Воспитание этической культуры у младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания этической культуры младшихшкольников
1.   Психолого-педагогические основывоспитания этической культуры младших школьников
2.   Методы и средства воспитанияэтической культуры младших школьников
3.   Нравственные отношения учителя иучеников в педагогической этике
4.   Работа с родителями по вопросамвоспитания этической культуры у младших школьников
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблем воспитания этическойкультуры младших школьников.
1.   Изучение опыта работы образовательныхучреждений
2.   Проведение экспериментов, их анализ иобоснованиеЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРАПРИЛОЖЕНИЯ

Цель работы: выявлениевозможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников ивлияние их на общее нравственное развитие личности.
Задачи:
— Раскрытьпсихолого-педагогические основы воспитания этической культуры у младшихшкольников.
— Показать значениесредств и методов воспитания этической культуры младших школьников.
Объект: дети младшегошкольного возраста.
Предмет: процессоптимизации в воспитании этической культуры младших школьников.
Гипотеза: Оказывают лиэффективное влияние используемые средства и методы на воспитание этическойкультуры младших школьников?
Методы исследования:
— На теоретическом уровнеданной курсовой работы применялись такие методы исследования как метод теоретическогоанализа, синтеза, обобщения, конкретизации, метод сходства и различия.
— На экспериментальномуровне данной курсовой работы применялись такие методы как наблюдение, беседа,тестирование.

ВВЕДЕНИЕ
Социальный прогресс – этопоступательное развитие человеческого общества вершиной общественного прогресса– это создание условий для всестороннего развития личности. На современномэтапе развития общества стоит задача дальнейшего улучшения (работы)нравственного воспитания подрастающего поколения. нравственное воспитаниепризвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, инавыки поведения, обобщению этических представлений. Этика (от греч. – нрав,обычаи) – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционированияморали, её специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей итрадиций. Предметом исследования этики является мораль – специфический способценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающегомира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.Этическое развитие учащихся, формирование у них моральных представлений связанос развитием эмоциональной сферы учащихся. Нетрудно передать ребёнку знания обэтической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьникомморальных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение кморальной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знанийэтических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, пособственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязиэтических представлений и поведения ребенка особенно актуален в историисовременной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьниковэтической культуры. А.С. Макаренко писал: «Этика – одна из интересных и покаещё мало освоенных страниц нашей духовной истории» [13, С. 21] опыт показывает,что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многомопределяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе,доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов междудетьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают дети об этикеотношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия«доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявленияжестокости, лживости, себялюбия. Еще Сократ говорил, что зло во многих случаяхсовершается по незнанию влияния зла на чувства и поведение учащихся. Ж.Ж. Руссопризывал оберегать детское сердце от пороков зла и ум от заблуждений. Он ставилтри основные задачи нравственного воспитания добрых чувств, суждений, добройволи. На первый план он выдвигал – развитие положительных эмоций, на второй –воспитание доброты; третий – воспитание положительных поступков. [5, С.39]
По-своему понимают некоторыешкольники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представлениемногих учащихся ассоциируются с геройскими поступками, упрямства и грубостьнередко квалифицируются в их среде как проявление самостоятельности. Что жекасается норм вежливости и хорошего тона, что отдельные учащиеся откровенноотносятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление отребованиях морали порождает у школьников неправильные моральные установки исоздает основу для нарушения норм и правил поведения. в этом смысле требованиео необходимости предохранения детского сердца от пороков и ума от заблужденийимеет большое педагогическое значение. Вот почему школа должна вооружатьучащихся научными знаниями о нормах и принципах морали и формировать у нихправильных нравственных установок в поведении. Вопросами этики уделялосьвнимание издавна. Так Д. Локк на отрицательных враждебных моральных идейосновывал вопросы этики. Добро – это то, что может доставить или увеличитьудовольствие, уменьшить страдания и уберечь от зла, а зло, то что можетпричинить страдания. Н.И. Новиков в своей книге «мысли о воспитании» писал, чтонельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием: необходимый результатдадут ласковые слова, краткое внушение. [16, С. 18] К.Д. Ушинский высокооценивал значение хорошего тона, положительные взаимоотношения. [20, С. 182]
В.А. Сухомлинский неоднократноподчеркивал, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения. Воснове этих взаимоотношений должна быть доброжелательность – азбука культуры»[18, С. 118]
Педагогическая этика имеетбогатые, но к сожалению ещё малоизученные традиции. В наше время онаразвивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новыетребования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимостьпропаганды и новых исследований в области педагогической этики. В некоторыхшколах введены уроки этики, что повышает возможности учителей в этическомобразовании и нравственном просвещении учащихся. А.С. Макаренко подчеркивал,что между сознанием и поведением есть «канавка, которую надо заполнить опытомпрактикой поведения. Эта мысль как нельзя лучше нацеливает учителя на то, чтобыне ограничивать воспитание учащихся нравственным просвещением, ацеленаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствоватьнакоплению нравственного опыта.

ГЛАВАI. Теоретические основы воспитания этическойкультуры младших школьников
 
1.        Психолого-педагогические основы воспитания этической культурымладших школьников
Наиболее высоким уровнемнравственной воспитанности личности является её способность ориентироватьсясоответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек,который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуацияхв соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированыустойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующемуповедению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решитьзадачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать всетребования морали, но не выполнять их» [10, С. 121]. Правильные знания нормморали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки.Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием иповедением. Так, ученик знает, что хорошо учиться – долг школьника, что безэтого нельзя стать хорошим и полезным работником, но на деле же он учитсяплохо, не готовит уроки и т.д. воспитание подрастающего поколения всоответствии с моральными качествами, раскрывающем отношения человека кобществу, к труду, к себе – процесс сложный, требующий глубокого знанияличности воспитуемого, педагогических и психологических основ нравственного воспитания.Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны;формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков,привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностямикаждого возраста и не может быть одинаковыми в начальных и старших классах. Длянравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися,направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себяправильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Толькосознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступкахокружающих людей хорошо и что плохо. Моральные знания приобретаются учащимися ввиде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы дляформирования культуры поведения. Задача учителя – вооружить учащихся системойморальных представлений и понятий. Уровень сформированности нравственныхпонятий в различные школьные периоды различны. Моральные понятия младшихшкольников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер. часто детитолько по одному признаку определяют нравственное понятие, понятия этическойкультуры. По данным психологов моральные понятия задерживаются на уровнежитейского, если же не проводить специальной работы по их формированию. Дляформирования основ этической культуры учитель проводит специальные этическиеобсуждения, обсуждают прочитанные книга, материалы из детской методическойпечати, анализируют примеры из жизни. Правильное поведение школьниковопределяется не только знаниями моральных норм. Часто моральные знания негарантируют нравственного поведения детей. «Задача школы заключается в том,чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их ируководствовались ими в повседневной жизни» [9, С. 7]. Поведение в соответствиис моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственноговоспитанного человека и говорит о сформированности у него нравственныхубеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае,если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С переходом из классав класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникаютв личность ученика. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнееусваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений,оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями.Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегдасвязано с чувством радости, удовлетворения. «Добрые чувства должны уходитьсвоими корнями в детство. А человечность, доброта (ласка), доброжелательностьрождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира»… [18, С.128]. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитываядобрых чувств. А.С. Макаренко писал, что привычка и опыт нравственногоповедения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральнаясущность личности [10, С. 185].
Поступки выражают уровеньнравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этическиепоступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми исверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины осознающиесялюдьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая моральактивна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимознать как руководствоваться в своих поступках». [18, С. 128]. Особенностьнравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно регулятивныйи непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральнойоценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своимповедением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этическойкультуры.
Таким образом, педагогическаяэтика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но исущность основных её категорий, моральных ценностей. «Моральные ценности – этосистема представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д.,которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений,нравственных достоинств и поступков». [1, С.62-63]
В книге Писаренко В.И.«Педагогическая этика» раскрываются вопросы регулирования основ взаимоотношенийучащихся, поступков и в целом поведения.
2.              Методы и средства воспитания этической культуры младшихшкольников
Наиболее распространеннымметодом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К нимотносятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований,убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотркинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство сизобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихсяэтических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения.неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливостиявляется причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснитьребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение являетсянаиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо учителюпрежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какоеконкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность»,«справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормыповедения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своимобязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагаетнакопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральныхэтических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиесяначинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функциюрассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этическойкультуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основанона том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет вкачестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том,что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения.Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры.Целесообразно использовать произведения художественной литературы
В которой не только описаныконфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие,но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этихсобытий, ситуаций. Так, в рассказе «Карасик» Н. Носова говорится о мальчике,который набедокурил, а потом струсил и сказал неправду, в результате долженпострадать котенок, но мальчик любил котенка; он понимает, что струсил, чтопоступил плохо, и хочет исправить вину, спасти котенка от наказания. Беседуя сдетьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик. Конечновсе скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы дети глубокозадумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость междусовершенным поступком. В этом случае проходит не только формированиепредставлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а этоспособствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание навопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные иминепреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием «несправедливо», плохопоступил. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувствспособствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учительдолжен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни односколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этическиепредставления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в томслучае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детейрадио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению наулице можно наблюдать как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотркинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать чтобы помогатьбороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этическойкультуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушатьнародную классическую музыку поднимающую их на высокую ступень духовнойкультуры. Совместное прослушивание на уроке, во внеурочное время даетвозможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь квзаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное какупражнение детей в моральных поступках». [16, С.28] Таким образом, задачаучителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.
Наиболее распространеннымсредством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у котороготолько формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений сокружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильноеповедение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное ичто впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культурыявляется похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступкамидетей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник говорит сыну:«Вижу что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец». Похвала, как иодобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности.Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать,как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. Водном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролироватьсвое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял неулице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, тынеисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за своидела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующимволевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы ивозможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности,организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этическихприемов воспитания этической культуры у младших школьников.
Хорошим средством воспитанияэтической культуры у младших школьников является доброжелательные отношениядруг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослымипредполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах,помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.
Важным средством в воспитанииэтической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения(материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению сдругими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручаядетей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался.Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, зауспешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может бытьнастольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя,чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаяхребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение.Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитанииэтической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этическойкультуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил,что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала.Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природныхматериалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильномуаккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности.
Очень важное средство ввоспитании этической культуры младших школьников является – лишениеудовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослыемогут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимообязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средстводейственное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь,ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родителитолько подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрылаполученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочькаждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». Вэтом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так недолжно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некотороевремя можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник».Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.
Таким образом, все описанныесредства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляютсяв сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитаниюдобрых этических представлений и поступков поведения.
3.        Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике
В педагогической этикерассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектомнравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основнымзвеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкоевзаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральнойфигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношенияучителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, котороесопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которойпроисходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет какобщее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой средеобусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом еговоздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологическойнезащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они напрактике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются изакрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем,приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказываетрешительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Педагогическаямораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которыеспособствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственногодостоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика –сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустившийгрубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не можетпользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляютсявоздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не можетбыть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понятьсостояние ребенка, вызвать сочувствие к нему – признак высокой эмоциональнойкультуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова вобращении с детьми не передаст доверенную ему детскую тайну. «Говоря о причинахконфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание– это сложный динамически процесс, которому, как и всем социальным процессам,присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Они могутбыть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессомучителю необходимо знать причину конфликта» [14, С 24]. Руководствуясь нормамипедагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы егоповедение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулироватьповедение учащихся, их взаимоотношения. Так, на уроке чтения во втором классеучитель вызывает новичка. Он начинает читать по слогам, краснеет от стыда,запинается. Ребята смеются, смех не злой, просто оттого, что в классе всехорошо читают. Учительница понимает, что нельзя долго испытывать чувстваребенка, которого в другой школе почему-то не научили читать. Она прерывает чтение,а ребят журит за то, что они смеются над неумением товарища. Строгость итребовательность учителя – необходимые условия влияния на нравственноевозмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованиемпедагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихсяявляются требование справедливой оценки нравственного поступка ученика.Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключеноотношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действиеподлежит моральной оценке. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфереповседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результатдеятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только приэтих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.
Таким образом, взаимоотношенияучителя с учениками должно основываться на соблюдении определенных моральныхнорм, что способствует воспитанию у учащихся этической культуры.
И так, только глубокое уважениеи доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему мирумогут создать обстановку взаимопонимания, которая необходима для поддержаниянормальных нравственных отношений между учителями и учащимися. Душевнаячуткость, теплота, забота о детской радости — важнейшие нравственные качестваучителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувствадолжны быть искренними, неподдельными и проявляется во всех жизненныхситуациях. Помощь детям в трудные минуты их жизни – одна из важнейших моральныхнорм, регулирующих отношения между учителями и учащимися. Непримиримоеотношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральнойнечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельностью, всем образом жизни.На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека он формирует уучащихся нравственные ориентации, используя для этого справедливый подход коценке явлений, факторов, поступков, и на этой основе воспитывает нетерпимоеотношение к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужныйтон, исходя из их индивидуальных особенностей, побуждать воспитанниковотстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.«Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных особенностей,гуманитарное отношение к ним, забота об их духовном и физическом развитиипозволяют сделать воспитательный процесс этической культуры школьниковсознательным и целенаправленным» [13, С.149]
4.        Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры умладших школьников
Велика роль семьи в развитии уребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными иотрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько разповторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе жепостоянно в беседах на уроках, в повседневной деятельности, вне уроков учительучит детей быть добрыми, делиться с товарищами. Что же делать? Как поступитьребенку? Такого рода противоречия вызывает раздражение, неудовлетворенность, аиногда рождает хитрость, приспособленность. В результате у ребенка не можетспокойно сложиться четкость представлений, как относиться к людям, какпоступить в каждом конкретном случае. Родители должны обращать внимание на то,насколько искренни поступки детей. Например, мальчик просит прощения засовершенный поступок. Просьба его может быть искренней: мальчик осознал своидействия и ему стыдно. Но он может просить прощение и по другой причине – чтобыбыстрее избавиться от наказания, но как только его простят он совершает тот жепоступок. «К сожалению родители иногда в силу непонимания мотивов поведениядетей, способствуют зарождению в нем озлобленности, которая влияет и на егосверстников, как правило» [6, С.24]. Грубые методы воздействия, нетактичностьпо отношению к провинившемуся ничем не могут оправданы: ни желаем установитьдисциплину в коллективе, ни желанием перевоспитывать ребенка. Так, в школепроходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал. И только один Алешавыделялся среди них своим неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашкабыла помята и запачкана (1-й класс). После утренника учительница сказаларебятам, что все хорошо пели, танцевали: «А вот Алеша нас подвел пришел напраздник не аккуратный». Как будто ничего особенного, просто замечание. Учительне выяснила почему таким пришел на утренник Алеша. А ведь его маму увезли в больницу.А брат не смог подготовить Алешу к празднику. В учительской газете, 1999 г. встатье «Само собой не приходит» — рассказывается о переживаниях матери, сын которойвырос эгоистом, не уважает старших, не помогает им. «Рос как в сказке, ничегоне заставляли делать, ни к чему не принуждали. А он вон каким выроссебялюбивым» удивляется мать. Надо показать родителям, что толькосистематические упражнения в труде приучающие детей делать добрые дела длядругих, воспитывают любовь к родителям, к людям. На консультациях дляродителей, родительских собраниях, в беседах с родителями ставятся вопросынравственного воспитания детей, формирования основ этической культуры. Великароль в работе с семьей консультации для родителей, где решаются вопросывоспитания этической культуры у младших школьников. Тематикой родительскихсобраний могут быть: «Уроки хорошего тона», «Папа, мама, я – читающая семья», «Культураповедения младших школьников», «Как помочь ребенку хорошо учиться» и др.Родителям необходимо разъяснить, что внимание, сочувствие тесно связано своспитанием у учащихся доброты, заботы о тех, кто нуждается в помощи, защите.«Современные родители образованные, начитанные, интересующие проблемамивоспитания, способны участвовать в деловом решении сложных педагогическихвопросов» [5, С.18]. Надо учителям видеть в ребенке равных в себе союзников.Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребностикоторых в доброжелательном отношении стали бы естественными, ограниченными,послужили бы основой всей системы нравственных отношений [6, С.128]. Учителю,способному внушить родителям, что он не посторонний человек для их ребенка,легче раскрыть отцу и матери опасности слепой любви к сыну или дочери, легчеубедить родителей в том, как правильно готовить учащихся к жизни, к серьезнойтрудовой и общественной жизни. Очень трудно учителю сформировать уважительноеотношение ребенка к родителям, которые ведут паразитический, мещанский образжизни, да ещё некоторые и нетрезвый образ жизни. Здесь необходимо вмешательствоактива школы, продумать различные формы работы с этими семьями: привлекать их кучастию в мероприятиях, запланированных в школе, давать поручения школы,класса, проводить беседы и консультации. Дети через полученную в школе системуэтических знаний строго и бескомпромиссно оценивают поведение своих родителей.Работа с семьей, где царит мещанство, нетрезвый образ жизни, чрезвычайно сложнои требует своевременного вмешательство в личную жизнь ребенка. Но эта работапод силу учителю, обладающему духовностью и нравственной культурой.
Таким образом, педагогическаянеподготовленность родителей – опаснейшее препятствие в нравственном воспитаниидетей. Отсюда вытекает одна из важнейших задач нравственной деятельностиучителя; пропаганда среди родителей форм и методов нравственного воспитанияучащихся в семье, чем выше её уровень, тем больше возможностей повыситьнравственно-этическую культуру родителей. Нравственная деятельность учителяпредставляет собой совокупность практических действий и поступков, направленныхна повышение нравственно-этической культуры родителей и учащихся.
В.А. Сухомлинский писал:«Добро и красота, нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладеваетюными сердцами, когда утверждается в них исключительная чувствительность кзлу»; «Утверждение в юных сердцах положительных взглядов невозможно без горячейбеспощадной нетерпимости к злу, неправде, унижению человеческого достоинства» [4,С.153]

ГЛАВАIII. Экспериментальное изучение проблемвоспитания этической культуры младших школьников
 
1.Изучение опыта работы образовательных учреждений
Итак, Е.И. Ильин – учительшколы № 516 г. Санкт-Петербурга. Его новаторством в системе образования сталиуроки высокой нравственности, а также оригинальность подхода к решениювоспитательных задач в новых условиях. Е.И. Ильин решает задачи формированиядуховных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов воспитанияистинного гражданина отечества с высоким нравственно-этических устоев черезхудожественную литературу, её образ у Е.И. Ильина мы находим приемы «живойэтики», он делится опытом как следует разговаривать с учеником, подчеркивает,что важно уметь это делать не только во время урока. Различный процесс общенияИльин выделяет искусство вопроса. При вопросе у ребенка мысль оживает, но приответе она затухает. Вот здесь и должно появиться искусство педагога -направитьребенка на путь творчества. У ученика «мысль оживает», когда учитель вместе сним ищет истину. В процессе общения учителя и ученика важно помнить об «этикеотметки». Отметка, оценка поступка деятельности ребенка играет особо важнуювоспитательную роль. У Е.И. Ильина можно найти приемы, как уже упоминалось,приемы «живой этики», что важно для воспитания этической культуры у учащихся. Вкниге «Почему у Ильина читают все?» в живой форме рассказывается о методическойсистеме известного учителя-новатора из Санкт-Петербурга Е.Н. Ильина, о еготворческой лаборатории, представлены уроки. В.В. Иванихин, автор книги «Почемуу Ильина Читают все?» пишет: «Интересен опыт Ильина и как явление культуры.Ведь Ильин дал нам ключ к художественной книге, которая, к сожалению, длямногих сегодня пока не раскрыта. Подарить школе этот «ключ» было главной моейцелью, когда создавалась эта книга» [15, С.6]
         Учитель начальныхклассов М.Ф. Васильева из г. Воронежа проводит удачно беседы с родителями натемы «Воспитание культуры поведения», «Приучайте вашего ребенка к аккуратностии опрятности» и др. аккуратность и опрятность можно привить детям только тогда,когда к ребенку предъявляются конкретные требования и налажен постоянныйконтроль за из выполнением. Успех работы с родителями в значительной степенизависит от того, насколько ему удастся единство воспитательных воздействий ссемьями учащихся. М.Ф. Васильева для того, чтобы дать конкретные практическиерекомендации каждой семье с учетом индивидуальных особенностей и детей иродителей, считает нужно знать особенности характера детей класса, их домашниеусловия. Изучение семей способствует проведению индивидуальных бесед сродителями (см. Приложение 1). Опыт работы учителей Е.Н. Ильина и М.Ф.Васильевой помогли мне в работе с учащимися и в написании курсовой работы потеме «Воспитание этической культуры у младших школьников».
2.  Проведение экспериментов, их анализ и обоснование
Тема курсовой работы, мысчитаем очень серьезная, сложная, интересная и нужная. Нами использовано многометодической литературы по этике. Практическая работа курсовой построена наэкспериментах, которые оформлены в таблицы.
Было проведено триэксперимента: констатирующий, формирующий и итоговый. Работая с учащимися всего1 класса в таблицах показали результаты 7 человек.

Таблица № 1№ Ф.И. учащихся
Правила поведения
в школе Взаимоотношения учащихся и взрослых Отношение к природе Доброта, отзывчи-вость Отношение к внешнему виду 1. Бабенко Кирилл – + + – – 2. Бадалян Шушаник – – – + + 3. Гончаров Владик + – – – – 4. Какова Нина – – – – – 5. Немцова Рита – + + + + 6. Нечаев Дмитрий + – – – – 7. Штомпель Роман – – – – –
+ — хорошие результаты
— — слабые результаты
При анализе таблицы № 1 можносудить, что этическая культура у детей 1-го класса ещё очень слабо проявляется.Конечно, дети пришли в школу, кто из семьи, кто из детского сада. Работапредстоит большая и серьезная. Перебрали все варианты, думая с чего начатьработу. Познакомились с работой В.А. Аксенова, кандидата педагогических наук,доцента Ставропольского краевого института повышения квалификации и врачапсихиатра Л.И. Черная. Это учебно-методическая работа – пособие,редакционно-издательского центра «Развитие». Пособие «Живая этика» содержитновые подходы к воспитанию учащихся, основанное на формировании личностныхкачеств. На основе была разработана программа по нравственному воспитанию для 1класса (см. Приложение 2). На уроках «Живая этика» ведется разговор достаточнопростой: о том, как живется нам в семье, что надо делать, чтобы в семье всебыло хорошо. Мы старались, чтобы на таких уроках коллектив учащихся не былподавлен, не идентифицировал личность ребенка, но способствовал бы раскрытию еёиндивидуального своеобразия, уникальности. Старались понять и изучить в чем жеуникальность своеобразия каждого ребенка, так как каждый ребенок имеетнеповторимые особенности. Первое наше знакомство с классом было с целью помочьдетям и осознать, что здесь, в классе ребята могут чувствовать себя уверенно,никто их не обидит, им рады и друзья, и учительница. Это был первый праздник,первый урок, на котором присутствовали и родители. Поздравили ребят с приходомв школу от учителя и родителей. Затем познакомились с каждым учеником,объяснили, что они друг друга будут называть по имени. Затем поиграли в игру«хоровод друзей», решили некоторые ситуации о добром отношении детей друг кдругу, к взрослым. Главная же во взаимоотношениях должна быть любовь и заботадруг о друге. Проведена игра «Солнышко» — дети передают друг другу мячик«солнышко» и просят его подарить им. Затем предлагаем детям закрыть глаза ипредставить солнышко, просим детей описать, что они чувствуют, какимпредставляется им солнышко. Говорим детям, что стало тепло в классе от добрыхпожеланий, добрых слов, улыбок друзей. Зачитываем стихотворение: «На части неделится солнце лучистое и вечную землю нельзя разделить, но искорку счастья –луча серебристого ты можешь, ты в силах друзьям подарить». Затем рассказалидетям, что они теперь ученики. В учебе им помогут школьные принадлежности, ккоторым относится нужно очень бережно. Загадали загадки: дети хором отвечали отгадки.
Если ты его отточишь
Нарисуешь все что хочешь –
Солнце, море, горы, пляж
Что это? (карандаш).
Хотя не прачка,
Друзья,
— Стираю старательно я.
(резинка).
Затем с детьми выработалиправила общения в классе:
1.        Будем называть друг друга по имени.
2.        Вставать только по разрешению учителя.
3.        Сидеть за партой ровно.
4.        Поднимать руку, если хочешь сказать.
5.        Мы должны быть внимательными.
6.        Будем бережно относится к учебным принадлежностям.
Дано детям задание на дом:
1.        подготовить к урокам все необходимое.
2.        подготовить рисунок на тему «Первый день в школе».
Рисунки помогли нам установитькак чувствовали себя ученики в первый день в школе, по тому, какими краскамиони отразили свои впечатления, можно судить о его внутреннем состоянии. Еслимного радужных красок – все хорошо. Более темные – свидетельствуют обобеспокоенности детей.
Таблица № 2№ Ф.И. учащихся
Правила поведения
в школе Взаимоотношения учащихся и взрослых Отношение к природе Доброта, отзывчи-вость Отношение к внешнему виду 1. Бабенко Кирилл + + + – – 2. Бадалян Шушаник – – – + + 3. Гончаров Владик + – + – – 4. Какова Нина – + – – + 5. Немцова Рита + – + – – 6. Нечаев Дмитрий + – – + + 7. Штомпель Роман – – – + +
Анализируя таблицу № 2 можносделать вывод, что произошли улучшения в отношениях детей друг к друге, квнешнему виду своему и товарищей, ребята стали более отзывчивыми,доброжелательными, усвоили некоторые добрые поступки. Продолжаем уроки «живойэтики». Так, проведен урок улыбки. Начали этот урок под звуки тихой музыки и наеё фоне звучат слова, которые ребята могут слушать с закрытыми глазами:
Я – твоя крепость.
Я – твоя смелость.
Я – опора.
Я – твой покой.
Я – твое благо.
Я – твоя улыбка.
Я – твоя радость
Затем с детьми поразмышляли,что означают эти слова: как нужно выразить отношение друг к другу? (словами,делом, улыбкой, прикосновением и т.д.). Поговорили с детьми об улыбке, еезначении в общении. Затем на урок пришли гости Буратино и Мальвина. Диалогсказочных героев построен на разговоре о том, как порой ведут себя ребята вклассе, какими бывают их смех и улыбки (добрыми, недобрыми, как часто детигрубят друг другу), насмехаются и т.д. Размышление о том, к чему это приводит,почему так только бывает людям, когда их обижают. Ведь слово лечит и словоранит. Предложили детям посмотреть в зеркало и улыбнуться доброй улыбкой,спросила, как изменяется лицо, когда вы улыбаетесь, как улыбка влияет надругих? Сделали вывод: улыбка – это радость и здоровье. Ученые говорят, чтоминута доброго смеха прибавляет несколько часов жизни. В конце каждая звездочка– звено приготовила для нас сюрприз – веселые смешинки, а затем дети группотчитались о своих добрых поступках, что сделали для своего класса. Проведенаигра «Мимика»
–           Покажите, каковы вы, когда вам скучно?
–           Покажите, как вы внимательно слушаете?
Затем был проведен конкурсвежливости:
–           Изобразите встречу ч учителем, родителями.
–           Изобразите встречу друг с другом.
–           Изобразите разговор по телефону и т.п.
Вырабатываем новые правила:
–           при встрече мы будем улыбаться друг другу.
–           Мы обязательно будем говорить:
«Здравствуйте, добрый день»,
«Здравствуйте, доброе утро»,
«Здравствуйте, добрый вечер» ит.п.
Уроков было проведено много.Вот некоторые из них: «Введение: Этика – наука о морали»; «Как я выгляжу. Мойвнешний вид»; «Школьный этикет»; «Зачем быть вежливым» (см. Приложение 3).
Подведем итог, что этика естьничто иное, как свод правил, касающихся внешности и образа действия, отношениек природе, о правилах поведения в общественных местах, зачем надо их выполнять;о дружбе. В работе с детьми для этических бесед использовали небольшиерассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений. Такбыла проведена беседа в классе в связи с чтением рассказа Ю. Юрмолаева«Навестили». Выразительно прочитала детям рассказ, затем задала вопросы: «Чтовы думаете о мальчике Алике и Косте?» Дети молчали, их поразила изложенная врассказе ситуация, затем поднимается много рук, всем хочется высказать своемнение о происшедшем. Ответы детей были разные они пришли навестить больногоТолика: они совсем не думали о больном Толике; они опоздали в школу, потому чтозашли к Толику. Затем был заданы вопросы учащихся:
–           Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?
Ответы были такие: Нет, не издобрых; Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу, поэтому зашли к больномуТолику; они решили обмануть учительницу, сказали, что были у больного Толика.
–           Что обидело Толика?
Ответы: Сначала Толикобрадовался он подумал, что ребята помнят о нем и пришли навестить, когда узнали,что он заболел; а оказалось, потому, что они опоздали в школу и боялись, что ихпоругают; Толику стало грустно еще и потому что ребята стали говорить, что ихдаже похвалят.
–           Как можно назвать поступок Алика и Кости?
Ответы детей: нечестные,трусливые, нечуткие, пугливые, равнодушные. Затем с детьми поговорили очуткости, о товариществе, о дружбе, взаимопомощи.
Таблица 3№ Ф.И. учащихся
Правила поведения
в школе Взаимоотношения учащихся и взрослых Отношение к природе Доброта, отзывчи-вость Отношение к внешнему виду 1. Бабенко Кирилл – + + – + 2. Бадалян Шушаник + – – + + 3. Гончаров Владик + – + + – 4. Какова Нина + + + + + 5. Немцова Рита + + – + + 6. Нечаев Дмитрий + + + – + 7. Штомпель Роман – + + + –
При анализе этого экспериментаможно сделать вывод, что результаты уже намного лучше «Мы остались довольнымитакими результатами. В процессе этой работы обратили внимание на такие словакак «равнодушный» Разобрали это слово, чтобы было понятно. Вспомнили другиерассказы, где проявлялось равнодушие людей. Больше говорилось о дружбе, очуткости, товариществе. Дети с удовольствием слушали стихи С. Михалкова «ДядяСтепа». Все дела и поступки дяди Степы – это забота о другом человеке,постоянная помощь окружающей его детворе: он достает ребятам змея с телеграфныхпроводов, спасает голубей от пожара, тонущего в речке малыша.
За поступок благородный
Все его благодарят…
Попросите, что угодно,
Дяде Степе говорят.
— Мне не надо ничего,
Я задаром спас его…
Спасти, помочь, сделать доброедело задаром, на это мы обращаем внимание учащихся. Проведены этические беседына темы «Моя любимая книга», где воспитывался интерес к книге, формировалисьоценки образов художественных произведений, у детей формировалось представлениео доброте, гуманного отношения к животным, отзывчивость, верность. Проводилисьбеседы о сказках, рассказах. Так в рассказах Б. Заходера «Серая Звездочка»,«Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена – дети отмечают, что добропобеждает зло, что надо жалеть несправедливо обиженных. В рассказе Б. Заходера«Серая Звездочка» — злой мальчик хочет убить жабу и кричит, что она страшная,уродина, а цветы любят её, потому что она помогает им жить, радоваться,расцветать, спасая их от вредных насекомых. В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкийутенок» — бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож надругих и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла! Справедливо лиобижать и унижать за то, что кто-то красив, беден или богат. Дети ответили, чтонесправедливо к нему отнеслись, а мы говорим, хорошо относимся, потому чтоутенок не гадкий, а красивый лебедь, а звездочка тоже хорошая, она любила цветыи приносила им пользу. Таким образом, у детей постепенно формируются добрыечувства, сочувствие к обиженным, желание помочь, что и является основойвоспитания этической культуры. Вопросы нравственного воспитания мы передродителями ставим всегда, но в основном использовали методы коллективногопедагогического просвещения: родительские собрания, консультации, беседы,лекции и т.п. Все эти формы работы общеизвестны и дают хорошие результаты, номы попытались найти и новые более интересные и более эффективные, пользующиенам совместно с родителями воспитывать нравственные качества у детей. С помощьюродителей мы осуществляем индивидуальное воздействие на детей. Ведьнравственное воспитание – дело настолько тонкое, что без учета индивидуальностикаждого нашего воспитанника добиться положительных результатов невозможно. Наодном из родительских собраний мы предложили родителям в письменной форме ответитьна вопросы: что такое этическое воспитание, этическая культура? Что вас радуетв поведении детей и что огорчает? Некоторые родители сразу не смогли ответитьна некоторые вопросы, многим было трудно ответить. Ответы родителей показали,что не все в своем ребенке видят и не задумываются каким растет их ребенок. Ивсе-таки большинство родителей к делу относятся очень внимательно. Были такиеответы: «Нас радует, что девочка наша растет добрая, не жадная»; «У нашейдевочки хорошая память»; «Нашей мы заметили какую-то двойственность в еёповедении и это нас волнует» и др. по этим коротеньким записям мы сразувыяснили причину неодинакового отношения к ней взрослых. Пригласили наконсультацию несколько родителей с аналогичными записями и рассказали им об условияхнравственного воспитания детей в семье. Так по аналогичным записям мыприглашаем родителей на беседы, консультации, где решали вопросы о воспитанииэтической культуры у детей. Сейчас мы готовим диспут о результатах нашейсовместной работы по воспитанию у детей этической культуры, положительныхкачеств личности.
Таким образом, большинствородителей понимают свой долг и свои обязанности в воспитании детей. Мы,воспитатели, учителя, должны помогать родителям, сделать все возможное, чтобыребенок вырос хорошим человеком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное воспитаниеявляется важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитиеэтических представлений, чувств и предполагает становление его отношений кродителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине,отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируютсяпервоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарныенавыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школепроводится должна систематически и целенаправленно в течение 10-11 лет подруководством учителя. Психологи установили, что младшие школьникихарактеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинностьвсего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрастевозникают большие возможности для систематического и последовательногонравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этическихчувств. Теоретическая часть курсовой работы является продолжением практическойсамостоятельной работы с учащимся первого класса по воспитанию этическойкультуры. Проведены три эксперимента, где раскрыта последовательностьулучшения, результатов по воспитанию этической культуры у учащихся.
По содержанию данной курсовойработы можно сделать следующие выводы.
1.        Работа по воспитанию этической культуры у младших школьников должнапроводиться последовательно, систематически и продумано.
2.        Воспитание этической культуры является основой нравственного воспитанияучащихся.
3.        Работа во воспитанию этической культуры младших школьников должна носитьтворческий характер.
4.        Работа по воспитанию этической культуры младших школьников должнапроводиться с привлечением родителей учащихся.
Работу по воспитанию этическойкультуры младших школьников мы будем продолжать использовать в работеучителей-новаторов, дальнейшее изучение материала методического по темекурсовой, вдумчиво, творчески подходить к каждому заинтересованному материалу;изучать педагогическую этику и внедрять в свою практическую работу.
Содержание данной работы можетбыть использовано учителями начальных классов, воспитателями детских садов,особенно в старших группах, в подготовке детей к школе.
Отсюда следует, что цельдостигнута, задачи взятые решены, гипотеза подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Аксенова В.И.Живая этика. – М.; Ставрополь, 1995.
2.        Богданова О.С.,Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М., 1982.
3.        Баженова И.Н.Педагогический поиск. – М., 1997.
4.        Ж.Ж. Руссо.История педагогики.
5.        Зазюн И.А. Основыпедагогического мастерства. – М., 1998.
6.        Капров И.А.Азбука нравственного воспитания. – М., 1987.
7.        Ковалев А.Т.Психология семейного воспитания. – М., 1999.
8.        Лихачев Б.Т.Педагогика. – М, 1999.
9.        Лихачева И.А.Уроки этики. – М.; Ставрополь, 1999.
10.       Лихачева И.А.Рабочая тетрадь по этикету. – М., 1999.
11.       Макаренко А.С.Лекции о воспитании детей//Изб. пед соч.: в 7 т. – М., 1959 — Т.4.
12.       Марьенко И.С.Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М., 1991.
13.       Нечаева В.Г.Формирование коллективных взаимоотношений. – М., 1999.
14.       ОгородниковаИ.Т. Педагогика школы. – М., 1987.
15.       Почему у Ильиначитают все? / Под ред. В.В. Ивахнина. – М., 1990.
16.       Писаренко В.И.Педагогическая этика. – Л., 1994.
17.       Рыбакова М.М.Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1994.
18.       Смирнов С.А.Педагогика. – М., 1999.
19.       СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. – М., 1975.
20.       Траймак Д.И. Каксделать внеклассную работу интересной. – М., 1999.
21.       Ушинский К.Д.История педагогики/ под ред. Шабаева М.Ф. – М., 1981.
22.       Харламов И.Ф.Этические беседы с учащимися. – М., 1989.
23.       Яновский М.Г.Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Беседы с родителями о нравственном воспитаниипервоклассниковТема: Знаете ли вы своегоребенка
План
1.        Знаниевнутреннего мира ребенка – важное условие успешного воспитания в семье.
2.        Что необходимознать о ребенке.
Родители должны знать простыеи мудрые слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Если педагогикахочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всегоузнаешь его тоже во всех отношениях». [Ушинский К.Д. Пед. соч. – М.; Л., 1950,Т. 8, С. 23].
Родители все знают и осознают,что они плохо знают своего ребенка. Воспитательные приемы в семье должны бытьобусловлены индивидуальностью ребенка, его восприимчивостью к различнымвоздействиям со стороны взрослых, что необходимо знать о ребенке? Очень многое.Есть ли друзья у вашего ребенка и кто его лучший друг? Как дружит ребенок? Вобщении с детьми он любит командовать или подчиняться? Умеет ли он организоватьигру или только участвует в ней? Готов ли прийти на помощь своим товарищам? Вкакие игры любит играть и почему? Заботится ли он о своих близких? Чтоинтересует ребенка? Чем увлекается он? Как относится к учению? К сожалению невсе родители могут ответить на эти вопросы. Этот пробел должны родителивосполнить, так как иначе при всем добром желании, при всей своей любви кребенку будет трудно правильно воспитывать.

Беседы с родителями онравственном воспитании первоклассников.
Тема: Труд и игра в жизниребенкаПлан
1.        Нравственноеформирование ребенка в труде и игре.
2.        Организация трудаи игры в семье.
В первомклассе для детей самым важным и главным видом деятельности является учеба. Но вжизни детей этого возраста большое место занимает труд и игра. Учитель приводитпримеры из жизни класса, рассказывает как родители должны приобщать к трудусвоих детей. С поступлением в школу, ребенка надо учить самообслуживанию, а неосвобождать от него. Необходимо требовать от ребенка уборки своей постели,приучать следить за порядком на своем рабочем месте, содержать свои вещи. Втруде даже в простом у ребенка развиваются многие ценные качества, которыебудут очень нужны ему в учебе и в жизни. Это точность и самостоятельность,аккуратность и исполнительность и многое другое. А главное — это сознание своейсилы, чувство удовлетворения, радость труда. А.С. Макаренко писал: «Мы хорошознаем несколько веселее и счастливее живут люди, которые многое могут делать»,а как это важно – уметь трудиться, играть в интересные игры для детей,организовывать игры со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют формированиютоварищеских чувств, гуманных отношений к людям.

ПРИЛОЖЕНИЕ2
ТЕМАТИКА УРОКОВ «ЖИВОЙЭТИКИ»
(1 КЛАСС)№ п/п Тема Количество часов Введение Этика – наука о морали 1 Тема 1 Как я выгляжу 4 Тема 2 Школьный этикет 1 Тема 3 Зачем быть вежливым 1 Тема 4 Сказка о вежливости 4 Тема 5 Добро и зло в сказках 2 Тема 6 Твои поступки и твои родители 1 Тема 7 Обязанности ученика в школе и дома 2 Тема 8 Чем богат человек 1 Тема 9 Ты и твое здоровье 1 Тема 10 Праздничный этикет 1 Тема 11 Наш класс 2 Тема 12 Моя мама — самая лучшая 1 Тема 13 День рождения 2 Тема 14 Учимся общаться 3 Тема 15 Сказка о нашей жизни 2
Рабочая программа
(1 класс)Введение. Этика – наука оморали
Дать понятие «этика»,соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека.этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить справилами этикета и золотыми правилами этики.
Тема 1. Как я выгляжу
Дать понятие «внешнийвид»(одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человекавнешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам иумение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведениямальчиков и девочек.
Тема 2. Школьный этикет
Понятие «этикет» и «правилаповедения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока.Сюжетно-ролевая игра «Я — на уроке».
Тема 3. Зачем быть вежливым
Понятия «вежливость»,«привычка», «хорошее поведение», «поступок», 2добрый поступок», «плохойпоступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимаяпривычка человека.
Тема 4. Сказка о вежливости
Понятия «сказка»,«вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутричеловека».
Тема 5. Добро и зло в сказках
Объяснить понятие «добро –хорошо», «зло – плохо». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому чтоэтой победе помогает природа, звери, люди.
Тема 6. Твори поступки и твоиродители
Объяснить понятия «родители»,«уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки,проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Тема 7. Обязанности ученика вшколе и дома
Понятие «обязанность».Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей.Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 8. Чем богат человек
Объяснить понятия «богатство»,«характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умениипомогать людям, своей стране.
Тема 9. Ты и твое здоровье
Понятие «здоровье», «режимдня», «Личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. советыдоктора Айболита.
Тема. 10. Праздничный этикет
Дать понятие «праздник»,«праздник в классе», «Эмоции», показать, как эти понятия относятся с пониманиемэмоционального мира человека. рыцарский турнир вежливости.
Тема 11. Наш класс
Дать понятия «класс»,«коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.
Тема 12. Моя мама – самаялучшая
Дать понятие «внимание»,«забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать вниманиена настроение и состояние мамы.
Тема 13. День рождения
Дать понятие «день рождения»,«гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правилаэтикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра«мы на дне рождения».
Тема 14. Учись общаться
Дать понятие «диалог»,«общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правилаэтикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Тема 15. Сказки в нашей жизни
Дать понятие «сказка»,«жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти кет в сказках и отношениямежду людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3Уроки «Живой этики»
Тема:Введение. Этика – наука о морали
Цели:познакомить с понятиями «этикетка»; «этикет» поведения каждого человека. Этикакак правила поведения для всех людей.
Оборудование:
ХОДУРОКА
1.        Организация внимания.
2.        Постановка цели урока.
–           Что такое этика? Сегодня мы постараемся это узнать.
Учительдостает из большого конверта, на котором написано «секрет», различные этикеткии приклеивает их к доске.
–           Что это?
–           Правильно – этикетка! Зачем они нужны? В чем они помогают нам всем? Очем они нам говорят? Зачем же существуют этикетки?
Этикеткамистали пользоваться очень давно торговцы, чтобы каждый человек мог узнать, ктоизготовил этот товар и определил к нему свое отношение. Чем лучше был товар,тем лучше он продавался. И по этикеткам его искали.
Позднеевозникло слово «этикет». В переводе с французского языка это слово обозначает«правило», которое должен обязательно выполнять человек. правило, котороеуказывает, какой у него должен быть внешний вид, поза, жесты, как он должен вестисебя на улице, дома, в гостях и в других местах.
–           Что обозначает слово «этикетка»? (Наклейка.)
–           Что она помогает нам узнать?
–           А что обозначает слово «этикет»? (Мы смотрим на каждого человека ивидим, как он себя ведет. Другими словами, как он выполняет правила этикета.)
–           Что общего у этикета и этикетки? (По внешнему виду мы моем определитьсодержание. Если это этикетка, то содержание товара. Если это этикет, т.е.выполнение правил, то мы увидим ваше отношение к своим друзьям, к родителям, квзрослым и маленьким, а теперь и к школе, — это своеобразная этикетка каждогоиз вас, вашего отношения ко всему вокруг.)
3.        Физкультминутка.
Ветердует нам в лицо.
Закачалосьдеревцо.
Ветероквсе тише, тише…
Деревцовсе выше, выше…
4.        Продолжение изучения материала.
–           Ах, какой ветер поднялся! Сорвал все этикетки, а когда стал стихать –этикетки начали опускаться, опускаться и приклеились совсем не на свои места.Посмотрите, ребята…
Учительдемонстрирует рисунки.
–           На бутылке Кока-Колы теперь написано, что это – уксус. Станет ли теперькто-нибудь пить из этой бутылки?
–           А вот мальчик. Он все время грубит, дерется, обзывается. Захочет ликто-нибудь с ним дружить? С какой «этикеткой» поведения человека не будет иметьхороших друзей?
                   Итак,запомните: ЭТИКЕТ – это правила поведения, которые определяют, как человекдолжен себя вести.
                   Снекоторыми правилами вы уже знакомы, например, когда люди встречаются, ониздороваются, а когда уходят, то обязательно говорят «до свидания». Есть древнеепослание прошлых поколений – Книга жизни – Библия. И в ней есть правило: НЕДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ! Это правило стало золотым правиломэтики.
2.        Обобщение.
А теперьдавайте проверим, как вы усвоили первый урок этики.
(Подведениеитогов, обобщение)
3.        Домашнее задание.
–           Расскажите своим родителям, что такое этика. Какое золотое правило этикивы запомнили? Вспомните, какие еще правила вы знаете.
Нарисуйтев тетрадях разные этикетки, а кто сможет – нарисуйте «этикетку» человека.Тема: Как я выгляжу. Мойвнешний вид
Цели: Познакомить спонятием «внешний вид»; научить обращать внимание на свой внешний вид и следитьза ним; обучить бережному отношению к своим вещам и умению поддерживать порядокна своем рабочем месте.
Оборудование: зеркало,автопортреты художников. ХОД УРОКА
4.        Организациявнимания
5.        Проверкадомашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
–           Что вы узнали напрошлом уроке
В случае затрудненияучитель вывешивает этикетку и спрашивает:
–           Что это? Что онаобозначает?
–           Мы узнали слово«этикет», что оно означает?
–           Что является«этикеткой» каждого человека? (Как он выполняет правила поведения?)
–           А теперьпосмотрим, что вы нарисовали в своих тетрадях. Задание было для всех васодинаковое, а рисунки у вас получились разные. Как вы думаете, почему?
Все люди разные. Каждыйиз вас особенный ребенок. Другого точно такого же во всем мире нет! Посмотритедруг на друга: чем друг от друга вы отличаетесь? (В классе есть мальчики, аесть девочки, ребята отличаются цветом волос, глаз, ростом, одеждой, речью,позой, жестами и т.д.)
–           Цвет волос,глаза, рост, речь, поза, жесты – все это внешний вид. Значит, отличаемся мыдруг от друга внешним видом.
2. Игра.
Вызываемдвух учеников. Один держит в руках «волшебное» зеркало и играет его роль.Первый ученик проговаривает волшебные слова, а второй начинает со слов? «Ты насвете всех милее, всех прекрасней и умнее», если внешний вид первого ученика вполном порядке. Или: «Ты прекрасен спору нет, но…» и далее указывает нанедостатки во внешнем виде. Затем ученики меняются ролями. (Учителю важнообратить внимание детей на то, что «зеркало» должно быть очень вежливым, чтобыне обидеть никого неосторожным словом.)
Послепроведения игры учитель говорит:
–           Каким должен быть ваш внешний вид? (Это аккуратная прическа, чистое лицои руки, опрятная одежда и пр.)
Вытеперь не просто дети, вы теперь ученики, а значит, ваш внешний вид – это иваше отношение к вещам, учебникам, к рабочему месту. Ну-ка проверьте, все ли увас в порядке?
6.        Обобщение.
–           Чем люди отличаются друг от друга?
–           Каким должен быть внешний вид человека, чтобы с ним было приятнообщаться?
–           Как вы должны относиться к своим вещам? К своему рабочему месту?
–           Какие правила ухода за собой вы знаете?
7.        Домашнее задание.
Учительвыставляет несколько автопортретов художников.
–           Что вы видите? (Это портреты.) Это не просто портреты – этоавтопортреты. Это значит, художник рисовал сам себя. Как мог нарисовать себяхудожник? (Он смотрел на себя в зеркало.)
–           Нарисуйте свой автопортрет в рабочей тетради представляя, что высмотрите на себя в наше волшебное зеркало.
Тема:Школьный этикет
Цели:повторить и обобщить правила поведения в школе; в сюжетно ролевых играхзакрепить полученные знания.
ХОДУРОКА
1.        Организация внимания
2.        Проверка домашнего задания
Фронтальныйопрос.
–           Чем мальчики отличаются от девочек? Какими должны быть девочки, чтобы ихне путали с мальчиками? А какими должны быть мальчики?
Давайтепослушаем, какие рассказы о себе вы подготовили вы попросили, и посмотрим,какие портреты нарисовали.
3.        Сообщение темы урока.
–           Вы теперь не просто мальчики и девочки. Вы теперь – учении. А значит иправила поведения в школе знать вы непременно должны.
Сегодняна уроке мы будем играть. А помогут нам в игре ваши знания школьного этикета.
–           Вспомните, что такое этикет? (Правила поведения.)
–           А что такое школьный этикет? (Правила поведения в школе.)
Начнем ссамого начала…
Приходитученик в школу и говорит всем:
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Чтоособенного мы друг другу сказали?
Простое«здравствуйте», больше
Ведь мыничего не сказали!
Отчегоже на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчегоже на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчегоже на капельку радостей прибавилось в мире?
4.        Сюжетно-ролевые игры.
Классделится на группы. Каждой группе предлагается подготовить сценку и показать ееодноклассникам. В каждой группе есть ученик, исполняющий роль «волшебногозеркала».
·          «Как поздороваться с одноклассниками?»
Троеучеников делают вид, что готовятся к уроку. В класс заходит четвертый ученик иговорит:
–           Привет, ребята! Рад вас видеть!
–           Здравствуй, Рома!
–           Привет, Иванов!
–           Привет, Рома!
Вопросы:
–           Как вы думаете, все ли ребята правильно себя повели?
–           Кто ошибся? Почему ты так думаешь? Как исправить ситуацию?
— Чтопокажет нам «волшебное зеркало?
·          «Как поздороваться со своей учительницей?»
троеучеников по очереди заходят в класс. За учительским столом сидит учительница ичто-то пишет. Первый ученик заходит в класс и говорит:
–           Здравствуйте, Мария Ивановна!
–           Здравствуй, Миша.
Второйученик, забегая в класс, весело кричит:
–           Салют всем!!!
Третий ученик,молча, проходит на свое место.
Вот какиногда бывает. Кто из этих троих героев сценки знаком со школьным этикетом? Апосле обсуждения волшебное зеркало показывает, как должны были себя повестиребята согласно школьному этикету.
·          «Как поздороваться с незнакомой учительницей?»
Одинученик изображает учительницу. Трое других – учеников. Первый, проходя мимоучительницы, говорит:
–           Здравствуйте, тетя.
Второй –проходит мимо, отворачивается, делает вид, что не замечает учителя.
Третийговорит:
–           Здравствуйте!
Кто изгероев этой сценки был вежлив? А кто заметил ошибки в поведении. Послеобсуждения «волшебное зеркало» показывает, как исправить ошибки.
Звенитзвонок, начинается урок…
–           Как ученики должны приветствовать учителя? (Дети демонстрируют.)
–           Учитель проверяет, как ребята выучили стихотворение, а вам очень хочетсярассказать его. Как показать учителю, что ты хочешь ответить? (Все учащиесяпоказывают.)
Выясняем,кто из ребят был прав, а кто нет.
5.        Правила поведения на перемене. Разучивание игр.
Но вотзвенит звонок на перемену.
Перемена,перемена,
Лезет1-й «А» на стену,
Ну а 1-й«Б» и «В» —
Всестоят на голове!
–           Похоже ли это поведение на переменах из стихотворения на нашу перемену вшколе? А как надо себя вести на перемене? (Дети отвечают.)
–           А может, надо стоять тихонечко у стенки? Но ведь очень скучно.
–           Что же делать? (Играть.)
–           А как вы думаете, надо ли соблюдать правила игры? Зачем? А когдазнакомятся с правилами – в самом начале или в процессе игры?
Теперьразучим правила игры, в которую можно будет поиграть на перемене. Называетсяона «Паук и мухи». Выбирается паук. Он сидит в своем логове и ждет сигнала. Вэто время дети изображают мух и разбегаются по всему залу. По сигналу: «Паук!»дети замирают, а того, кто пошевелится, паук уводит к себе. Дети снова бегают озалу, изображая мух, а паук ждет в своем логове сигнала. После того, как паукпоймает трех мух, паука меняют.
Всемпонятны правила? Давайте поиграем!
6.Домашнее задание.
Подумайте,в какие еще игры можно поиграть на перемене. Правила этой игры расскажитеребятам.
Тема:Зачем быть вежливым
Цели:Показать детям, что вежливость – самая необходимая привычка человека; вежливыелюди всем приятны в общении.
ХОДУРОКА
1.        Организация внимания.
2.        Актуализация ранее изученного. Постановка цели урока.
1.        Фронтальный опрос.
2.        Вспомнить вежливые слова.
3.        Объяснить, что означает слово «вежливость».
4.        Знакомство со сказкой «Азбука вежливости».
–           Что такое этикет? Что такое этикетка? Что является этикеткой у каждогочеловека? (Поведение.)
–           А с какими правилами этикета (поведения) мы познакомились с вами в 1-йчетверти?
–           Какие вежливые слова вы знаете?
Проводитсяконкурс на знание вежливых слов. Дети называют вежливые слова. За одно слово –одна фишка. У кого окажется больше фишек, тот и победитель.
–           Какое вежливое слово мы произносим, когда встречаемся? (Здравствуйте.)
–           Почему вежливые слова называются волшебными? (Приносят радость, помогаютобщаться.)
–           Как назвать человека, который со всеми общается по-доброму и стараетсяприносить радость другим? (Вежливый человек.)
Вежливость– это черта характера. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Азбука вежливости».
Зачистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, засахарной горой есть город… Ах, если б ты, дружок, по моему хотению, по твоему велениювдруг очутился в нем! Ты даже рот открыл бы от удивления. Дома тут сложены изшоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А наостроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
Всехчудес в Сказочном Городе не перечесть.
Во-первых,тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате заразноцветными оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она сшоколадной медалью закончила Академию Всех Волшебных Наук. Зовут ее – феяЗдрасьте.
Во-вторых,в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Почтальон. Шутник ихохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг тоженачинают хохотать! Его зовут Веселый Почтальон.
Есть вгороде и Продавщица летающих зонтов.
Есть тутСапожник, который шьет семимильные башмаки.
Естьбулочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам врот.
Каждыйжитель Сказочного Города хоть чем-нибудь да удивит тебя, дружок… Конечно, еслиты (по твоему хотению, по моем велению) однажды попадешь вдруг в сказку.
И думаю,что в этом случае прежде всего они тебе расскажут про чудесный замечательныйфонтан, который находится за главной городской площадью. Чуть-чуть левее парка…
Голубые,серебряные, золотые струи фонтана взлетают почти до неба, почти до синих, алыхоблаков. И падают на землю, рассыпаясь на корок-сороков волшебных брызг. И есликто-нибудь умоется этой чудесной водой и выпьет три глотка ее, тогда любоедоброе желание исполнится…
Жить-поживатьв этом городе – одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы. Никто изних никогда не болеет, потому что сказочные горожане живут по строгому режиму.
По утрамони, конечно делают зарядку. Обливаются холодной водой. Моют руки перед едой.Вовремя гуляют и ложатся спать.
Дажесобаки стесняются здесь громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобыпоздороваться.
Воробьине смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а мирно тихо решают своиптичьи проблем…
Афлюгерные петушки на пряничных башнях каждое утро будят горожан веселым криком:
–           Ку-уука-ре-кууу! Вставайте! С Добрым утром!
Этосамый-самый вежливый город из всех сказочных городов на белом свете.
–           Какие герои живут в Сказочном Городе?
–           А что волшебного в этом городе?
–           Какие были дома, крыши? Какой был фонтан? В чем его волшебство? Но такбыло не всегда…
Нашаистория начинается гораздо раньше. В те времена, когда город называлсяОбыкновенным Городом. Жили в нем обыкновенный Почтальон, обыкновенный Постовой,обыкновенная Продавщица вовсе даже не летающих зонтов… И другие обыкновенныежители. Были они не очень-то хорошо воспитанными и вежливыми людьми. И поживалитак до поры, пока Алеша Иванов однажды не поссорился вдруг с феей… Этот Алешабыл сказочно невежливым мальчишкой. Честно говоря, дружок, мне не хотелось,чтобы ты хоть чуточку был на него похожим. Были у Алеши мама, папа, две бабушкии тетя Липа. Они его очень любили. Потому Алеша ложился спать, когда емухотелось. Спал до полудня. Просыпался… Зевал, широко разинув рот. И тетя Липатотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное.Алешин папа в это время играл на дудке, чтобы развеселить ребенка. А мамабежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок. У этого мальчишкибыло много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, чтоАлеша бросал их из окошка на прохожих. Алешин папа играл при этом на губнойгармошке. Бабушки били в барабан. А мама хлопала в ладоши, чтобы развеселитьребенка.
Алешепостоянно было скучно, поэтому от скуки он дергал за косы девочек, обижалмалышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.
Дажемама, папа, бабушка и тетя Липа не могли развеселить этого ребенка. И вотоднажды они решили повести Алешу в зоопарк. В зоопарке всегда очень весело ишумно! Верблюд катает тут ребята по узеньким дорожкам, обезьяна нанизывает себена хвост очки, а черепаха угощает детей и взрослых чаем из самовара, которойстоит у нее на спине. Так было в зоопарке до тех пор, пока не появился Алеша.Он плюнул в верблюда, дернул за хвост рыжую обезьяну, и бросил камень вчерепаху так, что самовар упал у нее со спины.
–           Нравится ли вам Алеша? Если не нравится, то почему?
–           Какие невежливые поступки он совершил?
Ай-ай! –сказали звери и покачали головами.
Фея,которая беседовала о чем-то с мудрым львом, прервала свою беседу и тожепокачала головой. И мудрый лев зарычал.
Если тыи дальше будешь таким невежливым и злым, — сказала фея, — однажды тыпревратишься в дракона.
Тутмама, папа, две бабушки и тетя Липа Ивановы побежали к фее и сказали:
Несмейте нервировать ребенка! Если вы и в самом деле фея, то сделайте по нашемухотению – по вашему велению его воспитанным и вежливым!
Обыкновеннаяфея не умела, не могла совершить такое сказочное превращение. Она тотчас решилаотправиться в Академию Всех Волшебных Наук, чтобы пополнить свое волшебноеобразование. там она проучилась три года, три месяца и три дня. Она отличноосвоила все-все волшебные науки, и за это ей вручили большую шоколадную медаль.Повесив медаль на грудь, фея отправилась на почту и послала в Обыкновенный Городтелеграмму: «Встречайте. Вылетаю. Ваша фея».
Всежители очень обрадовались, когда Почтальон прочитал им эту телеграмму. Ведь запоследние три года, три месяца и три дня в Обыкновенном Городе не случилось ниодного даже самого крохотного чуда! А без чудес жить-поживать на белом светеочень скучно. Когда фея возвратилась в город, маленькие и большие и жителипочти что хором закричали:
–           Фея, здрасьте! (С тех самых по реё так и зовут.)
Я радавидеть вас! – пропела фея. – И более того, я готова исполнить все ваши желания!Тут мальчики и девочки (которые были еще не очень воспитаны) воскликнули:
–           Хотим! Хотим, чтобы наш город стал Сказочным! И пусть дома в нем будутшоколадными! А крыши – леденцовыми! А ставни пусть из кренделей! А башни –пряничные! – крикнул самый маленький малыш.
Пожалуйста!– пропела фея.
Мальчишкии девчонки от радости захлопали в ладоши, но никто из них не догадался сказать«спасибо». (Ведь они были пока еще не очень вежливые дети.)
Поэтомуих мамы, папы, бабушки, дедушки и тетеньки ужасно покраснели. И попросили почтичто хором:
–           По нашему хотению – по твоему велению, фея, сделай наших детейвоспитанными и вежливыми.
Пожалуйста!– пропела фея.
И всказочном Городе забил фонтан. Маленькие и большие, и прочие остальные – все,на кого упала-пролилась волшебная вода фонтана, тотчас же сделались сказочновоспитанными и вежливыми людьми. Они улыбнулись друг другу.
–           Здравствуйте! Добрый день! Мы очень рады видеть вас…
–           Будьте так любезны…
–           Пожалуйста, садитесь!
–           Проходите!
ФеяЗдрасьте от радости захлопала в ладоши.
Сказочноприятно жить в таком городе, среди таких вежливых и воспитанных детей ивзрослых! Пусть этот день для каждого из вас станет днем исполнения желаний!Говорите! Я слушаю…
Спасибо!– сказали вежливые девочки и мальчики.
Пожалуйста!– вежливо попросила Юлика-Юла. – Пусть мой отец – обыкновенный Почтальон –превратится в самого веселого Почтальона на белом свете.
А наш… — попросили семь сыновей Сапожника – пусть шьет семимильные сказочные башмаки.Пожалуйста!
Пустьмой дедушка выпекает чудесные прыг-скок-булочки, которые сами прыгают в рот,попросил самый маленький малыш. Пожалуйста!
А нашамама пусть продает всем сказочные летающие зонты! – Попросили девочки-близнецы.
Пожалуйста!
И пусть…- сказали остальные дети. – Пусть каждый день в Сказочном Городе будетисполняться чье-нибудь желание. Пожалуйста!
Так всеи стало.
–           Нравятся ли тебе жители Сказочного Города? Почему?
–           Почему жители Сказочного Города стали вдруг вежливыми и воспитанными?
–           От кого зависит, станем мы вежливыми, или нет? (от нас самих. От нашегожелания стать вежливыми и воспитанным.)
3.        Домашнее задание.
Вспомнитевежливые слова. Нарисуйте в тетрадях Сказочный Город и его жителей.