Федеральноеагентство по образованию
Российскийгосударственный университет имени И. Канта
Кафедрафилософии и культурологии
КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:“Возникновение музея как феномена культуры”
подисциплине: “Культурология”
Студентки 1 курсаотделения ОСП
исторического факультетаРГУ им. И.Канта
специальности“Культурология”
Серебряковой М.Ю.
Калининград2009
Содержание
Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекцийв эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в ДревнейГреции
1.3 Коллекционирование в эпохуЭллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекцииДревнего Рима
II. Средневековье и Возрождение какважные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансноеколлекционирование
Заключение
Список литературы
Введение
С древних времен людиначали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будетподдерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира,собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия,преемственности традиций и обычаев.
Музей – уникальноеявление истории и культуры, овеществленное хранилище времени. Он выступаетсредством расширения культурного горизонта, оформляет в историческом контекстепроцессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур,представителей различных социальных, возрастных, этнических групп. В широкомсмысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.
До того, как музей сталсоциальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процессколлекционирования предметов культуры и природы, которые в разные историческиеэпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметовуходит истоками в первобытное общество.
Первобытный Протомузей –храм-пещера, заполненный рисунками, культовыми предметами был и природным, иритуально-символическим пространством, которое строилось по принципу:периодическое повторение того, что было, создает уверенность в том, что естьнечто абсолютное. И хотя это “нечто” имеет сверхчеловеческую природу, тем неменее, оно становится доступным в ритуальных действиях, которыми руководилишаманы.
Возникновение музея какфеномена культуры основывалось на преодолении порядка существования, то есть навытеснении старшего поколения младшим. Первобытный человек жил как-бы в двухвременных пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и обращалсяв прошлое – к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся впамяти, и старики – хранители живой традиции1.
Первобытный Протомузейсоздавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицейрода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущеенастоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, который былглубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержатьпрошлое в его целостном бытии, культивируя тем самым идею “музейности”.
Так как весь ритуалпереживался как истинная реальность, все, что относилось к ней, приобреталомагический смысл. Отсюда, все культовые предметы обретали сакральность, ихнеобходимо было оберегать, хранить в специально отведенных “священных” местах,и к которым имели право прикасаться лишь посредники миров – “первобытные маги”,они же следили за тем, чтобы эти раритеты передавались из поколения впоколение, тем самым, сохраняя традицию, транслировали постепенно накапливаемыйчеловеческий опыт во всей его полноте. Речь шла не столько о передаче “чистохудожественного и материального наследия” пещер, сколько о сохранности наиболеесущественного – идей и понятий, которые скрывались за образами первобытногоискусства, в первую очередь магического ритуала.2
Таким образом, протомузейвозник как организующий центр становящегося культурного пространства. При этомпод “прото” понимается не временный смысл, а определенная “первопричина”.Протомузей стал святым пространством, имел самостоятельную ценность. Это местоявлялось символом Мира, репрезентируя его ценности, ценности культуры, так каконо создано человеком.
Актуальностью выбранной темы курсовой работыявляется стремление определить истоки возникновения музея как феноменакультуры, с целью привлечения внимания к общечеловеческим ценностям, какнаследию непрерывности и преемственности наиболее значимых явлений культуры.
Важно не только определить предпосылки возникновения музея каккультурного феномена, но и выявить, есть ли у него перспективы и потенциалыразвития, или же он лишь продукт определенного исторического периода, вместе скоторым и должен уйти в прошлое.
Актуально обратить внимание на необходимость поднятия статусамузея в современной культуре, где происходит возврат к общепризнанным шедеврами, одновременно, с все возрастающими возможностями виртуального иинтерактивного приобщения к музейным ценностям растет потребностьнепосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущемэто приведет к новым изменениям музейного пространства. Поэтому выбранная темаосновывается не только на определении музея как феномена культуры, но и наактуальности выявления перспектив его дальнейшего развития.
Цель курсовой работы – выявить,структурировать и проанализировать основные формы предмузейного собирательстваи коллекционирования от первобытного общества до эпохи Возрождения.
В связи заданной цельюставятся следующие задачи:
1) Раскрыть особенностивозникновения и становления традиционных форм протомузея в Древнем мире.
2) Дать характеристикуэволюции религиозного и светского собирательства в Античную эпоху.
3) Проанализироватьспецифические черты коллекционирования в Средние века.
4) Рассмотреть процесстрансформации традиционных форм музейного дела в эпоху Возрождения.
Структура работы: работавключает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Объемработы состоит в количестве 43 листов.
Глава 1. Возникновениемусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны ДревнейГреции
В Античную эпоху былизаложены основные направления в философии, архитектуре, литературе,законодательстве и т.д. Несомненно, что все созданное человеческим гением вэпоху Эллады и Древнего Рима получило в дальнейшем осмысление и творческоеразвитие. Не стали исключением понятие “музей” и вся сфера античногоколлекционирования.
Именно этимологию слова“музей” ввели в культурный обиход человечества древние греки, но в античностионо не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово “мусейон”(museion) в переводе означает “место, посвященное музам”, то есть святилищемуз. Так, в Элладе, у истоков греческой культуры возникает Музей как храм Муз — дочерей богини памяти Мнемозины.
Первоначально мусейоныпредставляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались врощах, предгорьях, у родников, поскольку вначале музы почиталисьпокровительницами источников воды, а позднее — искусств и наук, дарующимитворческое вдохновение, поэтому культ муз играл важную роль в сообществахученых. Отсюда и название храма, который воспринимался в ту эпоху как местосвязи человека с высшими божествами путем проявления его духовных и творческихспособностей.
Древние греки — наиболееиз всех древних цивилизаций были естественными и жизнелюбивыми. Поклоняясьсилам природы, неслучайно они выбрали место для “общения” с ее духами водныеисточники в окружении леса – так рощи становятся “священными”, где оставлялисьдары богам, которые осуществляли связь с Божественным.
В священных рощах, вместах поклонения музам – мусейонах, стали со временем строить вместо скромныхжертвенников храмы, где постепенно накапливались дары богам – храмовыесокровищницы. Они представляли собой вотивные предметы (от латинского votives –посвященный богам), которые, согласно религиозной традиции, приносилисьбожествам по обету, в честь одержанной победы, для исцеления, исполненияпросьбы, при покаянии.
Если сначала приношения вхрамы богам были в виде бытовых предметов-символов: глиняные, серебряные,золотые изделия, изображавшие виноградную лозу, деревья, животные, растения, топотом стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, апредназначенные только для божества.
Богам посвящалисьскульптурные изображения людей, животных, статуи (часто статуи Артемиды иАполлона), вазы, живописные работы, военные трофеи (луки, мечи, шлемы), которыедемонстрировались во время триумфальных шествий, приносились в дар храмам ичасто выставлялись как свидетельства военной мощи государства. Например, вхраме Асклепия в Никомедии выставлялся на обозрение меч легендарного эфиопскогоцаря Мемнона.
В составе трофеевприсутствовали и предметы, связанные с культурой народов – варваров, а такжеобразцы экзотической природы. Например, в древнегреческих храмовых собранияхмогли храниться кости гигантских животных, известных в настоящее время какокаменелости. Они выставлялись на обозрение и трактовались как останки расытитанов, согласно мифологии, населяющих когда-то Землю. Выставлявшиеся наобозрение диковинки природы демонстрировались как свидетельства жизнимифологических персонажей.3
Существовали “постоянные”экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические событияжизни полиса, например,
художественныеизображения отдельных сцен Троянской войны.
Со временем сокровищницыгреческих храмов стали пополняться изделиями
из драгоценных металлов,слитками из золота и серебра; все более разнообразным становились их собрания.Так, в сокровищнице храма Аполлона Делосского хранились: серебряная, золотаяпосуда с резьбой, инструктированная драгоценными камнями; курительницы,светильники, материи, расшитые золотом, пурпуром и служившие одеждойизображению божества или жрецам, ювелирные изделия, шкатулки для благовоний, изслоновой кости с золотой инкрустацией4.
Именно из вотивных даров,военных трофеев, природных редкостей, которые связывали с мифами, искладывались первые коллекции античности, находившиеся в святилищах, храмах, вспециально сооружаемых сокровищницах при культовых постройках, а также втезаурусах.
Последние представлялисобой круглые подземные пещеры, устроенные из камня, и служившие либо дляхранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а, может быть, иудовлетворявшие разом обоим назначениям. Раскопки, произведенные Шлиманом вМикенах, где находился самый знаменитый древнегреческий тезаурус –“Сокровищница Атрея”, доставили множество предметов: сосуды, оружие, воинскиедоспехи, золотые украшения.
Ведали вотивными дарамиособые служители, которые занимались не только их охраной, но и учетом. Вподробных списках указывались наименование предмета, материал, из которого онизготовлен, вес, степень сохранности, имя бога, которому он посвящен, повод идата посвящения, принадлежность дарителя. Периодически, чтобы избавиться отразрушенных временем предметов и освободить место для новых поступлений,составлялись списки вещей на изъятие, утверждавшиеся советом храма. Ничегоуничтожать не разрешалось. Поэтому не обладавшие художественной ценностьюизделия из золота и серебра переплавляли в слитки, которые затем посвящалибогам, а не имеющие материальной ценности предметы зарывали в специальные храмовыерезервуары, или подземные хранилища. Например, одно из них было обнаруженоархеологами на юге Италии при раскопке храма богини Геры, основанногогреческими колонистами в районе Пестума (греческое название – Посейдония). Внем было найдено 30 тыс. вотивных даров, что говорит о значительных размераххрамовых собраний5.
Но постепенно ритуальныепредметы культа теряли свою исключительную сакральность и доступность лишьпосвященным. Древнегреческий человек все более освобождался страха передвысшими божествами. Поэтому он уже имел право использовать эти“музеефицированные” раритеты для собственных нужд. Эти собрания приобрели современем прагматический характер, то есть использовались не только вбогослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царскихдворцов.
Кроме этого, в периодыэкономического и политического спада храмовые сокровищницы служилисвоеобразными “банками”, играя роль общественной казны. Например, в “Илиаде”говорится об использовании сокровищ храма троянским царем для выкупа им телаубитого сына. В литературе есть свидетельства использования слитков металлов изхрамовых сокровищ для переплавки оружия во время Пелопонесской войны.
Храмовые сокровищаиспользовались и при проведении больших религиозных праздников, включавшихразличные виды состязаний. После соревнований и шествий сокровищница храмапополнялась драгоценными вазами, амфорами и наградами. Во время грандиозных праздниковхрамы посещали
многочисленные гости,которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также свыставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так
зарождался экскурсионныйобзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Например, во времяОлимпийских игр паломники посещали зал Эхо, чтобы услышать, как его стены семьраз повторяют одно и то же слово; увидеть сделанные по обету жертвоприношения.При этом участники, гости, победители соревнований и паломники жертвоваличто-либо храму по своим возможностям.
Кроме того, победителиОлимпийских игр имели право помещать собственную статую в Алтис – священнуюрощу в Олимпии. Статуя могла быть установлена и на площади, или в гимназииродного города. Таким образом, складывается традиция экспозиции, доступногопоказа произведения искусства.
В Элладе служение музамвыражалось не только в религиозном почитании и пожертвованиях, но и в пытливомпоиске истин, в познании Космоса, поэтому в мусейонах гармонично соединилосьпоклонение божественному и попытка воспроизвести сакральные знания на земле,приблизиться к ним.
Древнегреческая культураосвобождалась от архаических форм, представлений об окружающем мире и местечеловека в нем. Собрания предметов стали накапливаться не только в храмовыхсокровищницах, но в центрах светской интеллектуальной жизни. В результатеменялись сущность и функции мусейона.
Так в Греции появляется“мусей” — философское учреждение. Мусей становился частью философской школы.Например, в Академии Платона, объединившая в свои стенах различные науки былосвое собственное святилище муз – мусейон, а для совершения обрядов на каждыйдень месяца из числа слушателей назначались “служитель муз” и “приносительсвященных жертв”.
Мусейон существовал и прифилософской школе Аристотеля — Ликее. Аристотель был первым, кто стал собиратьпредметы искусства и “природные” экспонаты. Но мусейон появился уже после егосмерти стараниями его ученика Теофраста, при котором сложилась практика болееширокого толкования понятия “мусей”, означающего помещение, где не толькосовершаются религиозные обряды, но и ведутся беседы, обучение, хранятсяколлекции.
Так происходиттрансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились лишь формально ккультовым, а в реальности относились к познавательным, интеллектуальным итворческим. И, конечно же, в таких собраниях находились и религиозные раритеты,и предметы, представлявшие “земные” интересы.
Так как, мусеистановились центрами интеллектуальной жизни греков, которая в свою очередьславилась агональностью во всех сферах культурной жизни, то постепенно в нихнакапливались собрания вещей, связанных с награждениями — скульптурных,художественных изображений муз и победителей.
Когда мусеи служилиместом проведения состязаний поэтов, они становились центрами литературныхсообществ. Такими соревнованиями славился один из первых мусейонов — Феспийскоесвятилище муз, которое располагалось на склоне горы Геликон в Беотии. Здесь,раз в пять лет проходили празднества в честь муз – Мусеи. В самом святилище и всвященной роще были изваяния богинь, богов, выполненных скульпторамиКефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа,мраморный Эрот Праксителя6.
1.2 Коллекционирование вДревней Греции
Следующим этапом на путистановления музея как социокультурного института становится коллекционирование,которое считается предшественником современного музея. В практике собирания,хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работыс предметами, определивший в дальнейшем основные направления музейнойдеятельности.
Первыми коллекциями сталиспециальные хранилища для живописных и скульптурных работ, которые появились вДревней Греции. Произведения живописи помещались в специально отведенные места– пинакотеки (с греч. – pinax – доска, картина и theke – хранилище), собранияскульптур назывались глиптотеками (с греч. – glyptos -изваянный). Так, собраниякартин, скульптур, резных камней получают наименования, этимология которыхвосходит к особенностям создания предметов7.
Пинаки – картины,выполненные восковыми красками на деревянных и терракотовых дощечках. Греческиемастера работали в технике энкаустики: красители растирались с воском, аготовые краски сильно подогревались и в полужидком состоянии наносились наоснову жесткой кистью.
Самой известнойпинакотекой стала та, что находилась в афинском Акрополе, средоточии главныхсвятынь города. Когда архитектор Мнесикл построил из мрамора монументальныйвход на Акрополь – Пропилеи, состоявшие из центральной части с портиком икрыльев, то в северном крыле, более массивном, с глухими стенами, разместиласьпинакотека, свет в которую проникал через двери и два окна. Мненияисследователей относительно характера хранившихся здесь живописных произведенийрасходятся. Одни считают, что картины представляли собой настенные росписи,другие же, что изображения писались и на досках, как посвятительные дары.
Живописнымипроизведениями и скульптурными работами украшались и распространенные вантичной архитектуре длинные галереи-портики, или стои. Самой знаменитой срединих была стоя Пойкиле в Афинах, чье название означает “пестрая”, “расписная”из-за украшавших ее стену больших картин — пинак, закрепленных на стене и легкоснимавшиеся с нее, с изображением мифологических сюжетов и реальныхисторических событий.
К древнегреческомупериоду относятся и первые случаи адресного “экскурсионного” обслуживания.Служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, он должен былрассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и егосокровища впервые становились объектами античного “туризма”.
В практике хранения ипоказа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. Так, вотдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущихпутеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинскомАкрополе, в Пропилеях были найдены остатки пинакотеки, где картинысгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущейакадемической экспозиции художественного музея.
И если первыедревнегреческие собрания предметов формировались стихийно, отличаясьнеоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались длядемонстрации религиозного поклонения как “дары богам”, то со временем коллекциистановились общим достоянием граждан, а это предполагало и создание условий длядоступа к их осмотру широкой публики и более разнообразный материал для показа.Так, рядом со священным сосудом могла находится кость какого-нибудь диковинногоживотного.
Приветствовались актыдарения собраний храмам или городу, а также меры по организации широкогодоступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям, носоздание, которых в древнегреческом обществе особо не поощрялось, посколькувоспринималось как вызов государству. Частные коллекции стали распространятьсяпозже, в эпоху Древнего Рима. Но именно собирание вещей с точки зрения ихсакральности, коллекционирование живописных и скульптурных работ зародилосьименно в Элладе. С эпохи эллинизма, а затем в Древнем Риме оно стало носитьфункциональный характер, подчеркивая индивидуализм собирателя.
1.3 Коллекционирование вэпоху Эллинизма
Эллинизм сыграл в историиЕвропы особую роль в формировании “музейного отношения” культуры к самой себе.В это историческое время в общественном и индивидуальном сознании впервыескладывается чувство исторического прошлого, наследниками которого ощутили себялюди эллинистической поры. В эпоху эллинизма в собирательстве памятников существовалачеткая связь с греческой традицией, то есть сохранялась функциональнаяпреемственность бытования вещи. Памятники использовались в соответствии с ихпрежним назначением. Было широко распространено копирование произведенийискусства с греческих оригиналов, при этом, правители были осмотрительны ввыборе предметов для коллекций, соотнося их с реалиями монархии. Популярнымстановится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками.
Греция периода расцветабыла слишком молода, слишком полна собственных творческих сил, презрения ковсему иному как к варварству, чтобы греки могли стать “собирателями” в нашемсегодняшнем смысле слова. Иное дело – эпоха эллинизма, когда Александр, аособенно, его последователи, уже почувствовавшие ностальгию по прошлому,пытались возродить Древнюю Элладу во всей Великой империи.
Таким образом, какявление, коллекционирование возникает лишь в эпоху эллинизма. В этот историческийпериод происходило объединение двух миров – древнегреческого идревневосточного, который прежде развивался обособленно. В результатерасширялись не только географические рамки греческого мира, но и его культурныегоризонты. Все ярче проявлялся индивидуализм; во всех сферах культуры –религии, философии, искусстве – в центре внимания находился уже не коллектив, аотдельный человек, со своим внутренним миром и стремлениями. На этомисторическом фоне начинает формироваться личность коллекционера.
Но до того как частныеколлекции получат повсеместное распространение, долгое время приоритет как “музейного”собирателя имели храмы.
В отличие отдревнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями,главным источником храмовых сокровищниц в эллинистическом мире становилисьвоенные трофеи. В составе коллекций накапливался обширный материал по “чужим”культурам и экзотической природе. Экзотический материал часто трактовался каксакральный. В прилегающих к храмам садах могли содержаться “священные”животные, птицы, а в рудах — рыбы. Внутри храмов и около них выставлялисьдиковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения,предметы экзотического быта жителей дальних стран. Например, в египетскомгороде Гиераполисе в храме сирийской богини демонстрировались одежда варваров,драгоценности из Индии, слоновьи бивни. При всей условности трактовки диковинкипробуждали в людях любознательность, демонстрируя многообразие мира природы икультур Земли.
Первыми коллекционерамиантичного мира принято считать эллинистических царей. Истоки этого явлениялежат в эллинизации Восточного Средиземноморья, борьбе диадохов, в результатекоторой образовывались новые государства. Так, Египет со столицей в Александрииоказался под властью Птолемеев, в Сирии – правили Селевкиды, в Пергамскомцарстве — Атталиды.
Их собирательнаядеятельность являлась составной частью государственной политики. Наличиеколлекций в античную эпоху считалось делом чести, признаком высокого престижагосударства.
Коллекционированиепамятников Древней Эллады в странах эллинистического мира в первую очередьохватило высшие слои общества, но новацией, по сравнению с древнегреческимсобирательством, стало распространение коллекционирования и в средевольноотпущенников. Одним из основных мотивов собирательства, в этом случаебыло желание стереть из памяти свое рабское прошлое.
Лидерами эллинистическогомира в области коллекционирования произведений греческого искусства всехпериодов его развития были Атталиды. Так, на распродаже награбленныххудожественных ценностей, устроенной римлянами после завоевания Коринфа, АтталII предложил за картину Аристида “Дионис” 600 000 динариев. Но завоевателюГреции Луцию Муммию эта сумма показалась столь огромной, что он, подозревая вней неведомое ему достоинство, снял ее с торгов и посвятил в храм Цереры,вопреки уговорам Аттала8.
В своей коллекционерскойдеятельности Атталиды стремились не только к удовлетворению своих личных эстетическихвкусов, но и пытались представить греческое искусство во всем его многообразии.Они интересовались и произведениями мастеров классической эпохи, и работамиархаического периода. Если оригинал был недоступен, пергамские правителиприобретали произведение в копии. Но специального здания для своей богатойколлекции Атталиды не возводили. Приобретавшиеся ими произведения искусстваукрашали дворцовые покои, размещались в общественных местах, храмах,святилищах. Часть скульптурной коллекции находилась в зале библиотеки, прираскопках которой было обнаружено постаменты для статуй – Гомера, Сапфо,Геродота и др.
Таким образом, в эпохуэллинизма впервые утверждается такой тип культуры, что имел уже четкий фондготовых форм и смыслов, в которые отливался непосредственный жизненный опыт.Сами эти “готовые” образы и модели, бывшее некогда одновременно и формой, исодержанием культуры, становились теперь только декорацией.
Произведение искусстваеще не воспринималось по преимуществу как таковое и поэтому не могло приобрестистатус “музейного памятника”, но, будучи тиражированным в других своихипостасях, — как предмет культа, бытовой предмет, знак приобщенности кгреческой культуре и учености, — оно так или иначе принимало на себя функции“экспоната”.
Превращение “эллинства”из узкоэтнической категории в общекультурную, связанную уже не с привилегиейрождения, а с привилегией воспитания и образования, сделало распространениеэллинской культуры принципиально неограниченным. Подражание греческой культуреизменило масштабы ее восприятия. Теперь каждый приобщенный к ней, к ее пластикеи профессиональной художественной деятельности пытался копировать ее уникальныеформы.
Что это дало?Распространение культуры вширь порождало опасность ее копирования, а значит ееистончения. Постепенный упадок творческий сил общества в эпоху позднегоэллинизма привел не только к мировоззренческому кризису, творческому затишью вкультурной жизни, но к росту массового потребления художественных изделий, ихстандартизации. Небывалый спрос на предметы убранства и украшенияспособствовал, с одной стороны, развитию декоративного и прикладного искусства,с другой – появлению подделок, рассчитанных на невзыскательные вкусы массовогопотребителя.
1.4 АлександрийскийМусейон
Появление эллинистическихмонархий побуждало их правителей соперничать друг с другом за культурноелидерство, укреплять мощь и преемственность власти династий. Так, в Египтесвязующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной сталАлександрийский мусейон, который стал апогеем и буквальным воплощением“музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, какнаучно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан вэпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.
Мусейон занимал частьдворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромнаябиблиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилищемуз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытуюгалерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место дляпрогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского илинаучного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений иживотных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количестворазного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, вобрамлении богатой художественной экспозиции.
Коллекции были размещеныв залах вокруг святилища Сараписа – божества, сочетавшего черты восточного и античногокультов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центроммусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец,который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научнуюсферу.
Задумывался Александрийскиймусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, которыйсуществовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеляо том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельныхисследователей.
Знаменитые ученые,прибывавшие в Александрию по приглашению египетских правителей, жили на полномцарском обеспечении и получали все необходимое для работы — библиотеку,оборудование, лаборатории. Поэтому огромную роль приобрели фундаментальныенаучные исследования окружающего мира, изучение человека и природы. Средивыдающихся ученых здесь работали — Аристарх Самосский, прозванный “Коперникомантичности”, поэт Каллимах, математики – Евклид и Эратосфен, астроном Гиппарх,а грамматики Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский изучалиособенности языка античных авторов, подготовили издание трудов Гомера и явилисьоснователями текстологической критики9.
Александрийский мусейонстал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитаяАлександрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс.томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупалирукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам.Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших вАлександрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращалисьвладельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинахканонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки сэкземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной имиогромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копиисо слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.
Несмотря на то, чтопроизведения искусства в Мусейоне не образовывали ни
цельных коллекций, ни экспозиций,а лишь – как и в других мусейонах – декорировали и содержательно акцентировалипространство, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметызаслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собраниемв научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими.
Появление такого рода“музейного” восприятия действительности именно в эту эпоху, несомненно,отвечало глубинным потребностям культуры. Гигантский котел эллинизма (греческаякультура как “высокая норма” и адаптация культур многочисленных регионов,включенных в “эллинистическую ойкумену”; синкретизм как основная чертаофициальной эллинистической религии и своеобразие местных культов; великиеестественно-научные открытия развитие магии и мистики) мог быть структурировантолько с помощью универсалисткого, энциклопедического подхода. Послевысочайшего взлета креативности в эллинской классике культура как бы сделалавыдох, занялась “самоинвентаризацией”. Для этого ей был нужен свой “тезаурус”,предметным воплощением которого и становится Мусейон10.
1.5 Частные иобщественные коллекции Древнего Рима
В истории античнойкультуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежитвоинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – ДревнемуРиму.
Во время военных походовримскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденныхнародов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.
Под влиянием утонченнойгреческой цивилизации римляне стали испытывать интерес к ее произведениямискусства. Кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошлипосле разграбления знаменитого своими художественными сокровищами Сиракуз,когда консул и военачальник Клавдий Марцелл отправил в Рим, украшавший Сиракузыстатуи и картины.
На протяжении II — I вв.до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служадоказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественнопроносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины,вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами,дорогое убранство побежденного царя.
После демонстрации втриумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, имиукрашали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы.Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали ихбогам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах ивиллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования институтачастного коллекционирования.
Его становлениепроисходило в условиях неодобрения и противодействия со стороны традиционнойобщественной морали, осуждавшей и любовь к произведениям искусства, истремление к единоличному обладанию ими. Но эта охранительно-консервативнаятрадиция не удержалась, и уже к I в. до н.э. о частном коллекционировании можноговорить как о вполне сложившимся явлении.
Владельцем огромногособрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал,например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший храмАсклепия и храм Зевса в Олимпии. Хитростью и шантажом, воровством и насилиемсоставил одно из богатейших художественных собраний своего времени наместникСицилии Гай Веррес.
Богатая художественнаяколлекция давала римлянину репутацию ценителя и знатока искусства, подтверждаяего высокий социально-имущественный статус. Многие богачи, особенноновоявленные, стремились всеми средствами обзавестись собственной коллекцией.Но, естественно, не все знатные римляне собирали ее лишь ради престижа; были итакие, кто действительно ценил искусство — Цицерон, поэт Асиний Поллион,писатель Плиний Младший11.
Собирательство в областихудожественной культуры постепенно приобретает черты, связанные с личнымвкусом, склонностями, социальным положением владельца. Коллекции приобретаютсамостоятельную по отношению к их первоначальной функции семантику, все болеесоотносимую с социальным портретом владельца.
Развитие частногоколлекционирование способствовало одновременному зарождению художественногорынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведенийискусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торговуходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции ПомпеяВеликого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусствапродавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль“священной дороги”.
Чтобы обозначить истиннуюценность предмета искусства, распознать подделку, для римских покупателейнеобходимы были услуги экспертов и консультантов. Вначале в этом статусевыступали греческие художники, а также копиисты, которые приобретали в процессесвоей работы весомые познания относительно стиля и техники определенногоавтора. Лишь в I в. до н.э. стали появляться эксперты знатного происхождения соспециальной подготовкой.
Пристрастия римскихколлекционеров были самыми разнообразными. Почетное место в коллекциях занималиприродные редкости и древности. Например, особенно увлекался ими император Август,который собрал на своей вилле на Капри множество необычных и редких вещей.Среди них были “доспехи героев” и огромные кости, что принимались за останкиисполинских зверей и гигантов – легендарных Титанов.
Но большинствоколлекционеров предпочитала статуи и картины. В I в. до н.э. пинакотека(картинная галерея) становится обязательным элементом частного дома или виллы.В коллекцию входили скульптурные и живописные изображения предков, портретыгосударственных деятелей, поэтов, писателей, философов минувших эпох. В выбореперсоналий важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельцаколлекции.
В собрание, помимо статуйи картин греческих умельцев римские коллекционеры вкладывали вазы, кубки,изделия из серебра, золота, драгоценных камней, слоновой кости или черепаховогопанциря, предметы интерьера из кипариса, кедра, бронзы, восточные ковры иззолоченых нитей. Особенно пользовались спросом изделия из коринфской меди ибронзы, предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причем, стоимость янтарнойстатуэтки могла превышать стоимость раба. Была конкуренция за обладание геммами– драгоценными (полудрагоценными) и поделочными резными камнями в виде инталий(с вогнутым изображением) или камей (рельефным). Геммами были и перстни-печаткис резными камнями.
Среди римскихколлекционеров первым обзавелся собранием гемм, или дактилиотекой Марк Скавр,потом Помпей Великий, который собрал коллекцию резных камней (около 2000предметов); шесть дактилиотек собрал и потом посвятил в храм Венеры Юлий Цезарь12.
Так составлялисьживописные и скульптурные коллекции, включавшие и оригиналы и копии работпрославленных мастеров, уникальные образца мебели и декоративно-прикладногоискусства. Все это украшало интерьеры городских домов, размещалось в парках,гимнасиях и нимфеойнах (помещение для отдыха с фонтанами и растениями).
Излюбленным местомрасположения коллекционных предметов становятся и загородные виллы. Те, которыепринадлежали таким римским интеллектуалам, как Цицерон, Плиний Младший,изначально возводились для проведения творческого отдыха, встречединомышленников. В подражание знаменитым школам Платона и Аристотеля,прославленным научным учреждениям Александрии и Пергама римскаяинтеллектуальная элита метафорично называла свои загородные виллы мусейонами(от лат. museum – место ведения философских дискуссий).
Естественно, что не всеримские виллы отличались таким творческим “характером”; многие из них былиподчеркнуто помпезны. Так, в дворцовом комплексе Нерона помимо терм,искусственного озера, зоопарка, садов, в Золотом дворце и парках находилосьогромная коллекция бронзовых статуй.
Оригинальностьюотличалась знаменитая вилла императора Андриана, где, кроме библиотеки иМорского театра, находились воспроизведенные известные архитектурные сооруженияи памятники. В эту коллекцию входили Академия Платона и Ликей Аристотеля, СтояПойкиле, статуи амазонок Фидия и Поликлета и даже “подземное царство”. Тонкийценитель греческой культуры, Андриан украсил виллу множеством статуй –оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.
К концу I в. до н.э. вчастном владении находилась значительная часть художественных богатствантичного мира, но при этом возникла проблема доступа к ним остальных римскихграждан. Так, сенатор Марк Агриппа предложил сделать общественным достояниемвсе картины и статуи, которые хранились в виллах. Но, естественно, этопредложение не поддержали частные коллекционеры. Первым открыл широкой публикедоступ к своему богатейшему собранию картин сенатор Азиний Поллион. Именнопоэтому его галерею часто называют первым европейским музеем. Конечно же, вДревнем Риме имелось немало общественных художественных собраний, которые были доступныдля публичного и свободного осмотра.
Хранилищами произведенийискусства и реликвий, подобно греческим культовым сооружениям, были римскиехрамы. Богатую художественную коллекцию имели, например, храм Счастья и храмСогласия. Здесь хранились медные статуи муз работы Праксителя, картины “Дионис”Никия и “Привязанный Марсий” Зевксида, статуи богов греческих скульпторов, слоныиз обсидиана.
В конце I в. до н.э.обладателем богатейшей художественной коллекцией Рима стал форум Мира, гдеимелись восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма,произведения греческого искусства, ценности из разрушенного Золотого дворцаНерона, картина Протогена “Иалис”.
Произведения искусстваразмещались и в портиках, которые имели вид крытых галерей или крытого входа сколоннами. Многие из них изначально проектировались для демонстрации трофейныххудожественных предметов светского характера. Например, Портик Метелла, былпостроен для показа 26 трофейных бронзовых конных статуй АлександраМакедонского и его дружинников скульптора Лисиппа. Впоследствии он былпереименован Августом в Портик Октавии, где располагались библиотека, курия,экседра, а также находилась великолепная художественная коллекция из скульптур(Венера Фидия, Эрот Праксителя и др.) и картин13.
В 38 г. до н.э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей, названная в честьее создателя “Памятниками Асиния Поллиона”. По описаниям литературныхпроизведений того времени, можно говорить о существовании в имперском Римепубличных пинакотек и должности “попечителя пинакотек”.
В I в. до н.э.произведения искусства становятся необходимой частью архитектурного “лица”любого крупного сооружения Рима. Все больше обрастал Римский форум портиками, ивместе с ними наполнялся произведениями живописи и скульптуры. К началу IV в.н.э. в городе скопилось невероятное количество открыто стоявших статуй –позолоченных, бронзовых, мраморных.
В Древнем Риме сложилисьнекоторые элементы “музейного дела”. Так, осуществлялся строгий надзор засостоянием храмов и находившихся в них предметов. Цензоры распределяли похрамам культовые предметы и посвятительные дары, вели их учет; составлялисписки трофейных ценностей, находившихся в триумфальных постройках. Эдилы велинаблюдение за состоянием хранилищ и построек, нанимали храмовых служителей иконтролировали их работу.
Со временем появились идругие “музейные” должности: попечитель храмов, попечитель статуй. Охранойхрамовых собраний, содержанием их в чистоте и порядке занимались специальныеслужители. Согласно правилам, все полученное на хранение они под отчетпередавали своим преемникам, выплачивая в случае пропажи предметов штраф иликомпенсацию.
В связи с тем, что многиепроизведения искусства экспонировались на открытом воздухе, необходимо былопроводить реставрационные работы. Так, для предохранения от порчи статуй изслоновой кости использовали оливковое масло; при сухом воздухе помещали рядом сними емкости с водой. Для предохранения от ржавчины медных и бронзовых изделийиспользовали жидкую смолу. Мастерами искусно заменялись части скульптур.
В экспозиционных целяхразрабатывалась техника вырезания штукатурок с росписями, которые помещались вдеревянные рамы. Реставрация же керамики, серебряных изделий, предметовдекоративно-прикладного характера представляла большие сложности из-заотсутствия в ту эпоху хороших мастеров.
Первоначально, экспонатыхаотично размещались в храмах, но постепенно стали разрабатываться принципынаиболее эффектного их показа. Этим целям служили временные выставки, которыеукрашали Форум во время празднеств или предваряли аукционы. Но второй половиныII в. до н.э. появляются специальные архитектурные сооружения, изначально проектирующиесядля показа в них произведений искусства (Портик Метелла), которые отличалисьсвободным пространством для просмотра и защитными ограждениями для картин.
Знаменитый римскийархитектор Витрувий утверждал, что экседры и картинные галереи нужно создаватьзначительных размеров, чтобы зрители имели возможность соблюдать необходимоерасстояние при осмотре определенной картины. Первой галереей одной картины сталспециальный павильон оратора Гортензия для показа “Аргонавтов” Кидия.
При показе живописи вниманиеуделялось и характеру ее освещенности. В трактате “Об архитектуре” Витрувийписал, что картинные галереи, как и мастерские живописцев, должны быть обращенына север, чтобы освещение их было постоянным, и краски на картинах не менялисвоего оттенка. К способу экспонирования произведений можно отнести вставкустарых греческих станковых картин в золоченые рамы и установку их на переносныеподставки.
Скульптуры размещались всадах и парках, а для гротов, беседок, павильонов подбирали статуи и рельефы, которыесвоим сюжетом вписывались в специфику данного места. Коллекции иногдаразмещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловуюнагрузку; это особенно было характерно для загородных вилл римскойинтеллектуальной элиты. Их живописная и скульптурная декорация, находясь внеразрывном единстве с архитектурой и ландшафтом, создавала конкретный образ.
Рост экспозиционногомастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умениеграмотно описать картину или скульптуру считалось обязательным навыком дляоратора. Да и рядовые граждане рассуждали о достоинствах и недостаткахпроизведений искусства.
Осмотр храмовых коллекциймог проходить в сопровождении служителя, который исполнял при этом функциигида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся вхраме предметах, так как в Риме, как и в Греции, составлялись описи всех ихпоступлений. Посетители, обычно проводились устоявшимся маршрутом, а сообщаемаяим информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторстваи прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке”предмета, тем большей ценностью в глазах посетителей она обладала. Естественно,это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи,когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманностьвызывалась и тем, что статуи могли привозить в Рим без баз, на которые потомустанавливались новые изваяния. Многие посвящаемые в храм произведенияискусства были трофейными, поэтому их новые владельцы не всегда знали именасоздателя и изображенных персонажей.
Глава 2. Средневековье иВозрождение как важные этапы в развитии праформ музея
2.1 Коллекционирование вэпоху средневековья
С падением Римскойимперии в 476 г. Европа вступила в средние века, где отличительной особенностьюее культуры становится религиозно-христианское мировоззрение и символизм,которые определяли нравственные нормы и ценности общества.
Средневековое искусствонаправлялось на религиозно-церковные нужды: архитектура и скульптураолицетворяли “библию в камне”, живопись изображала библейские сюжеты,средневековый театр был в виде религиозных мистерий, а самым популярнымлитературным жанром становятся жития святых.
Церковь осуждала античныеидеалы красоты тела и души и, естественно, в таких условиях не могло быть местасобраниям художественным произведений и исторических реликвий Эллады и ДревнегоРима. Античные произведения искусства не представляли интереса как памятникиушедшей эпохи, так как для средневекового человека история начиналась сБиблейской эры и вещь становилась реликвией, только если она подтверждалахристианскую догматику, была связана с лицами и событиями истории христианства.
В период раннегосредневековья художественные собрания античного мира теряли свою ценность. Однитворения греков и римлян погибли от рук религиозных фанатиков, которые считалискульптурные произведения “вместилищем духов”, другие же пали жертвойпрактического прагматизма: бронзовые статуи переплавляли на монеты, а мраморныепережигали в известь для получения строительного материала.
Средневековый человек,как правило, неграмотный, встречался с искусством в основном в храме, где дляпоказа божественного присутствия богато оформлялись интерьеры и церковнаяутварь, подчеркивалась внешняя сторона религиозных обрядов. Предметы культасоздавали из золота, серебра, драгоценных камней, янтаря, ведь их цвет исверкание служили символом Бога. Рукописи, особенно Евангелия, оправляли воклады из золота и серебра. Богослужебную одежду шили из парчи, бархата, шелка.Все эти вещи являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства,представляли материальную и художественную ценность. Поэтому для их хранениятребовалось особая сохранность. Так стали появляться специальные места дляхранения сокровищ церкви. В начале это была комната рядом с алтарем илипристройка к храму, в монастырях – отдельное здание (ризница), со временемпоявились настоящие церковные сокровищницы.
Церковные сокровищницыпоявились в Западной Европе в начале VII в., но подлинный расцвет в ихстроительстве наступил с началом правления Карла Великого. При нем появилосьмножество новых храмов и монастырей; в чьи храмовые сокровищницы щедрожертвовал ценности религиозного и светского характера, давая тем самым примердля прихожан.
Обогащала храмы итрофейная добыча военных кампаний. Так, в XI – XIII веках главным источникомпополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы.Например, во время IV похода был разграблен Константинополь, а вся военнаядобыча (церковные святыни, произведения искусства) была получена венецианцами илегла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.
Кроме дорогойбогослужебной утвари в состав храмовых сокровищниц входили и реликвии,связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами и мучениками. Это былиодежда и предметы обихода святых, ткани, в драгоценных сосудах хранилось маслоиз погребальных лампад, а в ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали“священную” почву Палестины. Были и споры между церквями за оригиналы реликвий,например, гвозди, которыми прибивался к кресту Иисус Христос, хранились чуть лине в 30 из них.
Особо почитались мощимучеников и святых. За обладание ими была настоящая борьба: их покупали,воровали, делили на части. Хранили их в реликвариях, изготовленных изблагородных металлов, слоновой кости и украшенных драгоценными камнями. Онимогли иметь форму готического собора, креста, или, если хранили часть теласвятого – форму руки, головы и т.п.
С трепетом взападноевропейских церковных собраниях хранились и античные камеи и инталии,так как средневековые мастера уже не в состоянии были их воспроизвести.
В храмовых собранияхимелись и необычные раритеты – редкие минералы, бивни слонов, пальмовые ветви идругие образцы мира природы, которые привозили паломники из Святой Земли.Берегли религиозные учреждения и мемориальные предметы, которые относились квыдающимся историческим деятелям. Огромной сокровищницей исторических реликвийбыл кафедральный собор г. Реймса, где хранились коронационные регалиифранцузских королей.
Церковные сокровищницыдопускались на обозрение богомольцам, так как паломничество было характернойчертой средневековой культуры. А в дни торжественных богослужений особо чтимыереликвии выставлялись для поклонения, а дорогая культовая утварь из сокровищнициспользовалась в ритуальных действах.
Среди богослужебнойутвари постепенно выделилась группа предметов, которые стремились сохранить прилюбых обстоятельствах, так как они обладали мемориальной ценностью или же былинеобыкновенно редки. Эти предметы стали предшественниками современных музейныхэкспонатов.
Искусство средневековьясоздавало особый зрительный образ, который оказывал сильное влияние на разум ичувства прихожан, и который церковь использовала как инструмент воспитанияхристианского благочестия, а не художественного вкуса. Тем не менее, храмыспособствовали развитию эстетического чувства верующих, ведь утварь ипроизведения искусства церквей, оформлявшие их интерьер, несомненно, отражалихудожественные идеалы эпохи.
Поскольку в средневековомискусстве все было пронизано символами и аллегориями, то в храме воплощаласьвся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранствозаключало в себе скрытое значение. Вместе с тем отдельные статуи, иконы,картины были связаны с окружающим их пространством и изолированно невоспринимались, какое бы глубокое символическое значение они не несли. Этупространственно-предметную среду храма, созданную на основе определеннойконцепции, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию иоказывают сильное влияние на разум и чувства человека можно считать “праформой”музейной экспозицией14.
Но в средние века нетолько храмы имели сокровищницы. Тайные помещения для дорогих украшений,оружия, драгоценной утвари создавала и светская власть. В некоторых странахЕвропы такие хранилища дорогих предметов назывались “гардеробная”, слово “roba”относилось тогда не только к одежде, но и ко всему имуществу.
Особенно прославиласьраннесредневековая сокровищница Карла Великого, которая размещалась в Ахенскойкапелле. Она хранила: античные геммы, дорогие оклады книг, изделия из слоновойкости арабских и византийских мастеров, одежду из шелка и парчи, христианскиереликвии.
В расцвет средневековьяроскошью отличались светские сокровищницы Карла V Мудрого. В них хранилосьогромное количество ювелирных украшений, корон и золотых сервизов, а такжедорогая культовая утварь: кресты, статуи Божьей матери и святых из благородныхметаллов, реликварии, украшенные драгоценными камнями.
Одним из самых яркихпредставителей нового, еще только формирующегося типа европейских частныхколлекционеров был герцог Жан Беррийский, младший сын французского короляИоанна Доброго. Он был страстным собирателем и щедрым меценатом. В егоколлекции были ювелирные изделия, роскошные ковры, церковная утварь. Но приэтом, его гардеробная, в отличие от подобной его брата, Карла V, была уже непросто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатокаи любителя искусства. Он целенаправленно приобретал византийские вазы, античныеи восточные камеи и медали, платил огромные суммы за часословы-молитвенники спрекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Ноон интересовался не только произведениями искусства; с азартом ценителя онсобирал редкости природы, а в одном из замков под влиянием зарождавшихсягуманистических идей создал галерею портретов знаменитых современников15.
Понятие“коллекционирование” применительно к средневековым сокровищницам, особенно наначальном этапе их развития, носит условный характер, так как их содержимое восновном формировалось случайно и бессистемно. Оно состояло из трофейныхпредметов, захваченных во времена крестовых походов и феодального грабежа, атакже из купленных у купцов или полученных в качестве подарка или подношения предметовискусства.
Но уже в эпохуклассического Средневековья стала вырисовываться такая форма собиранияпредметов, когда они попадали в коллекцию не случайно, а подбирались намереннов соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателя.
И именно за такимцеленаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этотфеномен смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые росткипоявились уже в средневековой культуре.
2.2 Ренессансное коллекционирование
С приходом Возрождениястали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновениюмузея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизниклассической древности в качестве культурной ценности; освобождениечеловеческой мысли от богословского догматизма; развитие светскойгуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.
Одним из следствийстремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцветколлекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оноприобрело целенаправленность.
Коллекционеры обращаливнимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Онипытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициямиантичности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римскойцивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камнеи металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей былПетрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античныемонеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.
Интерес гуманистов кантичному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить егонаследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргерови кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современныххудожников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа имеценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основеэстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционированиястали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.
В эпоху Возрожденияистория заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмысляласьдеятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес кмемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к ихколлекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраныпортреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался“Похвальным словом” — латинским текстом, содержащим краткое жизнеописаниеизображенной личности16.
Огромный импульс развитиюколлекционирования дали Великие географические открытия. Экзотическая одежда иоружие, утварь, образцы неведомой ранее флоры и фауны, драгоценные камни сталиоседать в собраниях коллекционеров через мореплавателей и специальных агентов.Зарождалось естествознание, которому требовались образцы флоры, фауны,минералов. Так стали появляться естественно-научные коллекции систематическогохарактера.
В коллекциях эпохиВозрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древностии кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализмотражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем егомногообразии.
Именно в это времявладельцы собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствиис определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозицийзрителем. К этому привлекались художники, архитекторы, гуманисты. Владельцыряда собраний стали демонстрировать широкой публике отобранные ими произведенияискусства. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти сталисоздаваться особые социокультурные институты – первые дворцовые музеи. Родинойподобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищаминаполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.
Так, род Медичи сталсимволом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования.Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составилиядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний,методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании исуществовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии вомногих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи воФлоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурамиДонателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение длянаучных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземплярыколлекции Медичи – драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадноеоружие.
Во Франции Франциск I вXVI в. превратил свой замок Фонтенбло в “новый Рим” — галерею, где разместилиськартины и скульптуры его коллекции. Собранные сокровища неистовыхколлекционеров династии Габсбургов в дальнейшем составили основу ряда европейскихмузеев (Прадо, художественно-исторический музей Вены). В составе их коллекцийзвучала идея прославления военной мощи страны и доблести короля, поэтомупреобладали экспонаты, связанные с войной (оружие, портреты военачальников).Такие собрания заложили основы для появления в будущем военных музеев. ВБаварии Вильгельм IV для своей резиденции приобрел картины лучших немецкиххудожников на исторические и библейские темы. Так началась история одного изсамых известных собраний живописи – Старой пинакотеки в Мюнхене. ИмператорРудольф II превратил Прагу в сокровищницу Европы, которая включала пинакотеку иглиптотеку, кунсткамеру с коллекцией механических приборов.
Наряду со светскойаристократией большую роль в зарождении первых музеев сыграли кардиналы и папы.Они покровительствовали скульпторам и художникам, были страстнымиколлекционерами, устроителями первых музеев, организаторами археологическихраскопок Древнего Рима и даже участвовали в реставрации памятников. Так, папаПавел II построил в Риме палаццо “Венеция”, в котором организовал музейантичного и византийского искусства.
Во Франции наиболеезначимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье иМазарини. В резиденции Ришелье находилась коллекция, которая имела множествокартин (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса), статуи, гобелены,мебель, китайскую керамику. Собирательство Мазарини положило началоформированию будущего Лувра. В его доме находилась богатейшая коллекция картини драгоценностей, после его смерти Людовик XIV значительно пополнил ее, и поего замыслу все королевское собрание было свезено в Лувр, а в 1681 г. была открыта картинная художественная галерея17.
Помимо дворцовыхколлекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужилибогатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, студило,антикварии.
Кабинет — первоначальноларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античныемонеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцыприроды, произведения небольшого формата. Существовали мюнцкабинеты — смонетами и медалями; шатцкамеры – с изделиями из драгоценных камней и металлов:вундеркамеры – кабинет редкостей природы; кунсткамеры – кабинет искусства снеобычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатойколлекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природныередкости (чучела экзотических птиц, бивни, окаменелости), “магические” предметы(корень мандрагоры), мистификации и фальсификации (рог единорога),анатомические аномалии людей и животных, произведения в миниатюре (вишневаякосточка с вырезанными на ней 180 человеческих лиц), научные приборы,оптические и механические устройства (компасы, подзорные трубы, часы).
Антикварии – собраниеантичных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. Первоначальноони были бессистемны и хаотичны, но со временем превратились в упорядоченнуюколлекцию. Первым из них был создан на Капитолийской площади в Риме, а самымзнаменитым стал – антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов,бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и подкаждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности.
Антикварий Юлиана II имелтакие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя АполлонаБельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрацияантичных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база длябудущих известных ватиканских музеев.
Студиоло – кабинет длязанятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм,рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведенияискусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная формаантичного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо IМедичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративнуюсокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декоралежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определеннуюидею18.
Заключение
Весь путь развитиякультурного мировоззрения человека говорит об изначальной его потребностисохранять, оберегать и передавать следующим поколениям предметы как носителейсоциальной памяти, которые наряду с сакрально-религиозным содержанием, обладалии эстетической ценностью.
В зависимости от того,чем жил человек и его окружение, каково было его сознание и мироощущение,идеалы времени и приоритеты общества, такова была “магия” вещей, их функции иценность, и пространство для них.
Наскальные “картинныегалереи” и сакральные пещеры, священные рощи греков и мусейоны с вотивнымиподношениями богам, философские мусеи как цитадель эллинистической мудрости,языческие храмы с сокровищницами, загородные виллы римской элиты схудожественными и скульптурными собраниями, средневековые церковные реликвариис религиозной атрибутикой – символами веры и Бога, дворцовые коллекциикоролевских династий эпохи Возрождения с их стремлением вернуть античныепредставления красоты и эстетики, воплощенные в произведениях искусства – всеони служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом ивечностью.
В ходе проделанной работыбыли сделаны следующие выводы:
1) Уже на ранней ступениразвития общества образовался сакральный храм-святилище, – Протомузей — своеобразный медиум человеческой жизни, который являлся не только природным, нои ритуально-символическим пространством, где каждый предмет или изображениенесли в себе глубокий культовый и магический смысл. Древний Протомузей выполнялзадачу отбора, хранения и передачи наиболее значимых ценностей первобытнойкультуры, специфическим образом структуровал культурное пространство на этойранней ступени его развития.
2) В Античную эпохусобирание предметов культуры и природы возникло в мусейонах, древнегреческиххрамах, мусеях. На начальном этапе оно носило сакральный, культовый характер ввиде даров богам, когда все предметы культа, через которые сохранялась связь свысшими божественными силами, считались особенными, которые следовало почитатьв священных рощах и оберегать для потомков для непрерываемой связи времен, дабыне нарушить нерушимый порядок Космоса. Так появлялись первые коллекции, каждаявещь которых освящалась через мифологически-религиозное сознание, а первымихранителями-коллекционерами стали особые служители — жрецы.
Далее, с развитиемчеловеческого познания, утверждения человека как центра Универсума, эллин сталстремиться собирать те “экспонаты”, которые давали пищу для его ума. Собранияпредметов стали частью философских школ, мусеев. “Музейное” пространствосвященных рощ и храмов сменилось пространством помещений для первых коллекций,которые гармонично вписывались в комплекс библиотек, комнат для бесед изанятий.
Таким образом, античныймусейон выполнял ряд функций: культовую, как место поклонения божествам, где скапливалисьпервые “экспонаты” — дары и подношения; просветительскую, когда мусейонстановится местом проведения творческих состязаний, а также частью философскихшкол; коллекционную, когда в стремлении прикоснуться к древнегреческой культурепоявляются древнеримские храмовые и частные собрания.
Что касается ДревнегоРима, то здесь сложилась система управления, охраны, экспозиции, реставрации идругих элементов “музейного дела” в отношении произведений искусства. А какявление, целенаправленное собирательство возникает лишь в эпоху эллинизма, нафоне которой начинается процесс формирования института частногоколлекционирования.
3) В Средние века воснове появления первых коллекций лежали религиозные мотивы. Церковные исветские сокровищницы являлись хранилищами не только материальных ценностей, нои собраний предметов, обладающих мемориальной и художественной значимостью всоответствии с бытовавшими тогда представлениями. Средневековые храмы отчастиосуществляли те функции, которые в будущем станут выполнять музеи – в нихнакапливались предметы, которые занимали особое место в системе ценностей эпохии были важны для передачи культурной традиции.
4) В эпоху Возрожденияколлекционирование постепенно приобрело четкую целенаправленность иизбирательность. Именно с этого периода стали возникать первые учреждения –дворцовые и церковные коллекции. Помимо дворцовых коллекций существовали идругие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом длябудущих музеев, способствовали их возникновению как социокультурного института:кабинеты, реликварии, кунсткамеры, студило, антикварии, художественные галереи.Именно в эпоху Возрождения памятники греко-римского искусства сталирассматривать как образцы непревзойденного творчества человека.
Таким образом, понятие“музей” вернули вновь благодаря преклонению эпохи Возрождения перед античнымиидеалами и семантика слова приобрела новое звучание. В 1492 г. при описи собраний произведений искусства флорентийского мецената Лоренцо Медичи словом“музей” была названа эта коллекция. Спустя время под этим словом сталиподразумевать не только коллекцию, но и помещение, в котором она располагалась.Именно с этого времени начинается история музея как социокультурного института.
Так с самых древнихвремен появился импульс тому, что во всей последующей истории человечествабудет называться вначале ритуальным и религиозным собранием, затемколлекционированием, и, наконец, музеем.
Таким образом,возникновение музея как феномена культуры изначально связано с оформлением двухэлементов – пространства и предмета. Пространства, как особой среды вневремени, соединяющей материальное и духовное, священное и мирское; предмета –как символа сакральности, воплощения культурных представлений человечества о Красоте,Гармонии и Идеале.
Список литературы
1. КалугинаТ.П. Художественный музей как феномен культуры. — М.: Петрополис, 2001. — 224с.
2. КаганМ.С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 276 с.
3. Кузьмина Е.Е.Музееведение: музеи мира. — М.: Приор, 1993. — 370 с.
4. Малов В.И. Музеи.- М.: Славия, 2001. — 186 с.
5. МакароваН.Г. Музей как социально-эстетический феномен. — М.: Искусство, 1987. — 259 с.
6. ПшеничнаяС.В. Музей как социокультурный феномен. — СПб.: Дрофа, 1999. — 283 с.
7. Сотникова С.И.Музеология. — М.: Дрофа, 2004. — 192 с.
8. Фронтези К.История изобразительного искусства. — М.: Северин Кюзен, 2005. — 515 с.
9. Хадсон К.Влиятельные музеи. — Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. — 426 с.
10. Юренева Т.Ю.Музееведение. — М.: Альма Матер, 2007. — 560 с.
11. Акулич Е.М. Музейкак социокультурное явление // Социологические
исследования. — М.: СОЦИС, 2004. — №10. — С. 89-93.
12. КаганМ.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. — М.; 1994. — №4. — С. 445-460.
13. Калугина Т.П.Культура — “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. — СПб.: Философское общество,2001.- №12. — С. 209-221.
14. Ломако О.М. Идеямузея в генезисе культурного пространства // Symposium. — СПб.: Философское общество,2001.- № 11. — С. 72-74.
15. Пиотровский М.Б.Философия музейного дела // Вестник Санкт- Петербургского университета. — СПб.:ФИИ, 2006. — №1. — С. 32-38.