Максимилиан Волошин (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин)
16 (28).V.1877 – 11.VIII.1932
Максимилиан Волошин – русский поэт-символист, художественный критик, художник-акварелист. Его предками по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской – обрусевшие немцы. Волошин родился в Киеве, учился в Феодосии и Москве, на юридическом факультете университета. Путешествовал по Памиру, Египту, Северной Африке; пешком по Европе – Германии, Швейцарии, Испании, вокруг Средиземного моря.
В 1901-1916 гг. жил в Париже, писал блестящие по остроте мысли и красоте стиля статьи:
1. Вместе с Е. Кругликовой занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1916 г. Волошин переехал в Коктебель (Крым), где его историческое мышление питалось следами древних цивилизаций скифов, греков, генуэзцев. Он отметил в автобиографии: "Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль… Я проходил по тропам Тамерлана… Здесь настигли меня Ницше и "Три разговора" Вл. Соловьева".
2. В построенном им самим "Доме поэта" Волошин занимался поэзией и теософией. М. Цветаева писала про Волошина, что ему "Было много тысяч лет… В его мастерской – огромная голова египетской царицы Таиах… Его собственное происхождение – Германия, стремления – на Восток, но …. головой, обернутой на Париж"
3. В акварельной живописи Волошин развивал тему и стиль "эпического" пейзажа Киммерии, впервые открытые К. Богаевским. Первый поэтический сборник Волошина был также иллюстрирован киммерийскими пейзажами Богаевского (1910). Волошин участвовал в выставках "Мира искусства", свои акварели он дополнял стихотворными надписями.
На его индивидуальный стиль оказали влияние французские импрессионисты и японское искусство, которое он изучал в Париже. Увлечение античностью, экзотикой Древнего Востока, теософией Р. Штайнера, сочеталось в Волошине с необычайной широтой мышления, космополитизмом в лучшем, духовном смысле этого слова. Э. Голлербах назвал Волошина "человеком большого стиля", но еще лучше характеризуют поэта его собственные, ставшие знаменитыми строки:
Все видеть, все понять,
все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Волошин писал о русском и французском искусстве, о живописи, театре, поэзии. Ему принадлежит первая монография о В. Сурикове, опубликованная только в 1985 г., статья о И. Репине, из-за которой он претерпел множество неприятностей, очерк об иконописи, незавершенная книга "Дух Готики" (1912-1913).
Универсальная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: "львиная грива – греческая голова… босиком… и… не хитон, а балахон" (Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов "серебряного века". В "Коктебель к Волошину" съезжались многие поэты, философы, художники. "Из теста изваянный Зевс", – сказал про него В. Хлебников.
Первой женой Волошина в 1906-1907 гг. была художница и поэтесса М. Сабашникова. Похоронен Волошин, по его просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты. "Он был Посвященный… Может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется – неизвестно кем положенная – мантия розенкрейцеров".
4. А пока, по обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.