Возникновение парусного спорта в России

Возникновениепарусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду вхорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр Iиспользовал для подготовки моряков малые суда.
«Дляувеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам исмелости в плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «ПотомственныйНевский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных изарубежных.
ОрганизацияНевского флота, завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам игосударственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты ибуера с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены наспециально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невскогофлота Петр поставил одного из лучших моряков — стольника Ивана Потемкина,прозванного впоследствии «невским адмиралом». Невский флот имел четкую, хорошопродуманную организаций и свои утвержденные Адмиралтейской коллегией устав ифлаг.
Составленныйлично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота,определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию,ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем такжепрактические указания по производству эволюции во время совместного плавания,таблица необходимых сигналов и т. п.
Праздничновыглядела Нева в дни выходов Невского флота. Нарядные, блещущие свежей краскойяхты, большие прогулочные гребные суда — баржи, изящные, легкие на ходу верейкии сверкающие белоснежными Журнал «Морской сборник» в 1849 г. отмечал, чтоНевский флот «будет постарее всех европейских яхт-клубов», но «учрежденныйдовременно и насильственно, он мог существовать только при его (Петра) воле».
Первымофициальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. ИмператорскийСанкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.
K1859 г. активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенноон превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей кспорту никакого отношения.
Кэтому времени парусным спортом начали увлекаться столичное состоятельноечиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорскийяхт-клуб.[В 1858 г. несколько таких любителей водного спорта организоваликружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе вниманиепетербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организациялюбителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков».После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальноенаименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 г. открыл свойпервый спортивный сезон.
Черезпять лет Речной яхт-клуб насчитывал в своем составе около двухсот членов и имелспортивный флот — более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации ипроведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения:созданная в 1864 г. шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразныесуда — от гребных ботиков до многотонных яхт.
В1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Мореходные классы,которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных ишлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного идальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.
В1875 г. мастерские яхт-клуба построили первый в России буер «Метель», положивтем самым начало развитию буерного спорта в стране.
Большойинтерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил егоруководителей начать в 1873 г. издание «Памятного листка Санкт-ПетербургскогоРечного яхт-клуба». Это первое в истории русского парусного спортапериодическое издание сразу стало популярным и в следующем, 1847 году былопреобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал«Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство попарусному спорту «Моряк-любитель» (автор Вандердекен).
Затемпоявились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началудевятисотых годов любители занимались парусным спортом в 68 клубах и обществах.
4В 90-х годах была предпринята попытка выработать единые правила дляупорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897г. по инициативе Невского яхт-клуба был созван «Первый Всероссийский съездлюбителей и деятелей яхтенного и вообще водного спорта». Однако рекомендации ирешения съезда ничего не изменили в узкоместнической практике работыяхт-клубов. Спустя десять лет петербургский журнал «Яхта, оценивая обстановкутого времени, писал, что все яхт-клубы и парусные общества жили каждый «своейобособленной жизнью, на манер отдельных государств… нередко становясь даже вявно враждебные друг другу отношения».
/Вмарте 1912 г. был создан Российский парусный гоночный союз (РПГС).Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов.Черезмесяц, 7 апреля, РПГС был принят в члены Международного союза парусныхсоревнований (ИЯРУ) и получил право на участие в олимпийских гонках вСтокгольме. Из пяти записанных и допущенных к гонкам русских яхт только одназаняла призовое место и вернулась в Петербург с бронзовой медалью. Это была10-метровая яхта международного класса «Галлия-П» (рулевой Я. Шомакер).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта seawolfs.narod.ru/