Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведениязанятия по общественно-государственной подготовке
своеннослужащими по призыву
на тему:«Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз»

Учебные вопросы
1. Военно-политическая обстановка вмире.
2. Общая характеристика угрозбезопасности Российской Федерации.

Цель: Ознакомить своенно-политической обстановкой и общей характеристикой военных угроз».
Время: 1 час
Место: класс
Метод: рассказ
Материальноеобеспечение: методическое пособие, журнал «Ориентир»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 МИНУТ
• принимаю доклад отстаршего группы
• проверяю наличиеличного состава, готовность к занятию
• объявляю тему и целизанятия
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 35МИНУТ
Российская Федерация,представляя собой объект повышенного интереса и определённых притязаний состороны других стран, оказалась накануне третьего тысячелетия в центрерадикальных геополитических изменений экономического, социально-политического ивоенного характера. Новая расстановка военно-политических сил в мире, особеннов Европе, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы исодержание опасностей и угроз, приобретающих всё более комплексный характер.

1-ый учебный вопрос: Военно-политическаяобстановка в мире
Военно-политическаяобстановка в мире развивается под влиянием двух основных противоречивыхтенденций.
Преодоление глобальноговоенного противостояния, укрепление доверия в военной области и расширениемежгосударственного сотрудничества, начавшийся процесс сокращения вооружённыхсил, ядерных и обычных вооружений способствуют значительному снижению угрозывозникновения мировой ядерной и крупномасштабной обычной войн. Формируются условиядля налаживания взаимовыгодного партнёрства Российской Федерации с другимигосударствами.
Вместе с темстановление многополюсного мироустройства сопровождается стремлением СШАсохранить за собой роль мирового лидера и борьбой между государствами, претендующимина региональное лидерство за передел сфер влияния. Это несёт в себепотенциальную угрозу обострения соперничества практически по всем направленияммежгосударственных отношений, которое при неблагоприятном развитии событийможет привести к дестабилизации обстановки.
Чётко обозначиласьтенденция переноса главных акцентов в межгосударственных противоречиях в сферугеополитических и экономических интересов. Негативные тенденции развитиявоенно-политической обстановки усугубляются стремлением транснациональныхкомпаний к перераспределению сфер влияния. Сохраняются ресурсные,демографические и территориальные проблемы. Усиливаются угрозы, связанные снетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической иэкономической экспансии, распространением ядерного и других видов оружиямассового поражения, средств его доставки, с ростом международного терроризма,незаконного оборота оружия и наркотиков.
Активизируютсяэкстремистские, политические, сепаратистские, националистические, религиозные силыи движения, использующие военную силу, террористические средства и методы дляреализации своих политических целей.
Выступая на совещаниируководящего состава ВС РФ 20 ноября 2000 года министр обороны РФ МаршалРоссийской Федерации Игорь Сергеев. Анализируя военно-политическую обстановкуотметил, что вектор потенциальной угрозы безопасности РФ постепенно смещаетсяна Юг. Это обусловлено, во-первых, расширением зоны влияния талибов до границТаджикистана. Угроза распространения исламского экстремизма во всём регионеЦентральной Азии, имеющем исключительно важное значение для России, принимает всёболее реальные очертания. Во-вторых, постепенным осознанием Западом того, чтодля противодействия международному терроризму потребуются усилия всего мировогосообщества. Сейчас фронт борьбы с ним проходит на Балканах, в Центральной Азии,на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Сегодня Россия и центральноазиатские государстваСНГ фактически противостоят главной угрозе 21 века- религиозному радикализму,национальному экстремизму и международному терроризму.
Наиболее серьёзнымдестабилизирующим фактором является стремление ряда государств использовать всвоих интересах временное ослабление экономического и военного потенциала,международных позиций России, ограничить её роль в формировании системымеждународной безопасности и в мировых интеграционных процессах.
Постоянным факторомдестабилизации военно-политической обстановки выступает блоковая политика.Сохранение и усиление военно-политических блоков препятствует формированиюсистемы международной безопасности, воспроизводит угрозу милитаризациимеждународных отношений.
Таким образом, анализтенденций развития военно-политической и военно-стратегической обстановки вмире свидетельствуют о возможности обострения ситуации в различных регионах,следствием которого может явиться возникновение реальных угроз интересам ибезопасности России.
В общем виде подугрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранныхгосударств (их союзников), международных террористических организаций икриминальных структур (группировок):
· создающих опасностьнарушений суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционногостроя;
· препятствующихреализации национальных интересов;
· способствующихразмыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни;
· подрывающих уровеньобороноспособности страны.
Спектр основных угрознашему государству официально определён в новой «Концепции национальнойбезопасности Российской Федерации» и применительно к военной сфере детализированв Военной доктрине. Органы военного управления рассматривают военные угрозыбезопасности страны как «специфическую часть общего спектра угроз национальнойбезопасности РФ, связанную с прямым или опосредствованным применением военнойсилы».
Таким образом, в корнеизменившаяся за сравнительно короткое время геополитическая обстановка при всёмсвоём историческом значении не привела к торжеству несиловых принципов вмеждународных отношениях. Существовавшая ранее военная угроза крупномасштабного(возможно, ядерного) военного конфликта между Западом и Востоком лишьтрансформировалась в угрозы локального и регионального масштабов, но не исчезласовсем. Вместе с тем, при определённых условиях возможна трансформация этихугроз в конфликты, в разрешении которых могут использоваться как военные, так иневоенные силы и средства.

2-й учебный вопрос: Общаяхарактеристика угроз безопасности Российской Федерации
С окончанием «холоднойвойны» произошёл распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавшихРоссийскую Федерацию и выполнявших в том числе и защитную функцию. Стольмасштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новыегруппы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше поотношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такойсистемы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучноеэкономическое и жизненное пространство.
К первой группе военныхугроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.
Вооружённые диверсии итеррористические акты в мире приняли угрожающие масштабы. В соседних с Россиейрегионах идёт создание организованных и оснащённых современным оружиемпреступных группировок с участием граждан, представляющих целый ряд государств.К началу 90-х годов 20 века в мире действовало около 500 террористическихорганизаций и групп различной экстремистской направленности. Только за десятьлет они совершили около 7 тыс. актов международного терроризма, от которыхпострадало более 11 тыс. человек, а государствам, на территории которых этиакты были осуществлены, нанесён большой материальный и моральный ущерб.
Для России этоотносительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мерепока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операциив Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляетреальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.
Вторая группа военныхугроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческойдеятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается всуществующие международно-правовые рамки.
Идея предотвращенияразвязывания военных конфликтов и их урегулирования коллективными усилиями нарегиональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринятабольшинством государств в мире. Однако США и их ближайшие союзники по НАТОпытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установлениясвоего контроля в зонах жизненно важных интересов.
Здесь потенциальнаяугроза для РФ связана с тем, что «миротворческие силы» могут без санкции СоветаБезопасности ООН быть введены на территории сопредельных и дружественных сРоссийской Федерацией государств, что приведёт к втягиванию России в конфликт врамках выполнения ею своих союзнических и других обязательств.
Третья группа военныхугроз безопасности РФ сосредоточилась в непосредственной близости от России –на постсоветском пространстве.
Содружество НезависимыхГосударств (СНГ) пока не превратилось в эффективный институт многостороннеговзаимодействия и партнёрства, в инструмент коллективной защиты совместныхинтересов стран-участниц. Сегодня партнёры России по СНГ переживают кризисныйпериод внутреннего развития. Они стоят перед лицом сложнейших проблемгосударственного, социально-экономического становления, поиска эффективнойпрограммы дальнейшего развития.
Так, на СеверномКавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитическойнапряжённости, сохраняется зона потенциальных вооружённых конфликтов.
Четвёртая группавоенных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации.Разрушение духовности, ослабление экономических связей регионов и резкаясоциальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средойдля создания незаконных вооружённых формирований, что представляет угрозуфедеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретаеткосмополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.
Пятая группа военныхугроз будет исходить от зарубежных государств и военно-политических блоков,располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общегоназначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести«высокотехнологичные» военные действия. Их развёрнутые и постоянно боеготовыегруппировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальнойвоенной угрозой безопасности РФ.
«Высокаятехнологичность», а соответственно и опасность данной группы военных угрозопределяются военно-технологическим отрывом США и их основных союзников отРоссии.
Планы США по созданиюнациональной ПРО и ПРО на ТВД с участием наиболее развитых государств могутпривести к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах,снижению роли ядерного сдерживания, трансформации Договора по ПРО (1972г.) и в конечномсчёте к драматической стабильности с трудно предсказуемыми последствиями.
В обозримой перспективеносителем военной угрозы для РФ останется Североатлантический альянс. Это обусловленонаправленностью военно-политического курса блока и наличием в его распоряжениивооружённых сил, способных вести военные действия различного масштаба срешительными целями. Возможности альянса в новом составе (19 стран – участниц)по оказанию военно-силового давления на РФ и её союзников значительно возросли.
Развитие ииспользование инфраструктуры новых членов позволит в кризисной ситуацииоперативно нарастить группировку войск (сил) вблизи российских границ.
Шестая группа военныхугроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. Пооценкам зарубежных специалистов, их вооружённые силы хорошо оснащены,боеготовые и способны решать стратегические задачи. Эти государства намереныдобиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, скоторой Россия должна считаться.
Седьмая группа военныхугроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и«околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядернымитехнологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в областинераспространения ракетных и ядерных технологий. Уровень данных военных угрозможет существенно возрасти в случае создания такими государствамибаллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары потерритории РФ.
В рамках практическизаново формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимообратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение потрём сферам вооружённой борьбы.
Военные угрозы на континентальномпространстве. Эти угрозы будут определяться новыми стратегическими целями,задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. Вначале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии останетсявысокой.
Военные угрозы вМировом океане. Военные угрозы с морских направлений во многом обусловленыособенностями геостратегического положения страны. Россия имеет выход к трёмокеанам – Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, её территорию омывают12 морей. Протяжённость российской морской границы почти в три раза превышаетсухопутную. Поэтому в случае втягивания РФ в конфликт локального, а тем болеерегионального масштаба может возникнуть необходимость отражения массированныхракетно-авиационных ударов с моря.
Военные угрозы ввоздушном и околоземном космическом пространстве. Военные угрозы в этих сферахопределяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствамивоенно-воздушных сил и способов их применения, ростом средстввоздушно-космического нападения, планами развёртывания элементов ПРО воколоземном пространстве и способностью блокирования выхода в космос РоссийскойФедерации противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российскойсистемы предупреждения о ракетном нападении. Кроме того, геополитическоесоперничество в начале третьего тысячелетия переместится с суши и моря ввоздушную среду и космическое пространство.
Росту военных угроз, ихмасштабов и вероятности реализации косвенно будут способствовать новыеособенности развития информационной, духовной, правовой, экологической и другихсфер.
В ближайшей перспективеинформационная сфера становится «питательной средой» для роста новых военныхугроз. Информационный шантаж, дезинформация, монополизация информации однойстороной, разрушение информационного ресурса государства через внедрениекомпьютерных вирусов могут выступать в роли их мощного катализатора.
Достижениеинформационного превосходства даёт сопернику возможность первенства в принятиивоенно-политических решений, позволяет осуществить срывоперативно-стратегических планов, вывести из строя или парализовать системуядерного управления.
Делается ставка и настратегию непрямых действий (СНД), под которой понимается комплекс мероприятийинформационно-психологического и информационно-технического характера,направленных на дестабилизацию социально-политической ситуации в РФ. Объектамивоздействия всё чаще становятся органы государственной власти: политические,военные и религиозные лидеры, олигархи, элита общества, банки, промышленныепредприятия, высшие учебные заведения и научные организации, средства массовойинформации, в основном независимой направленности.
Вероятность реализациивоенных угроз, как внешних, так и внутренних, во многом определяется состояниемдуховной сферы. Факторами роста военных угроз для России в этом аспектеявляются притупление чувства патриотизма, утрата престижа военной службы идругих духовных ценностей. Имеет место разрушение традиций и самобытностирусской культуры. Возрастает число религиозных сект экстремистскойнаправленности.
Состояние отношений вэкологической сфере может также оказать воздействие на формирование военныхугроз. Факты загрязнения окружающей среды стали предметом озабоченности многихгосударств. Аварии, катастрофы и последствия непродуманной экономическойдеятельности приобретают всё более угрожающие масштабы. Критическое состояниеокружающей среды, по оценкам экспертов, в третьем тысячелетии может статьпричиной межгосударственных конфликтов, в том числе и военных.
Военные угрозы безопасностиРФ усиливаются под воздействием нерешённых проблем в правовой сфере. Наиболееопасными следует считать те, которые ведут к размыванию единого правовогопространства федерации. Например, практика принятия до недавнего времениотдельными субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов и решений,противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.
Неурегулированными вполной мере останутся проблемы, связанные с положением и правами русскоязычногонаселения в государствах Балтии, Кавказа, Средней Азии, приводящие к нарастаниюнапряжённости. Усиливающаяся дискриминация, нарушение прав, свобод и законныхинтересов русских граждан могут при определённых условиях втянуть нашу страну вочередной конфликт.
Особое беспокойствовызывает состояние военной сферы, в которой требуется решить множество сложныхи насущных проблем. После дезинтеграции СССР утрачено 24% территории, почти 40%населения, пониженными оказались возможности промышленности России и еёВооружённых Сил. Ухудшилось общее военно-стратегическое положение: измениласьконфигурация государственных границ, особенно на Западе и Юге, географическоеположение военных округов и их границы претерпели негативные для безопасностигосударства изменения.
За пределами границ РФостались часть производственных мощностей, природных ресурсов, ряд важныхэлементов военной инфраструктуры, коммуникаций и большое количествоматериально-технических средств бывшего Советского Союза.
Система управлениявойсками (силами) и оружием, их техническое оснащение и всестороннееобеспечение стали нуждаться в серьёзном изменении, совершенствовании иобновлении. Разрушенным оказался военно-промышленный комплекс России.
Безусловно, на роствоенных угроз оказывают влияние факторы других сфер жизнедеятельности государства.Но даже исходя из вышесказанного можно предположить, что в начале третьеготысячелетия при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания военныеугрозы в большей степени будут проявляться не в форме возможной прямой военнойагрессии со стороны иностранных государств (хотя и эту форму реализации угрозполностью исключать нельзя), а в расширении масштабов осуществления на еётерритории террористической и диверсионной деятельности, создании незаконныхвооружённых формирований, в поддержке антироссийских настроений напостсоветском пространстве и в странах СНГ с помощью информационных,этнорелигиозных, экономических, политико-дипломатических и других видовнепрямых действий. Тем не менее Российская Федерация на обозримый период должнасохранить средства стратегического сдерживания вероятных агрессоров и статусядерной державы для предотвращения ядерного нападения или крупномасштабнойагрессии с применением обычных вооружённых сил и вооружений.
При этом Вооружённыесилы будут выполнять свои задачи в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами Российской Федерации в области обороны ибезопасности, другими государственными нормативно-правовыми актами,международными обязательствами России при строгом соблюдении норм международногоправа.
В условиях современнойобстановки задачи Вооружённых Сил в системе безопасности Российской Федерациине ограничиваются только вопросами обороны страны. Необходимость применениявоенной силы требует более широких рамок. Приоритетным направлением деятельностиВооружённых Сил стало миротворчество – мощный инструмент внешней политикистраны. Успешное решение миротворческих задач воинскими контингентамиВооружённых Сил в Югославии (Косово), Боснии и Герцеговине, Сьерра-Леоне и натерритории государств – участников Содружества Независимых Государств (вАбхазии и Южной Осетии Грузии, Приднестровском регионе Республики Молдова)способствовало улучшению социально-политической обстановки и положило началомирному разрешению конфликтов. Использование российских войск в миротворческихоперациях является одним из путей защиты национальных интересов РоссийскойФедерации и обеспечения её безопасности.
При этом важноподчеркнуть, что выполнение указанных задач может быть достигнуто лишь высокимуровнем боевой выучки, организованности и дисциплинированности каждоговоеннослужащего. Только в результате напряжённого ратного труда военнослужащихи должной заботы со стороны государства могут быть созданы Вооружённые Силы,способные обеспечить безопасность и защиту страны.
Основные источникиугроз военной безопасности России.
В военной Доктрине РФ(утверждена Указом президента РФ от 21 апреля 2000г) определено, что всовременных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формахпротив России и её союзников снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельныхнаправлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военнойбезопасности РФ и её союзников.
Основные внешниеугрозы:
Территориальныепретензии к Российской Федерации;
Вмешательство вовнутренние дела РФ;
Попытки игнорироватьинтересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать еёукреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
Наличие очаговвооружённых конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границеё союзников;
Создание (наращивание)группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизиГосударственной границы РФ;
Расширение военныхблоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;
Ввод иностранных войскв нарушение Устава ООН на территории сопредельных с РФ и дружественных ейгосударств;
Основные внутренниеугрозы:
Попытка насильственногосвержения конституционного строя;
Противоправнаядеятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских итеррористических движений, организаций и структур, направленная на нарушениеединства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизациювнутриполитической обстановки в стране;
Планирование,подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизациюфункционирования федеральных органов государственной власти, нападения нагосударственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения иинформационной инфраструктуры;
Создание, оснащение,подготовка и функционирование незаконных вооружённых формирований;
Незаконноераспространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществлениядиверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
Организованнаяпреступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность вмасштабах, угрожающих военной безопасности РФ.
Создание, оснащение иподготовка на территориях других государств вооружённых формирований и групп вцелях их переброски для действий на территориях РФ и её союзников;
Нападения (вооружённыепровокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранныхгосударств;
Враждебные, наносящиеущерб военной безопасности РФ и её союзников информационные действия;
Дискриминация,подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранныхгосударствах;
Международныйтерроризм.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ –10 МИНУТ
• напоминаю тему и целизанятия
• отмечаю лучших,выставляю оценки
• даю ответы на неясныевопросы
• даю задание насамоподготовку