Волейбол_3

СОДЕРЖАНИЕ:
1.  Содержание
2.  Организация, планирование и учетработы по волейболу
в коллективе физической культуры                                                          
3.  Организация учебно-тренировочнойработы       
4.   Планирование иучет учебно-тренировочной работы. Планирование занятий          
a)  Подготовительныйпериод
b)  Соревновательныйпериод
c)  Переходныйпериод           
5.  Организационно-методические указания  
6.   Список использованной литературы
ОРГАНИЗАЦИЯ,ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В КОЛЛЕКТИВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Для тогочтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих,целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно споказа кинофильма о соревнованиях по волей­болу, например о чемпионате мира, накаком-либо вече­ре или после общего собрания. Затем проводится встре­ча сизвестными волейболистами страны, города, лучши­ми тренерами, которыерассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, отом, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хо­рошо провестипоказательную игру лучших команд го­рода, ДСО или ДСШ, шефствующего коллектива.Все это вызывает у присутствующих большой интерес к во­лейболу, который оченьважно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практическихзанятий.
Комплектованиеучебных групп во многом предопре­деляет успех в обучении волейболистов навыкамигры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускатьпростого.разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным.Конечно, в неболь­шом коллективе, где число желающихс оставляет всего 15—20человек, комплектование не представляет особо­го труда. Однако при большомколичестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетомих подготовленности и потенциальных возможно­стей в овладении навыками игры вволейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в однугруппу, тех, кто послабее, — в другую и т. д.
При отбореучитываются следующие показатели: уро­вень физической подготовленности,способность к овла­дению техникой игры, способность к тактическому мыш­лению вигре, антропометрические данные, уровень овла­дения навыками игры в волейбол.
Для выявленияуровня физической подготовленности применяются контрольные испытания:вертикальный Прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику СО сторонами10 и 5 м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места ив прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейболь­нуюсетку в прыжке.
Высотувертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другимспособом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжес­ти теланезависимо от роста испытуемого. Основные спо­собы определения «прыгучести»:вытягивание сантимет­ровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры;
доставание подвешенной размеченнойленты, где отме­чается начальное положение ладони по кончикам паль­цев иконечное — в высшей точке взлета вверх; по поло­жению тени испытуемого наразмеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и ко­нечноеположение.
Прыжок вдлину должен выполняться на мягкую опо­ру. Отмечается расстояние от стартовойлинии до бли­жайшего к ней следа ступни.
Для испытанийпо бегу надо начертить два равносто­ронних треугольника: у одного сторона 10 м,у другого— 5 м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналуиспытуемый левым боком к треуголь­нику (против движения часовой стрелки)пробегает 30 м. Во втором испытании он пробегает 15 м левым бо­ком ктреугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает еще 15 м, но правымбоком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки).
Метание сместа производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз передиспытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить егодвумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходногоположения. Нужно подпрыг­нуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и бро­ситьзатем мяч вперед.
Метаниетеннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в рукерасполагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх,отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель—гимнастическиймат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствоватьвозрасту и полу испытуемых.
Чтобыопределить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагаютвыполнять технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показаэтих приемов инструктором или кем-либо из во­лейболистов, приглашенныхспециально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-впе­ред,нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновыхамортизаторах. Выполнение оцени­вается в баллах (по 5-балльной системе). Попервоначаль­ным попыткам выполнить технический прием можно в известной мересудить о возможностях того или иного испытуемого в овладении техникой.
Оспособностях к овладению тактикой судят по на­блюдениям в играх. Такиенаблюдения помогают опреде­лить, как занимающийся действует в игровойобстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее при­обретенныедвигательные умения и навыки. По поведе­нию в игре можно судить о развитии узанимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, такти­ческогомышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Крометого, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение раз­ныхспособов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении,преодоление препятст­вий и т. д. Используются также подвижные игры, ^ где можноопределить быстроту реакции в сочетании с быст­ротой перемещения и другимидействиями: «Ден^и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй унеси», «Не­вод»;различные варианты игры «Салки»; игры с мячом:
«Охотники иутки», «Защита крепости», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Пионербол» (двумя ичетырьмя мячами).
В заключениепроводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерноравные по силам. Наблюдение за играми дает возможность вы­явить уровеньовладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели вуказанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические при­емыи тактические действия и успешнее действует в игре.
Кроме всехпоказателей, надо располагать также све­дениями о состоянии здоровья иантропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следуетотдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные,особенно ростовые.
Широкийкруг показателей при комплектовании учеб­ных групп необходим для того, чтобыболее полно выя­вить возможности каждого желающего играть в волей-бол. Руководствоватьсятолько наблюдениями в конт-рольных играх по волейболу нельзя, так как здесьвозможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хо­рошего волейболиста толькопотому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некотороевре­мя, и в результате регулярных занятий такой игрок обой­дет многих ужеиграющих в волейбол.
Какизвестно, учебно-тренировочный процесс у квали­фицированных спортсменов делитсяна периоды: подгото­вительный, соревновательный и переходный. Периодиза­цияучебно-тренировочной работы обусловливается зако­номерностями формированиядвигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям.Календарные сроки проведения основных соревнований для определенногоконтингента занимающихся служат оп­ределяющим пунктом при планировании.
Планированиеучебно-тренировочной работы для на­чинающих имеет существенные отличия, чтовытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентомзанимающихся. Так, у волейболистов, тре­нирующихся много лет, преобладаютсовершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высокимнагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающихпреимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим дей­ствиям.
Спортивныесостязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5—6 месяцев занятий,подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применятьприобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условияхсоревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отлича­етсяот аналогичной для квалифицированных волейболи­стов. Все внимание на этом этапедолжно быть направле­но на специальную физическую подготовку, обучениетехническим приемам волейбола и тактическим действи­ям. Во времясоревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок,контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди нович­ков.
Общий планработы секции составляется и утвержда­ется на весь период работы (в нашемпособии на год) советом физкультуры коллектива. При составлении плана надоучитывать состав занимающихся, условия и харак тер работы предприятия илиучреждения, условия для за-нятий волейболом. План секции охватывает всевопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется не­сколько учебныхгрупп, создается бюро секции в количе­стве 3—5 человек. Бюро секции должнооказывать актив­ную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику.
Правильноепланирование учебно-тренировочной ра­боты во многом определяет успех в подготовкеволейбо­листов. При этом нужно исходить из основных задач физическоговоспитания молодежи, условий работы сек­ции, уровня подготовленностизанимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия.Большое значение имеет уровень подготовки руководи­теля занятий —инструктора-общественника или кого-либо из занимающихся, лучше другихподготовленного и взявшего на себя обязанности руководителя.
Основныедокументы планирования: типовая програм­ма, учебный план, график прохожденияучебного мате­риала по месяцам или неделям, рабочий план и план-кон­спектзанятия. Эти документы необходимы при много­летней учебно-тренировочной работе.
Настоящееучебное пособие, как уже говорилось, не рассчитано на многолетнююучебно-тренировочную ра­боту. Оно ставит своей задачей дать начальный курс обу­ченияволейболу и помочь общественному физкультурно­му активу в массовой подготовкеволейболистов. Поэтому мы здесь подробно не рассматриваем вопросы планиро­вания.Однако основные положения планирования учте­ны при поурочном изложении учебногоматериала. Учте­ны также закономерности формирования двигательных навыков,специфика волейбола, содержание ifметодика физической подготовки, обучения технике и тактике, со­отношениесредств физической, технической и тактиче­ской подготовки, периодизацияучебно-тренировочного процесса и т. д.
Курс обучениярассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительностьодного заня­тия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы вспортивной секции коллектива физкультуры.
Основнаяформа занятий с начинающими—группо­вой урок. Он состоит из трех частей:подготовитель­ной, основной и заключительной. Продолжи­тельностьподготовительной части 15—25 мин., основ­ной—90—100 мин., заключительной—5 мин.
Цельподготовительной части урока заключается в ор­ганизации занимающихся:построение, принятие рапор­та, проверка посещаемости, сообщение задач урока, уп­ражненияв движении, в основном на внимание. Осуще­ствляется также подготовка организмазанимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока,совершенствованию навыков, а также к раз­витию двигательных качеств. В этойчасти урока главным образом применяются общеразвивающие и специальныеупражнения, подвижные игры и эстафеты.
Восновной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитаниефизических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна изкото­рых—главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям,либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений.В зависимости от этого происходит подбор средств и рас­пределение времени наотдельные упражнения.
Вовремя совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняетзадания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продук­тивностьзанятий и особенно важно при непродолжитель­ном периоде обучения.
Взадачу заключительной части урока входит органи­зованное завершение занятия.Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся егоитоги.
Важнымусловием эффективности учебно-тренировоч­ной работы является правильнаяпостановка учета этой работы.
Дляопределения уровня физической подготовленности занимающихся учитываютсярезультаты испытаний на \ прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метаниянабивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания извиса. Для определения уровня технической подготовленности используютсяупражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающихударах. Проверку по физической подготовке и технике целесообразно проводить вначале и конце го­да. Для этого можно выделить дополнительные специ­альныезанятия.            ‘
Втекущем учете основное место занимают наблюде-ния за тем, как происходитовладение техническими  и тактическими приемами и как занимающиеся применяют ихв игре.
Процессобучения на занятиях по волейболу тесно связан с воспитанием у занимающихсяморальных и во­левых качеств. В центре воспитательной работы должно стоятьразвитие коммунистического отношения к труду. Спорт помогает в работе. Труд,учеба и спорт неотделимы от понятия современного молодого человека.’Примероммогут служить члены бригад коммунистического труда, для которых занятия спортомстали неотъемлемой час­тью их быта. Каждый спортсмен должен стремиться статьлучшим производственником, быть лучшим в учебе, в об­щественной жизниколлектива.
Нашепособие рассчитано на 120 уроков. Срок неболь­шой, однако неправильно думать,что в связи с этим нельзя будет успешно решать и воспитательные задачи. Многоебудет зависеть от того, насколько удастся создать сплоченный коллектив. Дружныйколлектив возникает там, где есть общность интересов. Вот почему на первыхпорах, да и на всем протяжении обучения надо стремить­ся вызвать глубокий ипрочный интерес к занятиям во­лейболом. Это послужит основой для воспитания умоло­дежи привычки к систематическим занятиям физической культурой. А одна изосновных задач начального курса обучения волейболу — воспитать в людяхпотребность регулярно заниматься спортом.
Беседыо влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека, овыдающихся спортсме­нах, интересных соревнованиях, встречи с ведущимиспортсменами своего коллектива, города, республики, по­казательные выступленияизвестных спортсменов—вот примерный перечень мероприятий, которые создают за­интересованностьв занятиях спортом.
И,конечно, сами занятия, их организация, методика проведения во многом могутспособствовать пробужде­ний интереса к занятиям физической культурой и спор­томили, наоборот, вызвать равнодушие, а то и антипа­тию.
Ни в киемслучае нельзя отменять или переносить за­нятия. На каждом занятии занимающиесядолжны узна­вать что-то новое, постоянно преодолевать трудности— этоспособствует воспитанию волевых качеств. Именно на этом основано построениеуроков, где даются и разно­образные упражнения, и из урока в урок нарастают тре­бования,предъявляемые к занимающимся.
К сожалению,бытуют еще взгляды на занятие волей­болом как на нечто развлекательное, как насредство ак­тивного отдыха. Да, занятия волейболом при правильном построенииочень эмоциональны и доставляют занимаю­щимся истинное наслаждение. Но будетгрубой ошибкой сводить все занятия к выполнению нескольких упражне­ний сволейбольным мячом, к двусторонней игре в волей­бол. Вначале это, может, ибудет интересно, затем бы­стро наскучит, и желаемого результата мы не получим.Овладение навыками игры при таких занятиях происхо­дит очень медленно, а.интерес к занятиям постепенно пропадает.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Секцииволейбола создаются в коллективах физиче­ской культуры, спортивных клубах,учебных заведениях. В секции волейбола принимаются мужчины, женщины, а такжеюноши и девушки в возрасте от 16—17 лет, желающие систематически заниматьсяволейболом и допущенные к занятиям врачом. При секциях могут быть созданы груп­пыиз подростков 14—15 лет.
Приемновичков в секцию должен проводиться в ок­тябре—ноябре каждого года, в началеподготовительно­го периода. Это,, однако,, не исключает возможности при­ема в секциюв другое время года.
Дляпроведения занятий создаются учебные группы. Число занимающихся в группеновичков—16—18 чело­век, в группе III спортивного разряда—14—16 человек, а вгруппе II и I спортивных разрядов— 12—14 человек.
Количествоучебных групп устанавливается в зависи­мости от общего числа желающихзаниматься, их возра­ста, пола, спортивной подготовленности и наличия мате­риальнойбазы.
Учебно-тренировочныезанятия в секции проводятся в форме уроков по общепринятой схеме согласнорасписа­нию, составленному с учетом занятости занимающихся производственной- иучебной деятельностью, имеющейся материальной базы. Кроме того, занимающимсяцелесо­образно давать задания для самостоятельного, более детальногосовершенствования отдельных приемов техни­ки игры, повышения физическойподготовленности, укрепления здоровья и закаливания организма, На протяжениивсего года в процессе учебно-трениро­вочных занятий ведется подготовка к сдаченорм ком­плексов ГТО и ГЗР. Для новичков и спортсменов III спортивного разрядавыполнение норм осуществляет­ся на учебных занятиях (по разделу физическойподго­товки). А для спортсменов II и I разрядов осуществляет­ся приемконтрольных нормативов по общей и специаль­ной физической подготовке.
Учебно-тренировочныезанятия проводятся тренерами или инструкторами, имеющими специальнуюподготовку,. а также инструкторами и тренерами-общественни­ками.                                         
Во времяорганизации и проведения занятий следует принимать меры для предупреждениятравм и соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятийоборудованию и инвентарю.
Всезанимающиеся в секции обязаны проходить вра­чебный осмотр в соответствии спорядком, установленным Министерством здравоохранения СССР, не реже одного разав шесть месяцев.
Особоевнимание следует обращать на воспитываю­щий характер учебного процесса,добиваясь воспитания занимающихся в духе морального кодекса строителейкоммунизма. Большое значение имеет воспитание предан-ности своему коллективу,дисциплинированности, чувства долга, смелости, воли и упорства в достижениипостав­ленных целей. Определенную помощь в организации и проведениивоспитательной работы должны оказывать со­вет коллектива физической культуры ибюро спортивной секции с учетом мероприятий, проводимых предприятия­ми,учреждениями, учебными заведениями, совхозами и.колхозами.
Основныезадачи, стоящие перед учебными группами новичков (первый год занятий):
— привитиеинтереса к волейболу и воспитание спор­тивного трудолюбия;
— укреплениездоровья, всесторонняя физическая подготовка на базе освоения и сдачи Нормкомплексов ГТО и ГЗР;
— развитиекачеств, необходимых волейболисту,— быстроты, силы, выносливости, ловкости;
— изучениеосновных приемов техники игры и про­стейших тактических действий в нападении изащите;
—ознакомление с некоторыми теоретическими све­дениями о влиянии физическихупражнений на организм занимающихся и об игре в волейбол;
—    приобретение опыта участия всоревнованиях (уча­стие в соревнованиях коллектива физкультуры).
Основные задачи, стоящие перед учебными группами IIIразряда (последующий год занятий):
—дальнейшее повышение уровня всесторонней физи­ческой подготовленности, развитиенеобходимых волей­болисту качеств—силы, быстроты, выносливости, ловко­сти,скоростной и прыжковой выносливости; сдача норм комплексов ГТО и ГЗР;выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
—усвоение основных теоретических сведений в соот­ветствии с требованиямипрограммы;
—дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики игры;
—выполнение норм III спортивного разряда;
—приобретение опыта участия в районных и город­ских соревнованиях исовершенствование тактических на­выков;
.— приобретение знаний и навыков практического су­действа соревнований.
Основныезадачи, стоящие перед учебными группами II и I разрядов (последующиедва-три года занятий):
—дальнейшее повышение уровня всесторонней и спе­циальной физическойподготовленности;
—выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
—дальнейшее совершенствование технических прие­мов и тактических действий внападении и защите в усло­виях игровой обстановки;
—выполнение специальных требований по техниче­ской подготовке;
—выполнение и подтверждение норм II и I спортив­ных разрядов;
—накопление опыта участия в соревнованиях;
—приобретение опыта в самостоятельном ведении тренировки, составлениииндивидуальных планов трени­ровки;
—приобретение инструкторских навыков в организа­ции и проведенииучебно-тренировочных занятий, получе­ние звания тренера-общественника поволейболу; — приобретение знаний и навыков практического су­действасоревнований, получение звания судьи по спорту.
Длязанимающихся всех групп обязательна сдача за­четов по теоретической подготовке.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программапредусматривает организацию и проведе­ние систематической многолетней икруглогодичной пла­новой учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Сгруппами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III спортивногоразряда—3 заня­тия по 3 часа; с группами II спортивного разряда—3— 4 занятия по3 часа; с группами I разряда—4—5 заня­тий по 3 часа.
Приразработке годовых планов учебно-тренировоч­ных занятий секций необходимоуделить должное внима­ние следующим основным положениям:
—непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;
—четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий поотдельным периодам и этапам тренировочного года;
—определению для каждой группы средств и мето­дов физической, технической,тактической и теоретиче­ской подготовки в соответствии со спортивной квалифика­циейзанимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства;
—определению содержания и средств морально-воле­вой и психологической подготовкизанимающихся;
—организации воспитательной работы;
—организации врачебного и педагогического конт­роля;
—определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года,формированию и сы­гровке команд;
—определению уровня тренировочных и соревнова­тельных нагрузок для отдельныхгрупп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.
Имеющаясяпрактика работы по волейболу в боль­шинстве физкультурных организаций страны ипостроения годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых четкоопределены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразностиделения года на
2 цикла,каждый из которых, в свою очередь, делится на
3 периода:подготовительный, соревновательный и пере­ходный.
Учебный год для групп новичков можно не делить на 2цикла, учитывая, что направленность занятий этих групп имеет в основномподготовительный характер.
Примерная продолжительность периодов осенне-зимнегоцикла:
—подготовительный период—с 1 октября по 15 де­кабря;
— соревновательныйпериод—с 15 декабря по 15 марта;
—    переходный период—с 15 марта по 15апреля.
—   
Примерная продолжительность периодоввесенне-ле-него цикла:
—подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня;
—соревновательный период—с 15 июня по 30 ав­густа;
—переходный период — с 1 по 30 сентября.
Соответственноэтому в спортивном году проводится несколько важнейших, основных для даннойгруппы (команды), соревнований по волейболу на летних пло­щадках и в залах.
Вкаждом годовом цикле следует планировать, как и к какому времени нужно достичьнаивысшего уровня спортивной подготовленности, как долго он должен со­хранитьсяи когда можно перейти к необходимому актив­ному отдыху.
Подготовительныйпериод начинается скаждым но­вым циклом тренировки и завершается к началу первых календарных игросновных соревнований.
Основнойзадачей подготовительного периода являет­ся всесторонняя и хорошоорганизованная подготовка к успешному -выступлению в предстоящих соревнованияхкоманд и отдельных спортсменов. В ходе тренировочных занятий этого периодаопробоваются новые методические приемы, производится подбор игроков в составкоманд, осваиваются новые приемы техники и тактические действия, отрабатываетсято, что будет взято на-вооружение командой в соревновательном периоде.
Содержаниеи методика тренировки в подготовитель­ном периоде осенне-зимнего ивесенне-летнего циклов имеют много общего. Изменения происходят только всредствах общей и специальной физической подготовки в связи с изменениемвремени года и переходом в осен­нем подготовительном периоде в зал.
Дляболее четкого планирования учебно-тренировоч­ной и воспитательной работыподготовительный период целесообразно разделить на два этапа.
Первыйэтап (в подготовительном периоде осен­не-зимнего цикла с 1 по 30 октября, авесенне-летнего— с 15 апреля по 15 мая).
Основноевнимание на первом этапе должно быть уде­лено разносторонней общей, физическойподготовке. Поэ­тому ей отводится до 40—45% общего времени, в то вре­мя кактехнической подготовке отводится 35—40%, а так­тической—20—25%. Одновременно свосстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы,выносливости, ловкости и гибкости) изучается и восстанавливается техникаигровых приемов и тактиче­ских действий, развиваются волевые качества;значитель­ное внимание уделяется психологической подготовке иг­роков, а такжекомплектуются команды.
Средства,применяемые на первом этапе: общеразви-вающие упражнения, упражнения нагимнастических сна­рядах и с предметами, акробатические упражнения, кроссы, бегпо беговой дорожке, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями,упражнения в отдельных игровых приемах и несложных тактических дейст­виях.
Втеоретической подготовке приобретаются или углу­бляются знания, составляющиеобщую основу спортивной деятельности.
Основныеформы тренировки на этом этапе: специали­зированные и комплексные занятия пообщей, специаль­ной физической и технической подготовке с постепеннымувеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшей степени ихинтенсивности.
Второйэтап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 ноября по 15 декабря,весенне-летне­го—с 15 мая по 15 июня).
Основнаязадача данного этапа—повышение уровня Тренированности, развитие специальныхкачеств и навы­ков (по всем разделам подготовки), специфичных дляволейболистов, и приобретение спортивной формы.
Физическаяподготовка занимает 25—30% общего вре­мени и способствует в основномдальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повыша­етсяудельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальнойфизической подготов­ки должно составлять примерно 1:2).
Методыразвития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественнонаправлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и спе­циальной выносливости(особенно в прыгучести и в удар­ных движениях).
Техническойподготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное вниманиеуделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техникиперемещения в условиях, приближенных к игровой обста­новке, с учетом функций,выполняемых игроками.
Тактическаяподготовка на этом этапе начинает пре­обладать (40—45% общего времени).Значительное вни­мание уделяется освоению и совершенствованию индиви­дуальныхдействий с учетом выполнения игроками обя­занностей в команде, осваиваютсяновые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточня­ются исовершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составыкоманд и функции отдель­ных игроков.
Индивидуальные,групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении восновном в условиях игровой и соревновательной обстановки.
Средства,применяемые на втором этапе: общеразви-вающие упражнения, упражненияспециальной физиче­ской подготовки, специальные упражнения в технике и тактике,учебные и товарищеские игры.
Всодержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяетсяповышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствамтренировки и сыгровке команд к предстоящим соревно­ваниям.
Втеоретической подготовке предусматривается изуче­ние материалов по общимосновам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных зада­ний,выступление на теоретических занятиях с сообщения­ми на различные темытехнической и тактической подго­товки.
Вконце этого этапа проводятся контрольные испыта­ния по физической и техническойподготовке, контроль­ные и товарищеские встречи, в которых проверяется тех­нико-тактическоемастерство команды и отдельных игро­ков. Команды II и I разрядов на этом этапемогут участвовать в соревнованиях, имеющих подводящий ха­рактер.
Основныеформы тренировки на данном этапе — ком­плексные занятия по физической,технической и тактиче­ской подготовке, тематические тренировки по игровойподготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.
Динамиканагрузки характеризуется уменьшением об­щего объема и дальнейшим возрастаниемее интенсивно­сти до уровня соревновательной и выше.
Соревновательныйпериод каждого цикланачинается вступлением команды в официальные календарные со­ревнования напервенство коллектива физкультуры, спор­тивного клуба, района, города и т. д.,предусмотренные годичным планом тренировки и основных соревнований для команды,и заканчивается последней игрой команды.
Главнаязадача соревновательного периода — дости­жение максимальных стабильныхрезультатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшениеспортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую,тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитываявозмож­ности противника и свои.
Физическаяподготовка, направлена на достижение вы­сокой тренированности, сохранение ее наэтом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренирован­ности.
Техническаяподготовка должна обеспечить дальней­шее совершенствование точности, быстроты истабильно­сти применения приемов в сложных условиях.
Втактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельныхигроков с учетом игры кон­кретного противника и устраняются недостатки, выявлен­ныев предыдущих встречах.
Общийудельный вес физической, технической и такти­ческой подготовки сохраняется науровне предсоревно-вательного этапа.
Психологическаяподготовка должна обеспечить мак­симальную мобилизацию и готовностьволейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом.
Вморальной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевыхкачеств, связанных с не­посредственным участием игрока в соревнованиях: воли кпобеде, выдержки, смелости и решительности в игро­вых действиях, воли впреодолении отрицательных эмо­ций во время соревнований (неуверенность в себе,боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответствен­ные моменты игры,подавленность, связанная с отдельны­ми неудачами).
Теоретическаяподготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательномпериоде, а также на расширение знаний, способствующих успешно­му ростуспортивного мастерства и выступлению в сорев­нованиях.                               •
Средства, применяемыев соревновательном периоде:
в основномспециальные игровые упражнения, двусторон­ние игры, а также упражненияспециальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых прие­мов,а также в групповых и командных тактических действиях.
Количествозанятий при 1—2 календарных играх в неделю — не более трех.
Общийобъем нагрузок незначительно сокращается и затем стабилизируется, а ихинтенсивность возрастает до максимума и на этом уровне стабилизируется.
Переходныйпериод начинаетсяпосле окончания со­ревнований полугодового цикла. Основные задачи: посте­пенноеснижение нагрузки и переход к активному отдыху. В переходном периоде следуетпредусмотреть.сохранение уровня общей физической подготовленности, обеспечитьактивный отдых и укрепление здоровья игроков.
Средства:широко используются упражнения из дру­гих видов спорта с преимущественнымприменением иг­рового метода. Из средств активного отдыха рекоменду­етсяприменять гигиеническую гимнастику, прогулки и туристские походы, экскурсии,игры в городки, бадмин­тон, рыбную ловлю, охоту и др.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Весь процессучебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладениятехникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты,выносливости, ловкости), воспитание/волевых черт характера, укрепление здоровьязанимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства,
Все этимоменты должны быть учтены в обучении и тре­нировке волейболистов в различныхгруппах подготовки.
Воспитательнаяработа проводится по планам меро­приятий коллектива физической культуры,спортивного клуба, но главным образом она осуществляется не­посредственно впроцессе занятий секции и участия в соревнованиях. Любое занятие спортивнойсекции, каж­дое соревнование должно решать воспитательные задачи.
Основнойформой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкаяорганизация и использо­вание групповой формы занятий, соблюдение порядка привыполнении упражнений содействуют повышению организованности и дисциплинызанимающихся.
Крайне важнопоэтому добиваться, чтобы каждый урок был заранее и тщательно разработан сучетом состава и квалификации занимающихся, места и условий его проведения.Исходя из этого должны подбираться средства для проведения занятий, им должныбыть под­чинены организация и методика совершенствования спортивного мастерствазанимающихся.
Теоретическийматериал следует преподносить в по­пулярной и доступной форме в виде краткихбесед (15— 20 мин.) с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов. Вучебных группах II и I спортивных раз­рядов теоретические занятия должны носитьболее углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля ипервой медицинской помощи должны проводиться врачом.
Как правило,на всех тренировочных занятиях следу­ет широко применять средства и упражненияобщей и специальной физической подготовки.
Занятия,целиком посвященные общей и специальной физической поготовке, должныпроводиться во все пе­риоды учебно-тренировочного процесса, в особенности вподготовительном и переходном периодах.
Чтобыдобиться технического мастерства, необходи­мо учебно-тренировочные занятия смячом регулярно со­четать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой,плаванием, гимнастикой и особенно акроба­тикой. Занятия акробатикой позволятбыстро овладеть
; приемами техники игры и в дальнейшемее совершен­ствовать.
;   Игровыеприемы следует разучивать в сочетании с; различными сложнымиакробатическими упражнениями, которые требуют от игроков хорошо развитойкоордина­ции движений, ловкости, гибкости и других качеств. Овладение игровымиприемами в более сложных комби­нациях, чем те, которые встречаются в игре,создает у за­нимающихся уверенность в том, что в менее сложной обстановке онисмогут успешно применять эти приемы.
Акробатическуюподготовку следует рассматривать как одно из основных средств индивидуальногофизичес­кого совершенствования и повышения спортивного мастерстваволейболистов.
Занятиядолжны строиться так, чтобы на каждом из, них волейболисты осваивали что-тоновое. Нужно посто-| янно приучать занимающихся к преодолению трудностей, чтоспособствует воспитанию волевых качеств.
Проверку поспециальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить вначале и  конце года. Для этого могут быть выделены специальные |занятия.
  Для учетатеоретических знаний желательно про­водить беседы со спортсменами попройденному мате-риалу. Занимающиеся должны быть ознакомлены с-литературой потематике теоретической подготовки во- лейболистов.
Для учетафизической, технической и тактической подготовленности игроков следуетпроводить:
  —наблюдения за занимающимися в процессе учебно–тренировочных занятий;
—проверку выполнения отдельных приемов техники игры;
—выполнение установленных контрольных норма­тивов;
—систематический анализ игровой деятельности за­нимающихся.
Присовершенствовании игроков в выполнении от­дельных упражнений необходимоиспользовать метод соревнования (на качество, количество и правильностьвыполнения тех или иных приемов).
Анализигровой деятельности волейболистов лучше 1, всего осуществлять в видесистематических установочных бесед с игроками команды перед соревнованием, вкоторых определяются конкретные задачи технико-так­тического характера впредстоящей игре и разбираются проведенные игры с детальным анализом действийот­дельных игроков и команды в целом.
Припроведении занятий с женскими группами необ­ходимо учитыватьанатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратитьвнимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемытехники игры, чем мужчины. Это относится так­же к совершенствованию тактическихкомбинаций и так­тики отдельных приемов (например, тактики подачи илинападающего удара).
Слабостьюигры женских команд новичков, III и II спортивных разрядов являются малаяподвижность на площадке, недостаточная сила и быстрота ударов по мя­чу,выполнение прыжков не вверх, а вперед-вверх. Часто бывают случаи травмированияпальцев при приеме бы­стро летящих мячей.
Впроцессе учебно-тренировочных занятий с волейбо­листками необходимо большоевнимание уделять акро­батическим упражнениям, сочетая их с упражнениями вметаниях на точность и дальность, а также с передачами мяча в различныхнаправлениях. –
Длясовершенствования силы и быстроты выполнения нападающего удара нужно подбиратьспециальные упражнения типа бросков предметов различного веса.
Одновременнос организацией спортивной секции и команд по волейболу, в которых участвуетпреимущест­венно молодежь, совет коллектива физической культуры и бюро секциидолжны позаботиться о привлечении к занятиям волейболом трудящихся среднеговозраста, организуя для них соревнования по упрощенным прави­лам игры и включаяволейбол в программы занятий групп здоровья.
Главноесостоит в том, чтобы в спортивных секциях систематически проводилисьучебно-тренировочные за­нятия, а спортивные соревнования и товарищеские встречипроходили по определенному плану. Только при этих условиях в коллективахфизической культуры, спортивных клубах, учебных заведениях могут бытьподготовлены квалифицированные спортсмены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
1.   «Волейбол. Программа для секцийколлективов физкультуры» ред. В. С. Хомутский М., 1971
2.   Ю. Д. Железняк «120 уроков поволейболу» М., 1970
3.   «Спортивные игры. Учебное пособие длявузов» ред. Ю. Н. Клещёв М., 1980