Вопросы безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря в деятельности Международной морской организации

План
Введение. 2
1. Деятельность Международной морской организации. 3
2. Правовые основы обеспечения безопасности мореплавания. 4
3. Предотвращение загрязнения моря. 8
Заключение. 13
Список литературы… 14
Введение
Безопасностьлюбого технического объекта, в том числе и морских судов, обеспечивается нетолько техническими, но и организационными мерами, значение которых возрастаетс повышением роли человеческого фактора в мореплавании. Специалисты, создающиеи эксплуатирующие современную технику, должны быть специально подготовлены какспециалисты по безопасности, руководствующиеся не только экономическими принципамии критериями в своей профессиональной деятельности, но и нравственнымипринципами, обеспечивающими безопасность человека и окружающей среды, радичего, в конечном счете, и функционирует экономика.
В понятие«безопасность мореплавания» вкладывается более широкий смысл, чембезаварийная эксплуатация морских судов. Оно охватывает систему мероприятий,направленных на сохранение человеческой жизни на море, защиту морских судов отопасностей на море, а также защиту морской среды от загрязнения с судов. Безопасностьмореплавания должна охватывать также изучение природы и характера морскихопасностей, роли и места человеческого фактора в обеспечении безопасности. Изучениевопросов безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря должноспособствовать освоению поведенческих принципов безопасности, выработкепрофессионального мировоззрения, основанного на концепции безопасности.
Цельконтрольной работы – рассмотреть вопросы безопасности мореплавания ипредотвращения загрязнения моря в деятельности Международной морскойорганизации.
1. Деятельность Международной морской организации
Международнаяморская организация – ИМО (до 22 мая 1982 г. – Межправительственная морскаяконсультативная организация – ИМКО) является специализированным учреждениемООН, способствующим сотрудничеству стран – членов при решении техническихпроблем развития международного судоходства, обеспечения безопасностичеловеческой жизни на море и предотвращения загрязнения моря с судов.
Основнаяформа деятельности ИМО – разработка рекомендаций, которые принимаются в формерезолюций Ассамблеи ИМО, а также разработка проектов конвенций по вопросаммореплавания, судостроения, охраны морской среды. По инициативе ИМО созываютсямеждународные конференции для рассмотрения подготовленных документов и принятияих государствами.
ИМО работаетна основе консенсуса, принимая правила и предписания, приемлемые для всехгосударств-участников.
Высший органИМО – Ассамблея, состоящая из всех членов Организации. Она определяет политикуИМО, утверждает программу ее работы и бюджет, рекомендует для принятия членамиОрганизации правила, касающиеся безопасности на море и предотвращениязагрязнения.
Междусессиями Ассамблеи работой ИМО руководит Совет из 32 членов и секретариат воглаве с Генеральным секретарем Организации.
Основнымивспомогательными органами Ассамблеи являются Комитет по безопасности на море(КБМ) и Комитет по защите морской среды (КЗМС).
КБМ изучаетпроблемы обеспечения безопасности мореплавания и связанные с этим техническиевопросы судостроения, судоходства, гидрографического обеспечения, спасательныхи судоподъемных работ, готовит проекты резолюций Ассамблеи по этим вопросам. Имеетряд подкомитетов: по безопасности судовождения; по радиосвязи, поиску и спасанию;по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты; по конструкции иоборудованию судов; по противопожарной защите; по остойчивости и грузовой маркесудов и безопасности рыболовных судов; по выполнению решений ИМО государствомфлага судна; по опасным и сухим грузам и контейнеровозам; по наливным грузам игазам.
Членство вКБМ открыто для всех членов ИМО.
КЗМСрассматривает меры по предотвращению загрязнения моря с судов и по борьбе сзагрязнением, способствует развитию сотрудничества с региональнымиорганизациями, занимающимися этими вопросами.
Участие вКомитете открыто не только для членов ИМО, но и для тех государств, которые, неявляясь членами ИМО, участвуют в конвенциях, регламентирующих предотвращениезагрязнения моря.
Другиепостоянно действующие органы ИМО: юридический комитет; комитет по техническомусотрудничеству; комитет по облегчению формальностей судоходства.
ИМО являетсяединственным международным органом по разработке руководств, критериев иправил, касающихся систем судовых сообщений и установлению путей движения судов.Она утвердила более 100 обязательных систем разделения движения судов ирекомендовала установить 50 других систем движения, включая глубоководныемаршруты для танкеров и районы, не рекомендованные для захода. 2. Правовые основы обеспечения безопасностимореплавания
 
Международная конвенция по охране человеческой жизнина море 1974 года (СОЛАС-74) занимает центральное место средимеждународных конвенций, которые составляют юридическую основу обеспечениябезопасности мореплавания. Цель Конвенции – установление единообразныхпринципов и правил, направленных на усиление охраны человеческой жизни на море.Конвенция распространяется на суда, совершающие международные рейсы (заисключением военных кораблей и транспортов, рыболовных судов, прогулочных яхт,судов валовой вместимостью менее 500 рег. т, несамоходных судов и деревянныхсудов примитивной конструкции). Содержание Конвенции СОЛАС-74 составляют статьии правила. Собственно Конвенция (статьи) содержит общие обязательствагосударств по Конвенции, ее применение, порядок подписания, ратификации,вступления в силу, принятия поправок и т.п. Правила Конвенции содержат технические нормы, обязательные дляАдминистрации государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.
Международная конвенция о грузовой марке 1966 года устанавливает,что судно не может выйти в международный рейс, если на него не нанесенагрузовая марка и не выдано Международное свидетельство о грузовой марке. Конвенцияраспространяется на суда, совершающего международные рейсы, за исключениемвоенных кораблей, рыболовных судов, прогулочных яхт и судов длиной менее 25 м. Грузоваямарка определяет минимальную высоту надводного борта и соответствующий ей запасплавучести, которую судно должно иметь в соответствующих зонах (в СевернойАтлантике, в тропиках) и в зависимости от сезона (зимой, летом). Международное свидетельство о грузовой марке выдаетсяАдминистрацией или по ее поручению (в РФ – Морским регистром судоходства) насрок не свыше пяти лет. Суда в портах государств – участников Конвенцииподлежат контролю, цель которого – убедиться в наличии на судне действительногосвидетельства и установить, что расположение марки соответствует свидетельствуи судно не подверглось таким существенным изменениям, вследствие которых оно нев состоянии выйти в море без опасности для человеческой жизни, и что судно незагружено сверх разрешенных пределов.
Конвенция омеждународных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года сприложенными к ней одноименными международнымиправилами МППСС-72 занимает одно из главных мест в системеправовых актов международной регламентации безопасности судоходства. МППСС-72распространяется на суда всех назначений, плавающие в открытых морях исоединенных с ними водах. Власти прибрежных государств могут устанавливатьособые правила судоходства на акваториях рейдов, портов, на реках и озерах,внутренних водных путях, соединенных с открытым морем, по которым могут плаватьморские суда. Правила регламентируют действия судов при различных условияхплавания: выбор безопасной скорости, маневрирование для предупреждениястолкновения, действия при плавании в узкостях, по системам разделениядвижения, при обгоне, сближении на противоположных курсах, пересечении курсов. МППССопределяют огни и знаки, которые должны выставляться судном, звуковые исветовые сигналы, которые судну следует подавать в различных ситуациях,регламентируют расположение и технические характеристики огней и знаков.
Правила допускаютвозможность установления дополнительных стационарных или сигнальных огней илизвуковых сигналов для военных кораблей и судов, идущих в конвое, а также длярыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии. Правилапредусматривают, что если морское происшествие наступило в результатеневыполнения МППСС-72, пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдениекоторой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствамиданного случая, то от ответственности за последствия не освобождаются ни судно,ни его судовладелец, ни капитан, ни экипаж.
Международнаяконвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДМНВ-78) устанавливаеттребования к квалификации моряков и их готовности к выполнению своихобязанностей. Конвенция применяется к морякам, работающим на морских судах, заисключением военных, рыболовных, прогулочных яхт и некоторых других. Онаопределяет основные принципы несения ходовой навигационной и машинной вахты,радиовахты. Конвенция устанавливает обязательные минимальные требования длядипломирования судоводителей, механиков, радиоспециалистов. В соответствии стребованиями Конвенции, все лица, занятые работой на судах в любой должности,должны пройти начальную подготовку в отношении способов личного выживания иличной безопасности, борьбы с пожаром и оказания элементарной первоймедицинской помощи. Конвенция устанавливает требования к подготовке судовыхспециалистов по борьбе с пожаром по расширенной программе, специалистов по спасательнымшлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, лиц, назначенных для оказания первоймедицинской помощи и ухода за больными на судах. Конвенция содержит дваприложения: Кодекс по подготовке и дипломированию моряков часть А –обязательные требования и часть В – рекомендуемое руководство в отношениитребований Конвенции ПДМНВ-78 и приложений к ней.
ТорремолиносскаяМеждународная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977 года применяетсяк рыболовным судам длиной более 24 м. Состоит из собственно Конвенции иПриложения, которое содержит 10 глав: общие положения; корпус,водонепроницаемость и оборудование; остойчивость и связанные с ней мореходныекачества; механизмы и электрические установки; меры противопожарной защиты; обеспечениебезопасности экипажа; спасательные средства; действия в аварийной установке,учения, тревоги, проверки; радиосвязь; судовое навигационное оборудование.
Международнаяконвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несениивахты 1995 года содержит требования, аналогичные требованиям КонвенцииПДМНВ-78, применительно к рыболовным судам длиной 24 м и более.
3. Предотвращение загрязнения моря
Всоответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г. каждое государство обязуетсяиздавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблейили из трубопроводов, а также в результате разработки или разведки поверхностиморского дна или его недр. Государства обязались принимать меры дляпредупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов.
Всоответствии с Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г., прибрежноегосударство обязано принимать все надлежащие меры охраны морских живых ресурсовот вредоносных воздействий в зонахбезопасности, простирающихся вокруг возведенных на шельфесооружений и установок.
КонвенцияООН по морскому праву 1982 г. содержит запретительные нормы относительнозагрязнения континентального шельфа. Разведка шельфа и разработка егоестественных богатств не должна создавать неоправдываемых помех охране живыхресурсов моря. Каждое прибрежное государство обязано принимать в зонахразработки ресурсов все надлежащие меры по охране морских живых ресурсов отвредоносных воздействий.
Всоответствии с Конвенцией попредотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г. требуетсяспециальное разрешение на захоронение на континентальном шельфе веществ иматериалов, содержащих значительное количество мышьяка, бериллия, хрома, меди,свинца, никеля, ванадия, цинка и их соединений, кремнийорганических соединений,цианидов, фторидов, пестицидов, а также контейнеров, металлолома и прочихтонущих неупакованных отходов, потопление которых на дне моря может серьезнопрепятствовать рыболовству и судоходству.
Всоответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государствов исключительной экономической зоне обладает юрисдикцией в области защиты исохранения морской среды. В связи с этим оно вправе принимать законы и правилапо недопущению загрязнения.
КонвенцияООН по морскому праву 1982 г. устанавливает, что прибрежные государства впределах своего территориального моря в порядке осуществления своегосуверенитета могут принимать законы и правила для предотвращения, сокращения исохранения под контролем загрязнение моря с иностранных судов.
Правоваязащита замкнутых и полузамкнутых морей осуществляется в рамках региональных международных договоров имежправительственных соглашений.
Примеромполузамкнутого моря является Балтика. В настоящее время в пределах водосбораБалтийского моря проживает около 85 миллионов человек. Большой притокпитательных и токсичных веществ, связанных с сельским хозяйством,промышленностью, транспортом и домашними хозяйствами, привел к тому, чтоэкологическое состояние моря неблагополучно.
Необходимостьобъединять финансовые возможности всех стран для решения программ по улучшениюБалтики привела в 1974 году ктому, что странами Балтийского региона была подписана Хельсинкская Конвенция по охране морской средыБалтийского моря, которая стала первым международнымсоглашением, затрагивающим всеисточники загрязнения, поступающие как с суши, от морских судов, так и изатмосферы.
СогласноКонвенции, ее Стороны обязались принять юридические, административные илидругие меры в целях предотвращения и ликвидации загрязнения, а также улучшениясостояния морской среды Балтийского моря. Должно быть сведено к минимумузагрязнение моря с суши. Запрещается сброс в море хрома, ртути, радиоактивныхматериалов, кислот, щелочей, масла, отходов нефтехимической отрасли, а такжебытовых отходов и мусора. В Балтийском море суда вместимостью менее 400 рег. т,не являющиеся танкерами, могут на ходу сбросить балласт за пределами 12 миль отберега, если примеси составляют не более 100 частей на 1 миллион. Для всехостальных судов сброс в море балласта запрещен, если наличие примесей превышает15 частей на 1 миллион.
Дляорганизации выполнения Конвенции создана ХельсинкскаяКомиссия по защите среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), состоящаяиз представителей стран – участников Конвенции. Хельсинкская организуетмеждународное сотрудничество в исследованиях, объединение возможностей ипартнерство для решений общих природоохранных проблем. Комиссия обращается кправительствам стран и призывает регулировать природоохранную деятельность. Конвенцияне предусматривает механизмов воздействия на страны для безусловного выполненияРекомендаций ХЕЛКОМ. Выполнение Рекомендаций зависит от национальныхприоритетов каждой страны и зависит от ее финансовых и технических возможностей.В конце 80-х ХЕЛКОМ принял Министерскую декларацию, установившую цель – достичьк 1995 году 50% -ного сокращения сброса всех загрязнений и обеспечить тем самымпродвижение на пути восстановления экологического баланса Балтийского моря. Дляобеспечения достижений целей Министерской декларации было разработано и принятоболее 40 Рекомендаций ХЕЛКОМ. Многие Рекомендации рассчитаны на болеедлительный период или предполагают использовать наилучшие технологии. Радикальныеполитические и экономические изменения 90-х годов привели к финансовымограничениям, что повлекло за собой поиск новых вариантов осуществленияРекомендаций ХЕЛКОМ. На дипломатической конференции в 1992 году была подписана обновленная Конвенция. Германия,Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а такжеЕвропейское Сообщество подписали одно из крупнейших многостороннихмеждународных соглашений по охране окружающей среды. В этом же году былаутверждена “Балтийская совместная всеобъемлющая программа природоохранных мер”,которая связывала общие природоохранные приоритеты с возможностями мобилизациифинансовых источников, как на национальном, так и на международном уровне. Программасодержала основу для устойчивого сотрудничества среди всех стран Балтийскогобассейна. Были идентифицированы и согласованы 132 наиболее значимых источниковзагрязнений, так называемые “горячие точки”, по каждой из которых быларазработана конкретная программа действий и оценены необходимые инвестиции, сучетом внутренних и внешних источников финансирования. Выполнение этойпрограммы стало важнейшей частью работы ХЕЛКОМ. Время, отведенное дляпрограммы, охватывает период до 2012 г.
В настоящеевремя политика ХЕЛКОМ направлена на необходимость выполнения разработанныхранее Рекомендаций, поиск возможностей, сил и механизмов решения ранеепоставленных задач, которые не были решены по тем или иным причинам. Для этогоХЕЛКОМ пытается привлечь международные финансовые институты, банки,неофициальные организации, но все-таки ответственным за выполнение обязательствХельсинкской Конвенции является национальное правительство. Балтийская аренастановится районом с возрастающим количеством политически активных организацийи инициатив, что нашло отражение в разработке новых программ, таких как“Видение и Стратегия Балтики” и “Балтийская Повестка в 21 век”. В этихпрограммах ХЕЛКОМ – ведущая природоохранная международная организация вБалтийском регионе. Комиссия вынуждена была пересмотреть свою деятельность иизменить организационную структуру. В настоящее время ХЕЛКОМ состоит изследующих рабочих групп: группа по разработке стратегии, группа по мониторингуи оценке, группа по морским источникам загрязнений, группа по наземнымисточникам загрязнений, группа по сохранению природы и управлению прибрежнымизонами. Не отрицая достигнутого прогресса (прежде всего улучшения санитарногосостояния многих, ранее загрязненных прибрежных зон, значительного сокращениясбросов многих хлорорганических соединений от промышленности, сокращенияэмиссии свинца от транспорта, восстановление некоторых ранее вымирающих водныхорганизмов), следует признать, что состояние Балтийского моря продолжаетоставаться в опасности. Значительно возросли концентрации тяжелых металлов иустойчивых органических компонентов, повысился риск нефтяных загрязнений иморских инцидентов. В 1996 г. на Саммите Балтийских Государств, состоявшемся вШвеции, был принята Президентская Декларация, которая определила цель –постепенное сокращение сбросов, выбросов и утечек вредных веществ в течение 25лет для веществ природного происхождения до фоновых значений, а длясинтезированных веществ до нуля. ХЕЛКОМ разработал специальную Рекомендацию“Цели ХЕЛКОМ по отношению к вредным веществам”, включающую задачи и стратегиюХЕЛКОМ относительно вредных веществ и составил перечень веществ, особо опасныхдля присутствия в окружающей среде Балтийского моря, такие, например, какбиогены, тяжелые металлы и хлорсодержащие вещества. К другим наиболее важным региональным соглашениям поохране морской среды относятся: Боннское соглашение о сотрудничестве попредотвращению загрязнения вод Северного моря 1969 г.; Парижская Конвенция поохране среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г.; Бухарестская Конвенция позащите от загрязнения Черного моря 1992 г.; Барселонская Конвенция по защите отзагрязнения Средиземного моря 1976 г. и др.
Заключение
Завершаяработу над рефератом можно прийти к выводу, что деятельность Международнойморской организации значительно способствует обеспечению безопасностимореплавания и предотвращению загрязнения моря.
Разработанобольшое количество документов, обеспечивающих безопасность мореплавания,например, Международная конвенция поохране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), Международная конвенцияо грузовой марке 1966 года, Конвенция о международных правилахпредупреждения столкновений судов в море 1972 года с приложенными к нейодноименными международными правиламиМППСС-72, Международная конвенция о подготовке и дипломированииморяков и несении вахты 1978 года споправками 1995 года (ПДМНВ-78) и др.
Также разработан ряд Конвенций с цельюпредотвращения загрязнения моря, например, Конвенция оботкрытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и многие другие.
Список литературы
1.     Бекяшев К.А. Правовые вопросы безопасности мореплавания в деятельностимеждународной морской организации (ИМО) // Сборник научных трудов ВЮЗИ. Актуальныевопросы теории современного международного права. — М.: РИО ВЮЗИ, 1988. — С.101-115.
2.     Колодкин А.Л. Горшков Г.С., Мелков Г.М. Предотвращение загрязненияморской среды: Справочник. — М.: Воениздат, 1979. — 288 с. // Советскийежегодник международного права, 1980. — М.: Наука, 1981. — С.337-338.
3.     Мелков Г.М., Спивакова Т.И. Бекяшев К.А., Серебряков В.В. Международныеморские организации. — Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 607 с. // Советскийежегодник международного права, 1980. — М.: Наука, 1981. — С.335-337.