойчестью, боевой славой и войсковым товариществом;
– совершенствоватьвоинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружениеи военную технику, беречь военное имущество;
– бытьдисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
– соблюдатьобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации (ст. 26).
Должностные обязанностивоеннослужащих определяются соответствующими законодательными актами, воинскимиуставами, другими нормативными документами применительно к должностям, которыемогут занимать военнослужащие.
Специальные обязанностивозникают в связи с возложением на военнослужащих заданий, выполнение которыхвыходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности. Аименно, при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном игарнизонном нарядах, привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий,а также при других чрезвычайных обстоятельствах.
Специальные обязанности ипорядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Для исполненияспециальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительнымиправами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных дляисполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которыеопределяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации и общевоинскими уставами.
Исполнение служебныхобязанностей военнослужащими, связано с большой ответственностью.
Военнослужащие взависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несутдисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовнуюответственность.
За проступки, связанные снарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несутдисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определеныобщевоинскими уставами.
Командиры не несутдисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными,за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также впределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению ипредотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновныхлиц.
За материальный ущерб,причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы,военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии сфедеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
За невыполнение илиненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки иморальный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполненииобязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам,военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
За совершенныепреступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии сфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.Выводы
1. Военнаяслужба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданамив составе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в других войсках,воинских формированиях и органах.
2. Организацияпрохождения военной службы имеет своей целью обеспечить необходимые условия инаиболее целесообразный порядок выполнения воинского долга всеми гражданами,обязанными по закону проходить военную службу, а также добровольно избирающимипочетную профессию служить Отечеству.
3. Статус военнослужащихесть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а такжеобязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящимФедеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. В последнее время,законодатели внесли существенные изменения в правовые нормы, касающиеся прав,гарантий и льгот военнослужащих, которые определяют их статус.
2. Порядок прохождения военной службывоеннослужащими по призыву и по контракту
2.1 Порядок прохождениявоенной службы по призыву
Подпрохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положениявоеннослужащих, обусловленное определенными юридическим фактами (явлениями,событиями), в период исполнения военной службы.
Под условиямипрохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормамиобстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождениявоенной службы.
Такимобразом, прохождение военной службы – это регулируемый федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, Положением о порядкепрохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан всвязи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особоговида федеральной государственной службы с момента поступления их на военнуюслужбу и до ее окончания.
Содержаниепрохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:
– споступлением граждан на военную службу;
– сопределением должностного положения военнослужащих;
– сприсвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинскихзваниях военнослужащих;
– своенно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышениемквалификации) военнослужащих;
– сисполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением ипредоставлением им времени отдыха;
– саттестацией военнослужащих;
– сувольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан навоенной службе;
– свыполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайногоположения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
Исходя изоснований зачисления на военную службу, военнослужащие объединены в две группы:военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие,проходящие ее по призыву.
Квоеннослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры,прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учрежденийпрофессионального образования (после заключения контракта), а также сержанты,старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по контракту.
Сержанты,старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву, а такжекурсанты военных образовательных учреждений профессионального образования дозаключения контракта считаются военнослужащими, проходящими военную службу попризыву.
Условия и особеннопорядок прохождения военной службы определяются военным законодательством иустанавливаются дифференцированно применительно к составам военнослужащих и взависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или наоснове добровольного поступления – по контракту.
Порядок прохождениявоенной службы регламентируется Конституцией РФ, Федеральным Законом «О воинскойобязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы,утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237 (с изменениямиот 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.)
Положение о порядкепрохождения военной службы определяет порядок прохождения гражданами РоссийскойФедерации военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации,других войсках, воинских формированиях и органах, предусмотренных ФедеральнымЗаконом «О воинской обязанности и военной службе», в мирное время, порядокзаключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, атакже другие вопросы, которые в соответствии с Федеральным Законом, относятся ксфере его регулирования1.
На основе ст. 22Закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службуподлежат:
а) гражданемужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять навоинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие взапасе);
б) гражданемужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные,муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующимнаправлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательныеучреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас сприсвоением воинского звания офицера (далее – граждане, зачисленные в запас сприсвоением воинского звания офицера).
Призыв навоенную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в годс 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указовПрезидента Российской Федерации.
Призывграждан на военную службу осуществляется на основании указов ПрезидентаРоссийской Федерации.
Прохождениевоенной службы осуществляется:
а) солдатами,матросами, сержантами, старшинами – по призыву или по контракту;
б)прапорщиками и мичманами – по контракту;
в) офицерами –по призыву или по контракту.
Курсантывоенно-учебных заведений, до заключения контракта имеют статус военнослужащих,проходящих военную службу по призыву (ст. 2 Положения).
Началомвоенной службы для проходящих ее по призыву является день убытия гражданина извоенкомата субъекта РФ к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим,на которого распространяется действие законов о правах, обязанностях,ответственности военнослужащих, льготах для них и членових семей. Сэтого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или инымвидам юридической ответственности по правилам военного законодательства.
Такимобразом, начало прохождения военной службы является юридическим фактом, скоторым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, то естьприобретение им права и возложение на него обязанностей и ответственности.
Однако статусвоеннослужащего распространяется на него в полном объеме. Дополнительныеобязанности на военнослужащего распространяются на него только с вступлением вдолжность, то есть написанием им рапорта и изданием соответствующего приказа. Всоответствии со статьей 332 УК Российской Федерации «Неисполнение приказа»,военнослужащий, отказывающийся от вступления в должность, может быть привлеченк уголовной ответственности.
Сроки военной службы дляэтих военнослужащих составляют 24 месяца, а для тех из них, кто имеет высшееобразование, – 12 месяцев. Для офицеров, проходящих военную службу по призыву, – 24 месяца.
Срок военной службыистекает для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – всоответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.
Днем окончания военнойслужбы считается день исключения военнослужащего из списков личного состававоинской части.
В срок военной службы незасчитывается:
а) время пребываниявоеннослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания арестаосужденным военнослужащим;
в) время отбываниядисциплинарного взыскания в виде ареста;
г) время самовольногооставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10суток независимо от причин оставления.
Решение о призыве гражданна военную службу может быть принят только после достижения гражданиномвозраста 18 лет, то есть если гражданину на момент призыва не исполнилосьвосемнадцати лет, данному призыву он не подлежит. Момент призыва можно рассматриватькак момент принятия решения призывной комиссией о призыве гражданина в рядыВооруженных Сил. Поэтому, если гражданину не исполнилось восемнадцати лет, онне может быть вызван на заседание призывной комиссии, в отношении него не можетбыть принято решение о призыве на военную службу и, как следствие ему не можетбыть вручена повестка о явке его на призывной пункт для отправления к меступрохождения военной службы.
Воинские звания «рядовой»,«матрос» присваиваются призванным на службу одновременно с зачислением их всписок части. Звания «ефрейтор» и «старший матрос» присваиваются рядовым иматросам, образцово выполняющим свои обязанности по службе, имеющим хорошие иотличные показатели в учебе и примерную дисциплину, а также при назначении ихна должности, для которых штатами предусмотрены звания «ефрейтор» или «старшийматрос».
Первичные сержантские(старшинские) звания окончившим учебные части присваиваются при условии сдачиэкзаменов по программе подготовки сержантов (старшин), а солдатам, матросам,исполняющим должности сержантов и старшин, – после успешной сдачи испытаний поустановленной программе.
Последующие сержантские истаршинские звания присваиваются при наличии определенных условий. Воинскиезвания присваивают:
– до старшины (главногокорабельного старшины) – командиры соединений,
– до старшегосержанта (главного старшины) – командиры воинских частей (полка, корабляпервого ранга и им равных),
– до ефрейтора(старшего матроса) или курсанта – командиры воинских частей.
Снижение в воинском званиисержантов и старшин в качестве меры дисциплинарного взыскания производится наоснованиях, указанных в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. Снижение ввоинских званиях может сопровождаться переводом на низшую должность. Лишениесержантского (старшинского) звания допускается только по приговору суда вслучаях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
Солдаты, матросы,сержанты и старшины назначаются на штатные должности в соответствии сполученной специальностью и присвоенным воинским званием. Право назначения надолжности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины(главного корабельного старшины), принадлежит командирам воинских частей.
Продвижение по службесолдат, матросов, сержантов и старшин производится в зависимости от наличиявакантных должностей и служебного соответствия данных лиц этим должностям.
Солдатам, матросам,сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву, предоставляетсяодин основной отпуск продолжительностью 20 или 30 суток в зависимости отзанимаемой должности. Указанным военнослужащим могут предоставляться отпуска поболезни и по личным обстоятельствам.
Отпуск по болезнипредоставляется на основании заключения военно-врачебной комиссии. По личнымобстоятельствам отпуск предоставляется на срок до 10 суток: в случае тяжелогосостояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащегоили лица, на воспитании которого находился военнослужащий; в случае пожара илидругого стихийного бедствия, постигшего семью или родственника военнослужащего.
Отпуск по личнымобстоятельствам может быть предоставлен военнослужащему и в другихисключительных случаях, когда командир части решит, что присутствиевоеннослужащего в семье необходимо.
Продолжительностьосновного отпуска и отпуска по личным обстоятельствам увеличивается наколичество суток для проезда к месту отпуска и обратно.
Солдаты, матросы,сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, увольняются своенной службы по истечении сроков их военной службы. Окончанием военной службысчитается дата исключения военнослужащего из списков части. Военнослужащие достаршины (главного корабельного старшины) увольняются с военной службыкомандирами воинских частей.
2.2 Порядок прохождениявоенной службы по контракту
Условияи порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами истаршинами, поступившими на службу в добровольном порядке – по контракту,отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.
Заключение первогоконтракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола ввозрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме междугражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотренавоенная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет. Однако сгражданином, впервые поступающим на военную службу на воинскую должность,замещаемую солдатами, матросами, сержантами, старшинами, контракт можетзаключаться только на три года.
Ко всем гражданам,поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования.На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинскомосвидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе снезначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие навоенную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебнойэкспертизе.
Помимо требованиягодности к военной службе по медицинским показаниям, они должны отвечатьтребованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональнойподготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативовфизической подготовки.
Эти требования инормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями другихведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствияграждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленнымтребованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.
Солдаты и матросы,сержанты и старшины, поступающие на воинские должности, для которых штатомпредусмотрены воинские звания до старшины (главного корабельного старшины),назначаются командирами воинских частей. Для этих военнослужащих, так же как идля лиц, проходящих военную службу по призыву, установлены войсковые иликорабельные воинские звания.
Очередное воинское званиеприсваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании, но приусловии, если военнослужащий занимает должность, для которой штатомпредусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем звание, которое онполучает. За особые личные заслуги очередное воинское звание может бытьприсвоено досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренногоштатом для занимаемой им должности (после истечения срока службы в предыдущемзвании). Лишение воинских званий допустимо только по приговору суда за тяжкоеили особо тяжкое преступление. Снижение воинского звания для этих лицзаконодательством не предусмотрено.
Военнослужащим,проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основнойотпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военнойслужбы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностейвоенной службы связано с тяжелым физическим трудом или повышенной опасностьюдля жизни и здоровья, а также военнослужащим, проходящим военную службу в районахКрайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими илиэкологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до15 суток. Во всех случаях продолжительность основного отпуска увеличивается наколичество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска иобратно. Помимо основного отпуска, могут предоставляться и дополнительныеотпуска (по болезни, по личным обстоятельствам и др.), которые в счет основногоотпуска не засчитываются.
В целяхвсесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу поконтракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определенияих соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшегослужебного использования, а также определения предназначения граждан,пребывающих в запасе, проводится аттестация.
Основнымизадачами аттестации военнослужащих являются:
а)определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспективих дальнейшего служебного использования;
б) подборвоеннослужащих для назначения на воинские должности, определениецелесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшимипредельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов длянаправления на учебу;
в) созданиерезерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
г)определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
д)представление военнослужащих к награждению государственными наградамиРоссийской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на однуступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинскихдолжностей;
е) оценка причин, которыемогут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военнойслужбы.
Срок военной службы поконтракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение своенной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этомувремени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однакообщая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельноговозраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов истаршин – 45 лет. Только с отдельными военнослужащими может быть заключен новыйконтракт о дальнейшем прохождении военной службы после достижения предельноговозраста. Но это относится к военнослужащим, владеющим одной из военно-учетныхспециальностей, перечень которых должен быть указан в Положении о порядкепрохождения военной службы.
Законодательствомпредусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечениясроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признанывоенно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службеили которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишениявоинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащимиусловий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего,или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям.Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего может бытьобжаловано в суд.
Военнослужащий имеетправо на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания егоограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможностипроживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которойэтот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если онзанят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствиидругих лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание изаботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, еслимать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитываетихбез мужа.
Солдаты иматросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военнойслужбе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв),который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации помобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запасзачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлениемим отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, несвязанным с их убеждениями. Граждане, пребывающие в запасе, могут призыватьсяна военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общаяпродолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должнапревышать 12 месяцев.
Выводы
1. В настоящее время, впроцессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходятпостоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникаютразличные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождениявоеннослужащими военной службы.
2. Знание офицеромправовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы попризыву и по контракту является важнейшим условием эффективности егопрактической деятельности.
Заключение
Военная службаустанавливается в целях обеспечения обороны и военной безопасности государства,решения иных стоящих перед государством специфических задач как в военное, таки в мирное время, требующих высокой степени организованности и связанных снеобходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях,в том числе с оружием в руках и с риском для жизни.
Выявлению правовых основи особенностей военной службы, изучению правовых норм, определяющих статусвоеннослужащего, а также исследованию порядка прохождения военной службывоеннослужащими по призыву и по контракту посвящена данная курсовая работа.
В ходе написания курсовойработы, особое внимание уделялось анализу тех изменений, которые были внесены взаконодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.
По итогам проделаннойработы целесообразно выделить следующие положения, характеризующие военнуюслужбу:
1. Деятельностьвоеннослужащих (военная служба) носит государственный характер и являетсяособым видом государственной службы, имеющим свои принципы построения иособенности осуществления. Поэтому ей присущи все основные свойствагосударственной службы: деятельность в составе государственных организаций иорганов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии сзаконодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуютот имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношениявоеннослужащих строятся на основе характерных для государственной службыотношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядокисполнения и прохождения военной службы определяются государством.
2. В военной службе можнообнаружить ряд аспектов, характерных для государственной службы.
а) Социологическийаспект, т.е. военная служба как социальная категория – это осуществление попоручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими,проходящими военную службу в государственных органах и организациях.
б) Под политическимаспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересахгосударства и от имени государства. Посредством прохождения военной службычерез деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функцииотдельных государственных органов, возложенные на них государством в целяхобороны и безопасности, т.е. военная служба исполняется в специфической сфережизни общества – обороны и безопасности государства.
в) Юридический аспектпредставляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сферебезопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическоевыполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенцииорганов и организаций, в которых они проходят службу.
3. Правовое регулированиепрохождения военной службы включает в себя Конституцию РФ, Федеральные Законы«О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»,«Положение о порядке прохождения военной службы» и иные законодательные акты,закрепляющие особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ,других войсках, воинских формированиях и органах, а также международныедоговоры Российской Федерации в указанной области.
4. К особенностям военнойслужбы, кроме выполнения специфических функций и задач, принято относить:принятие военнослужащими Военной присяги; наличие у военнослужащих воинскихзваний; обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;детальность правового регулирования военно-служебных отношений;беспрекословность воинского повиновения; особенности в защите прав участниковвоенно-служебных отношений; право на хранение, ношение, применение ииспользование оружия; специфику ограничений военнослужащих в гражданских,личных, политических и социально-экономических правах.
5. С особенностямивоенной службы тесно связан статус военнослужащих.
Статус военнослужащего –это его положение в обществе, определяемое местом в структуре общественныхотношений и важностью военной службы для обеспечения безопасности государства.Он обеспечивается предоставлением ему особых прав и гарантий, а такжевозложением на него особых обязанностей и ответственности.
Служебные обязанности посвоему содержанию подразделяются на общие, должностные, специальные.
Исполнение служебныхобязанностей военнослужащими несет в себе большую ответственность.Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушениямогут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной,гражданско-правовой и уголовной ответственности.
6. Порядок прохождениягражданами военной службы зависит от оснований зачисления их на военную службу.Основными критериями отличия военной службы по призыву и по контракту являются:порядокпоступления граждан на военную службу; определение должностного положениявоеннослужащих; присвоение и лишение их воинских званий, снижение ивосстановление в воинских званиях; военно-профессиональное обучение иподготовка; исполнение военнослужащими обязанностей военной службы, определениеи предоставление им времени отдыха; аттестация военнослужащих; увольнение военнослужащихс военной службы; выполнение военнослужащими особых обязанностей при введениичрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов.
7. Изменения взаконодательства, касающиеся правого статуса военнослужащих, значительнорасширяют права органов исполнительной власти в регулировании правовогоположения военнослужащих.
8. Военнослужащиелишаются многих натуральных льгот, которые планируется заменить денежнымивыплатами, однако механизмы компенсации утраченных льгот еще не определены. Вслучае не своевременного принятия правовых мер по компенсации утраченных льгот,социальное положение военнослужащих ухудшится, что может привести к социальнойнапряженности.
Таким образом, военнаяслужба как особый вид государственной службы является деятельностью поисполнению обязанностей военнослужащими, наделенными законом особым статусом, вцелях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иныхспецифических задач.
Список нормативных актов и литературы
Нормативные акты:
1. Конституция РФ. – М.:«Омега», 2002
2. Федеральный закон от20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищногообеспечения военнослужащих». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6.11. 2004 года.
3. Федеральный закон от22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации». Справочная правовая система «Гарант»,версия от 6. 11. 2004 года.
4. Федеральный закон от27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 31декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г.,11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа 2004 г.).Справочнаяправовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
5. Федеральный закон от28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (сизменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа 2004 г.). Справочная правоваясистема «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
6. Федеральный Закон РФ«Об обороне» от 31.05.1996 г. Справочная правовая система «Гарант», версия от6. 11. 2004 года.
7. Положение о порядкепрохождения военной службы (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.). Утв. Указом ПрезидентаРФ от 16 сентября 1999 г. №1237. Справочная правовая система «Гарант», версия от6. 11. 2004 года.
8. Приказ Министраобороны РФ от 16 января 2001 г. №30 «Об утверждении руководства покомплектованию ВС РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами». Справочнаяправовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.
Учебная и научнаялитература:
Военная администрация.Учебник. – М.: ВКИ, 1990
Военное право. Учебникдля военно-учебных заведений ВС РФ / Под редакцией Кузнецова Н.И. –М., 1996
Военное право. Учебник /Под редакцией Мигачева Ю.И., Тихомирова С.В. – М.: Изд «БизнесКонсалтинг центр», 1998
Периодическая печать:
1. Военное право:состояние и перспективы развития./ «Круглый стол» журнала «Государство и право» //Государство и право, 1994, №№8–9