Война в воздухе: авиация в период второй мировой войны ТБ-7. Бомбардировка Берлина

МГТУ им Баумана
Война в воздухе:
авиация в период второй мировой войны
ТБ-7
Бомбардировка Берлина
Студент
Усанов Алексей Владимирович
Группа
СМ 8-22
Москва 2005 г.
Март
Введение
Я выбрал эту тему, потому что мненравится авиация в принципе, а в данной теме можно рассказать о стратегическомбомбардировщике ТБ-7 и его возможностях на примере бомбардировки Берлина в1941г.
 
Перед самым началом войны
Сталин мог предотвратить войну.
Одним росчерком пера.
Возможностей было много. Вотодна из них.
В 1936 году в Советском Союзебыл создан тяжелый скоростной высотный бомбардировщик ТВ-7.
Выдающиеся качества ТВ-7 былидоказаны западным экспертам осенью 1941 года. Ожидалось прибытие советскойправительственной делегации во главе с В.М. Молотовым в Великобританию и США.Предполагалось, что единственно возможный его маршрут через Сибирь и Аляску. НоМолотов на ТВ-7 полетел из Москвы в Великобританию прямо над оккупированнойЕвропой. Необходимо вспомнить, кто господствовал в воздухе осенью сорокпервого, чтобы полностью оценить степень доверия советского руководства этомусамолету, Попади Молотов в лапы Гитлеру – и не избежать громкого процессагде-нибудь в Нюрнберге. И всплыли бы преступления интернационал-социализма,которые могли потрясти мир на много веков. И открылось бы, чтоинтернационал-социализм творит не меньшие злодеяния, чем его кровавый братнационал-социализм, что оба вполне достойны нюренбергской скамьи.
Но Молотов не боялся попасть наскамью подсудимых. И Сталин, отпуская Молотова, не боялся процесса над своимрежимом: Молотов летит не на чем-нибудь, а на ТБ-7! О чем же волноваться? ИТБ-7 не подвел. Он пролетел над Европой, погостил в Британии, слетал в Америкуи вернулся тем же путем, еще раз безнаказанно пролетев над германскимивладениями. В 1942 году Молотов вновь летал над Европой и вновь вернулсяневредимым. После войны советская правительственная комиссия провела анализдействий германской системы ПВО во время этих полетов Молотова. Выяснилось, чтов полосе пролета истребители на перехват не поднимались, на зенитных батареяхтревога не объявлялась, постами наблюдения ТБ-7 не регистрировался. Прощеговоря, германские средства ПВО не только не могли перехватить ТБ-7, но даже несмогли обнаружить его в своем воздушном пространстве.
Полковник (в те времена — капитан) Э.К. Пусеп, много раз водивший ТБ-7 над оккупированной Европой (нетолько с драгоценным телом Молотова), рассказывал: «Зенитка достает такуювысоту не очень-то прицельно: можно сказать, почти на излете. Истребитель тамтоже вроде сонной мухи. Кто мне чего сделает?»
Итак, задолго до войны вСоветском Союзе был создан НЕУЯЗВИМЫЙ бомбардировщик и подготовлен приказ овыпуске тысячи ТБ-7 к ноябрю 1940 года. Что оставалось сделать?
Оставалось написать под приказомсемь букв: И. Сталин.
Этот приказ позднее былподписан, но потом отменен, опять подписан и потом опять отменен. В итоге когданачалась война, Сталин окончательно подписал приказ на серийный выпуск ТБ-7, нобыло уже поздно. За все время было выпущено 11 стратегических бомбардировщиковТБ-7, да и те поначалу были без пятого турбо нагнетающего двигателя.
Когда первые ТБ-7 летали нанедосягаемых высотах, конструкторы авиационных держав мира уперлись в невидимыйбарьер высоты: в разреженном воздухе от нехватки кислорода двигатели терялимощность. Они буквально задыхались – как альпинисты на вершине Эвереста.Существовал вполне перспективный путь повышения мощности двигателей:использование выхлопных газов для вращения турбокомпрессора, который подает вдвигатель дополнительный воздух. Просто в теории – сложно на практике. Наэкспериментальных, на рекордных самолетах – получалось. На серийных – нет.
Детали турбокомпрессора работаютв раскаленной струе ядовитого газа при температуре свыше 1000 градусов,окружающий воздух – минус 60, а потом – возвращение на теплую землю.Неравномерный нагрев, резкий перепад давления и температуры – корежили детали,и скрежет турбокомпрессора заглушал рев двигателя; защитные лаки и краскивыгорали в первом же полете, а на земле влага оседала на остывающие детали, икоррозия разъедала механизмы насквозь. Подшипники плавились, как восковыесвечи. Хорошо на рекордном самолете: из десяти попыток один раз не поломаетсятурбокомпрессор – вот тебе и рекорд. А как быть с серийными самолетами?
Искали все, а нашел ВладимирПетляков – создатель ТБ-7. Секрет Петлякова хранился как чрезвычайнаягосударственная тайна. А решение было гениально простым. ТБ-7 имел четыре винтаи внешне казался четырехмоторным самолетом. Но внутри корпуса, за кабиной экипажа,Петляков установил дополнительный пятый двигатель, который винты не вращал. Намалых и средних высотах работают четыре основных двигателя, на больших –включается пятый, он приводит в действие систему централизованной подачидополнительного воздуха. Этим воздухом пятый двигатель питал себя самого ичетыре основных двигателя. Вот почему ТБ-7 мог забираться туда, где никто егоне мог достать: летай над Европой, бомби кого хочешь и за свою безопасность небеспокойся.
На языке шахмат – при наличиитысячи ТБ-7 можно объявлять шах неприятельскому королю еще до начала игры, аесли партнер решится начать игру, – объявить ему мат после первого же хода. Еслипять тысяч тонн бомб, которые ТБ-7 могли доставить одним рейсом, перевести наязык современной стратегии, то это — ПЯТЬ КИЛОТОНН. Это уже терминологияядерного века. Если пять килотонн недостаточно то за два рейса можно доставитьдесять. А двадцать килотонн – это то, что без особой точности упало наХиросиму.
Тысяча ТБ-7 равнозначна ядернойракете, наведенной на столицу противника. Мощь такова, что для потенциальногоагрессора война теряет смысл.
Предыстория ТБ-7
В начале века, когда весь мирлетал на одномоторных самолетах Россия первая в мире начала строить самолетыдвухмоторные. Мир еще не успел по достоинству оценить этот шаг, а великийрусский инженер Игорь Иванович Сикорский в 1913 году построил первый в миречетырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Уже в ходе испытаний«Муромец» бьет мировой рекорд дальности. По дальности, вооружению и бомбовойнагрузке в течение нескольких лет «Муромцу» не было равных. Он имел самоепередовое по тем временам навигационное оборудование, бомбардировочный прицел ипервый в мире электрический бомбосбрасыватель. Для самозащиты «Муромец» имелвосемь пулеметов, и была даже попытка установить на нем 76-мм полевую пушку.Через год Россия стала ПЕРВОЙ в мире страной, создавшей подразделение тяжелыхбомбардировщиков – эскадру воздушных кораблей.
Захватив власть в стране,коммунисты резко затормозили техническое развитие России, истребив и изгнавмиллионы самых толковых, самых трудолюбивых, самых талантливых. Средиизгнанников оказался и Игорь Сикорский.
И все же технический потенциалРоссии был огромен. Вопреки террору, вопреки коммунистическому гнету Россияпродолжала оставаться лидером в области тяжелых бомбардировщиков. В 1925 годуконструкторским бюро А.Н. Туполева был создан ТВ-1, первый в мирецельнометаллический бомбардировщик, он же – первый в миребомбардировщик-моноплан со свободнонесущим крылом. Весь остальной мир строилеще только деревянные бомбардировщики-бипланы. Уже в ходе испытаний ТБ-1 бьетдва мировых рекорда. В короткий срок было построено 218 ТБ-1, и это тоже своегорода рекорд. Это в несколько раз больше, чем во всех остальных странах миравместе взятых. По мере выпуска самолетов, формировались эскадрильи, полки,бригады.
А Туполев в 1930 году выдает ещеболее мощный бомбардировщик: ТБ-3 – первый в мире четырехмоторный моноплан сосвободнонесущим крылом. Среди самолетов мира, как военных, так и гражданских,ТБ-3 был самым большим. Таких самолетов никто в мире не имел не только впроизводстве, но даже в проектах. А Туполев уже в 1933 году начинаетэксперименты по Дозаправке ТБ-3 в воздухе. На ТБ-3 было установлено несколькомировых рекордов, включая высотные полеты с грузами 5, 10 и 12 тонн. Схема ТБ-3стала классической для этого класса самолетов на многие десятилетия вперед.Поражает скорость выполнения заказа: выпуск доходил до трех ТБ-3 в день.
Советская промышленность бьетсвой собственный рекорд – в короткий срок выпускает 818 ТБ-3. Здесь уже необойдешься полками и бригадами. 23 марта 1932 года Советский Союз первым в миреначинает формирование тяжелых бомбардировочных корпусов. В январе 1936 годасоздается первая в мире авиационная армия, в марте – вторая, чуть позже –третья. Никто тогда не имел ни авиационных армий, ни даже корпусовстратегической авиации.
Флот в тысячу тяжелыхбомбардировщиков – это мечта стратегов, и она впервые была воплощена вСоветском Союзе.
Но это не все: планировалось перевооружитьтри авиационные армии новейшими бомбардировщиками и дополнительно развернутьеще три армии в Белорусском, Киевском и Ленинградском военных округах.
Пока ТБ-3 учился летать, покаего только «ставили на крыло», около десятка конструкторских бюро ужевключились в жестокую схватку за новейший стратегический бомбардировщик,который потом должен заменить тысячу туполевских ТБ-1 и ТБ-3.
Сам Туполев предлагаетсемимоторный «Максим Горький». Самолет появляется на парадах, потрясая толпусвоими размерами, и только немногие знают его настоящее название – ТБ-4.
Павел Сухой предлагаетодномоторный сверхдальний бомбардировщик ДБ-1 с невероятно большим размахомкрыльев. Самолет (под другой маркой) совершил несколько полетов через Северныйполюс в Америку. Америка в восторге встречает советских героев-летчиков, непонимая, что идут испытания экспериментального бомбардировщика.
А Сергей Козлов предлагаетдвенадцатимоторный «Гигант», способный поднимать несколько десятков тонн бомбили перебрасывать в тыл противника десантные подразделения с любым тяжелыморужием, включая и танки.
Удивительны и проекты К.А.Калинина. Виктор Болховитинов предлагает тяжелый бомбардировщик ДБ-А. По виду ихарактеристикам – новый самолет, но это просто коренная переработкатуполевского ТБ-3. Классический пример того, как с минимальными затратами набазе старого самолета создать новый. ДБ-А бьет сразу четыре мировых рекорда.Это – новейший самолет, но его могут выпускать те же заводы, что выпускаютТБ-3, без перестройки производственного цикла, без смены оборудования, безнарушения устоявшихся технологических процессов, без переучивания рабочих иинженеров, без обычного в таких случаях снижения количества выпускаемыхсамолетов и даже без переучивания летчиков, техников и инженеров стратегическойавиации. Если время поджимало, можно было пустить ДБ-А в серию и к началуВторой мировой войны полностью обновить флот стратегической авиации.
Но тут появилось настоящее чудо– ТБ-7 Петлякова. ТБ-7 затмил все предыдущие марки самолетов.
К моменту его созданияпроизводство тяжелых бомбардировщиков в Советском Союзе было отлажено, какпроизводство автомобилей у Генри Форда. Смена модели – процесс болезненный, ноэто проще, чем создавать новое дело на пустом месте.
Основное их вооружение – ДБ-ЗФ.Это великолепный бомбардировщик, но это не стратегический бомбардировщик. Ещеоставались на вооружении ТБ-3. Их можно было использовать как транспортныесамолеты, но как бомбардировщики они устарели. А ТБ-7, как мы уже знаем, былотолько одиннадцать. Этого количества было недостаточно даже для однойэскадрильи.
Но Сталину не нужны не толькоТБ-7, но и командиры, доказавшие умение летать на тяжелых бомбардировщиках.
Кажется, нет такой ситуации, вкоторой ТБ-7 могли бы оказаться лишними.
Если Сталин намерен предотвратитьВторую мировую войну, а сам рассчитывает остаться нейтральным, тогда ТБ-7 оченьнужны – как гарантия нейтралитета.
Сталин восемь раз меняет своерешение на прямо противоположное о серийном производстве ТБ-7. Отказ от ТБ-7 –это самое трудное из всех решений, которое Сталин принимал в своей жизни. Этосамое важное решение в его жизни. Отказ от ТБ-7 – это самое важное решение,которое кто-либо принимал в XX веке. Вопрос о ТБ-7 – это вопрос о том, будетВторая мировая война или не будет. Когда решался вопрос о ТБ-7, попутнорешалась и судьба десятков миллионов людей… Соображения Сталина понятны,когда четыре раза подряд он принимал решение о серийном производстве ТБ-7.
Технические характеристики и описание ТБ-7
Схема:цельнометаллический моноплан
Достоинства: мощное вооружение, высокая скорость, большая бомбовая нагрузка
Недостатки: недостаточный потолок
Имеющемуся на тот день ТБ-3сделали некоторые улучшения: обшивка стала гладкой, шасси убиралось, а из-заотсутствия двигателей, которые могли бы обеспечить бомбардировщику должнуювысотность, решено было установить к имеющимся четырем двигателям пятый,вспомогательный, вращавший центробежный нагнетатель, который по проложеннымтрубопроводам нагнетал воздух в цилиндры основных двигателей и тем самым повышалвысотность двигателей. 1936 год 27 декабря состоялся первый полет АНТ-42 (свыключенным АЦН), 11 августа 1937 г. был выполнен полет с четырьмя двигателямиАМ-34ФРН по 930/1200 л. с. (самые мощные советские двигатели в то время) иодним двигателем М-100 в 850 л. с. с включенным АЦН. В результате самолетпоказал скорость 403 км/ч на высоте 8000 м. Получилось, что скоростьбомбардировщика, превышая скорости иностранных аналогов, вплотную приблизиласьк лучшим истребителям тех лет. Самолет был запущен в серию под именем ТБ-7 иначал производиться в 1940 году (после гибели Петлякова в 1942 году самолет былпереименован в Пе-8). На ТБ-7 устанавливали сначала АМ-34ФРНВ, затем АМ-35Аконструкции Микулина (на них планировалось устанавливать турбокомпрессоры, ноэто так и не было сделано), а после прекращения их выпуска ТБ-7 комплектовалидвигателями М-82 Швецова. Выпускались и варианты с дизелями М-40, но вскоре ихперестали использовать из-за невысокого качества. По летным данным нашбомбардировщик практически не уступал американским B-17 и B-25 Liberator, имеятолько меньшую высотность.
Широкому производству ТБ-7 препятствовалонедостаток дюралюминия во время войны, а также неясность вопроса использованиястратегического бомбардировщика. Тем не менее, изготовленные экземпляры активноиспользовались. К сожалению, было произведено всего 93 экземпляра ТБ-7 и Пе-8,бывшего самым совершенным советским дальним бомбардировщиком.

Сводная таблица технических характеристик ТБ-7 (Пе-8)
Тактико-технические характеристики:
ТБ-7 обр. 1940 года
ТБ-7 обр. 1941 года
Пе-8 Год принятия на вооружение 1940 1941 1942 Размах крыла, м 39.13 Длина, м 23.20 Высота, м 6.20 Площадь крыла, кв. м 188.6 Масса, кг: — пустого 18420 — взлетная 26000 27000 27200 — максимальная 33500 35000 36000 Тип двигателя 4 дизеля М-40 4 ПД АМ-35А 4 ПД М-82ФН Мощность, л.с. 4 х 1500 4 х 1350 4 х 1700 Максимальная скорость, км/ч 393 553 422 Практическая дальность, км 5460 3600 5800 Практический потолок, м 9200 9300 9500 Экипаж, чел 8-11 Вооружение: 20-мм пушка ШВАК (1 шт), 7.62-мм пулеметы ШКАС и 12.7-мм пулеметы УБТ (всего 7 шт) 20-мм пушки ШВАК (2 шт) 12.7-мм пулеметы УБТ (2 шт), 7.62-мм пулеметы ШКАС (2 шт) Бомбовая нагрузка, кг — нормальная 2000 — максимальная 4000
Коэффициент лобового сопротивления на Vmax у земли
Сx = 0,027

Схема и фото ТБ-7
/>
/>

Бомбардировка Берлина
22 июля 1941 года ровно черезмесяц после начала войны германская авиация произвела первый налет на Москву.ПВО Москвы была на тот период одной из лучших это даже признавали германскиелетчики совершавшие налеты на Москву. Через день налет повторился на Москвупадали фугасные и зажигательные бомбы. Вскоре налеты на Москву сталисистематическими. Больших разрушений хотя бы близко сравнимых с теми, которыегерманская авиация произвела в том же Лондоне в Москве ей сделать не удалось. КМоскве прорывались единичные бомбардировщики производя отдельные разрушения вгороде.
Налеты авиации противникапобудили советское военно-политическое руководство нанести ответные удары постолице Германии Берлину. ВВС КА обладали необходимыми силами и средствами длянанесения подобного удара в частности основные дальние бомбардировщики ДБ-3 иДБ-ЗФ (Ил-4) ВВС и Авиации флота могли со своих передовых баз достать доБерлина Еще большие возможности по нанесению ответных ударов по Германии имелиновые ТБ-7 и Ер-2.
Первую бомбардировку Берлинапроизвели самолеты ДБ-3 ВВС Балтийского флота в ночь на 8 августа. Налет былудачным. Следующий удар Сталин решил нанести по Берлину более мощной силой — бомбардировщиками ТБ-7 и Ер-2. В бой были брошены полки 81-й дивизии, 432 ТБАПна ТБ 7 и 433 ТБАП на Ер-2 (такие обозначения получили 412 и 420 полки передвводом в бой). На разработку операции Сталин дал всего один — два дня. Длявыполнения налета были выбраны 12 наиболее надежных и боеспособных ТБ-7 и 28Ер-2 10 августа отобранные самолеты перелетели на аэродром Пушкино подЛенинградом В Пушкино после очередной ревизии состояния машин количествоотобранных ТБ-7 уменьшилось до 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Отведенные сроки наорганизацию  операции были явно недостаточными Отсюда поспешность вдействиях штаба ВВС во главе с Командующим ВВС генералом П.Ф. Жигаревым.
В полет в основном должны былиуйти ТБ-7 с дизелями М-40Ф. Многие экипажи не имели необходимых навыков взлетана полностью загруженных машинах, а только в таком варианте с полной загрузкойбомб и топлива имело смысл лететь на Берлин. Проведенные расчеты показали, чтоТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4000 кг из них 2000 кг на внешнейподвеске могли обеспечить полет на дальность со сбросом бомб в серединемаршрута и благополучно вернуться на базу.
Секретность задания была такова,что ПВО Ленинграда и Балтфлота об этой акции ВВС не имели ни малейшегопредставления. Помимо этого ни зенитчики ни строевые летчики не имели в массесвоей также ни малейшего представления о новых бомбардировщиках советских ВВС.Учитывая состояние личного состава в начале воины, незнакомые ТБ-7 и Ер-2 моглис большой долей вероятности стать целями для наших летчиков-истребителей изенитчиков которые хорошо изучили внешние отличия немецкого Fw200 Кондорединственного четырехмоторного бомбардировщика Германии, который изредкапоявлялся на советско-германском фронте. Поэтому увидев ТБ-7 и зенитчики илетчики были уверены, что палят и атакуют германский Кондор.
Самолеты утром 10 августа селина незнакомый аэродром в Пушкино На ознакомление с новым аэродромом у экипажейбыло всего несколько часов. Уже вечером того же дня бомбардировщики началиразбегаться по полосе.
Прелести начались еще на старте.Ер 2 Молодчего снес шасси о дренаж на краю аэродрома (мощности М-105 не хваталодля взлета перегруженных Ер 2 и машины имели слишком большую длину разбега).
На ТБ-7 №42046 командира кораблямайора Егорова отказали два правых дизеля М 40Ф сразу после отрыва самолета отземли ТБ-7 потерпел катастрофу. После такого лихого начала Жигарев остановилоперацию. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер 2.
На самолете №42035 лейтенанта В.Д.Видного над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель.Экипажу удалось ликвидировать пожар. Самолет продолжал лететь к цели с потерейвысоты. За 370 км до Берлина были сброшены бомбы и машина легла на обратныйкурс Вскоре отказал еще один М-40Ф экипаж с трудом дотянул до нашей территории исовершил посадку на аэродроме Обухове.
ТБ-7 №42045 (командир капитанА.Н. Тягунин) отбомбившись имел отказ одного из дизелей, что давало экипажувозможность дойти до дома, но беда не приходит одна. Машину над побережьемБалтики весьма удачно обстреляли свои зенитчики добившись прямого попадания всамолет, Тягунин посадил самолет на брюхо разбив машину. С полным чувствомвыполненного долга на обратном пути отбомбившийся по Берлину Ер-2 лейтенанта Б.А.Кубышко, сбил наш ошалевший И-16. Экипаж Ер-2 спасся на парашютах.
Ер-2 капитана А Г Степановапропал без вести.
ТБ-7 №42055 (командир майор М.М.Угрюмов) отбомбился по Берлину. В ходе полета несколько раз на больших высотахотказывали М-40Ф, экипаж выполнил посадку на последних каплях керосина в ТоржкеСамолет ТБ-7 №42046 (командир старший лейтенант А.И. Панфилов) над территориейГермании обстреляли зенитки, самолет получил значительные повреждения. Экипажсбросил бомбы и лег на обратный курс. Затем из за масляного голодания отказалидва М-40Ф. Машина пошла на вынужденную на территории Финляндии посадку. Припосадке пять человек погибли остальные пошли к линии фронта – к своим. У линиифронта они были взяты в плен финнами.
Домой в Пушкино вернулись одинTБ-7 старшего лейтенанта Пепегелова.
Еще при наборе высоты самолет№42036 Водопьянова был атакован истребителями И-16, но дошел до цели иотбомбился по Берлину. Над Германией самолет попал под зенитный огонь и былповрежден, затем выполнил вынужденную посадку в районе Йыхви на территорииЭстонии, уже оккупированной немцами. Самолет был разбит, а экипаж остался живым.Два дня пробирались к своим по территории, занятой немцами. Спасло их то, чтовторым пилотом в экипаже был эстонец Пусеп, родившийся в Сибири и хорошознавший язык своих предков, поэтому с местным населением общался только он, аостальные члены экипажа в контакт с местным «дружественным»населением не вступали Это помогло им выйти к своим живыми.
ТБ-7 №42045 командира кораблякапитана Тягунина успешно сбили зенитчики Балтфлота. ТБ-7 №42016 (командир кораблямайор А.А. Курбан) бомбил Берлин, получил повреждения от зенитного огня и былразбит при вынужденной посадке в районе Ропши.
Результаты налета на Берлин былиудручающие из ушедших на Берлин 10 машин вышли на цель и отбомбились толькошесть. В Пушкино вернулось только две машины. За проведение столь«эффективной» операции кто-то должен был ответить. Строго говоря,если бы не спешка в непосредственной подготовке к выполнению задания, можетбыть, все было бы более благополучно. Правда, отказы «злосчастных»М-40Ф вряд ли удалось исключить, но вот выбор нормального аэродрома базирования(аэродром в Пушкино был слишком малых размеров для перегруженных машин,особенно это касалось Ер-2) и оповещение своей ПВО можно было выполнить. Винуза спешку вполне можно возложить на Сталина, вкупе со своими высшимиавиационными генералами, которые не удосужились или побоялись сказать правдуХозяину о том, что за два дня такие серьезные операции не подготавливаются.
В более широком плане этанеудача была расплатой за годы предвоенной лжи, шедшей как сверху, так и снизу.Липовые отчеты по боеготовности, пресловутое внимание сверху, кроваваявакханалия, ударившая по самому талантливому, что было в ВВС – все это, как вкатализаторе, отразилось и сфокусировалось в том налете на Берлин. Но такглубоко никто копать не собирался, хотя многие из наиболее мудрых это понимали,но молчали Поскольку «кадры решают все», и «кадры отвечают завсе» – такой подход проще и доступней, а главное назидательней, решенобыло, как обычно, найти крайнего. Крайним оказался Водопьянов, его сняли сдолжности командира дивизии, сохранив звание комбрига и дав возможность летатьдальше.
Вывод:
СССР имела лучший в миреавиа-флот к началу войны и ТБ-7 лучший стратегический бомбардировщик 41 года. СТБ-7 могли сравниться лишь американские стратегические бомбардировщики дальнегорадиуса действия.
Бомбардировка берлина не далаСССР никакого результата, а наоборот ухудшила позицию т.к. было потеряно болеедесяти хороших стратегических бомбардировщиков, а так же погибли или попали вплен одни из лучших пилотов СССР. Если бы Сталин вовремя принял решение ставитьна серийное производство ТБ-7 или производить мелкие бомбардировщики дляподдержки с воздуха своих, то Гитлер вероятнее всего побоялся бы нападать натакую могучую державу и исход ВОВ был бы совсем иным.

План:Введение 2 Перед самым началом войны 2 Предыстория ТБ-7 5 Технические характеристики и описание ТБ-7 8 Сводная таблица технических характеристик ТБ-7 (Пе-8) 10 Схема и фото ТБ-7 11 Бомбардировка Берлина 12 Вывод 16
Источники информации:
Виктор Суворов – «День-М»
www.omsk.edu.ru
www.airwar.ru – авиационнаяэнциклопедия «Уголок неба»
www.base13.glasnet.ru
Цитаты взяты из книг:
М Л. Галлай – «Третьеизмерение»  стр 330
Е.И. Рябчиков, А.С. Магид –«Становление»  стр 132
B.C. Шумихин – «Советскаявоенная авиация» 1917 — 1941  стр 185