–PAGE_BREAK–1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)
Этот период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права.
Вестфальский договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоотношениях между государствами. Побуждающим мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту.
В Декларации международного права феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, переносившие на международные отношения нормы и правила, свойственные взаимоотношениям индивидов:
1) «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1);
2) «человек должен человеку то, что народ должен другим» (ст. 3);
3) «частный интерес одного народа подчиняется интересам всего человечества» (ст. 5);
4) «народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают» (ст. 6).
В Декларации были также закреплены принципы невмешательства во внутренние дела государства (ст. 7), территориального верховенства (ст. 12), соблюдения международных договоров (ст. 21)1.
И хотя проект Декларации, подготовленный аббатом Грегуаром, не был утвержден французским Конвентом, его положения, как и положения принятой Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, оказали огромное влияние на формирование не только общих принципов международного права, но и на правовое положение государств как субъектов международного права, на гуманизацию правил ведения войны, на решение по- новому вопросов международно-правовой регламентации территории и населения, на право международных договоров.
Основные тенденции развития указанных институтов в эпоху буржуазных революций можно охарактеризовать следующим образом.
Суверенитет государства как субъекта международного права связывается с суверенитетом народа. Все народы, а следовательно, и государства — независимы и равноправны, что является их неотъемлемым свойством. Они обладают рядом основных прав и обязанностей. Каждый народ является хозяином своей территории. Он устанавливает свой образ правления. Одна из основных обязанностей народов — «делать в мирное время друг другу как можно больше добра, а во время войны — причинять друг другу как можно меньше зла» (Монтескье). Правовая теория выработала также ряд основных прав народов: на самосохранение, на территорию, на независимость, на международное общение.
Данную доктрину использовали национальные движения в борьбе за свою государственность. В этот период возникает ряд новых национальных государств: от Нидерландов отделяется Бельгия, от Турции — Болгария, появляются Греция, Румыния, Сербия, Черногория. Основные права и обязанности народов начинают рассматриваться как основные права и обязанности государств.
Гуманизация правил ведения войны основывалась на целом ряде новых положений. В Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населения. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. Стало утверждаться положение о том, что оккупация не должна приводить к аннексии, т.е. захвату оккупированной территории и распространению на нее суверенитета государства-оккупанта. Военная оккупация стала считаться лишь временным занятием неприятельской территории, не связанным с конфискацией собственности населения и изменением местного управления.
В 1864 г. принимается Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых на поле боя. Было провозглашено, что военное насилие не может применяться к мирному населению. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге была подписана Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В практику стало вводиться положение, согласно которому вопросы объявления войны и заключения мира являются прерогативой высших органов законодательной власти. Произошло разделение населения на комбатантов (воюющих) и соответственно мирное население (лиц, не принимающих участия в военных действиях). Каждая из этих категорий лиц приобретала собственный правовой статус.
Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться территориальные вопросы. Постепенно утверждался принцип территориального верховенства государства. Возник новый способ перехода государственной территории от одного государства под суверенитет другого — на основе плебисцита, т.е. голосования населения передаваемой территории (именно таким образом к Франции были присоединены в 1791 г. — Авиньон, в 1792 г. — Савойя, в 1793 г. — Ницца).
Что касается колониальных владений европейских держав, то последние на Берлинской конференции 1884 г., где обсуждались вопросы раздела Африки, установили правило, согласно которому для признания первичной оккупации колониального владения действительной необходимо было установить «эффективное» присутствие на данной территории и получить признание факта занятия этой территории со стороны других держав.
Новые, демократические по своему содержанию, нормы международного права соседствовали, таким образом, с положениями, закреплявшими колониальные отношения. Тем не менее в правовом режиме территорий и пространств происходили изменения. Особенно это касалось правового режима открытого моря — окончательно утверждается принцип свободы открытого моря. В значительной мере этому способствовала Россия. 28 февраля 1780 г. она провозгласила Декларацию о вооруженном. нейтралитете, имевшую целью обеспечить принцип свободы судоходства для нейтральных государств. Декларация получила широкую международную поддержку и способствовала заключению соответствующих договоров России с Пруссией, Данией, Швецией и другими государствами.
Стали развиваться нормы, касающиеся плавания по международным рекам (Рейну, Маасу, Висле). Такие реки были объявлены общей и неотчуждаемой собственностью всех государств, по территории которых они протекали: ни один народ не должен был претендовать на исключительное владение ими. Эти идеи нашли поддержку европейских государств и были закреплены во многих международных договорах.
Среди международно-правовых вопросов населения, получивших развитие под влиянием французских Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации международного права 1793 г., следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев. Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Эти положения имели общедемократический характер, они нашли отражение в ряде международных договоров. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов.
Вместо подданства, предусматривающего несение обязанностей по отношению к феодалу, внедряется институт гражданства, при котором государство наделяет индивида правами. В связи с этим население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило возможность выбора гражданства (оптация).
Существенно улучшается правовое положение иностранцев. В ряде государств им стал предоставляться национальный режим, что означало уравнивание иностранцев в гражданских правах с собственными гражданами.
Положения вышеназванных Деклараций явились важным этапом на пути формирования международно-правовых принципов и норм, касавшихся основных прав и свобод человека. Идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению являются естественными и неотъемлемыми правами человека, послужили укреплению и развитию в международном праве демократических и гуманистических начал.
В XIX в. происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda) обязывает государство в целом, а не только его главу. Основой договора признается наличие согласия сторон, даже война не приводит к разрыву всех договорных отношений между воюющими. Основными способами обеспечения международных договоров становятся международно-правовые гарантии, поручительство государств.
Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Именно Вестфальский конгресс 1648 г. положил начало практике международных конференций как форума для коллективного обсуждения и согласованного разрешения возникающих общемировых проблем. Он не только сформулировал ряд
ОВЫХ принципов и институтов международного права (политического равновесия, юридического равноправия, независимости светской власти от власти духовной), но и существенно изменил ряд других, ранее существовавших (дипломатические представительства, режим иностранцев).
На конгрессе был принят Вестфальский трактат, который не только признал за всеми его участниками «право на территорию и на верховенство», но и подтвердил равноправие европейских держав независимо от различия их религиозной веры и форм государственного строя. Среди других международно-правовых аспектов Вестфальского трактата следует назвать применение коллективных санкций против государств-агрессоров, предпочтительность мирных средств разрешения споров, провозглашение свободы плавания по Рейну для прибрежных государств и отмену взимания пошлин за плавание прибрежными феодалами.
Вестфальский трактат закрепил гарантами выполнения его положений победителей Тридцатилетней войны — Францию и Швецию, заложив основы становления института международно-правовых гарантий. Кроме того, трактат оказал значительное влияние на процесс формирования международного права, стал юридической основой для всех международных договоров и отношений на полторы сотни лет, вплоть до Великой Французской революции конца XVIII в.
Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал закреплению статуса Швейцарии как постоянно нейтрального государства, запрещению работорговли, формированию правового режима международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.
Постоянный нейтралитет Швейцарии был провозглашен посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии, Великобритании, Франции, России, Пруссии и Португалии подписали соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии. Великие державы признавали, что Швейцария не должна участвовать в войнах на все будущие времена и Дали гарантию поддержки данного статуса. Одновременно гарантировалась неприкосновенность швейцарской территории.
Таким образом, Венский конгресс положил начало постоянному нейтралитету как международно-правовому институту.
8 февраля 1815 г. была принята специальная Декларация о прекращении торговли неграми. Она исходила из того, что опустошавшая Африку работорговля противоречит законам и общей нравственности и является оскорбительной для человечества.
Относительно рек, пересекающих территорию нескольких государств или служащих границей между ними, было принято решение, согласно которому судоходство по всему течению таких рек должно быть совершенно свободным для торговли. В целях осуществления судоходства должны были быть установлены единообразные правила, в том числе и в отношении сбора с судов пошлин, основанное на принципе благоприятствования для торговли всех государств. Указанный международный режим предписывался для Рейна, Мааса, Мозеля и Шельде.
В приложении к Заключительному акту Венского конгресса — Венском протоколе от 7 марта 1815 г. — было введено единое деление дипломатических агентов на классы:
1) послы и папские легаты или нунции;
2) посланники, министры и иные уполномоченные при государях;
3) поверенные в делах.
Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграли также Парижский и Берлинский конгрессы 1856 и 1878 гг.
На Парижском конгрессе 1856 г. было официально отменено каперство — насильственный захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных государств, занимающихся перевозкой грузов для неприятельского государства, вооруженными судами частных лиц воюющих государств в открытом море.
Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для судоходства по международным рекам, без уплаты за осуществление плавания и без пошлины с перевозимых судами товаров. Кроме того, Парижский конгресс объявил нейтрализованным Черное море.
Берлинский конгресс 1878 г. «отметился» коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии. На этом конгрессе был подчеркнут (применительно к Сербии) принцип недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям и т.п. из-за различий в вероисповеданиях.
Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.), насчитывавшие невиданное доселе количество — 26 государств, обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Интересы материального благосостояния человечества явно требовали ограничения военных издержек. Но, к сожалению, конкретных решений по этому вопросу принято не было. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенция о мирном разрешении международных столкновений.
На второй Гаагской конференции мира в 1907 г., собравшей уже представителей 44 государств, были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы охватывали следующий круг вопросов:
1) мирное разрешение международных споров;
2) ограничение в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;
3) порядок открытия военных действий;
4) законы и обычаи сухопутной войны;
5) законы и обычаи морской войны;
6) запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания;
7) правила нейтралитета в сухопутной и морской войне.
Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., стали первой в истории международного права крупной кодификацией правил ведения войны, и мирного разрешения международных споров. Многие из этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер. Документы, принятые на Гаагских конференциях мира, стали значимой вехой в формировании международного гуманитарного права.
Вместе с тем необходимо отметить, что XIX и начало XX вв. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему признавалось право государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты, посредством неравноправных договоров происходило «закабаление» отдельных стран. По-прежнему господствовала доктрина о «цивилизованных» и «нецивилизованных» народах, нередко имела место аннексия (насильственный захват) территории.
Таким образом, в рассматриваемый период времени новые начала международного права все еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами.
1.5 Развитие международного права в первой половине XX в
Первая половина XX в. связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.
После окончания Первой мировой войны государства-победители — страны Антанты — на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 г., а также связанные с ним Сен-Жерменский и Нёйиский 1919 г., Трианонский и Севрский 1920 г. мирные договоры, дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрОС о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.
Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация — Лига Наций. Разработкой ее Статута, ставшего впоследствии составной частью Версальского мирного договора, занимался специальный комитет, созданный на Парижской мирной конференции.
В Статут Лиги Наций, вступивший в силу в январе 1920 г., и в ряд резолюций международных органов, созданных под ее эгидой, были включены положения, направленные на то, чтобы поставить агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги Наций. Предусматривалось, что если член Лиги Наций прибегал к войне вопреки указанным обязательствам, то Лига Наций должна принять меры, прекращающие агрессию. В частности, члены Лиги Наций обязались немедленно порвать с агрессором все торговые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги Наций или нет. Необходимо иметь в виду, что хотя Статут исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, однако он не запрещал ведения войны. Члены Лиги Наций брали на себя лишь некоторые обязательства не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Советом Лиги Наций.
Содержание Статута Лиги Наций, с одной стороны, свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения воин. С другой стороны, четко, определенно и ясно Статут все же не запрещал агрессию, хотя и ограничивал ее применение.
Оценивая роль Лиги Наций в развитии международного права, следует заметить, что недостатки ее были не столько в формулировках Статута, сколько в имплементации его основных положений.
Практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Неэффективность Лиги Наций стала очевидной уже в первые годы ее деятельности. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935- 1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным «мостом» к Мюнхенскому соглашению 1938 г., хотя они и гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией и содержали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга. Они оставляли Германии «дорогу на Восток» в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. «Умиротворение» фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехословакии в пользу Германии была отторгнута Судетская область, что противоречило существовавшим международно-правовым нормам и открывало дорогу новым территориальным притязаниям Германии.
Надлежащего механизма по кодификации и прогрессивному развитию международного права в рамках Лиги Наций создано не было, несмотря на то, что эти вопросы находились в повестке дня совещательного комитета юристов, которому Лига Наций поручила разработку положений Статута Постоянной палаты международного правосудия 1. Однако следует признать, что Лига Наций оказала положительное влияние на процесс кодификации и прогрессивного развития международного права.
Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 1924 г. Женевского протокола о мирном разрешении международных споров, запретившего агрессивную войну как средство разрешения международных разногласий. К сожалению, данный Протокол, как и Декларация об агрессивных войнах 1927 г., принятые под эгидой Лиги Наций, по различным причинам не стали юридически обязательными актами. Однако эти документы объективно содействовали формированию в народном праве принципа запрещения агрессии, а также подписанию 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, ставшего важнейшим международно-правовым документом в рассматриваемой области между двумя мировыми войнами. Этот договор, который часто называют «пактом Бриана-Келлога», помимо отказа его участников в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики устанавливал что урегулирование всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения должно осуществляться только мирными средствами.
Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся между побежденными и победителями в Первой мировой войне.
Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.
Вопросы поддержания международного мира стали предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и ответственности нацистских военных преступников. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.
Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.
Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.
Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.
продолжение
–PAGE_BREAK–