Воспитательные традиции христианских народов

Современная Гуманитарная Академия

Телеэссе
по дисциплине: Этнопедагогика и этнопсихология
Тема: Воспитательные традициихристианских народов
Выполнила студентка:
ЗПД – 509
Захарова О.В.
Харабали 2009
 

Содержание
 
Введение
Воспитательные традиции христианскихнародов
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
В народной педагогикесодержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяютсятребованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религиипозволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой поотношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Религия— важнейший феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальнымипроблемами она играла и играет прямо противоположную роль — этноинтегрирующую иэтнодифференцирующую. Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивыи народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут бытьосновным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, вчастности, одностороннее воздействие на личностное становление.
Так, способствуявоспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуютформированию у них самостоятельности и способности противостоятьнеблагоприятным воздействиям среды. Христианство — самая распространенная вмире религия, объединяющая около 2,5 миллиардов последователей. Христианскиестраны создали самую высокую цивилизацию на планете.
Идеи христианства,воспринятые на всех материках Земли, сформировались 2000 лет назад и привлекалисамых разных людей, потому что в их основе лежало сострадание и спасение, верав искупительную силу мессии Христа, который своей мученической смертью искупилгрехи человеческие. Христиане ожидают второго пришествия Христа и Страшногосуда, установления царства Божьего. Верующие ждут вечной жизни после смерти. Средихристиан нет единства. Первый идейный раскол среди верующих произошел в 1054году, когда появились две ветви — православие и католицизм, позднее откололасьветвь протестантов. Для христианина важен каждый человек, которого он долженнайти, если тот потеряется. Христианская доброта и христианское всепрощение неозначают, что заблуждающийся может поступать так, как ему хочется.

Воспитательныетрадиции христианских народов
Археологическиеисследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания управославных христиан стали складываться в VI—IX вв. По мереразделения поселений на городские и сельские формировался не только разныйуклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальныйстатус семьи — простых селян или князей. Но в целом характер воспитанияопределяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.
Семья в крестьянскойобщине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была темжизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социальнозащищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу.
Авторитет родителей былчрезвычайно велик. Их взаимоотношения с чадами были основаны на безусловномпослушании детей — независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводилиневесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об ихотделении.
Неженатых обществопорицало. Беднякам во время свадьбы помогали всем миром — деньгами ипродуктами. Устраивалась «помочь» — коллективно и безвозмездно возводился дом.
Развод у крестьянсчитался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью неудавалось, то разведенных с немалой долей иронии и осуждения называлисоответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Им в течение 5—6 лет неразрешалось венчаться вновь. Родители «соломенных» вдов и вдовцов не принималиу себя, священник в церкви «не брал их иод крест».
В крестьянских семьяхбыли дети разных возрастов. Многодетностью гордились.
Воспитание детейпроисходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Ятебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».
За детьми, как правило,закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определенкруг работ. С 6—7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогалисеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где онистерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост. В косовицуи жатву ребятишки ирисматривали за домом, за младшими братьями и сестрами,поили и кормили скотину. С 10—11 лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочкивместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов. Девочкирано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготавливалипищу. С 12-летнего возраста они умели печь хлеб.
Дети рано узнавали ценухлеба. Отношение к продуктам труда было чрезвычайно бережным, уважительным. Охлебе даже не очень хорошего качества никогда не говорили «плохой». И тем болееего никогда не выбрасывали. Каждый ребенок видел, как мать или бабушка сметаликрошки хлеба со стола и отправляли их в рот. Дети наблюдали, как родителиподают нищим, принимают странников, помогают обедневшим, погорельцам, ухаживаютза больными, опекают убогих. Например, у старообрядцев особой заботой былиокружены одинокие старики и старухи. Каждую субботу и в праздники крестьянечерез детей посылали им разные продукты со своего стола. Идеи милосердия, такимобразом, имели у крестьян не абстрактный характер, а были наполнены конкретным,жизненным, живым содержанием.
Родители стремилисьвоспитывать в детях смелость, трудолюбие, правдивость, честность, вежливость,почтительное отношение к старшим. Воровство, трусость, леность считалисьстрашнейшими пороками. Крестьянские избы не запирались на замок. Лентяев ипьяниц «справные» крестьяне презирали. Гуляния по престольным праздникам не всчет: «справный» мужик ума не пропивал, потому что знал, что за него никто ненапоит, не накормит скотину, никто не вспашет, не запасет сена.
Дети в крестьянской семьес раннего возраста приобщались к труду. О степени взросления ребенка судили непо тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался втруде и именно в нем учился искать для себя удовлетворение. Уже шестилетниймалыш любил домашнюю работу, гордился своим участием в ней наравне совзрослыми. Вспомним поэму Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Отрывок из неепод названием «Мужичок с ноготок» ребятишки заучивают наизусть еще в начальнойшколе. Но интерпретируется он односторонне. Учителя говорят детям о раннейэксплуатации детей в крестьянской семье по причине ее крайней нищеты. А о том,что ребенок гордится своим трудом, что работает с удовольствием и испытываетчувство собственного достоинства, современные учителя чаще всего умалчивают.
Большое вниманиеуделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта,например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатываливыносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социальногоповедения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня вдвух-трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало изподростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек,где молодежь демонстрировала свою удаль.
Немалая роль отводиласьумственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянскихсемьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можнобыло услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени,о расколе православной церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.
На семейных посиделкахговорили о Державине, Крылове, Пушкине, Лермонтове, Сурикове, Есенине, Майковеи других русских поэтах.
В семьях ценилиопрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Небывало случаев, чтобы раз в неделю перед баней не сменялось Постельное инательное белье, которое проглаживалось паровым утюгом или тщательнопрокатывалось рубелем. Только в чистых рубахах выходили пахари на ниву и косарина покос.
Важнейшим правилом быловоспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип:«Старший сказал — делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старшийбрат или сосед Старики особо почитались. На улице при виде старика замедлялишаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходилонезамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательноспрашивал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков неуважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду)о своем проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то инаказанию.
Вечерами старики действительнособирались, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в их разговорыникогда не вмешивалась.
При стариках не курили,не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед нимибез головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употреблялиспиртное, а взрослые не пили в будни.
Важную роль в воспитаниииграло и общество сверстников. Молодежь участвовала в различных состязаниях,колядовала, славила Христа, водила хороводы, общалась на вечерних посиделках,пела русские народные песни и частушки. Случаи хулиганства или озорства былиредкими. Жизнь в деревнях и селах била ключом и была полнокровной.
Немало внимания уделялосьрелигиозному воспитанию подрастающих поколений. Рано внушались ребенку идеяБога, сущность греха, праведная жизнь. С молитвами садились за стол изаканчивали трапезу. Религиозное воспитание осуществлялось в церковноприходскихи сельских школах, где изучались Евангелие, священная история и Жития святых.Поощрялось и светское школьное образование. Родители и сельская община поройстремились дать необходимое образование одаренным крестьянским детям.
Домашние воспитатели —дедушка и бабушка. Поскольку мать и отец были заняты тяжелым земледельческимтрудом, старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становилисьглавными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди,трудовые кавыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, детиусваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делатьтого, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся,нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.
Воспитательное влияние навнуков подкреплялось культом предков. По тогдашним верованиям, они оставалисьпокровителями детей и после своей смерти: дух их продолжал обитать в жилище,помогал потомкам в случае беды. Считалось, что живут духи под печью» Когдасемья переходила в новопостроенное жилище, самая старая женщина обращалась кпечи и говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жиль». Тут же прямодается домовому название «дедушка». Кумовство.
Расселение малых семейбыло связано с миграцией людей и возникновением новых населенных пунктов.Рвались сложившиеся веками в большой патриархальной семье родственные связи. Вэтот период на уровне соседской общины возникает институт кумовства как одна изформ общественного воспитания детей.
Кумовство — результатраспада родовой общины, трансформации «дядьки» из воспитателя племянников всвоей семье в духовного наставника тех же племянников в семье их родителей.Когда в территориальной общине не было родственников, родители подбирали кума икуму среди соседей. История народного воспитания свидетельствует, чтопедагогическая функция кумов сохраняла свою практическую значимость в течениемногих веков. С принятием христианства кумовство прибрала к рукам церковь. Куми кума были объявлены крестным отцом и матерью. По каноническим правиламкрестный отец — «воспреемник» при крещении дитяти, т. е, при принятии его в«лоно церкви».
В числе средстввоспитания широко использовались запреты, которые в народе называли запуками.Запуки представляли собой предписания, оберегающие птиц, животных, растения отбессмысленного уничтожения. Им принадлежала немалая роль в формировании у детейбережного отношения к природе. С незапамятных времен замечалось, что детям иособенно подросткам свойственно обостренное любопытство, принимающее иногданездоровые формы в обращении с птицами и другими бессловесными существами.Привыкнув пренебрежительно смотреть на них, не умеющих говорить, но способныхчувствовать боль, подросток постепенно переносит такое представление на своихмладших товарищей. Чувство жестокости порождает преступление. В данных случаяхзапуки выполняли роль дисциплинатора, регулятивную и сдерживающую функции.Разнообразие природы, ее красота рассматривалась народной педагогикой как наборпособий для наглядного обучения нравственности.
Наблюдения за природнымиявлениями формировали у детей чуткое отношение ко всему живому, помогалиосмысливать великое право всего живого на жизнь. Издавна средства природыиспользовались в целях воспитания детей.
Русский свадебный обрядначинался со сватовства. После сватания обе стороны еще могли отказаться отбрака, но после сговора и рукобития или городской помолвки это былонедопустимым. Накануне свадьбы устраивался девичник в доме невесты. Невеста вкругу подруг прощалась со своей девичьей волей, на севере России — с краснойкрасотой, которую чаще всего символизировала лента, венок или головная повязка.На юге такую же роль играла наряженная ветка. У северных поморов долгосохранялся обычай предсвадебного мытья невесты в бане и ее обрядовые причитания(«отбивание зорь).
Свадебная церемониясильно отличалась по регионам. На юге в день свадьбы кортеж жениха заезжал за невестойдля совершения церковного обряда бракосочетания — венчания, после чего обестороны разъезжались по своим домам. Ближе к вечеру партия жениха сноваприезжала за невестой. Затем все направлялись в дом молодого, где и совершалисьвсе санкционирующие и приобщающие обряды (часть из них предварительновыполнялась в доме молодой) — постельный обряд, иногда — обряд окручивания, т.е. надевания на молодую головного убора замужней женщины. Поминовение мертвых
За день до праздникаСвятой троицы Святая православная церковь поминает умерших христиан. Этот деньназывается Троицкой родительской субботой. Ежегодно с апостольских временивхрамах совершаются панихиды по умершим; т. к. дело церкви — спасение людей, тоона непрестанно молится о своих чадах и живых, и мертвых.
Установление этой субботыкак поминальной относят к словам апостола Петра, произнесенным им в деньпятидесятницы, где он говорит о воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его,расторгнув узы смерти».
Совершенно неверносложилось мнение, будто в этот день в церкви можно поминать самоубийц и людей,не принявших святого крещения.
Никто не должен надеятьсяполучить по смерти от Бога то, о чем во время земной жизни он не радел,Ходатайство церкви и всех вообще христиан за умерших не относится к нерадивым,скончавшимся в неверии, нераскаянности. Им не поможет ходатайство живых,подобно тому, как ничего не могут сделать для оживления гнилых семян,потерявших начало растительной жизни, ни влияние солнца, ни благотворныйвоздух, ни питательная влага. На этом-то основании церковь никогда не молится осамоубийцах, нераскаявшихся еретиках и им подобных грешниках.
В числе спасенных иотверженных будут и богатые, и бедные, и ученые, и неученые, и знатные, инезнатные. Вера спасет их, а неверие погубит навеки. Верующему отпускаютсягрехи и на земле, и за гробом ходатайством церкви и ближних, а неверующему, послову Самого Христа, не отпускаются грехи ни здесь, ни в будущей жизни. Здесьнужно разуметь не ту веру, которую имеют и бесы, но веру, оправдываемую деламилюбви к Богу иближнему.
В вопросахприема пищив православии соблюдаетсяпринцип христианской свободы. Христос освободил людей от обязанности соблюдатьв еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете
И все же некоторыезапреты существуют: нельзя есть удавленины и крови, ибо «кровь есть душа».Разумеется, нельзя предаваться излишеству в пище и пьянству, ибо «пьяницыцарствия Божия не наследуют».
Особый режим питания управославных христиан во время постов, но об этом отдельный разговор.
Масленица как праздникстал так именоваться лишь в XVIвеке. По существу это языческий древнеславянский праздник в честь Белеса — богаплодородия, в чью честь устраивался раньше праздник проводов зимы и встречивесны.
Прощаясь с зимой, народпоследний раз катался с гор и устраивал битвы снежками. Готовясь к Великомупосту, наедался, напивался и веселился изо всех сил, вызывая как бы сытный год.Королем стола был блин — символ круглого, горячего, щедрого Солнца, обещавшегоскорую весну, богатый урожай и любовные приключения. Это был всеобщий праздник,но центральной фигурой праздника все же была сама госпожа Масленица — кукла изсоломы, которую наряжали, опоясывали, обували в лапти. Обычно этим судовольствием занимались дети. Затем усаживали Масленицу в сани и устраивали ейшумный выезд в гору. Сопровождали Масленицу приближенные — ряженая под цыганмолодежь.
Вслед за веселоймасленичной неделей с катаниями на разукрашенных тройках начинается в народноми церковном календаре первая седмица Великого поста. Пост продолжается втечение шести недель, вплоть до самой Пасхи — Светлого Христова Воскресенья, скоторым связывают в народе приход весны. Строгие правила соблюдения тех илииных гигиенических предписаний, правильный выбор пищи породили в народемножество пословиц и поговорок о посте.
Большим уважением управославных христиан пользовались «Слова» и «Поучения» Отцов Церкви — ВасилияВеликого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других, выдержки из которыхпереписывались и хранились во всякой более или менее грамотной семье — вназидание детям, как блюсти веру православную.
При пасхальном целованиии приветствии верующие издревле одаривали друг друга красными яйцами. Яйцовообще есть символ жизни. В данном случае яйцо служит символом воскрешенияИисуса Христа. Окрашенное красной краской яйцо напоминает о том, что наша новаяжизнь приобретена пречистою кровью Спасителя нашего. Этот цвет принадлежит к«светлым» цветам и являлся знаком радости о победе Иисуса Христа над смертью.
Обычай взаимного обменаяйцами, по сохраняющемуся в Православной церкви преданию, обязан своим началомсвятой Марии Магдалине, которая поднесла императору Тиберию красное яйцо сприветствием: «Христос воскрес!»
Девушки не пользовалисьбольшой свободой: по достижении 13 лет их воля ограничивалась самым строгимэтикетом приличия. Только на свадебных торжествах девушки могли быть рядом смужчинами. Остальное время они проводили в домашнем одиночестве или в кругуподруг. Их занятия ограничивались шитьем и заботами по кухне. Немногие училисьчитать акафисты и каноны. Писать же молодых казачек не учили, опасаясь, что онизаведут переписку с мужчинами. Каждое воскресенье и в праздники девушки внарядном платье ходили вместе с бабушками или нянюшками к заутрене, к обедне ик вечерне. По вечерам сидели на крыльцах домов, скрываясь каждый раз, когдавидели молодого мужчину. Собравшись небольшими группами, играли в кремешки, вжмурки, в лапту, пели и плясали под народные песни. Иногда под надзором бабушеки нянюшек выходили на улицу для хороводов.
Подростки и молодые людивыходили за станицу к палисаднику или «в сады». Здесь одни с ружьями, другие слуками и стрелами учились точной стрельбе. Яйцо служило метой. В таких забавахони проводили большую часть дня. Были среди них и такие, что выбивали пулеймонету, зажатую пальцами рук.
На другом концепалисадника мальчишки, разбившись на два лагеря, играли в военные баталии,используя лубочные сабли и деревянные пики. Казак рождался воином. С появлениемна свет младенца начиналась его военная школа. Все родные и знакомые отцаприносили в дом «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук, ружье. Эти вещиразвешивались на стене той горницы, где лежала мать с младенцем. Когда, поистечении сорока дней, мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращаласьдомой, отец «надевал» на него саблю, возвращая сына матери, поздравлял ее сказаком. И лишь прорезывались у младенца зубы, отец и мать возили его в церковьслужить молебен Иоанну-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скакалипо улицам и участвовали в детских маневрах.
Женщины во всем угождалимужчинам, особенно если они имели воинские доспехи. Если женщина встречалавооруженного казака на узком мосту, она должна была пропустить воина.
На больших празднествахженщины и мужчины сидели отдельно, и этот обычай в большинстве случаевсохраняется до сих пор.

Заключение
Православие — одноиз-трех основных направлений христианства. Важнейшими догмами у православныхявляется вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына иБога-Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога ичеловека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий Заветы),так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения ОтцовЦеркви). Они считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства.
Впервые христианствопришло в Россию в VI в.,распространившись среди причерноморских адыгских племен. Его приняли такжепредки осетин, народы Чечни и Дагестана. Интенсивное проникновение христианствана древнерусскую землю началось после 988 года, когда великий князь ВладимирСвятославович принял решение о крещении Руси и осуществил свое намерение.Христианство пришло на Русь из Византии в своей восточной форме, которая послераскола в христианстве в 1054 году стала именоваться православием.
Новая религия оказалаположительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества,способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности Древней Руси,а на более поздней исторической стадии — и формированию этническогосамосознания русского народа.
Но и среди православныххристиан нет единомыслия.
Библия — самаянеобыкновенная, самая читаемая и самая почитаемая книга на Земле. Онасоставлялась более 1600 лет на протяжении жизни 60 поколений. В числе ее более40 авторов — представители самых разных слоев общества: Лука — врач, Соломон —царь, Амос — пастух, Петр —рыбак, Матфей — сборщик налогов, Моисей —политический деятель, получивший блестящее образование в Египте.

Списокиспользованной литературы
Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебноепособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
Кочетков В.В. Психологиямежкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с.
Крысько В.Г. Этнопсихология имежнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. –448 с.
Кукушин В.С., Столяренко Л.Д.Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
Лурье С.В. Историческая этнология:Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. – 624с.
Налчаджян А.А. Этнопсихология. –СПб.: Питер, 2004. – 381 с.
Преображенский П.Ф. Курс этнологии:Учебное пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 216 с.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. –М.: Гардарики, 2000. – 256 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология:Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.
Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник длявузов. – М.: Проект, 2004 – 352 с.