Воспитание учащихся с нарушением интеллекта

–PAGE_BREAK–

История Оте­чества

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

5

1

 

 

 

 

Обще­ствознание

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

2

Этика и психология семей­ной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

Искус­ство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобра­зитель­ное ис­кусство

2

1

1

1

1

1

1

1

 

 

5

4

 

 

 

 

Музыка и пе­ние

2

1

1

1

1

1

1

1

1

 

6

4

 

 

 

 

Физ­культу­ра

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

4

2

2

2

4

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудо­вая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудо­вое обуче­ние

2

2

2

2

4

 

 

 

 

 

10

2

 

 

 

 

Профес­сионально -тру­довое обуче­ние

 

 

 

 

 

6

8

10

12

14

 

50

 

 

 

 

Произ­водст­венное обуче­ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

24

26

 

Трудо­вая практи­ка (в днях) 

 

 

 

 

 

10

10

10

20

20

 

 

30

30

30

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционная подго­товка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) коррекционныекурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разви­тие устной речи на основе изуче­ния предме­тов и явлений окружа­ющей дей­ствительности

 

1

1

 

2

2

 

 

 

 

 

2

4

 

 

 

 

соци­ально-бытовая ориен­тировка (ОСБ)

 

 

 

 

 

1

2

2

2

2

5

4

1

1

 

1

ритмика

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

3

2

 

 

 

 

б) обя­затель­ные ин­дивиду­альные и груп­повые коррекционные занятия 

2

2

2

 

2

2

1

1

1

 

 

 

13

 

 

 

 

Школь­ный компо­нент(обязательные заня­тия) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

3

 

Итого: обяза­тельная нагруз­ка уча­щегося

20

24

25

27

28

29

33

35

36

36

115

178

36

36

36

12

Факуль­татив­ные за­нятия

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

10

2

2

2

 

Всего: макси­мальная нагрузка на учащегося

20

24

25

 

27

28

31

35

37

38

38

115

188

38

38

38

12

На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык.

Трудовая практика (в днях) проводится в летний период или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15 — 25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Логопедические

занятия

4

4

4

4

3

3

2

2

 

 

 

26

 

 

 

 

ЛФК

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

 

2

2

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.

Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

 
·     Методы обучения

В настоящее время в педагогике распространена классификация, которая подразделяет все методы обучения на три группы: словесные, наглядные и практические. Основой такого подразделения является характер познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний (СНОСКА: См.: Баранов С. Я., Сластенин В. А. Педагогика. — М., 1976)

Наиболее распространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебного материала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.

В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:

§     учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;

§     учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;

§     изложение учебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;

§     материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;

§     устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;

§     изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.

Среди учащихся специальной школы (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Нельзя быть хорошим учителем специальной школы, если не умеешь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие читаемого произведения и тем самым делает его более доступным для понимания учащихся.

Усвоение учебного материала обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.

Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ — форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.

К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования.

§     Определенность темы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т. д. объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.

§     Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками, вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ, учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.

§     Четкость структуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминационный пункт, финал. Как метод рассказ используется на разных этапах урока. Прежде всего для сообщения новых знаний в тех случаях, когда материал не требует теоретических доказательств. Он может быть и средством сообщения дополнительных знаний.

Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее.

Если рассказ является основным методом сообщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное (в том случае, когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно).

Объяснение — метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода — теоретические доказательства, которые предполагают:

§     постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;

§     строгий, тщательный подбор фактического материала;

§     определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);

§     использование иллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);

§     формулировку выводов;

§     включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Учителю необходимо предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы (например, для слабых учащихся придется изложить какую-то часть рассказа, используя представления, более доступные им).

Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест («Саша, как ты понял то, что я сейчас сказал?»), предложения выполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишите то, что я сейчас сказал»). Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.

Беседа как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.

Главное требование к использованию этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены гак, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Задавая вопрос, нужно иметь в виду возможные варианты ответов учащихся. Предполагая, что они могут быть неверными, учитель заранее готовит ряд вспомогательных, дополнительных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми мог бы воспользоваться ученик.

Вопрос должен ставиться перед классом, а не задаваться одному ученику. Соблюдать это простое правило в специальной школе особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда они знают, что каждый из них может быть вызван учителем для ответа. Обращение с вопросом к одному ученику снимает задание с остальных учащихся класса.

Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявление этих отношений, потребуют от учителя особого внимания.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Основное внимание при использовании этого метода обучения уделяется следующим требованиям:

§          каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается;

§          учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ограничиваться только указанием на страницу, на которой находится учебная статья, правила и т.п.

§          учащиеся должны ясно представлять себе характер работы: какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т. д.;

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой — учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

К демонстрации как к методу в специальной школе можно предъявить следующие общие требования:

§     демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

§     учитывая особенности внимания умственно отсталых детей, в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие и после объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции;

§     каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;

§     словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;

§     необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне могли формулировать итоги наблюдений.

В настоящее время в школах широко используются различные технические средства обучения, с помощью которых можно просматривать кинои диафильмы, слайды и т. п. Такая демонстрация активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит дополнительным источником информации. Однако необходимо помнить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми понятиями. Поэтому при анализе впечатлений и формировании представлений и понятий главное внимание следует уделять тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими положениями урока.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе — это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности. Формы применения лабораторных работ могут быть весьма разнообразными. 11ервые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы. Второй вид лабораторных работ — это подтверждение сформулированных учителем правил, положений, выводов.

Экскурсии — это довольно распространенный метод обучения в специальной школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, сельскохозяйственные фермы, бывая на природе, дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений. Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.

·     Формы организации учебного процесса

В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения.

В I — IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В V — IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

В I — IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В Vкласс введено природоведение, VIII — IX классы — обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V — IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.

К коррекционным занятиям в младших (I — IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V — IX) классах — социально — бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0 – VIII классы), ЛФК (0 — IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0 — IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

В III — V классах выделяются часы на обязательные занятия по выбору. В V — IX классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения.

В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двугодичные (X — XI), трехгодичные (X — XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I — II, I — VI), что входит в компетенцию региона и учреждения.

В классы «могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ.

Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

Продолжительность урока в „подготовительном“ классе — 30 — 35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе — 35 мин. (I четверть), начиная со IIчетверти — 45 мин.; во II — IX и X -XII классах (I — 111 курсах) — 45 мин.

В „подготовительном“ классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на занятия по логопедии, развитию речи, на такие предметы, как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно — на профессионально — трудовое обучение, изучение других предметов.

Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV — IX и X — XII классов (I — II! курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Летняя трудовая практика в V — VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских.

В IX классах (в течение 20 дней), X — XII классах (I — III курсах) в течение 30 дней по окончании учебного года — на базе промышленных предприятий или в учебно -производственных комплексах.

По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.

Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально — трудовому обучению.

По окончании профессиональных классов (курсов) обучающиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат.

    продолжение
–PAGE_BREAK–