жизненно важнейшая ее грань та, на которой личность наиболее полно реализует себя, приносит максимум пользы обществу и получает максимум личного удовлетворения. Глава II. Исследование воли. 1. Понятие воли Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут.
Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией эти явления
связывают с такой особенностью психики как воля. Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни. 2. Развитие волевых качеств личности. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности
человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного воспитания. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению
к окружающим неуважительно. Подобные дети не приучены достигать каких-либо целей, т.к. не могут обуздать себя и рпеодолеть появившиеся трудности. Другая крайность семейного воспитания заключается в том, что родители перегружают детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое дело до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.
Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Нередко у слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, а у людей с сильной волей дети
целеустремленные и терпеливые. Не менее сильно влияет на развитие волевых качеств развивающейся личности чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Есть множество таких обычных дел,как сходить в магазин, убрать в комнате, поухаживать
за братом или сестренкой, в крайнем случае за кошкой, почитать, помыть посуду и т.п. Если ребенок справляется с этими заданиями, взрослый человек должен поощрять его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей ыв преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач. Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка создание строго определенного и
правильного режима, т.е. распорядка его жизни. Недаром говорят, что воля это организованный труд. Если ребенок рос без определенного режима, порядка занятий или не придерживался их, то в будущем для него будет характерно отсутствие способности к волевому усилию. Следует также отметить, что формирование воли неразрывно связано с сознательной дисциплиной ребенка, с его умением придерживаться установленного режима, неуклонное выполнение общественных норм заставляет
ребенка соблюдать правила поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества. Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой стороны физические упражнения, соревнования с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.
Не менее важно в развитии воли и игровая деятельность, подвижные, развивающие смекалку игры производят сдвиги не только в умственном и эмоциональном развитии ребенка, но и в выработке и преобразовании его воли. Огромное место в деле воспитания воли принадлежит детскому коллективу Здесь ребенок впервые сталкивается с окружающими его людьми, с обществом Ребенок учится общаться. Он сталкивается с другими детьми, обладающими сильной или слабой волей.
Они действуют на волю ребенка, преобразовывая ее. Наконец, необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в развитии воли. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека как, труд. Мы говорим, что воля фомируется в преодолении трудностей.
Но ведь не случайно слово труд и трудность происходят от одного корня. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства представить личности условия для включение в настоящий производительный труд. Глава III. Исследование эмоций и чувств. 1.1. Понятия эмоций и чувств. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание.
Одни событиявызывают у него радость, другие-негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит, что-то его сердит, кое-чего он боится и т.д. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам. В обыденной речи часто слово чувство употребляют в смысле ощущения. Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений,
т.к. ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка, но правильнее сказать наоборот Я чувствую радость, ощущая аромат цветка. Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами. Эмоции не могут возникнуть сами собой без причины. Источник эмоций объективная действиетельность в ее соответствии с потребоностями человека.
То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека вызывает у него положительные эмоции. То, что препятствует удовлетворению этих потребностей вызывает отрицательные эмоции. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, пмогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей равнодушный,
безразличный ко всему человек не способен ставить и решать брольшие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений. 1.2. Внешние проявление эмоций. Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения в состоянии гнева, страха человек бледнеет т.к. кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к
лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот замирает. При гневе и радости дыхание учащается. Эмоции проявляются и в выразительных движениях мимика пантомимика, а также в так называемой голосовой мимике. Переживая радость, человек улыбается, смеется, его глаза блестят, руки и ного не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмкрятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос дрожащим и т.д.
Эмоции есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительнвм, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительные эмоции. Если нет, то отрицательные.
Таким образом, эмоции имеют положительную и отрицательную направленность. 1.3. Стенические и астенические эмоции. Эмоции можно рассматривать и сточки зрения того, вызывают ли они активные или пассивные состояния, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы стенические и астенические. Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность человека, вызывают подъем, возбуждение,
бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания. Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное и общенственное значение. Интенсивность и устойчивость эмоций. В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают
их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты. Настроение это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим
радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и равнодушным. Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, положительно влияет на окружающих. Будучи в плохом настроении, человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит и веселый смех людей, и погода, и пр. Настроением нужно и можно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения.
Плохое настроение можно преодолеть волевым усилием. Аффект это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Вызываются аффекты сильными раздражителями словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами. Чаще всего аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение.
В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Однако, надо владеть собой в любых обстоятельствах, даже когда это делать трудно. 1.4. Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Это переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках,
при необходимости принять быстрые и ответственные решения и т.д. Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения. К физиологическим изменениям при стрессе относятся учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. 1.5. Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности.
О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств, трудности и неудачи вызывают у разных людей различные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других чувство беспомощности и досады, уныние, аппатию. Переживания человека могут быть как глубокими, так
и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т.е. с основными сторонами ее внутренней жизни мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживаний находится устойчивость чувств. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.А. Крутецкий Психология, Москва 1999г.
2. Психология учебник Москва 1998г. 3. Бодалев А.А. Личность и общение М. 1983г. 4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. сочинений М. 1982г. т.3 5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М 1981г. 6. ЛейтесН.С. Способности и одаренность в детские годы М 1984г. 7. Ольшанникова А.Е. Эмоции и их воспитание.
М 1983г. 10. Знание 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2 9. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М 1977г. Глава I. Исследование проблемы способностей на современном этапе развития. 1.1. Понятие о способностях. Исследование способностей можно разделить на три основных этапа. На первом этапе проблема способностей рассматривается, прежде всего в контексте принципа единства сознания
и деятельности, сформулированного С.А. Рубинштейном. Этот принцип позволял выявить социальную обусловленность развития способностей в соответствии с основными принципами методологии. На втором этапе в работах Б.М. Теплова, А.С. Лейтеса обсуждался вопрос о природном генезисе способностей, которые преобладали на первом и втором этапах истории психологии, их объединяет общий тезис об управлении и формировании способностей
в деятельности Этот тезис был выдвинут Рубинштейном и конкретизирован Тепловым, определившим способности как выражение индивидуальных различий людей. Наиболее четко определение способностей, их основных признаков, фактов развития сформулировано Б.М. Тепловым в его известной книге Способности и одаренность. Способности индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого способностями
называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Только способности не сводятся к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности облегчают овладение знаниями и умениями, ускоряют этот процесс. Способности это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений.
Это, так сказать, резерв духовного развития человека. Всегда ли мы правильно используем этот резерв Учитель не удовлетворен работой ученика, хотя тот учится не хуже, чем некоторые из его одноклассников. Он считает, что ученик работает недостаточно и мог бы при своих способностях иметь более глубокие знания. Родителям же кажется, что учитель придирается к мальчику.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Исследование проблемы способностей на современном этапе развития. 1.1. Понятие о способностях. 1.2. Классификация способностей. 1.3. Способности и задатки. 1.4. Формирование способностей. 1.5. Качественная характеристика. 1.6. Уровни развития способностей. 1.7. Место способностей в общей культуре личности.
Глава 2. Исследование воли 1.1. Понятие воли. 1.2. Развитие волевых качеств личности Глава 3. Исследование эмоций и чувств 1.1. Понятие эмоций и чувств. 1.2. Внешние проявление эмоций. 1.3. Стенические и астенические эмоции. 1.4. Стрессовые состояния. 1.5. Зависимость эмоций и чувст от особенностей личности.
Список литературы