Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПОВолгоградский государственный технический университет
факультетэкономики и управления
Кафедра«Экономика и финансы предприятия»
Курсоваяработа
Вопросыкультуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект
Выполнила слушатель
ГР. ЭФП 2.2 Сухова Ж.А.
Волгоград2010
Содержание
Введение
Гл.I. Психолого-педагогические основы изучения вопросов культурыв школьном курсе истории
1.1 Основные подходык изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
1.2 Методическиеприемы изучения вопросов культуры в школе
Гл.II. Вопросы культуры в курсе истории Древнего мира:практический аспект
2.1 Анализ учебников по историиДревнего мира
2.2 Описание фрагментов уроков поизучению вопросов культуры в 5 классе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Историческое образованиеможно определить как специально организованный процесс развития у обучаемыхспособности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностноезначение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества.(Концепция исторического образования, 2000, с.2) Основной целью историческогообразования является выявление и изучение основных закономерностей развитияобщества, формирование исторического мышления у учащихся.
В настоящее время наблюдается процесс изменениясистемы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историкипостепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующиепозиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этимизменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяетсяпроблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, егосоциальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания.Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторонуповышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения вшкольных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введенырасширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимостьсоздания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьномкурсе истории.
Существующие в настоящее время школьные учебники иучебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. В практикепреподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единаясистема, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции поданному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Какправило, это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу.Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественнойкультуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методическиерекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы историческогознания.
Положение с изучением вопросов развития культуры всистеме школьного исторического образования в настоящее время привело кнеобходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме курсовой.
Объектом исследования является процесс обучения истории в средней школе.
Предметом исследования являются вопросы изучения культуры в современномшкольном курсе истории.
Цель исследования — анализ данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах. Всоответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачиисследования:
– Изучить научно-историческую литературус целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
– Провести анализнаучно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
– Определить ориентацию основных идополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
Цель, объект, задачи исследования обусловили егоисточниковедческую базу и методы исследования. В качестве источниковиспользовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме,монографии, искусствоведческие работы. Одним из методов было наблюдение уроковистории. В ходе экспериментального изучения проблемы проводились беседы сучителями истории, анализировалась учебная документация. В настоящее времянаблюдается процесс изменения системы исторических взглядов. Лидирующие позициив последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяетсявся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемамразвития культуры. В том числе в ЕГЭ много вопросов именно по разделу«Культура»
Существующие в настоящеевремя школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие даннойпроблемы. Материал в них, зачастую очень объемен, а времени на его изучение,как правило, не хватает, часто отсутствуют иллюстрации, а количество часов,которые мы можем затратить на изучение данной темы по-прежнему не велико.Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках историиостается очень острой.
история культураизучение урок
I. Психолого-педагогическиеосновы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории
1.1 Основные подходык изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разныеподходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практикеон обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития.Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать уучащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучениекультурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровнепроцессы общественного и политического развития, проследить экономические исоциальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширениякультурного кругозора учащихся.
Причины недостаточноговнимания к вопросам культуры в преподавании истории кроются в позиции обществаи авторов учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках господствуеттрадиционный (ещё с XIX в.) персоналистскийподход (12; с.3-7) к изучению культуры: параграфы напичканы именами известныхдеятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшиеоткрытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основнойспособ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материаларебенком в данной форме попросту невозможно. Кроме того, никакой связи художникаили писателя с обществом при таком подходе не прослеживается, что неспособствует эффективному усвоению предмета в целом. Персоналии необходимовыбирать по проблемному принципу, показывая теснейшую связь деятелей культуры сэкономикой и политическими процессами в обществе. Данный подход такженевозможно применить к изучению повседневной культуры, которой сегодня уделяютбольшое внимание и академическая наука, и преподавание.
Наряду с обозначеннымподходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самымнепростым способом изучения культуры является ценностный подход,основанный на постижении в доступном ключе философской основыкультурно-исторического содержания (12; с. 3-7). В произведениях искусства,слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символикуи мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической иментальной основы того или иного общества. Смысловые подходы в изучениикультуры необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводитученика в сферу повседневного бытия и жизни людей определенного времени.
Данный способ являетсяболее адекватным современному образовательному процессу, нежели искусствоведческийподход, основанный на сущностном анализе произведений искусства иликультурных продуктов, хотя и этот способ может быть применим в ряде случаев иособенно в изучении мировой художественной культуры. В рамках данного подходарассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.(12; с.3-7)
В современной школепрочно зарекомендовал себя и эстетический подход к изучению культуры(12; с.3-7), который базируется на формировании у школьников совокупностивзглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного инизменного, трагического и комического. Культурно-исторический материалсодержит богатые возможности для развития чувства фантазии и способностивоспринимать красоту, преодоления дурного вкуса.
Одной из насущных проблемсовременной школы является проблема неоправданного дублирования курсов историии мировой художественной культуры. Применение искусствоведческого иэстетического подходов позволяет в какой-то степени преодолевать этотнедостаток.
Созвучным современнымпедагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогическийподход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека(12; с.3-7). При создании произведений культуры творец вступает в диалог сБогом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученикастановится основным способом познания культуры и организующим ядром содержанияизучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическоесознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а такжеразнообразные коммуникативные умения.
Весьма продуктивнымспособом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированныйподход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явленийкультуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностноеотношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являютсяосновой творчества ученика). Кроме того личностно-ориентированный подход можетстать актуальным методом изучения повседневности, так как строится на основесубъективного опыта школьников об объектах бытовой культуры и нравахобщества.(12; с.-7)
В последние годы набираетсилу проектный подход, применение которого имеет особое значение визучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика — способсоздать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знанияи умения и показать публично достигнутый результат. При определенных условияхученик выбирает и осуществляет стратегию проектирования и в известной мерепроходит трудный путь художника. Данный способ применим и к изучениюповседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать наисторической основе проявления бытовой и ментально-нравственной сфер общества.(12; с.3-7)
Самым продуктивнымподходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории является интегрированныйподход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционированияжизни общества и преодолении изолированного рассмотрениякультурно-исторического материала(12; с.3-7). Реализация данного подхода можетбыть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань историческихсобытий, социально-экономического и политического развития общества какнеотъемлемой составной его части. Другим возможным способом является изучениеряда явлений социально-политического и экономического плана черезкультурно-исторические факты и достижения.
Таким образом, проблемаизучения культуры в школьных курсах истории не может быть решена путемследования персоналистскому подходу, который положен в основу учебнойлитературы. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразноприменять интегративный подход, предполагающий включение культурно-историческихсюжетов в общий контекст изучения предмета. Современным требованиям отвечаюттакже диалогический, личностно-ориентированный, проектный и герменевтическийподходы к изучению истории культуры.
1.2 Методические приемыизучения вопросов культуры в школе
Вопрос опреподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов всоответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти несообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми имиименами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но для учеников заними обычно ничего не стоит. Когда автор упоминает, допустим, Шиллера, то длянего за этим именем встает целый мир немецкого романтизма, «Коварство и любовь»и пр., и он вольно или невольно из этого исходит. Однако, для ученика этопросто иностранное имя, в лучшем случае, чисто формально вписанное в культурныйконтекст.
При изученииистории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующихустановок. Во-первых, в содержательном отношении материал по культуре несамостоятелен. Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии,как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами». Бези вне человеческой истории культура не существует. Во-вторых, памятникикультуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенныеисторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественныеявления. Вспомним хотя бы христианские храмы как образы мира средневековогочеловека или Галикарнасский мавзолей как выразительный продукт эклектикицивилизации эллинизма. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсеистории.
В-третьих,если говорить об искусстве, его произведения глубоко эмоциональны ииндивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит»,значит научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей»современностью.
В-четвертых,сам учитель, как правило, не разбирается хорошо во всех направлениях искусстваи сферах культуры. Поэтому, при изучении культуры имеет смыслсконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции изакономерности развития которых (а также связь с историческим контекстом)понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.
Обратимсятеперь к конкретике. В курсе истории Древнего мира античные развалины нередковынесены на обложки учебников, что, к сожалению, задает восприятие античностидетьми как чего-то бесконечно далекого от них, разрушенного и остаточного.Однако если обратить энергию учеников на поиск античного наследия в современноммире, греческие храмы восстанут из руин в родном городе в образе местногодворца культуры или бывшей усадьбы, превращенной в музей. Данный прием в V и VIкл. при изучении вопросов культуры является одним из самых эффективных.(4;с.31-35)
Например,первый урок по истории Древней Греции можно начать с того, что попросить учениковдостать из портфелей учебники по всем предметам – у большинства будут греческиеназвания, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых.Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики сизображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах икерамической посуде.
Изучаяантичность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» ипредложить найти следы античности в следующих сферах:
· архитектура(Греция – портик, Рим – арка, использование бетона и пр.);
· развлечения(Греция – театр, спорт);
· наука иобразование (большинство наук зародилось в эпоху античности, греческий алфавит,римские цифры);
· имена (греческиеи римские),
· географическиеназвания (например, Севастополь); и др. (4; с.46)
На итоговомуроке может быть составлена презентация с элементами греческой и римскойкультуры, которые имеют узнаваемые аналоги в той или иной местности, вповседневной жизни учеников.
При изучениитемы «Религия древних греков» можно дать задание сравнить греческий пантеон сегипетским и найти принципиальные различия (древнегреческие боги по сравнению сдревнеегипетскими антропоморфны и легко выстраиваются в иерархию), а потомпопросить учеников объяснить эти отличия (для справки можно дать прочитатьтекст учебника, где описывается происхождение греческих и египетских богов).Ключ к ответу в том, что египетские боги – олицетворение стихийных сил природы,которые нельзя выстроить в строгом иерархическом порядке, а греческие боги – люди,наделенные необычными сверхкачествами, но все же поддающиеся упорядочиванию.(4;с. 53-57)
По опытуавтора, овладевшие подобными приемами работы ученики зачастую начинают задаватьвопросы о таких «скользких» аналогиях, как, к примеру, зиккураты (или пирамидаДжосера) и мавзолей В.И. Ленина. К такому повороту учитель должен быть готов.
Понаблюдениям, авторы учебников при написании параграфов по истории культурыбольше всего боятся что-нибудь забыть, не упомянуть какого-либо значительногодеятеля или памятник. Тем же страдает и немалая часть учителей, особенноначинающих – им хочется «по полной» загрузить детей. Но мы всегда должныпомнить замечательный афоризм Козьмы Пруткова – «Нельзя объять необъятное». Акультура человечества – необъятна. Так что давайте поставим перед собой болеескромную и реалистичную задачу – через некоторые произведения постаратьсяпонять прошлое, выявить те или иные тенденции развития. Иначе дети получат непищу для ума, а лишь материал для разгадывания кроссвордов.
Каждыйучитель испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение науроках истории. Это во многом определяется спецификой школьного курса – детиполучают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства,литературы, МХК. При этом, зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны.Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия.Такие виды культуры, как архитектура, скульптура, киноискусство в большинствешкол изучаются только на уроках истории.
Данную проблему можно попробоватьрешить использованием на уроках истории различных методик, позволяющихзадействовать разные каналы получения информации учащимися (визуальный,аудиальный, кинестетический), развивать творческие способности учащихся.
Методисты предлагаютследующие методические приемы преподавания вопросов культуры на уроках истории:
1. Создание«проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала(использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и туже проблему).
2. Приемы монологическогои диалогического изложения:
o рассказ, лекция,учебная игра, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов,интерактивной доски; )
o диспут, семинар(интерактивная доска, подготовленные заранее учениками электронные и печатныематериалы
o виртуальнаяэкскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленныена сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).
3. Метод. приемыработы с учениками: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения,исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификациипроизведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point,CorelDraw).(14; с.121-126)
Подробнее рассмотримнекоторые из них.
1. При изучении отдельныхтем используются учебные игры, которые способствуют развитию познавательногоинтереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллект иэмоциональный настрой учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед нами ввиде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд, асильным учащимся предлагается его составить. Для результативности игры оченьважным является создание учителем своеобразной установки на игру, побуждающейпринять в ней активное участие. Игровое состояние складывается из таких факторов,как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, целенаправленностьсовершенных игровых действий, подведение итогов, оценка результативности.
Элементы театрализованныхигр используются на уроках особенно активно в среднем звене, в силу возрастныхособенностей. При изучении истории Древнего мира очень популярны уроки — путешествия в Древний Египет, Междуречье, Китай, Грецию и т.п. При этомиспользуются наглядные пособия, изготовленные самими детьми. Это – рисунки,орудия труда и охоты, карты и т.д. Такой вид деятельности развивает творческийпотенциал ребенка. Так же в 5 классе может проводиться игра «Откуда это?».Участникам раздаются предметы, например, чай, сахар, стекло, хлопок, бумага,компас. Ребятам нужно рассказать, когда люди впервые стали пользоваться этимипредметами, где они были изобретены.
2. Постановка проблемы вначале урока. Так, при изучении в 5 классе темы «Развитие научных и философскихзнаний Древней Греции», а также темы «Возвышение Македонии» детям тяжелоусвоить предлагаемый объем информации, и задача учителя состоит в том, чтобынаглядно и словесно показать значимость темы, раскрыть ее содержание,заинтересовать и подтолкнуть ребят к изучению данного материала. Постановкапроблемы на таком уроке особенно актуальна, так как проблемное обучениезаставляет логически мыслить, заниматься поиском весь урок. Заполнение таблицыв тетради во время подготовки домашнего задания способствует закреплению изапоминанию изученного на уроке. Изучая вопросы искусства, мы не просто смотримна то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, проводимассоциативные параллели. (8; с.35-37)
Изучение вопросовкультуры необходимо проводить по типовому плану, который дает возможностьразвивать логическое мышление у школьников, а также сравнивать изучаемыепериоды культуры разных стран.
3. Особенностьюпреподавания вопросов культуры в 11 классе является то, что перед намисформировавшиеся личности со своими взглядами и убеждениями. И здесь от учителятребуется особый подход к учащимся, позволяющий дать возможность высказать своюточку зрения по изучаемому материалу, охарактеризовать позиции и т.д. Поэтому в11 классе данные уроки требуют проведения диспутов, заседаний «круглых столов».Живая беседа дает возможность получить интересную информацию о проблемах,волнующих наших выпускников, об уровне их знаний по тому или иному вопросу, осильных и слабых сторонах их нравственных убеждений. (13; с. 84-87)
Во время диспута учащиесяпроявляют наибольшую активность. У них формируется умение критически относитьсяк высказываниям по проблемам изучаемых тем. Они учатся защищать свою точкузрения. Для того, чтобы диспут проходил живо, заинтересованно, готовятсясовместно с несколькими учащимися «острые» вопросы, создаются спорные,требующие размышления ситуации.
4. Очень важным являетсяиспользование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этомпроисходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории,музыки, изобразительного искусства и т.д. Так, при изучении темы «Поэмы Гомера.Троянская война», «Мир художественной культуры эпохи Возрождения» в 5 классе,«Возникновение и распространение христианства. Библия» происходит процессинтегрирования с уроками МХК, литературы, музыки.(17; с.77-81)
5. При изучении вопросовкультуры не возможно обойтись без музыкального сопровождения в видеклассических произведений, произведений созданных в изучаемую эпоху. Сейчас этоделать еще проще, так как интересующие нас произведения доступны, их легконайти с помощью Интернета, диски находятся в свободной продаже. А потомперенести их на другой носитель и воспроизвести в нужной последовательностивообще не составляет никакого труда.
6. Слайды, диафильмы,картины, исторические фильмы предоставляют возможность в деталях более целостнопредставить изучаемый период; формировать образное представление обисторической эпохе. (1; с.57-60)
7. Информационныетехнологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую,звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю иучащимся использовать самые различные источники информации. (8; с.25-30)
В современных условияхглавной задачей образования является не только получение учениками определеннойсуммы знаний, но и формирование у них умений, навыков, ценностных отношений.Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером,формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, уменийориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать,делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новыхкомпьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учителем и учениками составляются презентации,которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведенииуроков истории, а также во внеклассной работе.
Презентация позволяетучителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет неперегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальноеколичество времени, используя гиперссылку. Программа Power Point даетвозможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты историческихдеятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентации могут широкоиспользоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повыситьинтерес к изучению предмета. Презентации эффективно используются на различныхэтапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее иглубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материаласоздание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогаетучителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение ихпо слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале,помогает составлению плана изучения темы.(8; с.41-49)
8. На уроках историииспользуются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов,составление проектов.(9;25-31) Появление Интернета и наличие в нем текстовой ииной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой длявыступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point этостановится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провестиогромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количествоисточников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждуюработу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайдав презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивыми отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный видучебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление,формирует ЗУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями,выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрациипрезентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловнопригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, чтопозволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютеромявляется одним из элементов современной молодежной культуры.
Ресурсы музеев иисторико-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, асайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествиенепосредственно на уроке.Другое направление использования информационныхтехнологий связано возможностью применения сети для совершения виртуальныхэкскурсий по художественным музеям всего мира, наблюдения памятниковархитектуры в масштабе реального времени.(18; с.43)
Итак, задачи педагога:
1. Отобрать материал так,чтобы стала очевидной линия развития культуры.
2. На каждом урокестремиться к установлению межпредметных и межкурсовых связей.
3. Проследить связь междутворческими направлениями разных эпох.
4. Учитель долженпомнить, что различные виды искусства могут показать лишь определенные сторонымногообразия жизни. Необходимо проследить единство различных видов искусстваопределенного периода, показать как одни и те же исторические процессыпроявляются в разных видах культуры.
5. Ни в коем случаенельзя сводить знакомство с художественными произведениями как с иллюстрацией кисторическому процессу. Надо научить учащихся понимать, что художественноепроизведение обладает собственной эстетической, гуманистической ценностью. Дляэтого необходимо разработать систему вопросов для анализа произведения,выделения его художественных особенностей, творческой манеры автора.
6. Необходимо повышатьпознавательный интерес у учащихся при изучении вопросов культуры, используяактивные методы обучения, такие как ролевая игра, урок–экскурсия, конкурсныезадания, составление кроссвордов, проектный метод обучения, что ведет квнедрению практико-ориентированного подхода в обучении истории.
Эти деятельностипозволяют развивать творческие способности учащихся на уроках истории,предоставляют широкие возможности для воспитания личности, стремящейся ксамоактуализации, умеющую ценить духовные и материальные богатства общества,способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
Гл.II. Вопросы культуры в курсе историиДревнего мира: практический аспект
2.1 Анализ учебников поистории Древнего мира
На изучение истории в 5классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает вкурсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведенонедостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должныбыть показаны исторические условия развития культуры, изучаемой эпохи. При этомнеобходимо подчеркнуть, что основой всей духовной культуры в любую историческуюэпоху является материальная культура, созданная народами. Развитие культурыопределяется материальными условиями жизни общества, характером общественногостроя, важнейшими событиями общественной жизни. Знакомя учащихся с развитиемкультуры стран и народов, необходимо показать связь между культурой нашейстраны и мировой культурой, взаимное влияние мировой культуры и культурыРоссии, воспитывая тем самым чувство патриотизма.(7; с. 101-104)
Исторические условияразвития культуры нужно начинать с внешних исторических условий развитиякультуры, причин ее расцвета или упадка.
Так, чтобы начатьразговор о культурном расцвете Древней Греции, необходимо изучить такие вопросыкак: природные условия, население и его занятия, аппарат управления, внутреннююи внешнюю политику, чтобы понять, в каких условиях развивалось государство.(2;с. 48-50) Сформировать представление о том, что такое «темные века» в культуреГреции, необходимо изучить внешний фактор, повлиявший на развитие государства втаком ключе – Троянскую войну.(17; с.44-48) На помощь приходят межпредметныесвязи — помогают приемы использования художественной литературы. При изученииданной темы на уроке можно использовать «Мифы и легенды Древней Греции»,«Легенды и сказания о Троянской войне», а также поэмы Гомера «Илиада» и«Одиссея». Создать полную картину хода Троянской войны подойдет приемиспользования технических средств – на компьютере или через интерактивную доскуможно посмотреть исторические фильмы «Троя», «Елена Троянская», «Одиссея».
Сформироватьпредставление о культурном наследии Древнего Востока, например ВеликойКитайской стены – одного из 7 чудес света современности – поможет приемиспользования исторической карты на уроке. А также применение иллюстративныхкартин, которые демонстрируют предметы быта, орудия труда, одежду, способыпередвижения, оружия. (2; с.56-59)
Запомнить принциппостроения египетских пирамид поможет использование схемы пирамиды в учебнике –это сформирует наиболее полное представление о внутреннем устройствепирамиды.(16; с.78)
Для конкретизациииспользования на уроках истории этих и других приемов, сравним учебники,допущенные Министерством Образования РФ.
Большинство авторовразделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научитьпониманию исторического процесса и причинно-следственных связей.(9; с.56-61) Онтакже, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление истимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды вистории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённуюидеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют вовступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако естьнесколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали всвое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем болеезаметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редкостановятся темой для общественных дискуссий.
Критерии для анализа и сравнения учебников(5; с.44-48) Авторы, название, выходные данные
А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Савицкая, «Просвещение»,2007
«История древнего мира», 5 классс Д. Д.Данилов, Е. В. Сизова, А. В. Кузнецов и др., Образовательная система «Школа 2100», 2010 «История древнего мира», 5 класс
Текстовый компонент;
Основной текст: 1. Очень хорошее введение, которое заинтересовывает ребят на изучение истории Древнего мира.2. Изложение текста в форме монолога.3. Использован линейно-хронологический, культурологический, социологический способ изложения учебного материала.4. Прошлое излагается в мировом контексте.5. Отбор исторических фактов направлен на изучение жизни людей во всех ее проявлениях.6. Изучается история не одного народа, а история народов Востока, Греции, Рима.7.Доподлинно раскрывается историческая ценность культурного наследия всех народов.8.Текст не страдает информационной избыточностью, дополнительный материал органично продолжает основной текст.
1.Введение представлено очень интересно.
2.Изложение текста представлено в форме монолога, а также диалога как дополнение.
3.Использован проблемно-обобщающий, описательный, объяснительный способ изложения учебного материала.
4.Прошлое излагается в мировом контексте.
5.Отбор исторических фактов направлен на изучение всех сфер жизни общества.
6.Изучается история народов древних цивилизаций.
7.Раскрывается историческая ценность культурного наследия всех народов.
8.Текст не страдает информационной избыточностью, дополнительный материал органично продолжает основной текст. Дополнит.текст:
Дополнительный материал расширяет кругозор, помогает образно представить содержание основного материала. Используются
документальные, художественные произведения, имеются биографические данные. Доп.мат-л представлен либо в конце параграфа, либо в середине, либо помещается под иллюстрациями и репродукциями. Пояснительный мат-л
Иллюстрационные материалы представлены:- репродукциями художественных произведений;-современные рисунки и фотографии;-условно-графические карты и схемы.Иллюстрации позволяют составить образное представление о Древней истории.Иллюстрационный материал способствует многообразному представлению об истории и культуре народов.Иллюстрации сопровождаются подписями и пояснениями.
Соответствие ценностным установкам демократического общества. Приоритет гуманистических ценностей. Представлен виде дополнения к основному тексту или описанию событий- схемы, рисунки, карты. Иллюстрации позволяют составить образное представление о Древней истории.Иллюстрационный материал способствует многообразному представлению об истории и культуре народов.Иллюстрации сопровождаются подписями и пояснениями. Объем учебного материала включает обязательный минимум содержания образования.
Внетекстовый компонент:
Метод.аппарат: Удобно расположены вопросы и задания внутри текста, после параграфа или после рисунков, а также к картам или схемам. Вопросы творческие, проблемно-раскрывающие, репродуктивно-преобразующие, разной степени сложности.выделены термины и даты. Вопросы и задания внутри текста, после параграфа или после рисунков, а также к картам или схемам. Вопросы творческие, проблемно-раскрывающие, репродуктивно-преобразующие, разной степени сложности.выделены термины и даты. Эпоха изображается достоверно. Аппарат ориентировки:
Оглавление вначале. Отсутствует пояснение сигналов-символов, термины выделены курсивом, даты тоже, доп.текст выделен цветом. Отсутствует рекомендованная лит-ра.
Учебное пособие по истории составлено в соответствии с современным уровнем исторической науки. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствуют возрастным особенностям пятиклассников. Учащиеся узнают много интересного и увлекательного о первобытных людях, возникновении и истории древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим).
Оглавление вначале. Описаны все знаки-символы, как правильно работать с учебником, лентой времени. Присутствует рекомендованная лит-ра.
Представлен материал о наиболее древнем периоде развития человечества — рассматриваются темы появления первых людей на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Индии, Китая, Греции и Рима с акцентом на проблеме взаимоотношений и взаимного влияния. Учебные тексты, методический аппарат и иллюстрации способствуют формированию целостного представления о двух первых этапах всемирной истории. основные события предстают в виде ленты времени, заполнение которой помогает синхронизировать и систематизировать основные знания школьников. В учебно-методический комплект имеется единая учебно-методологическая схема, которая наглядно иллюстрирует переход от первобытного общества к цивилизации. Используя конкретные признаки каждой из этих ступеней развития человечества, школьники получают возможность теоретически обосновать все многообразие фактического материала.
Считаю, что учебникисоответствует целям общего исторического образования, содержание на хорошемнаучно-историческом и педагогическом уровне, удачно структурированы ифункциональны, предназначены для учащихся общеобразовательных учреждений,соответствует возрастным особенностям пятиклассников, в интересной формерассказывается об истории Древнего мира. Материал излагается в доступной форме,что способствует его успешному усвоению, ориентирован на развитие системыумений, помогает осмыслению учебного материала на доступном для каждого ученикауровне. Хорошо, что в конце изучения всего курса истории есть вопросы изадания, помогающие определить уровень усвоения пройденного материала.
Есть сходства и различия,например, аппарат ориентировки у Д.Д. Данилова наиболее соответствует для 5класса, а также внешний вид вызывает здесь наибольший интерес, метод обучения –частично-поисковый, что способствует бысрому развитию знаний, умений, навыков. Но,учебник А.А. Вигасина больше подходит для 5 класса, так как основной текст представленподробнее (содержит меньше проблемных вопросов), метод обучения – объяснительноиллюстративный.
2.2 Описание фрагментовуроков по изучению вопросов культуры в 5 классе
4.1 Тема: «Мудрость Древнего Китая»
Цели:
Обучающие: — формирование представления огео.положении Китая, его природных условиях и занятиях населения;
— формированиепредставления о Конфуции и конфуцианстве;
— формированиепредставления об императоре Цинь Шихуане, как о правителе, объединившем Китай;
— формированиепредставления о Великой Китайской стене;
— формированиепредставления о культуре Древнего Китая и его изобретениях.
Развивающие:
-формирование уменияработать с картой (показывать границы государства, рассказывать по ней огео.положении, показывать Великую Китайскую стену);
-формирование уменияотвечать на вопросы учителя;
-формирование отмечать наленте времени время, когда китайцы вступили на ступень цивилизации.
Воспитательные :
-формирование ценностногоотношения к культурному наследию .
Дидактические материалы: учебник 5 класса История древнегомира, под ред. Данилова Д.Д., Сизовой Е.В., метод. рекомендации для учителя 5класс История древнего мира под ред. Данилова Д.Д., энциклопедия для детей.Религии мира. Аванта+.Этапы урока, метод. приемы Деятельность учителя Деятельность ученика Новая тема: «Мудрость Древнего Китая» Записывают тему и план в тетрадь.
План:
1.Царство «середины земли».
2.Конфуций и конфуцианство.
3.Поднебесная империя.
2) Конфуций и конфуцианство,
сжатое изложение учителя В VI-V в.до н.э. китайцы научились добывать и обрабатывать железо. Железный век вызвал распад единого гос-ва на враждующие царства. Отсутствует единый правитель, происходит разорение одних и обогащение др. появляется частная собственность. Никто не понимает, что стало происходить с обществом. Порядок в обществе удалось восстановить благодаря Конфуцию (Кон фу Цзы, 551 г до н.э.-479 г. до н.э.), который стал проповедовать учение конфуцианство, цель которого правильно организовать жизнь в обществе. Учение Конфуция предлагало способы регулирования гос-ва и воспитания чел-ка. Каждый чел-к должен следовать определенным нормам поведения. Это такие как человеколюбие, исполнение долга, преданность, сыновняя почтительность, забота о младших. Нормы поведения в семье Конфуций переносил и на правила поведения в гос-ве. Использование худ. литры учеником
Ученик из сборника афоризмов зачитывает самые знаменитые выражения Конфуция:
-«Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью».
-Стоя на берегу реки, Учитель сказал: «Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь».
— Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.и др. Использование интерактивной доски или телевизора, компьютера учителем Показ презентации, подготовленной учеником в MS Power Point, Древний Китай. В презентации представлено культурное наследие Китая, достижения и изобретения, иллюстрации китайских императоров, портрет Конфуция.
Такая работа с ученикамина уроке сформирует наиболее полное, яркое представление о культуре Китая, егодостижениях и изобретениях, которые мы применяем по сей день, усовершенствовавих (книгопечатание, фарфор, компас, бумага, порох, огнестрельное оружие, чай,монеты, лекарства и т.д.) .
4.2 Тема : «Поэмы Гомера. Троянская война»
Цели:
Обучающие:
-формирование представленияо поэте Гомера;
— формированиепредставления о Троянской войне;
— формированиепредставления о поэмах Илиада и Одиссея;
— формированиепредставления о крылатых выражениях: «ахиллесова пята», «яблоко раздора»,«троянский конь»
Развивающие:
-формирование уменияработать с картой (показать на карте гео. положение Древней Греции);
— формирование уменияприменять на уроке истории знанания, полученные на уроках литературы;
— формирование умениясделать вывод на основе рассказа учителя;
— формирование умениянарисовать рисунок к сюжету поэм и легенд;
— формирование уменияобъяснять смысл крылатых выражений.
Воспитательные:
— формированиеценностного отношения к культурному наследию;
— формированиеценностного отношения к миру; Этапы урока, метод. приемы Деятельность учителя Деятельность ученика Новая тема: «Поэмы
Гомера. Троянская война».
План:
1.Гомер.Троянская война.
2.Находки Г.Шиллера.
3. Илиада и Одиссея. Записывают тему и план урока в тетрадь. Б) Троянская война, использование худ. литры, повествование — рассказ
Учителем рассказываются цикл легенд о Троянской войне, одна из них о яблоке раздора: События, приведшие к Троянской войне, начались на Олимпе. Зевс добивался любви нимфы Фетиды. Но богини судьбы предсказали, что сын, рожденный Фетидой, превзойдет силой и доблестью своего отца и свергнет его. Всемогущий Зевс испугался и решил выдать Фетиду замуж за смертного человека, избрав ей в мужья Пелея.
Нимфа сочла подобный брак унизительным и обратилась в бегство, но Пелей все же настиг ее, и красавица смирилась. Она согласилась стать женой Пелея, но взяла с него клятву, что он – смертный – будет почитать ее как богиню и никогда не скажет ей ни одного грубого слова.
Пелей поклялся, и они сыграли свадьбу
Свадебный пир почтили своим присутствием все олимпийские боги, принеся новобрачным щедрые дары. Не пригласили на свадьбу лишь Эриду – богиню раздора и вражды.
Но коварная богиня пришла незваной и незаметно подкинула на пиршественный стол яблоко из чистого золота с надписью — «Прекраснейшей».Тут же три богини – Гера, Афродита и Афина – заспорили, для кого из них оно предназначено. Богини перессорились между собой, и попросили Зевса их рассудить. Осмотрительный Зевс понимал, что, присудив яблоко одной из богинь, он навлечет на себя гнев двух других. Поэтому он посоветовал им избрать судьей в своем споре красивейшего из людей, а именно, юношу по имени Парис. Парис был сыном троянского царя Приама и царицы Гекубы. Когда Гекуба ожидала его рождения, ей приснился сон, будто она родила горящий факел, от которого запылала вся Троя. Толкователи снов сочли этот сон недобрым и объявили, что сын, рожденный Гекубой, навлечет на Трою бедствия и гибель. Напуганные предсказанием царь и царица, едва Парис родился, приказали отнести его в лес и оставить там. Но судьба сберегла новорожденного. Медведица выкормила его своим молоком, а затем его нашел пастух, пасший царские стада, и взял к себе. Парис вырос в пастушеской хижине и сам стал пастухом. И вот однажды, когда Парис пас овец у подножья горы Иды, перед ним предстали три богини во всем блеске своей красоты и, вручив ему золотое яблоко. Потребовали, чтобы он отдал его той, которая, по его мнению, красивее других. Парис растерялся: все три богини казались ему прекрасными. Тогда Гера пообещала ему в обмен на яблоко славу, Афина — мудрость, а Афродита – самую красивую из смертных женщин в жены. И Парис отдал яблоко Афродите. На основе рассказа учителя ученик делает вывод о поступках героев, объясняет хорошие и плохие, аргументируя свою точку зрения. Объясняет смысл выражения «яблоко раздора» и как можно это выражение соотнести с сегодняшним днем. Рисует рисунок либо к этому сюжету, либо к любому другому, соответствующего этой теме.
Применение методовиспользования худ. литературы при изучение вопросов культуры Древней Грециипомогает сформировать представление о том времени (о начале войны, ходе войны,ее причинах и последствиях), будет развиваться мышление и каждый ученик сможетзарисовать представленную ими картину.
Заключение
Одна из основных целейизучения истории – развитие мышления школьников. Не менее важной целью изученияпрошлого является включение индивида в культурную среду, созданную егопредками. В современных условиях главной задачей образования является не толькополучение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений инавыков самостоятельного приобретения знаний.
Изучение вопросовкультуры на уроках истории помогает формированию у учеников ценностныхориентаций и убеждений, на основе личностного осмысления опыта истории,восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма, взаимопониманиямежду народами. Развивается интерес к истории и культуре своего и другихнародов, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны ивсего человечества. История воспитывает современное историческое сознание, учитвосприятию отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого вих связи с настоящим, дает опыт.
Вопрос о преподаванииистории культуры – сложный. Существующие в настоящее время школьные учебники иучебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал оченьобъемен, часто отсутствуют иллюстрации, а количество часов, по-прежнему невелико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на урокахистории остается очень острой.
Анализ методической иучебной литературы показывает, что сегодня сложились разные подходы кпредъявлению историко-культурного материала в школе. Для продуктивного изученияисторического материала целесообразно применять интегративный подход,предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекстизучения предмета. Современным требованиям отвечают также диалогический,личностно-ориентированный, проектный и герменевтический подходы к изучениюистории культуры.
Каждыйучитель испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение науроках истории. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостностьее восприятия.
Данную проблемунеобходимо решать, используя на уроках истории различные методики, позволяющиезадействовать разные каналы получения информации учащимися (визуальный,аудиальный, кинестетический), развивать творческие способности учащихся.
Список использованнойлитературы
1. Актуальныевопросы методики обучения истории в средней школе. – М., 1984 г.
2. Андреевская, Н.В.Очерки методики истории 5-7 класса. – П., -1978г.
3. Борисова, Е.В.Эстетическое воспитание школьников из опыта работы учителя истории. – Л., 1972г.
4. Волобуев, О.В.История древнего мира в художественно-исторических образах. – М., 1978 г.
5. Вяземский, Е.Е.Теория и методика преподавания истории. – М., 2003 г.
6. Вяземский, Е.Е.,Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории. – М., 1999 г.
7. Вяземский, Е.Е.,Стрелова, О.Ю., Короткова, М.В. История образования в современной России. – М.,1997 г.
8. Гора, П.В.Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. –М., 1971 г.
9. Историческоеобразование в современной России; Справочно-методическое пособие для учителей.– М., 1997 г.
10. История древнего мира, 5 класс / подред. Вигасина А.А.,- М., «Просвещение», 2007 г.
11. История древнего мира, 5 класс / подред. Данилова Д.Д.,- М., Образовательная система «Школа 2100», 2010 г.
12. Короткова, М.В. Проблема изучениякультуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории вшколе. 2010 №5.
13. Линденберг, К. Обучение истории., — М., 1997 г.
14. Методика преподавания истории всредней школе. – М., 1986 г.
15. Методика обучения истории в среднейшколе / под ред. Коровкина Ф.П. – М, 1978. Ч.I.
16. Методика обучения истории / под ред. Дайри,Н.Г. – М., 1977 г.
17. Методика обучения древнего мира исредних веков в V-VI кл. / под ред. Коровкина Ф.П. – М.,1970 г.
18. Ямбург, Е.А. Воспитание историей. –М., 1989 г.