СОДЕРЖАНИЕ:
1. Содержание
2. Организация, планирование и учетработы по волейболу
в коллективе физической культуры
3. Организация учебно-тренировочнойработы
4. Планирование иучет учебно-тренировочной работы. Планирование занятий
a) Подготовительныйпериод
b) Соревновательныйпериод
c) Переходныйпериод
5. Организационно-методические указания
6. Список использованной литературы
ОРГАНИЗАЦИЯ,ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В КОЛЛЕКТИВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Для тогочтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих,целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно споказа кинофильма о соревнованиях по волейболу, например о чемпионате мира, накаком-либо вечере или после общего собрания. Затем проводится встреча сизвестными волейболистами страны, города, лучшими тренерами, которыерассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, отом, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хорошо провестипоказательную игру лучших команд города, ДСО или ДСШ, шефствующего коллектива.Все это вызывает у присутствующих большой интерес к волейболу, который оченьважно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практическихзанятий.
Комплектованиеучебных групп во многом предопределяет успех в обучении волейболистов навыкамигры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускатьпростого.разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным.Конечно, в небольшом коллективе, где число желающихс оставляет всего 15—20человек, комплектование не представляет особого труда. Однако при большомколичестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетомих подготовленности и потенциальных возможностей в овладении навыками игры вволейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в однугруппу, тех, кто послабее, — в другую и т. д.
При отбореучитываются следующие показатели: уровень физической подготовленности,способность к овладению техникой игры, способность к тактическому мышлению вигре, антропометрические данные, уровень овладения навыками игры в волейбол.
Для выявленияуровня физической подготовленности применяются контрольные испытания:вертикальный Прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику СО сторонами10 и 5 м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места ив прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейбольнуюсетку в прыжке.
Высотувертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другимспособом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжести теланезависимо от роста испытуемого. Основные способы определения «прыгучести»:вытягивание сантиметровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры;
доставание подвешенной размеченнойленты, где отмечается начальное положение ладони по кончикам пальцев иконечное — в высшей точке взлета вверх; по положению тени испытуемого наразмеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и конечноеположение.
Прыжок вдлину должен выполняться на мягкую опору. Отмечается расстояние от стартовойлинии до ближайшего к ней следа ступни.
Для испытанийпо бегу надо начертить два равносторонних треугольника: у одного сторона 10 м,у другого— 5 м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналуиспытуемый левым боком к треугольнику (против движения часовой стрелки)пробегает 30 м. Во втором испытании он пробегает 15 м левым боком ктреугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает еще 15 м, но правымбоком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки).
Метание сместа производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз передиспытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить егодвумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходногоположения. Нужно подпрыгнуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и броситьзатем мяч вперед.
Метаниетеннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в рукерасполагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх,отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель—гимнастическиймат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствоватьвозрасту и полу испытуемых.
Чтобыопределить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагаютвыполнять технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показаэтих приемов инструктором или кем-либо из волейболистов, приглашенныхспециально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-вперед,нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновыхамортизаторах. Выполнение оценивается в баллах (по 5-балльной системе). Попервоначальным попыткам выполнить технический прием можно в известной мересудить о возможностях того или иного испытуемого в овладении техникой.
Оспособностях к овладению тактикой судят по наблюдениям в играх. Такиенаблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровойобстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенныедвигательные умения и навыки. По поведению в игре можно судить о развитии узанимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактическогомышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Крометого, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разныхспособов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении,преодоление препятствий и т. д. Используются также подвижные игры, ^ где можноопределить быстроту реакции в сочетании с быстротой перемещения и другимидействиями: «Ден^и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй унеси», «Невод»;различные варианты игры «Салки»; игры с мячом:
«Охотники иутки», «Защита крепости», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Пионербол» (двумя ичетырьмя мячами).
В заключениепроводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерноравные по силам. Наблюдение за играми дает возможность выявить уровеньовладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели вуказанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические приемыи тактические действия и успешнее действует в игре.
Кроме всехпоказателей, надо располагать также сведениями о состоянии здоровья иантропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следуетотдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные,особенно ростовые.
Широкийкруг показателей при комплектовании учебных групп необходим для того, чтобыболее полно выявить возможности каждого желающего играть в волей-бол. Руководствоватьсятолько наблюдениями в конт-рольных играх по волейболу нельзя, так как здесьвозможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хорошего волейболиста толькопотому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некотороевремя, и в результате регулярных занятий такой игрок обойдет многих ужеиграющих в волейбол.
Какизвестно, учебно-тренировочный процесс у квалифицированных спортсменов делитсяна периоды: подготовительный, соревновательный и переходный. Периодизацияучебно-тренировочной работы обусловливается закономерностями формированиядвигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям.Календарные сроки проведения основных соревнований для определенногоконтингента занимающихся служат определяющим пунктом при планировании.
Планированиеучебно-тренировочной работы для начинающих имеет существенные отличия, чтовытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентомзанимающихся. Так, у волейболистов, тренирующихся много лет, преобладаютсовершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высокимнагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающихпреимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим действиям.
Спортивныесостязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5—6 месяцев занятий,подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применятьприобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условияхсоревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отличаетсяот аналогичной для квалифицированных волейболистов. Все внимание на этом этапедолжно быть направлено на специальную физическую подготовку, обучениетехническим приемам волейбола и тактическим действиям. Во времясоревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок,контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди новичков.
Общий планработы секции составляется и утверждается на весь период работы (в нашемпособии на год) советом физкультуры коллектива. При составлении плана надоучитывать состав занимающихся, условия и харак тер работы предприятия илиучреждения, условия для за-нятий волейболом. План секции охватывает всевопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется несколько учебныхгрупп, создается бюро секции в количестве 3—5 человек. Бюро секции должнооказывать активную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику.
Правильноепланирование учебно-тренировочной работы во многом определяет успех в подготовкеволейболистов. При этом нужно исходить из основных задач физическоговоспитания молодежи, условий работы секции, уровня подготовленностизанимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия.Большое значение имеет уровень подготовки руководителя занятий —инструктора-общественника или кого-либо из занимающихся, лучше другихподготовленного и взявшего на себя обязанности руководителя.
Основныедокументы планирования: типовая программа, учебный план, график прохожденияучебного материала по месяцам или неделям, рабочий план и план-конспектзанятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе.
Настоящееучебное пособие, как уже говорилось, не рассчитано на многолетнююучебно-тренировочную работу. Оно ставит своей задачей дать начальный курс обученияволейболу и помочь общественному физкультурному активу в массовой подготовкеволейболистов. Поэтому мы здесь подробно не рассматриваем вопросы планирования.Однако основные положения планирования учтены при поурочном изложении учебногоматериала. Учтены также закономерности формирования двигательных навыков,специфика волейбола, содержание ifметодика физической подготовки, обучения технике и тактике, соотношениесредств физической, технической и тактической подготовки, периодизацияучебно-тренировочного процесса и т. д.
Курс обучениярассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительностьодного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы вспортивной секции коллектива физкультуры.
Основнаяформа занятий с начинающими—групповой урок. Он состоит из трех частей:подготовительной, основной и заключительной. Продолжительностьподготовительной части 15—25 мин., основной—90—100 мин., заключительной—5 мин.
Цельподготовительной части урока заключается в организации занимающихся:построение, принятие рапорта, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражненияв движении, в основном на внимание. Осуществляется также подготовка организмазанимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока,совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этойчасти урока главным образом применяются общеразвивающие и специальныеупражнения, подвижные игры и эстафеты.
Восновной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитаниефизических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна изкоторых—главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям,либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений.В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени наотдельные упражнения.
Вовремя совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняетзадания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продуктивностьзанятий и особенно важно при непродолжительном периоде обучения.
Взадачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия.Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся егоитоги.
Важнымусловием эффективности учебно-тренировочной работы является правильнаяпостановка учета этой работы.
Дляопределения уровня физической подготовленности занимающихся учитываютсярезультаты испытаний на \ прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метаниянабивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания извиса. Для определения уровня технической подготовленности используютсяупражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающихударах. Проверку по физической подготовке и технике целесообразно проводить вначале и конце года. Для этого можно выделить дополнительные специальныезанятия. ‘
Втекущем учете основное место занимают наблюде-ния за тем, как происходитовладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют ихв игре.
Процессобучения на занятиях по волейболу тесно связан с воспитанием у занимающихсяморальных и волевых качеств. В центре воспитательной работы должно стоятьразвитие коммунистического отношения к труду. Спорт помогает в работе. Труд,учеба и спорт неотделимы от понятия современного молодого человека.’Примероммогут служить члены бригад коммунистического труда, для которых занятия спортомстали неотъемлемой частью их быта. Каждый спортсмен должен стремиться статьлучшим производственником, быть лучшим в учебе, в общественной жизниколлектива.
Нашепособие рассчитано на 120 уроков. Срок небольшой, однако неправильно думать,что в связи с этим нельзя будет успешно решать и воспитательные задачи. Многоебудет зависеть от того, насколько удастся создать сплоченный коллектив. Дружныйколлектив возникает там, где есть общность интересов. Вот почему на первыхпорах, да и на всем протяжении обучения надо стремиться вызвать глубокий ипрочный интерес к занятиям волейболом. Это послужит основой для воспитания умолодежи привычки к систематическим занятиям физической культурой. А одна изосновных задач начального курса обучения волейболу — воспитать в людяхпотребность регулярно заниматься спортом.
Беседыо влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека, овыдающихся спортсменах, интересных соревнованиях, встречи с ведущимиспортсменами своего коллектива, города, республики, показательные выступленияизвестных спортсменов—вот примерный перечень мероприятий, которые создают заинтересованностьв занятиях спортом.
И,конечно, сами занятия, их организация, методика проведения во многом могутспособствовать пробуждений интереса к занятиям физической культурой и спортомили, наоборот, вызвать равнодушие, а то и антипатию.
Ни в киемслучае нельзя отменять или переносить занятия. На каждом занятии занимающиесядолжны узнавать что-то новое, постоянно преодолевать трудности— этоспособствует воспитанию волевых качеств. Именно на этом основано построениеуроков, где даются и разнообразные упражнения, и из урока в урок нарастают требования,предъявляемые к занимающимся.
К сожалению,бытуют еще взгляды на занятие волейболом как на нечто развлекательное, как насредство активного отдыха. Да, занятия волейболом при правильном построенииочень эмоциональны и доставляют занимающимся истинное наслаждение. Но будетгрубой ошибкой сводить все занятия к выполнению нескольких упражнений сволейбольным мячом, к двусторонней игре в волейбол. Вначале это, может, ибудет интересно, затем быстро наскучит, и желаемого результата мы не получим.Овладение навыками игры при таких занятиях происходит очень медленно, а.интерес к занятиям постепенно пропадает.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Секцииволейбола создаются в коллективах физической культуры, спортивных клубах,учебных заведениях. В секции волейбола принимаются мужчины, женщины, а такжеюноши и девушки в возрасте от 16—17 лет, желающие систематически заниматьсяволейболом и допущенные к занятиям врачом. При секциях могут быть созданы группыиз подростков 14—15 лет.
Приемновичков в секцию должен проводиться в октябре—ноябре каждого года, в началеподготовительного периода. Это,, однако,, не исключает возможности приема в секциюв другое время года.
Дляпроведения занятий создаются учебные группы. Число занимающихся в группеновичков—16—18 человек, в группе III спортивного разряда—14—16 человек, а вгруппе II и I спортивных разрядов— 12—14 человек.
Количествоучебных групп устанавливается в зависимости от общего числа желающихзаниматься, их возраста, пола, спортивной подготовленности и наличия материальнойбазы.
Учебно-тренировочныезанятия в секции проводятся в форме уроков по общепринятой схеме согласнорасписанию, составленному с учетом занятости занимающихся производственной- иучебной деятельностью, имеющейся материальной базы. Кроме того, занимающимсяцелесообразно давать задания для самостоятельного, более детальногосовершенствования отдельных приемов техники игры, повышения физическойподготовленности, укрепления здоровья и закаливания организма, На протяжениивсего года в процессе учебно-тренировочных занятий ведется подготовка к сдаченорм комплексов ГТО и ГЗР. Для новичков и спортсменов III спортивного разрядавыполнение норм осуществляется на учебных занятиях (по разделу физическойподготовки). А для спортсменов II и I разрядов осуществляется приемконтрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Учебно-тренировочныезанятия проводятся тренерами или инструкторами, имеющими специальнуюподготовку,. а также инструкторами и тренерами-общественниками.
Во времяорганизации и проведения занятий следует принимать меры для предупреждениятравм и соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятийоборудованию и инвентарю.
Всезанимающиеся в секции обязаны проходить врачебный осмотр в соответствии спорядком, установленным Министерством здравоохранения СССР, не реже одного разав шесть месяцев.
Особоевнимание следует обращать на воспитывающий характер учебного процесса,добиваясь воспитания занимающихся в духе морального кодекса строителейкоммунизма. Большое значение имеет воспитание предан-ности своему коллективу,дисциплинированности, чувства долга, смелости, воли и упорства в достижениипоставленных целей. Определенную помощь в организации и проведениивоспитательной работы должны оказывать совет коллектива физической культуры ибюро спортивной секции с учетом мероприятий, проводимых предприятиями,учреждениями, учебными заведениями, совхозами и.колхозами.
Основныезадачи, стоящие перед учебными группами новичков (первый год занятий):
— привитиеинтереса к волейболу и воспитание спортивного трудолюбия;
— укреплениездоровья, всесторонняя физическая подготовка на базе освоения и сдачи Нормкомплексов ГТО и ГЗР;
— развитиекачеств, необходимых волейболисту,— быстроты, силы, выносливости, ловкости;
— изучениеосновных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении изащите;
—ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физическихупражнений на организм занимающихся и об игре в волейбол;
— приобретение опыта участия всоревнованиях (участие в соревнованиях коллектива физкультуры).
Основные задачи, стоящие перед учебными группами IIIразряда (последующий год занятий):
—дальнейшее повышение уровня всесторонней физической подготовленности, развитиенеобходимых волейболисту качеств—силы, быстроты, выносливости, ловкости,скоростной и прыжковой выносливости; сдача норм комплексов ГТО и ГЗР;выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
—усвоение основных теоретических сведений в соответствии с требованиямипрограммы;
—дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики игры;
—выполнение норм III спортивного разряда;
—приобретение опыта участия в районных и городских соревнованиях исовершенствование тактических навыков;
.— приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований.
Основныезадачи, стоящие перед учебными группами II и I разрядов (последующиедва-три года занятий):
—дальнейшее повышение уровня всесторонней и специальной физическойподготовленности;
—выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
—дальнейшее совершенствование технических приемов и тактических действий внападении и защите в условиях игровой обстановки;
—выполнение специальных требований по технической подготовке;
—выполнение и подтверждение норм II и I спортивных разрядов;
—накопление опыта участия в соревнованиях;
—приобретение опыта в самостоятельном ведении тренировки, составлениииндивидуальных планов тренировки;
—приобретение инструкторских навыков в организации и проведенииучебно-тренировочных занятий, получение звания тренера-общественника поволейболу; — приобретение знаний и навыков практического судействасоревнований, получение звания судьи по спорту.
Длязанимающихся всех групп обязательна сдача зачетов по теоретической подготовке.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программапредусматривает организацию и проведение систематической многолетней икруглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Сгруппами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III спортивногоразряда—3 занятия по 3 часа; с группами II спортивного разряда—3— 4 занятия по3 часа; с группами I разряда—4—5 занятий по 3 часа.
Приразработке годовых планов учебно-тренировочных занятий секций необходимоуделить должное внимание следующим основным положениям:
—непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;
—четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий поотдельным периодам и этапам тренировочного года;
—определению для каждой группы средств и методов физической, технической,тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификациейзанимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства;
—определению содержания и средств морально-волевой и психологической подготовкизанимающихся;
—организации воспитательной работы;
—организации врачебного и педагогического контроля;
—определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года,формированию и сыгровке команд;
—определению уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельныхгрупп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.
Имеющаясяпрактика работы по волейболу в большинстве физкультурных организаций страны ипостроения годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых четкоопределены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразностиделения года на
2 цикла,каждый из которых, в свою очередь, делится на
3 периода:подготовительный, соревновательный и переходный.
Учебный год для групп новичков можно не делить на 2цикла, учитывая, что направленность занятий этих групп имеет в основномподготовительный характер.
Примерная продолжительность периодов осенне-зимнегоцикла:
—подготовительный период—с 1 октября по 15 декабря;
— соревновательныйпериод—с 15 декабря по 15 марта;
— переходный период—с 15 марта по 15апреля.
—
Примерная продолжительность периодоввесенне-ле-него цикла:
—подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня;
—соревновательный период—с 15 июня по 30 августа;
—переходный период — с 1 по 30 сентября.
Соответственноэтому в спортивном году проводится несколько важнейших, основных для даннойгруппы (команды), соревнований по волейболу на летних площадках и в залах.
Вкаждом годовом цикле следует планировать, как и к какому времени нужно достичьнаивысшего уровня спортивной подготовленности, как долго он должен сохранитьсяи когда можно перейти к необходимому активному отдыху.
Подготовительныйпериод начинается скаждым новым циклом тренировки и завершается к началу первых календарных игросновных соревнований.
Основнойзадачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошоорганизованная подготовка к успешному -выступлению в предстоящих соревнованияхкоманд и отдельных спортсменов. В ходе тренировочных занятий этого периодаопробоваются новые методические приемы, производится подбор игроков в составкоманд, осваиваются новые приемы техники и тактические действия, отрабатываетсято, что будет взято на-вооружение командой в соревновательном периоде.
Содержаниеи методика тренировки в подготовительном периоде осенне-зимнего ивесенне-летнего циклов имеют много общего. Изменения происходят только всредствах общей и специальной физической подготовки в связи с изменениемвремени года и переходом в осеннем подготовительном периоде в зал.
Дляболее четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работыподготовительный период целесообразно разделить на два этапа.
Первыйэтап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 по 30 октября, авесенне-летнего— с 15 апреля по 15 мая).
Основноевнимание на первом этапе должно быть уделено разносторонней общей, физическойподготовке. Поэтому ей отводится до 40—45% общего времени, в то время кактехнической подготовке отводится 35—40%, а тактической—20—25%. Одновременно свосстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы,выносливости, ловкости и гибкости) изучается и восстанавливается техникаигровых приемов и тактических действий, развиваются волевые качества;значительное внимание уделяется психологической подготовке игроков, а такжекомплектуются команды.
Средства,применяемые на первом этапе: общеразви-вающие упражнения, упражнения нагимнастических снарядах и с предметами, акробатические упражнения, кроссы, бегпо беговой дорожке, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями,упражнения в отдельных игровых приемах и несложных тактических действиях.
Втеоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющиеобщую основу спортивной деятельности.
Основныеформы тренировки на этом этапе: специализированные и комплексные занятия пообщей, специальной физической и технической подготовке с постепеннымувеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшей степени ихинтенсивности.
Второйэтап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 ноября по 15 декабря,весенне-летнего—с 15 мая по 15 июня).
Основнаязадача данного этапа—повышение уровня Тренированности, развитие специальныхкачеств и навыков (по всем разделам подготовки), специфичных дляволейболистов, и приобретение спортивной формы.
Физическаяподготовка занимает 25—30% общего времени и способствует в основномдальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повышаетсяудельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальнойфизической подготовки должно составлять примерно 1:2).
Методыразвития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественнонаправлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости(особенно в прыгучести и в ударных движениях).
Техническойподготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное вниманиеуделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техникиперемещения в условиях, приближенных к игровой обстановке, с учетом функций,выполняемых игроками.
Тактическаяподготовка на этом этапе начинает преобладать (40—45% общего времени).Значительное внимание уделяется освоению и совершенствованию индивидуальныхдействий с учетом выполнения игроками обязанностей в команде, осваиваютсяновые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточняются исовершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составыкоманд и функции отдельных игроков.
Индивидуальные,групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении восновном в условиях игровой и соревновательной обстановки.
Средства,применяемые на втором этапе: общеразви-вающие упражнения, упражненияспециальной физической подготовки, специальные упражнения в технике и тактике,учебные и товарищеские игры.
Всодержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяетсяповышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствамтренировки и сыгровке команд к предстоящим соревнованиям.
Втеоретической подготовке предусматривается изучение материалов по общимосновам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных заданий,выступление на теоретических занятиях с сообщениями на различные темытехнической и тактической подготовки.
Вконце этого этапа проводятся контрольные испытания по физической и техническойподготовке, контрольные и товарищеские встречи, в которых проверяется технико-тактическоемастерство команды и отдельных игроков. Команды II и I разрядов на этом этапемогут участвовать в соревнованиях, имеющих подводящий характер.
Основныеформы тренировки на данном этапе — комплексные занятия по физической,технической и тактической подготовке, тематические тренировки по игровойподготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.
Динамиканагрузки характеризуется уменьшением общего объема и дальнейшим возрастаниемее интенсивности до уровня соревновательной и выше.
Соревновательныйпериод каждого цикланачинается вступлением команды в официальные календарные соревнования напервенство коллектива физкультуры, спортивного клуба, района, города и т. д.,предусмотренные годичным планом тренировки и основных соревнований для команды,и заканчивается последней игрой команды.
Главнаязадача соревновательного периода — достижение максимальных стабильныхрезультатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшениеспортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую,тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитываявозможности противника и свои.
Физическаяподготовка, направлена на достижение высокой тренированности, сохранение ее наэтом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности.
Техническаяподготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности, быстроты истабильности применения приемов в сложных условиях.
Втактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельныхигроков с учетом игры конкретного противника и устраняются недостатки, выявленныев предыдущих встречах.
Общийудельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется науровне предсоревно-вательного этапа.
Психологическаяподготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и готовностьволейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом.
Вморальной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевыхкачеств, связанных с непосредственным участием игрока в соревнованиях: воли кпобеде, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, воли впреодолении отрицательных эмоций во время соревнований (неуверенность в себе,боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры,подавленность, связанная с отдельными неудачами).
Теоретическаяподготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательномпериоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному ростуспортивного мастерства и выступлению в соревнованиях. •
Средства, применяемыев соревновательном периоде:
в основномспециальные игровые упражнения, двусторонние игры, а также упражненияспециальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых приемов,а также в групповых и командных тактических действиях.
Количествозанятий при 1—2 календарных играх в неделю — не более трех.
Общийобъем нагрузок незначительно сокращается и затем стабилизируется, а ихинтенсивность возрастает до максимума и на этом уровне стабилизируется.
Переходныйпериод начинаетсяпосле окончания соревнований полугодового цикла. Основные задачи: постепенноеснижение нагрузки и переход к активному отдыху. В переходном периоде следуетпредусмотреть.сохранение уровня общей физической подготовленности, обеспечитьактивный отдых и укрепление здоровья игроков.
Средства:широко используются упражнения из других видов спорта с преимущественнымприменением игрового метода. Из средств активного отдыха рекомендуетсяприменять гигиеническую гимнастику, прогулки и туристские походы, экскурсии,игры в городки, бадминтон, рыбную ловлю, охоту и др.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Весь процессучебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладениятехникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты,выносливости, ловкости), воспитание/волевых черт характера, укрепление здоровьязанимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства,
Все этимоменты должны быть учтены в обучении и тренировке волейболистов в различныхгруппах подготовки.
Воспитательнаяработа проводится по планам мероприятий коллектива физической культуры,спортивного клуба, но главным образом она осуществляется непосредственно впроцессе занятий секции и участия в соревнованиях. Любое занятие спортивнойсекции, каждое соревнование должно решать воспитательные задачи.
Основнойформой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкаяорганизация и использование групповой формы занятий, соблюдение порядка привыполнении упражнений содействуют повышению организованности и дисциплинызанимающихся.
Крайне важнопоэтому добиваться, чтобы каждый урок был заранее и тщательно разработан сучетом состава и квалификации занимающихся, места и условий его проведения.Исходя из этого должны подбираться средства для проведения занятий, им должныбыть подчинены организация и методика совершенствования спортивного мастерствазанимающихся.
Теоретическийматериал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде краткихбесед (15— 20 мин.) с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов. Вучебных группах II и I спортивных разрядов теоретические занятия должны носитьболее углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля ипервой медицинской помощи должны проводиться врачом.
Как правило,на всех тренировочных занятиях следует широко применять средства и упражненияобщей и специальной физической подготовки.
Занятия,целиком посвященные общей и специальной физической поготовке, должныпроводиться во все периоды учебно-тренировочного процесса, в особенности вподготовительном и переходном периодах.
Чтобыдобиться технического мастерства, необходимо учебно-тренировочные занятия смячом регулярно сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой,плаванием, гимнастикой и особенно акробатикой. Занятия акробатикой позволятбыстро овладеть
; приемами техники игры и в дальнейшемее совершенствовать.
; Игровыеприемы следует разучивать в сочетании с; различными сложнымиакробатическими упражнениями, которые требуют от игроков хорошо развитойкоординации движений, ловкости, гибкости и других качеств. Овладение игровымиприемами в более сложных комбинациях, чем те, которые встречаются в игре,создает у занимающихся уверенность в том, что в менее сложной обстановке онисмогут успешно применять эти приемы.
Акробатическуюподготовку следует рассматривать как одно из основных средств индивидуальногофизического совершенствования и повышения спортивного мастерстваволейболистов.
Занятиядолжны строиться так, чтобы на каждом из, них волейболисты осваивали что-тоновое. Нужно посто-| янно приучать занимающихся к преодолению трудностей, чтоспособствует воспитанию волевых качеств.
Проверку поспециальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить вначале и конце года. Для этого могут быть выделены специальные |занятия.
Для учетатеоретических знаний желательно проводить беседы со спортсменами попройденному мате-риалу. Занимающиеся должны быть ознакомлены с-литературой потематике теоретической подготовки во- лейболистов.
Для учетафизической, технической и тактической подготовленности игроков следуетпроводить:
—наблюдения за занимающимися в процессе учебно–тренировочных занятий;
—проверку выполнения отдельных приемов техники игры;
—выполнение установленных контрольных нормативов;
—систематический анализ игровой деятельности занимающихся.
Присовершенствовании игроков в выполнении отдельных упражнений необходимоиспользовать метод соревнования (на качество, количество и правильностьвыполнения тех или иных приемов).
Анализигровой деятельности волейболистов лучше 1, всего осуществлять в видесистематических установочных бесед с игроками команды перед соревнованием, вкоторых определяются конкретные задачи технико-тактического характера впредстоящей игре и разбираются проведенные игры с детальным анализом действийотдельных игроков и команды в целом.
Припроведении занятий с женскими группами необходимо учитыватьанатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратитьвнимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемытехники игры, чем мужчины. Это относится также к совершенствованию тактическихкомбинаций и тактики отдельных приемов (например, тактики подачи илинападающего удара).
Слабостьюигры женских команд новичков, III и II спортивных разрядов являются малаяподвижность на площадке, недостаточная сила и быстрота ударов по мячу,выполнение прыжков не вверх, а вперед-вверх. Часто бывают случаи травмированияпальцев при приеме быстро летящих мячей.
Впроцессе учебно-тренировочных занятий с волейболистками необходимо большоевнимание уделять акробатическим упражнениям, сочетая их с упражнениями вметаниях на точность и дальность, а также с передачами мяча в различныхнаправлениях. –
Длясовершенствования силы и быстроты выполнения нападающего удара нужно подбиратьспециальные упражнения типа бросков предметов различного веса.
Одновременнос организацией спортивной секции и команд по волейболу, в которых участвуетпреимущественно молодежь, совет коллектива физической культуры и бюро секциидолжны позаботиться о привлечении к занятиям волейболом трудящихся среднеговозраста, организуя для них соревнования по упрощенным правилам игры и включаяволейбол в программы занятий групп здоровья.
Главноесостоит в том, чтобы в спортивных секциях систематически проводилисьучебно-тренировочные занятия, а спортивные соревнования и товарищеские встречипроходили по определенному плану. Только при этих условиях в коллективахфизической культуры, спортивных клубах, учебных заведениях могут бытьподготовлены квалифицированные спортсмены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Волейбол. Программа для секцийколлективов физкультуры» ред. В. С. Хомутский М., 1971
2. Ю. Д. Железняк «120 уроков поволейболу» М., 1970
3. «Спортивные игры. Учебное пособие длявузов» ред. Ю. Н. Клещёв М., 1980