Возникновение политических партий в Судане и эволюция их идеологических платформ

Возникновение партий в Судане относится ко второй половине 40-х годов. В 1945 г. Генеральный конгресс выпускников, являвшийся общесуданской просветительской организацией, из-за внутренних трений, инспирировавшихся и поощрявшихся британскими колонизаторами, раскололся на несколько политических партий и группировок. В их числе были партии Аль-Умма (“Нация”) и Аль-Ашикка (“Братья”).
Аль-Умма выражала интересы прежде всего феодально-племенной верхушки, компрадорской буржуазии, крупных чиновников, связанных с колониальными властями, и превратилась в политическую организацию самой крупной в Судане мусульманской секты Аль-Ансар. Программа Аль-Уммы носила откровенно антидемократический характер. Она требовала развития Судана только на основе принципов ислама, запрещения участия профсоюзных и студенческих организаций в политической жизни страны. На протяжении всего периода своего существования эта партия почти всегда находилась на переднем крае консервативных сил Судана, неуклонно проводила в жизнь политику подавления национально-патриотических сил страны. К Аль-Умме обычно примыкал суданский филиал межарабской фундаменталистской организации “Братья-мусульмане”. В 1966 г. в Аль-Умме произошел фактический раскол на радикальное и консервативное “крылья”. В настоящее время она имеет в Судане, по оценочным данным, до 4 млн. сторонников.
Партия Аль-Ашикка в 1952 г. объединилась с несколькими буржуазно-националистическими группировками и стала называться Национально-юнионистской партией (НЮП). В нее входили, главным образом, представители феодально-помещичьих кругов, национальной и компрадорской буржуазии. Кроме того, НЮП оказалась тесно связанной с руководством мусульманской секты Аль-Хатмийя, которая по традиции придерживалась проегипетской ориентации. После прихода в 1964 г. к власти НЮП вместе с другими силами отказалась от лозунга за союз с Египтом и формально встала на антиимпериалистические позиции. Политике НЮП внутри страны было присуще сочетание социальной демагогии по поводу “строительства социализма в соответствии с исламским шариатом” с неуклонной защитой интересов национального капитала, с готовностью идти на компромисс с традиционными феодально-племенными кругами.
Социальная неоднородность как Аль-Уммы, так и НЮП приводила на всем протяжении их существования и по сей день приводит к острой как межпартийной, так и внутрипартийной борьбе за выживание, влияние и, в конечном счете, – за власть. Эта борьба привела, в частности, к тому, что в 1956 г. из НЮП вышли сторонники секты Аль-Хатмийя, образовавшие самостоятельную Народно-Демократическую партию (НДП), которая просуществовала до 1967 г. НДП явилась выразителем интересов антиимпериалистической части национальной буржуазии, интеллигенции и части феодально-племенной верхушки секты Аль-Хатмийя. В программе НДП, принятой в январе 1956 г., утверждалось, что “партия стремится к осуществлению социалистических принципов, не противоречащих духу ислама”, который должен быть признан государственной религией.
Во внутренней политике НДП придерживалась курса на осуществление демократической аграрной реформы, национализацию крупных предприятий промышленности, энергетики и транспорта, на образование частно-государственного сектора из средних промышленных предприятий и на сохранение в частной собственности предприятий легкой и пищевой промышленности. НДП выступала за государственный контроль над торговлей и кредитно-финансовой системой.
В декабре 1967 г. НДП объединилась с НЮП в Юнионистско-демократическую партию (ЮДП). В политическом курсе ЮДП возобладали социально-политические тенденции, унаследованные главным образом от политики НЮП. В настоящее время ЮДП имеет в Судане, по некоторым данным, около 5 млн. сторонников. Аль-Умма, НЮП И НДП, получившие с течением времени определение “традиционных” партий, втягивали в сферу своего влияния значительные контингенты крестьян, рабочих и интеллигенции, Несмотря на это, как показала практика, в периоды кризисов традиционные партии выступали против национально-патриотических сил.
В стране действовали и южносуданские политические группировки. Важнейшим среди них был Судано-африканский национальный союз (САНС), созданный в 1963 г. В уставе САНС (1965 г.) политические цели партии были определены следующим образом: борьба за создание федерации между Севером и Югом, обеспечение единства южносуданских провинций как единого района или территории; борьба с трибализмом; сохранение в Южном Судане социальных форм общественной жизни.
После военного переворота 25 мая 1969 г., получившего название “Майской революции”, деятельность партий в Судане была запрещена. Традиционные партии ушли в подполье. Ряд их лидеров был арестован, другие эмигрировали.
В 1972 г. в Судане был установлен однопартийный режим. Его руководство приходит к мысли о необходимости создания Суданского Социалистического Союза (ССС), который стал бы единственной разрешенной в стране политической организацией, объединяющей пять главных национальных сил – крестьян, рабочих, солдат, интеллигенцию и национальный капитал. Учредительный съезд ССС состоялся в январе 1972 г. На нем присутствовали 1053 делегата, в основном назначенных властями и представлявших государственные структуры и армию. Съезд утвердил программу и устав Союза. Были сформированы и его руководящие органы: политбюро, центральный комитет, генеральный секретариат. Таким образом на съезде была решена задача формирования организационной структуры ССС от первичных организаций до руководящих органов на всех уровнях. В основу такой структуры были положены принципы “национального единства” в условиях примирения классов. Председателем стал тогдашний президент Судана Дж.М. Нимейри, а генеральным секретарем М.А. Абу Зейд.
судан идеологический политическая партия
Абсолютизация национальных интересов при игнорировании роли и объективных интересов различных классов суданского общества с самого начала создания обрекали ССС на пассивное существование. Разношерстность членов и руководства ССС в плане их социальной принадлежности и политической ориентации всегда таили в себе предпосылки столкновения интересов различных групп и прослоек внутри самой организации. Наконец, с самого начала ССС обрекался на пассивную роль в политическом развитии страны отсутствием четкой и целостной идеологической доктрины, которая служила бы обязательной общей платформой для сплочения всех членов ССС.
В январе-феврале 1974 г. состоялся I-й съезд ССС, который означал начало практического функционирования организации. На съезде в качестве национальной цели была выдвинута программа “главной социальной и экономической проблемы суданского народа” – роста и развития. К началу I-го съезда численность ССС составила 2247 тыс. человек. Однако, несмотря на массовость, во время самой серьезной и опасной для режима “Майской революции” попытки государственного переворота 2 июля 1976 г. ССС продемонстрировал крайнюю недееспособность и не сыграл никакой роли в подавлении мятежа. Неспособность ССС поднять массы на защиту режима в ходе попытки переворота с очевидностью потребовала улучшения качественных характеристик этой партии, т.е. повышения боеспособности и деловитости путем развертывания внутри нее кропотливой организационной и идеологической работы. Суданская верхушка вместо этого сделала упор на объемные показатели, т.е. рост численности рядов ССС, вовлекая в эту организацию почти поголовно все взрослое население страны. На состоявшемся в январе 1977 г. II-ом съезде ССС было объявлено, что число членов организации достигло 3978 тыс. человек.
II-ой съезд лишний раз продемонстрировал, что содержание антиимпериалистических и даже антикапиталистических лозунгов революции 25 мая 1969 г. было окончательно выхолощено (хотя сами лозунги формально еще провозглашались), а существующий в стране режим выражал интересы не трудящихся масс, а национальной буржуазии. Имевшиеся в Судане национально-патриотические силы собирались выступить на этом съезде с собственными инициативами и создать оппозицию традиционалистам. Однако в силу крайней раздробленности национально-патриотических сил, довольно серьезных внутренних противоречий между их различными отрядами, им не удалось выполнить этот замысел. II-ой съезд поддержал кандидатуру Дж.М. Нимейри для переизбрания на пост президента страны на второй пятилетний срок. Это означало, что делегаты съезда, в большинстве своем не избранные на него демократическим путем, а назначенные или специально отобранные, одобрили диктаторские тенденции в правлении Нимейри, к которым он все чаще прибегал в повседневной практике.
Во второй половине 1977 г. в Судане был объявлен официальный курс на так называемое национальное примирение с названными выше партиями и организациями, действовавшими в подполье и за пределами Судана. Эти силы, опирающиеся на поддержку консервативных арабских режимов и, в первую очередь, Саудовской Аравии, требовали роспуска ССС или, по меньшей мере, выведения из его руководства последних сторонников демократических преобразований.
Одной из основных причин недееспособности ССС изначально являлись условия приема и членства в нем. Для значительной, если не сказать основной, части членов ССС нахождение в его рядах не означало приверженность демократическим принципам, провозглашенным “Майской революцией”. Сделав в канун II-го съезда упор на массовое, практически поголовное привлечение всех взрослых граждан страны в члены ССС, руководство обрекло организацию на аморфность и неизбежный распад в будущем при возникновении какой-либо критической ситуации. Ведь реальной силой в ССС могли считаться 20 тыс. профессиональных функционеров-аппаратчиков, а не 4 млн. членов. Кроме того, привлечение в ряды ССС выходцев из различных социальных слоев – от рабочих до буржуазии, – заключило в себе потенциальную возможность раскола.
Первичной организацией ССС являлась ячейка в деревне или городском квартале, формировавшаяся по территориальному признаку.25% членов ячейки должны были составлять женщины. Первичные ячейки объединялись в районные, областные и провинциальные организации. Губернатор каждой из провинций являлся одновременно секретарем ССС провинции. Верховным органом ССС являлся съезд, проводившийся раз в три года. На каждый такой съезд избиралось 1,5 тыс. делегатов. Съезд избирал 180 членов ЦК ССС, собиравшихся ежегодно на пленумы. Однако члены Политбюро не избирались на пленумах ЦК ССС, а назначались председателем ССС, т.е. президентом Дж.М. Нимейри, с одобрения ЦК.
Все 250 кандидатов в депутаты тогдашнего Народного собрания (парламента) Судана предварительно утверждались руководящими органами ССС. Основные законодательные предложения вносились в Народное собрание президентом, однако предварительно они рассматривались на Политбюро ЦК ССС. Все важные политические акции и программы сначала обсуждались в ЦК ССС, а затем передавались в правительство, контролировавшееся Народным собранием. Другими словами, централизация и монополизация власти имела всеобъемлющий характер.
К началу 80-х годов руководящие органы ССС состояли из Политбюро ЦК ССС в составе 27 человек, включая председателя и генерального секретаря, Регионального секретариата ССС для Южного Судана, секретарей специализированных комиссий ЦК ССС, 18 губернаторов-секретарей ССС провинций и директора Бюро по делам местных органов власти при секретариате ЦК ССС.
Секретари специализированных комиссий ЦК ССС возглавляли следующие основные направления: по иностранным делам, вопросам информации, идеологии и пропаганды, по организационным вопросам, по вопросам развития, по делам сельских районов, по вопросам кооперации, по делам торговцев и предпринимателей, по делам регулярных войск и т.п.
Под руководством этих комиссий, составлявших Секретариат аппарата ЦК, функционировали все профсоюзные, женские, молодежные и другие общественные организации Судана, являвшиеся по сути дела придатками ССС.
В феврале-марте 1983 г. был проведен IV-ый съезд ССС. Он вновь избрал на пост председателя ЦК Дж.М. Нимейри и создал постоянные подкомитеты ЦК ССС по политическим делам, по делам общественных организаций, организационный подкомитет, подкомитет по делам народных собраний, социальной политике, экономической политике, регулярных вооруженных сил Судана. Кроме того, было избрано исполнительное бюро ЦК в составе 30 человек. Сам ЦК на это время состоял из 120 человек. В марте 1983 г. был назначен и первый секретарь ЦК ССС – Бадр ад-Дин Сулейман.
Среди альтернативных партий функционировала и созданная в 1946 г. Суданская коммунистическая партия (СКП), которая до 1956 г. называлась Суданское движение за национальное освобождение. В течение многих лет СКП действовала нелегально. Однако в октябре 1964 г. после свержения диктатуры генерала Ибрагима Аббуда представители СКП вошли в состав коалиционного правительства и были избраны в парламент. Но уже в декабре 1965 г. под давлением антипатриотических сил был принят закон о запрещении СКП, после чего она вновь перешла на нелегальное положение.
В октябре 1967 г. был проведен IV-ый съезд СКП, на котором были приняты новый устав и программа партии. В программе были выдвинуты задачи осуществления масштабных социально-экономических преобразований с целью улучшения положения народных масс в процессе осуществления национально-демократической революции.
СКП поддержала майские выступления демократически настроенных военных 1969 г. и преобразования в стране, декларированные новым режимом. В верховный орган новой власти – Революционный совет, а также в правительство наряду с военными вошли гражданские лица, в т. ч. представители СКП. Тем не менее, Аль-Умма, ЮДП и другие партии были запрещены. Юридически это положение распространялось и на СКП. Поэтому после Майской революции СКП фактически находилась на полулегальном положении. В дальнейшем в рядах демократических, национально-патриотических сил Судана начались разногласия, которые все больше углублялись и обострялись под воздействием многочисленных не только внутренних, но и внешних факторов. Острая борьба политических сил в Судане по каждому принципиальному вопросу развития страны со второй половины 1970 г. ослабляла блок демократических сил. Это привело к открытой борьбе по вопросу об углублении важнейших социально-экономических преобразований. Мелкобуржуазное по своей природе суданское руководство не смогло противостоять действиям антинациональных сил. Подобное развитие событий таило в себе опасность либо свержения режима Майской революции, либо его перерождения и забвения тех идеалов и целей, ради которых она совершалась.
В сложившихся условиях группа левонастроенных офицеров предприняла 19 июля 1971 г. безуспешную попытку осуществить государственный переворот с целью более последовательного выполнения задач Майской революции. После неудавшегося переворота последовала кампания репрессий против СКП и других национально-патриотических сил. СКП с этого момента вновь переходит на нелегальное положение. В настоящее время СКП имеет в Судане, по опубликованным данным, не более 100 тыс. сторонников.
Новый этап в деятельности и самом существовании политических партий Судана, в их ожесточенной борьбе за выживание и влияние на политический курс страны, начинается в середине 80-х годов. К этому времени на всей территории Судана действовало около 40 партий.
6 апреля 1985 г. в условиях нараставшего общенародного недовольства политикой режима Нимейри власть в свои руки вновь взяли военные во главе с генерал-полковником Сиваром ад-Дагабом. Были распущены ССС и служба государственной безопасности, арестованы многие руководящие деятели прежнего режима, назначены новые губернаторы регионов, проведена амнистия политических заключенных и легализованы действовавшие в подполье политические партии, включая СКП. Народные массы получили возможность пользоваться политическими свободами – слова, собраний, объединения в профсоюзные и прочие организации, в политические партии.
Еще в канун переворота – 5 апреля 1985 г. был сформирован Союз национальных сил спасения (СНСС) – общественно-политическая межпартийная организация. Она разработала хартию, в которой были выдвинуты две главные цели. Первая из них заключалась в ликвидации структур прежнего режима и всех последствий его правления, а вторая – в закладке основ демократической и свободной жизни, в укреплении государственной самостоятельности.
В соответствии с хартией, переходный от военного к гражданскому правлению период должен был продолжаться один год и закончиться всеобщими выборами в Учредительное собрание. Такие выборы были проведены в апреле 1986 г., Но в 37 избирательных округах южных регионов выборы не состоялись из-за продолжающихся там военных действий народно-освободительной армии Судана (НОАС) против войск центрального правительства.
Большинство голосов получили кандидаты от Аль-Уммы (99 мест в парламенте) и ЮДП (63 места), которые и сформировали коалиционное правительство. Премьер-министром и министром обороны стал известный политический деятель Судана, лидер Аль-Уммы Садык аль-Махди. Ряд постов в правительстве заняли представители новых политических партий юга страны, в т. ч. Политической ассоциации Юга, Суданской народной федеральной партии, Южной народной прогрессивной партии, Суданского Африканского конгресса.
51 место в Учредительном собрании получил Национальный исламский фронт (НИФ). Организационно НИФ как партия суданских фундаменталистов оформился в 1985 г. После выборов 1986 г. в последующие годы представители НИФ неоднократно входили в состав правительства. В 1986-89 гг. НИФ активно внедрял своих членов в общественные организации, в учреждения высшего и среднего образования, интенсивно работал в массах. Вместе с тем, отсутствие у НИФ оформленной идеологической платформы привело к тому, что в его рядах собрались исламисты самых разных направлений, между которыми возникли неизбежные разногласия. Особенно значительными они были между вошедшими в НИФ “Братьями-мусульманами”, ваххабитами и сторонниками Хасана ат-Тураби. Меры, принимавшиеся руководством НИФ по противодействию активности “Братьев-мусульман” привели к тому, что часть молодежи отошла от НИФ.
В своем программном выступлении в Учредительном собрании в июле 1986 г.С. аль-Махди, в частности, обязался отменить действия законов шариата, введение которых, по его словам, было искажением ислама, и подверг резкой критике помощь, оказываемую некоторыми иностранными государствами фундаменталистам Судана. Он пообещал, что постоянная конституция, проект которой должен был быть разработан Учредительным собранием, не будет принята до проведения выборов в 37 избирательных округах юга страны. Однако ни в программном заявлении С. аль-Махди, ни в принятой парламентом программе ничего не говорилось о путях решения существующих острейших социально-экономических проблем страны. Ставка делалась на административные и технократические методы их решения в интересах феодалов и буржуазии и представлявшие их интересы политические партии.
Неспособность руководства страны решить указанные проблемы – преодолеть экономический кризис, добиться урегулирования проблемы Юга, продолжить начатый в апреле 1985 г. процесс демократизации общественно-политической жизни привела к падению второго коалиционного правительства С. аль-Махди. К сентябрю 1987 г. стало очевидным, что развал правящей коалиции Аль-Умма – ЮДП неизбежен. Страна вступила в полосу затяжного правительственного кризиса.
Обострению внутриполитической обстановки способствовала активизация мусульманской реакции, прежде всего НИФ. Представители НИФ развернули широкую кампанию по дискредитации “коалиционного правительства” В сложившейся обстановке представители ведущих политических партий осознали необходимость поиска путей к преодолению противоречий. В апреле 1988 г. Аль-Умма, ЮДП и НИФ достигли согласия о создании коалиционного правительства. Такое правительство было сформировано в мае 1988 г. Его вновь возглавил С. аль-Махди. Основными задачами правительства “национального единства” были провозглашены: принятие нового законодательства вместо исламских законов 1983 г., созыв общенациональной конференции для внесения изменений в конституцию, улучшение экономического положения страны, строгое соблюдение принципов неприсоединения.
Тем временем, наиболее острой внутриполитической проблемой Судана продолжала оставаться проблема Юга. Провал попыток военного подавления южносуданского движения, ухудшение материального положения народных масс резко обострили обстановку в стране в конце 1988 г. – начале 1989 г., привели к поляризации политических сил. Под давлением армейского командования в марте 1989 г. было сформировано новое правительство С. аль-Махди, в котором наряду с Аль-Уммой и ЮДП были представлены СКП и профсоюзы. НИФ от участия в этом правительстве отказался.
Обстановка в стране продолжала оставаться крайне напряженной. Коалиционное правительство, раздираемое внутренними противоречиями, оказалось не в состоянии вывести страну из экономического кризиса, принять меры для улучшения положения народа. Последствия такого состояния не заставили себя ждать.30 июня 1989 г. в Судане произошел военный переворот, было приостановлено действие временной конституции 1985 г., распущены парламент и правительство, запрещены политические партии и профсоюзы.
Очередной военный переворот получил официальное название “революции национального спасения”. Место многопартийного кабинета С. аль-Махди занял Совет командования революции национального спасения (СКРНС) во главе с генералом Омаром аль-Баширом. На СКРНС было возложено осуществление высшей законодательной и исполнительной власти. Однако на деле “революция национального спасения” привела к власти упоминавшийся выше НИФ, формально распущенный в 1989 г. НИФ стал фактически заправлять всеми делами в государстве, определяя его внутри – и внешнеполитические приоритеты. НИФ добился, в частности, восстановления действия в Судане шариата. Милиция НИФ составляет 80 тыс. человек, т.е. достигает почти половины численности суданской национальной армии (180 тыс. человек). Служба безопасности НИФ контролирует армию и полицию, внедрена в гражданские структуры. Это вызывает нарастающее недовольство военной верхушки – основной опоры современного режима.
Правительство Судана под давлением НИФ предоставляет убежище исламским группировкам из разных стран. На территории Судана расположены лагеря по подготовке боевиков, готовых действовать во имя Ислама. Лидером НИФ является известный суданский политический деятель Хасан ат-Тураби, который в 80-е годы возглавлял суданских “Братьев-мусульман”.
В феврале 1994 г. суданская оппозиция обратилась к ООН с требованием немедленно ввести жесткие международные санкции против военного режима в Хартуме. В специальном заявлении пяти основных оппозиционных партий Судана говорилось, в частности, что официальные суданские власти “поощряют и поддерживают террористические организации в регионе и открыто вмешиваются во внутренние дела соседних арабских государств”. Оппозиция также обвинила режим О. аль-Башира в нагнетании напряженности на юге страны и “провоцировании нового витка гражданской войны в южносуданских провинциях”, что привело к значительному увеличению числа суданских беженцев, десятки тысяч которых были вынуждены покинуть свои дома и спасаться бегством в других африканских странах.
В августе-сентябре 1991 г. в Александрии (Египет) состоялся чрезвычайный съезд ЮДП. В нем приняли участие делегаты как от эмиграции, так и от подпольных ячеек партии внутри Судана. Съезд констатировал, что политика террора, проводимая нынешним суданским режимом, привела к гибели тысяч людей, голоду и разрухе, появлению огромного числа беженцев. ЮДП призвала все силы суданской оппозиции к сотрудничеству для выработки формулы будущего политического устройства Судана. Основой социального мира без расовой или классовой дискриминации должны стать, по мнению ЮДП, принципы либеральной демократии и прав человека.
Выводы съезда ЮДП подтверждаются свидетельствами международных организаций. В мае 1993 г. по данным, опубликованным во Всемирном руководстве по гражданским правам, из 104 стран, обследованных на предмет соблюдения гражданских прав, хуже чем в Судане положение было лишь в Бирме и Ираке. В этом документе отмечается, что в Судане нет независимых газет, свободы слова, нет современного цивилизованного законодательства, нет наказаний виновных в политических убийствах, пытках, содержании под арестом без суда. Не разрешены какие-либо политические партии и организации, профсоюзы распущены, призывы к забастовке наказываются смертной казнью.
В октябре 1993 г. СКРНС самораспустился и назначил своего лидера Омара аль-Башира президентом страны. Накануне своего самороспуска СКРНС выпустил так называемый конституционный декрет, в котором определил основные принципы политической системы Судана, основу которой в условиях запрета политических партий должны были составить так называемые народные конгрессы, наподобие действующих в соседней Ливии.
Декретом было определено, что срок действия президентского мандата генерала Башира начинается со дня принятия им присяги. Однако, перед кем он должен принимать эту присягу, в декрете не говорилось. Можно лишь полагать, что перед имитирующим парламент Национальным собранием переходного периода, члены которого были назначены режимом в 1991 г. К президенту перешли все полномочия СКРНС и премьер-министра, за исключением права принятия конституционных декретов, объявления войны и чрезвычайного положения. Эти функции были возложены на Национальное собрание переходного периода.
В декрете был подтвержден статус ислама как государственной религии, но в качестве нововведения признавалось право существования и других религий, выбор которых зависит от “свободной воли индивидуумов”. Появление в “конституционном декрете” упоминания о свободе вероисповедания своей главной целью имело, как представляется, создание более привлекательного образа суданского режима в условиях его международной изоляции, в которой он оказался, попав в августе 1993 г. в подготовленный в США черный список стран, поддерживающих терроризм.
В марте 1996 г. в Судане состоялись комбинированные президентские и парламентские выборы. Помимо того, что военный режим решил, наконец, придать себе черты легитимности, выборы преследовали и другую цель – показать незыблемость исламских устоев в Судане. Учитывая бойкот выборов оппозицией, действующий запрет на деятельность политических партий и неучастие в выборах 11 южных штатов, из 10 млн. человек, имеющих право голоса, в выборах приняли участие только 5,5 млн.
Из 400 мест в Национальном совете (парламенте) подавляющее большинство досталось сторонникам Хасана ат-Тураби – лидера НИФ, а сам он занял пост председателя Национального совета. При этом на деле в Национальный совет выбиралось чуть более половины депутатов, поскольку 125 депутатов вошли в состав парламента по решению действовавшего с 1992 г. переходного законодательного органа, а 47 были избраны автоматически на безальтернативной основе.
На пост президента баллотировалось 40 кандидатов, но победа действующего президента О. аль-Башира сомнений ни у кого не вызывала, что действительно и произошло. Он набрал 75,7% всех поданных голосов и формально вступил в должность на новый пятилетний срок.
Оппозиция тем временем, осознав, что по одиночке ни одна из ее партий не сможет выжить, объединилась в Национальный демократический союз (НДС), штаб-квартира которого базируется в Эритрее. В 1997 г. НДС объединял все основные организации, оппозиционные хартумскому режиму. Его политический лидер – Мухаммед Осман аль-Миргани – один из старейших политических деятелей Судана, лидер ЮДП. Руководство военными операциями осуществляет Джон Гаранг, командующий НОАС. Дипломатическое представительство НДС выполняет глава партии Аль-Умма Садык аль-Махди, который считает, что оппозиция полностью исключает какой-либо диалог с режимом Башира-Тураби. По его мнению, три фактора – боевые действия отрядов оппозиции, народное восстание внутри страны и переход армии на сторону оппозиции – обеспечат падение нынешнего режима.
На территории Южного Судана функционирует большое число партий и военно-политических группировок, формируемых преимущественно на этнической и племенной основе. На освобожденных от федеральных войсках территориях они действуют открыто, а на занятых северянами – нелегально. Нередко они враждуют между собой. Крупнейшим из них является упоминавшийся выше Судано-африканский национальный союз (САНС). Другой крупной политической партией, действующей на юге страны, является Суданский Африканский конгресс (САК). Он был сформирован в апреле 1985 г. на полиэтнической базе, но преобладающими в его составе являются представители нилотских племен, главным образом племени динка. По имеющимся данным, САК представляет собой скорее кружок лево-центристской ориентации, чем партию, нацеленную на мобилизацию масс. Из всех партий южан САК – единственная, которая обладает сформулированной идеологической платформой, представляющей собой смесь национализма, этнической “африканской” гордости, защиты парламентаризма и социал-демократических экономических взглядов. В целом САК солидаризируется с политической линией Народно-освободительной армии Судана (НОАС), сформированной в 1983 г. полковником Джоном Гарангом из разрозненных партизанских отрядов южан, боровшихся против хартумского правительства.
В апреле 1997 г. правительство Судана подписало соглашение о мире с пятью военно-политическими организациями южан, отколовшимися от Народно-освободительной армии Судана (НОАС) под командованием Джона Гаранга: НОАС – Бахр-эль-Газаль, Силы обороны Экваториальной провинции, Движение за независимость Каваз-Маквеи, Движение за независимость Бора и Движение за независимость Южного Судана (ДНЮС). Соглашение включает в себя обещание свобод, запрещает дискриминацию и предусматривает промежуточный период для восстановления Юга, установления демократической системы и начала референдума о самоопределении, в ходе которого жители Юга могут выбрать единство или отделение.
Установление исламского государства в Судане путем использования жестких принудительных мер привело к тому, что большинство бывших лидеров политических партий находится в оппозиции режиму, действует в подполье и эмиграции и требует создания правового и демократического государства, критикуя действия исламистов. Разногласия по этому вопросу возникают и среди руководителей НИФ, поскольку ни исламизация, ни введение законов шариата не решили социально-экономических проблем страны и не остановили продолжающуюся гражданскую войну между Севером и Югом.
В результате Судан оказался вне рамок мировой торговли. МВФ и МБРР бойкотируют Судан, а это означает, что никаких внешних займов по этой линии Хартум не получает. Европейский Союз также приостановил оказание объявленной ранее помощи Судану на 400 млн. долл. Из-за массовых нарушений прав человека.
Страну продолжает сотрясать глубокий экономический и социальный кризис, угроза массового голода и стихийных бедствий. Все это увеличивает число сторонников партий, оппозиционных режиму Башира-Тураби, и их шансы на официальное возрождение в условиях неизбежно грядущих перемен.
Литература
1. Population and human resources development in the Sudan. – lovwa, 1994. – С.21.
2. UN Integrated Regional Information Net Work (Internet), 06.07., 14.07.1999; SUNA (Хартум), 19.06, 29.06, 14.07, 1999.
3. Аль-Анба. – Хартум, 06.06.1999.
4. Economist. – 1999. – Vol.350. – № 8108. – С.43; Гусаров В.И. Социально-экономическое развитие Судана. – М., 1983. – С.66; Новое время. – 1997. – № 35. – С.27; Ат-Такрир аль-истратиджий, с.160-161.
5. Аль-Кувват аль-мусалляха. – Хартум, 29.05.1999.
6. Аль-Банна, Хасан. Машакилюна фи дуу ан-низам аль-исламий – маджмуат расаиль аль-имам аш-шахид (Наши проблемы в свете исламского строя: Сборник посланий имама-мученика). – [Б. м., б. г.] (на араб. яз.). – С.373.
7. ИТАР-ТАСС.01.06.1999.
8. ИТАР-ТАСС.07.05.1999.
9. ИТАР-ТАСС.14, 22.05, 17.11.1999 г.