МОУ “Агалатовская СОШ”
Запади Восток.
Подготовил: ученик 10 ‘A’класса
Шабельский АлександрАлександрович.
Агалатово 2005 год
Оглавление: Страницы.
Титульный лист. 1 стр.
Оглавление. 2стр.
Введение.
1 глава. Культура Востока, не культура Запада. 3 стр.
Основная часть.
2 глава. Черты, помогшие Востоку быть единым
втечении многих лет. 3-7 стр.
3 глава. Религии Востока. 7-8 стр.
4 глава. Самураи и их кодекс чести. 8-10 стр.
Заключение.
Вывод. Восток есть Восток! 10стр.
Список литературы. 11 стр.
Запад и восток.
Западесть запад, Восток есть восток, не встретиться им никогда.
Лишьу Престола Божья в день страшного суда. ( Киплинг )
Глава 1.
Этистроки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сейдень привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку иЗападу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все большийинтерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине). Сегодня в миремы можем наблюдать жестокую конкуренцию двух стран, которые являются истиннымипредставителями Западной и Восточной цивилизаций: США и Япония. Безусловно, посвоей экономической мощи, США, по крайней мере, до конца этого века будетзанимать лидирующее положение. Но дальше грядет переустройство мировогопорядка, смещение центров экономического влияния и деловой активности. На мойвзгляд, основную роль в будущей “пьесе” будет играть Япония. Но прежде всего,давайте обратимся к некоторым историческим и философским особенностям, которыепонадобятся в дальнейшей попытке охарактеризовать эту загадочную Странувосходящего солнца.
Итак,восточная цивилизация. Это родина слонов — Индия; страна шелка и великолепногофарфора — Китай; и Япония, откуда на протяжении 300 лет никто не возвращался.Эта цивилизация существовала в течение гигантского временного промежутка: ссередины 2 тысячелетия до нашей эры — по 17 век нашей эры — 3000 лет (любопытноотметить, что за это время на Западе успели одна за другой смениться несколькоцивилизаций).
Глава 2.
Именно вустойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Западдвижется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье ит.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических иэкономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошнаялиния. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, ониорганично вписываются в старое и растворяются в нем.
Востокочень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия«варваров» (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавшихпериод разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайскоегосударство, но даже не прервали его существования…
Идаже в северной части страны, где образовались «варварские»королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими»,превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страныассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Крометого, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и дажеислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойноуживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие быпотрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Итак,номер один – устойчивость и незыблемость.
Второйважной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утратило связи сприродой.
Любимымдоводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что ониоблагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны, создать сами (машинами,новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попыткуоправдаться. Однако, большинство европейцев были в свое время свято в этомубеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологиипредставителей двух цивилизаций.
Европейцыв своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабостьперед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резковыделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природав их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить,поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения, и все вэтом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраиватьприроду на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнениемокружающей среды, ни с другими потерями (“мы не можем ждать от природымилостей, после того, что мы с ней сотворили” ).
Вотличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания.Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственноенесовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мирвоспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишьодна из составных частей. А раз так, то цель человека — не вражда, а стремлениебыть с природой в гармонии, познав основные ее законы, постараться непротиворечить им. Так, философы Востока считали, что народы и государствадолжны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений иживотных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Стилиразличных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений задвижениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучивокружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм.Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки теларассчитывалась в зависимости от времени дня.
ЛюдиВостока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир,когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибоему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китаядостигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделалимногие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и другихнаук. Во 2 тысячелетии до нашей эры в Китае существовала уже иероглифическаяписьменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. Всередине первого тысячелетия до нашей эры был составлен первый в мире звездныйкаталог, насчитывавший 800 светил. Характерная особенность японцев – выйти водвор своего дома и, посмотрев на свой сад камней (когда один из всей композициине виден) или понюхав ветку сакуры, замереть на несколько часов. Следовательно,особенность номер два – связь с природой.
Третьейособенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и вЕвропе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, вмифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание толькотогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Всездесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательночерты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийтиписать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить встихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любоенеоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось каксущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одномсановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались ввосемь рядов». Поскольку в древности такие праздники мог давать толькоимператор, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то,что же тогда нельзя выносить?! ». Он же создал целую теорию (до сих поримеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз инавсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению,обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете.Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуалавыглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе,но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Своютеорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением ученийпрежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь кдревности». Отметим номер три – приверженность традициям.
Отношениек религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации.На Востоке оно весьма отличается от Западного. Да и сами религии здесьразнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Егоназывают религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизньчеловека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали иуправления государством. Основным принципом конфуцианской этики являетсяпонятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей вобществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствованияна основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся напочтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитанииродителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству,постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородныемужи»), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяэжэнь (дословно — «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Этопротивопоставление «благородных» простолюдинам и утверждениепревосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и егопоследователей яркое выражение социальной направленности, классового характераконфуцианства.
Глава 3.
Конфуцианствоуделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления,опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства,но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба»(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Властьправителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом.Считая, что «управлять — значит исправлять», конфуцианство придавалобольшое значение учению чжэн мин (об «исправлении имен»), котороепризывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определятьобязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь долженбыть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном».Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов инаказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, наоснове обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правилав незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миромлюдей. «Богов я почитаю, но держусь от них подальше» — вот жизненныйпринцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно в551 г. — умер в 479 г. до нашей эры) изложены в книге «Беседы исуждения» («Лунь юй»), которая представляет собой записьизречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.
Ещеодной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, являетсябуддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическимразумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетныхжеланий и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь ивновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления),человек переходил в новое качество — неземное.
РелигииВостока — это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них исовершенствования окружающего мира (отметим это – нет предела самосовершенствования).
Существеннейшуючасть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей ивозрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческийоблик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно быловозродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечномдвижении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудьповторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока — вера вневозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы (вспомним, хотя бы,героев — камикадзе). Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьиземли: «Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне так ибудет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники? ».
Глава 4.
Полностьюотсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Также, как и демократический образ правления. Восточный человек не свободен, аобязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполнеестественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители- дети, муж — жена, вышестоящий — нижестоящий). Долгом этим связаны все, отгосударя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строгоопределенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом планепоказателен пример японских самураев — военного сословия. При любом нарушениисамураем «кодекса чести» он обязан был покончить жизнь самоубийством,сделав себе харакири. Чтобы в дальнейшем были понятны некоторые из рассуждений,хотелось бы вкратце рассказать о самураях. Ведь эти люди на протяжении всех 13веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должны былислужить воплощением канонических конфуцианских добродетелей, наделенным,однако, силой и свирепостью нио, «стражей ворот» в буддийскойхрамовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительностановился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова. Душой его былмеч, профессией война, постоянным занятием — воинские искусства, а нередкотакже изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь подсводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием.Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов — таким былнастоящий самурай. «Меж цветов красуется сакура, меж людей — самураи», — гласила пословица. Самурайство зародилось в VIII в. на востокеи северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформилисьвладетельные самурайские роды. К тому времени сложились и устои неписаногоморального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей«Путь Самурая» — Буси-до.
Четкои довольно вразумительно требования Буси-до сформулированы философом ДайдодзиЮдзана:
· Истиннаяхрабрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть, когдаправомерно умереть.
· К смертиследует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижаетего достоинство.
· Следует взвешивать каждоеслово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
· Необходимо быть умеренным веде и избегать распущенности.
· В делах повседневных помнитьо смерти и хранить это слово в сердце.
· Уважать правило «стволаи ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели. Родители- ствол древа, дети — его ветви.
· Самурай должен быть не толькопримерным сыном, но и верноподданным.
· Следует быть усердным иприлежным, иметь чувство ответственности.
· Не подобает гнаться зароскошью, следует избегать бесполезных трат
· Не подобает гнаться за дутойславой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.
Вывод.
Такимобразом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем поустановленному обычаю. И мы можем с уверенностью констатировать, что в японцахживет дух воинов и фатализм. А следовательно, они не любят проигрывать.
Списоклитературы.
1-БольшаяСоветская Энциклопедия. (том 13)
2-ВсеобщаяИстория искусств. (том 1)
3-“Основы цивилизации”,Боголюбова.