СОДЕРЖАНИЕ
Введени
Глава 1. Сущность и виды воображения
1.1 Виды воображения
1.2 Функции воображения и его развитие
1.3 Понятие креативности
1.4 Воображение и эмоции
1.5 Воображение и талантливость
Глава 2. Использование методики Торренса в изучениикреативности
2.1 Описание методики
2.2 Анализ результатов, выводы
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Воображение (фантазия) –это психическпий процесс, который заключается в создании новых образов наоснове данных прошлого опыта. Воображение относится к высшим познавательнымпроцессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только длячеловека. Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваютсявоспроизведением воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то,чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то,чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. (Г.А. Ратанова,Экспериментальная психология. 2004. с.422)
Не всякий процесс,протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Есливоспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразованиестановится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать.
Воображение является особой формойчеловеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов ивместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением ипамятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том,что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образомсвязано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим»из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чемдругом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характерпсихики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять иобъяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало ипродолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остаетсязагадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известноименно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологическойоснове. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работойкаких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. Покрайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях,восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени. (Ю.А.Полуянов, Воображение и способности. 1982. c.98)
Воображение — это важнейшая сторонанашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научныхоткрытий и произведений искусства. Не существовало бы сказок, игр и многогодругого. Я думаю лишив человека воображения – прогресс бы остановился. Воображениеи фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Этаспособность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развиваетсяособенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот периодвоображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижениеактивности этой функции.
Воображение является результатомкреативного мышления человека. Способность креативности проявляется практическиво всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. К факторамопределяющим творческие способности относятся врожденные задатки, деятельностьчеловека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющиена развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности.Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны,продукты деятельности или процесс их создания. Основные достижения людей,преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческогопотенциала. В воображении креативность проявляется как нестандартностьсоздаваемых образов. Люди с высоким коэффициентом креативности встречаютсядостаточно редко. Реализация творческого потенциала связана с развитиемкультурной креативности. Культурная креативность характерна для интеллектуальноразвитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности.
Исследование воображения икреативности может быть разработано на основе простых наблюдений, теории илирезультатов других исследований, но переход от источника идеи исследования ксамому исследованию не произойдет автоматически. Креативное мышление при разработкеисследований включает процесс определения значимых связей на первый взглядбессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов.
Темой своего исследования мы избрали“Воображение и креативная функция мышления”. Исходя из сформулированной темы — объектом настоящей работы является воображение как креативная функция мышления.Предметом курсовой работы мы выделяем именно взаимосвязь креативности и воображения.Цель нашей работы найти взаимосвязь между креативностью и воображением какфункцией мышления.
Для достижения цели необходимо былопоставить следующие задачи: изучение воображения, как креативности иисследование креативной функции мышления.
В данной работе в практической частимы можем воспользоваться методом теоретического анализа. Тест творческогомышления П. Торренса предназначен для диагностики креативности. В основе этогометода лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям иассоциированию. Модель креативности П. Торренса универсальна для людей разныхвозрастов, поэтому она подходит нам для исследования креативности. Для исследованиямы возьмем 10 испытуемых.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение играет огромную роль вжизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует своюдеятельность и управляет ею. Креативный человек непременно должен регулярнорешать творческие задачи и создавать продукты творчества. Творческаядеятельность делает нашу повседневную жизнь более привлекательной. Почти всячеловеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения итворчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития исовершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы егосиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладаябогатым воображением, человек может «жить» в разное время, что неможет себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано вобразах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в фантазиях.
Воображение является основойнаглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации ирешать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Креативностьмышления – это основная составляющая воображения. Она во многом помогает в техслучаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, илипросто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляетсобой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающейв мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа,воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности,в них есть элементы фантазии, креативности и вымысла. Если воображение рисуетсознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует вдействительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображениенацелено на будущее, его называют мечтой. В творческую деятельность включенафантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется впрактических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особойвнутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человекжелал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.
Мечта — необходимое условиепретворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразованиедействительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотивадеятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинамоказалось отсроченным. Велика, но не всегда заметна роль фантазии впрактической производственной деятельности человека.
1.1 ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение характеризуетсяактивностью, действенностью особой формой мышления не свойственная ничемудругому. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в видеярких представлений, образов. Воображение может быть воссоздающим (создание образапредмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующихотбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображенияосуществляется с помощью нескольких способов. Они используются человеком (аребенком особенно) неосознанно. Первый способ — агглютинация, т. е.«склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примеромможет служить классический персонаж сказок человек- зверь или человек-птица.Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшениепредмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочныеперсонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик с пальчик. Третий известный способсоздания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представлениясливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.Это любой схематический рисунок. Четвертым способом является типизация. Длянего характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-тоотношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуютпрофессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Пятый способ —акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особоподчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Основойсоздания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может бытьблизкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний видсамолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль —отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий испособов построения образов воображения строятся многочисленные приемыдиагностики воображения и его развития.
Традиционно видами воображениясчитают пассивное и активное, различающиеся по степени сознательного иактивного отношения человека к действительности. Пассивное воображение в своюочередь делится на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное(непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), аактивное — на творческое, представляющее собой создание новых, оригинальныхобразов и идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующихописанию. Некоторые авторы, однако, отрицают целесообразность разделения воображенияна воссоздающее и творческое, поскольку «всякое деление познания нарепродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что исключает какую быто ни было возможность перейти от первого ко второму». Особенность жесобственно творческого воображения заключается в том, что «оно являетсяпроцессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельностимышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче —научной, художественной, практической». По временной направленности видывоображения можно разделить на ретроспективное (воображение-воспоминание);воображение непосредственно включенное в совершаемую деятельность, ивоображение, направленное на будущее.
По характеру возникновения образоввоображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступаютконкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов,схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционируетвоображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное идругие виды воображения. Воображение можно охарактеризовать как сквозной психическийпроцесс, симметричный памяти, но противоположного направления. Тогда появляетсяклассификация, в основе которой лежат особенности материала, предмета психическойдеятельности. Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивное воображение(собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное,пространственное и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое(концептуальное), выступающее как элемент мышления; эмоциональное. Как особыйвид выделяется оперативное воображение, определяемое как активное функционированиеобразов воображения в качестве программы деятельности. Показатели продуктивностивоображения отмечают новизна, оригинальность и осмысленность переработки данныхопыта; широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнятьпреобразования из различного материала, тип оперирования (доступный способпреобразования), который может характеризоваться либо изменением положениявоображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этихпреобразований. (С.А. Рубинштейн Основы общей психологии. 1964. с.225)
В искусстве источником любогонаправления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базыдля фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, чточеловеку не было бы известно. В этот момент начинает активно работатькреативное мышление. В связи с этим именно реальность становится основойтворчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже неудовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средствавоображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображениетворцов, они по- новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняясвои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечномуизображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективныймир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображениемв искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительностиреалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория,иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например,плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер иМаргарита», фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к стольнеобычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное иэмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всеготворческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чемзапечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художниксоздает его в своем воображении, прилагая к этому сознательную креативность.Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачиваетсвязь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Режеимпульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так какспонтанные, независимые от воли художника образы являются продуктомподсознательной работы его мозга. Творческий процесс, начинаясь, обычно сволевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватываетавтора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, аобразы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работачеловеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества.
Есть и другие виды воображения –сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разрядупассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человекадо сих пор не установлена, но в сновидениях человека находят выражение иудовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причинне могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинациями называют фантастическиевидения, не имеющие, почти никакой связи с окружающей человекадействительностью. Галлюцинации являются результатом тех или иных нарушенийпсихики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезыв отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием,которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколькоидеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько болеереалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципеосуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени,особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами обудущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувствабеспокойства, вины, агрессивности. (Розин А.К. Что такое воображение? 2001.с.78)
1.2 ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГОРАЗВИТИЯ
Разум человека не может находится вбездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человекапродолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация,когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работатьвоображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состояниипрекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человекавоображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит втом, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможностьпользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением иорганически в него включена. (Г.А. Ратамова, Экспериментальная психология.2004. с.426 ).
Вторая функция воображения состоит врегулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человекспособен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемуюими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатываетсяв таком направлении психологии, как психоанализ. Третья функция воображениясвязана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов исостояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек можетобращать внимание на нужные события, посредством образов он получаетвозможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертаяфункция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е.способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функциейвоображения является планирование и программирование деятельности, составлениетаких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения человек можетуправлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать егона предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что спомощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органическиепроцессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление,температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемогодля саморегуляции. Специфические функции воображения при помощи специальныхупражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда –наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения,естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогеннойтренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений,которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельныегруппы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышатьили понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения навоображение тепла, холода.
1.3 ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Креативность проявляется практическиво всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативностьможет характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продуктыдеятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей,преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческогопотенциала. Креативное мышление можно охарактеризовать – как способность кнешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлено разнообразных связеймежду объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собойочевидной связью. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкойгамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций,возникающих у человека в процессах мышления и воображения.
Анализ многогранных проявленийкреативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить еесущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходеот стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем.Люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Реализациятворческого потенциала связана с развитием культурной креативности. Культурнаякреативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека,способного к саморегуляции творческой деятельности, чувствахи общении, креативность.
Творчество – это способностьудивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях,нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своегоопыта.
Если в творчестве нет ничегоособенного, значит, можно его понять и предсказать его проявления с помощьюобычных когнитивных структур. Можно отметить в некоторых случаях креативностькак простой процесс решения задачи – просто должно выполняться условие и еерешение будут новы и уместны. Творческое мышление является многостадийнымпроцессом, включающим постановку задачи и нахождение нового пути ее решения. Основнымсодержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразованиепредставлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основеновых представлений, приведение образов в новое сочетание. Отличительной чертойвоображения можно считать то, что оно обязательно протекает в наглядном плане,хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем этиобразы невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем. В качествематериала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций,обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи.
Воображение не рассматривается каксамостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этойточки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые вкачестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любогопроцесса чувственного отражения действительности и функциями всех психическихпроцессов.
воображение креативность мышление
1.4 ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ
Воображение тесно связано с эмоциями.Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояниядетей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, посиле не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моментыжизни. В особенности детская игра, которая теряет смысл для ребенка, если у нееотсутствует яркий эмоциональный фон и игра целиком зиждется на активнойдеятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Людиполучают высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том,что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания ипотребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая формавоображения. В прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формытворческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С.Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами:«… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующиеэтому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучнынастроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулируетразвитие воображение. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется«законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том, что «всякоепостроение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и несоответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувствявляется действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством».С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Детилюбят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончаетсянастоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которыхпревратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает законэмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленныеконфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции,сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальностиэтим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальнойличностью своего приятеля. (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детскомвозрасте. Психологический очерк. 1999. с.79)
Можно сделать вывод, что, используябогатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать еговоображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можноформировать у ребенка культуру чувств. Ребенок включает свое мышление иначинает придумывать и воображать, значит, мышление является основополагающимпроцессом после познавательных для осуществления воображения.
1.5 ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ
Воображение — это всегда созданиенового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельностьневозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный схарактером, интересами, способностями личности. Воображение является егофокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может бытьобъективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя).
Развитие творческого процесса, в своюочередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы. Осуществляяпроцесс творчества, человек испытывает целую гамму положительных эмоций, как отпроцесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельностьспособствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психическихфункций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Вместе с тем и самовоображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентовсостоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка,помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло,сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведениятворчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, своиличностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью иглубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Вседети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста,любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняютмузыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизньребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством нетолько независимо от места и времени, но, самое главное, независимо отличностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая своитворческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых,способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствиемвыступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Особое значение творческаядеятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность — этокомплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной областиискусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Для одаренногоребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходимапостоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальныеассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно дляталантливого ребенка и является результатом воображения. (И.М. Розетт. Психологияфантазии 1977.)
Одаренность и талант тесно связаны сопережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами. Ониотличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Конкретная функция в«сензитивные» периоды (например речь, наглядно- действенное мышление или логическаяпамять) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддаетсятренировке и интенсивно развивается. В эти периоды все дети проявляют особыедостижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычногоребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций.Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимостиразвивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей.Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.
Развитая способность воображения,типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет своюактивность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость исвежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многоедругое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ееразвитием. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулированиеэмоций формирует осознание нравственных норм. Личность ребенка формируетсяпостоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизниребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностногоразвития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру,является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуяих, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, каксправедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображенияпроисходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенкапреодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социальноговзаимодействия.
Занимаясь творчеством (для чего такжепервоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество,как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всюпознавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты,как оптимизм.
В подростковом возрасте, когда личностноеразвитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая формавоображения, как мечта — образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, чтодоставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания ипотребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которойнередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е.определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапеподросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так какпозволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего.В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТОРРЕНСАВ ИЗУЧЕНИИ КРЕАТИВНОСТИ
В данной работе, наряду с задачейизучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы,мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этогомы использовали методику Торренса, в основе которой лежит способность к дивергентномумышлению, к преобразованиям и ассоциированию. Модель креативности Торренса универсальна.Основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность– ярко проявляются в художественной деятельности в различные возрастные периодыразвития личности. Тест творческого мышления Е.П. Торренса предполагаетвозможность различных вариантов и модификаций.
2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Торренс использует несколько методик:первая обозначается как исследование вербального творческого мышления, вторая –изобразительного творческого мышления, третья – словесно-звукового творческогомышления. Мы остановимся на исследовании креативного мышления. Перед предъявлениемтеста необходимо учитывать следующие аспекты работы: 1. тесты не допускают никакихизменений и дополнений. 2. во время тестирования необходимо создатьблагоприятную эмоциональную атмосферу. 3. время выполнения формы теста – 10 минут.
В нашем исследовании участвовали 10человек. Тест называется “Закончи рисунок”. Материалы и оборудование – простойкарандаш и тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображеныграфические контуры различной формы. В квадратах нарисованы незаконченныефигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетныекартинки. Нужно придумать такие картинки или историю, которые никто большепридумать не сможет. Необходимо придумать названия для каждой картинки инаписать его внизу.
После окончания исследования пометодике Торренса мы обратились к экспресс-методу Д. Джонсона. Опросник креативностиД. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. Опросниккреативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.После проведения теста Торренса, мы определили уровень креативности своих испытуемыхи, пронаблюдав, смогли поставить каждому испытуемому баллы по 8-ми характеристикам:
1.чувствительность к проблеме,предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, противоречивые особенностиокружающего мира;
2.способность выдвигать и выражатьбольшое количество различных идей, образов, гипотез;
3.использование различных стратегийрешения проблемы, способность предлагать разные виды, категории идей;
4.способность дополнять идею различнымидеталями;
5.оригинальность, нестандартность мышления,индивидуальный стиль;
6.способность к преобразованиям,развитию образов и идей, изобретательность;
7.эмоциональная заинтересованность втворческой деятельности, интерес, чувство юмора, творческая мотивация;
8.независимость мышления,ответственность за нестандартную позицию, самодостаточное поведение.
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ
Так как основными показателямикреативности являются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, тодля определения оценки креативности испытуемых мы использовали именно этикритерии. Беглость – показатель определяется подсчетом числа завершенных фигури максимальный балл равен 10. Гибкость – показатель определяется числомразличных категорий ответов. Оригинальность – при обработке используется шкалаот 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. В нашем исследованиипринимало участие 10 человек в возрасте от 16 до 20 лет.
Полученные данные по методике Торренсапредставлены нами в таблице:№ Испытуемый Беглость Гибкость Оригинальность 1 Лидия М. 10 3 1 2 Вероника М. 10 2 3 Наталья Ш. 4 5 5 4 Анна Ч. 7 6 5 5 Ирина Ч. 6 5 5 6 Вадим П. 10 7 4 7 Александр Е. 9 6 5 8 Дмитрий К. 10 6 5 9 Артем Д. 10 5 5 10 Анастасия Ф. 5 6 5
Четверо испытуемых показали высокийуровень креативности, набрав максимальный балл по критериям беглость, гибкостьмышления и оригинальность. Двое – показали большую скорость выполнения задания,но при этом не отличались оригинальностью. Остальные четыре человека отстали отдругих по времени, но их рисунки отличались разнообразием, т.е. гибкостью инекой оригинальностью.
Экспериментальная практика сиспользованием теста Торренса позволила нам в соответствии с задачами нашегоисследования выявить креативность испытуемых. Методика Торренса удобна, проста,информативна и подходит под различные возрастные рамки развития личности. Тестпозволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностикихудожественно-творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение – это психическийпроцесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлогоопыта. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящейотдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающейпромежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображениеявляется результатом креативного мышления человека. Креативное мышление можноохарактеризовать – как способность к нешаблонному анализу, преодолениюстереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами,к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью.
Воображение не рассматривается каксамостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытиенового являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражениядействительности и функциями всех психических процессов. Воображение являетсярезультатом креативного мышления, значит без креативности наше воображение былобы скупым. Креативное мышление является основополагающим процессом послепознавательных для осуществления воображения.
Наше исследование по методикеТорренса показала прямую взаимосвязь между креативностью и воображением. Методисследования креативности Торренса очень универсален и подходит под различныевозрастные рамки.
Развитие креативного мышленияобогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы. Креативнаядеятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высшихпсихических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аппадураи А.Глобализация и научное воображение.
2. Беркинблит М.Б., Петровский А.В.Фантазия и реальность. – М.,1968
3. Бородай Ю.М. Воображение и теорияпознания. – М.,1966
4. Брушлинский А.В. Воображение ипознание. // Вопросы философии. -2001. — №11.
5. Беспалов Б.И.Действие М. 1984.
6. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. 1999.
7. Галин А.Л. Личность и творчество:Психологические этюды.- Новосибирск: Наука, 1989
8. Горский Д.П. Вопросы абстракции иобразование понятий. — М., 1998
9. Гурова Л.Л. Воображение //Философская энциклопедия. — М., 2000. — Т. 1
10. Дранков В.Л. Оприроде воображения и его роли в развитии способностей. – М.,1958
11. Говорун Д.И.Творческое воображение и эстетические чувства. Киев 1990.
12.Креативный ребенок: Диагностика иразвитие творческих способностей. Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д, 2004.
13.Короленко Ц.П. и Фролова Г.В. Чудовоображения: «Воображение в норме и патологии» — Новосибирск,1975
14.Коршунова Л.С. Воображение и его рольв познании. – М., 1999
15.Коршунова Л.С. Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность.М., 1989.
16.Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие. М.,2002.
17.Лимонченко В.В. Продуктивное воображение. Киев 1991.
18.Найсер У. Познание и реальность. М. 1981.
19.Парини Д. Воображение в политике: (О творчествеУ.Стивенса). М.2001.
20. Петровский А.В. Введение в психологию М. 1997.
21. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М. 1982.
22. Ратанова Г.А. Домашенко И.А. Психология общая.Экспериментальная психология. М.2004.
23. Розет И.М. Психология фантазии. Минск. 1977.
24. Розин. Что такое воображение?
25. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М. 1946.
26.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярноепособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с…
27.Халперн Дайана Психологиякритического мышления. Санкт-Петербург 2000.