Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в боевой деятельности

Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны
получить за время службы и такое воспитание, которое имеет осо-
бую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с
формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воин-
ских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его
место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.
Воинское воспитание представляет собой целенаправленную дея-
тельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных
качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи
и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания
воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необ-
ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания
формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но
особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это – стойкость,
мужество, отвага.
Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане оп-
ределяется военной присягой, в которой в концентрированном виде
сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и во-
инскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функцио-
нирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов
свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на са-
мом высоком государственном уровне.
Основными компонентами содержания воинского воспитания явля-
ются:
– воспитание у военнослужащих глубокого понимания историчес-
кого предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительст-
ва, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед
ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой го-
товности;
– формирование у личного состава непоколебимой верности во-
енной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям
как в мирное время, так и в условиях войны;
– развитие постоянного стремления к овладению военным делом,
своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники,
оружия и способов их применения;
– выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности,
беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
– формирование морально-боевых качеств, которые особенно не-
обходимы военнослужащим в бою, – стойкости, мужества, отваги,
способности переносить самые суровые испытания для достижения по-
беды над врагом;
– воспитание личного состава в духе гордости за принадлеж-
ность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления разви-
вать и обогащать их боевые традиции.
Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных
Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна
принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на фло-
те, его последовательное осуществление в многогранной деятельнос-
ти военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих
в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого про-
цесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего
тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших
качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая де-
ятельность армии и флота.
В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по-
нятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспита-
ние развивает у них уважение к законам, на которых зиждется пра-
вопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскры-
вает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав
на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских
уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь
их конкретных требований. Этот единый процесс призван способство-
вать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Особое значение придается личной примерности офицеров в со-
четании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного
укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.

Боевые традиции

В содержании воинского воспитания важное место занимает
пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных цен-
ностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по фор-
мированию у личного состава высоких морально-боевых качеств за-
щитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих
служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздейс-
твия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими
героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину,
за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.
Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог
и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания
воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой
дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно
поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям
уделяется неослабное внимание. Используются различные формы про-
паганды и агитации.
Таким образом, воинское воспитание – целенаправленный про-
цесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитни-
ков государства Российского. В единстве с нравственным, правовым,
трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспита-
ние служит необходимым условием развития личности воина, укрепле-
ния морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил Рос-
сии, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так
и в условиях войны, если она будет развязана.
Боевые традиции армии и флота – это исторически сложившиеся
обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою
и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой
воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, сво-
ей Родине.
Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции пов-
семестно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средс-
тво воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины.
Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную
вахту боевые традиции.
Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:
– беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, посто-
янная готовность защищать ее до последней капли крови;
– непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
– верность воинскому долгу, военной присяге, самоотвержен-
ность и массовый героизм в бою;
– любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю,
верность Боевому Знамени, Флагу корабля;
– постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерс-
тва, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую
боевую готовность, образцовый порядок, организованность и
дисциплину;
– войсковое товарищество и коллективизм, уважение к команди-
ру и защита его в бою.
Особую ценность боевые традиции представляют для воинского
воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаган-
да способствует формированию у воинов высоких морально-боевых ка-
честв, необходимых для достижения победы в современном бою, помо-
гают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным ду-
хом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве
владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец
М.В.Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих
подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической
51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы “память о слав-
ном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения
в поколение новым составом полков дивизии.
Воспитательное воздействие боевых традиций заключается преж-
де всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов
идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, без-
заветно служить Родине. Сила положительного примера – это огром-
ная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью
к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий стано-
вятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь
из истории, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов
наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру
Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских до-
тов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг
Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немец-
ко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Со-
ветского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия
не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы
в целом.
Славной страницей в истории русского военно-морского флота
вошло Наваринское сражение 1827 года, когда дважды было нанесено
сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особен-
но отличился экипаж корабля “Азов” под командованием Лазарева.
“Азов” получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж ко-
рабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и кор-
вет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на бе-
рег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля “Азов”
первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что
в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман
Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и
героями русского флота.
Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, це-
ментировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на
совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисцип-
лины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил фло-
та. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы
нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают,
который является побудителем их поступков.
Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, ве-
личие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повыше-
ния их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным
оружием нашей армии и способствовали ее победам.
Армия и флот неотделимы от своего народа. В армию и флот
ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах
Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба
в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд. Без упор-
ного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспи-
тать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту
Родины и отстаивать ее умело и мужественно.

Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться навсех упомянутых уровнях.
Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим
и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло
волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в
этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и
нашедшая себе место в армии, в экстремальных уловиях воинской службы,
выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюдаможно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые “дедовщину”, ущемление прав и достоинства от-
дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени-
ях в воинских коллективах.
Можно ли избежать их ? Если нет, то хотя бы свести до минимума.
Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме
нормальных человеческих отношений ? На эти и некоторые другие вопросы
я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю-
дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по
данному вопросу.
Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два
направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше-
ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос-
лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных
взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их
последствий.
Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений яв-
ляется важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания под-
разделения в постоянной боевой готовности.
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего об-
щества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве
Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.
В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил.
Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и
подразделении является совершенствование организаторской деятельности
командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное
отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к се-
бе и людям, сочетаемая с заботой о них.
Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная пов-
седневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию
личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и
воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров
и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании
их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравс-
твенную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее прояв-
ление “дедовщины”, “землячества” и других негативны традиций.
Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную
работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности
личного состава. Все это является надежным гарантом способности Воору-
женных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите
нашей Родины.
Заключение
Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического сотояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

Список использованной литературы

1. “Вопросы воинского воспитания”, Сборник статей, Москва,
Воениздат – 1985г.,- 178 с.

2.”Проблемы воинского воспитания”, Воениздат, Москва-
1979г.- 273 с.

3. “О долге и чести воинской в Российской Армии”, Собрание
материалов, документов и статей, Воениздат,Москва- 1990г.

4. “История государства Российского”, Изд.”Пламя”,1992 г.- 410с.

5. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.:
Воениздат, 1986.

5. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений в
подразделениях. – М.:Воениздат, 1987.

6. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт,анализ,
рекомендации). – М.: Воениздат,1991.