Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег

–PAGE_BREAK–
5. Основные направления финансовой политики государства.

Основными направлениямифинансовой политики являются:

1.  налоговая;

2.  бюджетная;

3.  денежно-кредитная;

4.  социальная;

5.  инвестиционная;

6.  в области международных финансов,

Важным направлением финансовой политики является налоговая полити­ка. Основные задачи налоговой политикина современном этапе:

·                     комплексное реформирование налогового законодательства в пелях оп­тимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

·                     пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

·                     введение единого реестра налогоплательщиков;

·                     ужесточение налогового администрирования;

·                     реструктуризация задолженности по платежам в бюджет н государст­венные внебюджетные фонды,

Первостепенной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса,

Наиболее актуальные задачи в этой области:

·                     реализация программ экономии государственных расходов;

·                     централизация доходов и средств федерального бюджета на счетах ор­ганов Федерального казначейства;

·                     реструктуризация государственного долга;

·                     инвентаризация внешних н внутренних заимствований и результатов нх использования,

Важнейшим задачами денежно-кредитной политики являются:

·                     преодоление банковского кризиса;

·                     восстановление доверия к кредитным организациям;

·                     стимулирование организованных сбережений населения;

·                     реструктуризация банковской системы;

·                     регулирование курса рубля к иностранной валюте на основе паритета покупательной способности;

·                     пополнение валютных запасов государства и снижение огтока капита­лов за границу;

·                     регулирование процентных ставок;

·                     расширение денежного предложения.

К задачам социальной политики относятся:

·                     увязка финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ с выполнени­ем ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собст­венных доходов;

·                     разработка      механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индекса­ции пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

·             реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование мно­гоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

·             упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением ос­новной части государственной помогли на малообеспеченные слои населения;

·             регулирование вынужденной миграции.

Не менее важна инвестиционная политика, которая направлена на:

·                     повышение роли бюджета развития Российской Федерации как источ­ника как источника финансового обеспечения государственной инвестици­онной политики;

·                     создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения:

·                     развитие ипотечного кредитования;

·                     привлечение прямых иностранных инвестиций.

Полшпика в области международных финансов должна быть направлена на:

·                     продолжение интеграции России в мировую финансовую систему;

·                     вступление во Всемирную торговую организацию и другие междуна­родные объединения;

·                     урегулирование внешней задолженности России;

·                     повышение курса рубля по отношению к иностранным валютам:

полномасштабное участие России в группе восьми ведущих стран мира
 

6. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.

Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с сторнированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей,

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.

Государственный бюджет — как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств,

Бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория, Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности. К числу особенностей относятся следующие:

·                    государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства в ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества н отдельных его государственно- территориальных формирования;

·                    с помощью бюджета происходит перераспределение национального докода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

·                    область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов,

Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

Основные функции бюджета:

·                    перераспределение  национального  дохода  и  примерно 50%  ВВП между  территориями, отраслями деятельности,     социальными  группами населения:

·          государственное регулирование н стимулирование экономики;

·          финансовое обеспечение государственной политики:

·                    контроль за образованием и использованием нейтрализованного фонда денежных средств.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержаниераспределительной функциибюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (межотраслевое, межтерриториальное — федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый)

Из средств государственного бюджета осуществляется финансирование наиболее приоритетных направлений экономики страны, С помощью налогового и кредитного механизма государство регулирует экономические отношения в различных отраслях и секторах экономики, В этом заключается  регулирующая функция бюджета.

Бюджет является основным источником финансирования силовых структур (армия. МВД и др.), государственного аппарата управления и контроля, которые призваны осуществлять реализацию государственной политики.

Контрольная функция заключается в том. что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений.
7. Роль налогов в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы.

Налоги— обязательные платежи, и как экономическая категория они имеют две функции:

1. Фискальная -налоги сформируют государственный бюджет;

2. Регулирующая -налоги влияют на экономическую систему государства, т. е. на темпы воспроизводства, платежи населения, накопление капитала.

Функнии налогов отражают отношения, которые государство использует в качестве налоговой политики через налоговый механизм.

Налоговый механизм-налоговые ставки, способы налогообложения, льготы и организационно-правовые нормы.

Налоговая система РФ несовершенна. Основными ее недостатками являются высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, сложность их расчетов, постоянные дополнения и изменения в налогообложении и переучете льгот. Принят новый налоговый кодекс, который представляет свод правил по налогообложению. Современная налоговая система РФ в зависимости от объектов налогообложения, взаимоотношений плательщика и государства выделяет две группы налогов прямые и косвенные.

Прямые налоги— устанавливаются непосредственно на доход или имущество и денежные отношения возникают между государством и плательщиком налогов. Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, которые взимаются с отдельных физических или юридических лиц.

Косвенные налоги— включаются в виде надбавки к цене  товара или тарифу на услуги и оплачиваются потребителями. Владельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые перечисляют в казну государства. Здесь продавец выступает посредником между государством и плательщиком налогов.

По характеру их использования налоги делятся на обшие и специальные. Общие налоги обезличены и поступают на государственные нужды. А специальные налоги используются только по назначению.

В зависимости от органа, который взимает налоги и в распоряжение которого они поступают, различают федеральные, региональные, местные налоги.

Прямые налоги, взимаемые с юридических лиц, такие как налог на прибыль, налог на имущество предприятия, плата за волу и рентные платежи. Прямые налоги с физических лиц — это подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, сбор за парковку автотранспорта. Прямые налоги, которые взимаются и с юридических лиц, и с физических — земельный налог,  лесной налог. налог на операции, связанные с ценными бумагами, налог на рекламу.

К. косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

К федеральным налогам относятся (на 1 января 2004-г.): налог на добавленную стоимость:

·                     акцизы;

·                     налог на прибыль организаций;

·                     налог на доходы физических лнц;

·                     единый социальный налог;

·                     государственная пошлина;

·                     таможенная пошлина;

·                     налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

·                     –              налог на добычу полезных ископаемых;

·                     платежи за пользование природными ресурсами;

·                     налог на операции с ценными бумагами;

·                     плата за пользование водными объектами;

·                     сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на нх основе слов и словосочетаний;

·                     сбор за выдач}’ лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

·                     сбор за пользование объектами животного мира и пользование объек­тами животного мира и за пользование объектами водных биологи­ческих ресурсов,

К региональным налогам и сборам относятся:

·                     налог на имущество организаций;

·                     лесной доход;

·                     транспортный налог;

·                     налог на игорный бизнес.

Местные налоги н сборы:

-земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на реклам)’.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

·      плательщик — физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налогов:

·      объект обложения — доход, земельная рента, имущество и пр.;

·      единима обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога:

·      налогооблагаемый оклад — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;

·      ставка налога — размер налога с единицы обложения, ставка может устанавливаться в абсолютных суммах или в процентах;

налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого.
8. Внебюджетные фонды, и их социально-экономическая сущность.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей н комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности,

С помощью внебюджетных фондов возможно:

•          влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования. кредитования отечественных предприятий;

•   обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

•   оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

•   предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Фонды создаются двумя путями:

·                    фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения

·                    создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

·                    экономические фонды: дорожные. НИОКР н др.;

·                    социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.

В соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды подразделяются на:

— общегосударственные — находящиеся в федеральной собственности;

— региональные — создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.

Материальным источником внебюджетных фондовявляется национальный доход, Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

•          специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;

•   отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;

•   бюджетных средств;

•          прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

•          банковских кредитов.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных н реализуемых программ.

Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в пенные бумага Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем. что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиции являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.    продолжение
–PAGE_BREAK–
9. Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.

Финансы предприятия — это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

1)      между учредителями в момент создания предприятия, связанные с формированием собственного капитала;

2)      между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Это финансовые отношения между поставщиками и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;

3)      между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) – по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

4)      между предприятием и его работниками – при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

5)      между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централи-зованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;

6)      между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, до-левого участия в создании совместных предприятий;

7)      между предприятием и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществление других платежей в бюджет, формировании внебюд-жетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применения штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8)      между предприятиями и банковской системой — при хранении денег в коммерческих банках, получении погашении банковских ссуд уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказании других банковских услуг;

9)      между предприятиями и страховыми компаниями – при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и финансовых рисков;

10)       между предприятиями и инвестиционными институтами – в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако, все они носят двусторонний характер и их основой является движение финансовых ресурсов.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Среди них в качестве основных выделяют следующие принципы: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовыми резервами.
10. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции.

Страхование — это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Отношения страхования возникают между двумя сторонами — страховщиком и страхователем.

Страховщик  –  это специальная организация (государственная или негосударственная), ведающая созданием и использованием де­нежного фонда.

Страхователь — юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи. В отношениях страхования страховщик берет на себя ответственность за возмещение убытков ввиду гибели (повреждения) имущества или выплату денежной сум­мы при определенных обстоятельствах, на­ступающих в жизни человека

Страховой фонд — это резерв материальных или денежных средств, предназначенных для обеспечения расширенного общественно­го воспроизводства, в том числе и воспроизводства рабочей силы, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий, стихийных бедствий и несчастных случаев.

Основными признаками страхования являются:

1) страхование носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных условий, связан­ных с наступлением тех или иных событий;

2) оно носит вероятностный характер. Заранее неизвестно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;

3) страхование характеризуется возвратностью средств. В этом признаке страховые отношения похожи на кредитные. Отличие от кредитных отношений в том, что средства страхового фонда предназначены для выплаты совокупности страхователей, а не каждому из них в отдель­ности.

Страхование выражает свою сущность через функции:

Сущность страхования проявляется в его функциях:

–  рисковая функция. Страховой риск как вероятность ущер­ба непосредственно связан с основным назначением страхова­ния — оказанием денежной помощи пострадавшим,

–  предупредительная, го есть использование части страхо­вого фонда на уменьшение вероятности и последствий страхо­вого риска;

–  сберегательная. Страхование направлено на сбереже­ние денежной суммы по такой форме, как страхование на дожитие;

–  контрольная. Предполагает строго целевое формирова­ние и использование средств страхового фонда,

Страховой рынок — это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга — страхо­вая защита, формируются предложение и спрос на нее. Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страхо­вая услуга, которая имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной — обеспечение страховой защиты (страховое покры­тие). Меновая стоимость — это цена страховой услуги (страховой тариф).  Перечень видов страхования — ассортимент страхового рынка.

Договор страхования является юридическим фактом, порождающим страховое обязательство. Договор страхования, или страховой до­говор, — это соглашение между страхователем и страховщиком о том, что страховщик обязуется при страховом случае произвести стра­ховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы (страховую премию) в установленные сроки. Страховой случай — совершившееся событие. С его наступлением страховщики производят выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодно при­обретателю или иным третьим лицам. Страховая сумма — это денежная сумма, определенная договором страхования (при добровольном страховании) или установленная законом (при обязательном).

Страховое возмещение — возмещение какой-либо денежной суммы вследствие наступления страхового случая.

Страховой взнос — это плата за страхование, ко- торую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с условиями договора.

Страховой тариф — ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязатель­ным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании. Страховые тарифы по добровольному страхованию рассчитываются страховщиками самостоятельно, и конкретный размер такого тарифа фик­сируется в договоре страхования.

11. Социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.

Страхование может осуществляться в двух формах: добровольное; обязательное.

Добровольное страхование проводится на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей:

1        имущественное;

2        социальное;

3        личное;

4        страхование ответственности;

5        страхование предпринимательских рисков.

Социальное страхование — это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих тако-вой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

К важнейшим функциям социального страхования относятся:

1)      защитная;

2)      компенсирующая;

3)      воспроизводственная;

4)      перераспределительная;

5)      стабилизирующая.

К основным видам социального страхования следует отнести:

1)  страхование по болезни;

2)  страхование пенсионного обеспечения;

3)  страхование от несчастных случаев на производстве;

4)  страхование по безработице.

Имущественное страхование — это отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах.

Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Имущественное страхование обеспечивает возмещение в первую очередь прямого фактического ущерба, восстановление погибших объектов, однако при определенных условиях в ответственность может включаться и косвенный ущерб.

Личное страхование — это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью.

В личном страховании страховые суммы определяются в соответствии с пожеланиями страхователя, исходя из его материальных возможностей.

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда. Возмещается имущественный вред, причиненный третьим лицам.

Принято различать страхование гражданской и профессиональной ответственности.

К блоку страхования ответственности относятся следующие виды страхования:

1)      гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

2)      гражданской ответственности перевозчика;

3)      гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности;

4)       профессиональной ответственности;

5)      ответственности за неисполнение обязательств;

6)      иных видов ответственности.

Страхование предпринимательских рисков — поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или образования убытков является объектом данного страхования.

12. Понятие и виды рисков. Методы решения и снижения финансовых рисков.

Финансовые риски— это риски предпринимательской деятельности, которые характеризуются вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Финансовые риски различают по источникам возникновения:

• риски, связанные с покупательной способностью денег:

– валютные (убытки от изменения валютных курсов, отказ иностранного партнера рассчитаться по своим обязательствам); – инфляционные (удорожание сырья, материалов и других ресурсов для фирмы; уменьшение объема реализации продукции в результате снижения покупательной способности населения; невозможность развития производства из-за сложности получе-ния банковского кредита в условиях высокой инфляции); – дефляционные (падение цен на товары, производимые фирмой, и соответственное снижение ее доходов);

• риски непредвиденных расходов и превышения сметы затрат на производство:
– увеличения рыночных цен на различные ресурсы;

– повышения плавающей процентной ставки по предоставленным фирме кредитам и понижения депозитной ставки по средствам, хранящимся на депозитных счетах в банках;

– вынужденного (незапланированного) увеличения дивидендов по акциям или выплат по взносам учредителей, других незапланированных выплат из прибыли;

– связанные с ассигнованиями на непредусмотренные планом развития мероприятия (например, необходимость повторных испытаний при изготовлении инновационной продукции; дополнительное стимулирование продажи новой продукции; оплата услуг специалистов других фирм, например юристов, для защиты интересов фирмы);

– выплаты надбавок за срочность выполнения работ и поставок из-за срыва их партнерами предприятия;

•риски необеспечения хозяйственной деятельности необходимым финансированием:

– не нахождения фирмой источника финансирования по отдельным направлениям деятельности или в целом;

– того, что избранный метод финансирования окажется недоступным (например, закрытие или замораживание кредитной линии из-за невыполнения обязательств по обслуживанию кредита);

– исчезновения источника финансирования в ходе реализации проекта (например, банкротство или арест имущества кредиторов фирмы; срыв сделки, доходы от которой должны были пополнить финансирование);

•риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски):

– капитальных вложений и прямых финансовых инвестиций в предприятия различных отраслей экономики;

– деятельности фирмы на финансовом рынке (риски упущенной выгоды и снижения доходности).

Приемлемый уровень риска— это субъективный показатель, который каждое предприятие определяет индивидуально. Важно установить, какой риск считается для предприятия катастрофическим, критическим и допустимым.

Допустимый уровень риска— вероятность частичной или полной потери прибыли по отдельным направлениям деятельности или в целом по предприятию. Критический уровень риска может означать вероятность убытков в определенных пределах.

Существует две основные стратегии управления рисками: пассивная защита и активное реагирование. Пассивная защита — это стратегия различных видов и способов страхования. При пассивной защите от рисков финансовые менеджеры могут избирать различные способы страхования в зависимости от источников риска и направлений деятельности, по которым может возникнуть риск.

Активное реагированиепредусматривает следующие методы управления риском: разделение рисков; передача рисков; сокращение рисков за счет осуществления различных технических мероприятий и обучения персонала; диверсификация деятельности. Фирмы могут также применять комбинированный подход, т. е. одновременно использовать все перечисленные методы или часть из них.

Разделение рисков осуществляется, как правило, рассредоточением имущества предприятия в целях сокращения возможных потерь за одно событие (надо учитывать, что при этом одновременно увеличивается количество случаев риска).
13. Кредит как форма движения ссудного капитала, его функции.

Ссудный капитал — это совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.

Специфика ссудного капитала состоит в следующем (в отличие от торго­вого и промышленного):

·                    владелец (собственник) капитала продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование;

·      потребительная стоимость ссудного капитала как товара определяется его способностью обеспечивать прибыль заемщику;

·      передача капитала от кредитора заемщику в его оплата как правило име­ют разрыв во времени;

·      на стадии передачи ссудный капитал имеет денежную форму.

В отличие от ростовщического капитала (основным источником кото­рого выступают собственные денежные средства кредитора) ссудный капи­тал формируется за счет:

·                     временно свободных денежных средств государства, юридические и фи­зических лиц на добровольной основе передаваемых финансовым посредни­ком в виде депозитных счетов для последующей капитализации и извлечения прибыли;

·                     средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота про­мышленного н торгового капитала из-за несовпадения сроков поступления доходов и осуществлением расходов на приобретение материалов, выплату зарплаты, приобретение основных фондов, выплату дивидендов. Эти средст­ва аккумулируются на расчетных счетах юридических лиц и, в отличие от первого источника.являются для банков бесплатными и не требуют согласия владельцев на использование.

Основными участниками рынка ссудных капиталов являются:

1.      Первичные инвесторы— владельцы свободных финансовых ресурсов;

2.      Специализированные посредники в лице кредитно-финансовых органи­зации;

3.      ‘Заемщики в липе юридических, физических лиц и государства, испыты­вающих потребность в финансовых ресурсах н готовых заплатить за право их временного использования.

Исходя из целевой направленности кредитных ресурсов, рынок ссудных капиталов м-но разд. на 4 сегм:

1.                  Денежный рынок — совокупность краткосрочных кредитных операций. обслуживающих движение оборотных средств;

2.                  Рынок капиталов — совокупность средне и долгосрочных операций, об­служивающих движение, прежде всего основных средств;

3.                  Фондовый рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;

4.                  Ипотечный рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.

Основные принципы кредита :

·           возвратность;

·           срочность (возврат в точно определенный срок);

·           платность;

·           обеспеченность;

·            целевой характер;

·           дифференцированный характер.

Основными функциями кредита являются следующие:

·           Перераспределителъная. Ссудный капитал, ориентируясь на естественно нли искусствен­но устанавливаемый уровень прибыли а различных отраслях или регионах выступает в ро­ли насоса. перекачивающего временно свободные денежные средства из одних сфер хозяй­ственной деятельности в другие.

·           Экономия издержек обращения. Возможность восполнения временного недостатка собственных оборотных средств  способствует ускорению оборачиваемости капитала и следо­вательно экономии общих издержек обращения.

·           Ускорение концентрации капитала.

·            Обслуживание товарооборота. Кредит, вводя в сферу денежного обращения инструмен­ты безналичных расчетов (векселя. чеки, кредитные карточки) ускоряет и упрощает механизм экономических отношений.

·            Ускорение научно-технического npoгpесca, через кредитование перспективных, дающих
отдачу вотдаленной перспективе заработок.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
14. Банковская система РФ: сущность, структура, этапы развития.

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает Банк России, который образует верхний уровень банковской системы, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России создан и действует на основании ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Высший орган Банка России — Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Центрального банка РФ Государственной Думе выражается в том, что Дума назначает на должность Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В силу подотчетности Государственной Думе Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в законе:

•  защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

•  развитие и укрепление банковской системы РФ;

•  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

·                     осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

·                     осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций с целью поддержания стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

·                     является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

·                     устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на три этапа:

·                     регулирование и контроль за созданием кредитных организаций;

·                     надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

·                     регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов он выполняет следующие функции:

–                      устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

–                      монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

Второй уровень банковской системы составляют многочисленные кредитные организации, которые осуществляют финансовое посредничество, перемещая временно свободные денежные средства от кредиторов к заемщикам, обеспечивая при этом трансформацию ресурсов по срокам и суммам и снижение рисков владельцев денежных средств.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. В Российской Федерации выделяют два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

–                      привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

–                      размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

–                      открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Основными функциями коммерческих банков являются:

·             мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

·             кредитование предприятий, государства и населения;

·             выпуск кредитных денег;

·             осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

·             эмиссионно-учредительская функция;

·             консультирование, представление экономической и финансовой информации.
15. Центральный банк и его функции.

Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков.

Все основные пол­номочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются:

1)                 Конституцией Российской Феде­рации;

2)                 законом о Центральном банке России;

3)                 федеральными законами, действующими в стране и имеющими отноше­ние к финансовой деятельности.

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предостав­ляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания — 4 года, возможность повторного избрания — 3 года.

Основные функции совета директоров ЦБР:

·                    утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Гос.  Думе;

·                    взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

·                    утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;

·                    принятие решений:

а)о величине резервных требований;

б)         об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;

в)         об изменении учетной процентной ставки ЦБР;

г)об определении лимитов на открытом рынке;

д)         об участии в деятельности международных организаций;

е)о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

ж)о контроле над объемом денежной массы;

з)о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

ЦБР выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежного кредитного обращения. Государственная Дума и Президент РФ контролируют деятельность ЦБР и принимают участие с правом совещательного го­лоса в совете директоров.

ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объе­мом денежной массы.

ЦБР организует налично-денежное обращение. Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты являются без­условным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми актива­ми ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.

ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицен­зии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных органи­заций. Основные критерии надзора:

1)достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам;

2)оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности);

3)качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава);

4)ликвидность — способность быстро и безболезненно выполнять свои обязательства. Доходность или рентабельность — это уровень прибыли по отношению к собственному капиталу.

ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений

16. Коммерческие банки России, их функции и операции.

Банк — это коммерческое предприятие, целью которого является максимизация прибыли, увеличивающей собственный капитал банка, что способствует обогащению его владельцев. Однако банк должен всегда соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Банк, предоставляющий слишком много ссуд или оказывающийся не в состоянии обеспечить ликвидность, необходимую в некоторых непредвиденных ситуациях, может оказаться неплатежеспособным. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов, что является основополагающим принципом деятельности коммерческого банка, означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

Активные операции банков — это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.

Функция кредитования предприятий, государства и населения имеет важное экономическое значение. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки также кредитуют финансовую деятельность правительства.
17. Рынок ценных бумаг: структура, функции, участники.

Рынок ценных бумаг(РЦБ) непосредственно связан с кредитно-денежной и -финансовой системами. На РЦБ обращаются ценные бумаги. служащие средством аккумулирования кредитных ресурсов, а также собира­ются ресурсы, которые затем перераспределяются через финансовую систе­му. РЦБ вообще для многих денежных потоков является инструментом их «направления» или ускорения. В целом, можно выделить следующие функ­ции рынка ценных бумаг:

•    оптимизация финансовых потоков. Инвесторы, кредиторы, плательщики могут наиболее удобным способом вложить свои средства или произвести расчеты с контрагентами,

•    индикация состояния экономики. Многочисленные индексы и рейтинги, используемые на РЦБ, котировки ценных бумаг, информати­зация РЦБ. — все это позволяет по этому рынку следить за состоянием дел на других рынках и в других секторах экономики.

•    осуществление государственной политики (фискальной н денежно-кредитной), Так, выпуская ГКО, государство привлекает (изымает) временно свободные средства и оказывает тем самым влияние на объем денежной мас­сы, а приобретая акции предприятий — производит «мягкую национализа­цию».

Основными участниками рынка ценных бумаг являются: покупатели, продавцы и посредники.

Покупатели именуются инвесторами, а посредниками могут выступать брокеры,

Государство может выступать в качестве инвестора либо продавца, но чаще всего оно действует как регулятор РЦБ,

Профессиональные участники РЦБ осуществляют следующие виды дея­тельности: среди них брокерская деятельность, дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, депозитарные операции, клиринговая деятельность на рынке цен­ных оумаг, деятельность по организации торговли на рынке цен­ных бумаг, деятельность фондовой биржи и др.

Очень важно отметить, что основу рынка ценных — бумаг составляют эмиссионные ценные бумага, которые могут выпускаться в одной из сле­дующих форм:

–         именные пенные бумаги документарной формы выпуска (именные до­кументарные пенные бумаги);

–         именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);

–         ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (доку­ментарные ценные бумаги на предъявителя),

Выбранная эмитентом форма ценных бумаг должна однозначно опреде­ляться в его учредительных документах и/или решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии ценных бумаг,

Процедура эмиссии эмиссионных пенных бумаг, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

1,принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

2,регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

3,для документарной формы выпуска — изготовление сертификатов;

4,ценных бумаг;

5,размещение эмиссионных ценных бумаг;

6,6, регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг,
При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

–          подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

–          регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

–          раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

–          раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах вы­пуска.

Первичный рынок — это рынок первых или повторных эмиссий ценных бумаг, рынок на котором осуществляется начальное размещение ценных бу­маг среди инвесторов, Размещение производится обычно через специальные финансовые институты (инвестиционные байки, брокерские фирмы, дилер­ские агентства, клиринговые компании) или через фондовые биржи, Весь мо­билизованный капитал поступает в распоряжение инвестора.

Вторичный рынок — это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги, Вторичный рынок не увеличи­вает стоимости привлеченных финансовых ресурсов, но создает механизм ликвидности, формирует доверие к инвестору и спрос на пенные бумаги,

18. Валютная система. Национальная, мировая и международная валютные системы.

Валютная система представляет собой совокупность двух элементов — валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.

Валютные системы могут строиться по различным принципам. На основе этого можно выделить несколько видов валютных систем мировой экономики :

1) национальная валютная система. Данная валют ная система определяет условия организации и функционирования национальной валюты крепленную законодательно. Другими словами, определяет, как будет функционировать национальная валюта, кто ее будет выпускать и кем она будет контролироваться;

2) мировая валютная система. Данная система представляет собой форму организации и функционирования национальных валют в мировом масштабе. Спецификой данной валютной системы является отсутствие единой мировой валюты и функционирование и учет национальных валют различных государств;

3) региональная валютная система. Данная форма является новым элементом всеобщей валютной системы и является промежуточным звеном между предыдущими видами. Отличительной чертой данной системы является нормирование правил функционирования валют определенного региона при их стремлении к появлению или использованию одной общей валюты. Ярким примером является евро как валюта, появившаяся при объединения национальных валют региона. Кроме того, определенным примером может служить рубль при условии принятия его в качестве общей валюты некоторыми странами СНГ. В основе современной международной валютной системы является конкуренция между долларом США и евро. Следует обратить внимание, что основные расчеты между государствами пересчитываются в долларах США и именно он определяет конвертируемость остальных валют. Тем не менее евро уверенно отыгрывает свои позиции в качестве нового эквивалента международных расчетов. В настоящее время на валютном рынке уже выработался набор правил валютных ограничений, унифицировались формы международных валютных расчетов и т. д

Международная валютная система сложилась во второй половине XIX в. На тот период времени преобладала система золотого Стандарта, суть которой сводилась к поддержанию нормированного содержания золота в каждой национальной единице. Золото свободно продавалось, вывозилось и обменивалось. Данный золотой стандарт претерпел ряд изменений золотомонетный , золотослитковый и золото девизный стандарты. Разница между данными системами состояла в сущности вещи, приравниваемой к золоту: монета, слиток, валюта другого государства.

Европейская валютная система прошла длительный путь развития. Основные принципы функционирования были оформлены в марте 1979 г. Европейская валютная система представляет собой форму организации валютных отношений стран Евросоюза, направленную на установление повышенной валютной стабильности внутри Евросоюза и создание основных элементов стратегии роста в условиях стабильности, А также новая система валют должна способствовать усилению взаимосвязи процессов экономического развития и оказать воздействие на международные валютные отношения. Эволюция европейской валютной системы протекала в несколько этапов, каждый из которых характеризуется собственными признаками:

1)   с 1972 г. Европа переходит к системе согласованности валютных политик стран Евросоюза. Было принято решение об ограничении колебаний валют данных стран, для чего центральные банки должны были согласовывать валютные интервенции на валютном рынке. Пределы колебания курсов составляли от 1,125 до 4,5 %. Центральный банк мог проводить валютные интервенции при ситуации несоблюдения данного коридора возможных колебаний;

2)   с 1979 г. происходит установление европейской валютной системы, которая базировалась на особой денежной единице «ECU». Это была коллективная валюта, курс которой формировался на основе корзины валют государств. Данная валюта существовала только в безналичной форме, но использовалась для произведения расчетов как между государствами, так и между предприятиями. Она являлась своеобразным резервным активом;

3) последний этап связан с введением единой общеевропейской валюты и отказом от национальных валют государств. Данный процесс проходил в Несколько этапов:

а)             координация экономической и валютной политики стран  участниц Евросоюза. Данный этап характеризуется
усилением взаимосвязей между центральными банками государств. Здесь же происходит переход к свободному расче
ту в экю, либерализации оборота капитала в рамках Евросоюза;

б)             с января 1994 г. создается европейский валютный институт, который ужесточает меры по координации
экономической валютной политики;

в)             с 1998 г. происходит окончательный переход на единую валюту, для чего были определены критерии готовности стран к данному переходу.

Валютная система России основана на рыночных методах регулирования и воздействия на экономику. Официальной денежной единицей является рубль, причем его курс устанавливается на рынке при существующей возможности влияния на стоимость центрального банка и отсутствии привязанности рубля к золоту или другим драгоценным металлам. В обращении находятся банкноты, металлические, электронные денежные средства и другие формы платежа. Исключительным правом эмиссии наличных денег обладает Центральный банк России, который отвечает за состояние денежного обращения в стране и имеет возможности регламентации деятельности коммерческих банков для косвенного регулирования безналичной эмиссии. Безналичная эмиссия осуществляется посредством коммерческих банков и эффекта банковского мультипликатора. Следует отметить, что курс валюты по отношению к иностранным валютам определяется на валютных биржах посредством открыты х торгов и регулируется спросом и предложением валюты на рынке.

Таким образом, валютная система Российской Федерации является системой, основанной на рыночных принципах регулирования валютного курса и систем использования валют.    продолжение
–PAGE_BREAK–