Восприятие как психический познавательный процесс

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС… 6
1.1.Восприятие как деятельность. 6
1.2.Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция иперцептивные гипотезы   12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ   23
2.1.Идея и методика исследования. 23
2.2.Результаты и выводы… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
ВВЕДЕНИЕ
 Среди психических процессовчеловека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Егоможно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входитв человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ,элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы.Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такогообраза внешней среды, объективного мира.
Восприятие- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих принепосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторныеповерхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие»происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного,являются результатом возбуждения органа ощущения».[1]
Но это не означает, чтовосприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый,одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работапсихики. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен,звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в миресложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает передним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств,происходит синтез отдельных ощу­щений в сложные комплексные системы. Лишь врезультате такого объединения изолированные ощущения пре­вращаются в целостноевосприятие, переходят от отражения отдельных призна­ков к отражению целыхпредметов или ситуаций.
Человеческое восприятиеотличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира,а не только наличной ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты,которые в данный момент не отвечают никаким потребностям организма илиличности. Психический образ создается «с запасом». Помимо ощущений в восприятиизадействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается.Таким образом создается целостная перцептивная система человека.
В настоящее время существуютразличные теории процесса распознавания об­разов. В этих теориях основноевнимание уделено следующему вопросу: как внеш­ние сигналы, воздействующие наорганы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мыопознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому можетсоздаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны.Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были быспособны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, вбольшинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, дажесамых примитив­ных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
В процесс восприятия всегдавключены двигательные компо­ненты. Поэтому восприятие правильнее всегообозначать как воспринимаю­щую деятельность субъекта. Результатом этойдеятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мысталкиваемся в реаль­ной жизни.
В реальной жизни мы, конечноже, не задумываемся о том, как функционирует наше восприятие. Это привело бы кего дезорганизации. Но все, что мы делаем, без преувеличения, стало быневозможным, если бы восприятие существенно нарушилось. Невозможность создатьадекватный образ среды привела бы к невозможности действовать в мире, а значити жить человеческой жизнью.
Одно из проявлений восприятия вжизни – это наблюдательность. Исследовать перцептивную деятельность человекавозможно как исследование его наблюдательности и самой деятельности наблюдения.Для наблюдения важно воспринимать сигналы окружающего мира, классифицироватьих, уметь видеть новизну, оттормаживать имеющийся жизненный опыт. Кроме того,развитая наблюдательность предполагает не только высокое личностное развитие,но и осознанное внимание к состоянию собственного восприятия.
Все выше отмеченное позволяетнам определить в качестве объекта курсовой работы восприятие как психическийпроцесс.
Предметом данной курсовойработы выступает наблюдательность как результат развития восприятия.
В выполненном нами исследованиипроверяется гипотеза: психический процесс восприятия проявляет себя какактивная познавательная деятельность в наблюдательности субъекта наблюдения.
Цель курсовой работызаключается в исследовании восприятия как психического познавательногопроцесса.
Цель достигается при решенииследующих задач:
1)        Изучить научную литературу по избранной теме;
2)        Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;
3)        Классифицировать полученные данные;
4)        Описать результаты и сделать выводы.
Курсовая работа состоит из двухвведения, двух глав, заключения списка источников и литературы.
1. ВОСПРИЯТИЕ КАКПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
 1.1.Восприятие какдеятельность
Рассмотрение восприятия и егосвойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, чтовосприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отраженияобъективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ееобраз. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так какименно в образах, чувственных и умственных проявляется результат восприятия.«Можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формированиячувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности»[2].
А.Н. Леонтьев отмечал,что «чувственный образ есть та форма, в которой предметный мир открываетсясубъекту в результате его деятельности»[3]. Этот предметный мироткрывается в образе как реально, то есть независимо от самого субъекта,существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта»[4].Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функциячувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальностьсознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именноблагодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта каксуществующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» иобъект его деятельности»[5].
В восприятии проявляетсяжизненный процесс, протекающий на разных уровнях организации. Восприятие нельзяпонимать как однонаправленный процесс – от объекта к субъекту. Имеет место иобратная связь, обеспечиваемая активностью, сознательностью и произвольностьюдеятельности. Процесс восприятия и его продукт включены в деятельность впредметном окружающем мире. И восприятие также предметно, как и воспринимаемыймир. Одно из важнейших свойств восприятия – это его предметность. Пред­метностьвосприятия выражается в так называемом акте объек­тивации, т.е. в отнесениисведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесениявосприятие не может выпол­нять свою ориентирующую и регулирующую функцию впракти­ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож­денноекачество. Существует определенная система действий, которая обеспечиваетсубъекту открытие предметности мира. Ре­шающую роль здесь играет осязание идвижение. «И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основепроцессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контактс самим предметом. Без участия движения наши восприя­тия не обладали быкачеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира»[6].Опыты Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов,показывают, что, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутоммире», то довольно быстро он адаптируется и начинает адекватно ориентироватьсяв окружающем, более того, зрение начинает «работать» правильно. А у техиспытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая ихсамостоятельной активности, правильное видение мира не восстанавливалось. «Увсех испытуемых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активнымдвижением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адаптации обнаруженоне было»[7]. Предметность играетбольшую роль и в дальнейшем формирова­нии самих процессов восприятия. Когдавозникает расхождение между внешним миром и его образом, субъект вынужденискать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражения.
Восприятие само можнорассматривать как деятельность, то есть в качестве процесса, которыйпобуждается и направляется тем или иным предметом, мотивом, которыйконкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегдаопределяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками,нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельностьвосприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании».Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку,к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие — понятие о пятомквазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это — смысловое поле, система значений»[8]. Осмысленность восприятияявляется существенным свойством восприятия, доказывающим его активный характер.Хотя восприятие возникает в ре­зультате непосредственного воздействияраздражителя на рецепто­ры, перцептивные образы всегда имеют определенноесмысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано смышлением, с пониманием сущности предмета. Это одновременно является и загадкойвосприятия. Р.Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: «Разумность глаза -до сих пор во многом загадочная длянауки — в том и состоит, что зрение способно проникать в невидимую суть видимыхвещей. Зрение человеческое иногда позволяет узнать не только биологическиважные свойства предметов, а и такие их качества, которые вообще недоступныорганам чувств, но известны разуму»[9].
Понимание неразрывности восприятия и познания привелоисследователей к более активному разделению чувственного и умственного образа.Начало умственному образу, по-видимому, рождающемуся только у человека, даетзначение. Тем более велика роль языка, позволяющего описать, зафиксировать,выразить образ. «Значение живет собственной жизнью в независимой от отдельныхсубъектов «матрице языка». Но, становясь их «собственностью», оно оборачиваетсяпсихическим образом особого порядка. Этот – теперь уже умственный – образ стольнеотчуждаем от ткани сознания как и чувственный».[10]«Сознательно вос­принять предмет — это значит мысленноназвать его, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классупредметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемсяуловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторойкатегории»[11].
Деятельность восприятияобнаруживает себя в перцептивных действиях. Действие, согласно теориидеятельности, всегда целенаправлено. Перцептивные действия складываются всистему. К ней относятся такие процессы, как опознание, поиск, обнаружение ит.д. Прецептивное действие «протекает в том случае, когда цель задается вконкретных условиях, то есть выступает в качестве задачи. Существует известноеправило: когда вы ставите перцептивную цель, вы обязательно ставите ее визвестных условиях, иначе вы не сможете действовать, то есть вам придетсяобнаруживать условия, а это трудно, долго и может кончиться неудачей, поэтомуесли вы можете сразу поставить цель в форме задачи, то есть дать цель вопределенных условиях, то это обыкновенно так и делается»[12]. Целенаправленность действия требует субъектной активности, осознанности впостановке и удержании цели, хотя бы частичном учете условий разворачивающегосявосприятия.
При анализе перцептивныхдействий открываются перцептивные операции. Их существует множество. Они входятв структуру не только специальной деятельности восприятия, но и практическилюбого действия. Например, для того, чтобы осуществлять действия с предметами,необходимо их сначала воспринять, а такое восприятие обеспечиваетсяперцептивными операциями. Перцептивные операции, в основном не представлены всознании. Мы неосознанно определяем расстояние до предметов, удаленностьобъектов и т.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическимифункциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. В таком обеспечениивелика роль головного мозга.
Наиболее полнозакономерности и свойства восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «рольсмысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией,которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов»[13].И в гештальт-теории восприятие рассматривается как активный процесс,невозможный без движения для создания образа. Даже при создании зрительногообраза человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Выявлено, что осмотрпроисходит не по случайной траектории, а последовательно и планомерно понаиболее значимым элементам фигуры.[14] В рамках этого теченияизучены основные закономерности и свойства восприятия. Важнейшими из свойств,которое изучали гештальтисты,  является целостность и структурность восприятия.В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздей­ствующегона орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этотцелостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствахи качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Для целостностивсегда действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что нашмозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым иполным контуром. Поэтому, когда мелодия, предмет, образ, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытатьсясобрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятиясвязана его структурность. Вос­приятие в значительной мере не отвечает нашиммгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаемфактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, котораяформируется в течение некоторого времени.
Источники целостности иструктурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, содной стороны, и в предметной, активной деятельности человека — с другой.
          Законконстантности восприятия утверждает, что образ вещи стремится к постоянству,неизменности. Даже при изменении условий восприятия. Иными словами, восприятиепроявляет свойство константности. Воспринимаемые объекты непрерывно изменяютсвой облик, благодаря изменению освещенности, удаленности, цвета и т.д. Но мывоспринимаем объекты, особенно знакомые, как неизменные. Белый дом будет длянас белым и утром и вечером. Перцептивная система способна и настроенакомпенсировать изменения условий восприятия. С.Л. Рубинштейн писал: «Легкопонять, как велико практическое значение постоянства величины, формы ицвета…практически непрерывно изменялись бы все основные свойства, по которым мыузнаем предметы. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы однонепрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся,сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты…нашевосприятие превратилось бы в сплошной хаос».[15]
Действительным источникомконстантности восприятия явля­ются активные действия перцептивной системы. Изразнообраз­ного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответныхощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структурувоспринимаемого объекта. Многократ­ное восприятие одних и тех же объектов приразных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительноэтих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата,следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации,вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувствнаблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительноинвариантное, например форма какого-либо предмета, его разме­ры и т.п. Свойствоконстантности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразноесаморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраиваю­щеесяк особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.Формирующаяся в процессе предметной деятель­ности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог быориенти­роваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Исследование свойств восприятия неизбежно приводит квыводу о его активности, позволяющей человеку познавать через построениеадекватных образов объективного мира.

1.2.Уникальное и типичное ввосприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы
Апперцепция, какзависимость восприятия от прошлого опыта человека, его личности, показывает,что восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающегосубъекта. Воспринимает не изо­лированный глаз, не ухо само по себе, аконкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенностиличности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребно­сти,интересы, устремления, желания и чувства. Чем богаче опыт человека, чем большеу него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Многочисленные данныепоказывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммоймгновенных ощу­щений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет вданный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основепредшествующего опыта. Таким образом, при восприятии какого-либо предметаактиви­зируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тотже предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различнымилюдьми. Представляют интерес опыты с «перекошенной комнатой» американскогопсихолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованиюправил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычнаяпрямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либообъекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например,взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолькопривыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаютсяскорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Ноинтересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; онивоспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной[16]./> />
/>/>/>/>Рис. 1.1. Комната Эймса
При наличиипротиворечивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результатвыбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметыкомната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит кпостепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и, наконец, самакомната начинает восприниматься правильно, как перекошенная. В ситуацию выборапо причине конфликта сенсорной информации, человек попадает, рассматривая «невозможныефигуры». «Невозможные фигуры» могут существовать только в виде изображения.Испытуемый рассматривает их «и так, и эдак», пытаясь ликвидировать противоречиевосприятия, отнести фигуру к уже известному ему классу. В ходе рассматриванияон строит, так называемые, перцептивные гипотезы. «Особенно интересно, что, понимая разумом правильныйответ и даже изготовив предмет самостоятельно и затем, рассматривая его со всехсторон, мы все же из критической позиции не воспринимаем этот предмет, как онесть. Правильное перцептивное решение столь маловероятно, что избираемаягипотеза о предмете никогда не оказывается истинной. Вполне очевидно, чтопроцесс восприятия, будучи процессом принятия решений, в то же время недопускает прямого воздействия отвлеченного знания на выбор перцептивныхрешений»[17]. Таким образом,Р.Грегори утверждает, что восприятие – это всегда процесс принятия наиболеевероятной сенсорной гипотезы. Дело осложняется тем, что парадоксальные фигуры,не дают возможности воспринимать шаблонно, стереотипно. В этом случае,происходит поиск решения с попытками привлечь мышление и чувства к принимаемомуна основе перцептивной информации,  решению.
Восприятие есть активныйпроцесс, использующий информа­цию для того, чтобы выдвигать и проверятьгипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта лич­ности.Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомыхфигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже напервых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно былобы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются ипроверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Одним из показателей активности восприятия является егосвоеобразие, индивидуализированность, уникальность. Кроме «фильтра»перцептивного опыта восприятие использует личностные интересы, мотивы,установки. В общем и целом направленность личности определяет, как бы организуетвосприятие. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могутизменять содержание восприятия. Поскольку все люди различаются как по своиминтересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можемутверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии. Индивидуальныеразличия налагают отпечаток, прежде всего, на направленность и характервосприятия, отчасти управляют им. «Само восприятие подвержено вариациям, когдачеловек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариацииотносятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законыпсихофизиологии».[18]
Индивидуальные различия ввосприятии велики, но, тем не менее, можно выде­лить определенные типы этихразличий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группылюдей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостными детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.
Целостный, или синтетический,тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всегопредставлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общиеособенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всегообращают внимание на детали и на подроб­ности. Поэтому многие детали остаютсянезамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальноесодержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, имприходится ставить себе специальную задачу. Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, склонны к четкому выделению деталей иподробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что быловоспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется.Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет,им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им невсегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частныхдеталей, за которыми может потеряться смысл целого. Чаще всего эти типывосприятия дополняют друг друга. Однако даже крайние варианты нельзярассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют тосвоеобразие восприятия, которое по­зволяет человеку быть неординарнойличностью.
Существуют и другие типывосприятия, например описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся кописательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят ислышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силыпоступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем,что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденноеили услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, илисинтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный исубъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характернострогое соответствие тому, что происходит в действительности. Люди же ссубъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически,и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению ктому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранеепредвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передаватьне то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом. Они большеговорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых онирассказывают.
Кроме того Дж. Брунер обращалвнимание на различную скорость перестройки восприятия у разных людей. «Если жев среде возникают неожиданные события, происходят необычные последовательности,результатом оказывается замедление идентификации и категоризации, и вновьдолжен начаться поиск признаков. Мы называем таких людей ригидными, илитугодумами…как правило, люди, неспособные изменять свои категориальные сужденияв постепенно изменяющихся условиях, склонны также к тому, что он называет«сверхконтролем» при решении других познавательных или мотивационных задач. Надругом полюсе находятся люди, у которых преобладает установка на разнообразие.Как создается такая установка, остается еще загадочным»[19].
Большое значение средииндивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.
Наблюдательность— этоумение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросаетсясамо собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точкизрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которойвоспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всемлюдям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительнойстепени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Так, например,любознательность является фактором, способ­ствующим развитию наблюдательности.
Одним из важных факторовнаблюдательности является преднамеренность — непреднамеренность восприятия. Принепреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной цельюили задачей — воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешнимиобстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого началарегулируется задачей — воспринять тот или иной пред­мет или явление,ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либодеятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие можетвыступать и как относительно самостоятельная дея­тельность с характерными длянего мотивами и оптимальной активацией. Для наблюдения как деятельностисуществует свой оптимум мотивации; слишком сильная стимуляция наблюдательностиприводит к потерям информации. П. Фресс писал, что «психологи разных странпризнавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашейэффективности, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставитперед нами среда»[20].
 Восприятие как самостоятельнаядеятельность особенно ясно высту­пает в наблюдении, которое представляет собойпреднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с цельюпроследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят вобъекте восприятия.
Поэтому наблюдение — этоактивная форма чувственного познания человеком действительности, анаблюдательность может рассматри­ваться как характеристика активностивосприятия.
Исключительно велика рольактивности наблюдения выражается как в мыслительной деятельности,сопровождающей наблюдение, так и в двигатель­ной деятельности наблюдателя.Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качестваи свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность.Хорошее наблюдение, направленное на широ­кое, разностороннее изучение предмета,всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением однихчастей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Кроме тогонаблюдательность требует от человека развитой системы категорий, чтопредполагает осмысленность жизненного опыта. Еще  Х.Ф. Олпортом замечено, что«большинство категорий, с помощью которых люди описывают классы феноменоввосприятия, носит феноменологический характер. Они характеризуют разнообразные,но специфические свойства вещей, представленных наблюдателю в его опыте»[21].
Однако наблюдательность, как ивосприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденныйребенок не в состоянии воспринимать окру­жающий его мир в виде целостнойпредметной картины. Способность предметно­го восприятия у ребенка проявляетсязначительно позже. О первоначальном вы­делении ребенком предметов изокружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядываниюребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает,словно ощупывает своим взором. «По мнению Б. М. Теплова, признаки предметноговосприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте(два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. Кпяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора напредмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия неостанавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В.Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. Припереходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой иконструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительногоанализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемыйобъект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей вотдельности и затем объединяя их в одно целое»[22]. В процессе обученияребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот периодпроходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватногообраза предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе детизнакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук иглаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития детиприобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнаватьопределенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этихсвойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участиякакие-либо действия или движения. Важнейшим условием восприятия являетсяведущая деятельность ребенка
Ребенок совершает большоеколиче­ство ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейныйглазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при воспри­ятиидлины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем увзрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприя­тиевремени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера»,«раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей при восприятииизображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на немнарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнаванииизображенных пред­метов и называют их неправильно, опираясь на случайные илималосуществен­ные признаки. Важную роль во всех этих случаях играетнедостаточность знаний ребенка, его небольшой практический опыт. Этим жеобусловливается и ряд других осо­бенностей детского восприятия: недостаточноеумение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей.Восприятие в детстве очень активно, так как само познание и развитие интеллектасвязано с развитием сенсорной и перцептивной сфер.
          Обобщая всевышеизложенное, можно сделать по материалам Главы 1 следующие выводы:
–          В процессе деятельностного активного отражения объективно существующейсреды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Образ являетсяпродуктом восприятия;
–          В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ;
–          В свойствах восприятия (предметности, целостности, константности и др.)проявляется его активность;
–          Апперцепция свидетельствует о включенности всей человеческой личности впроцесс восприятия, т.е. оно не является простым «автоматическим» актом;
–          На перцептивном уровне происходит принятие решений после построения иперебора перцептивных гипотез. Затруднения в выборе ведут к осознанию и деталейобраза и гипотез;
–          Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов изадач его деятельности, установки, эмоцио­нального состояния, мировоззренияпоказывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять.
/>2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ/>2.1.Идея и методика исследования
В основу исследования мыположили представление о многообразии проявления деятельности восприятия какактивного, сознательного, контролируемого процесса. Осознанное восприятиеразвивается на основе бессознательного и регулируется волей человека. Отсюдавозникает возможность исследовать активность восприятия как деятельности,вскрывающей «скрытые» свойства и особенности воспринимаемых содержаний. Одно изпроявлений активного восприятия в обыденной жизни – наблюдательность. Чемнаблюдательней человек, тем, с очевидностью, у него лучше развито восприятие иего регуляция.
 Методика, использованная внашем эксперименте – это «Методика исследования наблюдательности»[23],предполагающая процедуру работы со стимульным материалом, группировку иматематическую обработку данных.
Методика отвечает целивыявления уровня наблюдательности. В качестве стимульного материалаиспользуются две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковыепочти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Этиразличия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали наодной из картинок по сравнению с другой. В качестве оборудования используютсябумага, ручка и секундомер.
Мы, естественно, составилисписок 10 различий в изображениях на картинках (Приложение 1):
1)        Перья на шапке: на первой картинке – 1 перо, на второй – 2 пера;
2)        Стрелы в колчане: на первой картинке – 3 стрелы, на второй – 4 стрелы;
3)        Брови на лице: на первой картинке – есть брови, на второй – ониотсутствуют;
4)         Пуговицы на одежде: на первой картинке – 2 пуговицы, на второй – 1пуговица;
5)        Губы на лице: на первой картинке – нижняя губа не обозначена; на второй– нижняя губа обозначена;
6)        Ручка лука: на первой картинке – ручка с узором, на второй – ручка безузора;
7)        Кинжал: на первой картинке – с белым узором, на второй – с чернымузором;
8)        Стрела в руке: на первой картинке – стрела с двумя наконечниками, навторой – стрела с одним наконечником;
9)        Носки: на первой картинке – полоски на носках симметричны, на второй –полоски на носках асимметричны;
10)     Украшения на носках обуви: на первой картинке – два украшения, по одномуна каждой ноге, на второй – одно украшение, на одной ноге.
Процедура исследования включаетэкспонирование картинок в течение 60 секунд.  Испытуемые получили следующуюинструкцию: «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на нихи найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено однойминутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумагете отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!».
 Обработка и анализ результатоввключает получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментаторподсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количествавычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий.Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на10.
Итоговый показательиспользуется для расчетов коэффициента наблюдательности по формуле: />, где У – уровеньнаблюдательности, С — существующие различия, Н – несуществующие различия.
Анализ результатовосуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности смаксимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, темвыше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах0,5 — 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше0,5 – то наблюдательность испытуемого слабая.
В исследовании приняли участие20 человек, все являющиеся студентами обоего пола. Исследование проводилосьиндивидуально с каждым испытуемым.
 В результате проведенияисследования мы получили данные, которые посчитали удобным сгруппировать вТаблице 2.1.
 
Таблица 2.1.
Группировка данныхисследования наблюдательности№ п/п Названные различия (номера по списку различий) Существующие (С) Несуществующие (Н)
Итог
(С – Н) 1. 1, 3, 6, 5, 7, 9, 10, 8 8 2. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 1) Разные уши 8 3. 2,3,4,5,6,7,8,10,9 9 4. 1,2,3,5,6,8,9,10,4,7
1)    Разные пальцы
2)    Разное выражение лица 8 5. 1,2,3,4,5,6,7,8,10 9 6. 2,3,4,5,7,8,10 7 7. 2,5,3,6,7,9, 6 8. 1,3,2,4,7,8,10 7 9. 3,4,6,7,8,10 1) По разному стоят 5 10. 1,2,4,5,3,10 6 11. 2,6,7,1,9,5,4,3,8 9 12. 5,7,9,6,10,3,8,4,1,2 1) Разные рукава 9 13. 3,5,1,2,8,7 6 14. 2,7,9,1,3,5,4 7 15. 4,6,1,2,8,10 6 16. 3,4,5,1,2 5 17. 1,2,7,3,4,5,9,10 8 18. 2,1,6,4,8,9,10 7 19. 1,4,2,3,8,10,7 7 20. 1,4,2,5,3,9,10 7
 В данной таблице представленыданные 20 мини-экспериментов, объединенных нами в одну группу исключительно дляудобства восприятия. В колонке «Существующие» приведена та последовательностьразличий, в которой их находил испытуемый. Если испытуемый находилнесуществующие, кажущиеся различия, то мы заносили их в колонку«Несуществующие». Колонка «Итог» (С – Н) отражает количество правильноназванных существующих различий минус несуществующие различия. /> 2.2.Результаты и выводы
По полученным данным мырассчитали коэффициенты наблюдательности для каждого испытуемого. В отдельнойколонке мы указали уровень наблюдательности, который обнаружил испытуемый.Результаты отражены в Таблице 2.2. Коэффициенты наблюдательности.
 
Таблица 2.2.
Коэффициентынаблюдательности№ п/п Коэффициент наблюдательности Уровень наблюдательности 1.
/> средний 2.
/> средний 3.
/> средний 4.
/> средний 5.
/> средний 6.
/> средний 7.
/> средний 8.
/> средний 9.
/> средний 10.
/> средний 11.
/> средний 12.
/> средний 13.
/> средний 14.
/> средний 15.
/> средний 16.
/> средний 17.
/> средний 18.
/> средний 19.
/> средний 20.
/> средний
 
 Интерпретируя полученныерезультаты, можно отметить, что все наши испытуемые показали средний уровеньразвития наблюдательности. Все они отметили, что за осознанное восприятие исравнение картинок энергозатратно. Все они за одну минуту успели устать.
Каждая личность обладаетсвоеобразным «подходом» к исследованию картинки. Испытуемые 2, 4, 9, 12совершили ошибки, назвав несуществующие признаки. Это, несомненно, говорит оневерной идентификации воспринимаемого содержания. Все они отметили, что оченьстарались выполнить задание за отведенные 60 секунд. Высокая мотивация итревожность привели к поспешным умозаключениям. Все эти испытуемые приповторном, неэкспериментальном рассматривании картинок с удивлением отметили,что ряд названных ими различий, в действительности, не существует. Это приводитнас к умозаключению, что на проявления наблюдательности влияет внутреннеесостояние испытуемых, а именно: высокая мотивация решения задачи и тревожностьпо поводу дефицита времени. Эти испытуемые отметили, что «в жизни вообще» нелюбят, когда не хватает времени, при его дефиците «не знают, за что хвататься»,переживают дезорганизацию деятельности, испытывают самый настоящий стресс.
 Обобщая все вышеизложенное вданной Главе, мы можем сделать следующие выводы:
–          Деятельность восприятия можно исследовать как деятельность наблюдения;
–          Наблюдательность основывается как на бессознательных, так и наосознанных действиях;
–          Наблюдательность требует навыков сравнения, классифицирования и прочихмыслительных операций;
–          Разные испытуемые, совершая деятельность наблюдения, действуютпо-разному: одни пытаются действовать систематично, двигаясь сверху вниз покартинкам, другие же действуют хаотично, называя то, что первым «бросается вглаза»;
–          Для большинства испытуемых характерен средний уровень наблюдательности;
–          Анализ ошибок наблюдения приводит к заключениям о влиянии силы мотивациии стрессоустойчивости на показываемый уровень наблюдательности;
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие – чрезвычайносложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные,так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическуюдеятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное,осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания ипротекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочимипсихическими процессами. Оперирование психическим образом приводит кадекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольнаярегуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образсреды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. Внастоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ,отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятияпроявляется в свойствах предметности, целостности, константности  и других. Этисвойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодарясубъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляетсебя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психическойорганизации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующиевосприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияниепредшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаряапперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникаютпротиворечия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же онвидит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему унего классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порожденииперцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательноерешение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания.Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового,противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это можетсуществовать?» и подобные им.
 Проявления восприятия вобыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений –это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включаетбессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Нашеисследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, какпоказателя состояния восприятия.
 Наше исследование, выполненноес использованием методики исследования наблюдательности, показывает, чтовосприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили среднийуровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовалисистематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, адругие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения вовремени как стресс. 
 Восприятие можно и нужноразвивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее восприниматьдействительность, создавать основы для личностного и профессиональногоразвития.
/>СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Брунер Дж.Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977;
2.   Грегори Р.Разумный глаз. – М., 2003;
3.   ЕникеевМ.И. Общая и социальная психология. – М., 2000;
4.   Картинки«найди 10 различий». – Режим доступа: www.scanword.net;
5.   ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975;
6.   ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983;
7.   ЛеонтьевА.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000;
8.   ЛеонтьевА.Н. Психология образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа:www. psychology Online. Net;
9.   МаклаковА.Г. Общая психология. — СПб., 2001;
10.      Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998;
11.      Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия //Хрестоматия по ощущению и восприятию.-  Режим доступа: www. psychology Online. Net;
12.      Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию– Режим доступа: www. psychology Online. net;
13.      Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии.– Режим доступа: myword.ru;
14.      Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и восприятию. –Режим доступа: www. psychology Online. Net;
15.      Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003;
16.      Рубин В. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ подред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1975;
17.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2001;
18.      Титченер Э. Очерки психологии. – СПб., 1998;
19.      Фресс П. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. – Режим доступа: www. psychology Online. Net