МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕЧИЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛАРЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры»Учитель физической культуры:Бдикина Валентина Николаевна2011 годВведение Общая характеристика работы. Реферат посвящен изучению единства взглядов в определении процесса воспитания. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Актуальность исследования в реферате, связана с необходимостью изучения физических возможностей учащихся на уроках физкультуры. Изучение данных вопросов имеет важное значение для решения многих проблем, ситуаций, сложностей возникающих на уроках и помогают находить правильное решение в данной ситуации и в учебном процессе в целом. Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, воспитательных дел, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания – социологического, психологического, технологического, социально – психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой – то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.^ 1.Формирование умения слушать и слышать. С поступлением в школу учебная деятельность детей становится ведущей, сменяя игровую на рабочую, и успешность обучения зависит в том числе от наличия у первоклассников умения слушать и слышать. Формирование такого умения предполагает определенную мотивацию к обучению, а без интереса учащегося, как известно, не может быть и мотивации. Интерес же обычно проявляется в направленности внимания обучаемого. Можно сказать, что школьный учебный предмет становится интересным только тогда, когда он входит в сферу целей учащегося. Отсюда вытекает необходимость провести урок физической культуры так, чтобы сообщение задач урока и теоретических сведений, объяснение способов выполнения двигательных действий и выполнение самих этих действий и подвижных игр, а также учительская оценка деятельности занимающегося побуждали его слушать и слышать. Из опыта работы с учащимися начальных классов следует, что для того чтобы дети слушали и слышали, чем они будут заниматься на уроке, необходимо образное, интересное сообщение его задач и объяснение практического значения выполняемых упражнений. Например, во время сообщения задач урока по теме «Прыжки в длину с места» я говорю о том, что на уроке сегодня будем учиться, как можно дальше перепрыгивать через горку с песком, отталкиваясь обеими ногами с места. Объяснения выполнения двигательных действий, детям в начальных классах не совсем ясна цель длительной кропотливой работы по овладению двигательными действиями, поэтому они не всегда вникают в объяснения учителя. Понимание учащимися смысла и значения двигательных действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и в итоге ведет к формированию прочных, правильных, стойких и в то же время динамичных умений и навыков. Чтобы ученик понял смысл и значение изучаемых двигательных действий, он должен слушать и слышать учителя. Для этого необходимо создать проблемную ситуацию и поставить соответствующие вопросы перед занимающимися. Например, при изучении техники высокого старта я предлагаю одному из школьников из положения стоя начать бег по команде «Марш!» на 10 – 15 м, а остальным даю задание наблюдать, какие двигательные действия выполнит бегун до начала бега. После выполнения бега задаю учащимся такой вопрос: «Какие движения проделал бегун до начала бега?» Ответ: «Сделал одной ногой шаг назад, наклонился вперед, одну руку вынес вперед, другую отвел назад». Чтобы дети усвоили, какую руку надо вынести вперед, а какую назад, я даю задание понаблюдать, как во время ходьбы и бега человек выполняет движения руками и ногами, а потом с помощью вопросов подвожу школьников к мысли, что впереди должна быть разноименная рука по отношению к впереди стоящей ноге. Затем объясняю, что такое положение тела называется высоким стартом. Таким же образом можно объяснить технику выполнения бросков малого мяча на дальность и точность и т.д. Для формирования умения слушать и слышать необходимо, чтобы ученик осознал, что его учебная деятельность оценивается. При этом более важное значение имеет прокомментированная учителем оценка его деятельности, ведь оценка является одним из решающих факторов воздействия на учащегося. Ученик не всегда заинтересован слушать и слышать учителя, если он не получает объективную оценку результатов своего труда. Поэтому я стараюсь оценить работу ученика на всех этапах овладения двигательными умениями и навыками. При положительной оценке объясняю ученику причину своего одобрения его действия и говорю, что можно сделать для улучшения результата или совершенствования двигательного действия, а при отрицательной – мотивированно указываю на недостатки и на что нужно обратить внимание для успешного овладения упражнением. Ученикам должно быть понятно, почему выставлена именно такая оценка, почему к ним предъявлены именно такие требования. Для этого при изучении двигательных действий подробно знакомлю детей с тем, чему они должны научиться, в какие сроки, сообщаю критерии оценок и способы достижения высокой успеваемости. Для активизации внимания предлагаю ученикам высказывать свое аргументированное мнение о качестве выполнения упражнений их товарищами. Вниманием называется процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено в практические, двигательные действия людей, в их поведенческие акты, поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отображения действительности, что является одним из необходимых условий успеха любой деятельности.^ 1.1 ВИДЫ ВНИМАНИЯ Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное преднамеренное, непроизвольное непреднамеренное и послепроизвольное. Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды природной и социальной, в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой. Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Вот простой пример. В начальной школе, не отрицая игровой момент, мы приучаем ребят трудится, работать на уроках, многократно повторяя одни и те же упражнения, но оцениваем труд, старание, активность во время занятий. Заметно поднимает интерес упражнения типа тестов или домашних заданий. Обязательно объясняю, как их выполнять на «5», «4», а что заслуживает «3». Занятия с подростками требует от них не только сознательности, но и активности. Основной путь к активности – такая организация уроков, при которой делом занят каждый. Правда, активность проявляется тогда, когда ученики постоянно получают что-то новое, когда их знания, умения и навыки от урока к уроку совершенствуются. У подростков творческая активность основана не столько на двигательной деятельности, сколько на ее результате. Поэтому в средних классах чаще применяю на уроках соревновательный метод. И очень важно сделать очевидным для ребят рост их результатов. В этом необходимы строгий порядок и четкая организация. И конечно, наглядность Аналогичные примеры могут быть взяты из практики обучения технике движения на уроках физической культуры, из уроков по другим предметам. В них отчетливо выступает организующая и регулирующая роль произвольного внимания. Оно возникает и сохраняется легко в силу интереса, вызываемого самой деятельностью, высокой художественностью ее предмета. Произвольное внимание нередко требует проявления волевых усилий. Это отметил еще Поль Лефарг, анализируя процесс труда. Он писал: “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, тем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил”. В таких случаях человеку приходится преодолевать себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосредоточить внимание и взяться за работу. В жизни они встречаются сплошь и рядом. Скажем, ученику приходится заставить себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произвольное сосредоточение сознания на процессах обучения, труда, тренировочных занятий обусловлено в основном целями, задачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости ее выполнения. Волевые же усилия мобилизуют на достижение цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному сохранению внимания. Непроизвольное внимание возникает без предварительно поставленной цели – как реакция на сильный звук (скажем, сигнал сирены «Скорой помощи»), яркий свет (например, движущаяся реклама о новом кинофильме), новизну предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина). Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно для зрителей и участников соревнований закончивший комбинацию тройным сальто после больших оборотов на перекладине). При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно – в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока. Следовательно, внимание является не только фактором, организующим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности в педагогическом процессе. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шахматы. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу, полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать некоторые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержание. Кончилось тем, что он вышел из комнаты (дело было в гостинице), попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него возникло устойчивое послепроизвольное внимание. Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим. ^ 1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания. Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов людям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек. воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем внимания составляет всего 4 – 6 букв. У детей он еще меньше. 3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смысловые связи (например, объединяя буквы в слова). Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен. Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатлетов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов перед самым началом упражнения. Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте. Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях, во многих видах спорта, а особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т.е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация, скажем, при переходе от урока физической культуры в школе к уроку математики. Но для некоторых учеников переключение внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках одной игровой деятельности. Не следует смешивать переключение внимания с о т в л е ч е н и е м, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы (скажем, на тикании наручных часов – оно слышится то более, то менее отчетливо). Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии конкурирующих изображений. Если поставить задачу смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся мгновения. Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др. Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более видов деятельности одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно. Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказывать (показывать) содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся – одно из основных педагогических умений. Эта способность воспитывается главным образом в процессе накопления опыта в определенном виде деятельности. Свойства внимания проявляются в зависимости от условий и требований деятельности либо раздельно (например, при работе с микроскопом необходима только концентрация внимания на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры. Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с большей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько десятков секунд, иногда в минуты, которые они находятся в игре.^ 1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ Физиологические механизмы внимания очень сложны. К ним относится в первую очередь ориентировочно-исследовательский рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?». Он служит основой непроизвольного внимания и возникает при действии неожиданных и новых раздражителей. Но главным в механизмах внимания является образование в коре больших полушарий головного мозга очагов «оптимального возбуждения» (по И. П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским явление доминанты (от глагола доминировать, т.е. господствовать). А. А. Ухтомским же введено понятие рабочей доминанты. Оно обозначает, что возникающие в коре головного мозга очаги доминирующих возбуждений не ограничиваются какими-то изолированными пунктами, а образуют сложные системы возбужденных зон констелляции (созвездия), которые служат физиологическим механизмом внимания. Нельзя не отметить также значения в механизмах внимания (особенно произвольного) второсигнальных влияний, а также взаимодействия коры и подкорковых образований. Рассеянность особое состояние человека, при котором он не может сосредоточить внимание на определенном предмете, на речи другого человека, на своих мыслях, действиях и др. Причинами рассеянности могут быть: глубокое негативное переживание (потрясение), болезнь и др. Рассеянность бывает кажущейся: человек не замечает окружающего, не отвечает на обращения к нему, что-то забывает. На самом деле это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих мыслях, чувствах, т.е. яркое проявление внутреннего внимания. ^ 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ Как я уже сказала, внимание неразрывно связано с другими психическими процессами, протекающими у подростков на уроках физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно связано с наблюдением. Наблюдение – целенаправленный процесс осмысленного восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого восприятия для спортсменов являются они сами и их противники. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосредоточенностью, распределенностью, переключаемостью. Систематическое упражнение в наблюдении за противником, партнером по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой соревнований приводит к тому, что наблюдение и внимание становятся свойствами личности спортсмена – наблюдательностью и внимательностью. Наблюдательностью называется умение подмечать малозаметные признаки или особенности предметов и явлений, имеющие значение для познания их сущности. Внимательность, как избирательная направленность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона наблюдательности. Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом самого себя, партнеров и особенно противников с целью разгадывания их тактических замыслов и реализации собственных тактических действий. Например, в специальном исследовании, проведенном на борцах, установлена важность создания на основе наблюдения образа противника. В структуру образа входят знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносливости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (соревновательном на- строении, смелости, решительности, настойчивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характеристик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная квалификация оценивающего борца. Составленный на основе наблюдения образ противника сопоставляется с представлением спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический план действия в предстоящей схватке с данным противником. Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его тактический план в целом. Ориентирами при этом служат статические признаки (поза, дистанция, характер захватов и др.), динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневрирование по ковру и др.), функциональные (характер дыхания, своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (активность, число удачных и неудачных действий, предупреждений и др.). На основании такой текущей информации в тактические действия вносятся коррекции по ходу схватки. В другом исследовании изучались различные признаки обманных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и в момент выполнения действия. В первом случае они ориентируются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при подготовке истинных действий), на характер стойки боксера (открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит брови). Данная информация позволяет корректировать тактические действия уже в каждом боевом эпизоде. Таковы назначение и роль наблюдательности и внимательности и в других видах спорта, особенно в спортивных играх, где необходимо еще заботиться о согласованности собственных действий с действиями партнеров. Наблюдательность и внимательность теснейшим образом связаны с тактическим мышлением спортсменов. ^ 2.2 Учебная деятельность, основа к желанию учиться Известный наш учитель В.А. Сухомлинский писал: «Процесс воспитания – не какая – то механическая передача моральных норм, требований, правил от воспитателя к воспитанникам. Воспитание – это живые непринудительные человеческие взаимоотношения педагога и школьника; от того, что преобладает в этих отношениях, зависит результат воспитания». Первое, к чему необходимо стремиться в учебной и внеклассной деятельности, – это создание атмосферы интереса к занятиям. Приемов в этом деле немало; первым приемом является – мотивация. Учебная деятельность побуждается и направляется разными учебными мотивами. В их основе лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей. Второй прием – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. Примером учебной задачи могут служить спортивные и подвижные игры. Для этого ученик усваивает общие способы действия, но при этом находит индивидуальные пути решения задач, которые возникают перед ним. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к учебной «операции», быстро решает задачу в уме и выполняем конкретное действие. Третьим приемом является – контроль. Первоначально учебную работу детей контролирую сама, но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учителя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Учащимся необходим пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей работы – значит способствовать формированию такой психической функции, как внимание. Последний этап контроля – оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.^ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В физическом воспитании и спорте, как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнований формы проявления и функционирования внимания не одинаковы. В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекающие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением спортивной техникой, развитием физических, волевых, моральных качеств, разучиванием определенных тактических комбинаций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тренер или сам спортсмен, и определяется направленность сознания внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учитель ставит перед группой старших школьников задачу: совершенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и направленность сознания занимающихся на восприятие собственных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух человек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель, выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены на выполнении отталкивания, которое им не удавалось. Эти факты не только определяют значение задачи в направленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что, поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что она принята всеми. В условиях соревнований направленность сознания соревнующихся определяется уже не частными учебными и воспитательными задачами, а главной целью – достижением возможно более высокого спортивного результата. Особенность же проявления внимания зависит от специфических для каждого вида спорта условий деятельности. Это можно проследить, сравнив, например, два вида спорта – стрельбу и футбол. В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. На линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для любого из них «чужие» выстрелы должны служить фактором, отрицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные условия для стрелков – постоянно действующий, привычный фактор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда, оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в состоянии полной готовности к соревнованиям. Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные условия игры таковы, что от игроков постоянно требуется проявление всех свойств внимания. Прежде всего это относится к полной сосредоточенности на процессе игры в целом. Внимание футболистов динамично. Игра требует его распределения, при котором в сознании отражаются и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и ворота, а также частых переключений, изменяющегося объема, варьирующей устойчивости. Внимание включено в процесс наглядно действенного мышления при решении тактических задач. Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью контроля и саморегуляции собственных действий, поступков, самочувствия. Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте – один из важных факторов успешной деятельности. Но условия деятельности, требующие проявления внимания, в то же время способствуют его развитию. ЛИТЕРАТУРА 1. Психология, Под. ред. Пуни А. Ц., М.: 1984. 2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского А. В., М.: 1987. 3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология. 4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.: 2006. 5. И. П. Подласый Педагогика Владос: 2003. 6. Г. М. Коджаспирова Педагогика Владос: 2003 7. И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий Возрастная психология: Творческий Центр Москва: 2004 8. В. И. Лубовского Специальная психология: Академия 2003 9. Физическая культура в школе научно – методический журнал 2002 г. 10. Физическая культура в школе научно – метод. журнал 2003 г 11. Физическая культура в школе научно – метод. журнал 2001 г.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…