Содержание
Введение
1 глава Особенности развитиявосприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Общее развитие психикиу детей дошкольного возраста
1.2 Развитие восприятия вдошкольном возрасте
1.3 Развитие внимания в дошкольномвозрасте
1.4 Развитие памяти в дошкольномвозрасте
Вывод
2 глава Практическое исследованиеособенностей развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Исследование способностик дифференцированному восприятию
2.3 Исследование устойчивости внимания
2.4 Исследование зрительной кратковременнойпамяти
2.5 Проведение качественного анализа
Вывод
Заключение
Приложения
Список используемой литературы
Введение
Актуальность.В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемамразвития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольныйпериод жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когдазакладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Дошкольныйвозраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место вразвитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).
В дошкольныйпериод происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений.Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всехпознавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение,речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнееосуществляется его психическое развитие.
От рождениядо «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершеннобеспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.
Проблемапсихического развития детей, становления человеческой личности является одной изсамых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детскоговосприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.
Цельюданной работы является исследование особенностей развития восприятия, внимания ипамяти у детей дошкольного возраста.
Объектомисследования является развитие ребенка дошкольного возраста.
Предметомисследования является процесс развития восприятия, внимания и памяти в период дошкольноговозраста.
Гипотеза:развитие восприятия, внимания и памяти взаимосвязано. Оно зависит от приобретаемогоребенком опыта в процессе его общения и деятельности.
Выделяемследующие задачи исследования:
1. Сделатьанализ литературы по проблеме психического развития в дошкольном возрасте.
2. Изучитьособенности развития восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста.
Методологическойосновой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов,изучавших закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах:О. М. Дьяченко, Е.В. Филипповой, З.М. Истоминой, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготского,Дж. Гилфорда, Т.В. Куд- рявцева, Н.С. Лейтеса, Э.П.Торренса, Д. Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева,С.Л. Рубинштейна и др.
Глава 1. Особенности развития восприятия, внимания и памяти удетей дошкольного возраста
1.1 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте подвлиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка.
Если опыт детей преддошкольноговозраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительновозрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнеепо содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведениеребёнка, а также на образование новых временных связей.
Действия дошкольника приобретаютболее осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранееприобретённых знаний об окружающем.[2]
Важнейшее значение в психическомразвитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнкув живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности,активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающихлюдей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получаютвозможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильноепонимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получаютв игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллективадостижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя.Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новыхвременных связей. [11]
Руководя детскими играми,обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка,формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего,развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детскойволи. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детейв ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётныхжеланий, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум ичувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатываетсяумение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значениеигровой деятельности в психическом развитии дошкольника. [11]
Однако какую бы важную рольни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью.Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержаниеобогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий,а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения удетей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новыхзнаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятияхрасширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшимисчётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.
Существенную роль в развитиипсихики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а такжетрудовой деятельности коллектива детского сада. [8]
На протяжении дошкольноговозраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенноизменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей преддошкольного возраста.Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению однихи тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение игратьи действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме,представляет для малышей значительные трудности.
Будучи очень впечатлительны,младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. [9] Частоони замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опускаяменее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают,главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональноепереживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легкоулавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружитьих скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детейв большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства,несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Эти психологические особенностимладшего дошкольника не являются чем-то неизменным. [10] Воспитатель, знакомя детеймладшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируядружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действияхопределённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знанияи умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность детей становитсяболее организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Детипостепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг сдругом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразныйхарактер.
В среднем дошкольном возрастекруг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становитсядетская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнеестановятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретаютзанятия учебного типа.
В связи с расширением опытаи усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Оннаучается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинныесвязи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные,более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходятв области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькиеобязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставитьперед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшемдошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детскойдеятельности. [18]
Вместе с развитием творческойигры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности,не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимаютхарактер организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка,приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устнойречи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению.У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы,но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного,логически правильного рассуждения. [13]
Вместе с тем отмечаютсядальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаяхобнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённымцелям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов.В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях,но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные,познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувстводружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советскогонарода. [12]
Все эти глубокие измененияпсихики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влияниемвоспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщаяему, новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опытребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённыепсихологические черты. [14]
Всесторонне воспитывая дошкольника,расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественнойжизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностяхокружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшимитребованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезнойдеятельности,— педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьномуобучению, для полноценного участия его в жизни школы.
1.2 Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобыправильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждыйотдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметовв целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23]Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие- процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета оченьсложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательныхи речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждоемгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущегочеловека. [23]
Ребенокне рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшемдошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностьюи нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюмлисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображениенезнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясьна нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев мониторкомпьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.
Несмотряна то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимосистематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает.Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.[24]
На протяжениидетства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов,их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится восприниматьмузыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространствеи времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику,делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны — представленияоб основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе историческогоразвития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.[15]
К пятигодам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовыегеометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнениепредставлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цветапо насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплыеи холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниямицветов.[20]
Системамер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило,в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какоеместо по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький,самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представлениеоб отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами.В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношенияхпо величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). В старшемдошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины:длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.
В дошкольномдетстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенкаточкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироватьсяв пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.[22]
Гораздосложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно не имеет нагляднойформы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнитьусловные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т. п.), ноне всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительныйхарактер.
Старшиедошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественныхпроизведений — это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксироватьто, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которыехотел передать его автор. [1]
В дошкольномвозрасте развивается восприятие сказки. По мнению выдающегося психоаналитика, детскогопсихолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства,становится своего рода психотерапией для ребенка. В мир сказок ребенка вводят взрослые.Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей,которая может преобразить ребенка и его жизнь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическаясказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественногопроизведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществитьребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестаетпонимать.[12]
Особенностивосприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболееяркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Например,в оценочных суждениях детей о взрослых выделяются указания на их внешний вид («Онавсегда нарядная, красивая, светлая»), проявленное к ним отношение («Онаменя кружит, обнимает»), информированность, умения взрослого («Когда что-нибудьне понимаю, она мне все говорит и другим тоже»), нравственные качества («Оналасковая, веселая»).[16] Восприятие детьми другдруга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе.В специальных исследованиях выявлено, что чем выше положение старшего дошкольникав группе, тем выше его оценивают сверстники, и наоборот. Оценивая детей, к которымпроявлялась симпатия, дети шести лет называют в подавляющем большинстве лишь положительныекачества сверстников: «красивый», «хорошо рисует», «умеетчитать», «интересно рассказывает сказки» и т. п. О тех сверстниках,к которым нет симпатии, дети отзываются негативно: «бьет», «плохоиграет», «жадный» и т. п. [12]
Если оценочныесуждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны,неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми,адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, скольковнутренние личностные качества других людей. [12]
1.3 Развитие внимания в дошкольном возрасте
Внимание- это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информациии отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступаюттысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразногофильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определеннымисвойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением,переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводитк отклонениям в поведении и деятельности ребенка. [21] Маленькийобъем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на несколькихпредметах, удерживать их в уме. [3]
Недостаточнаяконцентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание,не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточнаяизбирательность внимания — ребенок не может концентрироваться именно на той частиматериала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохоразвитая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одноговида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малышсделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать егопо русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. [3]
Ребенокдопустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстропереключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохоразвитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнятьодновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняетсясосредоточивать внимание по требованию. [25]
Подобныенедостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями навнимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования,для их преодоления специально организованной работы.
Такаяработа должна вестись по двум направлениям:
1. Использованиеспециальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение,концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использованиеупражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общийсмысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватываютэтот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи сэтим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытканаучить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.[19]
Вниманиеребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметами выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интересне угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания нанего. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжениидошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижениемв общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шестигодам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость вниманиядетей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительностьрассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в двараза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяетв ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания вдошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием,сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них,используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста,дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретаютдля них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебноготипа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастаетк семи годам.[3]
У дошкольниковпреобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможностисосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное вниманиеформируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём,концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесносвязано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любогозадания – как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитиивнимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.[3]
1.4 Развитие памяти в дошкольном возрасте
Память- одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но еслидо недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст,где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развиваетсвои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительнуюроль в этом сыграл «информационный взрыв» — знамение нашего времени. Сегодняшниедети умнее своих предшественников — это признанный всеми факт. Это связано в первуюочередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утрадо ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится всебольше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигатьсложный современный мир проявляются очень рано — в раннем дошкольном возрасте.[5]
При этомраннее детство — самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.
Памятьпредставляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает,хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызватьзатруднения в обучении.
Существуетпамять произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваютсяв памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собойзапоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольномзапоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой(как говорится, «без труда — не вытащишь и рыбку из пруда»). Но чем интереснеедля ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.[17]
Памятьможно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном(механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участиямышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры ииспользования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется«зазубрил». При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материалнеобходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическоезапоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языкуеще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словеснойграмматики (и только 30% — структурной), где надо просто зубрить, а не понимать.Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтомунеобходимо специально обучать ребенка мнемотехникам. [17]
Существуеттакже несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременнаяпамять, позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени,около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информациив течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течениеопределенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либодействия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ееработы в целом.
Такжепамять классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная;память на слова, цифры, лица и т.д.
Памятьсубъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждогоих извлечения.[5]
Тот факт,что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другимиспособностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следуетмаксимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы.Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.
Достоверноизвестно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущеновремя — потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаемрезультатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничегоне значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдаютрезультаты.[17]
Вывод
Дошкольноедетство — особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новаяинформация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство — небольшойотрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше,чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистинеогромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.
Исследования,проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухинойи др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путемспециально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знанияи умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старшихвозрастов.
Раннийвозраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологическихпроцессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннеговозраста является важным условием их полноценного развития.
Развитиевосприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, которыйспособствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научалсяразличать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироватьсяв ней.
Раннеедетство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрастепамять по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматриваеткартинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своегожизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи,считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенокзапоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминаетнепроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Тот факт, что памятьразвивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями,означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешногоразвития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Вниманиеребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметами выполняемым с ними действиям. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятсяспособными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальнозначимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивостьвнимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Такимобразом, благодаря познавательным процессам — восприятию, вниманию и памяти — детиактивно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметови явлений.
Глава 2. Практическоеисследование об особенностях развития восприятия, внимания и памяти у детейдошкольного возраста
2.1Организация исследования
В теоретической части даннойкурсовой работы мы рассматривали особенности развития в дошкольном возрасте такихпсихических процессов, как восприятие, внимание и память.
Исходя из этого, выделяемследующую цель исследования: исследование о существовании связи между восприятием,вниманием, памятью дошкольника.
Объектомисследования является развитие ребенка дошкольного возраста.
Предметом исследования являетсяпроцесс развития восприятия, внимания и памяти в период дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие восприятия,внимания и памяти взаимосвязано.
Задачи:
1. Исследовать способностьк дифференцированному восприятию.
2. Исследовать устойчивостьвнимания.
3. Исследовать зрительнуюкратковременную память.
4. Провести качественныйанализ полученных результатов.
Выборка: 30 воспитанников5-6 лет первой и второй подгруппы от старшей и старшей речевой групп ДОУ № 95 г.Братска.
Для проведения данного исследованиямы использовали следующие методики:
1. Методика на выявлениеспособности к дифференцированному восприятию «Найди квадрат».
2. Методика для оценкиустойчивости внимания «Переплетенные линии».
3. Методика для оценкизрительной кратковременной памяти «Картинки».
2.2 Исследованиеспособности к дифференцированному восприятию
Для данного исследования мыиспользовали методику «Найди квадрат». Методика проводилась по двум группам испытуемых.
Цель: исследование способностик дифференцированному восприятию.
Задача: выявление способностик дифференцированному восприятию.
Результаты исследования:
Проведенное нами исследованиепоказало, что в первой группе испытуемых из 15 человек высокий уровень наличия способностик дифференцированному восприятию имеют 11 человек (73%), средний уровень имеют 4человека (27%).
Во второй группе получилисьследующие результаты. Из 15 человек высокий уровень наличия способности к дифференцированномувосприятию имеют 10 человек (67%), средний уровень имеют 5 человек (33%).
Подробные результаты исследованияпредставлены в протоколах (приложение №1, №2.)
2.3 Исследованиеустойчивости внимания
Для данного исследования мыиспользовали методику «Переплетенные линии». Методика проводилась по двумгруппам испытуемых.
Цель: исследование устойчивостивнимания.
Задача: выявление уровня устойчивостивнимания.
Результаты исследования:
Проведенное нами исследованиепоказало, что в одной группе испытуемых из 15 человек высокий уровень устойчивостивнимания имеют 9 человек (60%), средний уровень имеют 6 человек (40%).
Во второй группе получилисьследующие результаты. Из 15 человек высокий уровень устойчивости внимания имеют7 человек (47%), средний уровень имеют 8 человек (53%).
Подробные результаты исследованияпредставлены в протоколах (приложение №3, №4.)
2.4 Исследованиезрительной кратковременной памяти
Для данного исследования мыиспользовали методику «Картинки».
Методика проводилась по двумгруппам испытуемых.
Цель: исследование зрительнойкратковременной памяти.
Задача: выявление уровня зрительнойкратковременной памяти.
Результаты исследования:
Проведенное нами исследованиепоказало, что в одной группе испытуемых из 15 человек высокий уровень зрительнойкратковременной памяти имеют 3 человека (20%), средний уровень имеют 12 человек(80%).
Во второй группе получилисьследующие результаты. Из 15 человек высокий уровень зрительной кратковременной памятиимеют 2 человек (13%), средний уровень имеют 13 человека (87%).
Подробные результаты исследованияпредставлены в протоколах (приложение №5, №6.)
2.5 Проведениекачественного анализа
Мы ставили перед собой следующуюцель: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника.
Мы провели исследование уровнейвосприятия, внимания, памяти с помощью соответствующих методик. Проведенное намиисследование показало следующие результаты: большинство испытуемых имеют высокийуровень дифференцированного восприятия (21 человек из 30); большинство испытуемыхимеют высокий уровень устойчивости внимания (16 человек из 30); большинство испытуемыхимеют средний уровень зрительной кратковременной памяти (25 человек из 30). В процессевыполнения методик ребенок начинает задействовать основные психические механизмы,т.е. в процессе работы принимают участие все данные психические процессы.
Из результатов исследованиявидно, что восприятие, внимание и память развиваются наряду друг с другом. Это говорито существующей связи между ними. После проведенного исследования можно сказать,что у данных испытуемых достаточно хорошо и почти одинаково развиваются восприятиеи внимание, однако над зрительной памятью необходимо поработать с помощью различныхразвивающих методик, необходимо повышать ее уровень почти у всех испытуемых.
Вывод
Нам необходимо было решитьследующую задачу: исследовать существование связи между такими психическими процессамикак восприятие, внимание и память. Мы выполнили данную цель и поставленные задачи.Проведенное нами исследование показало следующие результаты:
1. В дошкольном возрастебольшинство испытуемых имеют высокий уровень развития восприятия и внимания и среднийуровень развития памяти.
2. В процессе качественногоанализа полученных нами результатов мы установили, что все рассмотренные психическиепроцессы имеют между собой определенную взаимосвязь.
Следовательно, мы можем утверждать,что восприятие, внимание и память являются важнейшими компонентами познавательнойдеятельности дошкольника и взаимодействуют между собой. Будучи взаимосвязанными,они помогают ребенку в бурном развитии речи, символических действиях и использованиизнаков, в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности. Онипомогают ребенку осваивать мир постоянных вещей, овладевать употреблением все большегочисла предметов по их функциональному назначению, испытывать ценностное отношениек окружающему предметному миру, с изумлением открывать для себя некоторую относительностьпостоянства вещей.
Заключение
После младенчестваначинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчествовооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом,управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо,он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблятьмногие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Онспособен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми.Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правилаповедения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность,что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенкасо взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности кдругому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувстводоверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовностьк присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Основными достижениямираннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладениетелом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются:в телесной активности, координированности, движений и действий, прямохождении, вразвитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, развитии способностик замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного,наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствованиисебя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемогочувства личности.
В данной работемы ставили перед собой цель: исследовать особенности развития восприятия, вниманияи памяти у детей дошкольного возраста. И выяснить, существует ли между ними взаимосвязь.Для проведения данного исследования мы взяли выборку из 30 детей старшего дошкольноговозраста. Провели 3 методики на определение уровней развития восприятия, вниманияи памяти. Проведя качественный анализ полученных результатов, мы можем говорить,что выдвинутая нами гипотеза о том, что данные психические процессы взаимосвязаны,нашла свое подтверждение. Таким образом, мы справились с поставленными целью и задачи,осуществив исследование и подтвердив выдвинутую гипотезу.
Приложение№ 1
Протокол проведения методики«Найди квадрат» на группе I№ Результат Уровень 01 5 высокий 02 4 высокий 03 4 высокий 04 5 высокий 05 4 высокий 06 4 высокий 07 3 средний 08 5 высокий 09 4 высокий 10 4 высокий 11 3 средний 12 4 высокий 13 3 средний 14 4 высокий 15 3 средний
Приложение№ 2
Протокол проведения методики«Найди квадрат» на группе II.№ Результат Уровень 01 4 высокий 02 4 высокий 03 3 средний 04 3 средний 05 4 высокий 06 4 высокий 07 4 высокий 08 5 высокий 09 3 средний 10 4 высокий 11 3 средний 12 4 высокий 13 4 высокий 14 4 высокий 15 3 средний
Приложение№ 3
Протокол проведения методики«Переплетенные линии» на группе I.№ Результат Уровень 01 9 высокий 02 8 высокий 03 8 высокий 04 6 средний 05 6 средний 06 8 высокий 07 6 средний 08 8 высокий 09 8 высокий 10 9 высокий 11 7 средний 12 9 высокий 13 6 средний 14 7 средний 15 9 высокий
Приложение№ 4
Протокол проведения методики«Переплетенные линии» на группе II.№ Результат Уровень 01 7 средний 02 6 средний 03 8 высокий 04 8 высокий 05 8 высокий 06 7 средний 07 6 средний 08 6 средний 09 8 высокий 10 5 средний 11 7 средний 12 8 высокий 13 8 высокий 14 5 средний 15 9 высокий
Приложение№ 5
Протокол проведения методики«Картинки» на группе I.№ Результат Уровень 01 6 средний 02 5 средний 03 5 средний 04 6 средний 05 8 высокий 06 5 средний 07 5 средний 08 7 средний 09 6 средний 10 5 средний 11 6 средний 12 7 средний 13 8 высокий 14 8 высокий 15 5 средний
Приложение№ 6
Протокол проведения методики«Картинки» на группе II.№ Результат Уровень 01 6 средний 02 7 средний 03 5 средний 04 8 высокий 05 8 высокий 06 6 средний 07 7 средний 08 7 средний 09 6 средний 10 6 средний 11 6 средний 12 5 средний 13 6 средний 14 6 средний 15 7 средний
Списоклитературы
1. Аванесова В. Н. Обучениесамых маленьких в детском саду. М., 1968.
2. Баллон А. Психическое развитиеребенка/Пер, с франц. М, 1967.
3. Баскакова И.Л. «Вниманиедошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации» «Институтобщегуманитарных исследований» Москва, 2002 г.
4. Березина В. Г., ВикентьевИ. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб., 1994.
5. Бочарова С.П. Итоги и задачиисследования памяти на современном этапе//Психологический журнал. — 1984. — № 1.
6. Блонский П.П. Память имышление. — М., 1979
7. Веккер Л.М. Психическиепроцессы. Т. 1. — Л., 1974
8. Венгер Л.А., «Готов ливаш ребенок к школе?» Москва, «Знание», 1994 г.
9. Виноградова Н.Ф., ЖуроваЛ.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Советы педагога и психолога) Москва, «Просвещение»1998 г
10. Воспитание и развитиедетей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.
11. Выготский Л. С. Игра иее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.
12. Ганзен В.А. Восприятиецелостных объектов. — Л., 1976.
13. Дмитриева В «Развитиеинтеллекта ребёнка в раннем возрасте»
(Задания и упражнения на развитиевнимания, моторики, памяти, мышления, речи). Санкт-Петербург, «КОРОНА-принт» 2003г.
14. Дьяченко О. М., ЛаврентьеваГ. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
15. Журова Л.Е., ВаренцоваН.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс»,1998г.
16. Запорожец А. В., МарковаТ. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
17. Истомина З.М. Развитиепроизвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогическойпсихологии. — Ч. II. — М., 1981
18. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентоввысших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. — М., Академия. 2000. – 456с.
19. Осипова А.А.,. МалашинскаяЛ.И «Диагностика и коррекция внимания» (Программа для детей 5-9 лет). Москва, «Сфера»,2004г.
20. Психология детства. Учебник.Под редакцией А. А. Реана – СПб., 2003. – 368 с.
21. Поддьяков Н. Н. Проблемыречевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изученияречи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. — М: 1994. — С. 119–126.
22. Тихомирова Л. Ф. Развитиепознавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.— Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
23. Чуприкова Н.И.«Умственноеразвитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)
24. Урунтаева Г.А. Дошкольнаяпсихология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
25. Эльконин Д. Б. Развитиеречи и обучение чтению // Избр. психол. труды. — М: 1989. — С. 362–405.