Воспитание в коллективе

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение… 2
Педагогика — наука о воспитании… 3
Методы изучения коллективных явлений… 4
Людьми родились, но не стали… 6
А.С. Макаренко Воспитание в коллективе и в труде… 7
Коллектив и личность в книге Л.Д. Столяренко “Основы психологии” 11
Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметрыиндивидуальности… 12
Заключение… 17
Список используемой литературы:… 21

Введение
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватыватьцелесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическимвоздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детейпедагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам,и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизнии прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиватьсяпозитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямоговоздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия насознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщениявсех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самихдетей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление исознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активномуусвоению и приобретению духовных ценностей.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования ксодержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражаютспецифику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогическогопроцесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которымируководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Педагогика — наука о воспитании
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос”- дитя и “аго” — вести. В дословном переводе “пайдагогос” означает“детоводитель”. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальномсмысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово “педагогика” стало употребляться в болееобщем смысле для обозначения искусства “вести ребенка по жизни”, т.е.воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядомс именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавшихих педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особойнауки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделаланеобходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Такпедагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло пониманиетого, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не толькодети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определениесовременной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие “воспитание”здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение,развитие. Расширение пределов понятия “воспитание” вступает в противоречие систорическим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе всечаще употребляются новые термины — “андрогогика” (от греч. “андрос” — мужчина и“аго” — вести) и “антропогогика” (от греч. “антропос” — человек и “аго” — вести).
Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям виспользовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другойсоздавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не осталисьсамые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главнойзадачей которой становится накопление, систематизация научных знаний овоспитании человека.
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И.Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечныецели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Еефункция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этойоснове указывать педагогической практике лучшие пути и способы достиженияпоставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональнымизнаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастныхгрупп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлятьучебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать егоэффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания,эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.
Методы изучения коллективных явлений
Методы изучения коллективных явлений И.П. Подласый в своейкниге “Педагогика” описывает очень подробно. Он предлагает также различныетесты, как для педагогов, так и для учеников.
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный(групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовыеопросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Этивопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широкоиспользуются также шкалирование и социометрические методики, сравнительныеисследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, ихназывают еще социологическими.
Педагогический аспект исследований закономерностейчеловеческого развития охватывает изучение трех главных проблем — наследованияинтеллектуальных, специальных и моральных качеств.
Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальныхкачеств. Что наследуют дети — готовые способности к определенному видудеятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности какиндивидуально-психологические особенности личности, как условия успешноговыполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов,накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить напоставленный вопрос однозначно — наследуются не способности, а только задатки.
Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Всезависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственнойпотенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном видедеятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — зависитот обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, отспроса на продукт той или иной деятельности человека.
Особенно острые споры вызывает вопрос о наследованииспособностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают отприроды высокие потенциальные возможности для развития своих умственных ипознавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию.Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протеканиемыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самойинтеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает,что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллектаи что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается отродителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.
Человек становится личностью только в процессе социализации,т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого обществадуховное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Людьми родились, но не стали
Развитие личности — сложнейший процесс объективнойдействительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наукапошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в немфизическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогикаизучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другимикомпонентами.
К числу основных педагогических категорий некоторыеисследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как“самовоспитание”, “самообразование”, “саморазвитие”, “педагогический процесс”,“продукты педагогической деятельности”, “социальное формирование” и др.Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будемрассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.
Соотношение между выделенными педагогическими категориямипредставлено в виде условной схемы (рис.1). Конечно, в живом педагогическомпроцессе взаимосвязи между ними намного сложнее, чем в теоретически очищенныхпостроениях.
Воспитание, как мы уже установили, есть категория общая ивечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен инародов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическаяформация возникает на обломках старой; есть историческая преемственностьдостигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общиепризнаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономическихформаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития.
/>
Рис.1.Так же на индивида влияет общение с педагогом,учителем.
Педагогическое общение — установление контакта педагога сучащимися в воспитательных целях. Его можно определить и как профессиональноевоздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции инаправленное (если оно полноценное и оптимальное) на оптимизацию учебно-воспитательнойдеятельности и отношений между ними.
А.С. Макаренко. Воспитание в коллективеи в труде
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизмабыл ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней еесуществования.
Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что онпродвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешнопроверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и черезколлектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитьюпроходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогическиевысказывания.
“Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитатьколлективиста”, — говорит Макаренко в статье “Некоторые выводы из моегопедагогического опыта”. Воспитание в коллективе и через коллектив он подробноосвещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях.“Марксизм учит нас, -, писал он, — что нельзя рассматривать личность внеобщества, вне коллектива”.
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скоплениелюдей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение,отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определеннымсоотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, чтоколлектив — часть советского общества: “через коллектив каждый его член входитв общество”.
“Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить вдетском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего идисциплинирующего воспитательного фактора”, — писал Макаренко в статье“Проблемы воспитания в советской школе”.
Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личностьможно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Этоположение он назвал “ Принципом параллельного действия”. В этом принципереализуется требование коллектива – “один за всех и все за одного”. “Принциппараллельного действия” не исключает, однако, применения “принципаиндивидуального действия” — прямого, непосредственного воздействия педагога наотдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал“закон движения коллектива”. Если коллектив достиг поставленной цели, а новыхперспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет большестремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитиеколлектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью,стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые впедагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал “системойперспективных линий”. “Человек не может жить на свете, если у него нет вперединичего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняярадость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила икрасота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу егоотношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у негоперспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можнонаписать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новыхперспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке болееценных” – писал Макаренко в “Педагогической поэме”.
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должнопроисходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом,который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников икаждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующееусилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надоне останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую,более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусствопедагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, своипедагогические требования с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность “системы перспективныхлиний” А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании иколлективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит увоспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственногодостоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостностьи побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.
Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. Вдетском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко,должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этойигрой всю его жизнь”. Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение вэстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всейструктуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.
Необходимым фактором воспитания в педагогической системеМакаренко является труд. В “Лекциях о воспитании детей” он говорил: “Правильноесоветское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… Ввоспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов”.
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность ктруду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской странетруд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявленияличности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место вруководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась исовершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственноготруда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел корганизации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.
Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла вкоммуне имени Дзержинского, где воспитанники(старшего возраста) обучались всредней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующейвысококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорилМакаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу,бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам,добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализацииследует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможностьполучить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, атакже навыками по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовомвоспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста неразовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, стем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на столперед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате,обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать заним и т.п.
А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещениепроблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов,занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считалналичие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно междусобой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет месточеткий режим и трудовая деятельность.
Коллектив и личность в книге Л.Д. Столяренко“Основы психологии”
Л.Д. Столяренко в своей книге “Основы психологии” оченьмного внимания уделяет личность и считает, что коллектив значительно влияет наразвитие личности.
В книге говорится, что личность есть понятие социальное, онавыражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность неврожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаясясистема. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но иона сама, что проявляется в ее чувстве “Я”, которое включает в себяпредставление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычныереакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению,самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — этозначит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на томстою и не могу иначе.
Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий всилу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения идержать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью- это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемови средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинитьего своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нестиее бремя.
Особенная и непохожая на других личность в полноте еедуховных и физических свойств характеризуется понятием “индивидуальность”.Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений,в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем,утверждаем.
Мотивация, темперамент, способности,характер — основные параметры индивидуальности
Эмоциональность, активность выступают как вторичные функциитемперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристикиспособностей. А в характере
Направленность — важнейшее свойство личности, в которомвыражается динамика развития человека как общественного существа, главныетенденции его поведения.
Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условияхжизни и развития.
Мотивы — связанные с удовлетворением определенныхпотребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: “Ради чего онасовершается? “ Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальныхобъектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которыеспособны привести к ее удовлетворению.
Мотивация — относительно устойчивая и индивидуальнонеповторимая система мотивов.
Темперамент — характеристика индивида со сторонынервно-динамических особенностей его психической деятельности.
Свобода личности, или свобода воли определяется возможностьючеловека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопрекисоциальным обстоятельствам или собственным влечениям. Человек — этоединственное существо, которое может в любой момент сказать “нет” своимвитальным биологическим влечениям (М. Ше-лер). “Человек не свободен отсоциальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможетпротиводействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когдачеловек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу” (Ф.М.Достоевский). Свобода личности может перейти в произвол, если она непереживается с точки зрения ответственности (В. Франк л). Некоторые людисклонны “списывать” свои неблаговидные поступки, подлость, предательство на“объективные условия”: несовершенство общества, плохих воспитателей,неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.д., уклоняясь отперсональной ответственности за свои поступки и жизнь. Свобода личностипроявляется в осознании необходимости и целесообразности именно выбранноговарианта поведения с полным признанием своей ответственности за сделанный выбори будущие последствия своих действий.
Различие людей между собой многопланово: это различие убежденийи интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера. Итем не менее функционирование психики всех людей подчиняется общимзакономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы, всвоем развитии все проходят общие этапы развития, формируются общие, типичныечеловеческие проявления психики. И даже отличия людей друг от другахарактеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тожеможно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научныетипологии, находится “общее” даже в различиях.
Но все существующие классификации типов мышления,темперамента, характера, личности людей, с одной стороны, слишком широки,потому что под одну рубрику подпадает великое множество совершенно различныхлюдей, а с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда нив одну рубрику целиком не укладывается. И тем не менее без научных типологий необойтись. Они нужны потому, что все-таки помогают как-то прогнозироватьчеловека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности.
Способности — не статичные, а динамические образования, ихформирование и развитие происходит в процессе определенным образоморганизованной деятельности и общения. Развитие способностей происходитпоэтапно.
Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки развитияспособностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но непредопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами посебе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, напроцесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно впроцессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные путиформирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различаютведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературныхспособностей являются: особенности творческого воображения и мышления; яркие,наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. Аведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать;гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходумысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт,наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный,который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладеватьсложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающийсоздание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивныйуровень включает элементы творческого, и наоборот.
У одного и того же человека могут быть разные способности,но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, уразных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собойпо уровню развития. С начала XX века предпринималисьпопытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен,Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верныйпуть определения способностей — это выявление динамики успехов в процесседеятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется некакими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетаниемспособностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностьюможет достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или инойотдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей,от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.
Компоненты педагогических способностей: конструктивные,организаторские, коммуникативные. Конструктивные способности проявляются вжелании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строитьучебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностямдетей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся вразличные виды деятельности и умело воздействовать на личность каждого ребенка.Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильныевзаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понятькаждого ученика.
Педагог не только передает ученику некие знания, умения, нои формирует, развивает способности ученика, помогает ему ориентироваться в мирепрофессий, чтобы выбрать наиболее подходящую в зависимости от индивидуальныхсклонностей и способностей человека.
Развитие общих способностей человека предполагает развитиеего познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения.
Важным моментом у детей в развитии способностей являетсякомплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющихдруг друга способностей.

Заключение
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как “общественныйинститут, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений ипримера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонномувменению в жизни усвоенных правил” (Г. Сент-Джон). В различные временасодержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, тогосударственную, личностную направленность. В отечественной педагогике такженеоднократно изменялся. От общего принципиального положения — воспитание должноготовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных системуспешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины.Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, егостатусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств наоснове принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитанияподрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитанияи направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимоготипа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитательосуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные иобщественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личнымиинтересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуруцелей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства. общества иличности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Увоспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценноговоспитания. Школа — не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственнаясистема, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той жемере, как общее и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застоюшколы. Школа как общественно-государственный” институт не может жить только нагосударственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней напомощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы отобщества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественнойжизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагогидолжны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в делевоспитания.
Для преодоления процесса огосударствливания школы в развитыхстранах создана сеть частных (общинных) школ, реализующие цели определённыхслоёв общества, которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря нато, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных — платное,большинство населения (от 50 до 80 — 85% в различных странах) предпочитаетплатить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностныхценностях. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важнодобиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.
При этом следует избегать лозунговой педагогики,многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе (полезнойдеятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливаетсяценный опыт поведения и общения.
Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая,спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение,необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если онивысоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которойпоступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетатьорганизацию разнообразной общественно-полезной деятельности с целенаправленнымформированием сознания воспитанников посредством слова, нравственногопросвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезнымипрактическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместнойдеятельности с другими людьми.
К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у насутерян, приходится обращаться к своему прошлому, зарубежным воспитательнымсистемам, накопившим немало иного в этой области. “Главная задача школы — воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты, уважаютзаконы государства” (Г. Форд, бывший президент США). На достижение этой цели вшколы направляются значительные финансовые средства. Президент США Клин тонпобедил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить в развитиесистемы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник.
Один из эффективных путей реализации принципа — введениеспециальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием другихшкольных дисциплин на практику американской школы, например, прочно воплощаетсяпреподавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до несколькихмесяцев, таких, как “Отношения между странами”, “Социальные проблемы” и т.п.Для всех классов созданы подготовленные видными специалистами учебные пособия:“Закон и американское общество” (для IX — XI классов), “Выдающиеся процессыВерховного суда” для VII — VIII классов), “Важнейшие статьи Конституции” (дляXI класса) и многие другие. Издаются тематические серии, состоящие изнескольких учебников: “Закон и город”, “Землевладелец и арендатор”, “Закон ипотребитель”, “Бедность и процветание”, “Преступление и правосудие” и т.д.
В американских школах и школах других западных стран оченьмногое делается для формирования привлекательного образа общества игосударства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям.Это, в частности, достигается внушением юным гражданам выгодных правительству,хотя и не всегда бесспорных идей. “Наша страна не во всем еще достигласовершенства, но это наша Америка и мы ее любим” (учебник для VIII класса);“Несмотря на наши проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером”(учебник для VII класса); “Если в наши дни вы поедете от одного побережьястраны до другого, то большинство американцев скажут вам, что любой из нихимеет полную возможность получить образование, высокооплачиваемую работу ииметь собственный дом” (учебник для VII класса).
Наши возможности пока скромнее. Однако даже при недостаткеили отсутствии соответствующих пособий процессы происходящие в обществе, даютвполне достаточный материал для осуществления эффективного гражданскоговоспитания.
В общественные процессы каждый человек включается раннегодетства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувствосоциальной ответственности разрабатывается несколько позже — в школе второй ступени.Всех этапах формирования социальных качеств надо
заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту иразвитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как“конституция”, “власть”, “авторитет”, “закон”, “ответственность”,“правительство” и др., если их формирование осуществляется на конкретныхпримерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй итретьей ступени закрепляет, развивает необходимые 1тия, воспитывает убеждения,формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальнымпроцессам.

Список используемойлитературы:
1.      И.П. Подласый “Педагогика” Москва, 1996
2.      А.С. Макаренко “О воспитании” Москва, 1988
3.      Б.Т. Лигачёв “Педагогика. Курс лекций” Москва, 1996
4.      Константинов “История Педагогики” Москва, 1998
5.      Л.Д. Столяренко “Основы психологии” Москва, 2000