Вопросы оформления учреждениями права пользования земельными участками

Вопросы
оформления учреждениями права пользования земельными участками.

М.В.Карпенко

Сокращения:
МУГИО – Министерство по управлению государственным имуществом области

В настоящее
время отделы разграничения земель областных министерств по управлению
государственным имуществом активизировали работу по учету всех земельных
участков, переданных в оперативное управление учреждениям. Актуальность обсуждаемой
темы определяется проводимой в стране в целом и в каждой области в частности
работой по разграничению государственной собственности на землю. Правительство
РФ определило завершить эту работу к 2007 году, но основной массив работы
Правительство многих областей России определило к выполнению уже в 2002-2003
годах.

Приоритет в
оформлении права – у государственной собственности.
1.
Нормативная база:

1.Земельный
кодекс РФ от 25.10.01г. №136-ФЗ

2.Федеральный
закон от 17.07.01г. №101-ФЗ «О разграничении на землю»

3.Постановление
Правительства РФ от 04.03.02г. №140 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ И
СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НА КОТОРЫЕ У РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВОЗНИКАЕТ ПРАВО
СОБСТВЕННОСТИ

Для оформления
права пользования земельными участками важно изучить Постановление № 140.
2.
Оформление права пользования

1 ЭТАП –
ПОСТАНОВКА НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ПАЛАТЕ

2 ЭТАП –
РЕГИСТРАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ЮСТИЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

В свою очередь,
для постановки на кадастровый учет необходимо:

1.Межевое дело.

Выполняется
обычно лицензированными землеустроительными организациями, поскольку одним из
важнейших условий осуществления в последующем хозяйственной деятельности
является урегулирование всех спорных вопросов со смежниками на этапе
формирования межевого дела: план границ должен быть согласован с так
называемыми смежниками (профессиональный термин).

Первичные
документы для формирования межевого дела:

нотариально
заверенные копии документов, удостоверяющих право постоянного (бессрочного)
пользования землей: акты государственных органов (советских) либо
свидетельства, выданные комитетами по земельным ресурсам (райкомземы) либо
свидетельства о регистрации в учреждении юстиции. Любой из этих документов,
который мог быть выдан как до 1991г., так и после, действителен для выполнения
межевого дела.

решение органа
госвласти или местного самоуправления в виде распоряжения или постановления о
выделении университету земельного участка или о закреплении права пользования
земельным участком

нотариально
заверенные документы, удостоверяющие права на здания, строения, сооружения :
это может быть техпаспорт БТИ, акт передачи в оперативное управление МУГИО,
свидетельство, выданное учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.

нотариально
заверенные учредительные документы – Устав+свидетельство о гос.регистрации
юридического лица+свидетельство о постановке на налоговый учет

В случае, если
отсутствуют правоустанавливающие документы на землю (т.е.акты госорганов):

обратиться в
государственный архив области

если нет и в
архиве – представить в МУГИО справку о наличии (отсутствии) задолженности по
налоговым платежам за испрашиваемый земельный участок

В случае, если
земельный участок еще не оформлен:

заявку на
фирменном бланке направить в МУГИО с просьбой закрепить земельный участок на
праве оперативного управления за учреждением – узнать курирующий отдел, номер
кабинета, часы и дни приема.

МУГИО
подготовит приказ о закреплении земельного участка на праве оперативного
управления, и затем можно будет обратиться в лицензированную землеустроительную
организацию для подготовки межевого дела. Закрепление может быть и
распоряжением, постановлением -в зависимости от приоритетов и скорости
прохождения того или иного вида документа, в каждой области по-разному. Затем –
в обычном порядке: межевому делу присвоить кадастровый номер в кадастровой
палате, затем зарегистрировать в учреждении юстиции. Для регистрации в
учреждении юстиции: присвоенный кадастровый номер + выписка из кадастрового
дела (взять в кадастровой палате) + план земельного участка +иные документы
(как обычно).

Государственная
кадастровая палата: структура ее зависит от степени ее развития в каждой
области : в идеале должно быть головное учреждение, городская кадастровая
палата и действовать филиалы во всех районах города при районных комитетах.

Кадастровые
номера: если был присвоен номер до марта 2002 г. = он считается условным.
Реальные кадастровые номера присваиваются только с марта 2002 года. Поэтому,
если был присвоен условный кадастровый номер, необходимо получить реальный.

После
регистрации в учреждении юстиции – передать сведения в МУГИО по формам,
утвержденным Постановлением Правительства РФ №140 (Приложения) и по формам,
которые выдаст МУГИО, а также передать эти сведения в свое министерство.

Ваша работа
будет считаться оконченной.

Важно помнить,
что в процессе данной работы можно решить все проблемы, касающиеся захвата
земельных участков смежниками, проблемы с бывшими и настоящими арендаторами,
поскольку Мингосимущество сегодня заинтересовано в их скорейшем разрешении и
будет на вашей стороне.

Но нельзя
забывать и о том, что главным девизом наших дней является девиз рационального
землепользования. На Западе основной доход муниципалитеты (и часто
–государство) получают именно от использования земель. Мы движемся в этом же
направлении. Поэтому целью Мингосимущества на данном этапе будет являться также
изъятие всех неиспользуемых либо используемых не по назначению Вами земель.

И третье,
пожалуй, что важно помнить – это тот факт, что с выходом нового Земельного
кодекса земельный участок вместе с расположенной на нем недвижимостью признан
единым комплексом со всеми вытекающими отсюда последствиями.