Волевые качества и их развитие

Воля как сознательнаяорганизация и саморе­гуляция деятельности, направленная на преодо­лениевнутренних трудностей,—это прежде все­го власть над собой, над своимичувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладаетразной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огром­ный спектриндивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своихпроявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабостьволи. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать лю­бые трудности,встречающиеся на пути к достижению постав­ленной цели, при этом обнаруживает такиеволевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д.Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности,настойчивости, не умеют сдерживать себя, по­давлять сиюминутные побуждения воимя более высоких, нрав­ственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявленийслабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняястепень слабово­лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, кпримеру, абулия и апраксия.
Абулия—это возникающее на почве мозговой патологииотсутствие побуждений к деятельности, неспособность при по­ниманиинеобходимости принять решение действовать или ис­полнять его.
Отчетливо понимаянеобходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, неможет заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно длянего полевое поведение.
Апраксия—сложное нарушение целенаправленности дейст­вий,вызываемое поражением мозговых структур. Если пора­жение нервной тканилокализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся внарушении произволь­ной регуляции движений и действий, которые не подчиняютсязаданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевогоакта.
Абулия иапраксия—сравнительно редкие явления, прису­щие людям с тяжелым расстройствомпсихики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе,обуслов­лено,-как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием,вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей иподростков. Наиболее типич­ным проявлением слабой воли является лень —стремление че­ловека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежеланиесовершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех другихслучаях менее склонные призна­ваться в каких-либо недостатках, весьма легкопризнаютза собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушнойснисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодойчеловек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление особственной ценности, ко­торая не выявляется лишь по причине лени. В такомосвещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, кото­раяскрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.
Между тем это иллюзия.Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности кжизни, безраз­личия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешнейлокализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, котораябыла особенно ненавистна В. И. Лени­ну. Не случайно множество раз на страницахего произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о“свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российскихобломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявленияслабости—трусость, нере­шительность, несдержанность и т. д. являются серьезнымидефектами развития личности, их преодоление требует серьез­ной воспитательнойработы, и прежде всего организации само­воспитания.
Положительные качестваволи, проявления ее силы обес­печивают успешность деятельности, с лучшейстороны харак­теризуют личность человека. Перечень подобных волевых качествочень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность,самообладание и многие другие. Так, реши­тельность—это индивидуальноекачество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно приниматьответст­венные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Урешительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием иисполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, новсегда своев­ременное решение, принятое со знанием дела, с учетомобстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетель­ствуют не столько орешительности, сколько о желании чело­века избавиться от внутреннего напряженияи обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли.С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения,откладывание его “в долгий ящик” гово­рит, в свою очередь, о неразвитости воли.Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советовизвестную критичность по отношению к этим мнениям и сове­там. Как ирешительность, самостоятельность выявляет, глав­ным образом, внутреннююлокализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может бытьпротивопостав­лена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости.Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельстви давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволияявляется  и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам ра­зума исоветам окружающих. Настойчивость упрямого челове­ка носит неразумный характер,она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности иповедения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воливыступает как качество личности, наиболее полно выража­ющееся вколлективистском самоопределении.
Оценка волевого качестване может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, еслине реша­ющее, значение имеет моральная воспитанность воли. Харак­теристикапроявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимостимотивов, положенных в основу осу­ществления волевого акта. Человек, обладающийморально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняю­щий своииндивидуальные устремления воле и авторитету кол­лектива, интересамсоциалистического общества.
Педагогу, работающему сошкольниками, подросткового и  раннего юношеского возраста, не воли    приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли,опасность сла­боволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повеству­ющие огероях революции, гражданской и Великой Отечест­венной войн, о трудовыхподвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества,решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофиль­махотображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задачапедагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связьс важнейшими мораль­ными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к само­воспитаниюволи, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, акакие не приносят существен­ной пользы. Это тем более важно, если принять вовнимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, ккоторым прибегают подростки, занимаясь самовос­питанием воли. Один школьник для“развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резалруку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этихприемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток,осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении освоей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспи­тания воли составляетсистематическое преодоление труднос­тей в повседневной жизни, в учебе и труде впервую оче­редь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортив­нойдеятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолениисиюминутных желаний, мешающих осуществле­нию учебной, трудовой и инойдеятельности.
Приемы самовоспитанияволи могут быть весьма разнооб­разными,но все они включают соблюдение следующих условий.
1. Начинать воспитаниеволи следует с приобретения при­вычки преодолевать сравнительнонезначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшиетрудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет своюволю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” иделать все возможное, чтобы преодо­леть его, “взять” эту “крепость”. Люди,обладающие несгибае­мой волей, постоянно приучали себя совершать волевые по­ступкив повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительныеподвиги в боевой и трудовой дея­тельности. Следует напомнить подросткам, чтоГерои Совет­ского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тю­ленин,Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкно­венными школьниками и чтоих волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественнойдеятельности.
2. Преодоление трудностейи препятствий совершается для достижения определенных целей. Чемзначительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудностиспосо­бен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повсе­дневных делникогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целейдеятельности. Поэтому необхо­димым условием воспитания воли являетсяформирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеж­дений,основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значениеприобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности ичувства долга.
3. Принятое решение должнобыть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение сноваи снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематиче­скоеневыполнение принятых решений размагничивает чело­веческую волю. Но, принимаярешение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость.Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выпол­нять.
4. В том случае, есличеловек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапыдостижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать част­ныезадачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
К числу важнейших условийформирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильногораспо­рядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьмипоказывают, что, как правило, они не умеют органи­зовать ни свою работу, нисвой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят доконца. Волевой чело­век—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуетсясобранностью и целеустремленностью. Для то­го чтобы закалить свою волю,необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде ибыту.
Одним из существенныхусловий закалки воли человека являются систематические занятия спортом.Преодоление труд­ностей при занятиях физической культурой является подлиннойтренировкой не только мышц человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли,не следует забывать, что успеш­ное выполнение деятельности зависит не только отформирова­ния тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответст­вующихнавыков как условий реального выполнения намеченно­го, достижения поставленныхцелей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощьподшефно­му колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Такимобразом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков,выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленныхцелей.
Наконец, следует указать,что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общениичеловека с дру­гими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, внеколлектива воля человека нормально развиваться не может.
У каждого школьника естьвсе возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинаетсясознатель­ный процесс воспитания воли, тем больших успехов он мо­жет добиться.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru