Вопросы синтаксического анализа и пунктуационного оформления предложений, включающих слово «что»

Николенкова Н. В.

Обучение
грамоте школьников старших классов с целью коррекции достигнутых за предыдущие
годы результатов часто сталкивается с рядом проблем, в том числе с исправлением
ошибок, уже “выученных” ими. Не секрет для любого преподавателя, что
ученик может запомнить какой-нибудь пункт правила по-своему и пользоваться этим
пусть и неправильным правилом, искренне считая его верным. К примеру, есть
любители выделять вводное слово по правилу “если его можно выкинуть из
предложения”. Как же много слов, оказывается, подчиняется этому определению!
Очень опасен для применения подобных самостоятельно составленных определений
такой знак, как двоеточие. Что уж говорить о любимых среди школьников правилах
“потому что пауза” и “этим мы уточняем”! Тут можно вообще
забыть обо всех остальных правилах и полагаться только на эти два, ведь в любом
предложении при желании есть, где сделать паузу, и найдется, что уточнить.

Пожалуйста,
обратите внимание на подчеркнутые слова. Наверняка каждый словесник слышал
формулировку “перед ЧТО всегда стоит запятая”. При творческом подходе
“что” заменяется “где”, “когда” и подобными
“мелкими” словечками. И сразу же решается проблема, уже можно не
учить, что такое “что”, зачем оно нужно в предложении, в состав каких
сочетаний может входить. Ведь правило есть, легко применяемое и не требующее
раздумий. В результате преподаватели находят в школьных сочинениях такие фразы
: *Онегин не решился отказаться от дуэли, потому, что испугался общественного
мнения. (это одна из наиболее типичных и частых ошибок в сочинениях) *За неделю
свободы Тихон не то,что жену, а и всю семью готов бросить. *Ольга была самая,
что ни на есть обычная девушка, но казалась Ленскому воплощением романтического
идеала.

Проблема
“что” встает и перед теми школьниками, которые готовятся к
теоретическому экзамену по русского языку. В основном все знают: ЧТО может быть
союзом и союзным словом, но для разграничения большая часть применяет
простейшее правило логического ударения: падает – союзное слово, нет – союз.
Результат применения правила не всегда оказывается удачным, ошибки случаются
сплошь и рядом. Здесь же возникает для многих проблема самого определения
“союзное слово”, оно оказывается тесно склеено в сознании с
“что”, “который”, “где” и т.д. и воспринимается
постоянной морфологической характеристикой, поэтому на вопрос о частиречной
принадлежности этих слов мы слышим ответ “союзное слово”.

Нашей
задачей будет суммировать различные случаи употребления ЧТО в текстах. Мы
попытаемся обратить внимание и на практическую, и на теоретическую сторону
вопроса и дадим задание как для ребят, корректирующих грамотность, так и для
готовящихся к экзамену по теории русского языка и вообще желающих разобраться в
грамматике. Сразу же заметим: автор против всякого упрощения правил, замены
детальных разборов положений правил на разные бинарные схемы (“есть
такой-то смысл – ставь тире, нет – не ставь”), поэтому некоторые
формулировки потребуют внимания.

1. “Что” местоименное существительное.

“Что”
относится к разряду вопросительно-относительных местоимений и по своим морфологическим
признакам будет существительным. Используется в вопросах и для связи частей
сложноподчиненного предложения, то есть в качестве союзного слова (внимание!
Часть речи – местоимение, союзное слово – это функция в предложении). Можно
отметить следующие виды придаточных, где употребляется “что”
местоимение:

·
изъяснительные – отвечают на падежные вопросы, относятся к глаголам и
существительным со значением речи, мысли, чувства, восприятия. В этих
придаточных будет иметь место омонимия с союзом “что” и действительно
придется смотреть, можно ли задать к “что” вопрос, падает ли на него
логическое ударение. Как правило, предложения этого типа представляют собой
косвенную речь, до преобразования прямой речи в придаточную часть
“что” было вопросительным местоимением: Коза не знала, что купить
детям на ужин (“что” – дополнение) – попробуйте убрать главную часть
и сформулировать вопрос, “что” останется в качестве вопросительного
слова.

·
определительные – отвечают на вопрос “какой?”, относятся к
существительному в главной части. В этом типе возможна замена местоимения
“что” на “который”: В доме, что стоит напротив леса,
поселилось семейство Козы (“что” – подлежащее).

·
местоименно-определительные – придаточное относится к местоимению в функции
соотносительного слова в главной части: То, что случилось с козлятами в
отсутствии мамы, и будет сюжетом сказки (“что” – подлежащее).

·
обобщенно-уступительные – Придаточные уступки отвечают на вопрос “вопреки
чему?”. Обобщенно-уступительные подчеркивают неопровержимость сообщаемого
в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в
придаточной . Местоимение “что” в них выступает в сочетании с
частицей “ни” и с “бы”: Что бы ни говорил Волк, козлята все
равно не хотели открывать ему дверь (“что” – дополнение).

·
присоединительные – Вопроса к ним задать нельзя, придаточное дополняет
информацию, содержащуюся в главной: Волк догадался изменить тембр голоса, что и
обмануло козлят (“что” – подлежащее).

Во
всех перечисленных случаях запятая перед “что” стоит по правилу
выделения придаточных предложений. Поскольку “что” вводит
придаточное, то в начале (и в конце) придаточного ставятся запятые.

Имейте
в виду, что местоимение “что” в придаточном изъяснительном может
оказаться единственным словом. В этом случае запятая перед ним не ставится
(правило говорит об этом особо – если придаточное из одного слова, оно не
отделяется от главного запятой), но придаточное есть, его надо учитывать при
синтаксическом разборе. К примеру, в предложении Волк хотел что-нибудь спеть, но
не знал что при главной части есть придаточное изяснительное.

2. “Что” как подчинительный союз.

В
сложноподчиненном предложении используется и союз “что”. По
классификации подчинительных союзов он относится к изъяснительным, но
используется в разных группах придаточных, а именно:

·
изъяснительных – в отличие от местоимения “что” к союзу нельзя задать
вопрос, он не является членом предложения. Придаточное представляет собой
введенное в косвенную речь повествовательное предложение, в структуру которого
“что” не входит. Козлята не знали, что Волк уже договорился о
пластической операции по смене голоса, и радовались избавлению от хищника.

·
меры и степени – придаточные относятся к словам “так”,
“такой”, “настолько”, “столь” и указывают на
такую степень признака или интенсивность действия, которая делает возможным
возникновение определенного следствия . Голосок у Волка стал такой тоненький,
что козлята не могли не принять его за маму.

·
образа действия – в главной части есть слова “так”, “таким
образом” в роли обстоятельства образа действия, к ним относится вводимое
союзом придаточное, которое характеризует способ совершения этого действия –
Волк так зарычал, что дверь в домике козляток задрожала.

В
этом случае правило также требует выделения придаточного предложения, надо
научиться его видеть и ставить запятую в начале (перед союзом “что”)
и в конце.

ЗАДАНИЕ
1.Расставьте знаки препинания. Определите, где “что” союз, а где
союзное слово. Определите типы придаточных.

В
одном селе что было расположено в глухом лесу жили-были старик со старухой.
Домик у них был столь маленький что они сами еле в нем помещались и столь
старый что провести в него электричество уже не получалсь. Поэтому в домике не
было даже холодильника и хранить то что готовила старуха было весьма сложно. А
старик что был на 12 дней старше девяностовосьмилетней бабки требовал
четырехразового разнообразного и диетического питания. Дед все время хотел на
обед что-то новенькое но не знал что. Бабка так старалась так тщательно изучала
кулинарные книги что домашним меню стариков мог бы гордиться любой ресторан но
угодить деду было все сложнее. Что ни готовила бабка все было не так.
“Мясо такое соленое что у меня губы защипало картошка настолько мягкая что
на творог похожа”, – ворчал дед. “Что ни говори а быть старым
тяжело”, – про себя ехидничала бабка. Не знаю что произошло в тот вторник
но дед потребовал полдник и обнаружил что еды нет. Он так растерялся что не
смог даже накричать на жену и только удивленно спросил что бы это значило.
Бабка объявила что еда кончилась и что она не знает что бы еще приготовить.
Единственное что еще ни разу не пекла старуха – колобок по рецепту её
собственной прабабки. Дед согласился что попробовать стоит и стал ждать что из
затеи получится. Испекла бабка колобок и положила остудить на окошко что и
оказалось роковым решением….

3. “Что” в составе сложных союзов.

“Что”
в качестве составляющей части входит в состав некоторых сложных союзов: союзы
причины потому что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что и тем более
что, союз следствия так что, уступительные союзы несмотря на то что, даром что.
Трудности возникают и при пунктуации при этих союзах, и при синтаксическом
разборе сложных предложений с этими типами придаточных. Попробуем разобраться
по порядку.

Причинные
и уступительные союзы со второй частью “что” вводят придаточную
часть, поэтому по общему правилу перед ними ставится запятая: Козлята
испугались, потому что дверь в домике была слишком хлипкой. Мама Коза всегда
боялась оставлять детей одних, несмотря на то что старшие сыновья уже отрастили
крепкие рожки. Но в этих союзах возможна такая постановка знаков препинания,
когда запятая окажется в середине союза, перед “что” (это считается
расчленением союза): Коза громко закричала потому, что не смогла найти седьмого
козленка – девочку Катеньку. Как правило, расчленение союза объясняется личным
желанием автора – необходимостью интонационно выделить его первую часть,
поставить на ней логическое ударение. Правда, есть случаи, когда расчленение
необходимо:

·
если перед союзом стоит отрицательная, усилительная, ограничительная частица
(“не”, “лишь”, “только”, “как раз” и
другие) – Кузнец согласился переделать Волку голос только потому, что Волк
показал ему все свои острые зубы.

·
если перед союзом стоит вводное слово. В этом случае запятая, закрывающая
вводное слово, ставится вопреки интонации предложения – “Я прошу никому не
открывать дверь, во-первых, потому, что это может быть опасно, во-вторых,
потому, что вы напустите в избушку холодного воздуха”, – напутствовала
детей Коза.

·
если придаточное замыкает ряд однородных членов или параллельных конструкций –
Волк барабанил в дверь, а козлятки тряслись от ужаса, от стоящих в глазах слез
и оттого, что в домике неожиданно погас свет.

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ!!! Запятая все равно стоит одна, так как придаточная одна, грубейшей
ошибкой при расчленении союза будет постановка двух запятых: Братья строго
относились к сестричкам несмотря на то, что очень любили козочек.

Однако
когда придаточная стоит перед главной, начинает предложение, то вопрос о
расчленении союза оказывается проблематичным. Правила русской пунктуации
специально этот пункт не оговаривают, правила в редакции Д.Э.Розенталя
несколько противоречивы на этот счет. К примеру, приводя случаи возможного
логического расчленения сложного союза в начале предложения, автор подбирает из
художественной литературы примеры как с постановкой запятой, так и без нее (то
есть остается думать, что выбор целиком зависит от желания автора) .
Специальный же подпункт правила гласит, что если придаточная часть предшествует
главной, то сложный союз чаще не расчленяется, что, строго говоря,
формулировкой правила быть не может. К тому же практически во всех пособиях,
принадлежащих известному автору, приведены для иллюстрации этого пункта примеры
с придаточными времени, а не интересующие нас придаточные.

Мы
бы рекомендовали не расчленять в начале предложения причинные союзы и
уступительные союзы. Наш опыт показывает, что большая часть словесников все же
причисляет “несмотря на то что” к постоянно расчлененным союзам.
Оттого что Коза пошла домой неправильной дорогой, путь стал в два раза длиннее.
Несмотря на то что козлята часто оставались дома без мамы, они все-таки были
еще малы и боялись одиночества. НЕ ЗАБУДЬТЕ!!! После окончания придаточной
перед главной ставится запятая!

Теперь
обратимся к теоретическому аспекту. При нерасчлененном союзе вопрос о статусе
“что” не возникает – он в составе союза и, следовательно, является
его частью, а не самостоятельным словом. Иначе дело обстоит при расчленении.
Тогда “что” как бы оказывается в начале придаточной части, как будто
бы вводит её и …опять становится самостоятельным словом? Путаницу добавляет
найденное у Розенталя рассуждение, что в этом случае “первая часть [союза]
входит в состав главной части как соотносительное слово, а вторая выполняет
роль союза “. Да, для некоторых союзов, например со второй частью
“если”, это определение подходит, но не для наших причинных и
уступительных.

ЗАПОМНИТЕ!!!
“Что” не может передавать самостоятельно значение причины и уступки.
Даже при расчленении союза со второй частью “что” он остается единым
– причинным и уступительным, а “что” продолжает рассматриваться как
его часть. Иными словами, в предложениях с пунктуационно расчлененным союзом
граница главной и придаточной части не меняется, меняется лишь место постановки
запятой (подумайте – ведь запятая не всегда указывает на начало придаточной
части и её отсутствие тоже не связано с разделением сложного предложения на
части). Мы рекомендовали бы такую картину деления предложения с расчлененным
союзом указанных групп:

Коза
не могла сдержать слез радости 1 / 2 оттого, что все дети были целы. – 1 и 2
указывают части сложноподчиненного предложения, союз выделен.

Несмотря
на то, что в домике была только одна комната 1/, несмотря на то, что добываемых
Козой продуктов часто с трудом хватало на ужин 2/, семья жила очень дружно 3.

ЗАДАНИЕ
2.Расставьте знаки препинания. Определите, где расчленение союза необходимо.
Определите типы придаточных. Укажите границы главной и придаточной части при расчленении
союза.

Несмотря
на то что Колобок был приготовлен только час назад он оказался очень ловким и
проворным. Лежать на окошке лишь потому что этого требовал старинный рецепт он
был не согласен тем более что погода была замечательная и очень хотелось
прогуляться. Может быть оттого что самая прямая дорожка шла мимо леса по
зеленой лужайке а может быть оттого что катиться направо при его, Колобка,
круглой форме было удобнее первая встреча новорожденного с окружающим миром
произошла как раз посреди названной лужайки. Благодаря тому что рядом с
Колобком на окошке лежал иллюстрированный журнал об охоте Колобок сразу узнал
подошедшего к нему зверя. Это был Заяц потому что у него были длинные уши и
маленький пушистый хвостик. Даром что Колобку еще и двух часов от роду не было
он лихо провел разговор с новым знакомым и поведал тому что ушел от дедки с
бабкой от скуки от сквозняка на подоконнике и оттого что его хотели употребить
на полдник. Заяц несмотря на то что вообще-то мучное не употреблял из-за диеты
был в восхищении от нежного запаха выпечки и хотел было съесть Колобка но тот
сбежал из-за того что Заяц как собеседник был ему не интересен. Он завернул в
лес вероятно потому что так было легче спрятаться от Зайца и сразу же встретил
там нового зверя. Колобок догадался что это Волк тем более что зверь сразу же и
представился. Как раз из-за того что Волк тут же начал облизываться Колобок
даже не стал с ним разговаривать и тут же убежал. Далее он покатился налево
потому что именно туда сворачивала тропинка и потому что за поворотом слышалось
манящее журчание ручейка а Колобку хотелось пить. Он повернул и….

Хотелось
бы еще обратить внимание на то, что в союзе “оттого что”, вводящем
причинное придаточное (вопрос “почему?”), первое слово всегда пишется
слитно. Раздельное написание возможно при сочетании предлога “от” и
формы местоимения “того”. Возможно такое построение предложения,
когда далее будет идти слово “что” – местоимение в функции союзного
слово в придаточном местоименно-определительном – От того, что скажет Волк,
зависит, поверят ли ему козлята. В придаточном “что” является
дополнением.

Союз
следствия “так что” вводит придаточную со значением следствия,
которая отвечает на вопрос “что произошло вследствии этого?” и
обозначает следствие или вывод из того события, которое названо в главной части
. Эта придаточная всегда стоит после главной, перед союзом ставится запятая по
общему правилу выделения придаточных. Сам союз не расчленяется. Сложность
заключается в том, что если все же поставить запятую в середине союза, то
придаточная часть изменит свое значение и превратится в образа действия или
степени. Сравните: Коза расплакалась, так что дети бросились утешать её. – Коза
расплакалась так, что дети бросились утешать её. Некоторые контексты допускают
двоякое толкование, поэтому, создавая собственный текст, надо думать о том,
какой смысл вы хотите внести в предложение. Расставляя же знаки в
“слепом” тексте, надо стараться понять намерение автора, что зачастую
не очевидно. В любом случае, поставить две запятые, “интонационно”
выделив “так”, как объясняют некоторые любители подобной ошибки,
нельзя.

ЗАДАНИЕ
3.Расставьте знаки препинания. Определите, где возможна двоякая расстановка
знаков. Определите типы придаточных.

Ручеек
журчал так что пить хотелось все больше. А рядом с ручейком сидела рыжая
красавица в пушистой шубке так что подойти к ручейку сразу наш герой не
решился. Тут она улыбнулась так что Колобок забыл про все свои страхи. Её
первые же слова прозвучали так что он тут же перестал смущаться. Кто она Колобок
не знал так что не опасался знакомства. Его журнал про охоту об этой красавице
не писал так что не знал наш герой про все хитрости Лисы. А рассказывал он про
свои похождения так что бедной Лисичке было плохо слышно так что пришлось
перебраться к ней на носик. И это ему понравилось так что он забыл об
осторожности. А Лисичка повела носиком так что Колобок случайно перекатился на
язык к хищнице …так что сказка кончилась.

4. “Что” в составе сочинительных союзов.

Есть
включающий “что” сочинительный градационный союз “не то
что…а”. Он используется в основном для связи однородных членов
предложения, в первую очередь дополнений. Запятая ставится перед второй частью
этого союза, то есть перед “а”: Козлята не то что Волка, а и тигра не
испугались бы. По нашим наблюдениям, этот союз весьма редко используется при
самостоятельном создании школьниками текстов.

5. Возможно ли отсутствие запятой перед
“что”?

Есть
в русском языке случаи, когда перед “что” не ставится запятая, так
как слово оказывается внутри устойчивых оборотов. Такие обороты не очень часто
употребляются в текстах, но некоторые из них хорошо бы запомнить. Они даются
списком в справочниках по пунктуации, например: хватать что подвернется, не
найти что сказать, добиться во что бы то ни стало, бери что дают, достать что
нужно, будь что будет, обороты с глаголом “хотеть” – бери что хочешь
и т.д . Такие обороты не рассматриваются как придаточная часть, а выступают в
качестве единого члена предложения. Их можно заменить на одно слово –
“бери что нравится = любое, все” – оборот выступает в роли
дополнения, “достать что нужно = все”. Следует сказать, что
перечисленные обороты оказываются придаточными предложениями, если выступают в
прямом значении, если их нельзя заменить на одно слово, сравни: “Не
выпендривайся, бери что дают и уходи (=бери это)”, – закричала продавщица
гнилой капусты на бедную Козу и “Такие нищие и многодетные, как ты,
приходят в магазин, берут, что [им работники ] дают, и, довольные, уходят
домой”, – не успокаиваились и другие противные продавщицы. Коза не слушала
вредных Овцу и Лошадь, а взяла именно то, что хотела.

·
Не ставится запятая внутри сочетания “не то что”, “все равно
что” (близки по смыслу к сравнительным, выделительным союзам и частицам).
После победы над Волком жизнь у козлят не то что раньше, жизнь стала намного
интереснее. Праздник без мамы для козлят все равно что без праздника, никакого
веселья не будет.

·
Не разделяются запятой сочетания “неизвестно что”, “непонятно
что”, “безразлично что” и сочетания местоимения “что”
со словами “угодно” и “попало”, если они оказываются
синонимичны слову, а не придаточной части: К домику козлят тихо подошел
неизвесто кто (= кто-то, подлежащее, обычно такое выращение завершает
предложение); Волк что угодно может съесть, не только козленка! (=все, дополнение).
Но первые три сочетания могут оказаться разделены запятой, первое слово
представляет главную часть, а “что” начинает придаточную: “Мне
непонятно, что вы собираетесь есть на ужин, если я не схожу в магазин!” –
заявила детям Коза.

ЗАДАНИЕ
4.Расставьте знаки препинания. Определите, где возможна двоякая расстановка
знаков. Укажите, какими членами предложения будут цельные выражения с
“что”.

Сказка
без финала все равно что экзамен без оценки. Будь что будет а придется
возвращаться в маленькую избушку бабки и дедки. Они во что бы то ни стало
хотели узнать что случилось с убежавшим Колобком. “Ведь с малышом в лесу
может случиться неизвестно что!” – причитала бабка. Поставив на стол к
ужину что попало она не находила что сказать. Дед смотрел на жизнь проще:
привычка брать от жизни что нужно помогала ему не терять рассудка в любой
ситуации. Хотя в последние 40 лет жизнь стала не то что раньше, дед знал что он
должен быть опорой верной юной подруге . Непонятно что делали бы старики дальше
но дед нашел разумный выход и попросил бабку достать что нужно и слепить еще
один Колобок. Найдя что делать бабка засуетилась и через час на окошке лежал не
то что такой же а гораздо более привлекательный Колобок.

Мы
с вами просмотрели различные случаи функционирования “что” в текстах.
Вы убедились, как много нужно обдумать, чтобы верно поставить запятую и сделать
хороший синтаксический анализ. Предлагаем вам самим, используя собственные
знания и тексты справочных пособий, проверить употребление в текстах
“чтобы”, “когда” и других “мелких” слов. Мы же
хотим предложить обобщающее задание, в котором учтены все описанные выше
случаи. Разбирайтесь!

Итоговое
задание. Расставьте знаки препинания, определите случаи использования
“что”, опишите типы придаточных. Если возможна двоякая пунктуация,
укажите это.

В
доме мачехи Золушки творилось непонятно что! Вчера все узнали что во дворце
будет бал и что принц будет там выбирать невесту. Несмотря на то что обе дочки
мачехи были все равно что два огородных пугала мачеха решила дать принцу шанс
выбрать кого-то из них. То что думает об этом сам принц мачехой учтено не было.
На балу надо было выглядеть так что принц не сможет посмотреть ни на кого
больше! Эта задача требовала мобилизации всех ресурсов что и привело к
необходимости позвать Золушку. Все знали что Золушка даст лучший совет потому
что у нее был безупречный вкус и потому что она лучше всех в королевстве умела
рукодельничать. Что бы ни говорили противные мачехины дочки они никогда не
смогли бы подобрать себе достойных нарядов. То что хотела надеть старшая было
ужасно. “На мне будет зеленое платье с красным поясом и новые синенькие
туфли тем более что они делают мою ножку меньше!” – капризничала дуреха.
“Голубое платье что висит в шкафу с прошлой осени намного элегантнее и к
нему найдется что надеть из драгоценностей”, – предлагала свой вариант
Золушка. “Оно такое старое что все решат что у нас нет денег! Сделай так
что никто этого не поймет!” – требовала модница. Младшая от обиды за себя
от злости на сестру и оттого что не успела начать капризничать первой никак не
могла придумать повода вступить в ссору. Вероятно из-за того что все внимание
было уделено её сестрице она смогла больше подготовиться так что первые же её
слова оказались ударом для всех. “Что ни делай со старым платьем лучше оно
не станет так что сшей мне, Золушка, новое из алого шелка что лежит в
маменькином шкафу. Лишь потому что чего-то подобного Золушка втайне и опасалась
она не вскрикнула от ужаса. Ведь до бала что назначен на субботу осталось два
дня. За это время не то что новое платье а даже нижнюю юбку сшить нельзя. Даром
что Золушка привыкла что потребовать от нее могут что угодно но это требование
было абсурдно так что дух захватывало. Золушка хотела что-нибудь сказать но не
знала что. Несмотря на то что мысль пришла не ей а младшенькой старшая сестра с
радостью присоединилась к идее что лучше всего новые платья сшить. Золушка не
смогла возразить не потому что не знала что сказать а потому что перехватила
грозный взгляд мачехи. Она поняла что будет делать все время до бала и грустно
принялась снимать мерки с сестриц.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Дата добавления: 30.06.2005