Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 КОМПОНЕНТЫПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЬ
1.2 ХАРАКТЕР
1.3СПОСОБНОСТИ
1.4ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ
1.5ЭМОЦИИ
1.6ВОЛЯ
2 САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕКАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1САМОПОЗНАНИЕ КАКВАЖНЕЙШАЯ ПОПЫТКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.2ПЛАНИРОВАНИЕ КАКВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.3МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГОСАМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Познай самогосебя
Надпись нахраме Аполлона в Дельфах
Современная наука приописании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей всебя следующие компоненты:
1. направленность;
2. характер;
3. волевые качества;
4. способности;
5. эмоции;
6. мотивации.
Все эти компоненты,интегрируясь в психическую структуру личности, выражают ее индивидуальность иопределяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различныхситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальнойпсихоматики.
Организм и личностьсоставляют единство: компоненты личности, такие, как темперамент, способности,характер, мотивация объединены системообразующими признаками: направленностью,активностью, саморегуляцией, эмоциональностью[1, с174 — 176].
Целью работы являетсяисследование воспитание способности самоуправления.
Задачами является рассмотрениекомпонентов психологии личности и самосовершенствования.
Для воспитанияспособностей самоуправления важно исследование волевых качеств человека ипоэтому на них остановимся подробнее.
1КОМПОНЕНТЫПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЬ
Направленность –важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человекакак социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции егоповедения.
Направленность личности –это ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены системаее побуждения к жизни и деятельности.
Направленность оказываеторганизующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, напроявление темперамента или на развитие способностей), но и на психическиесостояния (к примеру, преодоление стресса) и всю область протекания психическихпроцессов.
Направленность воплощаетсяв различных формах – ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вовкусах и склонностях и проявляется в разных сферах деятельности человека:профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленностивыражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективныеотношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система еехарактеристик.
Направленность выступаеткак системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Вобщем плане направленность личности в психологии определяется как отношениетого, что личностьполучает и берет от общества, к тому, что она ему отдает[13, с. 346-348] 1.2 ХАРАКТЕР
В психологии границаразделения темперамента и характера достаточно условна. Генотип он определилкак прирожденный тип нервной системы, или темперамент, а фенотип — каккомбинацию врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания, илихарактер.
Характер человекаформируется в процессе его воспитания в результате взаимодействия социальных ибиологических факторов. Его можно считать вектором воспитания и генного набораданного человека.
В своем формировании,развитии и функционировании характер человека тесно связан с его темпераментом,не совпадая с ним. Свойства характера, по сравнению со свойствами темпераментаболее содержательны, конкретны. Характер также связан с личностью человека,хотя личность человека и его характер не одно и тоже.
Характер человекапоказывает не только то, что он делает, но и то, как он это делает. Отхарактера зависит не содержание, а стиль его деятельности. Он представляетстержневое психическое свойство человека, накладывает отпечаток на все егодействия и поступки, определяющие типичные способы его реагирования нажизненные ситуации.
К характеру относятся нелюбые его индивидуальные психологические особенности и свойства, а тольконаиболее выраженные и устойчивые черты, типичные для данного человека исистематически проявляющиеся в его действиях и поступках.
Характер можно определитькак совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности,отражающих все многообразие отношений к себе, людям и труду.
Характер формируется нетолько в процессе воспитания, но и в процессе самовоспитания. Личность можетсознательно корректировать негативные проявления своего характера[5, с.165 — 172].
1.3 СПОСОБНОСТИ
Понятие «способность»помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковыеусловия, достигают разных успехов, почему человек может добиться выдающихсяуспехов в одной области и быть бездарным в другой.
Понятие «способность»содержит несколько смыслов:
1. во – первых, подспособностями понимают индивидуальные психологические особенности, отличающиеодного человека от другого.
2. во – вторых,способностями называют не всякие особенности, а лишь такие, которые имеютотношение к успешности выполнения какой – либо деятельности
3. в – третьих,способности – это не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, которые ужевыработаны у данного человека, но что обеспечивает их быстрое приобретение.
Способность формируетсяна основе задатков, генетически обусловленных.
Развить все способности вравной мере не возможно. Гармонический человек относится к области утопическихмечтаний, он будет гармонически недоразвит. Для человека главное – определитьсвои ведущие способности и реализовать их в профессиональной сфере, ставя передсобой трудные, но выполнимые задачи[14, с. 346 — 349]. 1.4 ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ
Потребности и мотивынастолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компонентыможно только во взаимосвязи.
Начинать анализ нужно спотребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояниеорганизма, выражающую объективную нужду в чем – то, что лежит вне его. По мерестановления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личностилюди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей иособым их сочетанием.
Любая форма поведениячеловека объясняется как внутренними, так и внешними причинами. К внешнимпричинам относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, а к внутренним –мотивы, потребности, цели, желания и т.д., именуемые личностной диспозицией.
Понятие мотива, в отличиеот понятия мотивации, означает то, что принадлежит самому субъекту поведения,является его устойчивым, личностным свойством, изнутри побуждающим его ксовершению определенных действий.
А. Маслоу разработал«иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархическую структуру поведенческихмотивов.
Выделяются следующиефундаментальные потребности:
1. физиологическиепотребности – потребности в пище, сне и т.д.
2. потребность вбезопасности проявляется в том, что человек должен чувствовать себя в безопасности,избавиться от страха;
3. потребность влюбви и принадлежность – человеку свойственно принадлежать к общности,находится рядом с людьми, быть принятым ими.
4. потребность вуважении – человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достиженииуспехов;
5. потребность в самоактуализации– в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией своихпотребностей, развитием собственной личности.
А. Маслоу выявилследующие принципы мотивации человека:
1. Мотивы имеютиерархическую структуру.
2. Чем выше уровеньмотива, тем менее жизненно необходимыми являются данные потребности.
3. С повышениемпотребностей повышается готовность в большей активности.
Высшие потребности имеютследующие признаки:
1. Высшиепотребности более поздние;
2. Чем выше уровеньпотребностей, тем менее она важна для выживания, тем дальше может бытьотодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. жизнь на болеевысоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность,большую ее продолжительность.
4. Удовлетворениевысших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чащеприносит радость, обогащает внутренний мир.
А. Маслоу считал людьмитех, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализации.Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивнойдеятельности – это рост вверх. Личностный, психологический рост он рассматривалкак последовательное удовлетворении более высоких потребностей. Пока доминируютнизшие потребности, движение к самоактуализации не может начаться. Высшиепотребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которогонаправлены на добывания средств к существованию не до высших материй[15, 37-41]. 1.5 ЭМОЦИИ
Эмоциональные процессы,функцией которых выступает внутренняя регуляция деятельности, тесно связаны спотребностью человека и его мотивацией. Эмоциональная реакция возникает лишь нато, что входит в круг потребностей и интересов человека. То, к чему человекотносится безразлично, эмоций не вызывает. Эмоции возникают лишь тогда, когдапроисходит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.
В эмоциональных процессахустанавливается связь между потребностями человека и ходом событий, совершающимисяв соответствии или в разрез с потребностями индивида.
Эмоции – физиологическоесостояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску иохватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубокотравмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.
Эмоции обычно следуют заактуализацией мотива и предшествуют рациональной оценке адекватности емудеятельности человека. Эмоции порождают переживания удовольствия, страха,робости и т.д., которые играют роль ориентирующих сигналов.
Эмоции как компонентпсихологии личности характеризуются тем, что они:
1. во-первых,выражают отношение субъекта к себе и к миру;
2. во-вторых,обладают положительным или отрицательным знаком.
Когда человеку что-тонравиться, то возникает положительная эмоция, если нет – отрицательная. Есливсе безразлично, то становится скучно, скука приводит к раздражению, а это ужеэмоции.
Положительные эмоцииоказывают благотворительное влияние на жизненный тонус человека.
Отрицательные эмоции тоженеобходимы, но в небольшой дозе. Они играют роль стимуляторов, заставляя искатьновые решения, подходы, методы.
Роль нейтральныхраздражителей такая же, как балластных веществ в питании: на их фоне возникаютположительные и отрицательные эмоции[2, с. 51 — 64].
На основе этих данныхделается выводы, значимые для общения:
· человек, вступающийв общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получитьсоответствующую положительную эмоцию. Любое грубое и резкое обращение снижаетего работоспособность;
· если же впроцессе общения человек не сдержался и обругал своего партнера, то для тогочтобы восстановить его работоспособность его нужно похвалить 7 раз[3, с 235].
Эмоции имеют отчетливовыраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношениек складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и к своимпроявлениям в них. Кроме того эмоции способны предвосхищать ситуации и события,которые реально еще не наступили. Важнейшая особенность эмоций состоит в их способностик обобщению ситуации.
Аффектами в современнойпсихологии называют сильные и относительно кратковременные эмоциональныепереживания. Аффект представляет собой стремительно и бурно развивающийсяэмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненнуюсознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты попреимуществу связанны с шоками.
В психологии выделяюттакой вид эмоций как чувства – переживаемые в различной форме внутреннее отношениечеловека к тому, что происходит в его жизни, что он понимает и делает. Чувстваболее устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий врезультате обобщения эмоций, при котором они связываются с представлением илиидеей о некотором объекте – конкретном или отвлеченном. 1.6 ВОЛЯ
В процессежизнедеятельности человеку приходиться преодолевать разнообразные препятствия,для чего ему необходимо напрягать свои физические и умственные силы,предпринимать волевые усилия.
Воля – это сознательноерегулирование личности своих действий, поступков, проявляющиеся в умениипреодолевать трудности в достижении цели[6, с 203-205].
Препятствия и трудности,которые необходимо преодолевать человеку, бывают двух видов: внешние ивнутренние.
Внешние препятствия носятобъективный характер и связаны с противодействием других людей, различнымиобстоятельствами, изменением трудовой деятельности.
Внутренние препятствиявыражаются в упорном нежелании делать то, что необходимости, в лени,инертности, подавленном эмоциональном состоянии, страхе перед определеннымидействиями и т.д.
Воля есть не толькосознательное направление умственных и физических усилий, но и сознательноесдерживание активности, уклонения от действий.
Волевые действияподразделяют на простые и сложные.
Простые волевые действиявключают два звена: постановку цели и ее исполнение. Структура сложноговолевого действия включает три звена: осознание и постановку целей, планированиедействий по достижению целей, исполнение действий. Очевидно, что наибольших волевыхусилий требует исполнение планируемых действий.
Воля проявляется в такихволевых свойствах личности, как целеустремленность, самостоятельность,решительность, настойчивость, выдержка, самообладание и т.п. Каждому из этихсвойств противостоит противоположная черта характера, в которых выраженобезволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение другой воле[12, с.530-535].
Важнейшим волевымсвойством личности выступает целеустремленность как способность человекаосуществлять свои жизненные цели.
Самостоятельностьпроявляется в способности совершать действия и принимать решения на основесвоих внутренних мотиваций, своих знаний, умений и навыков. Несамостоятельныйчеловек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственностина него за выполняемые действия.
Решительность выражаетсяв умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворятьего в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью ибыстротой, смелостью, уверенность в своих поступках. Противоположной чертойрешительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью,постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и в использованиивыбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинаетвновь сомневаться, выжидать, как поступят другие.
Выдержка и самообладаниеесть умение владеть собой, своими действиями и внешними проявлениями эмоций,постоянно их контролировать, даже при неудачах. Противоположностью выдержкиявляется неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием воспитание исамовоспитания.
Настойчивость выражаетсяв умении человека достигать поставленной цели, преодолевая трудности на пути ких достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а принеудачах действует с двойной энергией. Человек, лишенный настойчивости припервой неудаче отступает от принятого решения.
Дисциплинированностьозначает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам итребованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах, как в поведении,так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности
Мужество и смелостьпроявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасностина пути к достижению цели, в стремлении отстаивать вою жизненную позицию.Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемое обычнымстрахом.
Воля как способностьчеловека к самодетерменации и саморегуляции делает его свободным от внешнихобстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым кпростой арифметике действующих мотивов.
Воля являетсяпсихологической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизничеловека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательностьчеловеческой жизни и деятельности.
Воля представляет собой,безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации,эмоций и внимания[4, с.203].
Формированиеперечисленных волевых свойств личности определяется главным образомцеленаправленным воспитанием, при котором воспитание воли должно быть неразлучноот воспитания чувств[11, с.203- 206].
Способность к совершениюволевых действий формируется по мере формирования личности и воплощается вустойчивые личностные качества: самостоятельность, организованность,дисциплинированность и др. Безвольная личность характеризуетсянерешительностью, внушаемостью, упрямством. Упрямство часто путают с истиннымпроявлением воли[4, с 206].
2САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕКАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 САМОПОЗНАНИЕКАК ВАЖНЕЙШАЯ ПОПЫТКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Любой человек, прежде чемприступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составлениясвоего рода физических и психологических качеств, своих возможностей иограничений, или, как говорят психологи, с самоанализа и самопознания.
Самопознание – это оценкачеловеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудностьэтой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свойвнутренний мир как бы со стороны, соединить субъект и объект наблюдения.Поэтому результаты самоанализа оказываются не совсем точными.
Что же нужно делать,чтобы получить более или менее объективные результаты анализа своих собственныхпсихических и физических качеств? Для этого используют некоторые рекомендуемыенаукой приемы:
Например – беспристрастная,по возможности, оценка накопленного профессионального и жизненного опыта,которая так или иначе даст ответ на вопрос о наших сильных качествах, таких,как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление кповышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях:недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чембогаче ваш жизненный опыт, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобыдать самому себе правдивую оценку. По мнению И. В. Гете, «человек знает самогосебя лишь постольку, поскольку он знает мир».
Рекомендуются и другиеметоды самопознания, в том числе: тестирование, треннинги, деловые игры. Спомощью этих приемов, получаемых все большее распространение в качестве методовобучения, контроля и самопознания, можно добиться более или менее объективныхрезультатов.
Но и эти методы, каксчитают психологи, все же не являются полностью надежными. Поэтому важен такжеи учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнениетех, кто знает нас уже много лет: родственников, друзей товарищей по работе.
И наконец, результатысамопознания будут более надежны, если будут постоянно проверяться,дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой,познавательной и общественной деятельности человека. «Как можно познать самогосебя? – спрашивал Гете и отвечал: — Благодаря созерцанию это вообще невозможно,оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг и тогда тыузнаешь, что в тебе заключено».
Смысл всей работычеловека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найтинаилучшее соответствие между способностями и талантами, которыми обладаеткаждый человек, и теми реальными условиями их развития и совершенствования,которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьманапряженная, многотрудная, порою даже трагическая[10, с. 302 — 310].
2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГОСАМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
На основе результатоввсесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина нашихотрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и можетбыть положен в основу плана самосовершенствования.
Четкое планирование – ещеодна важная предпосылка успешного самосовершенствования.
Планирование представляетсобой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы и других формдеятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одногодня и до всей жизни человека.
Основной цельюпланирования является обеспечение рационального использования личного времени.Установлено, что увеличение времени, затраченного на сам процесс планирования,приводит в итоге к экономии времени в целом.
Как показывает опыт,альтернативой планирования может быть только беспорядок, хаос, неразбериха какв общественной, так и в личной жизни.
Планирование включает дваосновных этапа:
1. Составлениеплана. Это вид работы, который, так или иначе, присутствует в любойчеловеческой деятельности, в том числе и в деятельности посамосовершенствованию. Это целый набор действий и операций, среди которыхособое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные видыпланируемых дел, консультации с людьми, имеющими значительный опытпланирования, разработка самого плана.
Планирование личноготруда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя рядподсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их среднесрочные икраткосрочные планы.
Планирование начинается ссоставления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и дажевсю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного годадо одного месяца, намечаются как правило мероприятия, проводимые регулярно вкаждом году или каждом месяце. Краткосрочные планы – это планы насегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все виды личныхпланов, конечно, должны соответствовать друг другу. Важно также оставлятьрезерв времени; при этом рекомендуется соблюдать правило: 60: 40, т.е. планомможет быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести какрезультат для возникновения неожиданных дел.
2. Реализацияпринятого плана. Ее успех, как установлено исследованиями, во многом зависит от уменияклассифицировать поставленные задачи по степени их важности, т.е. учитывать,что не все дела одинаково важны.
Необходимо такжеежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определять перечень задачи действий.
Важно постоянно помнить,что главная цель планирования – конкретный результат. Поэтому должен вестисьпостоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и покачеству[8, с. 348-350].
2.3 МЕТОДЫПСИХОФИЗИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В современных условияхпостоянными спутниками нашей жизни стали перегрузки, физическое и психическоеперенапряжение. В обыденной речи их часто называют стрессами.
Стресс – это особый ответорганизма на любое предъявляемое ему требование, напряжение организма, направленноена преодолевание различных трудностей и приспособление к возникшим требованиям[4,с.202].
С тех пор это явлениестало предметом тщательных научных исследований, особенно со стороныпсихологов, педагогов и медиков. В результате к настоящему времени широкоутвердилось мнение, что человеческий организм может работать в двух основныхрежимах:
· В режиме стресса,т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения, даже перенапряжения своихсил, психологических и физических;
· В режиме обычном,т.е. спокойном, не требующим напряжения, а тем более перенапряжения.
Естественно следующимвопросом, возникшим после уяснения сущности стресса, стал вопрос о егопричинах, источниках, стрессогенных факторах.
В поисках ответа на этотвопрос ученые установили следующее:
· Появление стрессане зависит от работы учебы в пределах нормы, от отдыха без излишеств, также каки от таких факторов как погода или возраст;
· Стресс зависитисключительно от перегрузок, перенапряжения, причем они могут быть разовыми, ноострыми, вызываемые такими стрессогенными причинами, как, например, смертьблизкого человека, распад семьи и т.д., могут быть не столь острыми, нохроническими, следующими друг за другом в виде, например, недостатка какой-либоважной информации, тревоги и т.п.
Возникновение стрессовойситуации воздействует на человеческий организм на нескольких уровнях. Напсихологическом уровне стрессовая ситуация проявляется как чувствобеспокойства, тревоги; на физиологическом уровне — в повышении кровеносногодавления, учащении пульса; на физико-химическом уровне – в усиленной выработкеадреналина.
Стрессовое состояниеначинается не сразу, оно имеет свою динамику, этапы развития:
· Начальный этапсвязан с психологическими проявлениями в виде чувства беспокойства, напряжения,вызванного, например, ожиданием важного события, его затягивания;
· На следующемэтапе происходит уже комплексная перестройка организма, мобилизация всех егосил. Это основная фаза сопротивления организма стрессогенным факторам;
· И наконец, вслучае затягивания стрессовой ситуации происходит истощение сил организма, егозаболевания. Этот этап наступает тогда, когда ресурсов организма не хватило дляего перестройки. Это как раз и есть деструктивный стресс или дистресс, которыйимеет для человека особо тяжкие последствия.
Отсюда ясно, наскольковажно для любого человека, особенно ориентирующегося на самосовершенствование,грамотно использовать методы самозащиты от деструктивного стресса.
Для успеха этого деланеобходимо, прежде всего, учесть некоторые исходные требования к процессырегулирования стрессовых ситуаций:
· Нельзярассчитывать на возможность привыкания к стрессогенным факторам.
· Не следуетрассчитывать и на то, что удастся полностью устранить стрессы из жизни,поскольку они – ее неразлучные спутники.
· Поэтомупротиводействие стрессам должно иметь своей целью не абсолютное их устранение,а лишь ослабление, насколько это возможно, их деструктивных последствий.
С учетом этих исходныхправил и следует противостоять стрессу используя разнообразные методы в соответствиис его структурой:
· На физическомуровне – это такие элементарные приемы, как ежедневные прогулки на свежемвоздухе, занятие любимым делом, разумное ограничение деловых встреч и поездок.
· На эмоциональномуровне повышение стрессоустойчивости способствует посещение театров, концертов.Кроме того, при столкновении со стрессовой ситуацией полезно переключатьвнимание на эмоционально более приятную для вас тему.
· Наинтеллектуальном уровне, планируя свое самообразование, работу, жизнь, следуетставить перед собой такие задачи, чтобы не надорваться при их достижении.
· Нужно учитьсяпостоянно поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус. Кромеуказанных способов с этой целью целесообразна использовать различные системыпсихофизического саморегулирования (СПС).
Современные СПС исходятиз утвердившегося в психологии представления, что психические и физическиеначала в организме человека находятся в нерасторжимом единстве. Исходя из этого,психологи и предлагают комплексы самоуправления организмом на основеиспользования особого набора упражнений для оздоровления нервной системыорганизма, души и тела, повышения жизненного тонуса.
Эти комплексы упражненийдостаточно просты и представляют собой систему команд, которые человек отдаетсам себе.
Вместе с тем следуетпомнить, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому наилучшийспособ борьбы с тяжелыми последствиями стресса – его профилактика,заблаговременное предупреждение. Для этого следует придерживаться не стрессовогостиля жизни.
Его основныехарактеристики состоят в следующем:
· Заблаговременноеосвоение указанных методов преодоления деструктивного стресса и их комплексноеиспользование в случае его возникновения;
· Возможно болееполное распознавание своих способностей и возможностей и постановка на этойоснове посильных, реальных жизненных задач;
· Признаниеневозможности достижения во всем совершенства и допущение возможности как удач,так и неудач, ошибок, умение в сложных обстоятельствах не терять чувства юмора;
· Стремление участвоватьв работе, которая интересна, достойно оплачивается и приносит чувствоудовлетворения;
· Дозирование своейдеятельности, работы, учебы таким образом, чтобы периоды большой нагрузки идаже некоторого перенапряжения чередовались с периодами передышки, отдыха;
· Постоянноевнимание к своей физической форме, регулярное и разнообразное питание,исключение злоупотребления курением, алкоголем, а лучше всего – полный отказ отних.
· Стремление найтитаких друзей, которые оказывают на вас позитивное воздействие, и избегать такихсвязей, которые наоборот ведут к депрессии.
· Умение радоватьсяжизни, несмотря на ее суровость, находить наслаждение даже в тех небольшихподарках, которые она нам иногда преподносит.
Конечно, важно не толькознать, что делать, чтобы не стать жертвой стресса, но не менее важно яснопредставлять и то, что не нужно делать, видеть те опасности и угрозы,совокупность которых характеризуется как стрессовый образ жизни. Подобный образжизни складывается, если человек:
· Участвует в скучной,неинтересной, раздражающей работе.
· Испытываетпостоянную нехватку времени.
· Находится всостоянии постоянного беспокойства по поводу приближающихся неприятных событий.
· Приобрел пагубныедля здоровья привычки: постоянное переедание, злоупотребление алкоголем ималоподвижный образ жизни.
· Поглощен толькоодним видом деятельности, превратился в трудоголика, интересуется толькоденьгами, ведет одинокий, замкнутый образ жизни.
· Смотрит на жизньмрачно, видит в ней только трудности, испытания и страдания, постоянносерьезен, неулыбчив, лишен чувства юмора.
· Оказавшись встрессовой ситуации ведет себя пассивно, молча переносит связанные со стрессомстрадания, как неизбежные и непреодолимые.
Подобный стиль жизничреват непредсказуемыми последствиями
[9, с 284 — 230].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условияхпостоянными спутниками нашей жизни стали перегрузки, физическое и психическоеперенапряжение. В обыденной речи их часто называют стрессами. И поэтому оченьважно правильно спланировать свое личное время[7, с 50].
Важно постоянно помнить,что главная цель планирования – конкретный результат. Поэтому должен вестисьпостоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и покачеству.
Основной цельюпланирования является обеспечение рационального использования личного времени.Установлено, что увеличение времени, затраченного на сам процесс планирования,приводит в итоге к экономии времени в целом.
Так же необходимопомнить, что организм и личность составляют единство: компоненты личности,такие, как темперамент, способности, характер, мотивация объединенысистемообразующими признаками: направленностью, активностью, саморегуляцией,эмоциональностью. И для своей самоорганизации необходимо следить за своейфизической формой.
Давно и хорошо известно,что дорогу осилит только идущий, что в жизни нужно быть максимально активным,следуя той морали, которая вытекает из известной притчи о разной судьбе о двухлягушках, попавших в банку со сметаной.
Каждый человек долженстремиться, если не к полному совершенству, то хотя бы к совершенству вопределенной области. Ведь человек не даром зовется венцом творения природы. Ондолжен быть королем, постоянно развиваться и самоорганизовываться.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в общую психологию: учеб.Пособие /Колесов Д.В.; Московский психолого-социальный институт. – М. –Воронеж: МОДЕК, 2002. – 736с.
2. Две модели связей положительных иотрицательных эмоций/ А.А. Горбатков// Вопросы психологии – 2004. — № 3, с. 51– 64.
3. Литвак М.Е. Командовать илиподчиняться. Психология управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 350с.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 484с.
5. Общая психология/ Пер. с грузинскогоЕ.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. –413с.: ил.
6. Общая психология: учеб пособие длявузов/ Першина Л.А. – М.: Академический проект, 2004 – 448с.
7. Основы психологии: учеб. Пособие/Скибицкий Э.Г., Мордвинова Е.Л.; СГУПС, Сиб. Ин-т фнансов. И банков. Дела. –Новосибирск: СГУПС, 2003. – 116с.
8. Психология и педагогика: Учеб. Пособие/Под. Ред. Островского Э.В. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 384с.
9. Психология и педагогика: Учеб.Пособие для технических вузов/ Кроль В. М. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 2004- 326с.
10. Психология и педагогика: Учебник длявузов по направлению 653500 «Строительство»/ Милорадова Н.Г… – М.: Гардарики,2005. – 335с.
11. Психология: Учебник для вузов понаправлению и специальности психология/ Тихомиров О.К.; под ред О.В.Гордеевой. – Н.: Высшее образование, 2006. – 539с.
12. Психология: Учебник/ В.М. Аллахвердови др.; ответ. Ред. А.А. Крылов. – 2-е изд. Перераб и доп. – М.: Проспект –2005. – 743с.
13. Психология: Учебник для вузов по педагогической. специальности Ф.Г. Асадуллина, под.ред Б.А. Сосновского; МПГУ. – М.: Юрайт,2005. -661с.
14. Психология для студентов вузов: Учеб.Пособие. Для вузов/ И.Г. Антипова; под общей редакцией Е.Н. Рогова. – М. –Ростов н/Д: МарТ, м 2004. – 558с.
15. Что такое НЛП / С. Пухир// Экология ижизнь. — 2006 — № 3, с.37 – 41.