Вопросы воспитания средствами театральной педагогики

Введение
Когдаупотребляется понятие формирование личности, то имеется в виду единствообъективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих напроцесс становления и развитие человека. Хотя воспитание и учитывает влияния внешнейсреды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальныеинституты. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчиваетсяк периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, по некоторымаспектам она продолжается всю жизнь.
Современныеученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм,изучают условия духовного развития подрастающего поколения. Исследуют различныетехнологии воспитания. обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учрежденийразных типов является значительное расширение дополнительного образования.Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
– наразвитие воспитания в целом и дополнительного образования как одной из егосоставляющих нацеливают организаторов общего образования нормативные документы;
– всебольше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные,социально-педагогические и воспитательные возможности дополнительногообразования;
– активноразвивается сама сфера дополнительного образования, все больше становясьполноценной составляющей процесса непрерывного образования человека.
Поэтомунеобходимо отметить, что именно дополнительное образование зачастую являетсяопределяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающегочеловека. Именно оно наиболее полно отражает склонности ребенка к той или инойдеятельности, позволяет проявить его индивидуальность и раскрыть способности.Кроме того дополнительное образование всегда подразумевает коллектив дляребенка необычный, нестандартный (школа или семья), это не только дополнительнаяи интересная для ребенка сфера деятельности, но также новые друзья, педагоги, аследовательно дополнительная адаптация в обществе. Правильно организованнаясистема дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу,в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательныепотребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итогесделать более результативным и эффективным не только весь процесс школьногообразования, но и развития личности ребенка в целом.
Социализацияличности предполагает, что объектом исследования становится не одно илинесколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесномединстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания иповедения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность,стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. В современныхусловиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику,убеждениям и действиям людей. То есть это объемный процесс, органичновключающий в себя множество факторов: передачу социального опыта человечества,преемственность традиций, общественно-политическую и познавательнуюдеятельность человека, выделение и преодоление негативных явлений в сознании иповедении людей, а также взаимодействие мировой и национальных культур. Крометого чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянногосовершенствования средств его осуществления, каждодневном поиске,конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении какобщественных, так и личных проблем.
Исходя извсего выше сказанного, в данной работе мы рассмотрим вопросы воспитаниясредствами театральной педагогики, а следовательно социализацию личностиребенка в детском театральном коллективе, потому что детское театральноетворчество обладает большими резервами воспитательно-образовательноговоздействия, во многом способствует наиболее всесторонней социализации ребенка,развитию творческой личности, ее самостоятельности и инициативы.

1.Цели и задачи исследования: театральная педагогика как наиболее гармоничноесредство социальной адаптации ребенка
Театральноетворчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральнаяпостановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации силкаждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вноситсвой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых,разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) даетвозможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности испособности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместногопереживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Онивозникают спонтанно, а могут быть инициированы руководителем. Спектаклиоставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей, Вшкольном театре актеры и зрители – ровесники, которых волнует приблизительноодин и тот же круг проблем, у которых во многом совпадают взгляды на жизнь и наискусство. Любая форма работы позволяет организовать театрализованное действие вокругтого или иного члена коллектива (именинника, победителя конкурса чтецов и т.п.).Именно в эти моменты дети пробуют свои силы в сценарном искусстве,импровизации. Участие в таком досуге не просто будит фантазию, усиливаетответственность ребят за организацию праздника, но и заставляет подумать отоварищах, вспомнить, какие черты его характера следует похвалить, а над какимиможно по-доброму пошутить. Перед классным руководителем возникают неожиданныеситуации, проблемы, и он должен быстро ориентироваться, проявлять находчивость,доброжелательность и терпение. Он должен знать жизнь и особенности характеракаждого своего воспитанника, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.Важнейшая заповедь педагога – работая с детьми, все время иметь в видуиндивидуальность каждого из воспитанников. Деятельность школьников в процессеподготовки театрального действа должна быть прежде всего эстетическойдеятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познаниедействительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражениеволнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение,созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладетьего выразительным языком, основами актерского мастерства. Эстетическая функциятеатральной педагогики выражается прежде всего в формировании творческогопотенциала личности в целом, развитии способности к творческой деятельности втрудовой, учебной и других сферах. В школьные годы, когда человек формируется,складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, признание,дети должны получить возможность развивать свои художественные способности. Детскаятеатральная постановка, по словам Л.С. Выготского, «дает повод и материалдля самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируютроли… Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительногои технического творчества детей, дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все этизанятия приобретают смысл ц цель как части общего, волнующего замысла. Наконец,игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу идает ей полное и окончательное выражение», драматическая работа способствуетвозбуждению у школьников культурных интересов и запросов. Для того, чтобыхорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемымсобытиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. В процессеработы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако созданиеспектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детскогоколлектива. Главное – воспитание человека, его души и чувств. Необходимоеусловие для всестороннего развития сил и способностей детей – активнаядеятельность. К.Д. Ушинский был убежден, что предоставление ребенкувозможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всюего душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как цель эта– сама жизнь.
2. Значениетеатральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс»Полянской школы-интерната
Театр –магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этомуискусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие изребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будутзаниматься. Их представление о театральной деятельности заключается в том, чтоона сводится лишь к выступлениям на сцене. То есть, дети не понимают, чтопостановка даже самого простого спектакля невозможна без приобретенияэлементарных навыков. И в этом во многом виноваты взрослые. Закрепилось мнение,особенно в школьной среде, что к приобретению навыков любой профессии нужноотноситься серьёзно, – будь то бухгалтер или врач, но не актёр. Ведь если утебя привлекательная внешность и неплохой голос – тебе ничего не стоит сыгратьлюбую роль; ведь театр – это развлечение, легкомысленное занятие для весёлоговремяпровождения. Именно поэтому у нас было так много плохой взрослойсамодеятельности. Поэтому само слово «самодеятельность» стало негативным,означающим халтуру, дурной вкус, дилетантство. Но взрослых людей уже непеределать. Тогда как весь этот процесс начинает развиваться в детстве. А ведьформирование художественного вкуса и чувства меры не менее важно, чем усвоениеразличных теорем, формул и правил.
Дети, вбольшинстве своём, даже учась в старших классах, затрудняются вспомнитьназвания ведущих театров России, прекрасных классических образцовхудожественных фильмов или театральных постановок. Знание ими кинематографасводится к боевикам и «ужастикам», а также к обсуждению нескончаемыхнизкопробных сериалов, заполонивших экран, которые многими детьми воспринимаютсяза образцы высоко художественных произведений.
Естественно,насмотревшись подобного, ребята, приходя в театральную студию, впервыесталкиваются с непонятными и странными, на их взгляд, вещами. Оказывается,чтобы сыграть даже самую маленькую роль в несложном спектакле, нужно овладетьазами театральной школы, приложив к этому немалые усилия. Ведь на поверкуоказывается: что быть естественным и органичным на сцене под перекрёстнымивзглядами зрителей удаётся далеко не каждому; что многие из них страдают темили иным дефектом речи, который не заметен в повседневной жизни, но тут же«вылезает» на сцене, сильно портя общее впечатление; что мало кто может легко инепринуждённо двигаться на сцене. И уж можно себе представить, что собойпредставляет такой маленький «артист» со всеми этими недостатками в комплексе.Это вызывает негативные чувства у зрителя, о чём догадывается и сам артист, иот чего у него происходит жуткий зажим, скованность в действиях. Или, наоборот,если ребёнок самолюбив, он старается искусственно сохранить чувствоуверенности, что приводит к наигрышу и фальши, «выпячиванию» себя в ущербсценическому действию. Какой уж тут разговор о выполнении определённойактёрской задачи в спектакле!
Так вот,учитывая всё это, с первых занятиях педагогу необходимо объяснить всё эторебятам на конкретных примерах, дать понять, почему им так необходимо, преждечем выйти на сцену, поучиться всему тому, о чём они раньше не имели понятия.Объяснить, что если они действительно хотят соприкоснуться с театром, как ссерьёзным делом, то стоит настроиться не кропотливую, вдумчивую и довольнодлительную подготовку к настоящей сценической деятельности. Ничего нельзядобиться наскоком, и театральные занятия – это работа. Интересная,фантастически захватывающая, но всё же работа, требующая усилий, а не просторазвлечений.
Самое важноев работе детского творческого коллектива это то, что стоит даже вышетворческого процесса, как такового, – это взаимоотношения и атмосфера.
Один изрезультатов занятия театром: возникновение чувства уверенности в себе, ощущениеи утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной,взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаиватьсвои убеждения. Ведь внешняя свобода – это отражение внутренней свободы. Иименно уверенность даёт человеку внутреннюю свободу: свободу, котораябазируется на знании какого-то конкретного дела. А ведь в театральном действиивсё конкретно. Нельзя сыграть правдиво, если ты сам не понимаешь, что, зачем ипочему происходит.
Одна из самыхважных сторон занятий в театральной студии та, что в процессе творческомзаключён наиболее важный процесс – процесс непрерывного коллективного общения.Театр – искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, не будетколлектива.
На протяжениивсего учебного процесса, начиная с простейших упражнений и этюдов, и потом,когда они становятся парными, увеличиваются по количеству участников домассовых зарисовок, ребята не должны руководствоваться при выборе партнёра длявыполнения того или иного парного упражнения личными симпатиями и антипатиями.Чтобы они ближе узнавали не каких-то отдельных участников коллектива, а всехпонемногу. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобыэто сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». Иначенеминуемо разделение по группкам, ведущее к расколу и мелким дрязгам вколлективе. К тому же такая методика помогает ребятам и в творческом смысле.Ведь в последующих театральных постановках они не могут работать всё время содними и теми же партнёрами и должны научиться легко вступать в творческийконтакт с любым партнёром. В общем, я стараюсь приучать их к мысли, что в нашемколлективе все свои, заинтересованные и необходимые друг другу люди, что нашиотношения должны строиться на уважении и доверии друг к другу.
Ощущениеединства, коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня вдень, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, конечно же, когдаребята, получив азы театральной подготовки, приступают непосредственно крепетициям того или иного спектакля. Это всегда очень захватывающий момент.Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это –комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большегосближения ребят. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множествасоставляющих, и у каждого из моих подопечных в нём своё, чётко определённоеместо.
В спектакленет «главных» и «неглавных» участников, что нельзя утверждать, будтоисполнитель главной роли важнее для спектакля, чем тот, кто отвечает замузыкальную часть или техническое обеспечение. Тогда не возникнет проблемы враспределении ролей, которая могла бы породить обиду друг на друга, распри имелкую зависть. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общеедело, потому что общее дело становится своим. Именно при таком отношении всехребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль, которыйпроходит на «едином дыхании» в полном смысле этих слов.
Кстати, именноготовый к показу спектакль, а вернее сам этот показ на зрителя, зачастуюпроверяет, состоялся коллектив или нет. Ведь театр – живое искусство,творящееся прямо на глазах у публики. Нельзя остановить спектакль, еслислучился какой-то сбой, «отмотать» его назад, как киноленту, и запустить потомзаново. Любой сбой надо устранять по ходу спектакля, да так, чтобы зрительничего не заметил. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместенайти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене,исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легчеон преодолевает эти трудности.
Одним изсредств объединения коллектива являются также гастрольные поездки. Те ребята,которые только начали свою творческую деятельность, всегда очень волнуются: какони сумеют отыграть спектакль на новой площадке? Ведь у каждой сцены своиособенности: размеры, акустика, освещение, возможность использованиятехнических средств и т.д. Значит, по ходу придётся приспосабливаться, что-топеределывать, «подгонять», менять. Но, опять же, спектакль должен идти, какхорошо отлаженный механизм, и задача артистов заключается в том, чтобы зрительвоспринял его так, будто он создавался специально для этой сцены. Гастрольныепоездки зачастую выявляют ещё одну немаловажную сторону: степеньсамостоятельности студийцев и ответственности за свою индивидуальную работу.
К сожалению,в большинстве своём, наши дети мало самостоятельны. И, зачастую, это мы,взрослые, сами виноваты в этом. Ведь порой мы пресекаем их инициативу, боясь,что они «далеко зайдут», а заканчивается это тем, что они пальцем не могутшевельнуть без нашей указки, потому что так их приучили родители и педагоги.
Педагогу следуетизначально «расставить все точки над «и»» и объяснить, что занятия без личноговклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них нетолько бессмысленны, но и невозможны.
Театральныезанятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность –возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, темболее, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-тодругом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, я не в коемслучае не ставлю перед ребятами требований, ведущих к подражанию илиизображению того или иного «образа». Для их возраста это понятие несколькоразмыто и абстрактно. Моя практическая цель состоит в том, чтобы каждый из нихв отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький,но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае оничувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пустьочень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который витоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытываютнеловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разомвсё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своейактёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач,которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободночувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять,придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа надспектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая своюфантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Тогда и педагог может считатьэто своей победой и радоваться вместе с ним.
Конечно же,наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор вобласти театрального искусства, ведь и теория, и история театра – это не толькоинтересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлятьпрочный фундамент практическим навыкам в любой профессии, не исключая и актёрскую.Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.
Итак, подводяитоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театральногозанятия в воспитании школьников. Вот они:
– этизанятия помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность,которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своёсобственное мнение;
– впроцессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будутнеобходимы детям в последующей взрослой жизни;
– занятияпомогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности исамостоятельности;
– этизанятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальныхспособностей каждого;
– занятияразвивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции,находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.
– занятиятеатром приучают детей к дисциплине и самодисциплине;
– занятиятеатром формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать,отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать вернуюобъективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду;
– и,наконец, эти занятия расширяют кругозор, дают ребятам дополнительные знания ожизни.
Технологияучебного процесса в театральной студии «Шанс» по трём составляющим:
·    развитиеактёрской психотехники;
·    сценическаяпластика;
·    сценическаяречь.
Приступая кпрактической части своей работы, я хотела бы дать перечень некоторыхупражнений, которые помогают мне добиваться желаемых результатов, то естьподготавливать детей к работе на сценической площадке.
Сценическоедействие – есть волевой акт, направленный на достижение определённой цели.
Одной изважнейших задач методики воспитания актёра является овладение почти нормальнымчеловеческим самочувствием и поведением, позволяющим на сцене мыслить,действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует ичувствует каждый человек в реальной жизни.
В жизни мыживём и существуем по органическим законам природы. На сценической площадке –необычные условия жизни: вымысел, публичное творчество, специальные его задачи,забота, чтобы всё было видно и слышно. И я должна научить своих актёров вестисебя в этих условиях обычно, по органическим законам жизни. В этом весь смыслобучения актёрскому мастерству.
Я условноразделяю это обучение на три составляющих:
1.              развитиеактёрской психотехники;
2.              сценическаяпластика;
3.              сценическаяречь.
Развитиеактёрской психотехники.
Будущиеактеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильноесценическое самочувствие, а это – натренированная способность в нужное времяначать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли.Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другомэлементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия длясценического действия.
Этимиэлементами являются:
– сценическоевнимание;
– свободноеот излишнего напряжения тело (свобода мышц);
– податливаяфантазия и воображение;
– сценическаявера в правду вымысла;
– отношение,оценка факта;
– общение.
Развитиеактёрской психотехники включают в себя множество составляющих. В данной работеприводятся только некоторые из них.
Тренингсосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания.
Тренировкуспособности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементовсценического действия – внимания.
Внимание –это направленность нашего сознания на определённый объект, а также способностьудерживать нашу сосредоточенность на объекте столько, сколько надо. Внимание –это психологический процесс, при котором из нескольких одновременныхвпечатлений одно воспринимается особенно ярко.
Вниманиеможет быть поверхностным и, наоборот, произвольным и непроизвольным, активным ипассивным, внутренним и внешним, формальным и творческим.
Формальное – прикотором актёр хотя и воспринимает заданный ему сценический объект, но этотобъект не вызывает в нём никакого интереса.
Творческое –при котором актёр при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимымдля себя, нужным, важным, интересным и т.д. Творческое внимание – это источникбольшой радости для артиста. Итак, сценическое внимание – это основа внутреннейтехники актёра, это первое, основное, самое главное условие правильноговнутреннего сценического самочувствия, это самый важный элемент творческогосостояния актёра.
Упражнение 1.«Кто летает?»
Для того,чтобы определить степень внимательности отдельных учеников, сыграем на одном изпервых занятий в какую-нибудь игру.
– Выясним,кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же, без паузы отвечайте. Если яназову что-нибудь летающее, стрекозу, например, – отвечайте хором: «Летает!» – поднимитеруки. Продолжаем, если спрошу о поросёнке, – молчите и не поднимаете руки. То,что поросёнок может лететь с мостков в воду – не считается.
– Орёллетает?
– Воробейлетает?
– Божьякоровка летает?
Змея летает?
Упражнение 2.«Переходы».
_ Посмотритена своих товарищей по полукругу, обратите на цвет волос каждого из них своёвнимание.
Теперьпоменяйтесь местами так, чтобы крайним слева сидел участник с самыми светлымиволосами, рядом с ним – потемнее, а крайним справа был бы самый чёрный.
Никакихшумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда ондолжен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.
– Пересядьтепо алфавиту фамилий!
– Поалфавиту имён!
– Поросту!
– Бесшумно!Чётко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные!
Упражнение 3.«Переходы со стулом».
Так же, как ив предыдущем упражнении, нужно меняться местами, но переходить вместе со своимистульями.
– Припереходе держать стул в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой.Сначала – без ограничения времени. Потом по счёту.
– Я будусчитать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться вназначенное время. На сёт «раз» встаньте и начинайте переход. На счёт «десять»садитесь на новое место. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука ваудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановкудекораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт,зрители не должны слышать шума.
Упражнение 4.«Фигуры перестановок».
Потренируемперемену положения стульев в определённом порядке. По определённому счётупроисходит превращение полукруга в различные фигуры: треугольник,прямоугольник, овал, квадрат, восьмёрку, лесенку. В каждом из таких превращенийнадо добиваться точного распределения движения во времени. По счёту, например,«пять» овал превращается в квадрат, квадрат в треугольник и т.д.
Упражнение 5.«Хлопки».
Ученики сидятв «кольце». сначала задаётся определённый ритм, который они отбивают ладонямиодин за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. Задача заключается в чёткомудержании ритма.
– хлоп!
По этойкоманде педагога хлопки должны отбиваться в обратном направлении, противчасовой стрелки. Главное – не сбиваться с ритма в этот момент перехода. Команда«Хлоп!» должна застать ученика за мгновение до хлопка, чтобы его соседи, правыйи левый успели сориентироваться, – кто из них должен сделать следующий хлопок.
Когда этоосвоено, упражнение усложняют, – ученики, один за другим отвечают хлопком нахлопок педагога, который постепенно меняет ритм и силу ударов. Характер хлопковученика должен точно соответствовать заданному педагогом ритму и его постепенномуизменению.
– я какбудто спрашиваю вас о чём-то, а вы отвечаете мне в том же тоне и с той же силойудара, с какой я задаю вопрос.
– Атеперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мойудар, тем тише должен быть ваш.
Упражнение 6.«Мячики с числами».
Дляупражнения понадобиться простой теннисный мячик.
– Кидаямячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик,должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик,назвав число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.
– Семь!– кидает один.
– Восемь!– откликается другой, ловит мячик и кидает снова.
– Пятнадцать!
– Шестнадцать!– откликается третий.
Это не сразуудаётся. Когда два числа произносятся, одно за другим в быстром темпе, третьечисло так и норовит соскочить с языка – следующим по порядку. Навык рабочейсосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность.Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число – сразу же, покамячик летит в воздухе.
Упражнение 7.«Мячики со словами».
Ученикиперебрасываются двумя мячиками, белым и чёрным. Оба они летают по кругу,подчиняясь заданным ритмам.
Ученик,кидающий чёрный мячик, называет любое существительное в именительном падеже.Тот, кто ловит мячик, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:
– Облако…плывёт!.. Костёр… разгорается!.
Это, простоена первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь в сравнительномедленном ритме. Только хорошо оттренированное рабочее рассредоточенноевнимание позволит мобилизовать механизмы переключения, и тогда можно будетвести упражнение в более быстром темпе.
Упражнение 8.«Песня».
– Всезнают песню «Подмосковные вечера». Споём эту песню хором. По первому хлопку начинайтепеть про себя, по второму – снова вслух.
Такпроверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутреннимслухом. После нескольких повторений упражнение видоизменяется.
– Послевторого хлопка, когда вы перейдёте на мысленное пение, я стану дирижироватьвами, – на кого укажу, то должен петь вслух, пока я не отведу от него руки и непереведу её на другого ученика.
Выделяя такимобразом отдельные голоса, требующие проверки, педагог затем начинаетварьировать хлопки и дирижирование.
Упражнение 9.«Держи свою мелодию».
Похожее напредыдущее, это упражнение преследует другие цели. Оно тренирует своеобразныйиммунитет против общего ритма. Актёр на сцене часто заражается общим ритмомдействия, в то время ему было бы нести свой собственный ритм.
– Поодному хлопку каждый из вас начинает медленно петь свою песню. Какую – мы покане знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам – все поют вслух. Будьтевнимательны, чтобы ритм песни соседа не мешал нашему, не сбивал вас. Запомните,один хлопок – про себя, два хлопка – вслух. Тренируя сосредоточенное вниманиеучеников и навыки произвольного переключения, педагог ведёт это упражнение,иногда усложняя его двумя однородными хлопками подряд, по одному или по дваудара.
Упражнение10. «Пишущая машинка».
Ученики вполукруге. Слева направо они рассчитываются по алфавиту:
– А, Б,В, Г, Д…
Если учениковв полукруге не 32, а меньше (чаще всего так и бывает), они повторнорассчитываются до тех пор, пока не дойдут до конца алфавита. Так что за каждымучеником закрепляется по нескольку букв.
Педагог даёткакую-нибудь фразу или строчку стихотворения и она «печатается» на машинке.Педагог хлопает в ладоши («нажимает на клавишу буквы»), ученик отхлопывает своюбукву, очерёдную в слове («бьёт буквой по бумаге»). Паузу отхлопывают все.
Когдаупражнение в таком виде освоено, педагог усложняет его – задаёт сразу не однустрочку, а несколько и изменяет ритм, то ускоряя его, то замедляя. Этоупражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнёром,которым в данном случае является педагог. Поскольку это так, ученикам нужноследить только за педагогом, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждаябуква ждёт только нажатия своей клавиши. Пусть сосед пропустил свою букву, иполучилась опечатка, – важно вовремя отозваться ударом на нажатие своейклавиши. Следя за всем текстом, не обращая внимания на «опечатки» (а это самоетрудное – не обращать на них внимание), ученик ждёт свою букву и печатает её.
Нужнозаметить, кстати, что тексты, «отпечатанные» на такой машинке, как показываетпрактика, прочно и надолго сохраняются в памяти учеников после упражнения,поэтому стоит обратить особое внимание на содержание текста.
Упражнение11. «Змейка».
Одно изупражнений на повторение движений партнёра. Ученики идут по комнате змейкой, взатылок друг другу, причём ведущий обходит воображаемые препятствия,перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения.
По командепедагога ведущий переходит в хвост змейки, а второй в змейке становитсяведущим. Это упражнение не преследует цели полного взаимодействия с партнёром.Ещё нет требований «жить жизнью партнёра, мыслить его мыслями, смотреть егоглазами». Организованность, рабочая чёткость – единственное требование.
Упражнение12. «Опаздывающее зеркало».
– Первыйслева, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и прихорашиваетесь неспеша. Сделайте одно движение и задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало.Другое движение – пауза. Третье – снова пауза. Ленивый сосед, вы повторяетепервое движение ведущего только тогда, когда он начинает второе движение.Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начинаетвоспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третьедвижение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми сидящими вполукруге с отставанием на одно движение. Более сложный вариант этогоупражнения – зеркало с отставанием на два и даже три движения.
Развитиетворческих зрительных восприятий.
В этомподразделе даны упражнения, включающие и другие элементы сценического действиянаряду с вниманием. Это – фантазия и воображение, вера в правду вымысла,отношение и оценка факта, общение.
Упражнение 1.«Наблюдательность».
Первыйматериал в упражнениях на развитие творческой зрительной памяти можно найти врабочей аудитории.
– Хорошоли вам известен внешний облик ваших товарищей? Присмотритесь к соседу справа.Найдите в нём то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы?Какого цвета? А волосы7 посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левымсоседом. В чём различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форманогтей?
– Отвернитесь,и, вспоминая соседа, опишите его нам.
– Каждый– выберите любого партнёра в полукруге и понаблюдайте за ним… Теперьотвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял,за кем вы наблюдали.
Упражнение 2.«Обмен».
– Заданиекаждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет – расческу,авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет… Девятнадцать,двадцать! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет…Девятнадцать, двадцать! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначалаоб одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.
– Непропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе,когда она появилась? От чего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давноли они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы такрешили?
Тактренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимогоот наблюдательности.
Упражнение 3.«Вещи на столе».
На столикепедагога разложены – блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.
– Подойдитек столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы.Фотографировать будете с короткой выдержкой, на счёт пять.
– …четыре, пять! Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию наэкране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, к какомпорядке? Вспоминаете их?
– Проверьте.Для этого – откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь. О чём забыли, чтопропустили?
– Посмотрите.Отвернитесь. Какие изменения произошли? Что я переложила на другое место? Чтонового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале.Сверяйтесь с фотографией, которая хранится в вашей памяти.
Упражнение 4.«Фотоаппарат».
Тренировказрительной памяти для развития наблюдательности должна происходить постоянно ина самых разнообразных объектах.
Ученики вполукруге. Один из них, стоя перед полукругом, «фотографирует» товарищей (собусловленной выдержкой на 20, 10, 5), а затем выходит из аудитории. Во времякороткой паузы ученики пересаживаются на другие места. Можно звать «фотографа».
– Какраньше сидели товарищи?
Упражнение 5.«На одну букву».
Ещё одноупражнение, тренирующее зрительную память, наблюдательность.
– пока ясосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которыхначинаются с буквы «С».
– … 29!30! Пожалуйста, кто первый?
– Свёрток,стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка…
– Ктодобавит?
– Серьги,серебро, салфетка…
Такпродолжается до тех пор, пока все слова не будут исчерпаны. После этоговыберите букву, например, «Т».
Упражнение 6.«На что похоже?»
Ещё Леонардода Винчи рекомендовал художникам развивать свою фантазию, рассматривая пятна настенах.
Фантазияпроявляется в работе воображения у человека с развитой ассоциативной мыслью, стренированной зрительной памятью, основой образного мышления.
Всё, что насокружает в комнате, может быть объектом фантазии – линии древесных слоёвпаркета, тени на потолке, складки занавесей, одежды.
Кинем на столнесколько спичек, пусть они упадут как попало.
– Всмотритесь,– что это вам напоминает?
– Брёвнапо реке плывут…
– медведьпасть оскалил – вот глаза!
– Нет, умедведя не такие жёсткие линии. Это – гриф. Расправил крылья, сейчас полетит…
Упражнение 7.«Биография по портрету».
Для этогоупражнения лучше взять репродукцию какого-либо произведения живописи, открыткуили фотографию неизвестного человека.
Созданнаяобщей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор её на занятияхпомогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях заслучайными прохожими, что будет являться частью домашнего задания.
Упражнение 8.«Событие в картине».
Ученики вмалом кольце. Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пускаютпо кругу. После того, как она побывала в руках у каждого по два-три раза, еёоткладывают. Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре иопределить:
– содержаниекартины,
– еёсюжет,
– фабулу,
– основноесобытие,
– отдельныечеловеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется этособытие,
– характерылюдей, их биографии и изменения этих биографий под влиянием изображённогособытия.
Упражнение 9.«Метафоры».
«В каждомслове бездна пространства, – писал Н.В. Гоголь, – каждое слово необъятно,как поэт».
– Гаснут…Кто что увидел на своём внутреннем экране?
– Яувидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звёзды гаснут.
– Яувидел вечернюю улицу. Освещённые окна, все разноцветные, гаснут одно задругим.
– Яувидел раненного лётчика. Он ползёт по снеговым равнинам. Тяжело дышит. Всёчаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.
– Яувидел девушку. Она ждёт кого-то в парке возле кино. Вокруг люди, радостныевозгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Толькодевушка. Её глаза. Гаснут надежды.
Метафора вэтом упражнении – повод для совершенствования ассоциативного мышления, а темсамым – для развития фантазии. Много разных картин может появиться ввоображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит», – бурлящийводопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), чьё-то горячеевыступление (кипит гнев) и т.д.
Упражнение10. «Оживление картины».
Ученики вполукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную емурепродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает её и рассказывает, чтоизображено на картине.
– Надо«внедрять видение» в сознание товарищей, заражать их своим ведением, а дляэтого самому надо ясно представить себе те подробности картины, о которых выговорите.
Когда рассказокончен, слушатели должны «выстроить» на творческой площадке картину –условными выгородками из стульев и ширм, обозначить расположение предметов, атакже заселить картину людьми.
– неизображайте позы людей, а постарайтесь жить их помыслами. Люди изображены накартине в момент статики, остановки движения. Подумайте, в результате какихдействий человек пришёл к такой статической позе.
Какая мысльего остановила? Сыграйте – проживите в этих действиях, придите к этой мысли… Акакое движение последует дальше, после картины?
Упражнениесоединяет тренировку зрительной памяти, внутренних видений, пространственноговидения с тренировкой двигательно-мышечных ощущений и является подготовительнойк циклу упражнений на кинестетическую память.
Упражнение11. «Живые вещи».
– Вупражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мыфантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картинырождаются в нашем воображении при виде пятен на стене или складок занавеса.Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофантазируем – накакого животного похож этот стол? Постарайтесь точнее «вписать» стол в естественныеформы животного… А почему он неподвижен? Где он? Что вокруг?
– А еслибы этот стул был живым? Нет, не зверем и не птицей! Просто – живой стул!Скажите, сколько ему лет?
Какой у негохарактер? Что он любит и о чём мечтает?
в. Развитиеслуховых восприятий и других сенсорных видений
Этотподраздел также включает в себя упражнения на различные элементы сценическогодействия в разных комбинациях.
Упражнение 1.«Сонар».
Есть такойтехнический прибор «Сонар» – улавливатель звуков. Вообразим, что включилисонар.
– Тишина,послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушённыйгул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, на следующем этаже, еле слышнызвуки музыки и притоптывание в танцевальном зале. Всё вместе – общийразнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его насоставляющие части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальныхзвуков.
– Теперьвключите только звуки улицы.
– Теперьтолько танцевальный зал.
– Толькокоридор!
Переключайтесьпо команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!
Упражнение 2.«Телевизор».
Мы занималисьв предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к намизображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.
– Слушаемулицу. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнулакакая-то дверь… А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрёстке?Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в какомокне воет и трещит радиоприёмник? Кто там возле него накручивает рычажки?Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимсязвукам.
– Переключайтетелевизор с улицы на коридор, а там что делается сейчас? Послушаем отдельныезвуки, и пусть одновременно фантазия включит воображение.
Упражнение 3.«Что происходит?»
Ученикиделятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другую.Первая группа «задаёт» звуки, вторая оправдывает. В первой группе может бытьведущий, который дирижирует звуками. Группе даётся две минуты на то, чтобысговориться о характере звуков.
Вариантыэтого упражнения:
1.  Педагог задаёт общую темуобеим группам. К примеру: «Действие происходит на карнавале». По звукам первойгруппы (какие бы ни были эти звуки!) каждый из учеников второй группы рисует всвоём воображении картины событий, происходящих на карнавале, и рассказывает оних вслух.
2.  Педагог задаёт темутолько слушающим второй группы. Группа, производящая звуки, не знает, чтозадано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которыеони услышат, будут развиваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью.Какие бы звуки теперь не услышали ученики, они должны оправдать их появлениезаданными обстоятельствами.
Упражнение 4.«Три докладчика».
Три ученикасадятся лицом ко всем остальным. Педагог даёт им по газете и отмечает статью.По команде трое одновременно, в течение 2–3 минут, читают вслух свои статьи.Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих долженслышать и понимать двух других докладчиков.
Для началаделается облегчённый вариант – педагог говорит, кого именно из трёх докладчиковдолжен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задание – каждый изних должен будет в конце концов рассказать о содержании статьи одного из своихсоседей.
Другойвариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий итренирует навыки включения. Педагог дирижирует слушателями, включая их наслушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этомслучае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимаяартикуляция не облегчала задачу.
Упражнение 5.«Хор».
Один ученик,отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут 2–3 строчки всем известногостихотворения, и каждый ученик получает по одному слову. Отгадчик входит. По командепедагога все ученики произносят хором каждый своё слово. Какие строчки? Изкакого стихотворения? Непонятно? Послушай ещё раз.
Упражнение 6.«Узнай товарища».
Ученикиразбиваются на группы по 4 человека.
– Познакомьтесьосязанием с шевелюрами ваших товарищей по четвёрке. Нет, не надо ощупыватьголову и перетирать в пальцах волосы. Достаточно несколько раз легонькопровести подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так три шевелюры инайдите различия в структуре волос. Вначале помогите себе зрением. Потом выдолжны будете это сделать не глядя на волосы, только осязая их.
– Теперьотвернитесь и угадывайте по очереди – на чьи волосы опускает ваши пальцытоварищ?
– Познакомьтесьосязанием с ладонями ваших товарищей.
– Сощекой.
– Солбом.
– Угадайтетоварища одним прикосновением.
– Следите,достаточно ли легки ваши пальцы при этом занятии? Не напряжены ли они?
Упражнение 7.«Душ».
Не толькопальцы помогают нашему мозгу вспоминать былые ощущения. Поверхность кожичеловеческого тела полна крошечными приборами, улавливающими все воздействия нанеё – давление, температуру и т.д. Соединённые нервной проводкой с мозгом, этиприборы участвуют во всех наших воспоминаниях.
– встаньте.Представьте себе, что вы стоите под душем. Сейчас я его включу, польётся тёплаявода. Приготовьтесь. Включаю. Вспоминайте всей кожей, что это такое – тёплыйдуш. Надо видеть на внутреннем экране, как брызжет тёплая струйка, ещё одна,как легко бьют они по волосам. Надо слышать как они журчат. Подставляйтетёплому потоку лицо, плечи, грудь, спину. Наберите воды в ладоши. Помогитекожной памяти – мысленной речью.
– Подбавимжару. Вода горячее, ещё горячее! Что делает тело? Легко ли ему стоятьнеподвижно? Нет, оно двигается, не позволяет струйкам бить по одним и тем жеместам, чтобы не было так нестерпимо жарко.
– Гдекран холодной воды? Покрутите его сами, разбавьте этот кипяток, а то уже трудностоять. Наступило облегчение. Но вода становится всё холоднее. Следите зателом. Что делает тело?
– Всёвспомнили? Физическое поведение тела помогает укрепить воспоминания?
Этоупражнение (как, разумеется, и все остальные) должно быть доведено до полнойправды и веры.
Заканчиваяраздел развития актёрской психотехники, хочу оговориться, что здесь приведёндалеко не полный перечень всех упражнений, которые я использую в своей работе,а лишь некоторые из них.
Сценическаяпластика.
«В творческомсостоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его оттого мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет нами нетолько на сцене, но и в жизни, как бы сковывая тело и мешая ему бытьпроводником наших психических мышечных движений». К.С. Станиславский.
Нормальноетворческое самочувствие характеризуется так называемой мускульной свободой.Мускульная свобода – это состояние организма, пр котором на каждое движение ина каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульнойэнергии, сколько надо – не больше, не меньше.
К.С. Станиславскийнашёл способ воспитания мышечной свободы. Этот способ заключается в создании«мышечного контролёра» – способности находить в какой группе мышц создалосьизлишнее напряжение и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы,при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии,сколько надо: не больше, не меньше.
Актёр доконца свободен только тогда, когда он хорошо знает роль, когда он до концаубеждён в необходимости своих действий. Отсутствие мускульной свободы у актёраможет выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его совершенно недолжно быть, и, во-вторых, в чрезмерном напряжении (перенапряжении) тех мышц,участие которых в какой-то мере необходимо.
Занятияпластикой имеют несколько направлений.
Развитиегибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях.
Прыжковаяразминка
1.   Выпрыгивание на носках(третий прыжок высокий).
2.   Выпрыгивание по угламвоображаемого квадрата (влево и вправо).
3.   Выпрыгивание с поворотомна 180 градусов (поворот от бедра).
4.   Выпрыгивание с поворотом360 градусов (поворот от плеча).
5.   Выпрыгивание с высокимподъёмом коленей.
6.   Выпрыгивание с захлёстомголени.
7.   Выпрыгивание накрест впоперечном полушпагате
8.   Ножницы (продольныйполушпагат).
9.   Выпрыгивание накрест споочерёдной сменой ног и с высоким подтягиванием колен к груди.
10.     Выпрыгиваниеиз низкого полуприсяда со скрещиваемыми в воздухе ногами.
11.     Махпрямыми ногами в прыжке.
Статическаяразминка
1.   вращение головой (влево,вправо).
2.   Вращение плечевого пояса(вперёд, назад).
3.   Вращение плечевого поясакоромыслом (вперёд, назад).
4.   Вращение прямых рук.
5.   Вращение локтей.
6.   Вращение кистей.
7.   Скручивание бёдер (повосьмёрке).
8.   Вращение тазобедреннымсуставом без позвоночника.
9.   Вращение тазобедреннымсуставом с позвоночником и корпусом одновременно.
10.     Вращениетазобедренным суставом с позвоночником
11.     Вращениепрямыми ногами.
12.     Вращениеколеней (внутрь, наружу).
13.     Вращениеголеностопом.
Дополнительныеупражнения к разминке
1.   Подъём высокого колена.Из положения впереди в положение сбоку (поочерёдно каждой ногой).
2.   Махи прямыми ногами(вперёд, назад, вбок).
3.   Махи прямыми ногами споддержкой.
4.   Махи прямыми ногами черезразножку.
5.   Наклоны в пол (касаниепола кистью, локтями).
6.   Продольный полушпагат(сесть, встать – поочерёдно каждой ногой).
7.   Поперечный полушпагат (тоже самое).
8.   Плавный переход изпродольного шпагата в поперечный (каждой ногой)
Упражнения наосвобождение мышц.
Упражнение1.вращение: голова – корпус – таз – колени – руки – всё вместе (и наоборот).
Упражнение2.Расслабление и напряжение всего тела.
Упражнение3.Расслабление и напряжение определённых групп мышц (например: напрягаемодновременно левую руку и правую ногу – остальные части тела расслаблены).
Упражнение4.Упражнение называется «Стена». Выполняется по парам. Воображаемую стену надоперевалить на партнёра, прилагая усилия всего тела. Партнёр сначала как быпринимает тяжесть всего тела партнёра (упавшей стены), потом, прилагая усилиясо своей стороны переваливает её на партнёра. Упражнение выполняется в рапиде,партнёры не касаются друг друга – между ними чётко сохраняется расстояние,«стена».
Упражнение5.Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжения 5–8секунд. Потом всё расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можнодольше. Повторить несколько раз.
Упражнение6.Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны.Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцычелюсти, шеи, рук, плеч. Через 5–10 секунд всё освободить. Ощущение свободысохранить. Упражнение повторить.
Упражнение7. Лечьна пол на спину. Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надёжноприжаты к полу. Напрячь поочерёдно ноги, руки, голову, корпус. Через 5–10секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить.
Упражнение8.Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленнонапрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленноподнимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх вперёд. Мышцы спины, живота,ног напрячь. Через 5–10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч,верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можнодольше. Упражнение повторить.
Упражнения наравновесие
1.   Подъём ноги на уровнепояса (впереди, сбоку – по 10 сек.).
2.   «Ласточка» (обычная и«передняя») – при выполнении сначала посмотреть на левую руку, потом на правуюи назад на ногу. Только после этого свободно опустить ногу.
3.   стоя на одной ноге,имитируем бросок какого-либо предмета (в рапиде).
4.   Различные беспредметныеигры: снежки, бадминтон, волейбол и т.д. (в рапиде).
5.   Придумываниеобстоятельств: перепрыгивание на болоте с кочки на кочку, путешествие пооблакам, движение по сложной местности и т.д.
Упражнения накоординацию
1.   Вращение рук – однавперёд, другая назад.
2.   «Мельница».
3.   Раз – правая рука вперёд.
Два – леваярука в сторону.
Три – оберуки на пояс.
Четыре – обеопустить.
4.   Раз – левая рука вперёд.
Два – праваярука в сторону.
Три – оберуки вверх.
Четыре – обеопустить.
5.   Раз – правая рука вперёд.
Два – леваярука в сторону.
Три – правуюсогнуть перед грудью.
Четыре –левую согнуть перед грудью.
Пять – левуюруку вперёд.
Шесть –правую руку в сторону.
Семь – оберуки на пояс.
Восемь – оберуки опустить.
6.   Раз – левую руку вперёд.
Два – правуюруку в сторону.
Три – левуюсогнуть перед грудью.
Четыре –правую руку вверх.
Пять – правуюруку вперёд до уровня груди.
Шесть – левуюруку в сторону.
Семь – оберуки на пояс.
Восемь – обеопустить.
7.   Правая рука движется натри счёта, левая – на четыре счёта. Правая – вперёд, в сторону, опустить. Рукалевая – вперёд, согнуть в локте на уровне груди, в сторону, опустить. Рукиработают одновременно. Полный цикл – двенадцать счётов. После усложнять:выполнять упражнение одновременно с ходьбой, с речью и т.д.
Развитие навыковречедвигательной координации
1.   Разобраться по парам.Первый номер выполняет любые движения в различном темпе. Второй номерозвучивает их, пытаясь найти голосом характер движений.
2.   Выполняется Упражнение 7на координацию. Одновременно на каждый счёт называются месяцы года или счёт вобратном порядке (12, 11, 10, 9, 8, …).
3.   выбрать десять любыхглаголов и на каждый глагол придумать движение («манок», то, что побуждаетсказать этот глагол).
4.   Любое стихотворение(детское, лирическое, патриотическое) выучить и придумать к этому стихудвижение («манки»).
5.   Контролировать ощущениезвука в теле (он будет вырываться наружу через руку, плечо, голову и т.д.).
6.   Картина. Ощущение откартины попытаться выразить пластически, чтобы это являлось «манком» к речевомуописанию картины. Добиваться единения пластики и речи. Мысль в голове мешаеттворческому процессу и является зажимом. Надо уметь «думать телом».
7.   ученики, держась за концыгимнастических палок, образуют круг. Кто-то читает любое стихотворение и одновременновыполняет любые пластические движения, увлекая за собой весь круг. Затем, как вкино, когда крутят плёнку назад через эти же движения, только в обратномпорядке, нужно вернуться в исходное положение.
8.   Упражнение на доверие: а)падение на руки партнёра – вперёд, назад; б) размахивание перед лицом партнёраруками и ногами, с размаха; в) перекидывание гимнастическими палками.
9.   Сочинить комплексразличных движений и проделывать их, читая одновременно любое детскоестихотворение. Например, «Вот серый крот, вот серый крот. Вот серый, серый,серый крот. Он ни красавец, ни урод – он просто серый, серый крот». на этостихотворение придётся минимум 14 движений.
Пластическиеэтюды
Упражнение 1.«Страна чудес».
Упражнениеможно проводить в виде разминки перед началом урока. Произвольный бег по кругу.При этом педагог по хлопку просит выполнить команды, например:
– Бежатьтреугольником! Нет, не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегаюттреугольники?
– Теперьв другую сторону, побежали пунктиром! Каждый сам решает, что значит бежатьпунктиром. Не смотрите по сторонам – здесь нет единственного правильногорешения. Смелее!
– Побежаликартинками, в косую линеечку, столбиком, всмятку!
– посигналу разбиться на маленькие группки по 3–4 человека. Нет, не по 5 человек, увас почему-то один лишний! Попробуем ещё раз!
В этомупражнении проявляются такие свойства, как фантазия, лёгкость, непринуждённостьповедения. Выполнение упражнения требует как бы забыть о «здравом смысле»взрослого человека. В процессе выполнения упражнения проявляетсяиндивидуальность ученика, происходит освобождение от стереотипов.
Упражнение 2.«Месим тесто».
Всеразбиваются по парам. Один из участников играет роль «теста», а второй –«булочника». «Тесто» должен лечь на пол и максимально выключить мышцы. Теперь«булочник» должен хорошенько замесить «тесто», чтобы оно было мягким иэластичным. Для этого упражнения необходимы сценическая вера и серьёзность,непосредственность, владение мышечной энергией. «Тесто» не должно улыбаться, человек,изображающий его, должен максимально расслабиться и не реагировать ни на что,кроме рук «булочника». Естественно, «булочник» не должен причинять своему«тесту» боль или щекотать его.
Упражнение 3.«Пластилинчики».
В упражнениипринимает участие вся группа. Из группы выбирается ведущий, остальные участникииграют «голову великана». Для этого роли надо распределить следующим образом:один играет роль левого глаза, другой – правого, третий – носа, четвёртый –уха, и т.д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образоваласьфигура, напоминающая голову великана. Когда всё готово, можно начинать. Перед«головой» становится ведущий и проделывает самые простые манипуляции. Например,он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т.д. «Головавеликана» должна в точности воспроизвести все простейшие действия. В этомупражнении проявляется весь набор качеств, которые обусловливают оригинальностьи продуктивность воображения – попробуйте-ка представить себя ухом великана!
Упражнение 5.«Играем в справочник».
В этомупражнении «пьесой» может стать любой текст, записная книжка, клочок газеты,письмо, книга, рекламный проспект и т.д. Все «пьесы» раскладываются на столе.Несколько человек из группы выбирают по одной такой «пьесе». По своемуусмотрению каждый из них может пригласить в «спектакль» ещё 2–3 исполнителей.Им даётся время 7–10 минут. По окончании подготовки «пьесу» кладут на стол.Участники по очереди играют свои спектакли. После того, как все спектаклисыграны, зрителям предстоит определить и назвать «пьесы», по которым они былипоставлены. В этом заключается основной критерий успешности выполнения задания.Ведь «пьеса» проходит только с использованием пластики, без комментариев иразъяснений.
Упражнение 6.«Театр рук».
В этом театреиграют только руки. В качестве 2 пьесы» может быть самый разнообразныйтекстовый материал. Но наиболее продуктивна работа на отвлечённые понятия:счастье, покой, объяснение, любовь, ссора, боль и т.д. Актёр должен сыгратьсвой «спектакль» так, чтобы зритель понял его замысел. Возможно «спектакль»может проходить в исполнении двух актёров. Например, «театр рукопожатий»,литературных и сценических героев, то есть одна пара может подготовить ипоказать десять различных рукопожатий: Буратино и Пьеро, Татьяны и Мефистофеля,Чацкого и Молчалина. Представив «сценарии» педагогу, актёр выносит затем свойспектакль на общий суд, при котором зритель должен угадать героев, чьёрукопожатие они видят.
Сценическаяречь
После того,как выполнены упражнения по пластике, по снятию мышечного зажима можно перейтик занятиям по речи. Существует несколько видов речевых упражнений.
Упражнениядля активизации мягкого нёба и тренировок мягкого нёба
1.   Раскрыть широко рот, языквыдвинуть вперёд и попытаться сделать звук в виде зевка, контролируя и фиксируяв памяти движение мягкого нёба.
2.   спеть различные гласныезвуки одновременно ритмично закрывая и открывая ладонью рот.
3.   сделать произвольныйвздох. На вдохе создать ощущение надувания шара, камеры, игры на губнойгармошке.
4.   Сделать вдох через широкооткрытый рот – как бы позёвывая. Вдох через широко раскрытый рот плавный,длинный, имитируя согревание озябших рук.
5.   сделать вдох носом –выдох толчками по частям: вначале ртом, затем носом и т.д. Количество частейвыдохов взятого воздуха постепенно увеличивать.
Упражнения,тренирующие группу мышц смешанно-диафрагмального дыхания
Упражнение1. Однарука на груди, другая на диафрагме. Рот закрыт. Вдох и выдох делать через нос,в индивидуальном ритме. Вдох постепенно удлинять. Необходимо обращать вниманиена работу мышц рёбер, диафрагмы, живота, спины.
Упражнение2.«Насос». Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рукзвукоподражательными ССССС! ССССС! ССССС!
Упражнение3.«Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движениеруки звукоподражательными Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Можно объединить два вида выдыханияв этом упражнении. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!), то ссилой, но медленно (ФФФФФФ!).
Упражнение4.«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй виды дыхания).
Упражнение5.«Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ! (первый, второй видыдыхания).
Упражнение6.«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).
Упражнение7.«Косить траву косой» на звуке «С»: ССС! ССССС! ССС! (второй вид дыхания).
Упражнение8.«Натирать пол щёткой» на звук «Ш»: ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ! (второй вид дыхания).
Упражнение9.«Выключающийся пылесос» ЖЖШШШ… Когда пылесос выключается, появляется«запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).
Упражнение10.«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий виддыхания).
Упражнение11.«Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Началираспиливать его: С! С! С! С! Вначале звук «С» отрывистый, короткий, как идвижения рук, потому что «пила» «входит» в древесину. Чем шире амплитудадвижения рук, тем длиннее тянущийся звук ССС… СССССС… ССС…
Упражнение12.«Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! РРР!.. РРРРР… Кто дальшеотъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬ…
Упражнение13.«Звонок». Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиводобиваетесь ответа: рьрьрьрьрь… рьрьрьрьр… рьрьрьрьрьрьрь… рьрьрьрьрь…
Упражнение14.«Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр!Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр!
Упражнениядля тренировки дыхательных мышц
На первомэтапе упражнения этого раздела включают в себя простейшие спортивные движения:полунаклон, наклон, повороты корпуса, различные движения рук. Они активнотренируют дыхательный аппарат и просты в исполнении. Постепенно комплексусложняется.
Упражнение 1.«Вертолёт».
Выполнятьстоя. Ноги вместе, руки свить вниз. Сначала сделат выдох и выдержат паузу. Посигналу руки должны взлететь вперёд и вверх (вдох); затем выдержать паузу. Прикруговых вращениях рук (назад-вниз, вперёд-вверх и т.д.) делатьпродолжительный, ровный выдох. Число оборотов рук постепенно увеличивать (5, 8,10 и т.д.). выдох вначале беззвучный, затем на отдельных звуках, словах,слогах, текстах.
Упражнение 2.«Пистолет».
Вообразитесебе, что у вас в руках по пистолету. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч,сделать выдох, выдержать паузу. Поднимая руки вперёд и вверх, а потом всторону, сделать спокойно вдох носом, затем выдержать паузу. Не сдвигая ног сместа и не меняя положения нижней части корпуса, повернуться вправо, втянутьлевую руку перед собой и, увидев воображаемую мишень, выстрелить (выдохнуть) извоображаемого пистолета. Это же движение повторить с поворотом корпуса влево,вытянув правую руку. Дыхание сначала беззвучное, затем со звуками «к», «ч»,«ц», «х» и т.д. … слогами (би-бэ-ба, ди-дэ-да, би-би-би-би, бэ-бэц-бэ-бэ и т.д.),которые должны произноситься коротко и очень активно. Дополнительное дыханиебрать ртом в момент поворота корпуса. Повторить несколько раз.
Упражнение 3.«Самолёт».
Стоя, ногирасставлены на ширину плеч, сделать спокойный вдох носом и выдержать паузу. Неменяя положения рук, «упасть» (грудью вперёд) вниз и начать активно раскачиватькорпусом и ровно выдыхать. Когда дыхание кончится, встать, сделать вдох носом иповторить упражнение. Дыхание вначале беззвучное, затем со звуками («з-з-з»,«ж-ж-ж», «р-р-р»). Выдох постепенно удлинять.
Упражнение 4.«Гребля».
Сидя на стулеили на полу с вытянутыми ногами, взять в руки воображаемые вёсла. Наклоняяськорпусом вперёд, руками потянуться к носкам ног, как бы занося по воздухуназад, и сделать короткий резкий выдох ртом. При этом имитировать слова: «ух»,«один», «взяли» и т.д. Затем постепенно отклоняясь корпусом назад, медленносогнуть руки на уровне груди и сделать спокойный вдох носом. Упражнениеповторить 15–10 раз.
Упражнение 5.
Длявыполнения этого упражнения необходим маленький мячик. Стоя на небольшомрасстоянии перед стеной, учащийся должен кинуть в неё мячик. В момент ударанеобходимо произнести слог (бац, раз, два и т.д.), после чего поймать мячик.
Упражнения,помогающие найти правильное направление звука и активизировать работурезонаторов
Упражнение 1.
Сделать вдохносом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегаетк корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляциязвука «у») и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка).Затем медленно и ровно, не меняя положения зевка, начать выдыхать. В серединевыдоха на звуке удобный высоты и собранными губами следует издавать протяжный,но мягкий стон (м-м-м). необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звукато вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клеткичувствуется лёгкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и головеощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы.Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре.Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны.
Упражнение 2.
Освободитьплечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создатьощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном игрудном регистре, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В концевыдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевойинтонации на той же высоте.
Упражнение 3.
ПовторитьУпражнение 2 с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, го, до,жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласныхдолжна быть точной и чёткой. Постепенно отрабатываются все гласные и согласные.
Упражнение 4.
Упражнениевыполняется, как предыдущие, но с произнесением слогов. При этом следует менятьвысоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькамвсё выше и выше, потом всё ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук былсвободным и все слоги попадали в «фокус».
Упражнение 5.
Вырабатываетнавык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создатьощущение зевка и на равном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести однустрочку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации,наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить илипонизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высотызвука в упражнении должно быть 4–5. ударная гласная должна быть широкой,крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не долженусиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.
Примерытекстов:
«Красно полепшеном»
«Не краснаизба углами»
«Ворон кворону летит,
Ворон, где бнам пообедать,
Где бы нампро то проведать».
Когда навыкверного звучания голоса выработался на 3–4 строках, в качестве примера берутсястихотворения из 4–6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса наразличных звукосочетаниях.
Упражнение 6.
Рассчитано наразвитие навыка повышения и понижения звука по словам. Начиная с нижней иливерхней ноты каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона).При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждомслове. После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены,необходимо переходить к тренировке дыхания, глосса в более сложных текстах.
3. Результатыисследования адаптации ребенка в коллективе на примере объединениядополнительного образования театральной студии «Шанс» Полянской школы-интерната
 
Всемизвестно, что любая работа оценивается, конечно же, прежде всего по видимомуконкретному результату. Особенно это касается театральных занятий. Ведь ихрезультат, как ни какой другой, виден наглядно на сцене.
Никто незнает как проходят занятия в театральной студии, как протекает учебный итренировочный процесс. Но зато все могут увидеть результат этого процесса,когда ребята выходят на сцену с каким-то представлением или спектаклем. Тут ужене обманешь зрителя, не скажешь ему: вот тут я недозанимался тренингом, поэтомуу меня нога выше не поднимается, но должна подниматься и вы это подразумевайте;а тут меня плохо слышно, потому что я не недозанимался речью, но выпредставьте, что меня хорошо слышно и т.д. Зрителю это совершенно не интересно,он приходит в зал, садится, смотрит спектакль и именно по этому спектаклю судито коллективе, о способностях и возможностях участников.
Сегодняшнийсостав театра-студии занимается почти четыре года. И оценки зрителямидеятельности театральной студии говорят сами за себя. Коллектив очень многоездим с гастролями по школам Рязанского района и школам Рязани. Где их судовольствием встречают, всегда приглашают ещё и радуются, когда они приезжаютснова. В связи с тем, что коллектив стремится вести активную гастрольную деятельность,давно уже появился свой зритель. В основном это студенты Рязанских Вузов ишкольники. Ведь репертуар театра, в основном, молодёжный.
Коллективдружен с Рязанским Дворцом Молодёжи и благодаря его директору Н.В. Плетнёву,имеет возможность иногда показывать свои работы на сцене этого замечательногодворца, с профессиональным светом и звуком.
Профессиональноежюри также оценило уже работы театра-студии, так как коллектив принимал ипринимает активное участие в различных конкурсах и фестивалях. Неоднократнозанимал призовые места на районных и областных конкурсах чтецов,литературно-музыкальных композиций, театральных постановок. Вообще театрдостаточно известен в Рязани, так как принимал неоднократно участие в областныхи межрегиональных театральных фестивалях – «Театральные хоромины», «У менярастут года», «Весна на «Бис!», «Губернские подмостки», «Карусель». И этотолько фестивали, которые проводятся в Рязани. А если уж о профессиональныхуспехах театра действительно говорят его награды, коллективу-победителюВсероссийских и Международных театральных фестивалей есть чем гордиться.

Списоклитературы
1.    Выготский Л.С. Собраниесочинений. Москва, 1983 г. т. 3.
2.    Выготский Л.С. Избранныепсихологические исследования. Мышления и речь. Москва, 1956 г.Издательство Академии Педагогических наук РСФСР.
3.    Выготский Л.С. Лекциипо психологии. Санкт-Петербург, 1997 г. Издательство «Союз».
4.    Гвоздев А.Н. Формированиеу ребенка грамматического строя русского языка. Москва, 1949 г.Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР.
5.    Жинкин Н.И. Механизмыречи. Москва, 1958 г. Издательство Академии Педагогических наук РСФСР.
6.    Крупская Н.Н. Педагогическиесочинения. Москва, 1959 г. Издательство «Просвещение», т. 6. 27. Ладыжевская Т.А. Связнаяречь. Методика развития русского языка. Москва, 1980 г. Издательство«Просвещение».
7.    Сиротина О.Б. Русскаяразговорная речь. Москва, 1983 г. Издательство «Просвещение».
8.    Панфилов А.Ю.,Букатов В.М. Театр 1–9 классы. Программы образовательных учреждений.Москва, 1995 г. Издательство «Просвещение»
9.    Никитина А.Б. Театр,где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детскихтеатральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.
10.  Шульпин А.П.Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборникстатей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004
11.  Симановский А.Э. Развитиеспособности к интеллектуальному творчеству у школьников. М.: Издательствомосковского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»,2003
12.  «Школьная пресса»,«Воспитание школьников», 2001 (1) стр. 23 Фадеева Е.
13.  «Школьная пресса»,«Воспитание школьников», 2003 (5) стр. 35 Каргина С.
14.  «Школьная пресса»,«Воспитание школьников», 2005 (4) стр. 29 Толченов О.