МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Казанскийфилиал
КУРСОВАЯРАБОТА
попредмету: «Новейшаяистория зарубежныхстран»
натему:
«Военныйпереворот вТурции в 1960 г.»
Выполнила:
студентка5 курса з/о
Группа432
ХамидуллинаГ.Р.
Научныйруководитель:
к.и.н.Харисов Л.А.
Казань– 2005
Содержание
Введение
Глава1. Внутренняяполитика Турциив конце 50-х гг.ХХ века
1.1.Социально-экономическоеположение
1.2.Внешнеполитическийкурс
1.3.Рабочее движение
Глава2. Последствиявоенного переворотав Турции
2.1.ДеятельностьКомитетанациональногоединства
2.2.Политическаяжизнь страны
Заключение
Литература
Введение
Актуальностьпроблемы.В настоящеевремя актуальнойпроблемойявляется вопросвхожденияТурции в Европейскийсоюз. Турциядобиваласьэтого более40 лет.опПослеВторой мировойвойны началасьстремительнаяпрактическая«вестернизация»Турции. Тольков 1947 году на Турциювместе с Грециейбыло распространенодействие доктриныТрумена, Турциястала членомМВФ и МБРР изаключилавоенное соглашениес СоединеннымиШтатами. В 1949 годувступает вЕвропейскийсовет, в 1952 годустановитсяполноправнымчленом НАТО.Совместно сВеликобританиейи Грецией в1959 году Турциядоговариваетсяо созданииРеспубликиКипр. В сентябреэтого же годаона обратиласьЕвропейскоеэкономическоесообществос заявлениемо членстве вэтой организации.
Триумфальноешествие Турциипо пути в Европубыло прервановоенным переворотом27 мая 1960 года. Переворотсопровождалсярезким ограничениемдемократическихправ и свобод, масштабнымирепрессиями.В том числе, казнью рядавысших руководителейстраны, включаяпремьер-министраМендереса.Рассмотрениевопроса о членствеТурции в ЕЭСбыло отложено, и лишь в 1963 годуона сталаассоциированнымчленом Сообщества.Соглашениеоб этом былодополнено в1970 году протоколом, что в совокупностисоставилоправовую основуторгово-экономическихотношенийТурции с ЕЭС.
Степеньразработанностипроблемы: данная проблемаав тех или иныхаспектахрассматриваласьв работах такихспециалистовкак АликбековИ.В., ВдовиченкоД.И., ГасратянМ.А., ГеоргянЭ.А., ГусейновА.А., ДаниловВ.И., КиласовР.К., Киреев Н.Г., Корниенко Р.П., Лурье С.А., МоисеевП.П., НовичевА.Д., РозалиевЮ.Н., ХолматовА.Х., Шлыков В.И.и др.
Цельюданной работыявляется изучениепричин и следствиявоенного переворотав Турции в 1960 г.Для этого необходиморешить следующиезадачи:
рассмотреть внутреннюю политику Турции в конце 50-х гг.
проанализировать социально-экономическое положение;
изучить отношения Турции с другими странами;
рассмотреть рабочее движение в Турции;
охарактеризовать работу Комитета национального единства;
рассмотреть последствия военного переворота.
Глава1. Внутренняяполитика Турциив конце 50-х гг.ХХ века
1.1.Социально-экономическоеположение
Накопившеесяк началу 50-х годовнедовольствополитикойНародно-республиканскойпартии (НРП), стоявшей увласти в течение27 лет, искусноиспользовалаоппозиционнаяДемократическаяпартия (ДП). Навыборах в меджлис14 мая 1950 г. она одержалавнушительнуюпобеду и получила408 депутатскихмандатов из487. Новый меджлисизбрал президентомреспубликипредседателяДП ДжеляляБаяра. В составправительства, сформированногокрупным помещикомАднаном Мендересом, вошли наиболеевидные членыДП, придерживавшиесякрайне реакционныхвзглядов.
ДПявлялась партиейпомещиков икрупной буржуазии, тесно связаннойс иностраннымкапиталом.Поэтому программаправительстваДП предусматриваласозданиенаиболееблагоприятныхусловий длячастного капитала, широкое использованиеиностранныхкапиталовложенийи ограничениеполитикигосударственногопредпринимательства1.
Вэтот периодэкономическоеположениестраны былоочень тяжелым.Будучи сельскохозяйственнойстраной, Турциятем не менеене могла обеспечитьсебя собственнымхлебом и былавынужденаимпортироватьего из другихстран. Усиливалсяпроцесс обнищания крестьянских масс.
Главнымтормозом напути развитиясельскохозяйственногопроизводстваявлялосьсосредоточениев руках крупныхпомещиков большей частипахотных земель.В арендныхотношенияхпреобладаласредневековаяиздольщина.Натуральнаяарендная платасоставлялаот 25 до 75% урожая.
Поданным сельскохозяйственнойпереписи 1952 г., в стране насчитывалось2 930 тыс. сельскиххозяйств. Изних 489 тыс. вовсене имели земли,1 507 тыс. хозяйстввладели участкамиот 0,1 до 5 га, а 530 тыс.— от 5 до 10 га. Такимобразом, на 86%хозяйств приходилосьвсего лишь 28%обрабатываемойземельнойплощади. 72% обрабатываемойземельнойплощади принадлежалопомещикам икулакам, составлявшимлишь 14% от общегочисла хозяйств.Правительстворезко увеличилоимпорт сельскохозяйственныхмашин, в томчисле тракторови комбайнов, начало вкладыватьзначительныесредства вразвитиесельскохозяйственногопроизводства.В результатесоздания крупныхкапиталистическиххозяйств ипримененияи них машинрасширилисьпосевные площадии увеличилсяваловой сборхлеба и техническихкультур. Применяласьсистема государственныхзакупок хлебау помещичьихи кулацкиххозяйств погарантированнымценам2.
Чтобыуменьшитьостроту социальныхпротиворечийв деревне, правительствоДП распределялосреди крестьянгосударственныеземли на условияхвыкупа. И течение1950—1960 гг. несколькотысяч семействбыли наделенынебольшимиучастками пахотной земли.
Однакополитикакапитализациисельскогохозяйства необеспечилабольшого подъемав этой областии не разрешилапродовольственнойпроблемы. Онаприцела кпауперизациизначительныхслоев трудовогокрестьянства, сгону крестьян-арендаторовс земли и увеличениюармии безработных.
Вразвитии национальнойпромышленностиТурции большуюроль игралгосударственныйкапитализм.Но после приходак власти ДП былвзят курс на«либерализацию»экономики иотказ от развитиягосударственногопредпринимательства.Для кредитованиячастного секторабыл создан Банкпромышленногоразвития сучастиеминостранногокапитала. В1954 г. меджлиспринял законо поощрениииностранныхинвестиций, по которомубез ограниченияразрешалсявывоз капиталаи прибылей ипредоставляласьгарантия наслучай обесценениятурецкой лиры. За годы правленияДП иностранныемонополиивложили в турецкуюпромышленностьсвыше 84 млн.турецких лир.Они участвовалив смешанныхобществах сгосударственными частным турецкимкапиталом.Однако иностранныекапиталисты, как и турецкие, предпочиталивкладыватьсвои капиталыв отрасли легкойпромышленности, жилищноестроительство, где капиталоборачивалсябыстрее и приносилбольшую прибыль, чем в отрасляхтяжелой промышленности.
Несмотряна рост удельноговеса частногосектора в общемпромышленномпроизводстве(в I960 г. он составлялоколо 51%), государственныйсектор нанималзаметное местов экономическомразвитии страны.Он охватывалпочти игопредприятиятяжелой промышленности, воздушный ижелезнодорожныйтранспорт, средства связии т. д. Политикаограничениягосударственногопредпринимательства, проводившаясяДН, не имелауспеха. Нежеланиекапиталистомвкладыватьсноп капиталыв тяжелуюпромышленностьвынуждалоправительствостроить заводына счет государственныхсредств. Государственныеинвестициив промышленностьи 1950-1960 гг. составили14 млрд. лир, т. о.53% всех капиталовложений3.
Вопрекипрежнемутрадиционномукемалистскомукурсу правительствоДМ насаждалорелигиозныйфанатизм, прикрываяего фальшивымлозунгомсвободомыслияи вероисповедания.
Используярелигию в целяхукреплениясвоей власти,
ДПполучила широкуюподдержку состороны духовенстваи отсталыхкрестьянскихмасс. Чтобыусилить рольислама вобщественно-политическойжизни страны, правительствов 1952 г. ввело егопреподаваниев начальнойи средней школе.
Дляподготовкидуховных лицбыли организованыкурсы, институтыислама и богословскийфакультет приАнкарскомуниверситете.За 10 лет в странебыло построеносвыше 8 тыс. мечетей, в то время какв 17 тыс. деревень(из 40 тыс.) не имелосьшкол. По даннымООН на I960 г., 68% населениястраны былонеграмотно.Турецкие школыиспытывалиострый недостатокв преподавательскихкадрах и школьныхзданиях.
1.2.Внешнеполитическийкурс
Впериод правленияДП усилиласьзависимостьвнешней политикиТурции от другихгосударств, в первую очередьот США. В июне1950 г. правительствоМендереса безведома и согласиимеджлиса принялорешение оботправке иКорею турецкойбригады и помощьамериканскимвойскам. Бригадабыла почтиполностьюуничтоженав ноябре 1950 г., нотурецкоеправительствопродолжалосистематическиобновлять еесостав. ВсегоТурция направилав Корею более20 тыс. солдат.
Осенью1951 г. США, Англия, Франция и Турциявыступили спланом создания«средневосточногокомандования», направленнымпротив странсоциалистическогосодружестваи национально-освободительногодвижения пародовЮго-ЗападнойАзии
18февраля 1952 г.турецкий меджлисодобрил решениеправительствао вступленииТурции в НАТО.Вслед за этимтурецкие правителиактивно взялисьза организацию агрессивного Багдадскогопакта4.
Турциявместе с Англией, Францией иИзраилем выступилапротив национализацииЕгиптом в июле1950 г. Всеобщейкомпании Суэцкогоморского каналаи сочувственноотнеслась ктройственнойагрессии этихгосударствпротив Египта, В 1958 г. при активномучастии Турциибыл организованимпериалистическийзаговор прогниСирии. Летом1958 г. Турция оказалапомощь СИГАи Англии ворганизацииинтервенциипротив Ливанаи Иордании. Дляпереброскисвоих войскиз ЗападнойГермании вБейрут СШАиспользовалитурецкуювоенно-воздушнуюбазу Инджирлик(Адана). С этойже базы поднялсяамериканскийшпионскийсамолет У-2, сбитый1 мая 1960 г. в районеСвердловскасоветскимиракетчиками.
Вмарте 1959 г. междуСША и Турциейбыло заключеновоенное соглашение, а в октябретого же года— соглашениео размещениина территорииТурции ракетныхбаз НАТО. Строительствовоенных базблиз границСоветскогоСоюза, Болгариии арабскихстран являлосьугрозой безопасностине только указанныхстран, но и самойТурции5.
Одновременносо строительствомна территорииТурции военно-воздушныхи военно-морскихбаз, стратегическихшоссейных дорогпроисходилоперевооружениетурецкой армииамериканскойвоенной техникой.В 1959 г. турецкоеправительствапередало враспоряжениештаба сухопутныхсил НАТО вюго-восточнойзоне Европы12 дивизий, насчитывавшихоколо 200 тыс.солдат. Обучениеи переподготовкаофицерскогосостава турецкойармии проводилисьпод руководствомамериканскихвоенных специалистов.Внешняя политикаправительстваДП привела кухудшениюотношений междуСоветскимСоюзом и Турцией.
1.3. Рабочеедвижение
Большиерасходы намилитаризациюстраны тяжелымбременем ложилисьна плечи турецкихналогоплательщиков.В период правленияДП среднегодовойрост налоговсоставил 26% К1960 г. внешний долггосударствадостиг 12 млрд.лир, а внутренний— 7 млрд. лир. Нарядус увеличениемвнешнего ивнутреннегодолга происходилрост дефицитавнешней торговлии платежногобаланса. ПоПарижскомусоглашению1959 г. Турция обязаласьв течение 12 летуплатить своимкредиторами счет задолженности440 млн. долл., несчитая процентов.По подсчетамтурецких экономистов, чтобы покрытьзадолженность, Турции понадобилосьбы 120 лет.
Турецкиепрофсоюзынаходилисьпод строгимконтролемминистерстватруда и не имелиправа вступатьв связь с международнымирабочимиорганизациями.Тем не менеерабочее движениев Турции усиливалось.К началу 1960 г.общее числорабочих в Турциидостигло 2 млн.Из них около400 тыс. являлисьчленами профсоюзов.В течение 1950 —1960гг. происходилизабастовкирабочих Анкары, Стамбула, Измира, Мерсина, Искендеронаи других городов.Бастующиетребовалиулучшенияусловий жизни, введения социальногострахования, снижения налогов, отмены штрафов, издания новогозакона о трудеи созданиянезависимыхот правительствапрофсоюзов.Несмотря нарепрессии, рабочие металлургическогокомбинатаКарабюка, текстильщикиКайсери, табачникиСтамбула требовалив 1950—1952 гг. выводатурецких войскиз Кореи. Вомногих городахраспространялисьлистовки, призывавшиетрудящиесямассы организоватьвсенародныйфронт борьбыпротив вступленияТурции (в 1952 г.) вСевероатлантическийблок. В Измиресостояласьмноготысячнаядемонстрациярабочих, которыетребовалиизгнать изстраны американцев.В 1957 г. во времявнеочередныхвыборов в парламентпрофсоюзполиграфистоввыдвинул 15экономическихи политическихтребований, направленныхна радикальное улучшениеусловий жизнии труда рабочих6.
Подвоздействиемрабочего движениятурецкоеправительствобыло вынужденопринять законыоб установленииминимума заработнойплаты, о ежегодныхоплачиваемыхотпусках, атакже решениео привлечениик ответственностипредпринимателей, нарушающих законы о труде.
В1950—1953 гг. по многимвилайетам(областям) страныпрокатиласьволна крестьянскихвыступлений.Крестьянезахватывалии распахивалипомещичьиземли, защищаясвои права соружием в руках.В ряде районовпроизошликровавые столкновениякрестьян скарательнымиотрядами. Особеннокрупные крестьянскиевыступлениябыли отмеченыв вилайетахАнкары, Карса, Аданы, Денизлии Бурсы. Имелиместо тысячислучаев угонапомещичьегоскота, отказаот уплаты налогов.Крестьянскиевыступления, носившие стихийныйхарактер, былижестоко подавленывластями. Посообщениямтурецких газет, в 1951 — 1953 гг. в тюрьмахТурции томилисьдесятки тысячкрестьян, обвинявшихсяв нарушенииправа частнойсобственности.Резко отрицательноеотношениевызвала политикаДП, направленнаяна подавлениедемократическихвыступленийсредних слоев, интеллигенциии студенчества.Малейшее проявлениенедовольствадействиямиправительстварассматривалоськак результат«пропагандыкоммунистов».В 1951 г. правительствозакрыло Обществосторонниковмира, потребовавшеенемедленноотменить решениеоб отправкетурецких солдатв Корею. Властибросили в тюрьму22 человека изчисла руководителейОбщества, обвинивих в «распространениикоммунизма», и закрыли газетуОбщества «Барыш»(«Мир»)7.
Одновременномеджлис внесв статьи 141 —142уголовногокодекса положения, предусматривавшиесмертную казньдля руководителейкоммунистическихорганизацийстраны, включивв их число иОбщество сторонниковмира. Меджлиспринял такжезакон, запрещавшийпрофессорами преподавателямуниверситетовзаниматьсяполитическойдеятельностью, выступать ипубликоватьстатьи наполитическиетемы в прессе.
Подвергались гонениям национальныеменьшинства. ДП началарелигиознуюкампанию, направленнуюпротив инаковерующих.
1- 7 сентября 1955 г.правительствоМендересаорганизовалопогромы в Стамбулеи Измире, врезультатекоторых былоразграбленои разрушеномного домов, магазинов, мастерских, школ, принадлежавшихгрекам, армянами евреям.
Вусловиях нарастающегонедовольства, пытаясь предотвратитькрах своегорежима, ДП всталана путь массовыхрепрессий.Аресты производилисьсреди всехслоев населения.18 апреля 1900 г. была создана парламентская комиссия по расследованию«подрывной деятельности»ПРИ. Комиссияприняла решениезапретить натри месяцапроведениесобраний исъездов оппозиционныхпартий и публикацию в газетах любой политической информации.
Борьбамежду ДП и ПРИза властьобострилась.В межпартийнуюборьбу включилисьстуденты, примыкавшиек оппозициии выступавшиепротив деспотическихметодов правления ДП.
27апреля 1960 г. студентыСтамбульскогоуниверситетапровели митинги знак протеста против массовых репрессий. Наследующий деньсостояласьмноготысячнаядемонстрацияс участиемстудентов всехфакультетов.Порлиция пустилав ход слезоточивыегазы и открылаогонь по демонстрантам.В результатестолкновениябыли убитыеи раненые.
Расстрелмирной демонстрациив Стамбулевызвал всеобщеевозмущение.Со всех концовстраны поступалимногочисленныетелеграммыс требованиемпривлечь ксудебнойответственностивиновниковрасправы осстудентами.Студенты Анкарскогоуниверситетав знак солидарностисо студентамиСтамбульскогоуниверситета29 апреля проведенмитинг на площадиКызылай у памятникаАтаюрку. Студенческиедемонстрациисостоялисьтакже другихгородах8.
ПравительствоМендересаобъявило вСтамбуле иАнкаре военноеположение, запретилособрания, демонстрации, а также публикациюв печати каких-либосообщений опроисходящихсобытиях. 21 мая1960 г. курсантывоенного училищав Анкаре устроилидемонстрациюв знак солидарностисо студентами.Среди молодыхофицеров задолгодо студенческихдемонстрацийбыл организованТайный комитет, поставившийсвоей задачейсвержениеправительствоМендереса.Начавшаясячистка в армииускорила события.На рассвете27 мая по приказуТайного комитетачасти Анкарскогои Стамбульскогогарнизоназаняли правительственныездания, арестовалиминистров ируководителейДП. Режим Баяра-Мендересарухнул. В результатегосударственногопереворота27 мая к властипришел Комитетнациональногоединства воглаве с генераломДжемалем Гюрселем.
–PAGE_BREAK–
Глава2. Последствиявоенного переворотав Турции
2.1. ДеятельностьКомитетанациональногоединства
Комитетнациональногоединства, взявшийвласть в Турциив результатегосударственногопереворота27 мая I960 г., распустилмеджлис (парламент), упразднилконституциюи объявил внезакона Демократическуюпартию (ДП), конфисковавпартийныесредства впользу государства.РуководителиДП и правительства, видные депутаты, высшие должностныелица (около 600человек) воглаве с президентомДжелялем Баяром и премьер-министром Аднаном Мендересом были арестованы.
28мая 1960 г. былосформированоВременноеправительствопод председательствомгенерала ДжемаляГюрселя, которыйв 1958 —1960 гг. занималпост командующегосухопутнымивойсками, азатем в знакпротеста противиспользованияармии для подавления студенческих демонстраций ушел в отставку.
Программанового правительствапредусматривалаотмену антидемократическихзаконов, восстановлениедемократиии правопорядка, оздоровлениефинансов, подготовкуновой конституциии новых законов.Для того, чтобывывести странуиз тяжелогофинансовогокризиса, правительствовыпустиловнутреннийзаем «свободыи стабилизации»на 500 млн. лир иновые денежныезнаки на сумму700 млн. лир.
Былиизданы новыезаконы о подоходном, поземельномналогах, а такжео налоге настроения, которыеликвидировалисуществовавшиеналоговыельготы дляпомещиков, промышленникови импортно-экспортныхторговых объединений.Но эти законыне облегчилиположениетрудящихсямасс, которыепо-прежнемунесли основнуютяжесть налоговогообложения. Ктому же простоеувеличениеналоговыхпоступленийот населения, промышленностии торговли непокрывалоколоссальногобюджетногодефицита, которыйбыл вызваногромнымивоенными расходами, связаннымис участиемТурции в НАТОи СЕНТО, а такженеобходимостьювыплаты взносовна погашениевнешнегогосударственногодолга, достигшегок 1960 г. 5 млрд. лир9.
Валютно-финансовыйкризис и обесценениетурецкой лирыпривели к снижениюделовой активностичастных игосударственныхпредприятийи резко ухудшилиэкономическоеположениестраны. На почвеэкономическихтрудностейи неудовлетворенностинародных масссоциально-экономическимимероприятиямиправительстваобострилисьразногласиясреди членовКомитетанациональногоединства.
Спервых же днейработы комитетавыявилисьразличные точкизрения по вопросуо путях социально-экономическогоразвития страны.Радикальнонастроенныеофицеры, представлявшиеинтересы среднихслоев городаи деревни, считалинеобходимымпрежде всегопровести неотложныереформы в областисоциально-экономическихи земельныхотношений, государственногоустройства, образованияи культурыв интересахнарода. Онивыступали зато, чтобы освободитьстрану от опекиСША и превратитьее в независимуюдемократическуюреспублику, опирающуюсяна национальныесилы и ресурсы.Генералы ивысшие офицеры, придерживавшиесяумеренных иликонсервативныхвзглядов, высказывалисьпротив пересмотраоснов внутреннейи внешней политикиТурции. Онипредлагалипосле парламентскихвыборов передатьвласть гражданскомуправительству, которое бы иосуществилореформы в целяхразвития экономикии культуры. Вноябре 1960 г. 14радикальнонастроенныхофицеров былиисключены изсостава Комитетанациональногоединства, а наих место назначеныофицеры, поддерживавшиеумереннуюполитикуправительства.Отстранив отвласти фактическихорганизаторовпереворота, Комитет национальногоединства воглаве с Гюрселемзавоевал насвою сторонусимпатии буржуазии, помещиков иих политическихпартий, стремившихсявзять государственную власть в свои руки.
6января 1961 г. открылосьУчредительноесобрание. Егодеятельностьограничиласьподготовкойи принятием27 мая того жегода конституциии нового избирательногозакона. В основуновой конституции, которая вступилав силу послереферендума9 июля, был положенпринцип защитынеприкосновенностибуржуазногогосударственногостроя и капиталистическойчастной собственности.Вместе с темона впервыев истории Турциипредоставиланекоторыесоциальныеи экономическиеправа трудящимся: право создаватьбез предварительногополученияразрешенияу властейполитическиепартии и профсоюзы, право на ежегодныеоплачиваемыеотпуска. КонституцияпровозглашалаТурцию «национальным, демократическим, светским исоциально-правовымгосударством».Выборы в Великоенациональноесобрание, состоящееиз двух палат— национальной(450 депутатов)и сената (150 сенаторов), объявлялисьсвободными, равными, всеобщимии прямыми (преждеони были двухстепенными)10.
Всоответствиис решениемВерховноготрибунала 15сентября 1961 г.бывшие премьер-министрАднан Мендерес, министр иностранныхдел Фатин Зорлу, министр финансовХасан Полатканбыли казнены;461 человекаприговорилик различнымсрокам тюремногозаключения15 октября 1961 г.состоялисьвыборы в национальнуюпалату и сенат.В выборахучаствовалиНародно-республиканскаяпартия (НРП), защищавшаяинтересы национальнойбуржуазии, мелких и среднихпомещиков, зажиточныхкрестьян, мелкихторговцев итрудовойинтеллигенции; созданная в1961 г. Партиясправедливости(ПС) — выразительницаинтересовкрупной буржуазиии помещиков, которая заимствовалаосновные положенияпрограммыраспущеннойДемократическойпартии (многиебывшие членыДП вошли в составПартии справедливости); Буржуазнаяпартия новойТурции, а такжеряд мелкихпартий.
Ниодна из партий, выставившихсвоих кандидатовв депутаты, неполучиладостаточногоколичествамандатов дляобразованияоднопартийногокабинета. Вследствиеэтого возниклитрудности сформированиемправительстваи избраниемВеликим национальнымсобраниемпрезидентареспублики.Лишь под давлениемКомитетанациональногоединствапрезидентомбыл избрангенерал Гюрсель.После итогоКомитет принялрешение осамороспуске.Однако военные, образовав Советнациональнойбезопасности, оставили засобой правов случае необходимостивмешиватьсяв государственныедела11.
Вноябри 1961 г.Народно-республиканскаяпартия и Партиясправедливостисформировалина паритетныхначалах коалиционноеправительствово главе с лидеромНРП ИсметомИнёню. Из-засерьезныхразногласийпо вопросамвнутреннейполитики коалиционноеправительствооказалосьнеспособнымвывести странуиз тяжелогоэкономическогокризиса. Партиясправедливоститребовала«либерализации»экономики, ограничениякапиталовложенийв государственныйсектор и поощрениячастных и иностранныхинвестиций.Она выступалатакже противаграрной реформыи стояла заподдержкукрупных капиталистическиххозяйств.
Депутатыэтой партиивсячески тормозилиработу правительства.Они настаивалина принятиизакона об амнистиидля всех осужденныхруководителейДП. В этих условияхкурсанты Анкарскоговоенного училища, активные участникипереворота27 мая 1900 г., считая, что новый режимсвернул Турциюс пути КемаляАтатюрка, вфеврале 1902 г.попыталисьустроить новыйпереворот, нопотерпелинеудачу. Втораяпопытка переворота, предпринятаятой же группойофицеров в мае1963 г., также былаподавлена.Руководителиэтого выступлениябыли казнены, многие участникиприговоренык различнымсрокам тюремногозаключения.
Борьбаполитическихпартий за властьмешала нормальнойработе правительства.На протяжениитрех лет ИсметИнёню, за спинойкоторого стоялаармия, триждыформировалкоалиционныйкабинет.
В1962 г. удалосьобразоватьГосударственную
плановуюкомиссию иутвердитьпервый пятилетнийплан экономическогоразвития на1963 —1967 гг., что имелоположительноезначение дляразвития экономики.
Всентябре 1963 г.Турция вступилав «Общий рынок»в качествеассоциированного(фактическинеравноправного)члена. Но надеждына смягчениеэкономическихтрудностейв результатеприсоединенияк ЕЭС не оправдались.
Вфеврале 1905 г.третье коалиционноеправительствоИсмета Инёнюподало в отставку, так и не выполнивсвоей программыпроведенияаграрной, налоговойи административнойреформы в областипросвещенияи культуры.Четвертоекоалиционноеправительствовозглавил«независимый»сенатор СуатХайри Ургюплю; его задачейявлялась подготовкаи проведениеочередныхвыборов в парламент, которые и состоялись10 октября 1965 г.12
Навыборах победуодержала Партиясправедливости.Она обеспечиласебе голосакрестьян, пообещавподнять закупочныецены на зерно, широко использовалаподдержкудуховенства, кулачестваи верхушкикурдских племен.
Впервыев истории страныв парламентскихвыборах 1965 г.участвоваласо своей программойРабочая партияТурции (РПТ), созданная вфеврале 1961 г.прогрессивнымидеятелямипрофсоюзов; она получила15 депутатскихмест. В течениепяти лет (дозапрещенияРПТ) депутатыэтой партиис трибуны парламентазащищали интересырабочего класса, средних слоеви разоблачалиантинародную политику правыхпартий.
Вмарте 1966 г. ввидуболезни президентаГюрселя новымпрезидентомбыл избранначальникГенеральногоштаба ДжевдетСунай, ревностныйсторонникориентации на военныйсоюз с США исотрудничествос НАТО. Сформированноелидером ПартиисправедливостиСулейманомДемирелем воктябре 1965 г.однопартийноеправительствосделало упорна развитиечастной инициативыи привлечениев страну иностранногокапитала. Второйпятилетнийплан (1968—1972 гг.)предусматривалуменьшениедоли государственныхкапиталовложенийв экономикуи увеличениев инвестицияхдоли частногосектора и иностранных монополий13.
Вобласти сельскогохозяйстваправительствоПС взяло курсна постепенноепревращениепомещиков вкапиталистическихфермеров —владельцевкрупных механизированныххозяйств, которыемогли бы обеспечитьстрану товарнымхлебом, продуктамиживотноводстваи сырьем дляпромышленности.Правительствоподдерживалокулацкие изажиточныекрестьянскиехозяйствадешевыми кредитамидля закупкимашин, минеральныхудобрений ивысокоурожайныхсемян. В результатеширокого применениямашин удалосьнесколькоподнятьсельскохозяйственноепроизводство, увеличить сбортоварного зернаи продукциюживотноводства.Однако развитиекапитализмав сельскомхозяйствесопровождалосьмассовым разорениеми сгоном с земликрестьян-арендаторов.Капиталистическийпуть решенияаграрноговопроса принесмиллионамтурецких крестьяннищету и резкообострил классовуюборьбу в деревне.
Благодарянекоторомуподъему промышленногои сельскохозяйственногопроизводства, нормализациивнутреннейжизни Партиясправедливостивновь одержалапобеду папарламентскихвыборах в октябре1969 г. Чисто депутатскихмост всехоппозиционныхпартий, кромеНРП, значительносократилось.Разногласиявнутри РПТослабили ее, и она получилалишь два местав парламенте.
Впрограмменового правительстваДемиреля вновьговорилосьо мероприятияхв целях подъемапромышленностии сельскогохозяйства, ошироком привлечениииностранногокапитала. Особыйупор делалсяпа созданиесмешаннойэкономики, т.е. участиеиностранногокапитала встроительствезаводов, фабрик, эксплуатацииестественныхбогатств, созданиесовместныхимпортно-экспортныхобъединений, торговых икредитно-банковскихучреждений14.
Всмешанныхпредприятияхглавную рольиграл американскийкапитал, а сконца 60-х годови капитал ФРГ.Американскиеи западногерманскиемонополиизаняли прочныепозиции вомногих отрасляхтурецкой экономики, в частностив нефтяной, сборочной, резинотехническойпромышленности.Прогрессивно-националистическиекруги не поддерживалиполитику созданиясмешаннойэкономики. Ихпризыв к борьбеза развитиенезависимойот и иностранныхмонополийотечественнойпромышленностиполучил широкуюподдержку со стороны народных масс.
2.2. Политическаяжизнь страны
Уничтожениетоталитарногорежима в Турциив результатепереворота21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтовспособствоваливовлечениюв активнуюполитическуюжизнь различныхслоев общества.
В конце 1961 г. 150 прогрессивнонастроенныхинтеллигентовопубликовалитак называемый«Манифест150-ти», в которомбыла подвергнутакритике экономическаяполитикаправительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.
Участилисьвыступленияпрогрессивнойстуденческоймолодежи иинтеллигенции.В их среде возниклиразличныетечения легального«турецкогосоциализма».
Идейнаяборьба по проблемамсоциально-экономическогоразвития страныне привела, однако, к объединениюлевых сил.
Вобстановкеусиления борьбыза демократизациюобщественно-политическойжизни активизировалосьпрофсоюзноедвижение. Кначалу 1970 г. общаячисленностьтурецкогопролетариатапревышала 3,5млн. человек.Если в 1960 г. профсоюзыобъединяли290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс.В забастовочнойборьбе в 1970 г.приняло участиеоколо 1 млн. рабочих, в то время какза период с1963 по 1968 г.— 74 тыс.рабочих. Послесоздания в 1967г. Конфедерацииреволюционныхрабочих профсоюзовизменилсяхарактерзабастовочногодвижения. Нарядус выдвижениемэкономическихтребованийрабочие началивыступатьпротив засильяв экономикестраны американскихи западноевропейскихмонополий, занезависимуюдемократическую Турцию15.
В1969 г. в связи сусилениемвлияния прогрессивныхпрофсоюзовна рабочийкласс правительствоДемиреля опубликовалопроект новогозакона о профсоюзах, фактическиотменявшегоправо на забастовку, предоставленноезаконом 1963 г. Попризыву профсоюзных организаций стамбульскиеи измирскиерабочие объявилизабастовкупротеста. 16 июня1970 г. около 100 тыс.рабочих 113 предприятийСтамбула иИзмира вышлина демонстрации, требуя, чтобыправительствоотказалосьот пересмотразакона о профсоюзах.Конфедерациярабочих профсоюзовТурции, объединявшаябольшую частьпрофсоюзныхорганизаций стояла на позицияхсоциал-реформизма.Существовавшиев стране левыегруппы и организациидействовалиразрозненно.
Разногласияпо вопросамсоциальногоразвития Турциипривели к расколув конце 60-х годовв рядах Рабочейпартии и Федерацииреволюционноймолодежи. Возникшиелевоэкстремистскиеавантюристическиегруппы —«Народно-освободительнаяармия Турции»,«Народно-освободительныйфронт Турции»сильно ослаблялилевое движениестраны. Некотораячасть молодежипод влияниемлевацких идейстала прибегатьк террористическимдействиям. Вто же времяреакционныесилы и мусульманскиефанатики, поддерживаемыевластями, частопровоцировалибеспорядки во время митингови демонстрацийлевых сил.
ВнешняяполитикаправительстваДемиреля, каки коалиционныхправительствИсмета Инёнюи Суата Ургюплю, была направленана сохранениесоюза с США идругими государствамиЗапада. Турецкоеправительствонеоднократнодекларироваловерностьобязательствам, вытекающимиз участияТурции в блокахНАТО и СЕНТО.По численностивооруженныхсил Турциязанимала в НАТОвторое местои расходовалана военные целизначительнуючасть государственногобюджета. В сухопутныевойска НАТО, штаб которыхнаходился вИзмире, быловключено 12 турецкихдивизий.
НатерриторииТурции размещалисьамериканскиевоенно-воздушныебазы, радиолокационныестанции и площадкидля запускаракет, обслуживавшиесяамериканскимперсоналом.Турция активновключаласьв натовскиевоенные приготовленияна Ближнем иСреднем Востокеи регулярнопринималаучастие в маневрах НАТО16.
Подвлиянием позитивныхизменений, обозначившихсяна международнойарене в 60-х годах, в Турции усилиласьборьба противодносторонней, проамериканскойориентацииво внешнейполитике. Открылисьперспективынормализациисоветско-турецкихотношений. Виюне 1963 г. по приглашениюВерховногоСовета СССРв СоветскомСоюзе побывалапарламентскаяделегацияТурции. В январе1965 г. Турцию посетиладелегацияВерховногоСонета СССР.Состоялисьвзаимные визитыминистровиностранных дел и глав правительств.
Этивизиты содействоваливосстановлениюдобрососедских, дружественныхотношений междуСССР и Турцией.В ходе переговоровстороны заявилио своей готовностии впредь строитьи развиватьотношения междуобоими государствамина принципахполного равенства, невмешательстваво внутренниедела друг друга, взаимногоуважениянезависимости, суверенитетаи территориальнойцелостности.
Улучшениемежгосударственныхотношенийблагоприятносказалось наразвитииторгово-экономическихи научно-культурныхсвязей. В 1967 г.было подписаносоглашениео поставкахоборудования, материалови об оказанииСоветскимСоюзом помощиТурции в строительстверяда промышленныхпредприятий— алюминиевого, металлургического, нефтеперерабатывающего заводов.
ПостепенноулучшалисьотношенияТурции и с другимистранами ВосточнойЕвропы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительнорасширилисьее торгово-экономическиесвязи с этимистранами.
Заключение
Военныйпереворот вТурции ограничилсялишь передачейвласти из рукодной правящейгруппы в рукидругой. Важнопри этом то, что новые турецкиеруководителине проявилистремленияпроводить болеереалистическийкурс как вовнутренней, так и во внешнейполитике
Вянваре 1946 г. группадепутатовпарламентасоздает Демократическуюпартию (ДП). Навыборах 1950 г. этапартия одерживаетвнушительнуюпобеду. Президентомстраны становитсяДжеляль Баяр.Приход к властиДемократическойпартии и притокамериканскойпомощи согласноплану Маршаллапослужилиначалом проамериканскогопути развитияТурции. В 1952 г.Турция становитсячленом НАТОи предоставляетСША военныебазы на своейтерритории.Отказ от этатизмаи поощрениесвободногопредпринимательствапривели кэкономическомуразвитию страныи расширениюпроизводства.Однако реформыпроводилисьнепоследовательнои сопровождалисьростом внешнейзадолженности, девальвациейнациональнойвалюты и политическимирепрессиямипротив оппозиции.
Витоге 27 мая 1960 г.был совершенгосударственныйпереворот.Мендерес, бывшийпремьер-министромво временаправленияДемократическойпартии, былказнен, а самаДП запрещена.Власть перешлав руки Комитетанациональногоединства. Порешению Комитетавласть былапереданаУчредительномусобранию. Всвою очередь, Собрание принялоновую, болеелиберальнуюКонституцию.СтороникизапрещеннойДП объединилисьв новую Партиюсправедливости.Вскоре ее возглавилСулейман Демирель.Партия справедливостипод руководствомДемиреля сформировалаправительствов 1965-м и 1969 гг., однаков 1971 г. произошелеще один военныйпереворот.Вмешательствовоенных вовнутреннююполитику, приведшеек отставкеправительстваДемиреля в 1971году, а еще вбольшей степени— военный переворот1980 года, существенноосложнилиотношенияТурции с ЗападнойЕвропой. С 1961 ивплоть до приходак власти военныхв 1980 г. на политическойсцене ТурциидоминировалиНародно-республиканскаяпартия (НРП) иПартия справедливости.Обе эти партиипользовалисьпримерно равнымвлиянием, абольшинствосформированныхими правительствбыли коалиционными.
Дляобретенияполноправногочленства ЕСТурции предстоялопройти сложныйи долгий путь.
Литература
Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. — М., 1966. – С. 89-93.
Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) — М., 1967. – С. 67-78; 94-99.
Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. – М., 1965.- С. 35-48.
Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. — М., 1963. – С. 13-34.
Георгян Э.А. Турецкая Республика. Основные институты государственного строя. – М., 1975. – С. 23-27.
Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая 1960 г. М., 1968. – С. 23-34.
Киреев Н.Г. История этатизма в Турции.- М., 1991. – С. 56-63.
Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. — М., 1965. – С. 123-131.
Моисеев П.П., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // Народы Азии и Африки. — 1987.- № 2. – С. 24-28.
Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М… 1965. – С. 113-123.
Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. М., 1980. – С. 109-115.
Турция. История и современность: Сб. ст. – М., 1983.
Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. – М., 1992. – С. 13-16.
Шлыков В.И. Политическая система Турции в 60-70 гг.// Турецкая Республика в 60-70-е годы. Вопросы общего политического развития. – М., 1984. – С. 50-64.
Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). – М., 1994. – С. 134-140.