Возможности и ограничения теории З.Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений. Содержание. Введение… 3 Фрейда 4 Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений………… …. 11 Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений… 13 Заключение… 15 Библиографический список… 17 Введение.
Сущность общественных процессов и явлений интересует многих ученых, а также людей, не занимающихся научной деятельностью. Многие хотят найти ту теорию при помощи которой можно было бы объяснить все, что происходит в обществе. На данный момент нет ни одной теории, которая могла бы дать ответы на все вопросы об обществе. Ни одна из теорий, существующих на сегодняшний день, не раскрывает этой проблемы полностью, только частично. Цель работы: Изучить возможности и ограничения теории
Зигмунда Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи: 1.Фрейда 2.Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений 3.Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений
Для написания работы использовались следующие методы: 1.Традиционный анализ документов (умственные операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документальных материалах). 2.Анализ изучаемой теории в объяснении общественных процессов и явлений. 3.Синтез полученных данных в результате анализа литературы. 4.Оценивание данной теории в объяснении общественных процессов и явлений.
Особенности общественных процессов и явлений в трактовке З. Фрейда Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) известный австрийский психиатр и психоаналитик. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. По своему замыслу теория З.Фрейда ориентирована на изучение и излечение психики индивидов, но она с самого начала заключала в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем
и прошлом. На рубеже XIX и XX столетий 3.Фрейд стал основателем психоанализа. Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. В работе “Тотем и табу” Фрейд попытался разработать с помощью психоанализа проблему народов,
которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кровосмесительства и веления совести. Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.
Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”. Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в ”Толковании сновидений”, поскольку сновидение рассматривается как приватная микрология сновидца, а мир представляет как сновидение народов. Фрейд утверждал, что “к культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые
приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п.”[5, с.19-21] Культура, по З.Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. Инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону
диалектики, перешли в другое качество, то есть они перешли к “либидо”. В работе “Неудовлетворенность культурой”[10] Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры.
Как писал сам Фрейд, он пытался и стремился судить о развитии человечества, в общем, по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского
образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам. Рассматривая культуру со стороны невротика, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. Он писал, что если вообразить, что запреты культуры сняты и всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, которая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину
или вообще встает на его пути, вправе взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения то тогда жизнь стала бы вереницей удовлетворений. По его мнению, вытеснение влечений – это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему “Я”. Анализируя выше сказанное, можно сказать, что человек как бы находится между двух огней.
С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом
ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. С точки зрения Фрейда культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести,
и каким образом вознаградить их за эти жертвы. Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе.
Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии З.Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Как уже упоминалось, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений
природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже
инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый пантеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений,
и, наконец, авторитет бога помогает им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом, так как многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд.
Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. Фрейд усмотрел сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, это позволило объявить религию “коллективным неврозом”. На основе психоаналитической теории Зигмунд Фрейд предпринимает попытку объяснить развитие человеческого
общества, связать особенности психической структуры личности с поведением целых социальных групп в своей книге «Психология масс и анализ человеческого “Я”»[6]. В этой работе Фрейд пытается дифференцировать массы. Одно дело толпа. Другое дело – войско или сообщество верующих. Они уже являются искусственными массами. В искусственных массах, в отличие от толпы, необходимо внешнее
принуждение, чтобы удержать их от распада. По мнению Фрейда, искусственная масса имеет либидозную структуру. Поэтому ей необходимо ощущение, что она в равной степени любима вождем, верховным властителем. В церкви это – Христос, в Войске – Полководец. Если у массы убрать эту иллюзию любви, произойдет распад массы. Для своего анализа массы Фрейд выбирает католическую церковь.
Он пишет, что к каждому члену верующей массы Христос относится как добрый старший брат, являющийся заменой Отца. Перед Христом все равны, все имеют равную часть его любви. Церковь сходна с семьей, недаром верующие называют себя «братьями» и «сестрами», то есть родственниками по любви, которую питает к ним Христос. Связь каждого члена церкви с Христом является одновременно и причиной связи между членами массы.
Кстати, это свойство массы, желающей ощущать на себе любовь Отца, или Старшего брата, очень хорошо понимал Сталин, который обратился к гражданам Советского Союза в момент начала Великой Отечественной войны со словами: «Братья и сестры». Есть еще одна идея Фрейда в этой книге – это механизмы идентификации. В целом Фрейд рассматривает идентификацию как попытку соотнести свое поведение с поведением некого
персонифицированного образа. Механизм идентификации неразрывно связан с либидозной сущностью массы. Человек не только желает ощущать любовь властителя, но и отождествлять себя с ним, мысленно поставить себя на его место, перенять его стереотипы поведения. В этом механизме кроется секрет популярности большинства политических лидеров. Фрейда в исследовании феномена массы делает акцент на индивида, личность.
Пружиной поведения массы является отношение ее членов к вождю, их любовь к нему. Масса складывается из суммы стремления ее членов. Каждый желает максимально приблизить себя к лидеру, идентифицировать себя с ним. Знаменитое фрейдовское «либидо» реализуется в обожании вождя, стоящего во главе массы. Либидозную структуру имеет и другая разновидность искусственной массы – войско.
Полководец – это Отец, одинаково любящий всех солдат. Фрейд анализирует военные неврозы германской армии периода Первой мировой войны, которые, по его мнению, и способствовали разложению армии. Эти неврозы были отражением протеста отдельного солдата против роли, которая отводилась ему в армии, против черствого обращения начальников с рядовыми.
Фрейд немного места уделяет в своей книге массе как политической организации. Однако можно предположить, что она также имеет либидозную структуру, а политический лидер играет в ней такую же роль, как в церкви – Христос, а в войске – Полководец. У массы есть ряд свойств, которые выделает Фрейд. Масса действует иначе, чем индивид. У массы появляется иная психология.
Индивид приобретает силу в толпе, отбрасывает вытеснение своих сознательных влечений. В толпе всякое чувство заразительно. Из маленького недовольства может получиться яростная ненависть. К тому же у массы есть стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи. Масса, с одной стороны, нетерпима, а, с другой, доверчива к авторитету. Она уважает только силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость.
Для массы очень важно слово, лозунг. Оно действует как гипноз. И, в конечном итоге, масса признает только равенство. То есть равенство индивидов в массе. Конечно, это не предписывается для вождя. Таким образом, психология массы отлична от психологии индивида, но в то же время одно происходит из другого. В своих завершающих работах Фрейд сосредоточился на проблеме отношения психоанализа к религии,
науке и, наконец, к мировоззрению, понятому как обобщающая интеллектуальная конструкция, исходя из единообразных принципов, которой решаются основные проблемы бытия и познания. Он утверждал, что психоанализ в качестве специальной науки не способен образовать особое мировоззрение, что он заимствует свои мировоззренческие принципы у науки. Между тем в действительности, ряд общих положений самого
Фрейда имел определенную мировоззренческую направленность, что отчетливо выражено как в его притязаниях на решение общих проблем, касающихся поведения человека, его отношения к природе и социальной сред, так и в объяснении генезиса и закономерностей развития культуры. Возможности теории З. Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений В целом, на взгляд некоторых обывателей, концепция
Фрейда нуждается во многих поправках, она отнюдь не бесспорна, но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав концепцию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная концепция усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы
Фрейда в своих исследованиях. Тем не менее, концепция З.Фрейда о религии имеет положительное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Также религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия.
И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло
астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д. Категорически отрицая идею богодухновенности религии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленном Эдиповым комплексом характере религиозной потребности. Клеймя религию как “коллективный невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”, он одновременно видел
в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. 3игмунд Фрейд был прав, полагая, что без религии человечество уже давно бы скатилось за грань всеобщего безумия. Фрейд понимал под культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее человеку возможность
овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ. Каждая культура, по словам Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов. При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции.
Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов. Благодаря им культура безвестные тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать,
что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Ограничения теории З. Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество,
Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества. Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза.
В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Религиоведческая концепция З.Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества. Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе
Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности, Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения.
Тем самым он оставлял без внимания общественно-исторические истоки и функции религии, своеобразную представленность в религиозном сознании ценностных ориентаций, порожденных жизнью людей в реальном, земном мире, иррациональное переживание этими людьми своей зависимости от природных сил. Великим открытием Фрейда, существенно повлиявшим на философию и культуру, было обнаружение конфликта между мышлением и существованием. Но Фрейд ограничил значимость своего открытия, сведя сущность конфликта
к подавлению младенческих сексуальных стремлений, предположив, что конфликт между мышлением и существованием — это, по сути, конфликт между мышлением и младенческой сексуальностью. Это ограничение неудивительно. Находясь под влиянием материализма своего времени, Фрейд искал содержание подавляемого в тех стремлениях, которые не только имели одновременно и психический и физиологический характер, но также — что очевидно — подавлялись в том обществе, к которому
Фрейд принадлежал, т. е. к среднему классу. Он нашел доказательства тому, что патологические явления — например, истерия — иногда являлись выражением подавленных сексуальных желаний. Он отождествил социальную структуру и проблемы своего класса с проблемами, присущими человеческому существованию. Это одно из уязвимых мест в теории Фрейда. Для него буржуазное общество было идентично цивилизованному обществу, и хотя он признавал существование
своеобразных культур, отличных от буржуазного общества, они представлялись ему примитивными, неразвитыми. Недостатком теории Фрейда является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Заключение. Библиографический список.