Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева.

Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева. В 1938 -1939 годах автор Лев Николаевич Гумилев – русский историк, географ и этнолог, сын знаменитейших поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой , будучи репрессированным и имея в тюрьме незанятое время, стал продумывать исторические процессы разных государств и больших культурных целостностей. Если мерить интенсивность исторических процессов кучностью событий, то сначала наблюдается резкий взлет
– около 300 лет, затем чередование подъемов и депрессией – тоже лет 300, потом ослабление жизнедеятельности, ведущее к успокоению и, наконец, медленный упадок, прерываемый новым взлетом. Полный цикл составляет 1200-1500 лет. И сколько бы это наблюдение ни проверялось – так было везде на длинных отрезках времени. И тут встает вопрос почему? На что это явление похоже? На движение шарика, который, получив внезапный толчок, катится, сначала
набирая скорость, а потом теряя ее от сопротивления среды на взболтанную жидкость, где волнение постепенно стихает на струну, после щипка колеблющуюся и останавливающуюся. И права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за тюркского хана в VI веке, когда написала мудрые и трогательные стихи перевод Льва Гумилева Предшествуют слава и почесть беде, Ведь мира законы – трава на воде.
Во времени блеск и величье умрут, Сравняются, сгладившись, башня и пруд. Пусть ныне богатство и роскошь у нас, Недолог всегда безмятежности час. Не век опьяняет нас чаша вина, Звенит и смолкает на лютне струна История любого этноса укладывается в колыбель описанной схемы толчок – подъем – перегрев – упадок – затухание , а отдельные зигзаги учитывались пропорционально их значению. Оказалось, что любая живая система, будь то этнос или организм, развивается единообразно. Фаза подъема Фаза подъема – фаза интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе вследствие пассионарного толчка, приведшего к появлению этой системы. Характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего этноса, резким ростом всех видов его активности, демографическим взрывом, быстрым повышением числа подсистем этнической системы.
В фазе подъема формируются новая этническая доминанта и социальные институты. Для данной фазы характерно пассеистическое ощущение времени, а также общественный императив Будь тем, кем ты должен быть . Эта формула отражает высокую дисциплину во вновь возникшей системе, где жесткой регламентации подвергается поведение членов коллектива, брачные отношения, использование ландшафта. Однако благодаря формирующемуся в фазе подъема новому стереотипу поведения все эти ограничения воспринимаются
людьми не как тягостная обуза, а как необходимое условие достойного образа жизни. фазе подъема. начинается с инкубационного периода, сначала скрытого, а затем явного. Окружающие этносы воспринимают фазу подъема как образование общности крайне активных людей, отстаивающих непривычные идеалы и завоевывающих себе место под солнцем, часто за счет соседей. После фазы подъема. наступает акматическая фаза. Характерные примеры фазы подъема – рост численности
и влияния христианских общин в I – III вв. н.э приведший к созданию Византийского суперэтноса Древний Рим периода первых царей и завоевания Италии VIII – VI вв. до н.э. арабы-мусульмане периода создания Халифата и распространения ислама VI – VIII вв. н.э включая инкубационный период монголы XI – XIII вв. н.э чья агрессия распространилась почти на все пространство Евразии в России подъем связан с политикой Александра Невского, победой на Куликовом поле, возвышением Москвы, созданием единого Российского государства и его расширением XIII – XV вв Фаза акматическая Фаза акматическая – фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает наивысших для данной системы уровней. Наступает после фазы подъема.
Этническая система в данной фазе характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем субэтносов , предельной частотой событий этнической истории. Жертвенные пассионарии встречаются и в фазе подъема, но в акматической фозе у них появляется новый настрой – стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе своего этнического коллектива в целом. Это означает, что в акматической фазе начинает меняться ощущение времени – появляются
актуалисты. Все это определяет общественный императив акматической фазы – Будь самим собой . Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом. При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты. Так, акматическая фаза. в Европейском суперэтносе ознаменовалась войной гвельфов с гибеллинами и провалом
политики крестовых походов из-за распрей между вождями крестоносцев в Византии IV – VII вв внутренними раздорами на религиозной почве. Акматическая фаза в России – смутное время , у монголов – распад единого улуса, созданного Чингисханом в средневековом Китае акматическая фаза – эпоха Тан 658 – 907 гг. н.э ознаменованная, восстанием Ань
Лушаия 756 – 763 гг за время которого население Китая сократилось втрое. Фаза надлома Фаза надлома – фаза резкого снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающегося расколом этнического поля, ростом числа субпассионариен, острыми конфликтами внутри этнической системы. Все это приводит к существенному снижению резистентности системы в целом и повышению вероятности ее распада и гибели в результате смещения негативного этнического контакта и действия антисистем , Так, тяжело проходила фаза надлома в араб-мусульманском суперэтносе, где власть в 9 4 5 г. захватил Ахмед Буид – вождь этноса дейлемитов, возникли антисистемы карматы и Арабский халифат распался. Кризисной фазой явился надлом и для других известных нам суперэтносов в Риме это период гражданских войн 100 – 30 гг. до н.э. и восстаний Спартака и Катилины в Византии – иконоборчество типичный пример раскола единой ментальности и антисистема
павликиан 630 – 843 гг. н.э В Древнем Китае Фаза надлома эпоха семи Воюющих царств IV в. до н.э а в средневековом Китае аналогичная фаза наступила после низвержения империи Тан 907 г. н.э. с началом периода, известного как время пяти династий и десяти царств . В Западноевропейском суперэтносе надлом связан прежде всего с Реформацией и Контрреформацией, расколовшими Западный мир на две части – протестантскую и католическую.
Рост числа субпассионариев позволял кондотьерам создавать целые армии, что привело к огромным жертвам среди населения. Так, Тридцатилетняя война унесла в Германии до трех четвертей населения. Надлом продолжался до XVII в когда начался переход в инерционную фазу. В России надлом начался в XIX в ярчайшим его проявлением стали кровавые катаклизмы начала
XX в. в особенности гражданская война . Таким образом, можно констатировать, что надлом – очень характерный этап в любом этногенезе, наступающий приблизительно через 600 лет после его начала. Его можно рассматривать как возрастную болезнь этнической системы. Фаза инерционная Фаза инерционная фаза инерции – фаза этногенеза, в которой после фазы надлома наступает некоторое повышение и затем плавное снижение уровня naccuoнарного напряжения.
Характеризуется укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта. Господствует общественный императив Будь таким, как я , что означает ориентацию на общепринятый эталон для подражания часто это обобщенный образ, отклонение от которого осуждается общественным мнением подобно образу джентльмена в XVII – XIX веках в Англии иногда же этот императив выливается в обожествление правителя, преклонение перед которым – пусть даже чисто внешнее – обязательное условие вхождения индивида в систему . Переход к инерционной фазе обычно выглядит как успокоение и начало созидательной деятельности после катаклизмов фазы надлома. Соответственно, господствующим в инерционной фазе становится характерный тип золотой посредственности – законопослушный, работоспособный человек. Это означает доминирование в этносе людей гармоничных и с низкими степенями пассаонарности.
Однако в силу наличия мощного централизованного руководства, усмиряющего внутренние конфликты, этнос в инерционной фазе производит грандиозную работу, что бывает полезно для культуры, но губительно для природы. Примеры инерционной фазы Рим эпохи принципата от Августа, установившего в империи очень характерный для инерционной фазы порядок, до Коммода, при котором уже началось вползание в обскурацию объединение
Великой степи Тюркским каганатом 545 – 747 гг. н.э. в Иране инерционная фаза – это Сасанидская империя 224 – 499 гг. н.э в средневековом Китае – империя Сун 960 – 1127 гг В Западной Европе инерционная фаза. началась в XVII в, и продолжается по сей день. Она ознаменовалась созданием сильных национальных государств, колониальной
экспансией, зарождением и торжеством капитализма, интенсивным развитием техники, крайне сильным и губительным воздействием на природную среду. Изменился психологический облик типичного жителя Запада на смену рыцарям акматической фазы, непримиримым борцам за обновление Церкви эпохи надлома пришли расчетливые бизнесмены, исполнительные чиновники, трудолюбивые обыватели. В эту же эпоху в Европе родилась религия прогресса , постулирующая, что западная цивилизация есть осевая линия развития человечества, которое неуклонно восходит от низшего к высшему. Подобные мифические представления характерны и для других суперэтносов в инерционной фазе так, и древнекитайская империя Хань, и императорский Рим считали свою цивилизацию единственной и вечной, а все остальные народы – варварской периферией. Это вполне объяснимо культура и порядок в инерционной фазе бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими – люди не знают, что следом за золотой осенью наступают сумерки
– фаза обскурации. Фаза обскурации Фаза обскурации – фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического нулевого , за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущую инерционную фазу. Расплодившиеся субпассиопарии делают невозможной любую конструктивную деятельность, требуя только одного – удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив
Будь таким, как мы – то есть осуждается а при возможности – уничтожается любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть. Собственный императив субпассионариев – День, да мой , что отражает их полную неспособность к прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях
толпы. Наступает депопуляция, численность населения к концу Фаза обскурации значительно сокращается частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает резистентность и может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу в состояние этнического гомеостаза, причем гомеостаза может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса, сохранившаяся в кровавом мраке эпохи обскурации. В Древнем Риме фаза обскурации началась в конце II в. н.э. и закончилась гибелью Западной Римской империи в Византии обскурация охватила суперэтнос в период правления династии Ангелов и привела к падению Константинополя в 1204 г. и окончательной гибели в 1453 г
В Китае фаза обскурации воцарилась в XVII в и он был захвачен маньчжурами маньчжурская династия правила в стране до Синьхайской революции 1911г которая была проявлением уже нового этногенеза . Обскурация в Древнем Китае связана с упадком империи Хань и взятием в 312 г. столицы Поднебесной хуннами. Фаза регенерации Фаза регенерации – возможное восстановление этнической системы после фазы обскурации
за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. В Византии таким временным восстановлением была Никейская империя, возникшая уже после падения Константинополя в 1 204 г. Однако фаза регенерации – лишь короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза. Она переходит затем в мемориальную фазу. Действительно, в 1453г. турки-османы окончательно уничтожили
Византийское государство, а византийские греки сохранялись в дальнейшем как небольшой реликт. Иногда под термином регенерация понимается любое восстановление этнических структур после внутренних катаклизмов и вторжений извне. Фаза мемориальная Фаза мемориальная – близкая к этническому гомеостазу фаза этногенеза, знаменующая завершение этого процесса. В мемориальной фазе этническая система уже утеряла пассионарность, но отдельные ее члены еще продолжают
сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков продолжает жить в виде фольклорных произведений, легенд. Так, в долинах Горного Алтая живут потомки некогда могучих степных этносов древних тюрок, найманов . Ныне они утеряли активность, но богатый былинный эпос говорит нам о былой славе этих народов. Понятие мемориальная фаза применимо также к отдельным субэтносам, выпавшим из основного потока этногенеза и изолировавшим себя с целью законсервировать свой образ жизни и взгляд па мир. Таковы старообрядцы – субэтносизолят, сложившийся в XVII в. Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Само понятие прошлое теряет свое наполнение, так как воцаряется статическое ощущение времени.
Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы .