ВВЕДЕНИЕ Есть старая мудрая поговорка Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь характер – пожнешь судьбу. К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить Посеешь коллектив пожнешь личность. Каким станет наше общество завтра зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники. Одним из коллективов, где ребенок находится в течение значительной части своей жизни, является школьный
класс. Знание его психологии, механизмов влияния на личность имеет поэтому очень важное значение. Чем глубже учитель поймет психологию классного коллектива, тем легче ему будет учить и воспитывать детей. Становление личности школьника происходит в его общении с окружающими людьми. Ребенок и семья, учащийся и школьный класс, работник и коллектив, личность и общество вот основные стадии постепенно расширяющихся человеческих отношений, в которые втягивается личность.
Внимательное изучение различных групп и коллективов, встречающихся человеку на этом пути, представляется очень важным для понимания того, какой личностью он вырастет. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВЕ. Ученический коллектив наряду с педагогикой изучает социальная психология. Его основные проблемы достаточно сложны, разнообразны и охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов от сравнительно элементарных форм совместного поведения согласованных действий людей в их совместной
деятельности и единообразных реакций на находящиеся вне коллектива различные социальные стимулы – до сложных форм общественного, собственно коллективного поведения разработки планов и программ, которые людям приходится вместе выполнять. Несмотря на насчитывающий десятилетия опыт научных исследований, немногие из этих проблем можно считать удовлетворительно решенными. Время, однако, не ждет. Школьной практике крайне необходимы сведения об ученическом коллективе, его психологии. Они могут быть почерпнуты из социальной психологии малых групп и коллективов, представляющей сейчас одно из активно развивающихся направлений научных и прикладных знаний. Социальная психология сравнительно молодая наука, заявившая о себе во второй половине прошлого века. Сначала объектом е исследования были психологические особенности больших объединений людей народов, наций и классов. Затем пристальное внимание к себе привлекли так называемые массовидные психологические
явления слухи, паника, коллективные эмоции, поведение толпы. Потом возник интерес к сравнительно небольшим по численности общностям людей малым группам и, наконец, к коллективу как малой группе особого рода, которой свойственны высокий уровень развития человеческих отношений и полезность для общества ее деятельности. Направление современная психология коллектива активно развивается начиная со второй половины 1960 х
гг. Она вобрала в себя достижения советской педагогики коллектива, связанные с трудами А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского и многих других советских педагогов. От них пришло в психологию понимание первичного коллектива как особого рода социально психологической общности. Школьный коллектив представляет собой организацию, целесообразно устроенную и выполняющую важные социальные функции. В школе подрастающее поколение не только получает необходимые знания, но
и готовится к производительному труду, к общественной деятельности. Сегодняшний день жизни школы всегда направлен на будущее ученикам предстоит активное участие в общественной жизни. Однако было бы неправомерно, заглядывая в день завтрашний, упускать из виду сегодняшний, забывать, что школьники уже живут интересами не только школы, но и общества. В их повседневной детской жизни рождается то новое, с чем они войдут в завтрашнюю, взрослую жизнь. К общей социально психологической характеристике школьного коллектива имеют одновременное отношение два определения основной и вторичный. Основным школьный коллектив называют потому, что он является главной организационной единицей в системе школьного образования. Этот же коллектив именуют вторичным, поскольку он состоит из нескольких, более малочисленных по составу первичных коллективов учителей и учащихся. В общешкольном коллективе как вторичном отсутствуют характерные
для первичных коллективов непосредственные тесные личные взаимоотношения между всеми его членами. Педагогический и ученический коллективы, если их рассматривать сквозь призму главной задачи школьного коллектива подготовки детей к жизни в обществе, выступают как субъект и объект обучения и воспитания. А.С.Макаренко писал Коллектив учителей и коллектив детей это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический1 В этой емкой формуле заключен глубокий смысл, если принять во
внимание вторую функцию школы организацию коллективной, совместной жизни детей. Педагогический и ученический коллективы взаимодействуют, оказывают обоюдное влияние друг на друга и объединяют свои усилия, направленные на достижение общих целей. Пожалуй, лучше С.Т.Шацкого об этом не скажешь Мыне должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети.
Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, ревностно выполняющих общие обязанности, тем лучше.1 Макаренко А.С. Указ. Соч. стр. 2 Шацкий С.Т. Пед.соч.В 2т.Т1.М 1962. С202-203 Особого внимания заслуживают распространившиеся в последние годы и привлекшие к себе повышенный интерес широкой общественности неформальные, или неофициальные, социальные объединения молодежи. Взрослые смотрят на них с любопытством или нескрываемой тревогой, а подростки и юноши с надеждой. Любопытство и тревога взрослых вызваны странностями во внешнем виде и поведении молодых людей, составляющих эти объединения. Собственные же их надежды чаще всего связаны с желанием получить в этих объединениях то, чего им не хватает в коллективах официальных. Основные характеристики таких групп следующие преимущественно разновозрастной состав, высокий уровень организованности. Большинство подростков объединяются в неофициальные группы по месту жительства.
Территориальный признак для старшеклассников особенного значения не имеет. У них круг друзей и знакомых социально и пространственно более широк. В подавляющем большинстве случаев лидерами таких групп становятся старшие по возрасту дети. Степень влияния, которой обладают участники внутри своей группы, зачастую не совпадает с их авторитетом в классе среди сверстников и учителей Что же ищут подростки и юноши в своих неформальных объединениях
Почему они так стремятся туда и так дорожат своим участием в них Думается, что в таких объединениях ценится прежде всего независимость, искренность и открытость отношений, свобода самовыражения. Там каждый привлекает к себе внимание, получает возможность ощущать значительность своей личности, пользуется вниманием со стороны сверстников. Среди членов этих неформальных объединений существуют столь ценимые и необходимые молодым людям доверительные
отношения. Однако для взрослеющей, но ещ не созревшей личности участие в неформальных объединениях несет и немалую опасность, так как деятельность этих групп иногда принимает асоциальный характер. Происходит это, как правило, в условиях полной потери контактов взрослых, педагогов с группами юношей и подростков. В каникулы школьники становятся участниками разнообразных временных объединений детские лагеря, санатории. Временные коллективы решают большой круг учебно – воспитательных Задач. Для каждого школьника такой коллектив это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь в отличие от других коллективов он почти круглосуточно находится в окружении своих друзей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности. Временный коллектив оказывает комплексное воздействие на психологию школьника. Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах не только оставляет заметный след в формировании
личности школьника, но также влияет на деятельность того постоянного, основного ученического коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление переноса личностных приобретений из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено одновременно, что результаты при этом могут быть разными. Таким образом, основным первичным ученическим коллективом является школьный класс. Он сосредоточие потребностей, стремлений, интересов и склонностей каждого школьника.
Кроме того, такие формы коллективов, как неформальные и временные объединения, также играют значительную роль в развитии личности школьника. И все эти группы изучает социальная психология . Выработано общее представление о психологической структуре коллектива, созданы и в опытных работах проверены отдельные методы научного и практического изучения коллектива, получены эксперименталь- ные факты, позволяющие понять происходящие в нм процессы.
Но нерешенных проблем осталось больше, чем решенных. ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ. Человеческие отношения в развитом коллективе образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которой аналитически, то есть в исследовательских целях, можно выделить несколько видов отношений. Каждый из них не существует абсолютно независимо то остальных, их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее они качественно различаются, и далее будет показано, в чм состоит своеобразие каждого вида отношений. Официальными обычно называют отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами и т.п. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений.
Отношения по вертикали это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной или неофициальной должностной иерархии разное положение. Деловые межличностные отношения надо понимать как такие, которые возникают с совместной работой людей или по ее поводу, а личные как отношения, складывающиеся между ними независимо от выполняемой ими работы.
В развитом коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком.
Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они не всегда основаны на объективной, действительной информации о человеке. Опосредованными содержанием деятельности называют такие отношения, которые построены на базе основной деятельности. Все остальные отношения непосредственно с этой деятельностью не связаны. Поэтому они называются отношениями, не опосредованными содержанием основной деятельности. Методы, применяемые для изучения разных отношений на практике, дают, как правило, информацию, содержащую в себе одновременно сведения о нескольких подсистемах отношений. Однако, сколько бы людей не было в общности, объединенной трудом, они никогда не смогут образовать социально-психологическое единство, именуемое коллективом, пока не станут относиться друг к другу по-коллективистски, сблизив свои позиции, соотнеся их с целями собственного прогресса.
Изучая разные отношения, характеризующие развитый коллектив, надо помнить, что их основой выступает совместная, общественно значимая и организованное внутри ее общение и взаимодействие участников. Тот или иной ученический коллектив создается для достижения необходимых ему целей образования и воспитания. Эти цели определяют основные виды деятельности ученических коллективов учебно-познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественную и т.д. Совместная деятельность предполагает разделение обязанностей.
Каждый человек в коллективе связан с другими разветвленной системой отношений, как их назвал А.С.Макаренко, отношений ответственной зависимости. Как деловые, так и личные взаимоотношения качественно различаются у групп и объединений школьников с разным уровнем социально-психологического развития. Психологически развитым называется такой ученический коллектив, в котором а сложилась достаточно дифференцированная
система всех видов отношений, о которых говорилось выше б все эти отношения являются нравственными, то есть соответствуют требованиям и нормам морали. Таким образом, в обсуждении отношений, характерных для ученического коллектива, мы подошли к понятию коллективистских отношений. Они определяются через понятия ответственности, сплоченности, коллективизма, контактности, открытости, организованности и информированности. Ответственность членов ученического коллектива проявляется в том, что его участники свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают успехи и неудачи своего класса, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, обязательной для всех учеников. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу учеников об успехах класса, стремление хорошо учиться и дружить, противостоять тому, что разобщает и разрушает коллектив, нарушает его единство.
Коллективизм это развитие добрых традиций в классе, вера каждого ученика в свой кол- лектив и его возможности. Чувство коллективизма не позволяет ученикам остаться равнодушными, если задеты интересы класса или школы. Все важные вопросы ученической жизни решаются сообща и при общем согла -сии. В чем выражается сплоченность настоящего коллектива Прежде всего, это единство мнений при решении разнообразных вопросов и единство действий в совместной
деятельности. Для подлинно коллективистских отношений важна контактность. Под нею по сути дела подразумеваются хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, тактичные и уважительные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты. Контактность проявляется также в том, что школьники радуются успехам друг друга, огорчаются при неудачах, делают то и другое вполне открыто и искренне.
Такие взаимоотношения называются контактностью потому, что они обеспечивают благоприятный нравственный климат в коллективе, спокойную и дружелюбную обстановку. Контактность включает и дружбу. Педагоги, воспитатели, родители Обращают особое внимание на дружеские взаимоотношения школьников, справедливо считают их одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. К этим отношениям относится глубокая эмоциональная привязанность школьников-друзей друг к другу. Под открытостью коллектива с точки зрения социальной психологии понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Частным, но весьма важным для характеристики ученического коллектива примером таких отношений может
служить то, как класс принимает новичков и как быстро они привыкают к новым условиям. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам и их представителям. Такой коллектив активно обменивается опытом с другими коллективами, учитывает их интересы, справедливо и тактично относится к членам своего и других коллективов, объективно оценивает деятельность и поступки своего и других коллективов, старых членов коллектива и новичков, старается
не подчеркивать свои преимущества перед членами других коллективов, активно сотрудничает с ними, радуется по поводу успехов и столь же искренне огорчается в связи с неудачами других коллективов. Открытость является одной из важнейших социально-психологических характеристик, по которой мы можем отличить настоящий коллектив от внешне похожих на него объединений школьников. Такие объединения, не обладающие открытостью, в свою очередь называют корпорациями.
Социальная психология так определяет это понятие корпорация это группа, интересы которой замкнуты только внутри ее и не распространяются на других людей, иные общности и коллективы. Корпорации бывают двух основных типов с антиобщественной или общественно нейтральной направленностью основной деятельности их цели противоположны или безразличны интересам других людей, общества в целом. В принципе содержание и результаты деятельности корпоративного объединения могут быть и полезными для некоторого числа людей, но в конечном счете деятельность корпорации не приносит обществу той пользы, которую способен дать коллектив. К корпоративным объединениям школьников относятся различные группировки учащихся, противопоставляющие себя коллективу, антиобщественные уличные объединения детей. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива. В бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимозаменяемости.
Организованность это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возникающие противоречия и конфликты, умение людей в любых ситуациях находить общий язык. От организованности непосредственным образом зависят результаты деятельности коллектива, что позволяет отнести эту характеристику к важнейшим при оценке успешной работе коллектива. Одним из условий успешной работы ученического коллектива и установления между ребятами доверительных
отношений является хорошее знание ими друг друга и состояния дел в классе. Это знание называется информированностью. Все вышеперечисленные характеристики являются необходимым условием существования развитого ученического коллектива. Их отсутствие признак недостаточной социально-психологической развитости соответствующей общности. Для полноценной характеристики группы школьников как сформирован- ного ученического коллектива необходимы
все описанные выше признаки, свойства и качества. КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Воспитание – это преднамеренно и сознательно организованный целе- направленный процесс социального формирования личности, состоящий в установлении определенных социальных отношений между воспитателем и воспитуемым и включающий как те или иные виды педагогического воздействия воспитателя на воспитуемого, так и деятельностьактивность воспитуемого. В процессе формирования, развития и воспитания личности школьника Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского, Г. Нойнера и др. М. 1978, с.121 определяющую роль играют различные институты воспитания школа, внешкольные учреждения, летние лагеря и др. Такой институт воспитания, как школа, охватывает своим влиянием фактически всех детей школьного возраста, другие лишь часть детей.
В целом система институтов воспитания направлена на воспроизводство социально необходимого типа личности человека. При этом каждый из них имеет специфические воспитательные возможности и ведущие воспитательные функции, определяемые этими возможностями. Например, для внешкольных учреждений главным является развитие индивидуальных задатков детей и удовлетворение их специфических интересов. В связи с этим влияние, который оказывает каждый институт воспитания на формирование, развитие и воспитание
личности школьника, имеет нечто общее и особенное. Особенное определяется задачами, возможностями и функциями каждого института. Общее состоит в том, что во всех институтах воспитания школьники получают для решения своих возрастных задач те или иные возможности, которые целенаправленно создаются взрослыми. Таким образом, развитие личности происходит в них под определенным педагогическим воздействием и в
определенной мере регулируется педагогами. В связи с этим все институты воспитания оказывают формирующее воздействие на школьников. Выдвигая перед собой цели в процессе решения задач, школьник сообразуется в том числе и с содержанием, формами организации, нормами и ценностями, которые характерны для жизнедеятельности того или иного института воспитания. Вследствие всего этого формирование у школьника отношений к миру и с миром, к себе и с собой в рамках каждого института воспитания идет несколькими способами. В педагогике в качестве одного из ведущих принят принцип коллективного воспитания. Коллектив представляет собой единство организации и социально-психологической группы и функционирует в рамках того или иного института воспитания. В коллективе каждого института воспитания организуется целенаправ- ленное педагогическое воздействие на формирование школьника, т.е. собственно процесс воспитания личности. При этом личность становится доступной эффективному педагогическому воздействию в той мере,
в какой она реализует свою активность в процессе жизнедеятельности коллектива. Именно будучи субъектом социально-педагогических отношений, которые создают педагоги при организации взаимодействия в процессе этой жизнедеятельности, личность школьника становится объектом воспитания. Другими словами, ребенок становится объектом воспитания в той мере, в какой он становится субъектом процесса воспитания. Педагоги рассматривают детский коллектив как важнейший инструмент воспитания личности.
Воспитание в коллективе и через коллектив генеральный путь прикосновения к личности. Школьник не может полноценно развиваться вне коллективов сверстников, а также коллективов, включающих в себя взрослых и детей других возрастов. Детский воспитательный коллектив ячейка общества, созданная для выполнения определенной социальной функции воспитания подрастающих поколений. Воспитательный коллектив сложное социально-педагогическое явление.
Он имеет определенные цели, задачи, организованную структуру, систему жизнедеятельности, органы самоуправления. В нем складываются системы отношений между его членами в различных сферах жизнедеятельности, нормы и ценности, определяющие характер этих отношений. Воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие и определяющие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления школьниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого своего члена в арену самовыражения и самоутверждения. При этом не следует забывать, что современный ребенок является одновременно членом нескольких коллективов. Членом одних коллективов он является параллельно, других последовательно. Каждый из этих коллективов имеет специфические функции и содержание жизнедеятельности, в каждом из них школьник занимает несколько иную позицию в системе внутриколлективных отношений.
Все это определяет неидентичное влияние различных коллективов на воспитание личности. В чем-то оно совпадает, в чем-то одно дополняет другое, в чем-то противоречит, а в чем-то влияние одного коллектива может даже отрицать влияние другого. Изучение того, на какие стороны личности влияет коллектив, имеет в педагогике давнюю традицию. В ее русле выдвигалось и разрабатывалось немало продуктивных идей. В общем виде они сводились к тому, что коллектив а влияет на различные стороны личности неодинаково,
и это влияние может быть как положительным так и отрицательным В.М.Бехтерев С.М.Риверс б развивает и обогащает природные задатки ребенка П.П.Блонский, С.Т.Шацкий в формирует социально необходимые качества коллективизм, трудолюбие, ответственность А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский г влияет на нравственность подрастающего человека Т.Е. Конникова, М.Г.Казанкина д дис- циплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований
общества А.С. Макаренко, В.М.Коротов е приобщает школьника к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность Е.А. Аркин, Л.И.Новикова. Этот Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. Москва, 1978. перечень далеко не полон, ибо за долгое время проведено огромное количество исследований, посвященных влиянию коллектива на формирование тех или иных конкретных качеств школьников. Параллельно с этой традицией в педагогике интенсивно разрабатывался принцип индивидуального подхода в коллективном воспитании школьников. В общем виде индивидуальный подход предполагает следующие пути Изучая ребенка, использовать все потенциальные силы индивидуальности – ее запросы, стремления, интересы, ее творческие, организаторские, исполнительские возможности включить каждого в жизнь и общественно полезную деятельность коллектива содействовать проявлению активной позиции личности в деятельности способствовать
предупреждению и устранению причин возможных отклонений в самых разнообразных направлениях помогать осуществлению целей самовоспитания с обязательным индивидуальным коррективом. Реализация в теории и практике принципов коллективного воспитания и индивидуального подхода создала предпосылки для того, чтобы сделать попытку разработать личностный подход в коллективном воспитании. Ставить вопрос о разработке личностного подхода позволяет нам педагогическая концепция личности школьника.
Личностный подход в коллективном воспитании предполагает наличие у педагогов осознанной цели последовательно и целостно формировать и развивать систему отношений каждого школьника к миру и с миром, к себе и с самим собой. Для достижения этой цели педагоги сознательно и целенаправленно используют объективные возможности, заложенные в жизнедеятельности коллектива. Кроме того, они создают дополнительные возможности, которые позволяют им в определенной мере объединить
в рамках коллектива различные способы формирования отношений школь- ников институциональный, традиционный, стилизованный, межличностный, Педагогика школы под редакцией Щукиной Г.И. М 1977, с. 23. рефлексивный, а при необходимости корректировать влияние одних способов и компенсировать недостаточность других. Личностный подход требует организации в коллективе целостного процесса воспитания личности. Целостным он становится в том случае, если содержание, формы и методы организации жизнедеятельности коллектива а создают условия для решения школьниками возрастных задач и стимулируют выдвижение ими перед собой адекватных целей б способствуют развитию у школьников рефлексии и навыков саморегуляции в позволяют школьникам проявлять и развивать свои интеллектуальные, социальные, инструментальные и художественные задатки и способности и приобретать соответствующие умения г определяют доминирующие социальные установки учащихся а в целом формируют у школьника социально ценную систему
отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Имеющиеся позволили определить пути реализации личностного подхода в коллективе. Общий вывод звучит несколько банально вся организация и содержание жизнедеятельности коллектива в целом есть магистральный путь личностного подхода. Но в рамках этого магистрального подхода удалось определить некоторые, наиболее эффективные пути. Так, развитие рефлексии у школьников наиболее связано не только
с содержанием и организацией жизнедеятельности, но и с демократическим стилем преподавания со стороны педагогов. Навыки саморегуляции приобретаются школьниками в большей мере в зависимости от позиции, которую занимает педагог в работе с коллективом. Развитие у школьников интеллектуальных, социальных, инструментальных и художественных задатков и способностей и приобретение соответствующих умений во многом связано с осуществлением возрастного подхода в работе с коллективом учащихся.
Личностный подход становится эффективным при следующих условиях. Во-первых, если педагог в каждом школьнике видит социальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому если педагог последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой если педагог учит школьников видеть личность в каждом из окружающих людей. Во-вторых, если жизнедеятельность коллектива предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению объективных социальных потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении внутреннем выделении себя в группе. В-третьих, если организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета процессов самоорганизации в коллективе. Тогда организация жизнедеятельности коллектива позволяет школьнику
стать ее субъектом, что дает педагогам возможность реализовать личностный подход. В-четвертых, если педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих учениках. В таком случае он смело и убежденно ведет с ними диалог а не монологически поучает и воспитывает, утверждая в нем идеи нашего общества не боится возражений учащихся, не опасается стать объектом их критики, идеализации,
оценки вообще последовательно ведет линию на превращение своих учеников в субъектов жизнедеятельности коллектива, то есть в субъектов процесса воспитания. Таким образом, воспитание в коллективе и через коллектив является главным путем прикосновения к личности. Педагоги рассматривают детский коллектив как важнейший инструмент воспитания личности. Школьник не может полноценно развиваться вне коллектива сверстников, а так же коллективов, в которые
включаются дети других возрастов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Каким же в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив Прежде всего более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен быть творческим, самоуправляемым коллективом, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ученическому коллективу предстоит стать подлинной школой активной социальной нравственной, гражданской, духовной подготовки молодых людей к жизни в новых условиях. В этой цели школьный класс и ученический коллектив школы в целом должны быть в состоянии активно готовить школьников к самоуправлению учить их общению и взаимодействию с равными людьми повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе