МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
« Возможностивоспитательной работы со студентами в общежитии»
Выполнила:
Кобаль Анжелика Михайловна
студентка 5 курса исторического
факультета, специальности:
«Социальный педагог» ОЗО
Научныйруководитель:
Лаврентьева Зоя Ивановна кандидат педагогическихнаук,
доцент
Новосибирск,2002
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….
Глава I.
Концептуальныеосновы внеучебной воспитательной работы в вузе…………………
1. 1 Концепция воспитательной работы ввысших учебныхзаведениях………………………………………………………………………………………………..
1.2 Содержание и задачивоспитательной работы в вузе…………………………………..
1.3 Психологическаяхарактеристика студенческого возраста…………………………..
1.4 Педагогические возможностиобщежития………………………………………………….
Глава II.
Воспитательныйпроцесс в студенческом общежитии……………………………………..
2.1 Педагогически воспитывающаясреда в общежитии…………………………………..
2.2 Формы и средства организациивоспитывающей среды вобщежитии……………………………………………………………………………………………….
Глава III.
Проблемывоспитательной работы в студенческом общежитии на примере НовосибирскойГосударственной Академии Водного транспорта.
3.1 Диагностика уровня воспитательнойработы в общежитии…………………………
Заключение………………………………………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………………………………
Введение
Средитребований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими являютсяактивная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способностьотстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшегообразования является формирование духовности будущих специалистов. Важную рольв решении данной задачи играет правильное использование всего комплексавоспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе.Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывностиучебно-воспитательной работы имеют общежития.
Разносторонняядеятельность коллектива общежития призвана активно содействовать формированиюнравственных качеств, их устойчивости. Это особенно важно, т. к. процессформирования личности студентов в этом возрасте не завершён. Кроме того,поступление в вуз и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания вдругую, связан с рядом изменений в жизни юношей и девушек. В условиях стользначительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжитьпроводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но иобеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.
Актуальность темы. В последниегоды студенческое общежитие в силу развивающихся в нём негативных явлений — пьянство, наркомания, проституция, различного рода правонарушения — отнесено ккриминальной среде. Объясняются эти процессы тем, что взгляд на общежитиетолько как на жилище — ограничен и ошибочен. Общежитие — не только местопроживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективныенаправления профессионального и духовного развития личности, преодолениятрудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовымусловиям. Одной из существенных причин этих негативных явлений в молодёжнойсреде является плохая организация досуга как важнейшей сферы жизнедеятельностии всестороннего развития личности.
Вэтой сфере молодёжь продолжает оставаться объектом воспитательных воздействий,в значительной степени лишена возможности удовлетворить свои духовные,познавательные и иные социальные интересы, творческие способности. Культурноеразвитие человека в сфере свободного времени, как одна из острыхсоциально-педагогических проблем, не имеет ещё надёжного научного обеспечения,которое находится на стыке педагогики и психологии, теории культуры, теории иметодики организации досуга.
Степень разработанности проблемы. Анализ философских,психологических, педагогических работ, результатов исследований в областиметодики организации досуга показал, что для решения поставленной проблемыимеются определённые научные предпосылки, сформулирован круг социальных иобщепедагогических идей, необходимых подходов для теоретического иопытно-экспериментального исследования путей повышения качества воспитательнойработы в студенческих общежитиях.
Впроцессе разработки исходных позиций данной работы нами использовалисьметодологические и теоретические положения: о влиянии системы общественныхотношений на развитие культуры личности (О. Долженко [10], Л. И. Коханович и Л. П.Рябов [13], [14], В. Т. Лисовский [16]);о психологических особенностях, содержании, формах, методахи средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский [17], [18], В. Н. Данюков, Н. М.Оглоблина, Н. А. Петрова [9]);об общежитии как социальной среде развития личности (В. В.Бовкун [4], М. М. Поплавский [23], П. Рогонов [25]);о гуманизации условий развития личности, психологии общенияи совместной деятельности (В. Айнштейн [1], Л. Г.Вяткин [7], В. Рахманин [24], А. Шулус [30]).
Однакопроблема студенческого общежития как воспитательного института специально и в системене исследовалась. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, чтостуденческое общежитие выступает в структуре общества как специфичныйсоциально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль вразвитии личности.
Теоретическаязначимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темыдипломной работы: «Возможности воспитательной работы со студентами вобщежитии».
Объект исследования — воспитательная работа со студентами, проживающими вобщежитии № 1 Новосибирской Государственной Академии Водного транспорта.
Предмет исследования — организационные возможности повышения качествавоспитательной работы со студентами общежития.
Целью работы является выявление условий реализации воспитательногопотенциала студенческого общежития.
Гипотеза: Предполагаем что качество воспитательной работы встуденческом общежитии может соответствовать современным требованиям если:
n учитываютсяпотребности самих студентов, их инициатива и самостоятельность,
n еслисуществует определённая система в работе со студентами,
n если студентов поставить в ответственнуюпозицию за организацию жизни и быта.
Дляреализации цели ставились и решались следующие задачи:
1) раскрытьсодержание и задачи внеучебной воспитательной работы в вузе;
2) охарактеризовать психологическиеособенности студенческого возраста;
3) выявить педагогические возможностиобщежития;
4) выявить наиболее эффективные формыи средства организации воспитательной работы в общежитии;
5) исследование проблем воспитательнойработы, проводимой в студенческом общежитии.
Методы исследования:
1. Аналитический (анализпедагогической литературы).
2. Диагностический (наблюдение,беседы, анкетирование).
Информационнуюбазу составили данные Новосибирской Государственной Академии Водного Транспортаобщежития № 1.
Глава 1
Концептуальныеосновы воспитательной работы в вузе.
1. 1. Концепция воспитательной работы в высших учебныхзаведениях.
Внастоящее время, очевидно, что рассмотрение воспитания с точки зрения егофункций неизбежно затрагивает и его содержание. Воспитание — неотъемлемая частьобразовательного процесса, имеющая существенную специфику. Оно должно быть,направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей — обеспечение социализациичеловека и поддержку процесса индивидуализации личности.
Возрождениеи развитие воспитательной системы вузов с акцентом на конкретную личностьбудущего специалиста и на воспитательный потенциал внешней среды являетсяважнейшим способом выживания вуза в современных условиях. Это свидетельствует отом, что воспитание — важнейшая функция системы высшего образования.
Необходимоне просто поднимать и решать вопрос о постановке или возрождении воспитательнойсистемы в вузе, но именно о высокой культуре постановки воспитания студентов ввузе.
Важнейшейзадачей в новых условиях является создание системы студенческого самоуправленияв вузах. Это система должна в полной мере отвечать демократическим традициямроссийской высшей школы и распространяться на все виды студенческой жизни — отинтеллектуальной, творческой до бытовой.
В1997 году была разработана концепция воспитательной работы со студентами вузовРоссии. 6 февраля 1997 года Российский союз ректоров принял по докладу ректораСанкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкой «Высшееобразование и воспитание молодёжи» постановление, в котором записано:«Основополагающие принципы проводимой реформы высшей школы, достигнутые в ходееё осуществления результаты, а также опыт, накопленный непосредственно вучебных заведениях и субъектах Федерации, показывают, что в современныхусловиях воспитание молодёжи должно строиться на базе фундаментальныхдуховно-нравственных ценностей, играющих непреходящую роль в развитии личностии общества. Это может и должно позволить системе высшего образования и еёвоспитанникам- специалистам… внести свой самобытный вклад в преодолениедуховного кризиса в обществе, достижение гражданского согласия и созданияпредпосылок для процветания сильной демократической России». 1
Концепциявоспитательной работы со студентами вузов России предполагает:
1. Важнейшими задачами высшей школы насовременном этапе считать улучшение воспитательной работы среди студентов,увеличение вклада высшей школы в воспитание других категорий молодёжи иповышение воспитательного потенциала системы образования в целом.
2. Рекомендовать ректорам высшихучебных заведений организовать разъяснение новых задач воспитания средипрофессорско-преподавательского состава, акцентируя внимание на следующихосновных направлениях воспитания:
____________________________________________________________________
[1] Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностныеориентации молодёжи России. — СП б. — 2000. — с. 488.
· отношение к обществу: гражданское воспитание всобственном смысле слова, ориентированное на формирование социальных качествличности — гражданственности, уважения к закону, социальной активности,ответственности, профессиональной этике;
· публичные человеческие отношения: воспитаниечеловечности как гражданско-правовой и нравственной позиции — уважение прав исвобод личности, гуманности и порядочности;
· отношение к культуре: приобщение к культурнымценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности,восприятия красоты и гармонии;
· отношение к профессии: освоение профессиональнойэтики, понимание общественной миссии своей профессии, формированиеответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда,выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональнойдеятельности и принципиальных решений в ходе её осуществления — социальных,экономических и нравственных;
· личные отношения (семья, дети, друзья): нравственноесемейное воспитание — формирование совести, чести, добродетелей.
3. Предусмотреть обобщение ираспространение лучшего опыта воспитательной работы вузов, проведениеконкурсов, конференций и семинаров, выполнение исследовательских проектов исодействие социально-педагогическим экспериментам.
4. Осознавать особую ответственность высшей школыза интеллектуальную и нравственную атмосферу в обществе.
Высшиеучебные заведения как центры образования, науки и культуры призванысодействовать критическому осмыслению происходящего и давать конструктивныеответы на вызовы времени. Необходимо поддерживать исследовательскую игражданскую активность, направленную на решение этих задач, поощрятьсоциально-ответственные действия.
1.2. Содержание и задачи внеучебной воспитательной работы ввузе
Реформароссийской высшей школы выдвинула решение прежде всего глобальных проблем,таких, как изменения организации и содержания образования, создание необходимойбазы для развития фундаментальных наук и глубокого овладения студентамиспециальными знаниями. Главное место в реформаторской деятельности учрежденийвысшего образования, профессорско-преподавательских коллективов вузов занимаетучебный процесс, его научная, методическая и материальная основа. И этооправдано.
Неразрывностьучебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях в большей степенистала пониматься, как умение преподавателя оказывать воспитательное воздействиена студентов во время занятий. Воспитание личности студента сузилось и сталоопределяться количеством лекционных и лабораторных часов в учебном расписании.Участие же молодых людей в научной, исследовательской, общественной и другихвидах творческой деятельности как бы перестало быть общественно необходимым.
Психолого-педагогическиеаспекты формирования личности студента сегодня редко фигурируют в вузовскихпрограммных документах. Нередко высказывается совершенно необоснованное мнениео том, что вуз не должен заниматься воспитанием студентов, что единственнаязадача преподавателя — обучать.
Ошибочностьэтого положения многократно опровергает история высшей школы не только нашегогосударства, но и зарубежных стран. Существует достаточно убедительныхпримеров, подтверждающих, что именно в вузе формируется научный иобщественно-политический потенциал. В этом смысле высшие учебные заведениявыполняют своеобразный государственный заказ, восполняют потребности общества вподготовке общественных и политических деятелей.
Именнов вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческихколлективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторскиенавыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю,общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебногопроцесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутвержденияличности, совершенствования способностей студента, становления его гражданскогосамосознания. Для этого вуз должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы.Главной целью воспитательной работы в вузе должно стать создание педагогическивоспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности кизбранной профессии.
Важнейшимзвеном в системе внеучебной воспитательной работы является деятельностьдеканатов по формированию органов студенческого самоуправления, проведениюфакультетских мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кафедр поадаптации первоклассников, проведению «Недели первокурсника» на факультетах,ознакомление их с историей факультета, вуза, правовым и социальным статусомстудента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности,культуре умственного труда, изучению бюджета времени студентов.
Руководствовсей этой работой на факультетах осуществляет заместитель декана повоспитательной работе в соответствии с Положением о его должностныхобязанностях.
Второезвено системы — работа Совета по внеучебной работе и отдела по внеучебнойработе со студентами по реализации системы общевузовских мероприятий,формирующих у студентов представление о престижности, выбранной ими профессии,престиже вуза, развитию корпоративного чувства. К числу этих мероприятийотносится проведение торжественных ритуалов — Посвящение в студенты, ДняЗнаний, Дня рождения вуза, Татьянина дня, конкурсов, праздников прощания свыпускниками.
Третьимважным звеном в вузовской системе воспитательной работы должна стать работаспортклуба по формированию у студентов потребности в занятиях физическойкультурой и спортом, разработка системы физкультурно-оздоровительныхмероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропагандаздорового образа жизни.
Четвёртоезвено — организация студенческого быта и досуга в общежитиях вуза, организацияработы студсоветов общежитий, их взаимодействие. Цель этой работы — формирование понятий культуры быта. Руководство этим видом внеучебнойдеятельности возлагается на воспитателей-методистов общежитий, введениедолжностей которых обусловлено объективной необходимостью в оказании помощистудентам в организации досуга и быта в специфических условиях и формах,которым присущ «домашний» характер, а также необходимость разрешенияпсихологических, межличностных конфликтов.
Работупо решению проблем студенческих общежитий необходимо начинать с выявлениялидеров среди студентов, проживающих в общежитиях и создания из их числастуденческих советов. Отдел внеучебной работы должен организовать деятельностьадминистративных советов общежитий, групп охраны порядка, наладить работу своспитателями-методистами. Лишь после этого можно приступать к организациидосуга студентов в общежитиях. Сотрудниками отдела, студенческого клуба иактивом общежития могут быть организованы интересные праздники: День общежития,конкурсы студенческих семейных пар, шоу-программы, праздники, посвящённыепервокурсникам и выпускникам факультетов, Дни специальностей, новогодние балы.
Пятымзвеном в создании педагогически воспитывающей среды является широкоеиспользование возможностей вневузовской культурной среды. Использованиекультурного потенциала города — привлечение на сцены, в аудитории, спортивныезалы лучших творческих коллективов, исполнителей, спортсменов, тренеров,организация художественных выставок в вузе с целью расширения культурногокругозора студентов.
Интегрирующеепостроение всех звеньев системы способствует формированию креативной активностиу студентов и выпускников вуза.
Воспитаниестудентов в вузе традиционно строится на основе органического единства учебногои воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является иразделение его на разные формы — воспитание в процессе обучения и воспитание вовнеучебное время — в связи с существованием двух форм вузовской деятельности:собственно образовательной и социальной. Для каждой из этих форм свойственныспецифические задачи, средства, функции и содержание.
Наиболеераспространённые и эффективные современные модели воспитания выделяют тригруппы условий формирования качества личности — общечеловеческий, гражданский ипрофессиональный. На закрепление этих качеств, развитие представлений студентово подлинных культурных ценностях должен быть направлен весь процесс внеучебнойвоспитательной работы.
Цельювнеучебного воспитательного процесса в вузе определяются его конкретные задачи,решение которых необходимо для достижения этой цели.
Первой задачейвнеучебнойвоспитательной работы является укрепление и сохранение лучших традиций,существующих в коллективе вуза, российского студенчества в целом, направленныхна воспитание у студентов представлений о престижности вуза и выбраннойпрофессии, престижности высшего образования, развития творческих началличности. Однако вместе с укреплением традиций для достижения эффекта впроцессе воспитания студентов в вузе необходима и творческая разработка новыхформ и приёмов внеучебной воспитательной работы, соответствующих времени иновым потребностям студентов.
Поискновых форм и приёмов ведения воспитательной работы в вузе становится второй задачей внеучебноговоспитательного процесса.
Однакопоиск новых форм, как и отбор и укрепление традиционных, могут быть успешнымилишь при решении третьей задачи, которой с одной стороны является непрерывноеизучение интересов, творческих склонностей студентов. С другой сторонызаявленное выше отношение к внеучебной досуговой деятельности студента как кфактору, обладающему большими воспитательными возможностями, не праздномувремяпрепровождению, а значимому общественному процессу развития, реализацииличностного потенциала студента неизбежно требует изучения наличия свободноговремени студента, изучения структуры учебного процесса для выявления причины ихарактера перегрузки студентов собственно учебной работой, оптимальногосоотношения учебного и внеучебного времени студента.
Целенаправленнаяработа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям ихжизнедеятельности с привлечением своеобразных форм деятельности внеучебнойсферы является четвёртой основнойзадачей при реализации целей внеучебной воспитательной работы в вузе.
Пятая задачанепосредственно вытекает из поставленных выше задач — всемерное развитиестуденческого самоуправления воспитательной работой в молодёжной среде. Решениеэтойх задачи связано с воссозданием на новой основехорошо зарекомендовавших себя ранее студсоветов общежитий, спортклубов,студенческих отрядов и созданием новых неформальных объединений активанеформальных лидеров в вузе, на факультетах.
Шестая задача, вопределённой мере являющаяся условием разрешения всех предыдущих, — подбор иподготовка кадров для ведения внеучебной воспитательной работы в вузе, созданиепрофессиональных структур и органов для организации и управления этойдеятельностью в вузе.
Решениеэтих задач связано с созданием в вузе особой атмосферы духовности,созданием воспитывающей среды, развитиемпрофессиональных навыков будущего специалиста, его увлечённости профессией,стремления к саморазвитию и самоопределению.
Такимобразом, внеучебная воспитательная работа в вузе является эффективной в томслучае, когда она выстроена с учётом индивидуальных и возрастных особенностейстудентов, их познавательной активности, ценностных ориентаций молодых людей.
1. 3. Психологическая характеристика студенческоговозраста.
Воспитательнаяработа должна строится на требованиях общества, а также учитыватьпсихологические и возрастные особенности студентов. Особенности физическогоразвития молодых людей должны учитываться при организации внеучебноговоспитательного процесса в вузе. В юношеском возрасте завершается формированиеорганизма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив,довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у негопроисходит быстро.
Впсихологическом облике человека обнаруживаются и неповторимые черты,сформировавшиеся в процессе индивидуального развития, поэтому во внеучебнойработе со студентами важно учитывать их темперамент, уравновешенность нервнойсистемы.
Юношаи девушка становятся уже полноправными членами семей — вносят свою лепту в еёбюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитываюткачественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относитсякак к подросткам, нередко возникают конфликты.
Ввузах в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основнымизакономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники;ими приобретаются общетрудовые и профессиональныеумения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает всознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельностьи приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов.
Так,восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами можетсосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результатеустанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.
Качественныесдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становитсяизбирательным. Воспринимая изучаемое,молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или инойраздел важен, он с большей активностью изучает его.
Преобразовываютсятакие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушкауже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения ивести записи.
Совершенствуетсяпамять. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственнойинициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которыепомогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.
Совершенствуетсямышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности.Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникаетпотребность в творчестве — художественном, научном, техническом.
Вместес тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальнойдеятельности: молодые люди не любят проверять себя;переоценивают свои познавательные возможности; увлекаютсявнешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишниммаксимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.
Впоследнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой средеутрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б.Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избраннаяпрофессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная массастудентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщённымисоциальными мотивами — стремлением стать высококвалифицированным специалистом,приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 %студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальностинеобходимым условием жизненного становления.1
Вюношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешноразвивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллективблагодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё,особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это неучитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного родаоригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальныеобъединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотикии т. д.).
Всознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий,
________________________________________________________________
1Вяткин Л. Г., Капичникова О.Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3. — Саратов. — 1997. — с. 32.
ценностей,жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе своючеловеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действиемдругого рода — стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальностьуже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместоиндивидуальности — полная безликость.
Коллективспособствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочькаждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несутответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказываетсяна формирование ценностных качеств личности — инициативности, активности,принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи вобщественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организацииобщественных дел развивает общественную активность.
Впериод юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружескомобщении. Дружеские отношения становятся многоплановыми — углубляется ихсодержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сферачувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувстволюбви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызываеттревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания всемье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослыхже сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелостизатрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый рядвнешних и внутренних конфликтов.
Интересымолодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересыперерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но иразвитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории.Широк круг читательских интересов.
Характернымдля юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий иубеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг»,«честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.
Вформировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности деловогочеловека большую роль играет участие студентов в принятии и реализации решений,касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса, работыстуденческих научных объединений, распределения стипендий и социальных пособий,налаживания нормальных бытовых условий в общежитиях, в полной мере используяпри этом педагогические возможности студенческого общежития.
1. 4. Педагогические возможности общежития
Общежитие,по справедливому замечанию В. Д. Лутанского1, должно рассматриватьсякак педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер,привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё
________________________________________________________________
1Лутанский В. Д. Воспитатель вобщежитии: Педагогические беседы об организации досуга молодёжи. — М. — 1988. — с. 11.
окончательноне сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния,самой среды общежития. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, вниманияк каждому