ВОЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Содержание
Введение
Предпосылки возникновения и обоснование использования военных компьютерных игр в боевой подготовке Вооруженных Сил на современном этапе
Военные компьютерные игры в боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Во второй части обзора рассмотрим применение военных компьютерных игр в ВС РФ и РБ, а также проведем сопоставление процессов боевой подготовки с применением военных компьютерных игр.
Военные компьютерные игры в боевой подготовке Вооруженных Сил армий Российской Федерации и Республики Беларусь на современном этапе
Значительные сокращения ассигнований на Вооруженные силы Российской Федерации и Республики Беларусь с особой остротой поставили вопрос сохранения и роста боеготовности при масштабном сокращении использования вооружения и военной техники в учебных целях.
В связи с этим предприняты попытки в ВС РФ и РБ по созданию в первую очередь тренажерных комплексов (как менее дорогостоящих по сравнению с военными компьютерными играми). Стоит отметить, что на данный момент в ВС РФ разработаны тренажеры практически для всех образцов вооружения и техники, состоящей на вооружении войск. [16] А формирование локальных вычислительных сетей на базе тренажерных комплексов позволяет отрабатывать боевые задачи дуэльного, многостороннего противостояния в искусственной боевой обстановке. В настоящее время апробация таких комплексов идет в Общевойсковой академии ВС РФ и с недавнего времени в военной Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Преимущества тренажерных комплексов стали вполне очевидны, особенно с переходом на сложные системы и средства вооружений, связи, разведки и т.д. Необходимо сказать, что разрабатываемые тренажерные комплексы закупаются не только традиционными российскими партнерами (Эфиопия, Корея, Индия, Сирия, ОАЭ), но и странами – участницами НАТО (Греция, Украина, прибалтийские страны). [16,36,37]
Разработаны и внедрены в образовательный процесс методики обучения слушателей военной Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, основанные на применении новой геоинформационной системы, программно-технического комплекса поддержки принятия решения, автоматизированных систем управления войсками. Ведущая роль в этом принадлежит Центру военных игр, который представляет собой комплексный тренажер управления войсками. [36] Этот центр позволит проводить все виды командно-штабных учений и военных игр на различных театрах военных действий и позволит обучать военачальников и представителей различных государственных структур.
Что же касается специализированных военных компьютерных игр аналогичных западным но российского производства, сведений об их разработке в интересах ВС РФ встречается крайне мало, более того, существует мнение, что в войсках РФ подобные игры в процессе боевой подготовки военнослужащих не используются вообще [21], в отличие от различных специализированных тренажерных комплексов. Однако следует все же упомянуть об играх, первоначально разработанных для «гражданских» пользователей, которые впоследствии с учетом ряда доработок были приняты в качестве уже военных компьютерных игр в процессе боевой учебы военнослужащих некоторых подразделений. Благодаря таким играм, как «Ил-2 штурмовик», «Блицкриг», «Противостояние», «Вторая мировая», «Морской охотник», «В тылу врага», «МиГ-29», «Черные береты», «Альфа» и «Операция Багратион» военные игроки получили возможность оценить достоинства такого вида боевой подготовки. [32]
В попытках командования белоруской армии найти новые способы повысить уровень подготовки своих военнослужащих, было принято решение создать в Минске специальный компьютерный центр подготовки виртуальных военных. Первоначальная цель проекта – использование компьютерных игр, симуляторов военной техники и вооружения в системе военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи республики. Однако, учитывая эффективность обучения, которую подтвердили несколько лет работы центра, было предложено организовать процесс обучения действующих военнослужащих с использованием компьютерных игр. Солдаты будут играть в ролевые и стратегические игры, многие из которых будут иметь исторический контекст. Так командование рассчитывает убить сразу двух зайцев – научить солдат логике и быстроте реагирования, а также ознакомить их с историей страны и войн при минимуме экономических затрат. В итоге Министерство обороны Республики Беларусь разработало перечень компьютерных игр для организуемого Центра подготовки виртуальных военных. В списке утвержденных игр значатся летный симулятор «ИЛ2: Штурмовик» и симулятор танка «Т-72» [25], а совсем недавно в национальных СМИ было указано о создании белорусскими компьютерщиками новой компьютерной игры под названием «Операция Багратион».
Не случайно учебные подразделения механизированных бригад, УО «ВАРБ», 72-й ОУЦ Вооруженных сил Беларуси комплектуются новыми компьютерными тренажерами, позволяющими с максимальной достоверностью имитировать полигонную обстановку [26].
В дальнейшем в развитие проекта Министерством обороны планируется создание отделений Республиканского центра подготовки виртуальных военных специалистов в регионах республики.
Но все же главной проблемой, которая встает на пути осуществления этой блистательной образовательной задумки, является то, что в Беларуси нет компьютерных студий, которые могли бы разработать подобные программы. Следовательно, военному ведомству придется обратиться к западным разработчикам и пойти на расходы связанные с приобретением лицензии на их продукцию. [17,40]
Остается отметить, что в связи с указанными проблемами по разработке современных военных компьютерных игр, белорусский ВПК может позволить себе исключительно пока только разработку виртуальных тренажеров средств связи, автомобильной, бронетанковой, авиационной и специальной техники, работы над созданием которых проводятся на военном факультете БГУИР, факультетах УО ВАРБ совместно с НИИ ВС РБ, а также предприятием «Белфортекс», и, строго говоря, не являются военными компьютерными играми.
Сравнительная оценка качества боевой подготовки с применением военных компьютерных игр Вооруженных Сил армий иностранных государств на современном этапе
Сведения, приведенные в работе, показывают, что в вооруженных силах наиболее развитых стран, в частности в США, как страны с наиболее развитой инфраструктурой создания военных компьютерных игр, применение этих игр в процессе боевой подготовки своих войск поставлено на широком государственном уровне. Сейчас в этих странах происходит целенаправленный планомерный процесс создания сложных военных компьютерных игр, удовлетворяющих самым современным взглядам компьютерной индустрии. Затрачивается огромное количество сил и средств на разработку, совершенствование, рекламу и распространение специализированных локальных (однопользовательских) и глобальных (многопользовательских) компьютерных игр и аппаратных средств. В связи с этим Вооруженные силы США до 2010 года инвестируют более $50 млн. в разработку собственных военных компьютерных игр. Более того, армия не собирается конкурировать с коммерческими разработчиками игр, а всецело будет перенимать передовой опыт мировых разработчиков. Помимо $50 млн. у Вооруженных сил США есть дополнительный бюджет на покупку соответствующего оборудования для видеоигр, которое будет установлено уже в феврале-марте этого года. [33]
В настоящее время военные игры ряда АИГ по многим показателям превосходят свои «гражданские» аналоги, и очевидно в скором будущем пройдут времена, когда путем доработок и усовершенствований обычная компьютерная игра становилась полноправной военной. Уже сейчас, наиболее удачные военные компьютерные игры с успехом внедряются в гражданский сектор ИТ-индустрии государств-производителей.
Как было сказано, по мнению многих аналитиков, качество подготовленности военнослужащих, обучаемых посредством современных средств компьютерных технологий с использованием интересных и поучительных военных компьютерных игр, на порядок выше подготовленности военнослужащих, в процессе боевой подготовки которых указанные средства не использовались. Это утверждение сложно опровергнуть, учитывая весь вышеизложенный материал.
Что же касается отечественной сферы создания и применения военных компьютерных игр, безусловно, налицо явное отставание российских и тем более, белорусских производителей. В военном секторе дело обстоит намного хуже и никакому сравнению не подлежит. Однако, учитывая тот факт, что вооруженные силы развиваются в жестких условиях недостаточности финансирования со стороны государства, и, принимая в сведение те мероприятия, о которых указывалось выше, можно предположить что со временем отечественная компьютерная индустрия в комплексе с научно-исследовательскими структурами вооруженных сил вполне способна первоначально доработать обычные компьютерные игры под военные потребности, а вскоре и вовсе, создавать современные полномасштабные военные компьютерные игры в целях более качественной боевой подготовки войск с учетом всех современных требований к разрабатываемым компьютерным продуктам.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что боевая подготовка с применением военных компьютерных игр в ВС АИГ, в частности ВС США, качественно лучше, чем в ВС РФ и ВС РБ
Заключение
Таким образом, при рассмотрении изучаемых вопросов данного обзора были последовательно подвергнуты анализу предпосылки возникновения, этапы развития военных компьютерных игр, применяемых в боевой подготовке вооруженных сил ряда государств на современном этапе. В результате чего была проведена сравнительная оценка состояния боевой подготовки вооруженных сил различных государств с применением военных компьютерных игр.
Список использованных источников
1.stra.teg.ru/library/game/0— Компьютерные игры ныне широко используются в вооруженных силах США
2.– Военные США зовут на службу через компьютерные игры__18.05.2006 г.
3.file://localhost/izvestia.ru/news157588– Пентагон берет на вооружение компьютерные игры__14.12.2007 г.
4. file://localhost/probuem.ru/14682– Армия создала студию компьютерных игр
5.file://localhost/psyfactor.org/psywar39.htm– Видеоигры в информационной и психологической борьбе__ЗВО №2, 2005 г.
6.file://localhost/russiansanfran.com/341528– Американским геймерам расскажут о службе в вооруженных силах_13.04.2007 г.–PAGE_BREAK–
7.file://localhost/tebyan.net/83190.html.-Компьютерные игры: вред и польза
8.file://localhost/vpk-news.ru/article.asp-Бои в виртуальной реальности. Компьютерные тренажеры могут поднять на новый уровень качество боевой подготовки, В. Шенк, 26.03–01.03.2008 г., ВПК №12 (228)
9.file://localhost/lenta.ru/noname.htm-Игры новых спартанцев. Западные армии используют компьютерные игры для обучения солдат.
10.clickz.com/showPage.html? page=3623910– Американская армия запускает интерактивную кампанию для привлечения новобранцев__15.01.2007 г.
11.www.newizv.ru/news/2008–08–29/96928/-Игры разума__29.08.2007 г.
12.www.newizv.ru/news/2008–08–29/969458/-Компьютерные фрики будут служить в корейской армии__22.03.2006 г.
13.www.newizv.ru/news/2008–08–29/969328/-Пентагон заманивает американцев в армию с помощью компьютерной игры
14.www.newizv.ru/news/2008–08–29/969328/-Появилась компьютерная игра на тему палестинской интифады__04.06.2002 г.
15. Развитие систем компьютерного моделирования в вооружённых силах США-Резяпов Н.__ЗВО №6 2007 с 17–23
16.file://localhost/article4603.htm– Виртуальные бои не за горами
17.E-mail: [email protected]– Развитие моделирования процессов управления в армиии использование новых средств обучения в учебных целях
(доклад в Софии на международной конференции)
18.file://localhost/forextimes.ru -Западные армии используют компьютерные игры для обучения солдат__16.02.2006
19.www.sciencer.ru/ – Новости с войны в Ираке стали компьютерной игрой
20.inforos.ru/ – Виртуальный «Вектор» для Ирака__30.05.2008 г.
21.www.compulenta.ru/-Британских солдат тренируют [с помощью игры Half-Life]__21.07.2002 г.
22.www.compulenta.ru/-Компьютерные игры станут частью боевой
подготовки в корейской армии__07.01.2009 г.
23. http:/[email protected]? subject=Info % 20to % 20TrainTech % 20site– Современные тренажерные технологии
24.http:/news.playground.ru – Армейское игровое подразделение в США__17.12.2007 г.
25.lenta.ru/internet/2002/07/03/army/– В армию США будут завлекать гибридом Quake и Sims
26. www.rbcdaily.ru – Армия США создаст подразделение по выпуску игр
27.www.Lenta. Ru– Южная Корея призывает в армию геймеров
28.science.compulenta.ru– Армия Америки забросила в игру настоящих солдат_27.12.2005 г.
29.www.rbcdaily.ru– Компьютерные игры помогают военным совершенствовать технику и тренировать бойцов
30.science.compulenta.ru– Raytheon планирует использовать игровые технологии для управления беспилотными самолетами
31.file://localhost/google.com/08_027.htm– Подготовкой военнослужащих США к операциям в «горячих точках» займется индустрия развлечений__08.07.2002 г.
32.www.ug.ru/issue/? action=topic&toid=11953– Видеокультура: игра всерьез
33.www.utro.ru/articles/2008/11/26/783553.shtml– Солдат научат воевать по видеоиграм__26.11.2008 г.
34.file://localhost/arms-еxpo.ru/055057052124049052048053.html– «Школе генералов российских – 175 лет»
35.file://localhost/businesspress.ru/article_mId_40_aId_32761.html– Пересмотрена методика отработки учебных дисциплин.
36.file://localhost/fcenter.ru/05– America’s Army ставитрекорды__05.02.2009 г.
37.file://localhost/infomedia.mam.by/Makarevich.htm– К вопросу о научных основаниях критики компьютерных игр
38.http:/news.tut.by\51957.html– Первый Республиканский центр подготовки виртуальных военных специалистов будет создан в нашей стране_13.04.2005 г.
39.http:/palm.newsru.com\igry.html – В Академии Генштаба открылся центр военных игр__17.04.2003 г.
40.file://localhost/titus.kz/noname.htm– Компьютерные военные тренажеры
41.file://localhost/gamenews.php-Локализованная стратегия TomClancy’sEndWarувидит свет 6 марта 2009 г.
42. Вечерний выпуск новостей на ОНТ, выпуск от 11.03.2009 г. Ссылки (links):
/businesspress.ru/article_mId_40_aId_32761.html/fcenter.ru/05/titus.kz/noname.htm