Воинская слава России

Воинская слава России

Митрополит Питирим (Нечаев)

Говоря
о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести,
воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее
заметными вехами в памяти человечества. Развитие военной техники — одно из
главных направлений технического прогресса, в литературе и искусстве война
также оказывается одной из наиболее распространенных тем. И это не случайно.
Война резко меняет жизнь человека, ставя перед ним глубокие вопросы о смысле
жизни, призывая одних к подвигу самопожертвования, других — к подвигу
сочувствия. “Война учит нас проверять нашу жизнь, ее достоинство, ее
качество, ее верность, ее правоту — поставляя ее перед необходимостью защищать
дело ее до конца… Она указывает нам путь героя и требует, чтобы этот путь
стал общим, универсальным, и этим она дает разрешение основной жизненной
проблемы”. (И.А. Ильин, “Духовный смысл войны”)

В
трагической военной тематике строится эпос каждого народа. Эпос определяет тип
национального героя. Памятники русского героического эпоса — былины— повествуют
о богатырях, защитниках русской земли. Любимый герой былин — всем известный
могучий и добродушный Илья Муромец. В русских святцах есть святой с тем же
именем, мощи его почивают в Киево-Печерской лавре. Однако среди былинных
персонажей есть еще один, который, пожалуй, в большей степени олицетворяет
народную воинскую доблесть. Это Микула Селянинович, пахарь, тесно связанный с
землей, легко несущий “тягу земную”, которую не в силах поднять
“профессиональный” воин — великан Святогор. Пахарь, ставший воином —
это символ русской воинской славы. Былины отчасти отражают подлинное устройство
армии в Древней Руси. Славяне не были воинственным народом: основу их
жизненного цикла составляла работа. В мирное время для их защиты было
достаточно княжеской дружины, насчитывавшей всего несколько сотен человек. Но в
моменты серьезной опасности по призыву князя поднималось народное ополчение.
Крестьяне оставляли привычный сельский труд и становились на защиту своей
земли.

Переход
к регулярному войску в России совершился только в петровское время. Тогда
сложилась рекрутская система военной повинности. Срок службы сперва был
пожизненным, но постепенно сократился в конце XVIII в. — до 25 лет, потом до 20
и к 1874 г. до 7 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность. Но в
основе оставался все тот же принцип: в армию, как правило, попадали не искатели
наживы, а люди, силою внешних обстоятельств вырванные из мирной трудовой жизни,
принявшие защиту Отечества как свой долг и свою судьбу. Может быть, поэтому
одной из незыблемых отличительных особенностей русского солдата оставалось его
миролюбие.

По
степени оснащенности военной техникой российская армия, как правило, отставала
от своих западных соперников. И так было не потому, что русские были неспособны
к военному искусству и созданию новых видов вооружения, но потому, что развитие
военной техники не считалось делом первой необходимости. В ряде случаев именно техническая
отсталость армии приводила к поражению России — например, в Крымскую кампанию
1853 – 1856 гг. Силу русской армии составляли, с одной стороны, боевой дух
солдат, их готовность к самопожертвованию, и, с другой — ответственность
полководца. Успешность войн, которые в разное время вела Россия, в значительной
мере определялась тем, насколько та или иная война осознавалась армией и всем
обществом как справедливая. Когда враг угрожал родной земле, воля к победе
охватывала все русское общество — эти моменты высшего национального подъема
именовались отечественными войнами: “Народная война есть совокупное
духовное напряжение всей нации, направленное к победе над тою силою, которая
стала на пути духовного роста народа” (И.А.Ильин. Духовный смысл войны).

Был
и еще один тип войн, вызывавший подъем духа во всем русском обществе: это были
войны освободительные. Так, в русско-турецкой войне 1877- 87 гг. Россия
осознавала себя защитницей Болгарии. Первая мировая война 1914 г. поначалу
ощущалась как справедливая, поскольку Россия выступила на защиту подвергшейся
нападению Сербии.

Война
обостряет религиозное чувство человека. Действительно — “в страданиях
мудреет человечество” —как писал И.А. Ильин. Даже те, кто на словах
исповедует атеизм, в минуту опасности хотя бы в глубине души обращаются к Богу.
И те, кто в Великую Отечественную шел в бой со словами “за Родину, за
Сталина”, на самом деле были совсем недалеки от христианского
мироощущения. Готовность жертвовать своей жизнью, защищая других — это именно то,
о чем говорится в Евангелии: “Нет больше той любви, если кто положит душу
свою за друзей своих” (Ин. 13, 15)

Есть
некое сходство в призвании военного и священника — не случайно и о том, и о
другом говорится, что они “служат”, в то время как другие социальные
структуры “работают”. И для священника, и для военного особенно важна
“наука жертвовать собой”. В чине крещения, в первой молитве,
приступающего к Таинству, как и монаха называют “воином Христовым”.
Христиане в целом, и особенно монахи, в каком-то смысле принадлежат к той же
категории, что и воины: это люди, отдавшие себя в подчинение ради высшей цели.

Герои
и полководцы, сочетавшие воинскую доблесть и православную веру, входят в ряд
святых подвижников Русской Православной Церкви. Это святые князья-защитники
земли русской Довмонт Псковский, Александр Невский, Димитрий Донской. Глубоким
благочестием отличался великий русский полководец А.В. Суворов, погребенный в
Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 2001 г. к лику святых был
причислен флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков, герой войны за освобождение Греции от
турецкого ига.

Военная
и духовная история Россия неразделимы. Естественно, что в минуту опасности
человек обращается к Богу, Божией Матери, святым. История России знает
множество случаев чудесного избавления по молитвам. Почитание многих списков
икон Богоматери началось именно с момента Ее помощи во время нападения врагов.
Неоднократно являла свое заступничество Владимирская икона Божией Матери.
Чествование ее совершается несколько раз в год: 21 мая (13 июня) — в память
спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.); 23 июня (6
июля) — от нашествия хана Ахмата в 1480 г.); 26 августа (8 сентября) — от
нашествия Тамерлана в 1395 г. Донская икона была принесена донскими казаками,
прибывшими на помощь Димитрию Донскому. Казанская икона Божией Матери
сопутствовала ополчению Минина и Пожарского в 1912 г., Смоленская — М.И.
Кутузову. Казанская икона была и в личном обиходе маршала Г.К. Жукова Этот
список можно продолжить.

Каменные
храмы и монастыри и чисто физически служили надежной защитой от врагов.
Известно, что новгородцы, шедшие в бой “за Святую Софию, за дом Пресвятой
Богородицы” при нападении врагов могли укрыться за ее каменными стенами.
Неоднократно набеги врагов выдерживал Псково-Печерский монастырь, окруженный
мощными крепостными стенами. Монастыри-крепости — Донской, Данилов, Симонов,
Новоспасский, Андроников и Новодевичий — полукольцом окружали Москву, защищая
ее с юга, откуда чаще всего городу грозило нападение врагов. В войну 1612 г.
длительную осаду выдержала Троице-Сергиева Лавра. Тогда же осаде подверглись и
другие монастыри, в частности — Иосифо-Волоцкий.

Характерная
особенность христианского отношения к воинской доблести может быть выражена
словами псалма: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу”
(Пс. 113, 9). Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших
чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божией милости, явленных в
даровании победы. Поэтому в Древней Руси фактически единственным способом
запечатления памяти о победе было строительство храмов или часовен. Они обычно
освящались в честь церковного праздника, в день которого совершилась та или
иная решающая битва, или в честь святого, которому особенно усердно молились и
чьей помощи приписывали победу. Так, в память о Куликовской битве, которая
произошла 8 (21) сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, супруга
святого князя Димитрия Донского, святая княгиня Евдокия, построила церковь
Рождества Богородицы в Кремле (впоследствии переименованную в церковь
Воскрешения Лазаря). В честь того же события была построена церковь Рождества
Богородицы в Старом Симонове. В ней до сих пор находятся могилы иноков-воинов
прпп. Александра (Пересвета) и Родиона (Осляби), участвовавших по благословению
преподобного игумена Сергия Радонежского в Куликовской битве и павших за
Отечество. В память Куликовской битвы установлено поминовение усопших в
Димитриевскую родительскую субботу — 40-й день после Куликовской битвы (перед
26 октября — 8 ноября — днем памяти святого Димитрия Солунского, небесного
покровителя князя Димитрия Донского).

Московский
Сретенский монастырь был поставлен в честь установления в Москве уже
упомянутого праздника Сретения иконы Божией Матери Владимирской 26 августа (8
сентября) 1395 г.. Поводом к основанию Новодевичьего монастыря с соборной
церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери (1524 г.) было возвращение
России Смоленска из польско-литовской оккупации в 1514 г. В 1555 – 1561 гг. как
памятник покорения Казанского и Астраханского ханств (1554 – 1556 гг.) был
построен собор Покрова Божией Матери на Рву, более известный как “собор
Василия Блаженного”. Донской монастырь был основан в память избавления
Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. Казанский собор на Красной
площади был построен в 20 – 30 гг. XVI в. князем Дмитрием Пожарским. В нем была
помещена главная святыня ополчения Минина и Пожарского — Казанская икона Божией
Матери. Этот храм можно рассматривать как памятник войне 1612 г. и
национально-патриотическую святыню.

В
Петербурге также есть немало храмов, если не прямо, то косвенно являющихся
памятниками российской воинской славы. Так, монастырь в честь святого
Александра Невского (впоследствии — Александро-Невская лавра) был построен, как
считалось, на том самом месте, где в 1240 г. в Невской битве святой князь
одержал победу над шведами. Во вновь построенный монастырь из Владимира были
перенесены его святые мощи. Благоверный князь Александр Невский считается
покровителем Санкт-Петербурга, поэтому в городе есть несколько храмов,
построенных в его честь. Памяти его победы над шведами посвящена также церковь
святого Александра Невского в Усть-Ижоре (1830-е гг). В ознаменование победы
русского флота в Чесменской бухте (1770 г.) в 1777 – 1780 г. построена церковь
Рождества Иоанна Предтечи, входящая в комплекс Чесменского дворца.
Петербургский Казанский собор, законченный в 1811 г., хотя и не был в
собственном смысле памятником победы в Отечественной войне 1812 г., однако
судьба его оказалась тесно связанной с этим событием. В августе 1812 г. в
соборе состоялся торжественный молебен, после которого М.И. Кутузов отправился
в действующую армию, а в 1813 г. полководец был в нем же похоронен. В соборе
хранились многочисленные военные трофеи.

В
Москве в память войны 1812 г. был воздвигнут храм Христа Спасителя (заложен в
1839, освящен в 1889 г.), а также не дошедшие до нас часовни святых Александра
Невского и Николая Чудотворца. В память Бородинского сражения вдова погибшего в
нем генерала А. А.Тучкова, М. М. Тучкова, основала Спасо-Бородинский монастырь
и, приняв монашеский постриг с именем Мария, стала его первой игуменьей.
Монастырь был утвержден в 1838 г. На Бородинском поле находятся и
многочисленные часовни-обелиски, поставленные в память погибших воинов. В XIX в.

В
30-е гг. XIX в. В Петербурге в бывшей слободе Измайловского полка, за
Фонтанкой, построен Свято-Троицкий собор, на стенах которого висели
мемориальные доски с высеченными именами погибших офицеров этого полка. В 1886
г. перед собором был воздвигнут памятник Славы в память подвигов русских солдат
в русско-турецкой войне (снесенный после революции). В Москве в 1877 – 1887 гг.
поставлена часовня-памятник героям Плевны на Новой площади. В память
освобождения славян от турецкого ига была также построена часовня Александра
Невского на нынешней Манежной площади (не дошедшая до нас). В 1903 – 1913 гг. в
Кронштадте — колыбели русского флота — как памятник “чинам морского
ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим
развитию русского флота” был построен Морской собор. Перед ним в 1913 г.
был установлен памятник адмиралу С.О. Макарову. Великолепным памятником
морякам, погибшим в русско-японской войне, был “Спас-на-водах”,
построенный в традициях владимирского зодчества XIIв. В 1922 г. он был
разрушен.

В
Петербурге в начале XX в. был создан своеобразный Суворовский музей. Основой
его стала деревянная церковь святого князя Александра Невского, построенная
Суворовым в селе Кончаковском и перевезенная в Петербург в год столетия его
кончины. Церковь была заключена в каменный футляр, а рядом выстроено помещение
музея. После революции музей был закрыт. Сам Суворов погребен в Благовещенской
церкви Александро-Невской лавры.

Музеи
боевой славы — явление в России достаточно позднее. В начале XX в. именно оно
получает распространение. К этому времени относится основание двух
замечательных музеев подобного рода: в Москве — Бородинской панорамы, а в
Севастополе — панорамы обороны Севастополя в Крымскую кампанию 1854 – 56 гг.

Памятники
выдающимся военачальникам — также сравнительно недавняя традиция, появившаяся
под влиянием Запада. Одними из первых можно считать памятник А.В. Суворову в
Петербурге (1801 г.) и памятник Минину и Пожарскому в Москве (184 – 1818 гг.).
В Советское время именно эти, лишенные религиозного содержания, традиции
получают наибольшее распространение. После Великой Отечественной войны
монументы погибшим воинам и музеи боевой славы создаются во множестве. С точки
зрения художественной ценности и смыслового наполнения далеко не все они
равноценны, но все они служили благородной цели: сохранению памяти о великом
прошлом.

Из
наиболее значительных памятников подобного рода следует назвать памятник
советскому воину-освободителю в Берлине, в Трептов-парке, созданный 1946 – 47
гг., Е.В. Вучетичем и Я. Б. Белопольским. Эти же авторы возглавили творческий
коллектив, создавший монументальный памятник-ансамбль героям Сталинградской
битвы на Мамаевом кургане (1963 – 1967 гг.). Характерно, что многие
скульптурные группы пластически повторяют веками использованные композиции
цикла оплакивания Христа.

Большой
известностью пользуется мемориал Пискаревского кладбища в Петербурге, где
установлена скульптура “Родина-Мать” арх. А.В. Васильева и Е.А.
Левинсона. На рубежах обороны Ленинграда в 1962 – 67 гг. был создан
“Зеленый пояс славы”, включающий около 60 памятников и мемориальных
ансамблей. В Москве и Московской области наиболее известны такие мемориалы как
могила Неизвестного Солдата у кремлевской стены; памятник героям-панфиловцам у
разъезда Дубосеково и др. В Бресте — музей обороны Брестской крепости и
памятник в часть освобождения Бреста (1965 г.) в Курске — Военно-исторический
музей Курской битвы; в Севастополе — мемориал на Малаховом кургане.

В
последние годы возрождается древняя традиция строительства храмов-памятников
воинской славы. Примером может служить строительство в Москве храма святого
великомученика Георгия Победоносца в честь 50-летия Победы на Поклонной горе и
возведение в 1999 –2000 г. храма в память битвы на Курской дуге. Церковью установлено
поминовение усопших в день Победы 9 мая.
Список литературы

1.
Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915

2.
Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., 1915.

3.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Лондон, 1975.

4.
Полководцы, военачальники и военные деятели России в “Военной
энциклопедии” И.Д. Сытина. тт. 1 – 2. СПб., 1995

5.
Русские святые воины. М., 2000.

6.
Трубецкой Е.Н. Война и мировая задача России. М., 1915.

7.
Христолюбивое воинство. Православные традиции русской армии. М., 1995.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/