Военно-промышленный комплекс
Военно-промышленныйкомплекс (ВПК) России – это мощная система предприятий, производящих боевуютехнику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины“военная промышленность” и “оборонная промышленность”.
В состав ВПК входят:
– научно-исследовательскиеорганизации(их задача –теоретические разработки);
– конструкторскиебюро (КБ),создающие прототипы(опытные образцы) оружия;
– испытательныелаборатории и полигоны, гдепроисходит, во-первых, “доводка” опытных образцов в реальных условиях, аво-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
– производственныепредприятия, где осуществляетсямассовый выпуск оружия.
Но кроме военной продукции, предприятия ВПК производятпродукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников,магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин Россиипроизводилась на предприятиях ВПК. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппаратыи швейные машины выпускались только на военных заводах.
Таким образом, ВПК концентрирует производство болеесложной продукции. Этому способствовал высокий технический уровень большинствапредприятий ВПК. Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производствонаходилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышалоего.
ВПК сосредоточивал наиболее квалифицированные и инициативныекадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы былиогромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях ВПК России было занято около 4,5млн. человек, в том числе 800 тысяч – в сфере науки. Это составляло околочетверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним былонепосредственно связано 12-15 млн. человек, то есть каждый десятый жительРоссии.
Затраты на содержание армии и ВПК лежали на всемнаселении страны, понижали его уровень жизни. В сфере “оборонки” господствовалоубеждение, что самое главное – произвести как можно больше продукции.
Особенностью ВПК является размещение многих егопредприятий в “закрытых” городах, о которых до недавнего времени нигде неупоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавноони получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например,Челябинск-70).
ВПК состоит из нескольких основных отраслей:
– Производствоядерного оружия
– Авиационнаяпромышленность
– Ракетно-космическаяпромышленность
– Производствострелкового оружия
– Производствоартиллерийских систем
– Военноесудостроение
– Бронетанковаяпромышленность.
Ядерно-оружейный комплекс– часть атомной промышленности России. Он включает всебя следующие производства.
1. Добыча урановойруды и изготовление уранового концентрата. В России сейчас действует только один урановый рудник в Краснокаменске(Читинская область). Там же производится урановый концентрат.
2. Обогащениеурана (разделение урановых изотопов) происходитв городах Новоуральске (Сведловск-44), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске(Томск-7) и Ангарске. В России сосредоточено 45% мировых мощностей пообогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли всеболее ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как награжданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленныереакторы для производства плутония.
3. Изготовлениетепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) дляатомных реакторов осуществляется в Электростали и Новосибирске.
4. Наработка ивыделение оружейного плутония сейчасосуществляется в Северске (Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26). Запасыплутония в России накоплены на много лет вперед, но атомные реакторы в этихгородах не останавливаются, поскольку они обеспечивают их теплом иэлектричеством. Ранее крупным центром производства плутония был Озерск(Челябинск-65), где в 1957 году из-за отказа системы охлаждения взорвалась однаиз емкостей, в которой хранились жидкие отходы производства. В результатетерритория в 23 тыс. км оказалась загрязненной радиоактивными отходами.
5. Сборка ядерныхбоеприпасов происходила в Сарове(Арзамас-16), Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45) и Трехгорном(Златоуст-16). Разработка опытных образцов осуществлялась в Сарове и Снежинске(Челябинск-70). Первые атомная и водородная бомбы были разработаны в Сарове,где сейчас находится Российский Федеральный ядерный центр.
6. Утилизацияядерных отходов на сегодняшний деньявляется одной из самых сложных экологических проблем. Главным центром являетсяСнежинск, где осуществляется переработка отходов и их захоронение в горныхпородах.
Авиационная промышленностьразмещена, как правило, в крупных промышленныхцентрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов,поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторыразмещения производственных предприятий – удобство транспортных связей иналичие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видовроссийских самолетов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственноеисключение – КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолеты-амфибии.
Ракетно-космическая промышленность– одна из наиболее наукоемких и технически сложныхотраслей. Например, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) содержит до300 тысяч систем, подсистем, отдельных приборов и деталей, а крупныйкосмический комплекс – до 10 миллионов. Поэтому ученых, конструкторов иинженеров в этой области гораздо больше, чем рабочих.
Научно-исследовательские и конструкторские организацииотрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесьразрабатываются МБР (в Москве и Реутове), ракетные двигатели (в Химках иКоролеве), крылатые ракеты (в Дубне и Реутове), зенитные ракеты (в Химках).
А производство этой продукции разбросано почти по всейРоссии. МБР производятся в Воткинске (Удмуртия), баллистические ракеты дляподводных лодок – в Златоусте и Красноярске. Ракеты-носители для запускакосмических аппаратов производят в Москве, Самаре и Омске. Космические аппаратыпроизводятся там же, а также в Санкт-Петербурге, Истре, Химках, Королеве,Железногорске.
Главным космодромом бывшего СССР был Байконур (вКазахстане), а в России сейчас единственный действующий космодром – в городеМирный Архангельской области (близ станции Плесецк). Зенитные ракетныекомплексы испытывают на полигоне Капустин Яр Астраханской области.
Управление военно-космическими силами и всемибеспилотными космическими аппаратами ведется из города Краснознаменска(Голицыно-2), а пилотируемыми – из центра управления полетами (ЦУП) в городеКоролеве Московской области.
Артиллерийско-стрелковое вооружениеявляется очень важной отраслью ВПК.
Самый знаменитый и массовый вид выпускаемогострелкового оружия – автомат Калашникова, которым пользуются по крайней мере в55 странах (а в некоторых он даже изображен на государственном гербе).
Главные центры производства стрелкового оружия – Тула,Ковров, Ижевск, Вятские Поляны (Кировская область), а ведущий научный центрнаходится в Климовске (Подмосковье).
Артиллерийские системы выпускаются в основном вЕкатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде.
Бронетанковая промышленностьбыла одной из самых развитых отраслей ВПК. Запоследний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков.Сейчас значительная их часть подлежит уничтожению в рамках договора обограничении вооружений в Европе. Из четырех российских заводов танки сейчаспроизводятся лишь на двух — в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербургаи Челябинска перепрофилируются.
Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевыемашины пехоты (БМП) – в Кургане.
Военное судостроениетрудно отделить от гражданского, поскольку до последнего временибольшинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центромсудостроения со времен Петра Iявляется Санкт-Петербург, где находится около 40предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей. Атомныеподводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде и в Комсомольске-на-Амуре.В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. Другиецентры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшиесуда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)
Говоря о ВПК России, нельзя не упомянуть такоепонятие, как конверсия ВПК (от латинского слова conversic– изменение,превращение). Оно означает перевод военного производства на гражданскойпродукции. Для России это жизненно необходимо, поскольку прежние объемыпроизводства вооружения сохранять экономически невозможно, да и даже с чистовоенной точки зрения не нужно, поскольку бывшие потенциальные противникистановятся партнерами России. В то же время в ВПК сконцентрированы наиболеепрогрессивные технологии. Необходимо при конверсии сохранить их, чтобыквалифицированные кадры внесли свой вклад в создание новых гражданскихпроизводств.
Одновременно с этим необходимо сохранять производствонаиболее эффективных видов военной техники, чтобы иметь возможность вооружатьроссийскую армию самым современным оружием, а также поставлять вооружение вдругие страны.
До недавнего времени вся информация по такой отраслиВПК, как производство бронетанковой техники, была закрытой. В последние годы, всвязи с общим курсом на большую открытость, коммерческой заинтересованностьюпроизводителей в рекламе своей продукции, стремлением к расширению экспорта всредствах массовой информации и специальной литературе появилось многопубликаций о производстве в ВПК. Имеющаяся в них информация, во многом далеконе полная, разрозненная, приведенная к разным временным интервалам, позволяет,однако, дать общий обзор развития, современного состояния и географиипроизводства бронетехники в нашей стране.
Производство бронетанковой техники наряду савтомобиле-, тракторо- и авиастроением является символом второй промышленной инаучно-технической революции, которая развернулась в 30-х гг. в СССР.
До революции, несмотря на наличие несколькихоригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь дваопытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилейИжорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроениястраны – петроградском – собирались бронеавтомобили.
Во время гражданской войны продолжалось производствобронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легкихтанков (15 штук) была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920году. В качестве образца был использован французский трофейный танк.
В результате развития концепции первого советскоготанка на ленинградском заводе “Большевик” (Обуховский завод) в 1927-1931 гг.была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1 (900 штук), а в Харькове,ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводеимени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой сериисредних танков Т-24.
С начала 30-х гг. началось широкомасштабноепроизводство танков, созданных на базе передовых иностранных образцов. Это былосвязано с тем, что модернизационные возможности продукции, выпускавшейся ранеена основе трофейных образцов, были исчерпаны, а отечественная школатанкостроения отсутствовала. Фактически в научно-техническом плане странаоставалась зависимой от западных технологических нововведений в этой области.
Закупались лицензии на производство танков в другихстранах, на базе иностранных проектов создавалась новая бронетехника. Тогдабронетанковая промышленность смогла выйти вперед, и самое главное – быласоздана национальная школа танкостроения.
В годы Великой Отечественной войны резко расшириласьгеография отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала иПоволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34производились на заводе “Красное Сормово” в Горьком, а также на Сталинградскомтракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле “Уралвагонзавод””. Московский заводимени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод– в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там ишло основное производство бронетехники.
В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг.продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрамитанкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.
Сейчас ведущими центрами производства бронетехникиявляются:
– Санкт-Петербург(Кировский завод – танки Т-80 и самоходные орудия);
– Нижний Новгород(Нижегородский машиностроительный завод – орудия для БМП-3 и боевые башни дляЗРК “Тунгуска”);
– Омск (заводтранспортного машиностроения – танки Т-80У,
и многие другие.
Танкостроение нашей страны имеет славную историю и ещенедавно пользовалось большим авторитетом в мире. Однако мировой рынокбронетехники сильно политизирован. Утратив многих прежних союзников, Россияфактически потеряла большинство традиционных рынков своего вооружения.Иностранные фирмы составляют конкуренцию не только в торговле новой техникой,но даже и в деле модернизации советской техники прошлых десятилетий,находящейся на вооружении армии ряда стран. Проблема возрождения отечественныхпроизводств сейчас становится все более актуальной.
Еще одна проблема, стоящая перед ВПК – проблемаконверсии. Она слишком сложна, не имеет простых решений, требует постоянноговнимания и времени. Даже в США – стране с развитой рыночной экономикой и мощнымгражданским сектором промышленности она потребовала осуществлениякрупномасштабного структурного маневра и радикального изменения всей системызакупок вооружений и военной техники.
Экономика СССР исторически складывалась какмилитаризованная экономика, ориентирующаяся на сугубо затратную структуру производства,не способную к конкуренции, ориентированную на закрытый внутренний рынок.Попытки реформ, предпринимавшиеся в отдельные годы, не удавались. Складывалосьвпечатление, что созданная система не способна к реформированию эволюционнымпутем. Непосредственно военно-промышленный или оборонный комплекс постепеннообособился в самостоятельную организационную структуру, включавшую системууправления, предприятия и организации девяти министерств. В оборонном комплексеразрабатывали и выпускали далеко не только военную технику. Так, например, в1989 году доля непродовольственных товаров народного потребления и продукциигражданского назначения в общем объеме производства оборонного комплексасоставила 40%. Этому, в частности, способствовала передача в 1987 году в составоборонного комплекса предприятий реформированного Министерства легкой и пищевойпромышленности. Нередки случаи, когда доля выпуска военной продукции напредприятиях оборонного комплекса не превышала 10%, а целый ряд предприятий,относившихся к оборонным министерствам, вообще не выпускал никакой военнойпродукции. С другой стороны, продукцию военного назначения производилипредприятия тех отраслей промышленности, которые организационно не входили воборонный комплекс.
В течение длительного времени оборонный комплексобеспечивался в приоритетном порядке финансовыми средствами,научно-техническими кадрами, материальными ресурсами. В результате этогопредприятия оборонного комплекса обеспечили себе высокие, по отношению кпредприятиям и организациям других отраслей народного хозяйства характеристикиматериального и кадрового потенциала, определяли уровень научно-техническихдостижений в стране и темпы научно-технического прогресса.
Учитывая положение, которое занимал в экономике страныоборонный комплекс промышленности, слабость гражданских отраслейпромышленности, при разработке программы конверсии была принята концепция“физической” конверсии, то есть прямого перепрофилирования производственныхмощностей оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции.Высвобождавшийся в результате сокращения производства разработок вооружения ивоенной техники производственный и научно-технический потенциал оборонныхотраслей промышленности должен был использоваться в первоочередном порядке длявыполнения государственных союзных целевых программ, обеспечивающих реализациюважнейших направлений научно-технического прогресса, в том числе развитиегражданской авиации, судостроения, космической программы научного инароднохозяйственного значения, средств связи, электронной техники иинформатики, производства перспективных материалов и соединений высокойчистоты, экологически чистой энергетики, непродовольственных товаров народногопотребления, технологического оборудования для перерабатывающих отраслейагропромышленного комплекса, легкой промышленности, торговли и общественногопитания, медицинской техники, оборудования и приборов для экологических целей.Программа предусматривала создание 22 базовых межотраслевых научно-технических,технологических, инженерных и других центров конверсии научно-техническогопотенциала оборонного комплекса.
Принятая программа конверсии могла быть реализованатолько в условиях планово-распределительной экономики и была сопряжена скрупнейшими затратами как на разработку, так и на промышленное освоение новойпродукции.
События осени 1991 года имели своим следствием в томчисле и радикальное изменение позиции нового руководства Российской Федерациипо отношению к дальнейшей судьбе ВПК страны. Была принята концепция радикальныхрыночных реформ и демилитаризации экономики. Новое руководство страныпланировало осуществить крупнейший структурный маневр.
В течение ноября-декабря 1991 года была демонтированаотраслевая структура управления ВПК, ликвидирована Государственная комиссияСовета Министров СССР по военно-техническим вопросам, которая играла важнуюроль в старой отраслевой структуре управления промышленностью. Управлениеразработками и производством вооружения и военной техники полностью перешло кМинистерству обороны. Логика событий требовала реорганизации Министерства, атакже сложившейся системы закупок вооружения и военной техники.
ВПК, представляющий собой организованную структурууправления, объединяющую предприятия и организации, деятельность которогоосновывалась на государственном заказе, на централизованно распределяемыхфинансовых, трудовых и материально-технических ресурсах, после ликвидациипланово-распределительной системы и либерализации цен стал зависеть только отобъемов прямого бюджетного финансирования. Утратив командные посты вправительстве и возможность влиять на распределение бюджетных ассигнований, уВПК оставалась последняя возможность бороться за свое существование в прежнемкачестве – сохранить сам комплекс как связанную в единую организационнуюсистему структуру управления и подчиняющиеся ей предприятия и организации.Однако в планах правительства по преобразованию оборонного комплекса важноеместо занимала программа приватизации. В соответствии с этой программойдемилитаризацию производственного сектора промышленности и сферы НИОКРпланировалось провести на основе развития негосударственных форм собственностии предпринимательства, сокращения государственных дотаций и свертываниянеэффективных производств и предприятий, постепенного снятия ограничений наиностранную конкуренцию.
Первоначально при реализации этой программы главнымизадачами в области конверсии на этом этапе должны были стать сохранениенаиболее важных элементов производственного и научно-технического потенциалапредприятий оборонного комплекса России, их максимальное использование дляреконструкции экономики, развития социальной сферы, для созданияимпортозамещающих производств, расширения экспортных возможностей страны.Предполагалось, что государство будет использовать широкий арсенал средств государственнойподдержки конверсии оборонных предприятий. Среди них: бюджетное финансированиеконверсии, льготное государственное кредитование, использование внебюджетныхгосударственных фондов конверсии, предоставление конверсируемым предприятиямналоговых льгот, разрешение предприятиям использовать для финансированияпрограмм конверсии и часть валютной выручки от экспорта вооружений, а также отпродажи лицензий и технической документации на их производство, содействие вполучении иностранных инвестиций и безвозмездной помощи, приоритетное включениеконверсионных проектов в иностранные кредитные линии, оказание предприятиямоборонного комплекса методической, юридической и иных видов помощи. Поэтомуодним из основных условий предоставления конверсируемым предприятиям иорганизациям материально-финансовой и технической помощи государства илисодействия в предоставлении такой помощи со стороны отечественных и зарубежныхинвесторов становилось изменение организационно-правовой формы собственностипредприятий, их акционирование и коммерциализация в интересах эффективногофункционирования в рыночных условиях. Вывод мощностей, относящихся к оборонномукомплексу, за рамки сложившейся системы управления планировалось осуществлятьчерез формирование хозяйственно независимых корпораций и концернов. Глубокоспециализированные на производстве вооружений и военной техники предприятия,процесс конверсии на которых крайне затруднен, а также крупные НИИ и КБ, гдесосредоточено сложнейшее и дорогостоящее оборудование, которое можно былоиспользовать только для разработки и испытаний образцов вооружения и военнойтехники, планировалось преобразовать в казенные предприятия и базовыегосударственные научно-технические центры.
Предполагалось, что разработка и производствовооружения и военной техники для российских вооруженных сил будет производитьсянебольшим количеством узкопрофильных и глубоко специализированных оборонныхпредприятий и организаций, принадлежащих государству и действующих на основеПоложений о специализированных государственных предприятиях и о государственныхнаучно-технических центрах. Кроме того, эти же работы могли, при необходимости,проводиться крупными диверсифицированными и независимыми от государствакорпорациями, в которые преобразованы многие предприятия и организацииоборонного комплекса в результате их разгосударствления. Их привлечение квыполнению военных заказов должно осуществляться по контрактам, полученнымпреимущественно на конкурсной основе в соответствии с Положением о контрактациипо оборонным заказам, которые предстояло разработать. К тому времени должнобыло также быть реформировано Министерство обороны и система военных заказов.Большая часть предприятий должна переориентироваться на функционирование вусловиях свободной экономики, на развитие гражданских и “двойных” технологий вцелях достижения высокого качества продукции российского машиностроения,завоевания и удержания лидерства в отдельных областях научно-техническогопрогресса, закрепления позиций России на мировом рынке. При реализации этоймодели на государственные органы управления возлагались задачи созданиямакроэкономических условий выполнения военных заказов, определение условийконтрактации выработки и реализации мобилизационной политики, обеспечениепредприятий различными видами государственной помощи при изменении ихзагруженности оборонными заказами, решение проблем государственных инвестиций впредприятия, связанные с выполнением военных заказов и т. д. Таковаальтернативная концепция конверсии.
В условиях форсированного открытия экономики иодномоментного сокращения ассигнований на вооружения и военную технику в 1992году более чем на 60% реализация такой альтернативной концепции требовалагосударственного регулирования системы закупок вооружения и военной техники,формулирования четкой промышленной, технологической и военно-технологическойполитики.
Однако вместо хорошо продуманной системы реализацииэтого замысла были в срочном порядке использованы заготовки конверсионныхпрограмм 1990 года, ориентированных на “физическую” конверсию, которыеневозможно было реализовать в рамках новой экономической политики и безуспешныепопытки предложений западным инвесторам отечественных проектов. Не случайно, впрограммах правительства на 1993-95 годы и на 1995-97 годы соответствующиеразделы, посвященные приоритетам структурной политики, выдержаны в худшихтрадициях чисто декларативных программ и не содержат ничего конструктивного.Отсутствие продуманной промышленной и технологической политики у правительствахорошо видны по таким декларативным моментам разделов программ, посвященныхструктурной политике как ориентация на “селективную политику”, на “точкироста”, на “эффективные инвестиции”, на развитие экспортоориентированныхпроизводств и т. п., которые правительство за 4 года так и не смоглообнаружить.
Отсутствие новой военно-технической политики, отказправительства от государственного регулирования системы закупок вооружения ивоенной техники, которое правительство по умолчанию “повесило” на Министерствообороны, резкое сокращение ассигнований привели к “фибрилляции” этой системы,последствия которой сказываются и сегодня.
Ход событий 1992-1995 годов показал, что правительствопо ряду причин не смогло и не захотело последовательно выдержать задуманнуюконцепцию конверсии и фактически ситуация вышла из-под контроля исполнительнойвласти и, хотят этого или нет в правительстве, все выглядит так, как будтореализуется простейшая концепция демилитаризация экономики – любой ценойизбавиться от неэффективных производств, предоставив предприятиям и организациямправо самим искать место в новой экономической ситуации. Основным иединственным механизмом реализации такой “концепции” является бюджетнаяполитика и программа приватизации, которые призваны провести естественнуюсанацию неэффективных предприятий. При такой устраненности правительства отвсех других имеющихся в распоряжении государства методов регулированияреализуется по инерции только то, что потенциально было заложено вдореформенной экономике и не требует никакого напряжения ума и профессиональныхзнаний – дальнейшее “сползание” к типу экономики, ориентирующейся на экспортсырья. Трансплантация российской экономики в мировую может состояться наусловиях, заранее определенных уже сложившимся разделением сфер влияния. Думатьсерьезно о каком-либо участии в борьбе за рынки сбыта при сложившейсяправительственной политике можно только по тем позициям и на тех условиях,которые будут нам предложены мировым сообществом.
Военно-промышленный комплекс представляет собойнаиболее качественный компонент экономики России. Он включает органыгосударственного управления и власти, промышленные предприятия и научныеорганизации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения ивоенной техники.
Военная мощь Советского Союза опиралась на значительныйобщеэкономический фундамент. Его экономика с точки зрения возможностейфункционирования военного производства была комплексной и самодостаточной, тоесть изготовление всей гаммы новейших вооружений практически не зависело отвнешнеэкономических связей.
Самыми общими и употребительными в мировой статистикепоказателями роли военно-промышленного комплекса в экономической структурегосударства являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военногопроизводства. В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял9-13%. В комплексе было занято около 10 млн. человек. Отраслевая структура ивысокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечиватьстратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира– США (имея приблизительно 1/3 американского объема ВВП).
По сравнению с СССР экономические возможности Россиисущественно ухудшились. Сегодня по размеру ВВП Россия отстает от США в 10 раз,Китая – в 6, Японии – в 4, Германии – в 3, Индии, Франции, Великобритании иИталии – в 2 раза. По объему ВВП мы занимает 15-е место в мире, пропустиввперед не только указанные страны, но и Испанию, Бразилию, Южную Корею, Канаду,Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще хуже(примерно 100-е место в мире).
По оценке большинства отечественных экономистов, дажепри ежегодном приросте ВВП на 2-5% положение России в ближайшие 15 летпринципиально не изменится, к тому же инвестиционных предпосылок к таким темпамне имеется. К 2010 году соотношение экономических сил, вероятнее всего, будетследующим: мы будем уступать по объему ВВП блоку НАТО в целом (с учетомпотенциалов еще 12 стран, подавших заявки на вступление в него) в 20 раз, США иКитаю – в 8 раз, Японии – в 4 раза.
Каковы сегодня реальные возможности ВПК России икаковы технологические, экономические и организационные проблемы, стоящие передним?
Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР.Это означает, что степень милитаризованности экономики оказалась более высокойпо сравнению с другими республиками бывшего Союза. Правда, численность занятыхв ВПК сократилась до5,4 млн. человек, но она все равно остается чрезмерной.Так, удельный вес работающих в оборонной промышленности составляет 23,5% отобщей численности занятых по стране, причем непосредственно ВВТ сейчаспроизводят около 2 млн. человек.
По состоянию на начало 1999 года в состав ВПК Россиивходило около 700 НИИ и КБ оборонного профиля, а также 1700 предприятий иорганизаций и восемь отраслей. Кроме того, с ними связано более 1500 смежниковв 10 странах СНГ. На объектах оборонной промышленности производится 20% всегообъема машиностроительной продукции страны.
Предприятия ВПК расположены на территории большинствасубъектов РФ, хотя и крайне неравномерно. Некоторые районы и более 70городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования,полностью зависят от работы комплекса, поскольку в них практически отсутствуютдругие сферы применения труда. Наиболее сложно эта ситуация складывается вУдмуртии (55,3% занятого населения работает на предприятиях обороннойпромышленности), в Саратовской области (50,9%), Новосибирской области (43,5%),Северо-западном регионе России (30,7%).
Регионы с высокой долей занятости занятых напредприятиях ВПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы вдругие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную ижилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность.Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности длятрудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников.
Крайне тяжелая ситуация в ВПК проявляется в обвальномпадении объемов производства, финансовых трудностях, снижении техническогоуровня производства, нарушений сложившейся системы кооперационных связей,уменьшении мобилизационных возможностей. Часть этих трудностей Россияунаследовала от Советского Союза, а некоторые из них – результат ошибокэкономической политики.
Таким образом, главные причины трудностей в обороннойпромышленности России заключаются в несовершенстве управления, недостаткахфинансового обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятийкомплекса.
Наиболее масштабное и многоаспектное влияние оказалана ВПК России оказала конверсия военного производства. На макроэкономическомуровне она означает долгосрочную структурную перегруппировку финансовых,материальных и людских ресурсов из военного в гражданский сектор народногохозяйства и проявляется в общем уменьшении военных расходов государства.
Сам процесс конверсии был исторически и экономическинеизбежен. Гипертрофированный удельный вес военного сектора был специфическойчертой советской экономики; как следствие, ее отраслевая структура нуждалась всовершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезнымпрепятствием экономическому и политическому прогрессу страны.
Экономика СССР, по мнению многих специалистов,надорвалась на чрезмерной милитаризации хозяйства. Уже в начале 80-х гг.возникла настоятельная необходимость сокращения военных усилий, что привело кснижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980-86 гг. СШАувеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%. Однако в начале 90-х годовэта тенденция переросла в перманентное уменьшение их абсолютных размеров.
Сокращение военных расходов прежде всего сказалось назакупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-97 гг. составлялооколо 30% ежегодно (за один только 1993 год – 68%). В результате расходы назакупки ВВТ сократились в 14 раз, на военные НИОКР – в 13 раз. Это,естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок увоенной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу непревышал 10% уровня 1991 года. Продажа оружия на внешнем рынке не измениласитуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно совнутренним спросо