Война в живописи

Содержание
 
Введение
Батальный жанр в живописи
Апофеоз войны в виденииВ.В. Верещагин
Военная живопись1941-1945гг.
Пластов АркадийАлександрович
Герасимов СергейВасильевич
Дейнека АлександрАлександрович
Корин Павел Дмитриевич
Окна ТАСС
Заключение
Список литературы

Введение
Выбор данной темыобусловлен тем, что я интересуюсь живописью, и работу свою посвящаю 65-ойгодовщине Победы нашего многонационального народа в Великой Отечественнойвойне. Искусство всегда занимало особое место в жизни россиян. Во время тяжёлыхиспытаний, войн деятели искусства находились в авангарде, поднимали дух воинов– защитников Отечества. Жизнь показала, что не совсем точна народная мудрость: «Когдаговорят пушки-молчат музы». Музы не молчали в страшные годы Гражданской войны,1941-1945…
Цель работы:
обобщить материал охудожниках-баталистах девятнадцатого-двадцатого веков.
Задачи:
1.Найти как можно большесведений о живописи военных времен.
2.Изучить работы В.В.Верещагина, А.А. Пластова, С.В. Герасимова, А.А. Дайнека, П.Д. Корин.
Гипотеза:
Предполагается, чтохудожники разных веков продолжают традиции мастеров предшествующих столетий визображении батальных сцен.
 

Батальныйжанр живописи
Батальный жанр (от фр. bataille — битва)— жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов иэпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи,отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью историческогои мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии ифлота. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — бытового,портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы),натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).
Формированиебатального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи,Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII—XVIII вв.(Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто) и особенно ярко передает трагедиювойны в период романтизма в 1-й половине XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э.Делакруа). Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическуюготовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но порой всвоих произведениях они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинаютее (П. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко,Г. Коржева и др.).
Формирование Б. ж.относится к 16—17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейшихвремён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца,истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческойвазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственныйобразец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвыАлександра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистическогообразца 4—3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках иколоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние векасражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоеваниянормандцами Англии, около 1073—83), в европейских и восточных книжныхминиатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах;многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях,японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опытыреалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в.);героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонахдля фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшегояростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело(«Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность кборьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва приКадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре»,около 1585).
В становлении Б. ж. в 17в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортахфранцуза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военныхсобытий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическуюстрастность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяютсябаталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типыусловно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленногона фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным(но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек илиэпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сценыморского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным официальнымбаталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни(А. Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Уэст,Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения визображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. — картины«Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину,гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова«Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И.Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальныеполотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн кфальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичностиантуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П.Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образынаполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сценыборьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанскогохудожника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизмаярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего идраматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, ивоодушевление борцов за свободу.
Освободительнымидвижениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А.Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я.Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтическая легенда оНаполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. Вгосподствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистическиеконцепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием.Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций сполководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документальной точности общейкартины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенноА. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог дажеК. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создатьнародно-героическую эпопею. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И.Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьисцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного илагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающиесцены войны на Кавказе, литографии В. Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853—56.
 
Апофеозвойны в видении В.В Верещагина.
Узнав вапреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявилрусским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед заармией навстречу неприятелю. «Война! И так близко от меня! В самойцентральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и янемедленно покинул деревню». Верещагин не застал сражения, развернувшегосяна подступах к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картинойтрагических последствий этого сражения. «Я никогда не видел поля битвы, исердце мое облилось кровью». Эти слова художника — крик ужаса еще неогрубевшей, впечатлительной души, получившей первый толчок для глубокихразмышлений о том, что же такое война. Отсюда было еще очень далеко довыработки твердых антимилитаристских взглядов. И все же первое сильноепотрясение имело далеко идущие последствия.
Остановившисьв занятом русскими Самарканде, Верещагин принялся за изучение жизни и бытагорода. Но когда основные войска под командованием Кауфмана ушли из Самаркандадля дальнейшей борьбы с эмиром, малочисленный гарнизон города заперся вцитадели и подвергся осаде со стороны многотысячных войск шахрисабзскогоханства и восставшего местного населения. Противники превосходили силы русскихчуть ли не в восемьдесят раз. От их огня ряды мужественных защитниковсамаркандской цитадели сильно редели. Положение порой становилось простокатастрофическим. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в рядыобороняющихся.
Самаркандская оборона не толькозакалила характер и волю Верещагина, но и заставила его поразмыслить опережитом и увиденном. Ужасы битвы, гибель и страдания массы людей, зверстванеприятелей, подвергавших пленных мучительным пыткам и отрезавших им головы, — все это оставило в сознании художника неизгладимый след, сильно волновало имучило его. Он потом говорил, что взгляды умирающих остались для негомучительным воспоминанием навсегда.
Во времявторого путешествия в Туркестан Верещагин особенно много и очень успешноработал в области живописи.
Для обобщениянакопленного в Туркестане материала Верещагин поселился с начала 1871 года вМюнхене, где и приступил к созданию большой серии картин. Ряд батальных картинбыл объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары». В картинах этойсерии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили —преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «Угробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871—1872), запечатленысвязанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о еежестокости. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамидучеловеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенноговойной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой,садятся на черепа. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух.Выразительный серовато-желтый колорит как нельзя лучше передает ощущениевысушенной солнцем, умершей природы. В «Апофеозе войны» художник достигаетзначительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства впередаче пространства, воздуха и света.
«Апофеозвойны» — это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть,уничтожение, разрушение. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые поприказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов ихповерженных врагов. На раме картины художник начертал знаменательные слова:«Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».Картина полностью сохраняет свою обличительную силу и до нашего времени,раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей науничтожение целые страны и народы.
 
Военнаяживопись 1941-1945гг.
Тяжелейшим испытаниемдля страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мироваявойна, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальныедвижения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества.Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитаяхудожественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом игрубым популизмом. В этот период государственная власть и политические партиивсе с большей настойчивостью проявляют свою заинтересованность в искусстве.
Все чаще этазаинтересованность выражалась в культурной политике, в духе которойпровозглашаются права на национальное и классическое наследие и получаютидеологическую, политическую квалификацию современные художественные движения,из чего проистекают и практические выводы. Накал яростной борьбы народапытались отразить живописцы того времени через изображение русской природы, длякоторой чуждо присутствие пришельцев-захватчиков, раскрывалось многое изсобытий войны. Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись.События Великой Отечественной войны никогда не сотрутся в памяти людской. К нейеще не раз обратиться художники. Глубочайшая драма, пережитая человечеством заистекшие десятилетия 20-го века, – нашествие фашизма и вторая мировая война –поставила историко-художественные процессы в самую прямую связь и зависимостьот нее. Эмиграция архитекторов и художников из стран, захваченных фашизмом,внесла немалые изменения в демографию художественной культуры мира. Бегство отфашизма, неприятие его художниками, замкнувшимися в своем внутреннем мире,сберегающем образы и идеалы их творчества, явилось актом духовногосопротивления фашистской агрессии.
В СССРсоздаются также капитальные произведения станкового искусства. В странах,захваченных фашизмом, образуется искусство Сопротивления – художественноедвижение политической действенностью и вырабатывающее свои собственные свойствасодержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик трагедии войны, воплощаетв аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма.
АркадийАлександрович Пластов
Пластов А.А.родился в1893 в с. Прислониха Симбирской губ. Лучшие его картины сталиклассикой русской живописи XX в. Пластов – великий художник крестьянскойРоссии. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечноститакой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыномдеревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище исеминарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно училсяживописи. В 1917–1925 гг. Пластов жил в родном селе; как «грамотный»,занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг.он смог вернуться к профессиональной художественной работе.
В 1931 г. у Пластова А.А. сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малогосорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок летнеустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. Однихпортретов – несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Художникмного и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает ввоенные годы.
АркадийАлександрович – природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-тоабсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире илюбовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден:главное для художника – увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надописать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий.Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверялв работе с натуры.
Непритворность,полное отсутствие того, что называют «манерой», отличает Пластовадаже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых онбыл, – А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина. Пластов А.А. осознаетсебя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колоритерусской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут вего картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом иголубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русскиекрестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова – воплощеннаягармония природы и человека.
В работахПластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественнойвойны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, старикови детей на колхозных полях в военные годы («Жатва»,«Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии).Картина «Сенокос» прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни,радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. Вкартине «Жатва» – тема войны скрыта, она – в отсутствии отцов истарших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Ее торжество всиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой ивечной радости труда на родной земле.
Во времявойны художник жил и работал в селе Прислониха. Полотно Пластова «Фашистпролетел» (1942) – одно из наиболее тревожащих и незабываемых произведенийживописи. Русская осень с золотым убором опадающей листвы, с увяданием зеленина полях и фигурой погибшего мальчика-пастушка на первом плане несет на себеследы бессмысленной военной жестокости. У горизонта чуть виден силуэтулетающего немецкого самолета-убийцы.
Ивпоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень:«Родник» (1952), «Юность» (1953-54), «Весна»(1954), «Лето» (1959-60), «Ужин трактористов» (1951). Средиработ Пластова также выделяется картина «Весна» (1951). Поэтическимощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенскойбаньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передаеткрасоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха.Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи.
Не случайно вназваниях многих его картин есть нечто обобщающее. Аркадию Александровичу данаредкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать видеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение вобщей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист,так естественно продолжил классическую художественную традицию.
Счастьебытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картинПластова. Но… та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был,уже на его глазах уходила в прошлое. «Из прошлого» (1969-70) – так иназывается одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья вполе, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно.Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.
Интересны ииллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они оченьблизки по мировосприятию его картинам. Яркость и эмоциональность замыслаотличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос»Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948-1949;произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.).
Полотно«Колхозный праздник». По ряду признаков это произведение подходит подопределение стиля социалистического реализма, провозглашенного основным длясоветского искусства. Правда, следует уточнить, что упомянутую картину включалив реалистический метод с оговорками, поскольку она слишком ярка идемонстративно народна. Автор несколько раз перегрузил сюжет подробностями, ноэто помогло ему создать впечатление естественного деревенского веселья,лишенного официальной праздности.
Пластов А.А.– советский живописец, народный художник СССР. Пленэрные жанровые картины ипейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизньрусской деревни и ее людей («Фашист пролетел», 1942, цикл «Людиколхозной деревни», 1951 – 1965). Ленинская премия (1966). Гос. премияСССР (1946).
В 1945 годузавершился большой период истории искусства 20-го века. Победа демократическихсил над фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические,национальные и международные перемены решительным образом перестроилихудожественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ходразвития мирового искусства. С новыми своими проблемами искусство вступает впослевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора –социально-политический, национальный и интернациональный, идейно-художественный– создают новую историко-художественную ситуацию.
Духомвоенного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годывойны получили широкое распространение такие формы оперативной нагляднойагитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячнымитиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людейплакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите безпощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «ОконТАСС».
ГерасимовСергей Васильевич (1885-1964)
Одаренныйживописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В.Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.
Художественноеобразование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился уК. А. Коровина и С. В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтениеакварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную егопроизведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужнымипереливами свободных, легких мазков. Наряду с портретами и пейзажами частообращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографическиеподробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальнойгородской жизни («У телеги», 1906; «Можайские ряды», 1908;«Свадебные в трактире», 1909). В рисунках, литографиях, гравюрахначала 1920-х гг. (серия «Мужики») художник искал более острого,драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчастипродолжились и в живописи: «Фронтовик» (1926), «Колхозныйсторож» (1933). Герасимов — лирик по натуре, изысканный пейзажист. Еговысшие достижения — в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательнысвоей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита(«Зима», 1939; «Лед прошел», 1945; «Весеннееутро», 1953; серия «Можайские пейзажи», 1950-е, и др.). Междутем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведениемживописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом.Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и вних мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природнойсреды: «На Волхове. Рыбаки» (1928-30), «Колхозный праздник»(1937).
Попытки жепередать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными(«Клятва сибирских партизан», 1933; «Мать партизана»,1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрелииллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»(1933-36) и к роману М. Горького «Дело Артамоновых» (1939-54; за нихГерасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе). С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченнозанимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И.Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе(1918-23), во Вхутемасе — Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическоминституте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.
АлександрАлександрович Дейнека
АлександрАлександрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семьежелезнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковскомхудожественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих егосовременников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографомв Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда,участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии,где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «ОкнамиРОСТа» в Курске.
Из армии былкомандирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, гдеего педагогами были В.А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). Большоезначение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имелигоды ученичества и общения с В.А. Фаворским, а также встречи с В.В. Маяковским.Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведенияхна первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе «Группы трех»(в группу входили также А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов), и на Первойдискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. В 1925Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы имбыла создана первая советская подлинно монументальная историко-революционнаякартина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека стал членом художественногообъединения «Октябрь», а в 1931-1932 — членом Российской ассоциациипролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовоми композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели:«На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
Новыйзнаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительнойработой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художникомбыли созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзажс лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932)и др. Наряду с работами лирического звучания появились иобщественно-политические произведения: «Безработные в берлине» (1933),наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934). С середины1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался ираньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями кдетской книге летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией.Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущиелетчики» (1937). Историческая тема нашла свое воплощение в монументальныхпроизведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником былисделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболеезначительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичныепроизведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) — первая в этомряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня»(1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «ОборонаСевастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитниковгорода. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна«У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а такжемозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику дляфойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшаютстанции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), а замозаики «Хорошее утро» (1959–1960) и «Хоккеисты» (1959–1960), он был удостоенЛенинской премии в 1964 году.
Дейнекапреподавал в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическоминституте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И.Сурикова (1934-1946, 1957— 1963), в Московском институте прикладного идекоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московскомархитектурном институте (1953-1957). Он являлся членом президиума (с 1958),вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделениядекоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина,орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда(1969)
12 июня 1969года Александр Александрович Дейнека умер в Москве, похоронен на московскомНоводевичьем кладбище

КоринПавел Дмитриевич
живописьбатальный война
Корин ПавелДмитриевич (1892-1967), русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля)1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваянияи зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Коровин иС.В.Малютин; однако главными учителями Корина явились А.А.Иванов иМ.В.Нестеров. Жил Корин в Москве, часто наезжая в Палех.
Мечтымолодого художника о создании большого полотна, равноценного ивановскомуМессии, окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриархаТихона (1925). Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на Реквием,картину, которая воплотила бы «святую Русь» на рубеже трагическихперемен. В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи (Отец исын, 1930; Нищий, 1933; Игуменья, 1935; Митрополит (будущий патриарх Сергий),1937, и др.; почти все работы — в доме-музее Корина); вырабатывается егосамобытная манера письма, гораздо более жесткая и суровая, чем у Нестерова. Поприглашению М.Горького (предложившего назвать будущую картину Русь уходящая)Корину в 1931-1932 удалось побывать в Италии и других странах Европы. В 1930-егоды работу над Русью уходящей (в результате прямых угроз со стороны НКВД)пришлось прервать. Вслед за трагически-одиноким образом Горького (1932) Коринпишет в 1939-1943 (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретовдеятелей советской культуры (М.В.Нестеров, А.Н.Толстой, В.И.Качалов; все — вТретьяковской галерее; и др.), парадных и в то же время остродраматических.Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годытриптих Александр Невский (1942-1943, там же) и мозаики на станции метро«Комсомольская» (1953). В послевоенные десятилетия Корин завершилкомпозиционный эскиз Реквиема (1959, дом-музей) и продолжил серию «героическихпортретов» (С.Т.Коненков, 1947; Кукрыниксы, 1958; оба портрета вТретьяковской галерее; Ленинская премия 1963).
В 1932-1959Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусствимени А.С.Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию древнерусского искусства(экспонированную — вместе с произведениями самого художника — в его московскомдоме-музее, открывшемся в 1971).
Умер Корин вМоскве 22 ноября 1967.
Окна ТАСС
«ОкнаТАСС» – это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфнымагентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны1941-1945. Как и «Окна РОСТА» – художественная серия, созданнаяВладимиром Маяковским еще во времена Гражданской войны – это самобытный видагитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты скраткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали враговОтечества.
Любая война –это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Любая война –это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждатьна полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримымподтверждением этого факта. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мыпобедили его морально. Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Потому что ужетогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Нашавойна была справедливой, жертвенной, отечественной. Мы воевали за свою землю,за свой народ, за поруганную честь своей страны.
В «ОкнахТАСС» – серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны иотражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные,актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене,талантливо работал коллектив лучших художников, писателей и поэтов тоговремени. «Окна ТАСС» – цветные сатирические плакаты, вошедшие висторию Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, какодин из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившегонемецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Эти плакаты делались, какправило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя,рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев ииспепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему нанашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированнойтерритории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и всамой Германии.
Художникамудавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе стем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря.Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкуюкинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своихбудущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других.Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонкимпсихологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимномкругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку „Микки Маус“ поимени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мнепонравилось, и я стал изображать „мастера большой лжи“ всоответствующем облике». Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочномдвижении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами.
Первый плакат«Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты сталивыходить еженедельно. В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самыхразных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники,графики, искусствоведы.
Основное ядроколлектива составляли те, кто в начале 20-х годов работали с ВладимиромМаяковским в «Окнах РОСТА»: художники М. Черемных, Н. Денисовский, Б.Ефимов, В. Лебедев и В. Козлинский. Многие имена художников и поэтов,работавших в «Окнах ТАСС», были широко известны не только в СоветскомСоюзе, но и в мире – трио Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), ДемьянБедный, Самуил Маршак, Константин Симонов.
Каждый выпуск«Окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасови военной техники. Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У двереймастерской на Кузнецком мосту постоянно можно было видеть фронтовые машины,приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположениевоинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки«Окон ТАСС».
Плакаты “ОконТАСС” во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно былоувидеть на броне танков, на самолетах. Плакаты приводили нацистов в бешенство.Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны.Например, в Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС»здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидевпоутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебскеплакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом – так, что отодратьих от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами.Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь ожесточенной, чтоГеббельс лично угрожал «вздернуть на виселицу всеx, кто работает в»Окнаx ТАСС”, сразу же после взятия немецкими войсками Москвы”.
ПолитуправлениеКрасной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных«Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали наоккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах,набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропускомпри сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Уже в первыхплакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа,еще раз напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ вборьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался –«Русский народ». На нем были изображены картины битв русских воинов стевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войскамиНаполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.
Не раз темойдля изображения становились легендарные исторические личности, великие русскиеполководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же частов плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова,Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.
Не имеяникаких полиграфических мощностей, авторский коллектив все же умудрялсяежедневно выпускать новое «Окно». При этом важно отметить: в светвыходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (вконце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях,вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали«семейным подрядом» – работы хватало всем. Как только по радиопередавали сообщения Софинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты,нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плакатасоставлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях – не более 4 часов! Так,например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятиюСталинграда, Харькова. Часто в плакатах использовались тексты, ужеопубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в светстихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов,на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал потрупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строкиКонстантина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупантаоказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся заРодину!
«Окна ТАСС»печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателямитрадиций русских народных картинок и сатирических «Окон РОСТА» 20-хгг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет,хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма. Вот некоторые текстовыеподписи на первых плакатах: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста сПрута прут», «Каждый удар молота – удар по врагу»!, «Смертьфашистской гадине! », «Мы знали: защитник Москвы не сплошает! »,” Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага уЛенинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге битьврага поможешь! “…
Особое местов творчестве редакции заняла оборона Москвы. В тяжелейших условиях осажденногогорода, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированына восток страны, в том числе и основной костяк редакции «Окон ТАСС»,горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе,чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Чтобыубедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно дажев грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату ислово «Москва». Только за два месяца – в октябре и ноябре – быловыпущено около 200 плакатов! Это был поистине героический труд. Популярность изначимость «Окон ТАСС» была такой, что уже в 1942 году в Историческоммузее на выставке «Разгром немецко-фашистских войск на подступах кМоскве» значительную часть экспозиции составили как раз плакаты измастерской на Кузнецком мосту. Это вызвало огромный интерес жителей города. С22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек.
«ОкнаТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и зарубежом. За границей в начале войны было проведено шесть выставок – в Англии,США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотравыставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявления оприеме иx добровольцами в ряды Красной Армии. В Xельсинки, где выставкапроводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии,многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи:«Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать.Гениально! Снимаем шляпы! » Один из американскиx фабрикантов прислал вМоскву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС»,мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, котораяпроводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенноспособствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайновыгодно. «Некоторые из „Окон“, – писала в августе 1942 года»Вечерняя Москва”, – целиком перепечатываются за границей и синостранным текстом выходят как плакаты».
Советскоеправительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов ихудожников было присуждено девять Государственных премий. Их получили С.Маршак, Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, Г. Савицкий, Н. Радлов, П. Шумихин, М.Черемных. Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, явившихся поистинепоэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны. Нетсомнения в том, что “Окна ТАСС” навсегда останутся одной из ярких страниц вистории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучшихпредставителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом вхудожественных мастерских на Кузнецком мосту приближали победу, без сомнения,является образцом служения Родине и своему народу.
 

Заключение
 
Завершиласьработа по теме. Нельзя сказать, что цель достигнута, потому что тема оченьширока и многогранна. Но есть чувство приобщения к великому: удалось понятьважность не слов о патриотизме, а дел. Выяснились многие интересные факты охудожниках-баталистах.
Гипотеза восновном подтверждена,художники разных веков продолжают традиции мастеров предшествующих столетий визображении батальных сцен.

Список литературы
 
1.Веймарн, Б.В. Сопоцинский, О.И.Советское изобразительное искусство 1941-1960 [Текст]/ Б.В. Веймарна // искусство,1981.– 246 – 300.
2. Иoнина,Н.A. Сто великих картин [Текст]/ Н.A. Иoнина,«Вече», 2002г.
3.Чайков, В.И. Рябов, В.С.Белозерсикий, О.И. Великая Отечественная 1941-1945 [Текст]// В.И. Чайков // планета.1915. – 108 – 111, – 184 –187, –324 –327, –360 –361 .
5.Верещагин Василий, Апофеоз войны[Электронный ресурс] // www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_53.html.
6.Пластов Аркадий, Фашист пролетел[Электронный ресурс] //www.artvek.ru/iskusstvo/beseda25.html.
7.Сергей Герасимов, Мать паризана[Электронный ресурс] // antimil.livejournal.com/179464.html.
8.Александр Дейнека,Оборона Севастополя [Электронный ресурс] //http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_98.html.
9.Павел Корин, АлександрНевский [Электронный ресурс] // korin.webzone.ru/bio/nevsk.htm.
10.Окна ТАСС [Электронныйресурс] // www.diclib.com.