Вольфсбергские принципы и финансовая безопасность России

Мастепанова Д.А., к.э.н.
В комплексе направленийобеспечения экономической безопасности страны финансовая безопасность занимаетодну из ключевых позиций. Процессы глобализации, охватывающие мир со всевозрастающей скоростью, обуславливают не только резкое возрастание финансовыхрисков стран с развивающимися рыночными отношениями и степени зависимостисостояния национальных экономик от движения международных потоков капитала, нои повышение привлекательности финансовых и денежно-кредитных систем этих страндля легализации доходов, добытых преступным путем.
В числе первоочередных мер поповышению финансовой безопасности государства, таким образом, объективно должноприсутствовать создание действенных механизмов, препятствующих, с одной стороныпроникновению в страну финансовых средств нелегального происхождения, с другой– незаконному оттоку ресурсов из страны.
Наиболее привлекательнымканалом для отмывания “грязных” денег и транспортировки капиталов понелегальным путям во всем мире является банковская сфера. Соответственно,процесс создания вышеупомянутых механизмов, в первую очередь, должензатрагивать именно эту сферу.
Одиннадцать ведущих банков мира — в их числе Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., BancoSantander Central Hispano S.A., Credit Suisse Group, UBS AG HSBS, BarclaysBank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P.Morgan — подписали30 октября 2000 г. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов вчастном банковском секторе (Вольфсбергские принципы).
Вольфсбергские принципыочерчивают приоритетные направления политики кредитных учреждений и базовыеэлементы механизмов предотвращения легализации полученных преступных путемдоходов через банковский сектор; практически – представляют собой “руководствок действию”, на основе которого каждый банк может определять свои собственныемеханизмы противодействия отмыванию доходов, исходя из своих специфики, условийи возможностей.
В рамках комплекса мер попротиводействию отмывания незаконных доходов и снижению объемовнесанкционированного вывоза капитала за границу Банк России счел необходимымпроинформировать кредитные организации России о содержании этих принципов.
Рассмотрим их подробнее.
Вольфсбергские принципы (далее –“Принципы”) предусматривают, что предотвращение использования транснациональныхопераций для преступных целей должно входить в число целевых приоритетов банковскойполитики. На практике реализация этого приоритета предполагает, в первуюочередь, ответственный подход к работе с клиентами, включающий разумнуюпроверку источника их благосостояния, и средств, с которыми совершаютсяоперации, а также – что немаловажно — персональную ответственность служащегобанка, ведущего работу с конкретным клиентом. В целях снижения вероятностиподкупа банковского служащего “Принципы” рекомендуют осуществлять принятиерешения об открытии новых счетов и установлении отношений с новыми клиентами поменьшей мере еще одним сотрудником банка, помимо сотрудника, непосредственноработающего с клиентом.
Отправной точкой работы склиентом и бенефициаром должна стать идентификация клиента, включающая в себядетальную проверку личности клиента (если речь идет о физическом лице) илидокументальных свидетельств существования и надлежащей организации корпорации,товарищества, фонда и пр.
При идентификации бенефициаровпроверяется, действительно ли данное лицо действует от своего имени (если речьидет о физическом лице); если речь идет о юридическом лице — происхождениефондов компании, данные об основных владельцах или владельцах акционерногокапитала, лицах осуществляющих контроль за движением средств (например,директоров и лиц, имеющих правомочие давать указания директорам). В случаенеобходимости служащий банка может принять решение о необходимости проверкипрочих акционеров (при этом не имеет значения, являются ли доли акционерногокапитала именными или на предъявителя). В случае проверки неакционированногообщества действия служащего банка не меняются.
При открытии счетов на имяуправляющих средствами и аналогичных посредников служащий банка долженудостовериться, что посредник осведомлен о личности своих клиентов или имеетзакрепленное обязательство проводить проверку клиентов в той форме, которая быустраивала банк.
Только после проведения процедуридентификации разрешается открытие номерных или кодированных счетов.
При обслуживании разовых клиентови предоставлении электронных услуг банк определяет, следует ли перед открытиемсчета проводить более детальную проверку.
В “Принципах” рекомендуетсяструктурировать процедуру проверки по следующим информативным блокам: выявлениецели и причины открытия счета, перечня предполагаемых операций по счету, анализдеятельности, являющейся источником доходов, оценку капитала, анализ источниковпроисхождения и способов перевода денег, использованных для открытия счета,анализ репутации клиента и иной дополнительной информации, в случае недостаточностиэтой информации – проведение личной встречи с клиентом.
В числе ситуаций, требующихдополнительного внимания, “Принципы” обоснованно выделяют:
операции с клиентами ибенефициарами, являющимися резидентами и получающими средства из стран, окоторых достоверно известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов вборьбе с отмыванием капиталов или являются странами повышенной криминогенности;
операции с клиентами ибенефициарами, источником средств которых является деятельность, связанная срисками отмывания денег;
операции с юридическими лицами,созданными в оффшорных зонах.
Проблема утечки валютных средствв оффшорные зоны является в России, как и в ряде других стран с формирующейсярыночной экономикой, одной из наиболее болезненных. В полном соответствии стребованиями “Принципов” Банком России предпринят целый ряд контролирующих ирегулирующих мер – так, в феврале 1999 г. разработан и введен механизм контролясо стороны уполномоченных банков за операциями клиентов, связанными спереводами валюты за границу по договорам, имеющим признаки, требующиеповышенного внимания со стороны органов валютного контроля, а в июле того жегода Банком России создана автоматизированная база данных по сделкам,обладающим такими признаками. Кроме того, Федеральным законом “О внесениидополнения в статью 28 Федерального закона “О банках и банковскойдеятельности”” от 5 июля 1999 г. № 126-ФЗ предусмотрено право Банка Россииопределять порядок установления кредитными организациями корреспондентскихотношений с банками, зарегистрированными в оффшорных зонах иностранныхгосударств. Банк России также разработал особый порядок установления такихотношений уполномоченными банками на основе критериев рейтинга иностранныхбанков по степени их долгосрочной кредитоспособности и размера их капитала.Следствием этих мер стало сокращение только во II полугодии 1999 г.среднемесячных объемов иностранной валюты, покупаемой уполномоченными банкамипо поручениям клиентов на российском валютном рынке и переводимой в оффшорныезоны почти в два раза по сравнению с I полугодием 1999г. Эти данные даютоснование представить соотношение объемов средств, переводимых за рубеж назаконных основаниях, и средств, просто-напросто утекающих.
Важным требованием “Принципов”является требование о том, что особо тщательная проверка должна осуществлятьсяв отношении лиц, занимающих или занимавших ранее должности, предполагающиеобщественное доверие (такие, как правительственные чиновники, ведущиедолжностные лица государственных компаний, политики и пр.), а также члены ихсемей и близкие им лица.
Общеизвестно, что в практикероссийских банков широко распространена раздача льготных кредитов акционерам иинсайдерам, а также иным лицам, имеющим личные договоренности с председателемправления банка. Такие кредиты зачастую выдаются при отсутствии каких-либодокументов – ТЭО, бизнес-плана, баланса организации, указания цели полученияссуды, без мониторинга использования денег и финансового состояния заемщика,даже без заключения кредитного договора. Лишь в случае проведения проверки ЦБкредитный договор поспешно составляется задним числом. Кредиты, ранее выданныефизическим и юридическим лицам и невозвращенные в срок, переоформляются в новыекредитные договора.
Это обуславливает необходимостьрасширения, применительно к России, требований “Принципов” в частинеобходимости особо тщательной проверки т.н. инсайдеров и лиц, имеющих близкиеконтакты с членами Правления или Совета директоров банка. Очевидно, что самопроведение таких проверок нецелесообразно возлагать на банковских служащих,однако целесообразно обязать сотрудников банка информировать органы налоговойполиции обо всех операциях по счетам вышеупомянутой категории лиц, объемомсвыше 3000 долларов США.
Большое внимание в “Принципах”уделяется рекомендациям, как действовать банку в случае выявления необычных илиподозрительных обстоятельств в работе с клиентом.
Прежде всего, рекомендуетсякаждому банку разработать собственный документ, позволяющий отнести ту или инуюдеятельность к необычной или подозрительной. Критериями необычности илиподозрительности при этом могут служить: движение средств по счету, несоответствующее деятельности клиента, операции с использованием средств свышеопределенных пороговых значений, частые переводы средств по счету (что дает основаниепредполагать использование данного счета в качестве транзитного), а такжедругие критерии на усмотрение банка.
В качестве способов выявлениянеобычной или подозрительной деятельности предлагаются: осуществлениемониторинга операций, анализ контактов клиента (встречи, поездки, хобби),анализ информации из независимых источников (средств массовой информации,Интернета, пр.), анализ внутрибанковской информации об окружении клиента(например, политическая ситуация в стране клиента).
Существенную помощь в этой работеможет оказать наличие объединенной федеральной базы данных о банковскойклиентуре. В России, в отличие от многих европейских стран, на сегодняшний деньотсутствует какая-либо централизованная информационная система, содержащаяданные о кредитных операциях банков и их клиентов. Такую информациюаккумулируют либо специализированные подразделения отдельных банков, либокоммерческие организации, предоставляющие неофициальную информацию засоответствующую плату. Усилия отдельных банковских структур и объединений,пытающихся создать такую структуру на федеральном уровне, пока не имели успеха,хотя отдельные прорывы в этой области уже есть. Так, например, банкирыСаратовской области при участии Главного управления Банка России по Саратовскойобласти подписали генеральное соглашение о ежемесячном предоставлении другдругу подробной информации о финансовом состоянии клиентов, результатом чегодолжно стать создание региональной базы данных о заемщиках.
В мировой практике активноиспользуются международные базы данных, такие, как “Дан и Бредстрит” и “ДоуДжонс”. База данных “Дан и Бредстрит” содержит общие и юридические данные окомпании – о месте и дате регистрации, директорах и собственниках, изменениях вуправлении, видах деятельности, проблемных ситуациях, судебных штрафах и пр.База данных “Доу Джонс” аккумулирует сведения, публикующиеся в международнойпрессе.
На наш взгляд, очевиднацелесообразность создания объединенной федеральной базы данных о банковскойклиентуре в рамках Федеральной службы налоговой полиции России – этосущественно повысит эффективность деятельности органов налоговой полиции вчасти оперативного выявления средств, незаконным образом перемещающихся черезбанковские каналы. “Принципами” предусматривается, что в случае обнаружения необычныхи подозрительных действий клиента и ненахождения их рационального объясненияслужащие банка могут выбрать одну из следующих альтернатив:
продолжить отношения с клиентом,обеспечив повышенный контроль;
прекратить отношения с клиентом;
информировать власти о данномслучае.
Представляется, что в современныхроссийских условиях повышенной криминогенности банковской сферы целесообразнообязательное информирование служащими банка органов налоговой полиции обо всехслучаях необычной или подозрительной деятельности, не имеющей рациональногообъяснения.
Характерно, что “Принципы”акцентируют ответственность за движение средств по счетам клиентов на персоналебанка. Это предполагает не только осуществление служащими постоянногомониторинга операций по счетам, но и умение обратить внимание на необычные илиподозрительные моменты при совершении операций. Очевидно, что для этогоперсонал должен не только обладать высокой квалификацией в части знания своихнепосредственных обязанностей, но и уметь оценить экономическое содержаниеопераций, их логику. В качестве пути достижения этого “Принципы” рекомендуютразработку банком специальной программы по обучению персонала, работающего склиентами и комплаенс-контролеров методам определения и предотвращенияотмывания денег, а также регулярное проведение учебных мероприятий, в том числепо вопросам выявления и дальнейших действий в случае необычной илиподозрительной деятельности.
В этой связи возникаетвозможность для проведения совместных семинаров служб налоговой полиции исоответствующих подразделений банка в целях обмена информацией о применяемыхсхемах отмывания денег через банковские каналы и методах их отслеживания инейтрализации.
“Принципы” рекомендуют каждомубанку иметь документ, регламентирующий перечень стандартных мер,предпринимаемых на различных уровнях внутрибанковского контроля (служащийбанка, отдел, подразделение, служба комплаенс-контроля, служба внутреннегоаудита). В документе должны содержаться перечень вопросов, требующих контроля,степень контроля и порядок его проведения, обязанности лиц, осуществляющихконтроль, а также порядок информирования руководства по вопросам отмыванияденег (например, количество сообщений, отправленных в соответствующиегосударственные органы, способы мониторинга, изменения в законодательной инормативной базе, др.). Настоятельно рекомендуется также каждому банку иметьсоответствующее независимое подразделение, отвечающее за предотвращениеотмывания денег.
Таким образом, можно видеть, чтоВольфсбергские принципы могут служить реальной основой создания действенногомеханизма по противодействию отмыванию денег как на уровне отдельного банка,так и на уровне банковских ассоциаций и объединений. Практическая реализация“Принципов” открывает также широкие возможности для сотрудничества банковскихслужб и органов налоговой полиции России в направлении организациипротиводействия отмывания “грязных” денег во внутренней и международнойфинансовых сферах, а следовательно – повышения финансовой безопасности страны.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.statya.ru