Воспитательный потенциал семьи

Содержание
Введение
Глава I.Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становлениеличности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитанииподростка
2.1 Работа педагога с семьей
2.2 Основные направления организации работы педагога сродителями воспитанников
2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Глава III. Анализвзаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
/>Введение
Сегодняшний день характеризуютполитическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятнаядинамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм,заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов,криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры,образования и т.д.
На положение детей отрицательноевлияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающаявынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянныепсихологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Всеэто существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижают влияниесемьи как социального института на процессы воспитания и социализацииподрастающего поколения.
На современном этапе развитияобщества проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. Нарешение этих проблем должна быть направлена вся деятельность не только системыобразования на всех уровнях, но и всех других заинтересованных министерств иведомств.
В последние годы в учрежденияхобразования усилием членов педагогического сообщества решается вопрос о том,что и каким образом нужно сделать на федеральном, региональном, муниципальномуровнях и в каждом конкретном образовательном учреждении, чтобы объединитьусилия участников образовательного процесса в интересах личности ребенка,поскольку жизненное самоопределение детей и молодежи является главным предметомнашей заботы[1].
Учитывая все выше сказанное,можно считать тему курсовой «Педагогическая культура семьи, еевоспитательный потенциал. Взаимодействие школы и семьи в воспитании подростка. Семьякак позитивный и негативный фактор развития личности. Современные реалиидомашнего воспитания» на сегодняшний день актуальной.
Цель работы: Проанализироватьвоспитательный потенциал семьи и ее педагогическую культуру, провести анализвзаимодействия родителей и педагогов в воспитании подростка.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности современнойроссийской семьи и семейного воспитания.
Изучить влияние семьи настановление личности ребенка.
Проанализировать способыповышения педагогической культуры родителей.
Рассмотреть работу педагога ссемьей.
Изучить основные направленияорганизации работы педагога с родителями воспитанников.
Проанализировать формы взаимодействияпедагогов и родителей.
Сделать выводы.
/>Глава I. Воспитательный потенциал семьи и еепедагогическая культура
 1.1 Современная российская семья исемейное воспитание
Семья являет собой персональнуюсреду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяетсярядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический. Структура семьи(большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишьродителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало — илимногодетная).
Социально — культурный. Образовательныйуровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально — экономический. Имущественныехарактеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический. Условияпроживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Претерпевая изменения в областиэмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основныминститутом социализации детей, несмотря на то, что переход от однихобщественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызываетрастерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современнойситуации.
Характеризуясовременную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:
преимущественное преобладаниесветских, гражданских браков;
увеличение церковных браков;
свобода заключения и расторжениябраков;
равноправие женщин и мужчин вбраке;
увеличение нуклеарных (бесплодных,не производящих детей) семей;
в основном семьи одно — двухдетные;многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей постатистическим данным всего 7%[2].
Однодетные семьи состоят, какправило, из двух поколений — родители и дети, а другие родственники живутотдельно, то есть родители утрачивают возможность пользоваться опытом иподдержкой предыдущего поколения. Исчезло разнообразие, вносимое вмежличностные отношения пожилыми людьми, сиблингами (братьями-сестрами), другимиродственниками.
Характеризуя современную семью,мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. Присохранении традиционного разделения «мужского» и ” женского”труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Болеетрети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, гдеродители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главнымиценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большоеколичество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышениеконтроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию иразвитию); с другой — сужение кругозора матери, замыкание ее интересов надомашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери переддетьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной датькомпетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статуссоветчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый,более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокийуровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени внесемьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегдазаботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительскойвласти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитетличности родителей. Не означает ли это, что роль семьи как институтасоциализации снижается?
Кризис современной российскойсемьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; смедленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Какследствие этого — реалии сегодняшнего дня[3]:
а) резкое снижение жизненногоуровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей.Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу,возникновение ссор, зависти и пр.;
б) появление подросткового июношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
в) резкое увеличениебезнадзорных детей; появление беспризорности, которая была ликвидирована вРоссии в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Впервыеза 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некотораячасть детей (около 5-6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынужденобрать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательныхучреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приют,дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячамдетей родительский кров;
г) рост детской преступности,при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеетродителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют ихповедение;
д) приобщение детей к алкоголю,наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
е) усиление бродяжничества детейи подростков;
ж) рост фактов подросткового июношеского суицида и попыток к нему: ежегодно около 2 тыс. подростков кончаютжизнь самоубийством. Причиной являются многочисленные психогенные ситуации всемье, в обществе сверстников;
з) резкое падение авторитетародителей, рост конфликтности с ними. Выявлено, что авторитет родителей частозависит от сферы их трудовой занятости. Результаты исследования показали, что сматерью, работающей в бюджетной сфере, советуются 68% детей, на государственномпредприятии — 71%, в коммерческих структурах — 76%. Часто родителипереоценивают собственную значимость для своего ребенка: по мнению родителей,82% детей видят в них основных советчиков, по мнению детей, — лишь 68%.
Заставляет задуматься и тотфакт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей. Около 30% детейнаходятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30 тыс. подростковпокидают семьи из-за насильственных действий родителей.
Безусловно, современные семьипереживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и времяродителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формированиеи развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина всутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные — 30. Духовное общениеродителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, асам контроль — выяснению того, какие оценки получены.
Кризис семьи в современномобществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризисвыражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитаниедетей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономическойситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистовприходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться заиндустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшениюнравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если этодействительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остаетсянадеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейномвоспитании изменится к лучшему.
Таким образом, подводя итог сказанномуо трудностях современной семьи, среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания в семьеможно отметить следующие:
невысокий экономический уровеньбольшинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится надобывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);
низкая культура общественнойжизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность,неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другиепричины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
двойная нагрузка на женщину всемье — и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузкагорожанки в простой семье с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числедома — 36. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет11 часов;
высокий процент разводов,являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — этовсегда проблема воспитания детей;
бытующее общественное мнение,что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеетне семья, а женщина. Пока законодательство закрепляет положение, при которомвоспитание остается святой обязанностью женщины-матери, объявленное закономравное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;
обострение конфликтов междупоколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейныхубийствах не исчезает со страниц прессы;
увеличение разрыва между семьейи школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшаянепрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения ролипомощника семьи. А новые общественные институты, хотя и появились, но еще неокрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье[4].
Педагогическая теория, пожалуй,ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо действуют общиезакономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных,экономических отношений. Вся надежда на учителя,на его подвижническую деятельность в плане:
гуманизация отношений в семье. Авторитаризмисчерпал себя. Когда людям нечего терять, запугивания не срабатывают. Толькодоброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открываютсердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе залучшее будущее собственных детей;
объединение усилий школы ицеркви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельностьвообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;
координация сотрудничества сгуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста,разработки и реализации совместных программ.
Главное, не терять веры в людей,в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу добра. Общество ираньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему. Немаловажнуюроль в этом всегда играли и играют Учителя. Современные педагоги высказываютсожаление о том, что «педагогика зоны», «педагогика колонии»А.С. Макаренко, которую отвергли сторонники демократических преобразований,похоже скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приняты радикальныемеры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению ее устоев[5].
 1.2 Влияние семьи на становлениеличности ребенка
Педагог, работающий сколлективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себеформирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций еечленов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семьемогут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческиереакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления иформы работы с родителями.
Основнойфактор становления и формирования личности — социальная среда,формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление еголичностного мира.
Планируя работу с родителями,педагог должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся типсемьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.
Так, для конца 50 — х — начала60 — х годов 20 века характерно массовое распространение поведения родителей,мотивированного эмоциональной привязанностью к детям, выражающегося в полученииими больших материальных и духовных благ (детоцентристская семья). При том, чтово многих семьях такого типа на детей уходит до 50% семейного бюджета,складывающаяся в них система воспитания характеризуется рядом негативных черт.
Родители с гипертрофированнымчувством долга по отношению к детям деформируют личностные качества ребенка. Обеспечиваясвоим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его откаких бы то ни было забот, усилий, трудностей. В результате у детей отсутствуетсамостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так каксемья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы,ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими у них частонаблюдается истеричность, грубость.
С середины 70-х годов ХХ векаформируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. Всемье такого типа норма семейной жизни меняется: родители не в полной мереподчиняют свои интересы интересам детей. Особенности таких семей заключаются втом, что интересы каждого из супругов шире семейных, а круг общения значительновыходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество,так и родительство. Члены такой семьи руководствуются не только обычаями итрадициями, но и идеалами, нравственными ценностями каждого из них[6].
Очень важно, чтобы педагогправильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они,реализуются или просто декларируются.
А.С. Макаренко считал, чтодуховный облик детей, формирование их характера определяются всем строемсемейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующимна ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопрекиэтим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия,ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, малейшемупроявлению лжи. Таким образом, существует закономерная связь междупсихологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная,нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Социальныйфон семьи — сильнейший фактор формирования личности ребенка. Еговлияние нельзя исключить или не учитывать.
Важным условием воспитанияявляется родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное назнаниях, нравственных достоинствах. Педагогу необходимо анализировать опытсемейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимаютзначение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложныхоснований авторитета, которые педагог должен знать, чтобы помочь ребенку выйтииз трудной ситуации, складывающейся в семье.
Наблюдая, что ребенок безволен,забит, запущен или, наоборот, ведет себя, как самодур, мстителен, склонен кдемонстрации силы со слабыми, педагог видит, что это результат подавленияребенка родительским авторитетом, когда о каждому поводу родители раздражаются,повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия.
Хвастливость и высокомерие детейчасто связаны с искаженным восприятием ими действительности положения родителей- их постов, заслуг, непомерно афишируемых родителями.
Иногда отсутствие у детейсамостоятельности либо, наоборот, наличие сопротивления требованиям взрослых — результатродительского педантизма, когда родители совсем не считаются с мнением ребенкаи требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих приказов ипоручений.
Когда ребенок не слышит и неслушает своих родителей — это его ответ на бесконечные поучения и назидания,ответ полным неповиновением на авторитет назидания.
Почему из добродушных, милыхдетей вырастают циники, расчетливые дельцы, жесткие, агрессивные люди? Как нипарадоксально, но это бывает в семьях, где родительская любовь декларируется,где ребенка «заласкивают», выполняют все желания за проявлениепривязанности к родителям.
Часто хорошее поведение ребенкапокупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелыпоследствия такого «воспитания», когда каждый в семье пытаетсяпривлечь ребенка на свою сторону, то есть процветает авторитет подарка. В такихусловиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются[7].
В работе с родителями педагогунеобходимо учитывать, что некоторые отрицательные качества в детском характеремогут формироваться и под влиянием родительских авторитетов. Но в любом случаепедагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия сродителями — уважением, которое не должно исключаться никакимиобстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей.
Родители должны видеть впедагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего испособного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
 1.3 Способы повышения педагогическойкультуры родителей
На основе анализа целей, задач,содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создатьэмпирическую модель педагогической культуры семьи.
Она включает следующие аспекты:
интеллектуальность,характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательныминтересом и активностью, стремлением к углублению знаний исамосовершенствованию;
интеллигентность,характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;
педагогическую эрудицию,являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформироватьсоциальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения вконкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательныйисход процесса развития, какова будет… зрелая личность” (Л. Выготский);
качества личности, определяющиеотношения к обществу, к другим людям, к себе;
педагогические умения,реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, встимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическомподходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.
Педагогическая культураформируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки.
Определились и пути повышенияпедагогической культуры родителей.
Формы пропаганды педагогическихзнаний:
педагогический всеобуч;
обучение в университете педагогическихзнаний;
лекции попсихолого-педагогической тематике;
семинары-практикумы по отдельнымвопросам воспитания;
индивидуальные и групповыеконсультации;
публикации в печати, выступленияпо радио и телевидению;
ознакомление спсихолого-педагогической литературой;
обогащение и осмыслениепедагогического (воспитательного) опыта[8].
Целенаправленная работа поповышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворногосотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезноевлияние на формирование микросоциума.
/>Глава II.Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
 2.1 Работа педагога с семьей
Взаимодействие педагога сродителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля,единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни,достойной человека.
Работа педагога с семьей,семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальнойполитики учреждения образования.
Образование само по себе неформирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать уребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однакопрактика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний вобласти воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтомувзрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей исамих детей.
На каких основах должныстроиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным ипомогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопросможно найти ответ в словах в.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов вшколу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновейотцовской „сильной рукой“, для предупреждения об опасностях, „еслии дальше так будет продолжаться“, — и как можно больше такого духовногообщения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, чтоу ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — все это мы должнырассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершеннонедопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — этоуродливое воспитание».
К сожалению, гармонии отношенийдобиться не всегда удается. Бытует мнение «школа должна» и «семьяобязана». Разумеется, семья — это первый коллектив ребенка, естественнаясреда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.
Вместе с тем в условиях, когдабольшинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой ифизического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многихродителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители,не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальныхособенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую,интуитивно.
Все это, как правило, неприносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностныхотношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом»становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу»ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другимиобъективными и субъективными причинами, способствует росту детскойбезнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской,подростковой и молодежной среде.
Образовательное учреждение, будьто школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один изважнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс иреальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей ипедагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если онистанут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разныхситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностейдетей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров,помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении[9].
Педагогам важно установитьпартнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферувзаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничествамежду взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлятьколлектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересноживет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов,детей, родителей.
Следовательно, целесообразнозначительную часть воспитательного процесса организовывать совместно сучащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща,чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия длядостижения более высоких результатов.
Особое значение в разработкеперспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (втом числе и дополнительного), особенностью которых является свободноетворческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей должнаобъединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверияи личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей ипедагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются настремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий повоспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленныйпоиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Целивзаимодействия образовательного учреждения с семьей:
повышение роли семьи вреализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи вобразовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческойсамореализации педагогов, родителей, детей;
расширение сферы участияродителей в организации жизни образовательного учреждения[10].
 2.2 Основные направления организацииработы педагога с родителями воспитанников
Одно из основных направленийдеятельности педагога — это работа с семьей, в которой растет, формируется,воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, онвлияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектомпрофессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, асемейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие сродителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка,каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Здесь необходимо следующее:
изучение семейной атмосферы,окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
психолого-педагогическоепросвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;
организация и совместноепроведение свободного времени детей и родителей;
защита интересов и прав ребенкав так называемых трудных семьях[11].
Таким образом, педагогомреализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательнойконцепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, оцелях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходедуховного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельностивоспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе,о выявленных способностях и текущих успехах и т.д.) и корректировка семейноговоспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусстволюбить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекциюличности родителей.
Если более подробно обозначитьнаправления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:
составление характеристик семейобучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальныйуровень и т.д.);
организация диагностическойработы по изучению семей;
использование оптимальных форм иметодов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
организацияпсихолого-педагогического просвещения родителей;
создание системы массовыхмероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимойдеятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
выявление и использование впрактической деятельности опыта семейного воспитания;
внедрение в семейное воспитаниетрадиций народной педагогики;
оказание помощи родителям вформировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностикенаркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
использование различных формсотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьмитворческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение ихавторитета;
создание условий для обеспеченияправ родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организациидеятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения,попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.); объединенийродителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация,клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов,семейные клубы);
активное включение в работу ссемьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительногообразования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря,воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);
оказание помощи родителям вразвитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений,подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки,клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основысемейного воспитания»);
разработка тематическогооформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);
расширение сферы дополнительныхобразовательных и досуговых услуг.
Основнаяцель всех форм и видов взаимодействия с семьей — установлениедоверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их водну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами исовместно их решать.
Взаимодействиепедагогов и родителей детей осуществляется в основном через:
приобщение родителей кпедагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребываниеродителей на занятиях в период адаптации ребенка;
информационно-педагогическиематериалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомитьсяродителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающейсредой;
объединение усилий педагога иродителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: этивзаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых сконкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста,учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимостии такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, неигнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношениясемьи и образовательного учреждения.
Взаимодействиесемьи и учреждений образования в интересах творческого развития личностиребенка осуществляется через:
разнообразные программысовместной деятельности детей и родителей;
семейные туристско-краеведческиеи экскурсионные программы;
систему социально-правовых имедико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев,практикумов и т.д.);
традиционные встречи многодетныхсемей;
благотворительные праздники иконцерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
встречи опекунов детей,оставшихся без родителей;
семейные клубы и мастерские./>2.3 Формывзаимодействия педагогов и родителей
Взаимодействие педагогов иродителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесссотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяютсяпрежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельностипедагогического коллектива.
В практической работе сродителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формывзаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Универсальной формойвзаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.
Родительскоесобрание — одна из основных форм работы с родителями. На немобсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания недолжны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями,совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — однасемья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» идр.
Особую заботу у педагоговвызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательнойдеятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой цельюпедагог организует специальные встречи с отцами детей, проводитконференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» идр.
Многие образовательные учрежденияс учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведенияродительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематическойдискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересованасемья, консультаций со специалистами и др.
Существует много вариантовпроведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказываетсама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика иметодика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровеньобразованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания,стоящие перед школой.
Классные родительские собранияпроводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительскоесобрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять ихпедагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями (см. приложение1). На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, ихвозможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительскоесобрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговордолжен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий,соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскомусобранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, ине только в учебной деятельности.
Общешкольные родительскиесобрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика такихсобраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. Наних выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительскийкомитет школы.
Например, учебное заведениепрошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутымирезультатами.
Общешкольное родительскоесобрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания всемье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительнымопытом воспитания детей[12].
Родительский лекторий, «Университетпедагогических знаний» и др. — способствуют повышению педагогическойкультуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании,выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определениитематики мероприятий участвуют родители.
Родительские конференции (общеклассные,общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительскиеконференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членамикоторого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них,наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должныготовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социальногопедагога, которые работают в образовательном учреждении. В их задачу входитпроведение социологических и психологических исследований по проблемеконференции и их анализ, а также знакомство участников конференции срезультатами исследований. Активными участниками конференций выступают самиродители.
Они готовят анализ проблемы спозиций собственного опыта.
Отличительной особенностьюконференции является то, что она принимает определенные решения или намечаетмероприятия по заявленной проблеме.
Тематические конференции пообмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес,привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей наукии культуры, представителей общественных организаций.
Презентацииопыта семейного воспитания — проводятсяс привлечениемпсихологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятияприглашаются родители детей разновозрастных групп.
Диспут, дискуссия — обменмнениями по проблемам воспитания — одна из форм повышения уровня педагогическойкультуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейшихпроблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты иявления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическоемышление.
Встречи родительскойобщественности с администрацией учреждения. Педагоги знакомят родителей стребованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей.В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий,перспективных планов совместной работы.
Индивидуальные консультации — однаиз важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима,когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей,боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальныеконсультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимоопределить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательнойработы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительныйхарактер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями ипедагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, счем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснитьнеобходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальнойконсультации можно использовать анкету «Мой ребенок», котораязаполняется педагогом совместно с родителями (см. приложение 2).
Тематические консультации. Вкаждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему,испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда этипроблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругутех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друганаправлено на ее совместное решение.
Для того чтобы тематическаяконсультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблемаих касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают дляучастия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. Втематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы,которые могут найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог,психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. в ходетематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, котораяих волнует (см. приложение 3).
Беседа в воспитательном арсеналепедагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целяхпредупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений междуродителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседув работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительнуюатмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результатыбеседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этогоне хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а неувлекаться назидательными советами.
Посещение воспитанника на дому. Педагогдолжен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещениевозможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьидолжно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначалепоговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместномвремяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.
Родительский комитет. Родительскийактив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общиезадачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организацииколлективных творческих дел, решению проблем коллектива.
Родительские чтения — оченьинтересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям нетолько слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме иучаствовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующимобразом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросыпедагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собираетинформацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и другихспециалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родителичитают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительскихчтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу,родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов кего решению после прочтения книги.
Родительские вечера — формаработы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительскиевечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительскийвечер — это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздниквоспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов навопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Темы родительских вечеров могутбыть самыми разнообразными (см. приложение 4). Главное, они должны учитьслушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Формы вечеров позволяют нетолько высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечтополезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свойвоспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительские тренинги. Этоактивная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействиес собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Вродительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективностьтренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится сгруппой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными,если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобытренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.
Родительский тренинг проводится,как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на времяощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родителивыполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимаяигрушка», «мой сказочный образ», «детские игры»,«воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги — одна издискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительскийринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросывыбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут бытьразные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику невступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами вродительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответахна вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.
Организация совместнойдеятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагоговобразовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивногообщения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей идетей. В учреждениях образования сложились разнообразные виды сотрудничества ссемьей:
в познавательной деятельности: общественныефорумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых дверей, праздникизнаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметныхгазет, творческие отчеты. Родители могут помочь в оформлении, подготовкепоощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать вмероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут бытьконкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательскиеконференции «Круг семейного чтения» и другие;
в трудовой деятельности: оформлениекабинетов, благоустройство и озеленение помещений, посадка аллей,ярмарка-распродажа поделок, выставки «Мир моих увлечений» и др.;
в досуге: совместные праздники,подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей,соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, слеты, экскурсионныепоездки, домашние клубы выходного дня, где родители организуют деятельностьдетских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкоераспространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, Деньотца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы:«Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейныхальбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнованиямежду отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческихобъединениях различной направленности, музеях и т.п.
Таким образом, эффективностьвоспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочихфакторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются вкачестве субъекта целостного образовательного процесса.
/>Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитанииподростков
В МОУ средняя школа №112 г. Новосибирскаактивно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укреплениесвязи между семьей и школой. Предлагаю проанализировать опыт взаимодействияклассного руководителя 7 «А» с родителями.
Известно, что «проблемные»,«трудные», «непослушные» и «невозможные дети», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные»- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практикапсихологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудныепроблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятныйстиль общения в семье.
Кроме того, существует оченьважная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, чтобольшинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводутрудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.Стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» впсихике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Такимобразом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиляобщения — большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.
«Со мной никто не возился,и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как разчеловеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить сним теплые, дружеские отношения.
Исходя из этого класснымруководителем были поставлены следующие цели работы с родителями:
Укрепление связи между семьей ишколой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитаниядетей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
Создание ситуации успешности дляребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
Профилактика правонарушенийсреди детей и подростков.
В рамках этого направления вклассе проводятся:
тематические активныеродительские собрания (с рекомендациями психолога и социального педагога,сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);
анкетирование родителей напредмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образованияи удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланийадминистрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом;
проведение спортивной игры«Папа, мама и я — спортивная семья», целями которой стали не толькоукрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здоровогостиля жизни;
проведение родительскихконференций.
В своём общении с родителямиклассный руководитель использует такие виды работы:
анкетирование
посещение семьи
индивидуальные беседы
родительские собрания
Первым этапом и залогомдальнейшего продуктивного общения с семьёй ребёнка педагог считает установлениетёплых отношений, личного контакта с родителями. На родительских собранияхобычно 80-90% -ая посещаемость, и вот как классный руководитель этогодобивается. В начале учебного года на каждого ребёнка заводится отдельнаяученическая тетрадь, где фиксируется всё достойное внимания родителей (какположительные, так и не очень) факты из школьной жизни ученика. Записи ведутсяв свободной форме, с юмором, что позволяет неформально подойти к проблеме ивызывает у родителей живой отклик. В этот же дневник педагогических наблюденийпри желании можно внести записи других педагогов и психолога, что делаеткартину жизни ребёнка более полной и объективной. За месяц-два в этой тетрадинакапливается определённый объём информации и к родительскому собранию педагогобладает фактическим материалом, с которым можно работать дальше. Он оченьвнимательно следит, чтобы записи носили преимущественно положительный характер,а отрицательных замечаний в школе и так хватает. О них классный руководительупоминает с юмором и в максимально корректной форме. На собраниях родителизнакомятся с записями в конфиденциальной форме, как правило, остаются этимчрезвычайно довольны и с желанием идут на контакт с педагогами, откликаясь напросьбы и пожелания. Вслух же классный руководитель преподносит им туинформацию, которая имеет ценность для всех, отвечает на вопросы родителей иделится впечатлениями от общения с их детьми.
Работа с родителями — большоеискусство, как и вообще общение с людьми. Когда удаётся наладить контакт ссемьёй, тогда родители сами идут к учителю, не боятся быть непонятыми,обиженными и униженными. На этом фундаменте гораздо легче и проще строитьотношения с детьми. Это делает работу педагога, как сейчас принято говорить,«прозрачной», не возникает двусмысленностей, обид и недомолвок.
Плюсы этой формы работыочевидны, но считаю необходимым упомянуть и о минусах. Это очень трудоёмкоезанятие, а «писанины» у учителей и так достаточно. Дневникинаблюдений требуют от педагога вдумчивости, ответственности и большой затратывремени, но они же являются опорой в работе, доказательством компетентности,документом, свидетельствующим о качестве работы. По моему мнению, все душевныеи физические затраты на ведение подобных дневников окупаются установлениемтёплых отношений с семьёй ребёнка, благодарностью родителей и в итоге повышаютавторитет и конкурентоспособность педагога.
Девизом родительских конференцийстали строки:

“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”
Конференции проводятся не вотдельно взятом классе, а для всей параллели. На них приглашаются школьныйпсихолог, социальный педагог и педагоги-предметники.
Цели конференций:
Просветительская работа средиродителей по воспитанию школьников;
Осознание необходимостипостоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личностиребенка;
Укрепление связей «родитель-ребенок-школа».
Опыт проведения такой формыработы с родителями начался в 2004 году. Тогда конференция была посвящена теме«Семья как фактор образовательной среды».
Подготовка к конференции предусматриваласобрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппахпредложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителямпредлагалось ответить (бланки представлены в приложении 5). Затем аналогичнуюработу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждениявыступали уже члены родительского актива.
Таким образом, каждый класс напараллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел наконференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи«родитель-ребенок-учитель». Родители разрешали ее со своей позиции (вчем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней).
После родительской конференциибыл проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти жеситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Даннаяформа работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано многоположительных откликов.
Продолжая интересный опыт, 15апреля 2005 года была проведена следующая конференция «Поощрение инаказание как методы воспитательного воздействия». (6 класс)
Задачи:
Ознакомление с правами иобязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенциио правах ребенка, Конституции РФ, Закона «Об образовании»).
Ознакомление с возрастнымиособенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
Овладение новыми приемамиразвития самоуправления у детей и младших подростков.
Предупредить возможные ошибкиродителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
К конференции был подготовленвыпуск школьной газеты «Вместе», в котором представлено многополезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции былапроведена работа с родительскими активами классов, где родителям былипредложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется илиуже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболееприемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения,посоветоваться друг с другом, обсудить.
Работа велась в микроколлективахна представленных бланках по определенной схеме. В приложении 5 представленыбланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители,работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассныхсобраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальныйпедагог, а члены родительского актива.
В ходе подготовки к конференциивелась работа и с учащимися 6-х классов. На классных часах обсуждалась тема«Моя семья», где изучались такие вопросы, как история семьи, созданиегенеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в еедуховное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалосьзакончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись быланеобязательна): “Какими бы ты хотел видетьсвоих родителей?”
Примечательно и приятно, что вбольшинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов,звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями сними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены наконференции на больших плакатах.
На конференции выступалиродители — члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемымситуациям. Для выступления с докладом «Поощрения и наказания» былаприглашена школьный психолог, она рассказала о возрастных особенностяхподростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено исоциальному педагогу, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры,помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающиммиром. Выступление называлось «Как помочь ребенку». В заключениеучащиеся 6-х классов выступили перед родителями с номерами художественнойсамодеятельности.
При подведении итоговконференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа сними важна и необходима, т.к многие «варятся в своем соку» и не имеютвозможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителямибыла предложена тема следующей конференции: «Воспитание волевых качеств удетей и подростков», — которая была проведена 15 сентября 2005 года.
Задачи:
Овладение родителями некоторымипрактическими приемами общения с ребенком.
Ознакомление с основными этапамиформирования волевых качеств у школьников.
Предупредить возможные ошибкиродителей в процессе воспитания.
Чтобы воспитать волевые качестваи сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенныеусловия в непосредственном общении с ним.
При подготовке к конференциипсихолог и социальный педагог провели активные родительские собрания напараллели 7-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не толькородительские комитеты, как было ранее, а все родители.
Выступление на собрании былосоставлено по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». — М.:«ЧеРо».
Для лучшего восприятияинформации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткийконспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашемвыступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так,после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждомуродителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день иподсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку сэмоционально положительными высказываниями и сколько — с отрицательными. Послевыполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно илиперевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общенииу них не все так благополучно.
После обсуждения вопроса оформировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалосьсделать следующее: «Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальнойлинией пополам. Над левой частью напишите: „Сам“, над правой — »Вместе”.Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, вкоторых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки «Вместе»можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните:каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательноотметьте этот его успех.
Овладение навыками активногослушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примеромкаждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответродителей по правилам активного слушания. В каждом классе было по 3 группы, вприложении 5 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).
После обсуждения темы «Я-сообщений»следовало задание на том же бланке: «Выберите из ответов родителей тот,который больше всего отвечает „Я-сообщению“ (см. приложение 5).
После завершения работы родителивысказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении ихзаинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.
В конце сентября так жепроводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехахв применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированыпсихологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке кконференции — встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями оличных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования былинамечены выступления от каждого родительского актива.
В обсуждении темы воспитанияволевых качеств педагогам показалось интересным узнать мнение самих детей отом, что они понимают под этим выражением. Учащимся были заданы 4 вопроса, накоторые они ответили исходя из своего собственного мнения:
Что такое сила воли?
Кто для тебя является образцомволевого человека (пример из жизни или литературы)?
Как ты считаешь, тебя уже можноназвать человеком, у которого есть сила воли?
Кто тебе может помочь в развитииволи?
Ответы ребят были самые разные,но все интересные, а порой и забавные. Часть из них были опубликованы в выпускешкольной газеты „Вместе“, который был посвящен родительскойконференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который былпредставлен всем участникам конференции.
Программа конференции включаласледующие выступления:
Краткое повторение основныхусловий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 7-х классов (школьныйпсихолог).
Выступление родителей порезультатам применения новых методов общения с детьми.
Выступление социального педагога»Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей вактивном слушании ребенка.
Выступление педагога-психологашколы «Как воспитывать волю у подростков» об основных правилахформирования волевых привычек и целеустремленности.
При подведении итоговконференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимостьподобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатныхизданий — брошюр для большей эффективности и возможности ежедневногосамосовершенствования как родителя.
Таким образом, в сложныхсовременных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощьсо стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можноуспешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи ишколы должен быть направлен на активное включение родителей вучебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность,сотрудничество с детьми и педагогами. Свой анализ взаимодействия семьи и школыв воспитании подростков я хочу завершить словами философа А. Шопенгауэра:”Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе сдругими он может сделать многое”.
/>Заключение
Итак, одним из важных условийвоспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды,основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаясяпредпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды наличность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.
Одно из условий педагогизациимикросреды — развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитанииребенка.
Основные аспекты сотрудничества:
изучение ребенка, особенностейего развития, возможностей и способностей;
определение цели и задачвоспитания;
определение основных направленийсодержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
своевременный обмен информациейо продуктивности воспитательного процесса;
выработка единого подхода кпониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействияи сотрудничества в воспитании;
коррекция воспитательных усилийна основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровняразвития и воспитанности ребенка.
Содержание взаимодействия школыи семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности ворганизации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработкуобщего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.
Сложность проблемы определяется тем,что степень влияния школы, семьи, других микросоциумов на детей неодинаковы,разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Крометого, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию оттех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.
Социальная основа сотрудничествашколы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы иродителей.
Базовым фактором для развитиясотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды являетсяпедагогическая культура личности воспитателя (родителей, педагогов).
/>Списоклитературы
1.        Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? — М.: Просвещение,1993. — 114 с.
2.        Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как сглавным партнером в организации воспитательного процесса // Материалынаучно-практической конференции. — Ориенбург, 2003. — 321 с.
3.        Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. — М.: Педагогика, 1979. — 220 с.
4.        Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья — субъект и объект воспитания // Кн. Общаяпедагогика. — М.: Проспект, 2000. — 426 с.
5.        Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М.: Просвещение, 1982. — 110с.
6.        Гребенников И.В. Школа и семья. — М.: Просвещение, 1985. — 150 с.
7.        Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. — М.: ГосударственныйНИИ семьи и воспитания, 2000. — 40 с.
8.        Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. — М.: ТЦСфера, 1996. — 188 с.
9.        Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Подред. Шишмаковой Е.В. — Благовещенск, 2000. — 184 с.
10.     Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып.1,2. — М.: Гардарика, 2001. — 226 с.
11.     Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. — М.: Педагогика,1980. — 214 с.
12.     Капустин Н.П. Работа школы с родителями. — М.: Просвещение-АСТ, 1999. — 156 с.
13.     Культура семейных отношений. Сборник статей. — М.: Знание, 1985. — 176 с.
14.     Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушенийнесовершеннолетних: возможности системы образования. — М.: «Интеллект-центр»,2003. — 236 с.
15.     Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие длявоспитателей, классных руководителей. — М.: Проспект, 2000. — 59 с.
16.     Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. — М.: Просвещение-АСТ,1999. — 302 с.
17.     Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред.В.Я. Попиловского.- М.: Высшая школа, 1992. — 342 с.
18.     Прутченков А.С. Психолого-педагогические и организационно-методическиеаспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. — М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. — 23с.
19.     Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько.- М.: Гардарика, 1990. — 266 с.
20.     Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работыот А до Я. — М.: Просвещение-АСТ, 2001. — 422 с.
21.     Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М.: Мысль, 1993. — 274 с.
22.     Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. — М.: Проспект, 1999.- 208 с.
/>Приложения
Приложение 1
 
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а неконстатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практическийхарактер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждениемличностей детей.

Приложение 2
 
Анкета «Мой ребенок»:
1. Когда он родился, то___________________________________________
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было_______________
3. О здоровье можно сказать следующее____________________________
4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы___________________
5. Его отношение к школе было____________________________________
6. В первые годы он учился в основном_____________________________
7. Ему нравились такие предметы, как______________________________
8. Отношения с первой учительницей были__________________________
9. Общаясь с одноклассниками,____________________________________
10. Трудности в воспитании связаны с ______________________________
11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на_______________

Приложение 3
 
Примерная тематикаконсультаций для родителей:
Ребенок не хочет учиться. Какему помочь?
Плохая память ребенка. Как ееразвить?
Единственный ребенок в семье.Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими имбыть?
Тревожность детей. К чему онаможет привести?
Застенчивый ребенок. Проблемаи пути ее преодоления.
Грубость и непонимание всемье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей — друзья домаили враги?
Три поколения под однойкрышей. Проблемы общения.

Приложение 4
 
Примерные темыродительских вечеров:
Год рождения ребенка — какимон был, этот первый год?
Первые книжки моего ребенка.
Будущее моего ребенка. Какимя его вижу?
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
«Можно» и «нельзя»в нашей семье.
День рождения нашей семьи. Какмы его празднуем?
Песни, которые пели и поютнаши дети.

Приложение 5
Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппахПричины возникновения конфликта: Как надо было решать педагогическую задачу — необходимые действия родителей (выбор решения) Как быть? Как разрешить возникший конфликт? 1. Какова была цель родителей? 2. Достигнута ли она? 3. Типичные ошибки (родителей)
Ситуация, предложенная вкачестве общего проблемного вопроса: Является ли материальное вознаграждение методом воспитательного воздействия положительное мнение отрицательное мнение
Бланк для обсуждения ситуаций поклассам: возможные причины возникновения проблемы возможные пути преодоления наказания (формы и методы) поощрения
 
Ситуация 1.: У вас в домепропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всемивзрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать толькоребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
Ситуация 2.: Ваш ребенокне убирает свои вещи, комнату…
Задание № 1.
Перед вами таблица, в которойнужно заполнить графы «Чувства ребенка» и «Ваш ответ». Влевой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите,какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможныйответ. Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ 1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось. „ Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно 2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» 3. (Старший сын маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь „маленькая, маленькая“, а меня никогда не жалеешь. „
 
Задание № 2.
Выберите из ответов родителейтот, который больше всего отвечает “Я-сообщению».
Вы который раз зовете дочьсадиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматьсясвоими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
Да сколько же раз тебе надоговорить!
Я начинаю сердиться, когдаприходится повторять одно и то же!
Меня сердит, когда ты неслушаешься.