Военная служба в РФ и порядок ее прохождения

Военная служба и порядокее прохождения
План
Введение
Глава 1. Исторический иправовой аспект организации военной службы в РФ
1.1 Исторический аспекторганизации военной службы в РФ
1.2 Сущность и правовойаспект государственной службы
1.3 Особенности военнойслужбы в РФ
Глава 2. Правовоерегулирование прохождения военной службы
2.1 Особенностипрохождения военной службы в РФ
2.2 Порядок прохождениявоенной службы военнослужащими женского пола
2.3 Правовые основыпрохождения военной службы в РФ иностранными гражданами
Глава 3. Обзор судебнойпрактики по делам о военной службе
Заключение
Литература
Приложение

Введение
Актуальностьтемы обусловлена следующим. Демократизация российского общества последнегодесятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному относиться кпроисшедшим переменам, но одно ясно — мы вступили в новую эру общественныхотношений. Такой резкий переход требует определенного периода адаптации,который, к несчастью, в случае с нашей страной приобрел довольно уродливые формы.
Допоследнего времени армия оставалась в некоторой изоляции от происходивших встране преобразований, что привело к явным противоречиям в отношениях с другимиобщественными институтами. Такое положение вещей грозит России новымипотрясениями в социальной сфере, принимая во внимание тот факт, чтовоеннослужащие вместе с работниками военно — промышленного комплекса составляютогромный процент населения нашего государства. Возникла острая необходимостьприведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего исторического момента.Единственным возможным решением вышеобозначенной проблемы является проведениеширокомасштабной военной реформы, которая включает в себя комплексполитических, экономических, правовых, военно — технических и социальных мер.
Правовойаспект реформирования является в некотором роде фундаментом для дальнейшихпреобразований в армии, так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутрисамой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важноподчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходитоткрыто и гласно — это является важнейшей чертой зарождающегося гражданскогообщества.
Военнаяслужба — особый вид федеральной государственной службы, представляющий собойдеятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинскихдолжностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках,воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военнойорганизации государства.
Посредствомисполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органови организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, чтозаранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляетсявозможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительнодинамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий.Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснитькоторые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военногоуправления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же времяформализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойствоправового акта соответствующего органа военного управления, который имеетследующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность,императивность.
Сохранениегосударственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигаетсяразличными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанностиграждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РоссийскойФедерации» (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность позащите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организацииобороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая,судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений,на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества вмирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, вчастности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционногодолга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Такимобразом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правогорегулирования военнойслужбы и порядка ее прохождения.
Задачиисследования:
изучить исторический иправовой аспект организации военной службы в РФ;
проанализировать правовоерегулирование прохождения военной службы;
рассмотреть судебнуюпрактику по делам о военной службе.
Глава 1. Исторический иправовой аспект организации военной службы в РФ
1.1 Исторический аспекторганизации военной службы в РФ
Становление и развитиевоенного права неразрывно связано с развитием военной науки. К сожалению,большая часть исследователей в области военного права не уделяет должноговнимания этому обстоятельству. По нашему мнению, именно развитие военного праваявляется проявлением и свидетельством высокого уровня современной военнойнауки. Это соображение требует исследования данных феноменов в их историческойсвязи, что и является предметом данной статьи.
Уже в XVIII в. всталвопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых принципах. Одним изпервых в Европе, а по ряду характеристик — первым среди монархов Европы этупроблему осознал и осуществил достаточно успешную попытку реализовать новыепринципы Петр I.[1]
Военная реформарассматривалась Петром I как составная и определяющая часть развитияРоссийского государства. При этом военная реформа предопределяла созданиепромышленного машинного производства, в первую очередь военных заводов. Данныйфакт истолковывается некоторыми западными теоретиками как зарождение традициимилитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются инекоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуютотдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости широкихреформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений.Высказывается, в частности, мнение, что Петр недооценил роль финансовойреформы.
Анализ процессов,происходивших в совершенно других условиях, например, во Франции, где несколькопозднее — во второй половине XIX в. — были в условиях абсолютизма сделаныпопытки проведения финансовой реформы, показывает необоснованность критикидеятельности Петра I. Известно, что осуществлявшиеся в другое время и всовершенно других условиях попытки реформирования финансовой системы Франции недали ожидаемого результата и практически только обострили внутриполитическуюситуацию.
В России реформы Петра I,направленные, вне всякого сомнения, на повышение военной мощи государства,затронули все важнейшие сферы государственного регулирования. Знаменательно,что именно в результате создания передовой для своего времени системыподготовки военных кадров в России были заложены основы юридическогообразования, поскольку именно в военных учебных заведениях впервыепреподавались основы права.
Начинается внедрениеправовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и егоосновного института — армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основалПравительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной,судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикулвоинский — Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший досередины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанностисолдат и офицеров, порядок прохождения службы.
В преамбуле Артикулалапидарно сформулированы как общие правовые принципы (всеобщность иобязательность закона), так и его целевые характеристики.
Артикул заложил основывоенного права России, регламентировав всю совокупность воинских и военныхотношений.
24 января 1722 г. Петр I подписалТабель о рангах, регламентирующий прохождение государственной (военной,гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., которыйпредусматривал разделение всех служащих на четырнадцать категорий — «рангов»или «классов» — и устанавливала персональный состав, права иобязанности, свойственные каждой из них.
Создание правовых основрегулирования военных отношений, регламентации деятельности всегогосударственного аппарата предопределило развитие в дальнейшем российскойвоенной науки на самом современном для XVIII — XIX вв. уровне.
Высокий уровень военногоискусства А.В. Суворова и М.И. Кутузова базировался на заложенных в петровскоевремя основах военной науки. Полководческие таланты этих выдающихся военачальниковосновывались не только на их личностных, интеллектуальных и психологическихкачествах, но и на традициях, сформированных в XVIII в. такими полководцами,как Румянцев, Потемкин и др.
Александр ВасильевичСуворов (1730 — 1800) сформулировал основные положения российской военной наукив своих военно-теоретических работах: «Полковое учреждение» и«Наука побеждать».
Продолжателем этих идейстал Михаил Илларионович Кутузов — знаменитый полководец (1745 — 1813), внесшийрешающий вклад в поражение наполеоновской армии в 1812 г.
Новый этап развития нашейвоенной науки связан с многообразными, зачастую качественно разнороднымиполитическими процессами, в которые Россия, становящаяся на капиталистическийпуть, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскимивоеначальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Этот опыт определилускоренное развитие российской военной и военно-правовой науки в конце XIX — начале XX в.
Расширение границ Россиив результате присоединения территорий Северного Кавказа, Средней Азии привело кнеобходимости осмысления форм и методов борьбы с националистическими,сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единствастраны. Учитывая нескрываемые Турцией намерения включить кавказские территориив зону своих интересов, можно говорить о первой постановке проблемы военногофактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазногоразвития.
В ходе Первой мировойвойны, в которой в наибольшей степени проявились межимпериалистическиепротиворечия, военная наука, представителями которой являлись М.В. Алексеев,А.А. Брусилов, все в большей степени обращала внимание на субъективный фактор — проблемы подготовки солдат, управления войсками, место и роль армии вгосударстве.[2]
Гражданская войнапредопределила развитие военной и юридической наук в России по двумнаправлениям, частично пересекающимся и в то же время идеологическинесовместимым.
В рамках белого движениякак во время гражданской войны, так и после нее, в эмиграции продолжается осмыслениероли армии в государстве такими крупными военачальниками, как П.Н. Врангель,А.И. Деникин.
В Советской Россиианалогичные вопросы ставились и решались М.В. Фрунзе.
В Приказе N 876 от 4августа того же года А.И. Деникин, осознавая значение поддержания воинскогоправопорядка, требовал от соответствующих начальников действий в рамкахсуществующего военного законодательства.
Вопросы военногостроительства в Советской России, а затем и в СССР применительно к новымсоциально-политическим условиям были в наиболее фундаментальной постановкерассмотрены Михаилом Васильевичем Фрунзе (1885 — 1925). Речь идет о разработкеконцепции военной доктрины Советского государства. Говоря о теоретическихосновах военной доктрины, М.В. Фрунзе выделяет следующие положения, вытекающиеиз совпадения требований военного искусства с общей политикой:
— военное дело данногогосударства, взятое в его совокупности, не является самодовлеющей величиной, ацеликом определяется общими условиями жизни этого государства;
— характер военнойдоктрины, принятой в армии данного государства, определяется характером общейполитической линии того общественного класса, который стоит во главе его;
— основное условиежизненности военной доктрины заключается в ее строгом соответствии с общимицелями государства и теми материальными и духовными ресурсами, которыенаходятся в его распоряжении;
— доктрину, способнуюбыть жизненным организующим моментом для армии, изобрести нельзя. Все основныеэлементы ее уже даны в окружающей среде, и работа теоретической мыслизаключается в отыскании этих элементов, сведении их в систему и приведении их всоответствие с основными положениями военной науки и требованиями военногоискусства.
На основе выдвинутыхосновных положений концепции военной доктрины М.В. Фрунзе дает анализ военныхдоктрин Германии, Франции, Великобритании и определяет основные характеристикивоенной доктрины Советского государства. При этом он выделяет технический иполитический моменты военной доктрины.
Советская военная наукапосле смерти М.В. Фрунзе в 30-е годы XX в. не получила в силу известныхобстоятельств дальнейшего развития, за исключением разработок М.Н.Тухачевского, касающихся использования крупных танковых соединений и воздушногодесанта. Однако уже в конце 30-х гг. обнаружилось, что дальнейшее развитиевоенной науки невозможно без серьезного внимания к проблемам военного права,что и было реализовано в результате ряда мероприятий, среди которых особоеместо занимает первая научно-теоретическая конференция по проблемам военногоправа, состоявшаяся в 1939 г.
Великая Отечественнаявойна 1941 — 1945 гг. дала новый импульс развитию военной науки. Новые цели,условия и средства ведения боевых действий были творчески освоены и осмысленыблестящей плеядой советских полководцев: Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, А.М.Василевским, И.С. Коневым и др. Роль политической составляющей военной науки ввыступлениях и отдельных работах анализировалась Верховным главнокомандующимИ.В. Сталиным. Однако теоретическое обобщение опыта Второй мировой войны началосьтолько в послевоенные годы. Такое обобщение могло быть эффективным лишь приформировании целостной системы военного права. Складывание такой системыначалось в 50-е гг.
В этот период в высшихвоенных учебных заведениях открываются военно-юридические факультеты. С учетомпроизошедших изменений в военной науке складывается система военногозаконодательства, более отвечающая современным требованиям, изменения в которойбыли обсуждены на научных конференциях 1954, 1956, 1972 и 1989 гг. Общим дляних было то, что основное внимание уделялось теоретическим проблемам военногоправа.[3]
Подготовка нового этапавоенного права была связана с принятием таких нормативных правовых актов,отразивших современные социальные и политические реалии 90-х гг., какКонституция РФ 1993 г.,Законы о безопасности 1992 г.,об обороне 1992 г.,о военной обязанности и военной службе 1993 г., о статусе военнослужащих 1993 г., о пенсионномобеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, иих семей 1993 г.,о государственной границе РФ 1993 г., о военном положении 2002 г., о мобилизационнойподготовке и мобилизации в Российской Федерации 1997 г., о государственнойтайне 1993 г.,о государственном оборонном заказе 1995 г., Указ «О создании Вооруженных СилРоссийской Федерации» 1992 г. и др.
Очередной этап развитиявоенного права России настал с принятием новой военной доктрины 2000 г..
Анализ военной науки ивоенного права в России позволяет сделать вывод об огромном потенциале развитияроссийской военной науки, определяющемся нашим богатейшим историческим ивоенным опытом, что требует специального исследования предмета и основныхинститутов военного права.
1.2 Сущность и правовойаспект государственной службы
31мая 2003 г.вступил в силу Федеральный закон «О системе государственной службыРоссийской Федерации». В отличие от Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» новый Закон к государственнойслужбе относит не только службу в государственных органах, являющихся частьюгосударственного аппарата Российской Федерации, но также профессиональнуюдеятельность в составе ряда государственных организаций, не входящих вгосударственный аппарат, но призванных обеспечивать и гарантировать реализациюцелей и функций государства.
Иззаконодательного определения государственной службы можно выделить еесущественные признаки: во-первых, государственная служба призвана обеспечиватьпрактическое осуществление задач и функций государства, и, во-вторых, онаявляется профессиональной деятельностью, т.е. деятельностью, осуществляемой наоснове специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых врезультате подготовки. Таким образом, с принятием нового Закона устраненопротиворечие, заключающееся в том, что нормативное определение государственнойслужбы ограничивало ее применение рамками государственного аппарата, т.е. впонятие государственной службы не включалась деятельность в иных частяхгосударственного механизма, например военная служба.[4]
Вто же время как Федеральный закон «Об основах государственной службыРоссийской Федерации», так и Федеральный закон «О системегосударственной службы Российской Федерации» определяют государственнуюслужбу как профессиональную служебную деятельность граждан РоссийскойФедерации. Указанный подход не позволяет определить спецификугосударственно-служебной деятельности по сравнению с другими видами служебнойдеятельности (например, священнослужителей и др.). По нашему мнению,методологически правильно будет определить государственную службу не черезпрофессиональную деятельность, а через раскрытие ее сущностного содержания,поскольку даже беглый анализ состава войск и воинских формирований позволяетсделать вывод, что профессиональной военная служба является только для части ихличного состава — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ранеепризнак профессионализма был также присущ кадровой военной службе, неограниченной сроками военной службы, которую проходили военнослужащиеофицерского состава), т.е. признак профессионализма для военной службы неявляется определяющим в ее содержании. Следовательно, необходимо установитьиные критерии, по которым деятельность в составе тех или иных организаций иорганов может быть отнесена к государственной службе, направленной на реализациюцелей и функций государства.
Подействующему законодательству Российской Федерации военная служба учреждена ворганах и организациях, решающих задачи в области обороны и безопасностигосударства, и, следовательно, она является особым видом государственной службы(п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военнойслужбе»). В то же время, являясь разновидностью государственной службы,военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчасисключает прямые параллели и аналогию с понятиями «государственнаяслужба» и «государственный служащий», закрепленными вФедеральных законах «Об основах государственной службы РоссийскойФедерации» и «О системе государственной службы Российской Федерации».Проблема заключается как в отсутствии научно обоснованной концепции системыгосударственной службы, учитывающей предназначение военной службы, так и вотсутствии научной определенности самого понятия военной службы.[5]
Указанныеобстоятельства привели к тому, что военная служба перестала пониматься какособый вид государственной службы, что отличия военной службы от других видовспециальной государственной службы не столь существенны, и это позволяетобъединить ее с другими видами государственной службы, как считает ряд ученых,т.е. военная служба не носит особого характера.
Стаким мнением вряд ли можно согласиться, хотя оно не лишено определенногосмысла. Указанная позиция обусловлена особенностями современной структурывоенной организации Российской Федерации, включающей, помимо организаций (ВооруженныхСил, пограничных и внутренних войск), предназначенных для решения задач обороныи военной безопасности с применением средств вооруженной борьбы (оружия ивооружения индивидуального и коллективного применения) военными методами вспецифических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.), иныеорганизации и органы, играющие при этом обеспечивающую роль, что соответственноне требует особой специфики их деятельности.
Такимобразом, современное состояние военной организации Российской Федерациихарактеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересахобороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в неевходят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечениядеятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширениирамок военной организации государства, что не является оправданным в мирноевремя. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-хгг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичныхорганизационных структур развитых государств.
Указаннаяпозиция нашла отражение в Федеральном законе «О системе государственнойслужбы Российской Федерации» (далее — Закон), по которому военная службаявляется одним из видов федеральной государственной службы, что не в полноймере отражает ее сущностное содержание, поскольку военная служба являетсяособым видом федеральной государственной службы. Особенность отражает еесущественные отличия от всех других видов государственной службы, которымиявляются:
1)ее предназначенность, т.е. возможность применения специальных (военных) методовдля решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженнойборьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективногоприменения). Такая возможность не предоставляется любым другим видамгосударственной службы;
2)исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву какформе воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населениягосударства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряддругих особенностей.
Содержащеесяв Законе определение позволяет сделать вывод о том, что государственныеорганизации и органы, в которых учреждается военная служба, осуществляютфункции по обеспечению обороны и безопасности государства, что не в полной мересоответствует ее предназначению — непосредственное решение задач в областиобороны и военной безопасности. С учетом изложенного понятие военнойорганизации государства, содержащееся в Военной доктрине Российской Федерации,должно быть уточнено. Военная организация государства является частьюгосударственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороныи военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.[6]
Такженет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службыРоссийской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход,согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различнапо решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различнымнаправлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды.Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию,которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующихгосударственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военнойслужбы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение,поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуреинститута государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложенияпо совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.
Рядавторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кромевоенной, к военизированной государственной службе они относят также службубезопасности, внутренних дел и пограничную. Недостатком указанной классификацииявляется то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимойдеятельности (военная служба) с административными органами, в которыхисполняется военная служба. Так, согласно ст. 16 Федерального закона «Оборганах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» органы ФСБРоссии комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Причемсотрудниками органов ФСБ являются военнослужащие, за исключениемвоеннослужащих, проходящих военную службу по призыву, и лица из числагражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих. Следовательно,в органах ФСБ России предусмотрена как военная служба, так и инаягосударственная служба по решению задач в сфере национальной безопасности.Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе «О Пограничнойслужбе Российской Федерации», согласно которому Пограничная служба являетсягосударственной военной организацией.
Д.Н.Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая,в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. Кмилитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную,внутреннюю службу в системе МВД России, военизированную охрану МПС,горно-спасательную службу и др. С указанной классификацией вряд ли можносогласиться, поскольку термин «милитаризм» обычно применяется дляхарактеристики военной мощи, наращивания вооружений и активизации военныхприготовлений, не носящих оборонительного характера. К тому же предложеннаяклассификация страдает таким недостатком, как смешение в одно системное явлениеразноуровневых понятий.
Так,по нашему мнению, к государственной относится служба, решающаягосударственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности,неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д.,т.е. задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решениякоторых его существование немыслимо. В приведенной классификации кмилитаризованной государственной службе по признаку владения оружием отнесенавоенизированная охрана МПС России, а по названию — военизированныегорно-спасательные части, отношения между служащими в которых строятся наосновании Дисциплинарного устава военизированных горно-спасательных частей пообслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности.
Военнаяслужба является видом федеральной государственной службы и характеризуетсяследующими признаками:[7]
— она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета итерриториальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенныхКонституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации;
— финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотренавоенная служба, происходит только из федерального бюджета;
— правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральнымзаконодательством, а также нормативными правовыми актами Президента иПравительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральныхорганов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службыопределяется только федеральным законодательством и исключается возможность еевведения в государственных органах и организациях субъектов РоссийскойФедерации.
Г.В.Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовыминститутом, т.е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемахгосударственного аппарата, а единой государственной службой одному государству,ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее награжданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительнойи судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных кней структурах) и специальную государственную службу (в административныхорганах).
Федеральныйзакон «О системе государственной службы Российской Федерации» и УказПрезидента Российской Федерации «О Федеральной программе»Реформирование службы Российской Федерации” (2003 — 2005 годы)”от 19 ноября 2002 г.N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую,правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации являетсято обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будетотнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоитв осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая,фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).
Военнаяреформа в конечном счете предполагает реформирование военной организациигосударства, в том числе выведение из военной организации государственныхорганов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБРоссии, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии приПрезиденте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства,Главного управления спецпрограмм, ФПС России, т.е. предложенная в Законеклассификация видов государственной службы в ближайшее время может«устареть», что потребует последующего изменения законодательства.
Воснову классификации должен быть положен критерий, позволяющий сгруппироватьнаиболее близкие по характеру служебной деятельности виды государственной службы.По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей являетсякритерий использования тех или иных методов решения стоящих передгосударственными организациями и органами, в которых исполняетсягосударственная служба, задач. Методы решения задач государственнымиорганизациями и органами обусловливают особые организационные отношения междулицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба можетбыть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) ивоенную.
Целигосударства — это пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаютсярешением определенных государственно-значимых задач. Военная службаобеспечивает независимость, государственный суверенитет и целостностьгосударства специфическими военными методами.
Такимобразом, военная служба — это особый вид установленной государством наосновании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых имгосударственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях)и государственных органах, решающих задачи по защите Отечества (обороне ивоенной безопасности) специфическими (военными) методами и средствамивооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооруженияиндивидуального и коллективного применения. Решение задач по защите Отечествапредполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных вКонституции Российской Федерации функций государства по обеспечению егонезависимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса всфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных вКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральныхзаконах.
1.3 Особенности военнойслужбы в РФ
В 2003 году закон впервыеопределил военную службу как один из видов государственной службы, включивгражданскую, военную и правоохранительную службы в единую системугосударственной службы Российской Федерации. Законодатель уточнил также, чтовоенная служба является разновидностью федеральной государственной службы.
Новые подходы копределению военной службы, продемонстрированные в Федеральном законе «Осистеме государственной службы Российской Федерации», требуют осмысления иотражения в основных положениях законодательства Российской Федерации о военнойслужбе, которое исходит из того, что военная служба является особым видомгосударственной службы, специфика и уникальность которого объясняются тем, чтотолько на военной службе для достижения поставленных целей могут применятьсясредства вооруженной борьбы (оружия и вооружения); сама же военная служба можетисполняться не только на добровольной основе, но и по призыву — черезисполнение гражданами воинской обязанности, закрепленной на конституционномуровне (ст. 59 Конституции РФ).
Поэтому, закрепляя встатье 6 Федерального закона «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» определение военной службы, законодатель установил в ст. 19,что определение военной службы как вида федеральной государственной службы,содержащееся в статье 6 этого же З