Факультетменеджмента
Кафедрафизического воспитания
Тема:«Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при занятиях физическойкультурой и спортом»
(контрольнаяработа)
подисциплине: «Физическая культура»
Содержание
1. Введение
2. Врачебный педагогический контроль впроцессе физического воспитания
3. Самоконтроль в процессе физическоговоспитания и спортом
4. Заключение
5. Список
Введение
Человек как личность формируется в процессеобщественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура испорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях,тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносятбольшие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка,сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований отусилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересамколлектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у нихтаких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность,уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Умственное воспитание. На занятиях физическойкультурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способахвыполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков вжизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требованиягигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание,восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.
Исследования показывают, что занятия физическимиупражнениями способствуют совершенствованию органов чувств,мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия,развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.
Трудовое воспитание. Сущность трудовоговоспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств исвойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественнополезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессезанятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижениямаксимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняютфизические упражнения.
Эстетическое воспитание. В физической культуре испорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека,развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасноев поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных достепени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста.Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурномкатании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом,альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствоватьпрекрасное в природе.
Связь занятий физическими упражнениями с эстетическимвоспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не толькоформировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитаниеморально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Врачебный-педагогический контроль в процессефизического воспитания
Занятия физическими упражнениями оказывают наорганизм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия.Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдениемпринципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическоеразвитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма,способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий,пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивностифизической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностейзанимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вредздоровью.
Массовое привлечение к занятиям физической культуройи спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленноговрачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу ивозрасту, а также и другим показателям эту группу занимающихся распределяют последующим медицинским группам:
1-я — практически здоровые люди, не обращающиесяс жалобами к врачам, обладающие достаточной для своего возраста физическойподготовленностью.
2-я — лица с возрастными изменениями, сопровождающимисянебольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации,или начальными формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, атакже практически здоровые люди с недостаточной физической подготовленностью.
3-я — лица со сниженной функциональной адаптацией,отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, сослабой физической подготовленностью.
Лица старшего и пожилого возраста со значительнымиотклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебнойфизкультуры лечебно-профилактических учреждений для занятий под наблюдениемврачей.
При отсутствии противопоказаний обследуемому выдаетсясправка, дающая право заниматься физическими упражнениями вфизкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состоянияздоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятийзанимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.
Важной составной частью медицинских обследованийявляются врачебно-педагогические наблюдения и контроль за нагрузками. Крометого, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведетсясанитарно-просветительная работа среди занимающихся.
Врач принимает участие в методической работе, даетсоответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руководствоватьсятаблицей ограничений и противопоказаний.
Все студенты,занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию илисамостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополнительныемедицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенныхзаболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлениюпреподавателя физического воспитания.
Самоконтрольв процессе физического воспитанияи спортом
Врачебныйконтроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если онибудут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль — существенное дополнение врачебногоконтроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязанвести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно установить наличиетех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимыемеры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вестирегулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения втренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся,осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворноедействие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведениюдневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятийв группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля,раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Рост — важный показатель физического развития. Но ондолжен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки,ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисленияпоказателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояниефизического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристикфизического состояния человека и является показателем развития его организма.Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста(в см) условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая груднаяклетка — показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкогоздоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе),при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется экскурсиейгрудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряетсядинамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружностигрудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук длямужчин — 60—70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это силамышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, родазанятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинаетпадать.
Спирометрия. ЖЕЛ — это объем воздуха, который можновыдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, атакже эластичность легочной ткани.
Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольношироких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и другихпоказателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей,плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.
Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособностьво многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Каждому человеку присуща своя частота пульса. Всостоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет60—80 уд/мин, у женщин она на 5—10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положениятела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическимиупражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделениеспособствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулируеттемпературу тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.
В покое за 1 ч с поверхности кожи человекавыделяется 36—60 г воды, а за сутки — 900 г. Умеренная нагрузка вызываетпотерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару — до 8 л.
Потоотделение зависит не только от нагрузки итемпературы воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки потоотделениеуменьшается, а масса тела почтя не изменяется.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ
Настроение играет большую роль в жизни человека.Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.
Но спорт, физическая культура, в свою очередь,улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своихсилах.
Когда человек находится в хорошей спортивной форме,он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическимиупражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца,легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервныхимпульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга ине вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровыелюди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.
Самочувствие — это своеобразный барометр влиянияфизических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузкисопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время,необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособностинепосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложныйфизиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющийна другие системы и органы человеческого организма.
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность егозаключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головногомозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многихпричин.
Сон должен быть достаточным и регулярным, но неменее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках — 8—9 ч.
Полезно перед сном совершить прогулку на свежемвоздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5—2 ч досна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходитболее активно.
В первые дни занятий масса тела уменьшается, таккак расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, ноодновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив,легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного режима, повышеннойнагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильностиили неправильности методики занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается какхороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение — это ощущение частых и сильных ударовсердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается илизамедляется, т. е. бывает неритмичным.
Сердцебиение является, как правило, признаком повышеннойвозбудимости нервного аппарата сердца.
Время возникновения сердцебиения, его характер,продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать вдневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различныхзаболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваныутомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.
Длительные головные боли — признак серьезной болезни(малокровия, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных, нервных идругих заболеваний).
Иногда головные боли и головокружения появляютсяпри занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль,который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются,определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностьюлегких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушениекровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным инаружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислородаи избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка — это учащенное дыхание. Она сопровождаетсячувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа,занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку.После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. Приэтом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастаниятренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятияили у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляютсяболи в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель иявляются свидетельством активной перестройки организма.
У занимающихся физической культурой круглогодичноэти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстровосстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственныхсредств помогают быстрее снять боли в мышцах.
Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье — вобласти печени или в левом — в области селезенки после больших физическихнапряжений. По своему характеру это тупые боли.
Появление болей в левом подреберье объясняется переполнениемселезенки кровью, в правом подреберье — переполнением кровью печени.
Эти болиобусловлены разными причинами — чрезмерным напряжением, неправильным дыханием,тренировкой после приема пищи, с нарушениями в работе сердца.
Заключение
Наблюдение за спортивными результатами — важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применениясредств и методов занятий, тренировочных нагрузок.
При сравнениипоказателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом,планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное иосмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями,помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем,стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норми правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждатьсостояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентовспециальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать своидневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу,советоваться по вопросам двигательного режима, питания.
Список использованной литературы
1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительнаягруппа»,1997 г.
2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.
3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическаялитература», 2001 г.
4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.